Моя учебная (психологическая) практика проходила на базе ГУО «Гимназия №3 г. Барановичи». Продолжительность практики с 3 января по 29 января 2011 года. ГУО «Гимназия №3 г. Барановичи» работает по шестидневной рабочей неделе. Количество учителей в школе 116 человек.
Директор учреждения - Разумович В.Н., заместитель директора по воспитательной работе Слабко Н.С., завучи по учебной работе Потапенкова С.И., Марченко С.Б., Жмайлик С.И., Кунцевич В.В., педагог - психолог Адамчик И.М., социальные педагоги Мархель И.С., Захарова А.Л. В гимназии 53 классных комплекта. Общее количество учащихся 1150. ГУО «Гимназия №3 г. Барановичи» представляет собой просторное помещение, включающее необходимое количество классов, актовый зал, физкультурный зал, библиотека, столовая, медпункт, радиоузел. Гимназия в достаточной степени обеспечена необходимым учебно-методическим материалом, спортивным инвентарём. Все помещения укомплектованы необходимой мебелью, которая соответствует необходимым стандартным требованиям. Интерьер школы эстетично и интересно оформлен, что создаёт уют и доброжелательную атмосферу. На прилегающёй территории данного учреждения расположен стадион, учебно-опытный участок.
Школьный психолог - Адамчик Ирина Михайловна. Стаж работы один год, образование высшее. Кабинет психолога находится на 2 этаже и является отдельным помещением для работы психолога. Кабинет очень маленький по площади, без окна, цветовая гамма кабинета выдержанна в приятных глазу, успокаивающих тонах. В кабинете, благодаря цветовой гамме, создается уютная и благоприятная атмосфера. В кабинете имеется: шкафы для хранения документации и пособий, компьютер, рабочий стол и стулья, два мягких кресла, набор психодиагностических методик и психокоррекционных программ, широкий выбор методической и психологической литературы, раздаточный материал (бланки, анкеты и т.п.) для детей, родителей, педагогов.
Работа психологической службы строится по направлениям:
Психопросвещение и психопрофилактика;
Психоконсультирование;
Психодиогностика;
Психокоррекция;
Научно-методическая работа.
Цель работы педагога - психолога: оказание психологической помощи участникам образовательного процесса, направленной на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей.
Задачи профессиональной деятельности:
- формирование у обучающихся и их родителей, педагогических работников психологической компетентности, потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;
- сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства;
- выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- определение индивидуальных особенностей и склонностей личности обучающихся, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
- активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в личностном и психическом развитии обучающихся с затруднениями в освоении образовательной программы, гармонизация межличностных отношений;
- психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
Принципы деятельности СППС:
приоритет прав и интересов обучающихся;
личностно - ориентированный подход;
гуманистический характер деятельности;
доступность;
конфиденциальность.
Психологические аспекты гимназии:
адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы;
профессиональное самоопределение учащихся 9-11-х классов;
пропуски занятий, ослабление интереса к учёбе учащихся, состоящих на внутри гимназическом учёте и учащихся составляющих группу риска;
работа с одарёнными детьми.
Основные проблемы, с которыми обращаются к психологу;
·учащиеся: проблемы во взаимоотношениях с родителями, педагогами, сверстниками, профессиональное самоопределение, по запросу классных руководителей проблемное поведение, пропуски занятий;
·педагоги: взаимоотношение в классном коллективе, пропуски учащимися занятий без уважительных причин, проблемное поведение учащихся;
·родители: проблемные взаимоотношения с детьми, детские страхи и тревожность, проблемное поведение детей.
Документация СППС включает:
план работы СППС на год, месяц, неделю (день),
материалы по организации и оказанию помощи учащимся, родителям, педагогам;
график работы специалистов СППС;
аналитический и статистический отчёт о работе за год;
социально - педагогическая характеристика учреждения;
учёт учащихся, их семей;
информация об учреждениях и организациях, с которыми взаимодействует СППС.
Работа педагога-психолога Адамчик И.М. строится на основе документов Министерства образования.
Моя учебная (психологическая) практика проходила в соответствии с графиком работы педагога - психолога и строилась на основе программы, установленной Государственным стандартом по специальности «Практическая психология».
Содержание учебной (психологической) практики включало следующие виды деятельности:
. профилактическая деятельность;
. диагностическая деятельность;
. коррекционная деятельность;
. развивающая деятельность.
По профилактической деятельности в рамках пропаганды здорового образа жизни было проведено мероприятие «Игра-путешествие в страну Здоровья». Задачи - повторить и систематизировать полученные знания; в игровой форме учить применять практические умения; показать необходимость соблюдения правил ЗОЖ с целью сохранения и укрепления как физического, так и психологического здоровья; воспитывать ответственность за своё здоровье; учить пропагандировать ЗОЖ.
Диагностическая деятельность направлена на психологическое обследование учащихся разных возрастных групп. Было протестировано 3 ученика: 1 - младшего школьного возраста, 1 - подросткового и 1 старшеклассник. На каждого составлена психологическая характеристика.
Выбор методик был обусловлен возрастными особенностями учащихся. Методики являются валидными и надёжными.
В рамках психодиагностики младшего школьного возраста проведено психологическое исследование ученицы начальной школы Валерии Х., ученицы 3 класса. Девочка были обследована по следующим методикам: изучение самооценки с помощью методики «Несуществующее животное», познавательной сферы с помощью методик: «Заучивание 10 слов», «Диагностическая тетрадь Р. Амтхауера», «Корректурная проба». Для определения статусного положения учащихся в классе и особенностей межличностного общения была проведена методика «Социометрия». По каждому обследованию составлен протокол.
Илья П., ученик 7 класса, является подростком. Школьник был обследован по следующим методикам: изучение личностного поведения «Характерологический опросник К. Леонгарда », исследование самооценки с помощью методики «Исследование самооценки Дембо-Рубинштейна», выявление типа темперамента с помощью методики «Опросник Айзенка по определению темперамента». Для определения статусного положения учащихся в классе и особенностей межличностного общения была проведена методика «Социометрия». По каждому обследованию составлен протокол.
Алиса К., ученица 11 класса, была обследована по следующим методикам: изучение личностного поведения испытуемого с помощью методики САН, выявление типа темперамента с помощью методики «Опросник Айзенка по определению типа темперамента», проведение исследования мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз (ТЮФ), проведение диагностики сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессий и профессиональной направленности личности с помощью дифференциально-диагностического опросника Климова (ДДО). Для определения статусного положения учащейся в классе и особенностей межличностного общения была проведена методика «Социометрия». По каждому обследованию составлен протокол.
В рамках коррекционной деятельности разработана индивидуальная коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение самооценки ребёнка, активизацию мыслительных процессов, формирование положительных эмоциональных реакций в отношении себя.
В рамках развивающей деятельности разработаны 3 развивающие программы: развивающая программа, направленная на развитие познавательных процессов у учащихся начальной школы «Пойми себя», развивающая программа для учащихся подросткового возраста «Дружба», для учащихся юношеского возраста тренинг общения «Слова-друзья». Было разработано родительское собрание на тему «Учёт особенностей поведения младшего школьника в процессе обучения и воспитания».
После подведения итогов учебной (психологической) практики мною были сделаны следующие выводы: работа проделана в соответствии с индивидуальным планом, все виды деятельности выполнены.
Цель практики в овладении профессиональными навыками психологической деятельности, специальной психодиагностики была достигнута. Задачи: углубить и закрепить теоретические знания, практические умения и навыки, формировать навыки самостоятельной работы по основным направлениям профессиональной деятельности психолога в учреждениях образования, развивать и совершенствовать профессионально важные качества личности практического психолога, выполнены.
При обработке некоторых методик возникали затруднения в качественном анализе результатов из-за недостатка опыта в работе с аналогичными психодиагностиками.
В целом, работа прошла интересно и плодотворно, весомую роль в этом сыграл благоприятный психологический климат коллектива ГУО «Гимназия №3 г. Барановичи».
Я приобрела больше опыта для своего профессионального становления, так как временные рамки практики позволили более глубоко коснуться различных сторон роботы психолога; закрепила усвоенные теоретические знания по основам психодиагностики, психопрофилактической, коррекционной и развивающей деятельности; изучила профессиональные особенности практического психолога, его права и обязанности, этический кодекс.
Я считаю, что программа учебной (психологической) практики составлена очень удачно. Учтены все направления деятельности практического психолога. Особых пожеланий и предложений у меня нет. Очень бы хотелась, чтобы у психолога этой гимназии был кабинет большей площади соответствующий современным требованиям.
План индивидуальной работы
на время учебной (психологической) практики
с 04.01 по 30.01. студентки 4 курса группы ПП - 41
специальности практическая психология
Турко Ольги Иосифовны
психологический служба школа педагог
ДатаВремяСодержание работы04.018.00 - 9.00 9.00 - 9.30 9.30 - 10.00 10.00 - 11.00 11.00 - 12.30 12.30 - 14.00Знакомство с психологом ОСШ №19 Быковской Натальей Ивановной. Знакомство с социально - психологической службой школы. Беседа с завучем по воспитательной работе Микушко О.В. Знакомство с социальным паспортом школы (по состоянию на 01.01.2010г.) Знакомство с положением о социально - психологической службе в учреждения образования. Составление плана учебной практики с 04.01 по 30.01. Печатанье плана учебной практики.05.018.00 - 10.00 10.00 - 11.00 11.00 - 12.30 12.30 - 13.00 13.00 - 14.00Ознакомление с литературой, имеющейся в кабинете психолога, методиками, папками, журналами. Знакомство с должностными обязанностями психолога школы. Изучение примерного распределения недельного рабочего времени, этических норм деятельности, прав педагога - психолога. Изучение циклограммы работы психолога ГУО «ОСШ №19 г. Барановичи» на 2009 - 2010 учебный год. Подбор методик для тестирования учащихся младшего школьного возраста.06.018.00 - 9.00 9.00 - 10.00 10.00 - 11.00 11.00 - 12.30 12.30 - 14.00Изучение аналитического отчёта о проделанной работе за период 2008 - 2009 учебный год. Изучение статистического отчёта о проделанной работе за период 2008 - 2009 учебный год. Ознакомление с примерными формами учёта деятельности и отчётности педагога - психолога. Ознакомление с примерной схемой психолого - педагогической характеристики личности учащегося. Подбор методик для тестирования учащихся подросткового возраста.11.018.00 - 9.00 9.00 - 12.00 12.30 - 14.00Подбор методик для психодиагностики учащихся юношеского возраста. Тестирование учащихся младшего школьного возраста. Обработка результатов тестирования.12.018.00 - 9.00 9.00 - 12.00 12.30 - 14.00Разработка предложений и рекомендаций классным руководителям по изученным вопросам. Тестирование учащихся подросткового возраста. Обработка результатов тестирования.13.018.00 - 9.00 9.00 - 12.00 12.30 - 14.00Разработка предложений и рекомендаций родителям учащихся по изученным вопросам. Тестирование учащихся юношеского возраста. Обработка результатов тестирования.14.018.00 - 9.00 9.00 - 12.00 12.30 - 14.00Изучение статусного положения учащихся младшего школьного возраста. Обработка и интерпретация результатов. Заполнение соцоометрической матрицы. Построение социограммы - мишени.15.018.00 - 9.00 9.00 - 12.00 12.30 - 14.00Изучение статусного положения учащихся подросткового возраста. Обработка и интерпретация результатов. Заполнение соцоометрической матрицы. Построение социограммы - мишени.18.018.00 - 9.00 9.00 - 12.00 12.30 - 14.00Изучение статусного положения учащихся юношеского возраста. Обработка и интерпретация результатов. Заполнение соцоометрической матрицы. Построение социограммы - мишени.с 19. 01 по 30.018.00 - 14.00Работа по плану психолога: - проведение развивающих занятий «Учись творчески мыслить»; - проведение информационных часов «Как развивать память», «Профилактика вредных привычек»; - проведение социометрии в классных коллективах; - составление коррекционно - развивающих программ; - психологическое просвещение; - проведение уроков нравственности для учащихся начальных классов; - оказание помощи в организации лектория для родителей «Причины агрессии и её последствия»; - диагностика учащих по заданию психолога; - диагностика учеников из приёмных и опекунских семей «Рисунок семьи» и «Несуществующее животное»; - индивидуальное консультирование учеников, учителей, родителей по результатом диагностики.