БОУ ОО СПО "Омский колледж профессиональных технологий"
Отчет по практике
Техническое обслуживание и ремонт
Студента Кузьменко А.В.
Руководитель проекта
Журавский Б.В.
г. Омск - 2012 г.
Содержание
Введение
. Теоретический раздел
.1 Сущность планово-предупредительной системы ТО и Р
.2 Основные неисправности узлов и агрегатов автомобиля, устраняемые при ТО и ТР
.3 Работы, выполняемые в зоне ТР
.4 Взаимосвязь с другими участками
.5 Организация технологического процесса
. Технологический раздел
.1 Исходные данные для технологического расчета
.2 Корректирование нормативов
.3 Расчет годовой и суточной программы
.4 Расчет годовых объемов работ по ТО, ТР
.5 Определение годового объема вспомогательных работ
.6Распределение объема работ по производственным зонам и участкам
.7 Расчет численности производственного персонала
.8 Выбор и обоснование режима работы агрегатного участка
.9 Определение потребности в технологическом оборудовании
.10 Определение площади зоны
.11 Разработка планировочных решений
2.12 Подбор технологического оборудования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Во всем мире, да и в нашей стране автомобильный транспорт занял лидирующие позиции в сфере перевозок грузов и пассажиров на любые расстояния. Это означает, что он тесно связан со всеми элементами производства, народного хозяйства и экономики.
Основной задачей автомобильного транспорта является удовлетворение потребностей нашей страны в перевозках, улучшение транспортных связей между экономическими районами.
Увеличение перевозок грузов и пассажиров достигают за счёт количественного роста автомобильного парка, так и за счёт роста его производительности, повышение грузоподъёмности и пассажиров вместимости.
Подвижной состав всегда необходимо поддерживать в технически исправном и работоспособном состоянии в течение всего срока эксплуатации.
Для этого проводят техническое обслуживание и ремонт автомобиля на основе планово-предупредительной системы обслуживания, принятой в нашей стране. По этой системе техническое обслуживание проводят в плановом порядке, принудительно, через определённый пробег автомобиля, а ремонтные работы выполняются только по потребности.
По сравнению с другими видами транспорта автомобильный имеет ряд преимуществ, что обеспечивает ему интенсивное развитие:
доставка грузов и пассажиров "от двери до двери";
сохранность грузов;
сокращение потребности в дорогостоящей и громоздкой упаковке;
Ввиду перечисленных выше преимуществ, автомобильный транспорт широко используется во всех областях экономики, применяется во всех областях народного хозяйства, в том числе и в машиностроении
Рассмотрим задачи, которые ставятся перед технической службой АТП в области ТО и ремонта:
) выполнение утверждённого плана по ТО и ремонту;
) качественное выполнение ТО и ремонта;
) своевременное выполнение ТО и ремонта.
Цели и задачи курсового проектирования:
систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания и практические навыки, полученные во время лекций и производственной практики;
научится работать с учебной литературой,
выбирать методы организации производства ТО и ТР на АТП,
подбирать основное технологическое оборудование,
определять производственную площадь объекта проектирования исходя из условий задания.
В данном курсовом проекте по выданному мне заданию я буду рассматривать планирование зоны ТР.
Мне предстоит рассчитать площадь зоны ТР, а также количество работающих в нем человек.
1. Теоретический раздел
.1 Сущность планово-предупредительной системы ТО и Р
В процессе работы происходит изменение технического состояния автомобиля и его агрегатов, которое может привести к частичной или полной потере работоспособности. Существуют два способа обеспечения работоспособности автомобилей в эксплуатации при наименьших суммарных материальных и трудовых затратах и потерях времени: поддержание работоспособности, называемое техническим обслуживанием (ТО), и восстановление работоспособности, называемое ремонтом.
Действующим Положением о техническом обслуживании подвижного состава автомобильного транспорта определена планово-предупредительная система ТО и ремонта агрегатным методом (рис. 1).
Особенностью этой системы является то, что профилактические работы по подвижному составу проводятся в плановом порядке после установленного пробега, а ремонтные работы, связанные с устранением возникших в процессе эксплуатации отказов и неисправностей, - по потребности.
В процессе регулярного ТО и Р параметры технического состояния поддерживаются в заданных пределах, однако из-за изнашивания деталей, поломок и других причин ресурс автомобиля (агрегата, механизма) расходуется, и в определенный момент автомобиль уже не может нормально эксплуатироваться, т. е. наступает такое предельное его состояние, которое не может быть устранено профилактическими методами ТО и Р, т.е. автомобиль требует восстановления утраченной работоспособности - ремонта.
Ремонт предназначен для восстановления и поддержания работоспособности механизма, узла, агрегата и автомобиля в целом, устранения неисправностей, возникающих при работе и выявленных при ТО. Ремонт по своей сути и назначению подразделяют на текущий и капитальный. Текущий ремонт выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных деталей.
.2 Основные неисправности узлов и агрегатов транспортного средства, устраняемые при ТО и ТР
Практика показывает, что в большинстве случаев течи можно устранить подтягиванием соединений или заменой поврежденных прокладок. Повышенное дымление на выпуске дизеля или увеличенное содержание СО в отработавших газах бензинового или газового двигателя чаще всего возникает из-за неисправности топливной аппаратуры. Стуки и резкие шумы могут быть вследствие износа поршневых пальцев, отверстий в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов, износа вкладышей шатунных и коренных подшипников. Они появляются и при задирах поверхностей цилиндров и поршней, а также при увеличении тепловых зазоров в приводе клапанов или поломке клапанных пружин.
Назначением ТО и ТР является выявление и предупреждение отказов и неисправностей механизмов и систем двигателя путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.
Значительный объем работ приходится на контроль и восстановление затяжки резьбовых соединений, крепящих оборудование, трубопроводы и приемные трубы глушителя, а также сам двигатель на опорах.
Проверяют и при необходимости подтягивают крепление головок цилиндров, регулируют тепловые зазоры в механизме газораспределения. Проверяют и регулируют натяжение ремней привода генератора и т.п.
Смазочные работы выполняются в соответствии с таблицей (картой) смазки. Углубленное диагностирование выполняют на стенде с беговыми барабанами, который монтируется на осмотровой канаве.
Этот пост включает в себя пульт управления, вентилятор, а также нагрузочное устройство и приборы, необходимые для диагностирования.
На посту можно определить мощность двигателя и расход топлива, количе-ство газов, прорывающихся в картер (газовым счетчиком).
Осмотр и опробование двигателя пуском обеспечивают визуальное обнаружение подтеканий масла, топлива или охлаждающей жидкости, оценку легкости пуска и равномерности работы, дымления на выпуске.
При заметном снижении мощности, увеличении расхода топлива или масла, падении его давления, возникновении стуков, дымления или неравномерности работы проводят диагностирование двигателя, при котором определяется причина неисправности и выявляется потребность в регулировочных работах или ремонте.
При диагностировании двигателя производят его осмотр и опробование пуском, измерение мощности и проверку технического состояния кривошипно-шатунного механизма, а также механизма газораспределения.
Прослушивая работу двигателя, следует установить, нет ли резких шумов и стуков. При такой проверке можно выявить очевидные дефекты двигателя до проведения углубленного диагностирования.
.3 Работы, выполняемые в зоне ТР
При ТО и ремонте автомобиля все более широкое применение находят диагностирования их технического состояния, позволяющее получить не только информацию о неисправности механизмов и систем автомобилей, но и прогнозировать их работоспособность, то есть управлять техническим состоянием автомобиля теория надежности используемая, также для управления техническим состоянием автомобилем. Наконец, широкие внедрения в практике работ АТП находят централизованные и автоматизированные системы управления производством. Для совершенствования процессов управления техническим состоянием автомобиля специалисты по их ТО должны знать факторы, влияющие на изменения технического состояния автомобиля, элементы теории надежности, технологию и прогрессивные методы ТО, диагностирование и текущего ремонта автомобиля а также соответствующие оборудование.
С ростом научного прогресса все больше внимания уделяется электронике, по этому вышей степени важно обеспечить контроль и ремонт электрооборудования автомобиля, от системы пусков зависит качество пуска от информационной системы зависит информированность автомобиля.
От системы освещения и световой сигнализации зависит безопасность движения водителя в ночное и туманное время, а также для оповещения других участников движения о своих намерениях. Для улучшения работы подвижного состава автомобильного транспорта важным является совершенствование организации и технологии его технического обслуживания и ремонт, а также научная организация труда исполнителей. Реализация этих организационных технических мероприятий обеспечивается на основе современных достижений науки и техники в области технической эксплуатации автомобиля. Под техническим обслуживанием понимают совокупность операций (уборочно-моечные, крепежные, регулировочные, смазочные и др.), цель которых -предупредить возникновение неисправностей (повысить надежность) и уменьшить изнашивание деталей (повысить долговечность), а последовательно, длительное время поддерживать автомобиль в состоянии постоянной технической исправности и готовности к работе. Даже при соблюдении всех мероприятий изнашивание деталей автомобиля может приводить к неисправностям и к необходимости восстановления его работоспособности или ремонта. Следовательно, под ремонтом понимается совокупность технических воздействий, направленных на восстановление технического состояния автомобиля (его агрегатов и механизмов), потерявшего обслуживание и ремонта автомобилей.
.4 Взаимосвязь с другими участками
Зона ТР предназначен для проведения профилактического комплекса работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в технически исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экономичной их эксплуатации.
Поблизости с зоной ТР находятся следующие участки:
моторный, карбюраторный, аккумуляторный, электротехнический,
а также склад масел и зоны ЕО и ТО.
Независимо от вида ТР уборочно-моечные, крепежные, диагностические и регулировочные, смазочные и шинные работы осуществляют на рабочих постах, оснащенных соответствующим технологическим оборудованием, а комплексные или специализированные работы - в зависимости от объема производственной программы СТОА и метода организации.
Участок диагностики предназначен для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без разборки.
Диагностирование представляет собой технологический элемент ремонта, а также основной метод выполнения контрольных работ.
Диагностика позволяет обеспечить высокую эксплуатационную надежность автомобилей, повысить производительность труда и снизить затраты на текущий ремонт, запасные части и материалы. Количество постов на участке диагностики, оснащенность их оборудованием, компоновочная схема, а также специализация и кооперация их между собой, постами приемки-выдачи и постами регулировочных работ определяются объемом и характером производства, методом организации, а также задачами, которые должны решаться с помощью диагностики на СТОА.
.5 Организация технологического процесса
Схема технологического процесса
Рис. № 1
Управление производством при организации труда методом производственных комплексов
Рис.2
____________ административное подчинение;
- - - - - - - - - - оперативное подчинение;
_ . _ . _ . _ . _ . деловая связь.
В состав комплекса входят специализированные бригады, выполняющие различные виды технических воздействий:
Комплекс ТР - объединяет подразделения, производящие работы по замене неисправимых агрегатов, узлов и деталей автомобилей на исправные, а также крепежно-регулировочные и другие работы по ТР непосредственно на автомобилях. Комплекс РУ - объединяет участки, выполняющие работы по обслуживанию и ремонту снятых с автомобилей деталей, узлов и агрегатов, изготовлению деталей, а также другие работы, не связанные с непосредственным выполнением их на автомобилях.
Комплекс ПП (подготовки производства) - объединяет следующие структурные подразделения.
Участок комплектации - обеспечивает комплектование оборотного фонда, подбор запасных частей по заданию отдела управления, необходимых для выполнения регламентных и ремонтных работ и доставку их на рабочие места. А также транспортировку агрегатов и узлов, снятых с автомобилей для ремонта.
Промежуточный склад - обеспечивает хранение агрегатов, узлов и деталей (в большинстве отремонтированных), контроль уровня их запаса, обеспечивающего бесперебойную работу производства.
Транспортный участок - осуществляет перегон автомобилей и транспортировку тяжеловесных агрегатов и деталей.
Моечный участок - обеспечивает мойку всех агрегатов, узлов и деталей, снятых с автомобилей перед их отправкой на ремонт.
Инструментальный участок - обеспечивает хранение, выдачу и ремонт инструментов.
Отдел управления производством (ОУП) - обеспечивает планирование и оперативное управление работой всех производственных комплексов, а также административное и оперативное руководство подразделениями комплекса подготовки производства.
ОУП состоит из подразделений: группы оперативного управления и группы обработки и анализа информации.
Отдел главного механика (ОГМ) осуществляет содержание в технически исправном состоянии зданий, сооружений, электросиловую и санитарно-технического хозяйства, а также обслуживание и ремонт производственного оборудования, инструментальной оснастки и контроль за обеспечением правильного их использования.
Отдел топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);
Осуществляет мероприятия по планированию, учету и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов.
2. Технологический раздел
2.1Исходные данные
Автотранспортное предприятие расположено в г.Омске. Зона ТР работает по пятидневной неделе, при 8 часовом рабочем дне в одну смену (расчётный год - 2012, число рабочих дней - 305). Подвижной состав предприятия приведён в таблице 2.1
Таблица 2.1 - Подвижной состав предприятия
МаркаСписочное количествоДни работы в годуСреднесуточный пробег, кмПробег до КР, млн. км АКА 6226673051600,8
Режим работы зон предприятия представлен в таблице 2.
Таблица 2.2 - Режим работы зон предприятия
Зоны ТО, ТР и их цехаОбозначениеКоличество дней работы в годуЧисло смен работы в суткиЗоны ЕОД ЕО3651Зоны ТО-1Д ТО-12551Зоны ТО-2Д ТО-22551Зоны ТРД ТР2551Зоны Д-1Д Д-12551Зоны Д-2Д Д-22551
Категория условий эксплуатации - III;
Климатический район - холодный, город Омск;
Условия хранения: закрытое.
2.2 Корректирование нормативов
Подвижной состав имеет множество модификаций и эксплуатируется в различных условиях, что влияет на его ресурс, периодичность обслуживания и трудоемкость технических воздействий.
В связи с тем, что конкретные условия для проектируемого АТП могут отличаться от условий, для которых приведены нормативные значения, необходимо скорректировать нормативные значения для условий проектируемого АТП.
Выбор корректирующих коэффициентов
Для корректирования нормативов применительно к конкретным условиям АТП применяют результирующие коэффициенты корректирования, определяемые следующим образом:
периодичность ТО - Крез = К1 К3; (2.1)
пробег до КР - Крез = К1 К2 К3; (2.2)
трудоёмкость ЕО - Крез = К2; (2.3)
трудоёмкость ТОi - Крез = К2 К4; (2.4)
трудоёмкость ТР - Крез = К1 К2 К3 К4 К5. (2.5)
где К1...К5 - коэффициенты корректирования.
К1 - от категории условий эксплуатации;
К2 - от модификации ПС;
К3 - природно-климатических условий;
К4 - от технологически совместимого числа ПС;
К5 - от условий хранения ПС.
Выбранные коэффициенты приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Коэффициенты корректирования нормативов
Наименование корректируемого нормативаЗначения коэффициентовК1К2К3К4К5Простои в ТО и ТР-1,1---Ресурсный пробег0,81,00,8--Периодичность ТО0,8-0,9--Трудоёмкость ЕО-1,25---Трудоёмкость ТО i-1,25-1,19-Трудоёмкость ТР1,21,251,21,190,90
Таблица 3 Определение расчетных пробегов до ТО и ТР.
Марка, модель автомобиляИсходная нормативная периодичность lК1×К3Расчетная (скорректированная) периодичность lТОТО-1ТО-2ТО-1ТО-2АКА-6226l = 5000l = 200000,8×0,9lТО-1 = 3600lТО-2 = 14400
Сначала определяем расчётные пробеги:
L¢i = Liн Крез = Li К1 К3 , (2.6)
где L¢i - расчётный пробег до i-го обслуживания, км;iн- нормативная периодичность ТО i-го вида (ТО-1 или ТО-2), км
Расчётный пробег до ТО-1 и до ТО-2 для АКА 6226:
lТО-1 = 5000 × 0,8 × 0,9 = 3600 км,ТО-2 = 20000 × 0,8 × 0,9 = 14400 км,
L¢кр = Lкрн К1К2К3 , (2.7)
где L¢кр - расчётный ресурсный пробег, км;крн - нормативный ресурсный пробег, км /3/.
Расчётный ресурсный пробег для АКА 6226:
Р = 400000 × 0,8 × 1 × 0,8 = 256000 км,
технический ремонт автомобиль неисправность
Затем корректируем расчётные пробеги по кратности между собой и среднесуточным пробегом. Это делается для совмещения очередных обслуживаний различного вида с целью снижения себестоимости в связи с тем, что часть ЕО входит в ТО-1, часть ТО-1 входит в ТО-2 и т.д.
Для дальнейших расчётов используем расчётные значения, скорректированные по кратности. Эта корректировка выполняется следующим образом:
²1 = lссn 1, (2.8)²2 = L²1 n2, (2.9)²кр = L²2 n3 (2.10)
округляем до целых сотен км,
где ni- коэффициенты кратности (целые числа).
1 = L¢1 / lсс, (2.11)
n2 = L¢2 / L¢1, (2.12)
n3 = L¢кр / L²2. (2.13)
округляем до целых чисел,
Для АКА 6226: 3200/160 = 20,
Для АКА 6226: 160·19=3287 км,
Для АКА 6226:,
Для АКА 6226: км,
Для АКА 6226: ,
Для АКА 6226: км.
Результаты сводим в таблицу 2.3. соответственно для автомобиля АКА 6226.
Таблица 2.3 - Корректирование нормативных пробегов для АКА 6226
Наименование пробегаНормативный пробегРасчетный пробегКоэффициент кратностиПробег, принятый к расчетуОбозн.Знач.Обозн.Знач.Обозн.Знач.Обозн.Знач.Среднесуточныйlсс160lсс 160lсс160lсс160до ТО-1LH15000L¢1 =LH1 K1 K33200n1 = L¢1/lcc19L²1 = lcc n13287до ТО-2LH220000L¢2 = LH2 K1 K312800n2 = L¢2/ L²14L²2 = L²1 n213148РесурсныйLHкр400L¢кр = LHкр К1К2К3224000n3 = L¢кр/ L²217L²кр = L²2 n3223516
Определение расчётной трудоёмкости единицы ТО и ТР / 1000 км
а) Определение расчетной трудоемкости ЕО
Расчетная (скорректированная) трудоёмкость ЕО определяется так:
tЕОс = tнЕОс К2 , (2.14)
где tнЕОс - нормативная трудоёмкость, которая включает в себя туалетные работы (уборочные и моечные работы салона легкового автомобиля и автобуса, кабины и платформы грузовых автомобилей и прицепного состава), заправочные, контрольно-диагностические и в небольшом объёме работы по устранению мелких неисправностей, выполняемые ежедневно после окончания работы ПС; для АКА 6226: tЕОс = 0,5 чел-ч.
tЕОт = tнЕОт К2 , (2.15)
где tнЕОт - нормативная трудоёмкость, которая включает уборочные работы ЕОс плюс дополнительные уборочные работы (влажная уборка подушек и стенок сидений, мойка ковриков, протирка панели приборов и стекол), моечные работы двигателя и шасси, выполняемые перед ТО и ТР ПС.
Трудоёмкость tнЕОт составляет 50% от tнЕОс , отсюда для АКА 6226 tнЕОт = 0,5*50%= 0,25 чел-ч.
б) Определение расчетной трудоемкости ТО-1 и ТО-2
Расчетная (скорректированная) трудоёмкость ТО-1 и ТО-2 для проектируемого АТП
ti = tнi Kрез = tнi K2 К4 , (2.16)
где tнi - нормативная трудоемкость /3/.
Для АКА 6226:
tнТО-1 = 17 чел-ч.,нТО-2 = 73 чел-ч.,
в) Определение расчетной трудоемкости ТР / 1000 км
Удельная расчетная (скорректированная) трудоёмкость ТР определяется следующим образом:
tтр = tнтр Крез = tнтр К1 К2 К3 К4 К5 ,(2.17)
где tнi - нормативная трудоемкость /3/.
Для АКА 6226: чел-ч.
Скорректированные нормативы трудоёмкости для автомобиля АКА 6226 приведены соответственно в таблицах 2.5 и 2.6.
Таблица 2.4- Корректирование нормативов трудоёмкости для АКА 6226
Вид работКрезНормативная трудоёмкость ТО и ТР на 1000 км, чел.-чРасчетная трудоёмкость ТО и ТР на 1000км, чел.-чОпределениеЧисл. знач.Обозн.Числ. знач.ОпределениеЧисл. знач.ЕОКрез = К21,0tHЕОс0,30tЕос = tHЕОс Kрез0,9tHЕОт0,15tЕот = tHЕОт Крез0,45ТО1Крез = К2 К41,19t1Н4,28t1 = t1Н Крез17ТО2Крез = К2 К41,19t2Н17,14t2 = t2Н Крез73ТРКрез = К1 К2 К3 К4 К51,86tтрН6,2tтр = tтрН Крез6,31
2.3 Расчет годовой и суточной производственной программы
Определение годового пробега
Для определения числа ТО на группу (парк) автомобилей за год необходимо определить годовой пробег автомобиля:
Lг = Д раб.г lсс aт, (2.22)
где Lг - годовой пробег автомобиля;
Д раб.г - число дней работы ПС в году;
aт - коэффициент технической готовности.
Коэффициент технической готовности aт определяется без учета простоев по организационным причинам:
для АКА 6226: ,
для АКА 6226: LГ = 305 × 160 × 0,75 = 36600 км.
Определение программы технического обслуживания на группу (парк) автомобилей за год
Определяем программу технического обслуживания на группу (парк) автомобилей за год:
åNЕОс.г = А и L г / lcc = А н Д раб.г aт, (2.24)
åNЕОт.г = å(N1г + N2г) 1,6, (2.25)
åN1г = А и L г (1 / L1 - 1 / L2), (2.26)
åN2г = А и (Lг / L2). (2,27)
Для АКА 6226:
åNЕОс.г = 67 * 305*0,75 =15326,25
,
åN1г = 543,12,
åN2г = 476,53
Определение программы диагностических воздействий на весь парк за год
åNД-1г = åN1Д-1+ åN2Д-1 + åNТР Д-1= åN1г+ åN2г+ 0,1åN1г =
= 1,1åN1г+ åN2г , (2.28)
где åNТР Д-1 = 0,1 åN1г - согласно опытным данным;
åN1Д-1, åN2Д-1, åNТР Д-1 - число автомобилей, диагностируемых
при ТО-1, после ТО-2, при ТР за год.
åNД-2г = åN2Д-2 + åNТР Д-2 = åN2г + 0,2 åN2г = 1,2 åN2г , (2.29)
где åN2Д-2 - число автомобилей, диагностируемых перед ТО-2 за год;
åNТР Д-2 - число автомобилей, диагностируемых при ТР за год.
Для АКА 6226:
,
Определение суточной программы по ТО и диагностированию
По видам ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2) и диагностирования (Д-1 и Д-2) суточная программа определяется:
Ni c = åNi г / Д раб.г i, (2.30)
где åN i г - годовая программа по каждому виду ТО или диагностики в отдельности;
Д раб.г i - годовое число рабочих дней зоны, предназначенных для выполнения того или иного вида ТО и диагностирования автомобилей.
Д раб.г i определяется по табл. 1.3 по видам работ и зависит от программы ТО и объемов работ ТР (укрупнено - от Аи) /3/.
Для АКА 6226:
,
,
,
,
,
.
Итоги расчета сведены в таблицу 2.7
Таблица 2.5 - Производственная программа по парку
Группа (основной автомобиль)За годЗа суткиåNЕосгåNЕотгåN1гåN2гåNД-1гåNД-2гåNЕоссåNЕотсåN1сåN2сåNД-1сåNД-2с АКА 622614698,561119,89524,95174,98752,43209,9858,564,502,110,703,020,84
.4 Расчет годовых объёмов работ по ТО, ТР
Годовой объём работ по АТП определяется в человеко-часах и включает объём работ по ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, а также объём вспомогательных работ предприятия. На основе этих объёмов определяется численность рабочих производственных зон и участков.
ТЕОс.г = åNЕОс г tЕОс, (2.31)
ТЕОт.г = åNЕОт г tЕОт . (2.32)
где ТЕОс.г и ТЕОт .г - годовой объём работ по ЕОс и ЕОт;ЕОс и tЕОт - расчетные (скорректированные) нормативные трудоёмкости;
åNЕО с г и åNЕО т г - годовая программа ЕО на весь парк (группу) автомобилей одной модели.
Т1.г = åN1 г t1 , (2.33)
Т2.г = åN2 г t2 . (2.34)
где Т1 г и Т2 г - годовой объём работ по ТО-1 и ТО-2; t1 и t2 - расчетные (скорректированные) нормативные трудоёмкости ТО-1 и ТО-2.
Ттр г = Lг А и tтр / 1000, (2.35)
где Ттр г - годовой объём ТР, чел.-ч; Lг - годовой пробег автомобиля, км; Аи - списочное число автомобилей, шт; tтр - удельная нормативная скорректированная трудоёмкость ТР, чел.-ч / 1000 км пробега.
Результаты рассчитанных годовых объёмов работ для автомобиля АКА 6226 соответственно заносим в таблицы 2.8, 2.9.
Таблица 2.6 - Годовые объёмы работ по ТО и ТР по парку для автомобилей АКА 6226
Вид работN i гti; чел.-ч.T i г; чел.-чЕОс14698,560,54409,57ЕОт1119,890,45167,98ТО-1524,95172246,79ТО-2174,98732999,16ТР-6,3111129,75Итого å; чел.-ч.20953,24
.5 Определение годового объёма вспомогательных работ
Кроме работ по ТО и ТР на предприятии выполняются вспомогательные работы. Годовой объём вспомогательных работ по АТП
Т всп. г = (åТ то+ åТ тр) К всп / 100 , (2.36)
где К всп = 20…30 %, зависит от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей.
чел-ч.
2.6 Распределение объёма работ по производственным зонам и участкам предприятия
ТО-1Общее диагностирование (Д-1)10224,68Крепёжные, регулировочные, смазочные и др.902022,11ИТОГО1002246,79ТО-2Углубленное диагностирование (Д-2)10299,92Крепёжные, регулировочные, смазочные и др.902699,24ИТОГО1002999,16ТР постовыеОбщее диагностирование (Д-1)1111,30Углубленное диагностирование (Д-2)1111,30Регулировочные и разборочные работы353895,41Сварочные4445,19Жестяницкие3333,89Окрасочные6667,79ИТОГО по постам505564,88ТР участковыеагрегатные182003,36слесарно - механические101112,98электротехнические5556,49аккумуляторные2222,60ремонт приборов системы питания4445,19шиномонтажные1111,30вулканизационные1111,30кузнечно - рессорные3333,89медницкие2222,60сварочные1111,30жестяницкие1111,30арматурные1111,30обойные1111,30ИТОГО по участкам505564,88
Для формирования объемов работ, выполняемых на постах хон ТО, ТР и производственных участках, а так же для определения числа рабочих по специальности, производим распределение годовых объёмов работ ТО-1, ТО-2, и ТР по их видам в процентах, результаты распределения приведены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Распределение объемов работ по видам
Вид работ ТО и ТР АКА 6226 %чел.-чЕОсуборочные14617,34моечные9396,86заправочные14617,34контрольно-диагностические16705,53ремонтные472072,50ИТОГО1004409,57ЕОтуборочные4067,19моечные по ДВС60100,79ИТОГО100167,98
Распределение вспомогательных работ по видам работ представлено в таблице 2.8
Таблица 2.8 - Распределение вспомогательных работ по видам
Виды работДоля; %чел.-чРаботы по самообслуживанию предприятия506463,40Транспортные работы101292,68Перегон автомобилей151939,02Приёмка, хранение и выдача материальных ценностей81034,14Уборка помещений и территории172197,55ИТОГО10012926,79
Работы по самообслуживанию предприятия - составная часть вспомогательных работ
Т сам. г = 10-2 Т всп .г К сам , (2.37)
где К сам - доля работ по самообслуживанию предприятия (в % от объёма вспомогательных работ).
Распределение работ по самообслуживанию по видам представлено в таблице 2.9
Таблица 2.9 - Распределение работ по самообслуживанию по видам
Наименование работДоля, %чел.-ч.Электротехнические251615,85Механические10646,34Слесарные161034,14Кузнечные2129,27Сварочные4258,54Жестяницкие4258,54Медницкие164,63Трубопроводные221421,95Ремонтно - строительные и деревообрабатывающие161034,14ИТОГО1006463,40
Производим распределение объёмов работ по зонам и участкам в %, рассчитываем в человеко-часах и заносим результаты в таблицу 2.10.
Таблица 2.10 - Распределение годового объёма работ по ТО и ТР автомобилей АКА 6226
.7 Расчет численности производственного персонала
Технологически необходимое (явочное) число рабочих определяется по формуле
Рт = Тг / Фт , (2.38)
где Тг - годовой объём работ по зонам ТО, ТР или участку, чел.-ч;
Фт - годовой (номинальный) фонд времени технологически необходимого рабочего при 1-сменной работе, ч.
Фонд Фт определяется продолжительностью смены (в зависимости от продолжительности рабочей недели) и числом рабочих дней в году.
Фт = Тсм (Дк.г - Дв - Дп) - 1Дп , (2.39)
где 1Дп - если сокр. на 1 ч;
Тсм - продолжительность смены;
Дк.г - число календарных дней в году;
Дв - число выходных дней в году;
Дп - число праздничных дней в году.
Для профессий с нормальными условиями труда установлена 40 - часовая рабочая неделя, а для вредных условий - 35-часовая.
Продолжительность рабочей смены Тсм для производств с нормальными условиями труда при 5-дневной рабочей неделе составляет 8 ч, а при 6-дневной - 6,7 ч. Допускается увеличение рабочей смены при общей продолжительности работы не более 40 ч в неделю.
Для вредных условий труда продолжительность рабочей смены уменьшается соответственно на 1 ч.
Общее число рабочих часов в год как при 5-дневной, так и при 6-дневной рабочей неделе одинаково, поэтому Фт как для 5-дневной, так и для 6-дневной рабочей недели одинаково и рассчитывается только для одного варианта.
Для расчетов Рт фонд Фт принимаем:
2070 ч - для нормальных условий труда,
ч - для вредных условий производства.
Штатное (списочное) число рабочих определяется так:
Рш = Тг / Фш , (2.40)
где Фш - годовой (эффективный фонд времени "штатного" рабочего,
Фш - фактическое время, отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте.
Фш
Фш = Фт - Тсм (Дот + Дуп), (2.41)
где Дот - число дней отпуска, установленного для данной профессии рабочего;
Дуп - число дней невыхода по уважительным причинам (3…5 дней).
Согласно ОНТП:
1820 ч - для нормальных условий труда,
ч - для вредных условий производства.
Коэффициент штатности определяется по формуле:
hш = Рт / Рш = Фш / Фт, (2.42)
Результаты расчетов по зонам и участкам заносим в таблицу 2.11.
Таблица 2.11 - Численность производственных рабочих
Место выполнения по видам работ Годовой объём работ åТг, чел.-чГодовой фонд времениКол-во технологически необходимых рабочихКол-во штатных рабочихКоэфициент штатностиФт, чФш, чРасч. Рт, чел.Прин. Рт, чел.Расч. Рш, чел.hш = Рт / РшЗоны ЕО (по видам работ)Уб.-моечные2971,53207018201,4421,630,88Заправочные1102,32207018200,530,610,88Остальные4718,00207018202,2822,590,88Зона ТО-1, кроме диагн.4233,62207018202,0522,330,88Зона ТО-2, кроме диагн.5786,61207018202,8033,180,88Д-1844,37207018200,4110,460,88Д-2950,35207018200,460,520,88ТР (постовые, кроме диагн.)10893,73207018205,2655,990,88УчасткиАгрегатный3893,22207018201,8822,140,88Слесарно-механический5396,56207018202,6132,970,88Ремонт приборов системы питания2881,03183016101,5721,790,88Электротехнический458,83207018200,220,250,88Аккумуляторный799,54183016100,440,500,88Шиномонтажный229,42207018200,1110,130,88Вулканизационный229,42183016100,130,140,88Кузнечно-рессорный699,39207018200,3410,380,88Медницкий523,46207018200,250,290,88Сварочный606,07183016100,330,380,88Жестяницкий606,07207018200,2910,330,88Арматурный347,53207018200,170,190,88Обойный347,53207018200,170,190,88Общая территория (вспомогательные)7497,49207018203,6244,120,88
2.8 Выбор и обоснование режима работы зон и участков, методов организации ТО и диагностики подвижного состава
Режим работы зон ТО и ТР характеризуется числом рабочих дней в году, числом смен и периодом их работы в сутки, а также распределением производственной программы по времени её выполнения.
Продолжительность работы зон (произведение числа смен на продолжительность смены) зависит от суточной производственной программы и времени, в течение которого может выполняться данный вид ТО и ТР. Режим работы зоны должен быть согласован с графиком выпуска и возврата автомобилей на АТП с линии.
График дает наглядное представление о числе автомобилей на линии и на АТП в любое время суток, что позволяет установить наиболее рациональный режим работы зон ТО автомобилей. Если автомобили работают на линии одну, полторы или две рабочие смены, то ЕО и ТО-1 выполняют в оставшееся время суток (межсменное время). ТО-2 выполняют преимущественно в одну или две смены. Режим работы участков диагностирования зависит от режима работы зон ТО и ТР. Участок диагностирования Д-1 обычно работает одновременно с зоной ТО-1. Диагностирование Д-1 после ТО-2 проводят в дневное время. Участок поэлементного (углубленного) диагностирования Д-2 работает в одну или две смены.
Суточный режим работы зоны ТР определяется видами и объёмами работ ТР и составляет одну, две, а иногда и три рабочие смены, из которых в одну (обычно дневную) смену работают все производственно-вспомогательные участки и посты ТР. В остальные рабочие смены выполняются постовые работы по ТР автомобилей, выявленные при ТО, диагностировании или по заявке водителя.
Поточный метод обслуживания рекомендуется применять при следующих условиях:
. При суточной программе1c ³ 12...15 (при наличии диагностического комплекса 12...16);2с ³ 5...6 (при наличии диагностического комплекса 7...8).
При меньшей программе ТО-1 и ТО-2 проводятся на отдельных специализированных или универсальных постах.
. При расчетном числе рабочих постов
ТО-1, Д-1 ³ 3 для одиночных автомобилей (2 - для автопоездов);
ТО-2 ³ 4 для одиночных (3 - для автопоездов) /3/.
В данном случае N1c = 5 и N2с = 2, поэтому использование поточного метода обслуживания нецелесообразно.
2.9 Расчёт числа постов для ТО и ТР
Расчёт числа постов ТО и ТР производится укрупнённым методом исходя из объёма работ, фонда времени поста и числа рабочих, одновременно работающих на посту.
Число постов ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР определяется по формуле
i = Tг ? / (Драб.г Тсм С Рср ?п),(2.43)
где Tг - годовой объем работ соответствующего вида технического воздействия, чел.-ч;
j ? коэффициент неравномерности загрузки постов;
Драб.г ? число рабочих дней в году;
Тсм ? продолжительность смены, ч;
С ? число смен;
Рср ? среднее число рабочих, одновременно работающих на посту;
hп ? коэффициент использования рабочего времени поста (hп = 0,85…0,98 по ОНТП 01-91).
Для автомобилей АКА 6226:
i = 5564,88*1,4 / (305*8*1*1,5*0,87)=3 поста,
.10 Определение состава и расчёт площадей производственных помещений и автомобиле-мест хранения
Площади зон ТО и ТР рассчитываются по формуле
3 = fа X3 KП, (2.44)
где fа ? площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;3 ? принятое число постов зоны;П ? коэффициент плотности расстановки постов (отношение площади зоны, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции всех автомобилей в плане). KП зависит от габаритов автомобиля и расположения постов.
При одностороннем расположении постов KП = 5 … 7. При двусторонней расстановке постов и при поточном методе
KП = 4 … 5 /3/.
Меньшие значения KП принимают для крупногабаритного подвижного состава и при числе постов не более 10.
F3 =192*3*4=2304
Для АКА 6226:
Суммарная расчётная площадь зоны ТР составляет 2304м2.
.11 Разработка планировочных решений
Планировочные решения зоны ТО разрабатываются с учётом требований ОНТП и ведомственных строительных норм предприятий по обслуживанию автомобилей (ВСН).
В данном курсовом проекте принята сетка колонн 12*6 для одноэтажных зданий (согласно ОНТП).
Расчётная площадь зоны ТР составляет 2304 м2
В качестве осмотровых устройств в производственных зонах на постах применяются гидравлические подъемники для обеспечения гибкости производственного процесса.
В курсовом проекте соблюдены противопожарные, санитарно-гигиенические и другие требования, которым должно соответствовать проектируемое предприятие.
.12 Подбор технологического оборудования
Для успешного выполнения работ по техническому обслуживанию автомобилей необходимо подобрать технологическое оборудование. Перечень необходимого технологического оборудования приведён в таблице 2.12.
Таблица 2.12 - Технологическое оборудование для зоны ТР
Наименование оборудованияТип или модельПринятое количествоПлощадь, м2Примечаниена ед. оборуд.общая1. Верстак слесарныйВС-10341,66,4-2. Тележка для транспортировки АКБ1-ТТ-1210,90,9-3. Пост электрика передвижнойПСЭ-1-111,191,19ГАРО4. Гайковёрт для гаек колёсИ-31220,61,20-5. Тележка для снятия и установки колёсТК-10221,382,76ГАРО6. Емкость для слива масла-20,490,98-7. КомпрессорКИ-600-1011,051,05СИВИК8. Домкрат подкатнойПД-1730,581,73ГАРО9. Колонка маслораздаточнаяКМ-45-1740,230,90-10. Колонка воздухораздаточнаяКВ-45-1840,080,30-11. Стеллаж для инструмента-21,783,56-12. Комплекс диагностическийКАД-30010,580,58ГАРО13. РеглоскопGYA-7-410,420,42-14. Стенд для проверки гидроусилителей и насосов10СПГ-210,410,41-15. Стенд для проверки пневмооборудования автомобилейСПН-1210,360,36-16. Анализатор ДВСAN-70110,330,33-17. ДымометрСМОГ-ДО110,060,06-19. Комплект слесарного инструмента-5--108 предметов20. Съемник универсальныйТНП-425---21. Ключ с контролируемым крутящим моментомК-1402--до 210 н*м22. Подъемник передвижнойПП-2420,81(одна стойка)6,48СИВИК24. Гайковёрт переносной пневматическийПН-45-105---25. Ящик для инструмента и крепёжных деталей-21,002,00-26. Тумба инструментальная передвижная-30,551,65-27. МультиметрMY-681---
Таким образом зона ТР оснащёна всем необходимым оборудованием для проведения текущего ремонта.
Неисправные узлы, механизмы и агрегаты демонтируются и ремонтируются на посту или на участках зоны ТР.
Заключение
В курсовом проекте я научился определять: межремонтный пробег автомобиля, расчетную норму трудоемкости, годовой пробег, суточную программу по техническому обслуживанию, расчитывать количество рабочих постов, а также я научился подбирать и расставлять оборудование.
В курсовом проекте я научился проектировать зону ТР для АКА 6226.
Чтобы обеспечить безопасность работы предприятия, в данном курсовом проекте представлены мероприятия по технике безопасности. Следует строго соблюдать требования по технике безопасности при выполнении технологического процесса.
Основная часть пояснительной записки данного курсового проекта состоит из двух разделов:
·Теоретический раздел
·Технологический раздел.
В теоретическом разделе рассмотрены сущность планово-предупредительной системы; работы, выполняемые в зоне ТР; взаимосвязь зоны ТР с другими зонами предприятия.
Во втором разделе курсового проекта произведен технологический расчет предприятия автомобильного транспорта, в котором проведены расчёты годовых и суточных программ всех видов обслуживания и ремонта подвижного состава, трудоемкостей работ и распределения их по зонам и участкам, численности производственных рабочих, площадей зон и участков, в том числе и зоны ТР. Подобрано необходимое технологическое оборудование для зоны ТР.
Подводя итог проделанной работе, можно сказать, что в данном курсовом проекте решены все поставленные в нем задачи. Достигнута цель - спроектирована зона ТР на автотранспортном предприятии.
Список использованных источников
.Афанасьев Л.Л. Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей. Альбом. - М.: Транспорт, 1980. - 216 с.
.Крамаренко Г.В. Техническая эксплуатация автомобилей. - М.: Транспорт, 1983. - 487 с.
.Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. - М.: 1993. - 271 с.
.Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. - М.: Транспорт, 1986. - 72 с.
.Табель технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП.
.Дипломное проектирование автотранспортных предприятий. И.С. Туревский. 2008 г.
.Дипломное проектирование станций технического обслуживания автомобилей. Б.Д.Колубаев. 2008 г.
.Учебно-методический комплекс. ОмКПТ. ТО и ремонт автомобилей. В.П. Шеянов. 2006 г.
.Техническое обсоуживание. И.С.Туревский. 2005г.
.Нормативы численности рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава. 2005 г.
.Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта - М. Транспорт, 2005 г.
.Техническое обслуживание автомобилей - М. Транспорт, Г.В. Крамаренко, И.В. Барашков. 2004 г.
.Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Организация и управление - М. Транспорт, B.C. Клейнер, В.В. Тарасов 2003 г.
.Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания - Г.М. Наполъский. 2003г.