Отчет по практике


Социальные страхи молодежи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИИ











ОТЧЕТ

ПО СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ

на тему: «Социальные страхи молодежи»













Альметьевск 2012 г.

Содержание


I. Программа социологического исследования

. Методологический раздел программы

.1 Описание проблемной ситуации

.2 Определение объекта и предмета СИ

.3 Определение цели и задач СИ

.4 Формулировка гипотез

.5 Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий

. Методический раздел программы

.1 Обоснование выборки

.2 Обоснование методов сбора социологической информации

.3 Календарный план

.4 Метод обработки данных

II. Отчет по проведенному социологическому исследованию

. Таблица результатов

. Анализ результатов по задачам

. Анализ результатов по гипотезам

. Вывод

. Методические рекомендации

. Практические рекомендации

. Приложение 1. Анкета

. Список литературы


I. Программа социологического исследования


. Методологический раздел программы


.1 Описание проблемной ситуации


После распада Советского Союза, в России сложилась ситуация, когда молодёжь стала предоставленной сама себе. В современных реалиях социальные проблемы молодежи сливаются с общими трудностями каждого человека и проблемами государства в целом.

И в этом слиянии проблемы молодежи отходят как бы на задний план. Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большинство молодых людей желают иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит потому, что у современной молодежи отсутствуют стимулы к труду.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить широкую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. Почти каждый второй российский старшеклассник дважды в неделю употребляет спиртные напитки. А производители ежегодно наращивают выпуск хмельного напитка на 20-26%.

[Все больше молодежи начинает употреблять наркотики. Известно, что социальные последствия наркомании крайне тяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной, вследствие физической и социальной деградации личности. Тяжесть социальных последствий обостряется, если учитывать, что наркомания - молодежная проблема. Никто не говорит, что добровольно-принудительные молодежные организации, наподобие всеобщей комсомольской организации - это очень хорошо, и никаких социальных проблем у молодежи в советские времена не было. Молодежные проблемы всегда стояли остро, но ведь их хоть каким-то образом пытались решать. И зачастую решали. А какие молодежные решения мы видим сейчас?

Политики разных мастей с высоких трибун заявляют о том, что молодежь является фундаментом нашей будущей жизни, будущим всего человечества и т.д. и т.п. Вот только этот самый фундамент, в пылу политических и финансовых баталий, некому заливать и поддерживать в надлежащем состоянии.

Государственные молодежные организации создаются, как правило, в момент приближения очередных выборов, после проведения которых, слуги народа очень быстро забывают о социальных проблемах молодежи, в очередной раз, предоставляя ей возможность решать их самостоятельно.

Молодежное творчество интересует лишь ограниченный круг лиц. Государственные дотации для талантливых и по-настоящему одаренных молодых людей столь ничтожны, что их фактически ни на что не хватает.

Достойная работа для молодежи, даже для тех, кто с отличием окончил престижные высшие учебные заведения, государством не гарантируется и не предоставляется. Отсутствие государственных гарантий на первое рабочее место является едва ли не самой острой социальной проблемой современной молодежи.

На сегодняшний день, социальные проблемы, страхи и комплексы молодёжи остаются лишь её проблемами, и решать их, по-видимому, никто не собирается. Однако не стоит полагать, что современная молодежь совсем не думает о будущем, что современная молодежь развращена отсутствием морали, испорчена, вульгарна и разнуздана. Это совсем не так. Огромное количество молодых людей хотят быть полезными своей стране, хотят заниматься любимым делом, получать достойную оплату за свой труд, хотят без страха жениться и выходить замуж, заводить детей, не боясь, что завтра их уволят в период очередного финансового кризиса. Связи с этим у молодого поколения вырабатываются и обостряются различные страхи и комплексы, и поэтому человеку трудно самореализоваться, ввести себя естественно с такими же, как и он, замкнутыми в себе молодыми людьми, которые постесняются, или даже побоятся рассказать о своих трудностях другим. [Молодежь не справится со всеми трудностями самостоятельно. Только целенаправленное систематическое участие государства и всех ветвей власти в жизни молодого поколения сможет разрешить проблемы социальной адаптации молодежи в современном обществе, начиная от алкоголизма и наркомании, и заканчивая армейской дедовщиной и произволом на рабочих местах.[.2 Определение объекта и предмета социологического исследования


Объект социологического исследования: студенты АГНИ 1,2 и 3,4 курса

Предмет социологического исследования:

Социальные страхи молодёжи


.3 Определение цели и задач социологического исследования


Цель социологического исследования:

Изучение социальных страхов молодежи

Задачи социологического исследования:

.Определить основные социальные страхи молодежи


.Факторы, обуславливающие состояние страха и других социально негативных факторов


.Методы преодоления и профилактики негативного социального самочувствия


.Сформулировать меры снижения негативного социального самочувствия на основании мнений



1.4 Формулировка гипотез


1. Большинство людей, и в особенности молодёжь живёт с тревогой и беспокойством

. Если во время не задуматься и не бороться с тревогой и беспокойством, то они могут перерасти в страх и даже отчаяние


.5 Теоретическая интерпретация основных понятий


Социальное самочувствие каждого человека определяется из трёх основных составляющих:

Материальное положение

Отношение к политики

Социальное настроение

Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий. [Материал и Википедии - свободной энциклопедии]

Беспокойство - тревожное состояние души, волнение [Материал и Википедии - свободной энциклопедии]

Отчаяние - отрицательная астеническая эмоция, связанная с ощущением субъектом невозможности удовлетворить какую-либо потребность. [ Материал и Википедии - свободной энциклопедии]

Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием [Материал и Википедии - свободной энциклопедии].

Эмпирическая интерпретация основных понятий

) Определение основных социальных страхов молодежи:

а) данные об удовлетворенности жизненным положением и настроения в целом;

б) количественные данные о наиболее актуальных проблемах молодежи;

) Выявление основных факторов, вызывающих социально-негативное настроение:

а) количественные данные о факторах, обуславливающие социальные страхи;

б) влияние социально-негативных факторов на душевное состояние и мировоззрение молодежи;

в) пути решения проблем, вязанных с социальными страхами;

) Определение отношения молодежи к обществу и положению дел в государстве в различных сферах (политическая, образовательная, экономическая и т.д.):

а) информированность о положении в обществе и государстве;

б) заинтересованность и стремление к самореализации;

в) формирование личного мнения в решении проблем;


2. Методический раздел программы


.1 Обоснование выборки


Генеральная совокупность в нашем исследовании - студенты АГНИ факультета ФИМ. Так как данное исследование является пилотажным, то величина выборочной совокупности допускается 100 человек. Выборка - стратифицированная. Выборочную совокупность стратифицировали по следующим критериям:


Курс1,2 курс 3,4 курс Итого:ПолЮношиДевушкиВсего ЮношиДевушкиВсегоКоличество32174928225099

.2 Обоснование методов сбора социологической информации


В качестве основного выбран метод анкетирования, так как он наиболее удобен, прост и дешев. В качестве дополнительного метода - анализ документов классическим способом.


.3 Календарный план


Сентябрь - выбор темы;

Октябрь - составление методологической части исследования (разработка задач, гипотез, анкеты)

Декабрь - проведение анкетирования, обработка и анализ результатов;

Декабрь - написание отчета.


2.4 Метод обработки данных


механический, без использования специальных программ.



II. Отчет по проведенному социологическому исследованию


.Таблица результатов

1,2 курс (49)3,4 курс (50)Итого:Юноши(32)Девушки(17)Всего Юноши(28)Девушки(22)ВсегоОтветило на данный вариантПроцент от ответившихВсего ответило на вопросОтветило на данный вариантПроцент от ответившихВсего ответило на вопросОтветило на данный вариантПроцент от ответившихОтветило на данный вариантПроцент от ответившихВсего ответило на вопросОтветило на данный вариантПроцент от ответившихВсего ответило на вопросОтветило на данный вариантПроцент от ответившихЧеловек ответилоВ процентах от общего числа1С каким настроением Вы живете ближайшие полгода? (выберите 1 вариант). а) испытываю оптимизм928,1%32741,2%171632,7%621,4%28627,3%221224,0%2828,3%б) испытываю спокойствие1134,4%32423,5%171530,6%932,1%28940,9%221836,0%3333,3%в) испытываю уверенность в будущем412,5%3200,0%1748,2%828,6%2829,1%221020,0%1414,1%г) испытываю ощущение беспокойства825,0%32529,4%171326,5%414,3%28418,2%22816,0%2121,2%д) затрудняюсь ответить00,0%3215,9%1712,0%13,6%2814,5%2224,0%33,0% Всего:32100,0% 17100,0% 49100,0%28100,0% 22100,0% 50100,0%99100,0% 2Если говорить в целом, Вы удовлетворены жизнью, которую ведёте? а) да (переход к вопросу №4)825,0%32529,4%171326,5%932,1%28627,3%221530,0%2828,3%б) скорее да, чем нет (переход к вопросу №4) 1650,0%32529,4%172142,9%1346,4%281463,6%222754,0%4848,5%в) скорее нет, чем да (переход к вопросу №3) 618,8%32635,3%171224,5%621,4%2829,1%22816,0%2020,2% г) нет (переход к вопросу №3) 13,1%3200,0%1712,0%00,0%2800,0%2200,0%11,0%д) затрудняюсь ответить (переход к вопросу №4) 13,1%3215,9%1724,1%00,0%2800,0%2200,0%22,0% Всего:32100,0% 17100,0% 49100,0%28100,0% 22100,0% 50100,0%99100,0% 3Если нет, то чем именно Вы не удовлетворены?( выберите не более 2-х вариантов) а) финансовая зависимость от родителей342,9%7350,0%6646,2%233,3%62100,0%2450,0%1047,6% б) разочаровался (-лась) в выборе своей профессии114,3%700,0%617,7%00,0%6150,0%2112,5%29,5% в) отсутствие свободного времени114,3%700,0%617,7%233,3%6150,0%2337,5%419,0% г) нет возможностей самореализоваться в своём городе342,9%7233,3%6538,5%233,3%600,0%2225,0%733,3% д) тяжело даётся учёба228,6%7466,7%6646,2%350,0%600,0%2337,5%942,9% е) свой вариант 114,3%700,0%617,7%116,7%600,0%2112,5%29,5%Всего:11157,1% 9150,0% 20153,8%10166,7% 4200,0% 14175,0%34161,9% 4Если говорить в целом, Вы довольны сегодняшним положением дел в нашей стране? а) да (переход на 6 вопрос)13,1%3215,9%1724,1%13,6%28313,6%2248,0%66,1% б) скорее да, чем нет (переход на 6 вопрос)1546,9%32741,2%172244,9%1657,1%28627,3%222244,0%4444,4% в) скорее нет, чем да (переход на 5 вопрос)928,1%32529,4%171428,6%932,1%28940,9%221836,0%3232,3% г) нет (переход на 5 вопрос)412,5%32317,6%17714,3%13,6%2829,1%2236,0%1010,1% д) затрудняюсь ответить (переход на 6 вопрос)39,4%3215,9%1748,2%13,6%2829,1%2236,0%77,1% Всего:32100,0% 17100,0% 49100,0%28100,0% 22100,0% 50100,0%99100,0% 5Если нет, то чем именно Вы не удовлетворены?(не более 2х вариантов) а) большое количество бедных в стране323,1%13562,5%8838,1%00,0%1019,1%1114,8%921,4% б) высокий уровень безработицы430,8%13337,5%8733,3%660,0%10654,5%111257,1%1945,2% в) государство не заботиться о гражданах969,2%13562,5%81466,7%660,0%10763,6%111361,9%2764,3% г) высокий уровень преступности646,2%1300,0%8628,6%220,0%10654,5%11838,1%1433,3% д) опасность террористических актов17,7%13225,0%8314,3%110,0%10218,2%11314,3%614,3% е) свой вариант 17,7%1300,0%814,8%00,0%1000,0%1100,0%12,4%Всего:24184,6% 15187,5% 39185,7%15150,0% 22200,0% 37176,2%76181,0%6какое определение, по Вашему мнению, наиболее близко подходит под понятие "социальный страх"? а) Социальный страх- это страх, возникший под влиянием общества1237,5%321058,8%172244,9%1760,7%281150,0%222856,0%5050,5% б) Социальный страх-это непосредственно переживаемое человеком негативная форма его отношений к обществу2062,5%32741,2%172755,1%1035,7%281150,0%222142,0%4848,5% д) свой вариант 00,0%3200,0%1700,0%13,6%2800,0%2212,0%11,0%Всего:32100,0% 17100,0% 49100,0%28100,0% 22100,0% 50100,0%99100,0% 7Приходилось ли Вам испытывать страх? а) да2681,3%321588,2%174183,7%2278,6%281568,2%223774,0%7878,8% б) нет26,3%3200,0%1724,1%00,0%28313,6%2236,0%55,1% в) затрудняюсь ответить412,5%32211,8%17612,2%621,4%28418,2%221020,0%1616,2%Всего:32100,0% 17100,0% 49100,0%28100,0% 22100,0% 50100,0%99100,0% 8Скажите, пожалуйста, какие проблемы для Вас наиболее актуальны? (не более 3х вариантов) а) проблема досуга618,8%32423,5%171020,4%1139,3%2800,0%221122,0%2121,2% б) проблема качественного образования1443,8%32423,5%171836,7%13,6%28731,8%22816,0%2626,3% в) трудоустройства1753,1%321270,6%172959,2%1553,6%281568,2%223060,0%5959,6% г) проблема финансовой независимости1856,3%32952,9%172755,1%1139,3%281568,2%222652,0%5353,5% д) конфликты с преподавателями412,5%32423,5%17816,3%725,0%2800,0%22714,0%1515,2% е) жилищная проблема618,8%32423,5%171020,4%414,3%281254,5%221632,0%2626,3% ж) отношение со сверстниками39,4%32211,8%17510,2%414,3%28313,6%22714,0%1212,1% з) взаимоотношения в семье26,3%32423,5%17612,2%310,7%28731,8%221020,0%1616,2% и) свой вариант 00,0%3200,0%1700,0%13,6%2800,0%2212,0%11,0%Всего:70218,8% 43252,9% 113230,6%57203,6% 59268,2% 116232,0%229231,3% 9Испытывайте ли Вы социально-негативные факторы (беспокойство, тревога, страх, отчаяние) а) да, часто (переход на 10 вопрос)26,3%3215,9%1736,1%414,3%28313,6%22714,0%1010,1% б) да, время от времени (переход на 10 вопрос)1959,4%321164,7%173061,2%932,1%281045,5%221938,0%4949,5% в) да, крайне редко (переход на 10 вопрос)825,0%32529,4%171326,5%1346,4%28731,8%222040,0%3333,3% г) нет, никогда (переход на 11 вопрос)39,4%3200,0%1736,1%27,1%2829,1%2248,0%77,1%Всего:32100,0% 17100,0% 49100,0%28100,0% 22100,0% 50100,0%99100,0% 10если Вы испытывайте беспокойство, тревогу, что в большей степени вызывает у Вас беспокойство, тревогу, страх? (не более 2х вариантов) а)предательство близких и друзей1241,4%29741,2%171941,3%932,1%28731,8%221632,0%3536,5% б) зависимость (от табака/ алкоголизма/ наркотиков)413,8%29211,8%17613,0%310,7%28313,6%22612,0%1212,5% в)проблемы трудоустройства827,6%29741,2%171532,6%1035,7%28836,4%221836,0%3334,4% г) трудности карьерного роста310,3%29317,6%17613,0%27,1%2800,0%2224,0%88,3% д)отсутствие уверенности в будущем1034,5%29741,2%171737,0%414,3%281045,5%221428,0%3132,3% е) высокий уровень преступности26,9%29211,8%1748,7%725,0%28313,6%221020,0%1414,6% ж) свой вариант 310,3%2900,0%1736,5%13,6%2800,0%2212,0%44,2%Всего:42144,8% 28164,7% 70152,2%36128,6% 31140,9% 67134,0%137142,7% 11Слышали ли Вы о существовании различного рода сект, террористических группировок и пр.? а) конечно, да2578,1%321376,5%173877,6%2175,0%281463,6%223570,0%7373,7% б) да, но я не совсем понимаю, что это за организации39,4%32211,8%17510,2%517,9%28627,3%221122,0%1616,2% в) нет13,1%3215,9%1724,1%27,1%2814,5%2236,0%55,1% г) затрудняюсь ответить39,4%3215,9%1748,2%00,0%2814,5%2212,0%55,1%Всего:32100,0% 17100,0% 49100,0%28100,0% 22100,0% 50100,0%99100,0% 12Какое чувство у Вас вызывают данные организации? (1 вариант) а) страх412,5%32635,3%171020,4%13,6%2829,1%2236,0%1313,1% б) надежду, что там можно реализоваться00,0%32211,8%1724,1%725,0%281150,0%221836,0%2020,2% в) безразличие1237,5%3200,0%171224,5%725,0%28627,3%221326,0%2525,3% г) беспокойство928,1%32741,2%171632,7%1035,7%2829,1%221224,0%2828,3% д) ненависть618,8%32211,8%17816,3%310,7%2814,5%2248,0%1212,1% ж) свой вариант 13,1%3200,0%1712,0%00,0%2800,0%2200,0%11,0%Всего:32100,0% 17100,0% 49100,0%28100,0% 22100,0% 50199100,0% 13По Вашему мнению, что в большей степени влияет на развитие социально-негативных факторов у молодёжи? (не более 2х вариантов) а) государство не гарантирует стабильность и, следовательно, нет уверенности в будущем1650,0%321164,7%172755,1%1139,3%281150,0%222244,0%4949,5% б) личное восприятие человека окружающего мира1134,4%32529,4%171632,7%621,4%281254,5%221836,0%3434,3% в) СМИ, насыщенная агрессивными сценами и неправдивой информацией1546,9%32952,9%172449,0%1139,3%28627,3%221734,0%4141,4% г) высокий уровень безработицы721,9%32423,5%171122,4%932,1%28627,3%221530,0%2626,3% д) недоступность качественного образования13,1%3215,9%172 414,3%28313,6%22714,0%99,1% е) свой вариант13,1%3215,9%1724,1%00,0%2800,0%2200,0%22,0%Всего:51159,4% 31182,4% 82163,3%41146,4% 38172,7% 79158,0%161162,6% 14Согласны ли Вы с мнением, что большинство людей в России, и в особенности молодёжь, живёт с тревогой и беспокойством? а) да1753,1%321270,6%172959,2%932,1%281045,5%221938,0%4848,5% б) нет515,6%32529,4%171020,4%828,6%28522,7%221326,0%2323,2% в) затрудняюсь ответить1031,3%3200,0%171020,4%1139,3%28731,8%221836,0%2828,3%Всего:32100,0% 17100,0% 49100,0%28100,0% 22100,0% 50100,0%99100,0% 15Рассчитывайте ли Вы на государство, в плане профессиональной и материальной поддержки? а) безусловно, да26,3%32211,8%1748,2%00,0%2800,0%2200,0%44,0% б) скорее да, чем нет928,1%32423,5%171326,5%932,1%28731,8%221632,0%2929,3% в) скорее нет, чем да1443,8%32847,1%172244,9%1450,0%281150,0%222550,0%4747,5% г) нет721,9%32317,6%171020,4%517,9%28418,2%22918,0%1919,2% е) свой вариант 00,0%3200,0%1700,0%00,0%2800,0%2200,0%00,0%Всего:32100,0% 17100,0% 49100,0%28100,0% 22100,0% 50100,0%99100,0% 16На кого вы рассчитывайте в решении важных для Вас проблем? ( не более 2х вариантов) а) на себя2268,8%321164,7%173367,3%1967,9%281568,2%223468,0%6767,7% б) полагаюсь на поддержку родных и близких1856,3%321164,7%172959,2%1242,9%281463,6%222652,0%5555,6% в) на друзей1031,3%32317,6%171326,5%725,0%2814,5%22816,0%2121,2% г) на органы местной власти00,0%3215,9%1712,0%00,0%2829,1%2224,0%33,0% д) на президента и правительство РФ13,1%3200,0%1712,0%00,0%2829,1%2224,0%33,0% ж) свой вариант 00,0%3200,0%1700,0%00,0%2814,5%2212,0%11,0%Всего:51159,4% 26152,9% 77157,1%38135,7% 35159,1% 73146,0%150151,5% 17Согласны ли Вы с тем, что реформы в РФ ведут к падению престижа образования у молодёжи и как следствие сокращению возможности успешного трудоустройства? а) безусловно, да618,8%32211,8%17816,3%310,7%2829,1%22510,0%1313,1% б) скорее да, чем нет 1650,0%321270,6%172857,1%1450,0%281359,1%222754,0%5555,6% в) скорее нет, чем да721,9%32317,6%171020,4%932,1%28522,7%221428,0%2424,2% г) нет 13,1%3200,0%1712,0%27,1%2814,5%2236,0%44,0% д) затрудняюсь ответить 26,3%3200,0%1724,1%00,0%2814,5%2212,0%33,0%Всего:32100,0% 17100,0% 49100,0%28100,0% 22100,0% 50100,0%99100,0% 18Если бы у Вас была возможность, то какие меры Вы бы предприняли для снижения социально-негативного настроения? (1 вариант) а) повысил(а) качество образования1031,3%32317,6%171326,5%725,0%2814,5%22816,0%2121,2% б) организовал(а) обязательное трудоустройство, выпускников ВУЗов1753,1%32847,1%172551,0%1242,9%281777,3%222958,0%5454,5% в) ввел(а) цензуру в СМИ на агрессивную информацию412,5%32423,5%17816,3%725,0%28313,6%221020,0%1818,2% г) сделал(а) доступным высшее образование13,1%32211,8%1736,1%27,1%2814,5%2236,0%66,1% е) свой вариант 00,0%3200,0%1700,0%00,0%2800,0%2200,0%00,0%Всего:32100,0% 17100,0% 49100,0%28100,0% 22100,0% 50100,0%99100,0%


. Анализ результатов по задачам


Задача 1. Определить основные социальные страхи молодежи

На данную задачу были сформулированы следующие вопросы:

. С каким настроением Вы живете ближайшие полгода? (выберите 1 вариант)

а) испытываю оптимизм;

б) испытываю спокойствие;

в) испытываю уверенность в будущем;

г) испытываю ощущение беспокойства

д) испытываю страх, отчаяние




Рис 1. Распределение ответов на вопрос: С каким настроением Вы живете ближайшие полгода?



Описание гистограммы: из рисунка 1 видно, что испытывают спокойствие девушки 3,4 курсов( 40.9% от общей массы), наибольший, среди юношей 1,2 курсов (34,4%), при этом наибольший уровень ощущения беспокойствия отмечается среди девушек 1,2 курсов ( 29,4%), а наибольший, среди юношей 1,2 курсов (25%), при этом видно, что в общем на старших курсах студенты тратят больше досугового времени на чтение художественной литературы (11,5% на 1,2 курсах и 21,4% на 3,4 курсах). Кроме этого, по рис.1 видно, что юноши больше чем девушки уделяют свободное время занятию спортом (у юношей 61,5% на 1,2 курсах и 51,7% на 3,4 курсах, у девушек 50,0% на 1,2 курсах и 40,7% на 3,4 курсах), при этом заметно, что старшие курсы меньше внимания уделяют занятию спортом (55,8% на 1,2 курсах против 46,4% на 4,5 курсах). Также видно, что старшие курсы больше времени уделяют просмотру телепередач, чем младшие (17,3% на 1,2 курсах и 30,4% на 3,4 курсах), но меньше тратят свой досуг на посещение клубов и дискотек ( 21,2% на 1,2 курсах, 7,1% на 3,4 курсах), при этом юноши больше посещают клубы и дискотеки ( у юношей 23,1% на 1,2 курсе и 10,3% на 3,4 курсах, у девушек 19,2% на 1,2 курсах и 3,7% на 3,4 курсах).


. Если Вы испытываете беспокойство, тревогу, что в большей степени вызывает у Вас беспокойство, тревогу, страх? (выберите не более 2х вариантов)

а) предательство близких и друзей

б) зависимость (от табака/ алкоголизма/ наркотиков)

в) проблемы трудоустройства,

г) трудности карьерного роста

д) отсутствие уверенности в будущем

е) высокий уровень преступности

ж) свой вариант




Рис 2. Распределение ответов на вопрос: «Если Вы испытываете беспокойство, тревогу, что в большей степени вызывает у Вас беспокойство, тревогу, страх? »


Описание гистограммы: Согласно рис.2, среди опрошенных лишь 6,5% читают художественную литературу ежедневно, а основная же масса читает либо 1-2 раза в месяц (20,4 %), либо раз в полгода и реже (32,4%), либо практически никогда (25,0%), при этом заметно, что из старших курсов больше студентов читают художественную литературу ежедневно (3,8% на 1,2 курсах и 8,9% на 3,4 курсах).

. Какое чувство у Вас вызывают данные организации? (выберите 1 вариант)

а) страх

б) надежду, что там можно реализоваться

в) безразличие

г) беспокойство

д) ненависть

е) свой вариант



Рис 3. Распределение ответов на вопрос: «Какое чувство у Вас вызывают данные организации?»


Описание гистограммы: Согласно рисунку 3, можно сделать вывод, что основная причина низкого уровня читаемости среди опрошенных студентов - нехватка свободного времени (65,5%). Половых и возрастных особенностей не выявлено.


Вывод: Таким образом, можно сказать что чтение художественной литературы не является популярным занятием среди опрошенных студентов, и основная причина этого - нехватка свободного времени.

Задача 2. Факторы, обуславливающие данное состояние.

На данную задачу были сформулированы следующие вопросы:

. Если нет, то чем именно Вы не удовлетворены? (выберите не более 2х вариантов)

а) финансовая зависимость от родителей

б) разочаровался (-лась) в выборе своей профессии

в) отсутствие свободного времени

г) нет возможностей самореализоваться в своём городе

д) тяжело даётся учёба

е) свой вариант ответа




Рис.4, Распределение ответов на вопрос: «Если нет, то чем именно Вы не удовлетворены?»


Описание гистограммы: Согласно рис.4, большинство опрошенных считают, что интеллект - это ум, рассудок (77,8%), при этом не выделяется особых возрастных и половых различий. Популярен так же ответ «способность к тонкому восприятию мира» (29,6%), при этом больше студентов на старших курсах склоняются к данному мнению (17,3% на 1,2 курсах и 41,1 % на 3,4 курсах). Многие отметили так же вариант «развитое воображение» (29,6%), при этом больше студентов на старших курсах склоняются к данному мнению (23,1% на 1,2 курсах и 35,7 % на 3,4 курсах).


5. Если нет, то чем именно Вы не удовлетворены? (выберите не более 2х вариантов)

а) большое количество бедных в стране;

б) высокий уровень безработицы;

в) государство не заботится о гражданах;

г) высокий уровень преступности;

д) опасность террористических актов;

е) свой вариант ответа




Рис.5, Распределение ответов на вопрос: «Если нет, то чем именно Вы не удовлетворены?»


Описание гистограммы: Согласно рис.5, большинство опрошенных считают, что на развитие интеллекта человека наибольшее влияние оказывает активное самообразование (79,6% от общего числа ответивших), при этом юноши больше склоняются к данному ответу, чем девушки (у юношей 76,9% на 1,2 курсах и 89,7% на 3,4 курсах, у девушек 76,9% на 1,2 курсах и 74,1% на 3,4 курсах), заметно так же что больше студентов на старших курсах склоняются к данному мнению (76,9% на 1,2 курсах и 82,1% на 3,4 курсах). Многие так же считают, что высокий уровень базового образования так же сильно влияет на интеллектуальное развитие человека (57,4% от общего числа ответивших). Число опрошенных, считающих, что на развитие интеллекта человека влияет активное чтение художественных книг составляет лишь 22,2%. При этом девушки придерживаются данной точки зрения чаще, чем юноши ( у юношей 19,2% на 1,2 курсах и 10,3% на 3,4 курсах, у девушек 26,9% на 1,2 курсах и 33,3% на 3,4 курсах), заметно так же что больше студентов младших курсов, считает, что чтение художественной литературы влияет на интеллектуальное развитие человека (23,1% на 1,2 курсах и 21,4% на 3,4 курсах).


8. Скажите, пожалуйста, какие проблемы для Вас наиболее актуальны?

(не более 3-х вариантов)

а) проблема досуга

б) проблема качественного образования

в) трудоустройства

г) проблема финансовой независимости

д) конфликты с преподавателями

е) жилищная проблема

ж) отношения со сверстниками

з) взаимоотношения в семье

и) свой вариант




Рис.6. Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие проблемы для Вас наиболее актуальны?»


Описание гистограммы: Согласно рис. 6 многие из опрошенных согласны с мнением, что риторика активно используется в художественной литературе (40,7%), однако большая часть считает, что риторика чаще всего используется в политике(61,1%) и в СМИ (53,7%), при этом больше студентов старших курсов считает, что риторика используется в художественной литературе (38,% на 1,2 курсах и 42,9% на 3,4 курсах).


. По Вашему мнению, что в большей степени влияет на развитие социально-негативных факторов у молодежи?

а) государство не гарантирует стабильность и, следовательно, нет уверенности в будущем

б) личное восприятие человека окружающего мира

в) СМИ, насыщенная агрессивными сценами и неправдивой информацией

г) высокий уровень безработицы

д) недоступность качественного образования

е) свой вариант




Рис.7, Распределение ответов на вопрос: «По Вашему мнению, что в большей степени влияет на развитие социально-негативных факторов у молодежи?»


Описание гистограммы: По рис.7 можно сделать вывод, что большинство из опрошенных студентов считают, что на развитие риторики у человека значительно влияет его уровень начитанности (83,3 % от общего числа ответивших), кроме того на старших курсах больше студентов склоняются к этому мнению, чем на младших (80,8% на 1,2 курсах и 85,7 % на 3,4 курсах). Так же довольно популярно мнение, что на развитие риторики у человека влияют друзья и родственники (32,4%), при этом больше юношей, чем девушек склоняются к данному мнению ( у юношей 57,7% на 1,2 курсах и 41,4% на 3,4 курсах, у девушек 15,4% на 1,2 курсах и 14,8% на 3,4 курсах), а так же больше студентов младших курсов, чем старших ( 36,5% на 1,2 курсах и 28,6% на 3,4 курсах).


Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть опрошенных студентов не считает, что чтение художественной литературы оказывает значительное влияние на интеллектуальное развитие человека. Однако многие так же полагают, что риторика используется в художественных произведениях, и они довольно сильно влияют на развитие риторики у человека.

Задача 3. Методы преодоления и профилактики негативного социального самочувствия.

. Если бы у Вас была возможность, то какие меры Вы бы предприняли для снижения социально-негативного настроения? (выберите 1 вариант)

а) повысил(а) качество образования

б) организовал(а) обязательное трудоустройство, выпускников ВУЗов

в) ввел(а) цензуру в СМИ на агрессивную информацию

г)сделал(а) доступным высшее образование

д) свой вариант ответа

На данную задачу были сформулированы следующий вопрос:




Рис.8, Распределение ответов на вопрос: «Если бы у Вас была возможность, то какие меры Вы бы предприняли для снижения социально-негативного настроения?»

Описание гистограммы: Согласно рис.8 большинство из опрошенных полагают, что интеллигентный человек - это человек, уважающий мнение других (56,6%), вежливый (50,9%), и культурно образованный (76,9%). Начитанность как показатель интеллигентности отметило лишь 27,8% от числа опрошенных, при этом больше девушек, чем юношей придерживается этого мнения (у юношей 23,1% на 1,2 курсах и 20,7% на 3,4 курсах, у девушек 23,1% на 1,2 курсах и 44,4% на 3,4 курсах), и больше студентов на старших курсах, чем на младших (23,1% на 1,2 курсах и 32,1% на 3,4 курсах).



3. Анализ результатов по гипотезам


Гипотеза 1. Чтение художественных произведений улучшает уровень риторики, выразительности человека - была доказана




Рис.17. Распределение ответов на вопрос: «Что на Ваш взгляд, в большей степени, влияет на развитие риторики и выразительности у человека?»


Вывод: из рисунка 17 видно, что большинство опрошенных считает, что начитанность человека напрямую влияет на развитие его риторических навыков.

Гипотеза 2. Чтение художественной литературы положительно влияет на уровень самореализации человека, его успех в личной жизни - была опровергнута.




Рис.18. Распределение ответов на вопрос: «Что из нижеперечисленного, по Вашему мнению, в большей мере влияет на успех в личной жизни?»


Вывод: из рисунка 18 видно, что начитанность и просвещенность для большинства опрошенных не являются значительным фактором, влияющим на успех в личной жизни.

Гипотеза 3. Чтение художественной литературы может повлиять на развитие у человека вредных привычек - была опровергнута.




Рис.19. Распределение ответов на вопрос: «В тех или иных произведениях автор может указывать на наличие тех или иных вредных привычек у героя (алкогольная зависимость, табакокурение, наркотическая зависимость). Как Вы считаете, может ли это повлиять на возникновение вредных привычек у читателя?»


Вывод: из рисунка 19 видно, что большинство опрошенных считает, что чтение художественных книг не может вызвать появление вредных привычек у читателя.

Гипотеза 4. Чтение художественной литературы может подтолкнуть человека к совершению преступлений была опровергнута.




Рис.20. Распределение ответов на вопрос: «Как известно, художественные книги воспринимаются людьми неоднозначно, например, роман «Над пропастью во ржи».


По признанию журналов Time и Modern Library это одно из лучших произведений XX века. Однако, по заявлениям убийц Джона Ленона и Ребекки Шеффер, именно эта книга заставила их совершить преступление. Как Вы считаете, может ли художественная книга в действительности подтолкнуть к совершению преступления нормального человека?»


Вывод: из рисунка 20 видно, что большинство опрошенных считает, что чтение художественных книг не может подтолкнуть человека к совершению преступлений.


4. Вывод


В результате проведенного социологического исследования мы выяснили, что уровень читаемости среди студентов АГНИ факультета ФИМ довольно низок, что объясняется нехваткой свободного времени. Выяснилось что большинство опрошенных считает, что чтение художественных книг не оказывает значительного влияния на интеллектуальное, культурное, моральное развитие человека, на его поведение и успешность в жизни.


5. Методические рекомендации


) Увеличить выборочную совокупность для получения более точных данных социологического исследования.

) Изменить вопрос №7 «Риторика - наука о красноречии. До XVIII в. риторика была одним из предметов в Европейских университетах. Аристотель занимался риторикой с логической, а так же политической точек зрения. Стоики же выделяли её как самостоятельную науку. Как Вы считаете, где в настоящее время может использоваться риторика? (возможно несколько вариантов).»

на «Риторика - наука о красноречии. Как Вы считаете, где в настоящее время может использоваться риторика? (возможно несколько вариантов).»

) Изменить вопрос №19 «Откуда чаще всего Вы берёте художественные книги для чтения? указать не более 2-х вариантов).»

на «Если вы читаете художественные книги, то откуда чаще всего Вы берёте художественные книги для чтения? указать не более 2-х вариантов).» и сделать его необязательным для ответа.

) Изменить вопрос №20 «Откуда Вы обычно узнаёте о новых книгах? (указать не более 2-х вариантов)»

на «Если вы читаете художественные книги, то откуда Вы обычно узнаёте о новых книгах? (указать не более 2-х вариантов).» и сделать его необязательным для ответа.

. Практические рекомендации.

Для популяризации чтения среди современной молодежи предлагается принимать следующие меры:

- создание положительных и привлекательных образов читающего человека, и социальных институтов, связанных с чтением

приучение к чтению на личном примере родителей

выпуск книг в доступном формате (например,электронном, аудио)

рекламирование книг в интернете и СМИ

- приобщение к чтению в школе

социальный страх молодежь


Приложение 1


Анкета.

Уважаемый респондент!

Обработка результатов данного социологического исследования будет проводиться в обобщенном виде (анонимно), однако именно Ваш ответ может стать решающим. Для заполнения анкеты необходимо любым, удобным для Вас, способом отметить наиболее подходящий Вам вариант ответа или написать собственное мнение в отведенном для этого месте. Заранее благодарим Вас за участие!

.С каким настроением Вы живете ближайшие полгода? (выберите 1 вариант)

а) испытываю оптимизм;

б) испытываю спокойствие;

в) испытываю уверенность в будущем;

г) испытываю ощущение беспокойства

д) испытываю страх, отчаяние

. Если говорить в целом, Вы удовлетворены жизнью, которую ведёте?

а) да (переход к 4 вопросу);

б) скорее да, чем нет (переход к 4 вопросу);

в) скорее нет, чем да (переход к 3 вопросу);

г) нет (переход к 3 вопросу);

д) затрудняюсь ответить (переход к 4 вопросу)

. Если нет, то чем именно Вы не удовлетворены? (выберите не более 2х вариантов)

а) финансовая зависимость от родителей

б) разочаровался (-лась) в выборе своей профессии

в) отсутствие свободного времени

г) нет возможностей самореализоваться в своём городе

д) тяжело даётся учёба

е) свой вариант ответа_____________________________

. Если говорить в целом, Вы довольны сегодняшнем положением дел в нашей стране?

а) да (переход на 6 вопрос);

б) скорее да, чем нет (переход на 6 вопрос);

в) скорее нет, чем да (переход на 5 вопрос);

г) нет (переход на 5 вопрос);

д) затрудняюсь ответить (переход на 6 вопрос).

. Если нет, то чем именно Вы не удовлетворены? (выберите не более 2х вариантов)

а) большое количество бедных в стране;

б) высокий уровень безработицы;

в) государство не заботится о гражданах;

г) высокий уровень преступности;

д) опасность террористических актов;

е) свой вариант ответа___________________________

. Какое определение, по Вашему мнению, наиболее близко подходит под понятие «социальный страх»? (выберите 1 вариант)

а) Социальный страх - это страх, возникающий под влиянием общества

б) Социальный страх - это непосредственно переживаемое человеком негативная форма его отношений к обществу.

в) свой вариант ответа________________

. Приходилось ли Вам испытывать страх?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

. Скажите, пожалуйста, какие проблемы для Вас наиболее актуальны?

(не более 3-х вариантов)

а) проблема досуга

б) проблема качественного образования

в) трудоустройства

г) проблема финансовой независимости

д) конфликты с преподавателями

е) жилищная проблема

ж) отношения со сверстниками

з) взаимоотношения в семье

и) свой вариант________________________________________

. Испытывайте ли Вы социально негативные факторы (беспокойство, тревога, страх, отчаяние)?

а) да, часто (переход на 10 вопрос);

б) да, время от времени (переход на 10 вопрос);

в) да, крайне редко (переход на 10 вопрос);

г) нет, никогда (переход на 11 вопрос);

. Если Вы испытываете беспокойство, тревогу, что в большей степени вызывает у Вас беспокойство, тревогу, страх? (выберите не более 2х вариантов)

а) предательство близких и друзей

б) зависимость (от табака/ алкоголизма/ наркотиков)

в) проблемы трудоустройства,

г) трудности карьерного роста

д) отсутствие уверенности в будущем

е) высокий уровень преступности

ж) свой вариант_______________________________________

. Слышали ли Вы о существовании различного рода сект, террористических группировок и пр.?

а.) конечно, да

б) да, но я не совсем понимаю, что это за организации

в) нет

г) затрудняюсь ответить

. Какое чувство у Вас вызывают данные организации? (выберите 1 вариант)

а) страх

б) надежду, что там можно реализоваться

в) безразличие

г) беспокойство

д) ненависть

е) свой вариант _______________________________

. По Вашему мнению, что в большей степени влияет на развитие социально-негативных факторов у молодежи? (не более 2-х вариантов)

а) государство не гарантирует стабильность и, следовательно, нет уверенности в будущем.

б) личное восприятие человека окружающего мира

в) СМИ, насыщенная агрессивными сценами и неправдивой информацией

г) высокий уровень безработицы

д) недоступность качественного образования

е) свой вариант ответа________________________

. Согласны ли Вы с мнением, что большинство людей в России, и в особенности молодежь, живет с тревогой и беспокойством?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

. Рассчитываете ли Вы на государство, в плане профессиональной и материальной поддержки?

а) безусловно, да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

д) свой вариант_____________________

. На кого Вы рассчитываете в решении важных для Вас проблем? (не более 2х вариантов)

а) только на себя

б) полностью полагаюсь на поддержку родных и близких

в) на друзей

г) на органы местной власти

д) на президента и правительство РФ

е) свой вариант ответа____________________________

. Согласны ли Вы с тем, что реформы в РФ ведут к падению престижа образования у молодёжи и как следствие сокращению возможности успешного трудоустройства?

а) безусловно, да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

д) свой вариант ответа____________________________________

. Если бы у Вас была возможность, то какие меры Вы бы предприняли для снижения социально-негативного настроения? (выберите 1 вариант)

а) повысил(а) качество образования

б) организовал(а) обязательное трудоустройство, выпускников ВУЗов

в) ввел(а) цензуру в СМИ на агрессивную информацию

г) сделал(а) доступным высшее образование

д) свой вариант ответа______________________________

Немного о себе:

. На каком факультете Вы учитесь? _____________________

. На каком Вы курсе? ____________________________

. Ваш пол____________________________________


Список литературы


1. Иванова Э.А. Прикладная социология: Методические рекомендации по подготовке и проведению конкретного социологического исследования по курсу «Прикладная социология» для студентов всех специальностей и форм обучения. - Альметьевск: Альметьевский государственный нефтяной институт, 2007. - 68 с.

. Аналитический центр Юрия Левады. Общественное мнение 2011: ежегодник, М,2011-с.258-266.

. wikipedia.org: Википедия. Свободная энциклопедия.

. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля

. Селиверстова Н.А., Юмашева Н.Д. Чтение в студенческой среде: Опыт социол. исследования. М.: Рос. кн. палата, 2009.

. К.З. Акопян, А. В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.