ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»
Факультет экономики
Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Отчет по учебной практике
«Основы исследовательской деятельности»
Вариант 3
Тема: «Естественное движение и миграция населения республики Башкортостан»
.
.
.
.
.
.
Сургут, 2012
Содержание
Введение
. Теоретическая часть
.1 Задание 1
.2 Задание 2
2. Расчетно-аналитическая часть
2.1 Задание 3
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В данной работе одним из основных направлений является изучение правил библиографического описания источника, составление списка литературы. Мы рассмотрели основные понятия, требования, предъявляемые при составлении списка литературы, а затем проведем исследование по теме: «Естественное движение и миграция населения республики Башкортостан», по итогам которой проведем отчет, на основании полученных знаний.
Цели:
. Получить навыки исследовательской работы
. Научиться предоставлять результаты исследовательской деятельности
. Научиться применять полученные теоретические знания на практике
Задачи:
. Изучить вопросы организации работы с научной литературой
. Выявить способы обработки полученной информации
В результате этой работы мы получили больше новых знаний и опыта.
1. Теоретическая часть
.1 Задание 1
. Теоретические методы исследования, их характеристика
«Теории - это нити, которые связывают имеющиеся факты ...». Ганс Селье.
По мере того, как в ходе исследования накапливается фактический материал, возникает необходимость в его систематизации. Как известно, две основные функции науки: объяснительная и предсказательная, но перед тем как приступить к выявлению каких-либо причинно-следственных связей, необходимо упорядочить имеющиеся факты, чтобы устранить их хаотичность. Каждая научная работа нуждается в общих принципах, которые в совокупности называются исследовательским подходом. Строго говоря, определиться с подходом необходимо еще до начала сбора фактического материала. Однако некоторое количество предварительно собранных научных фактов сделают этот выбор более простым и содержательным. В качестве исследовательских подходов можно использовать, например, системный подход, комплексный (целостный) и др.
Применение научно обоснованных методов исследования является существеннейшим условием получения новых знаний, поэтому их выбор имеет решающее значение для результатов исследования. Современная научная деятельность немыслима без применения методов познания, они являются общепринятым инструментарием. Если автор планирует делать выводы из полученных фактов только на основе собственных, «доморощенных» методов, это, скорее всего, сделает его исследование ненаучной работой. Избранный исследовательский подход и используемые методы в совокупности составляют методику исследования, своего рода сюжетную линию, в соответствии с которой структурируется весь собранный фактический материал. Методы познания классифицируются по многим признакам, но самые основные деления: общенаучные/специальные, эмпирические/теоретические.
Критериями выбора исследовательского подхода могут служить принципы диалектической логики:
объективность рассмотрения (при исследовании объекта следует исходить из него самого, а не из нашего мышления о нем);
конкретность (при изучении объекта необходимо учитывать его особенности, специфические условия существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров);
всесторонность рассмотрения (объект требуется рассматривать во всех его связях и отношениях);
историзм (познавая объект, нельзя игнорировать его развитие, самовыдвижение, изменение).
Выбор исследовательского подхода и методов познания - очень важный этап теоретической работы, но не обязательно должен быть первым.
Первым этапом теоретической работы часто становится разработка понятийного аппарата, терминологии, которая будет затем использоваться в исследовании в качестве элементарной системы. Давая определения ключевым терминам исследовательской работы, необходимо обобщить несколько определений одного и того же объекта, например, коммерческого банка и выявить те его свойства, которые играют в исследовании существенную роль. Возьмем два определения банка:
«Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности». [1,c.206-207].
«Банки (от итал. banco - скамья, лавка менялы), учреждения, аккумулирующие ден. средства и накопления, предоставляющие кредит, осуществляющие денежные расчеты, учет векселей, эмиссию денег и ценных бумаг, операции с золотом, иностр. валютой и др. функции... » (Сов. энциклопедический словарь).
Оба определения, безусловно, проясняют понятие банка, но ни одно не дает четкого ответа на вопросы: что в первую очередь отличает банк от не банка? каковы основные и/или уникальные свойства банка? Руководствуясь одним из этих определений, легко спутать банк с инвестиционной компанией или решить, что банк обязательно должен осуществлять эмиссию денег. Более того, непонятно даже, какова степень независимости банка: если это организация, он может иметь собственную стратегию, если учреждение - зависит от воли учредителей.
Образно говоря, теоретическая работа при научном исследовании напоминает шахматную партию, где фигуры - используемые в исследовании понятия. Ясно, что нельзя начинать игру, не узнав, какие существуют фигуры и как они могут двигаться по доске.
Г. Селье так определяет стадии рождения идеи:
. Формулирование понятийных элементов
. Классификация понятийных элементов в соответствии с их
а) характеристиками (признаками);
б) причиной;
. Формулирование новых вопросов относительно:
а) эволюции характеристик во времени (те типы понятийных элементов, которые им предшествуют и те типы, в которые они, по всей вероятности, перейдут);
б) опосредования причинно-следственных связей.
Предположим, исследуются факторы, оказывающие наибольшее влияние на выбор фирмой банка-партнера для расчетно-кассовых операций.
Один из понятийных элементов - фактор определяется как причина, оказывающая непосредственное влияние на принимаемое решение. Исходя из такого определения, факторы по характеристикам можно разделить на фатальные (неизбежно приводящие к открытию счета, например, создание фирмы) и нефатальные (создающие потребность, которая может оставаться постоянно, например, непредоставление банком консалтинговых услуг фирме). По происхождению можно классифицировать факторы на внутренние (инициатива фирмы, например, решение об открытии филиала, порождающее потребность в новом расчетном счете) и внешние (события на рынке, например, банкротство прежнего банка-партнера).
В отношении другой классификации факторов важны причинно-следственные связи: что было до появления факторов и что будет после их непосредственного влияния
Цепь возникающих гипотез с самого начала потребует применения самых разнообразных методов: статистических, дедуктивных и индуктивных умозаключений и т. д. Когда собранные факты будут составлять обширные совокупности, почти наверняка, потребуется применение методов теоретического анализа и синтеза, моделирования. Также возможно применение иных методов (восхождения от абстрактного к конкретному, аналогии).
Постепенно поиск основных закономерностей, которым подчинены выявленные факты, превращается в своего рода «навязчивую идею» исследователя. Такое состояние, как правило, неопасно, оно означает, что в работу включилось интуитивное мышление.
За кульминацией теоретической работы - вспышкой интуиции - следует длительная логическая проверка гипотезы.
Следует запомнить: Первым шагом в направлении теоретической работы является разработка понятийного аппарата, затем следует выбор подхода и методов исследования.
Теоретическая работа должна вестись вдумчиво и планомерно, и тогда она может привести к озарению - возникновению оригинальных идей и гипотез.
Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы законов, понятий и теорий. Получив в свое распоряжение факты, характеризующие познаваемый объект, ученый обобщает их, стремясь выявить закономерности функционирования и развития этого объекта.
В исследовании принято выделять эмпирический и теоретический уровни. На эмпирическом (от греч. empeiria - опыт) уровне происходит непосредственное изучение предмета или явления, иногда при контакте с ним, иногда при помощи фактов, зафиксированных другими людьми. Мысленное воспроизведение реальной действительности, формирование знания происходит на теоретическом уровне. Поскольку критерием истинности результатов теоретической работы обычно является практика, после проведения теоретической работы исследователи часто ставят эксперимент, вновь на эмпирическом уровне. Результаты полученных экспериментальных данных могут видоизменить теоретическое представление о действительности, т. е. круг замыкается, исследование, как правило, поочередно осуществляется то на эмпирическом, то на теоретическом уровне.
Экспериментальная работа направлена на то, чтобы проверить на практике истинность теоретических выводов.
Результаты полученных экспериментальных данных могут видоизменить теоретическое представление о действительности. [2, c.108-112].
2. Способы получения, фиксация и обработка научной информации
Один из эффективных способов поиска научной информации, особенно на первых этапах накопления знаний по определенной теме - это прямые контакты с более опытными коллегами. Например, более чем вероятно, что тема исследований молодого ученого вытекает или перекликается с темой деятельности научного руководителя.
Очень полезным с точки зрения поиска научной информации может быть участие в работе профильных конференций и других мероприятий. На них предоставляется возможность завязать знакомства и получить консультации от специалистов по Вашей теме.
И, наконец, существует еще один достаточно эффективный, хотя и непростой способ получения научной информации. И обычные журналы (как бумажные, так и электронные варианты), и реферативные печатают информацию о месте работы авторов публикаций. При этом часто приводятся адреса электронной почты авторов. Если Вы заинтересовались статьей, но не можете получить ее полнотекстовый вариант, попробуйте написать непосредственно авторам с просьбой ее прислать. Всякому специалисту будет лестно, что его трудами интересуются. Всякий ученый предпримет усилия для того, чтобы повысить свой индекс цитирования.
Сбор первичной научной информации ее фиксация и хранение
Для этой цели используются:
1.алфавитный словарик фамилий, адресов, телефонов и т.п.
2.блокнот для черновых записей разного рода
.еженедельник или вкладыши в записную книжку для срочных записей
.карточки, образующие картотеку
.магнитофон
Собранную первичную научную информацию следует регистрировать. Формы ее регистрации различны:
1.регистрация научной информации методами фотографии, рентгенографии, прием сигналов различных датчиков и регистрация их самописцами
2.графики, рисунки, схемы и другие графические материалы
.расчеты, выполненные с помощью машинной техники
.научные отчеты
.материалы консультаций и отзывы специалистов по научным результатам [3, с.70].
3. Основные формы представления результатов исследовательской деятельности
Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом.
Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации с текстовым сопровождением.
Доклад
Доклад - это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика.
Рецензия
Рецензия (от лат. recensio - рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или журнале.
Научная статья
Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого, в структуре научной статьи целесообразно выделить:
-описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;
краткие данные о методике исследования;
анализ собственных научных результатов и их обобщение;
выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;
ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчет
Научный отчет - документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Структура научного отчета:
Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.
Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность, практическая значимость.
Характеристика применявшихся методов исследования.
Описание результатов исследования.
Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.
Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.
Реферат
Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre - докладывать, сообщать) представляет собой:
краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п;
доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников. [8].
4. Общие правила оформления текста исследовательской работы
К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:
размер шрифта 12 - 14, Times New Roman, обычный;
интервал между строк - 1,5 - 2;
размер полей: левого - 2 см, правого - 1 см, верхнего, нижнего - 2 см.
При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке - в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.
Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же страницы, к которой они относятся через один интервал более мелким шрифтом, чем текст.
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру; на титульном листе номер страницы не ставится.
Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.
Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должны быть равны 3 интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Основные требования к реферату, обзору, отчету, научному сообщению.
Сроки выполнения рефератов.
Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что после того, как учитель ознакомиться с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю- предметники, руководившему работой. естественный движение население исследовательский
Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:
введение;
основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;
заключение;
список источников ;
приложения (в случае необходимости). [7].
1.2 Задание 2
Научная литература - совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия.
Каждому исследователю необходимо уметь искать и отбирать нужную литературу для своей работы, т. е. обладать знанием основ библиографии. Библиография ставит задачу информировать читателя об имеющихся печатных изданиях, для чего составляются указатели, каталоги, обзоры и т. д. Процесс ознакомления с литературными источниками по интересующей проблематике необходимо начинать с ознакомления со справочной литературой (универсальные и специальные энциклопедии, словари, справочники), затем просматриваются учетно-регистрационные издания органов НТИ (ВИНИТИ, ВНТИЦ, ВКП, ГПНТБ и другие) и библиографические указатели фундаментальных библиотек.
Библиографическое описание - совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.
Библиографические ссылки - это «библиографические описания источников цитат, заимствований а также произведений печати, рекомендуемых читателю по ходу чтения или обсуждаемых в тексте издания» или, другими словами, «совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте издания другом произведении (его составной части или группе произведений), необходимых для его идентификации и поиска»
Использование библиографических ссылок в научных изданиях обязательно. Рекомендуется употреблять их в следующих случаях:
при цитировании фрагментов текста формул, таблиц, иллюстраций и т.п;
при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций и т.п. не в виде цитаты;
при анализе в тексте содержания других публикаций;
при необходимости отсылки читателя к другим публикациям, где обсуждаемый материал дан более полно.
Не обязательными являются ссылки:
при цитировании известных классических произведений, выпущенных массовыми тиражами разными издательствами;
при цитатах-примерах в учебных изданиях;
при цитировании в научно-популярных изданиях.
Список использованной литературы содержит библиографическую информацию о рассматриваемых или рекомендуемых документах, является составной частью справочного аппарата научной работы и помещается после заключения.
Документы, включаемые в список, описываются в соответствии с правилами библиографического описания (см. раздел I).
В зависимости от включённых в список материалов и их количества применяют ту или иную систему группировки библиографических описаний:
-алфавитную,
-систематическую,
-хронологическую,
-по главам,
-в порядке первого упоминания документов в тексте.
Автор выбирает сам способ группировки, учитывая особенности своей работы. Для студенческих работ рекомендуется алфавитная группировка.
Алфавитное расположение сведений о документах применяется для небольших по объему списков по узкому вопросу. Описания располагаются в строгом алфавите фамилий авторов или заглавий книг и статей (если фамилия автора не указана). [6].
2. Расчетно-аналитическая часть
.1 Задание 3. Исследование по теме «Естественное движение и миграция населения республики Башкортостан»
В миграционных процессах в мировом масштабе ежегодно участвуют миллионы людей. Важным аргументом в пользу изучения миграции населения служит масштабность рассматриваемого явления. Миграция влияет на экономическое, социальное, экологическое и демографическое развитие страны и ее отдельных районов. Многие проблемы миграции до настоящего времени не решены.
Миграция населения в условиях, когда смертность населения превышает рождаемость, может частично компенсировать естественную убыль населения, либо усилить негативный эффект сокращения численности населения.
Несмотря на все возрастающий интерес к миграции населения, до сих пор в научной литературе нет единого подхода к формулировке понятия "миграция населения". В данной работе мы будем придерживаться следующего определения "миграции населения" - перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях жительства на более или менее длительное время.
Для исследования географии миграционных процессов региона целесообразно применение таких понятий, как:
"миграционные процессы", определяемое как совокупность процессов прибытия и выбытия населения (мигрантов) на определенной территории, вызванных различными факторами и условиями, приводящие к определенным социально-экономическим, политическим, культурным, демографическим и иным последствиям.
"миграционная ситуация", определяемое как конкретное состояние миграционных процессов в условиях данной территории на определенное время.
По состоянию на 1 января 2012г. численность населения Республики Башкортостан составила 4064245 человек. По сравнению с началом 2011г. наблюдается снижение на 7840 человек (на 0,2%). Основной причиной убыли населения в республике в 2011г. стала миграция ( - 9386 человек), естественный прирост составил 1546 человек, сообщили агентству "Стерлеград" в Башкортостанстате.
Численность населения Российской Федерации на 1 января 2012г. составила 143056,4 тыс.человек, увеличилась за год на 12,7 тыс. человек (на 0,1%). Положительный прирост сложился за счет превышения числа прибывших над числом выбывших (320 тыс. человек).
Увеличение численности населения отмечено в 28 регионах страны (включая автономные округа, входящие в состав других субъектов).
В 6 из 8 федеральных округов Российской Федерации зарегистрирован положительный прирост численности населения, кроме Приволжского и Дальневосточного федеральных округов. Всего по ПФО за 2011г. численность населения уменьшилась на 68,3 тыс. человек (на 0,2%) и составила 29811,5 тыс.человек. Среди субъектов Приволжского федерального округа только в Республике Татарстан наблюдается прирост численности населения.
По итогам 2011г. Республика Башкортостан остается регионом с высокой долей сельского населения, из общей численности населения 2472,3 тыс.человек (60,8%) - городское население, 1591,9 тыс.человек (39,2%) - сельское население. Городское население увеличилось за 2011г. на 6429 человек, в том числе за счет естественного прироста на 4194 человек, миграционного - 2235 человек. Численность сельчан сократилась на 14269 человек, в том числе естественная убыль составила 2648 человек, сальдо миграции «минус» 11621 человек. [4, c.85-87].
Оперативные итоги естественного и миграционного движения населения республики Башкортостан за январь-июль 2012 года
В Республике Башкортостан общий итог естественного и миграционного движения населения за январь-июль 2012г. сложился с отрицательным результатом и составил 773 человека. Основной причиной убыли населения в республике в 2012г. является миграция (миграционная убыль за январь-июль - 2650 человек), которая отчасти компенсировалась естественным приростом населения.
Таблица 1- Естественное и миграционное движение населения республики Башкортостан (январь-июнь)
2012г.2011г.общий прирост (убыль)естественный прирост (убыль)миграционный прирост (убыль)общий прирост (убыль)естественный прирост (убыль)миграционный прирост (убыль)Всего-773+1877-2650-3008-1075-1933городская местность+983+3247-2264-637+689-1326сельская местность-1756-1370-386-2371-1764-607
Естественное движение населения. За январь-июль 2012г. в республике родилось 33488 человек, на 6,7 % больше, чем за январь-июль 2011г. Рост рождаемости отмечался в 6 городских округах (г.г. Уфа, Агидель, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Стерлитамак) и в 42 муниципальных районах. С начала 2012г. умерло 31611 человек. Число умерших к соответствующему периоду прошлого года сократилось на 837 человека, или на 2,6%. В республике число родившихся превысило число умерших на 5,9% (за аналогичный период 2011г. было превышение смертности над рождаемостью на 3,4%). Естественный прирост населения за январь-июль 2012г. cоставил 1877 человек. [10].
Таблица 2-Естественное движение населения в Российской Федерации и республике Башкортостан (январь-июль)
Российская ФедерацияРеспублика Башкортостан 2012201120122011тысяч человекчеловекРодилось, всего1076,7997,83348831373Умерло1120,31137,43161132448Естественный прирост, (- убыль)-43,6-139,61877-1075в расчете на 1000 человек населенияРодилось, всего12,912,014,213,3Умерло13,513,713,413,7Естественный прирост, (- убыль)-0,6-1,70,8-0,4
В целом по России число умерших превышает численность родившихся на 4,1%. Естественный прирост по итогам января-июля 2012г. наблюдался в 33 субъектах страны (включая автономные округа, входящие в состав других субъектов).
В Приволжском федеральном округе естественный прирост сложился в семи субъектах: Республике Татарстан (+4043 человека), Республике Башкортостан (+1877человек), Удмуртской Республике (+1946 человек), Пермском крае (+506 человек), Оренбургской области (+261 человек) и Республике Марий Эл (+147 человек), Чувашской Республике (+138 человек).
Среди регионов Приволжского федерального округа по итогам семи месяцев 2012г. Республика Башкортостан находится на 4 месте по уровню рождаемости - общий коэффициент рождаемости 14,2 на 1000 человек населения, после Удмуртской Республики (15,1), Пермского края (14,6), Оренбургской области (14,4). По уровню смертности в ПФО республика находится на третьем месте - общий коэффициент смертности 13,4 на 1000 населения, после Республики Татарстан (12,2) и Удмуртской Республики (12,9). [10].
Таблица 3- Естественное движение населения в приволжском федеральном округе за январь-июль 2012
ЧеловекНа 1000 человек населенияЧисло умерших в % к числу родившихсяРодивших- -сяумер- шихестест- венный прирост (убыль)родив- шихсяумер- шихестест- венный прирост (убыль)Приволжский федеральный округ224004243516-1951212,914,0-1,1108,7Республика Башкортостан3348831611187714,213,40,894,4Республика Марий Эл5672552514714,113,70,497,4Республика Мордовия46906904-22149,814,4-4,6147,2Республика Татарстан(Татарстан)3109027047404314,012,21,887,0Удмуртская Республика1334611400194615,112,92,285,4Чувашская Республика(Чувашия)9845970713813,613,40,298,6Пермский край223692186350614,614,30,397,7Кировская область977411867-209312,715,4-2,7121,4Hижегородская область2242130982-856111,716,2-4,5138,2Оренбургская область169631670226114,414,20,298,5Пензенская область828712021-373410,415,0-4,6145,1Самарская область2164926180-453111,614,0-2,4120,9Саратовская область1619621000-480411,114,4-3,3129,7Ульяновская область821410707-249311,014,4-3,4130,4
Рисунок 1-Показатели естественного движения населения по республике Башкортостан в 2011, 2012 годах по месяцам
Среди основных классов причин смерти в России по-прежнему лидирующей остается доля умерших от болезней системы кровообращения - 55,5% (по Республике Башкортостан - 43,9%). Высокой остается доля умерших от злокачественных и доброкачественных новообразований - 15,0% (по Республике Башкортостан - 10,7%), от несчастных случаев, отравлений и травм - 9,3% (по Республике Башкортостан - 10,8%). [10].
Таблица 4-Смертность населения по основным причинам смерти по республике Башкортостан за январь - июль
2012г.2011г.человекНа100 000 человек населенияприрост(+), снижение (-) к январю-июню 2011г.человекНа100 000 человек населения Всего умерших от всех причин смерти316111336,0-837324481372,4в том числе от:инфекционных и паразитарных болезней40917,3-1842718,1из них от туберкулеза всех форм24310,3-3527811,7новообразований3393143,4-853478147,1из них от злокачественных3382142,9-743456146,2болезней эндокринной системы1506,371436,0болезней нервной системы50621,4-9460025,4болезней органов дыхания146261,8-164162668,8из них от острой пневмонии48220,4-1749921,1болезней системы кровообращения13876586,4-249216368692,3из них от сосудистых поражений мозга3932166,2-15325464230,9болезней органов пищеварения112247,440108245,8болезней мочеполовой системы1807,641767,4несчастных случаев, отравлений, травм3401143,7403361142,2в том числе от:от всех видов транспортных несчастных случаев52422,19542918,1из них дорожно-транспортных травм39416,76033414,1случайных утоплений26611,2422249,5случайных отравлений алкоголем562,4-30863,6самоубийств96540,82793839,7убийств23710,0-1024710,4старость5492232,120323460146,3других причин смертности162068,5-107172773,0
Миграционное движение населения. В Республике Башкортостан объем миграционного потока (прибывшие+выбывшие) за январь-июль 2012г. составил 139,8 тысяч случаев.
Число выбывших за пределы республики составило 22,9 тыс.человек, сменили свое прежнее место жительства на Республику Башкортостан 20,3 тыс.человек. Свыше 48 тыс. человек мигрировали внутри республики.
По итогам января-июля 2012г. общая миграционная убыль населения в Республике Башкортостан составила 2650 человек (в январе-июле 2011г. отмечалась миграционная убыль - 1933 человека). Миграционный прирост отмечался в 1 городском округе (г. Кумертау) и 15 муниципальных районах республики.
Рисунок 2 - Показатели миграции населения по республикее Башкортостан в 2011, 2012 годах по месяцам
Таблица 5 - Общие итоги миграции населения
Январь-июль 2012г.Январь-июль 2011г.Число прибывшихчисло выбывшихмиграционный прирост (+), снижение (-)Число при-бывшихчисло выбывшихмиграционный прирост (+), снижение(-)Миграция6859271242-26505372755660-1933из неё: В пределах России6681770943-41265151555462-3947в том числе: внутрирегиональная4832448324-3795637956-межрегиональная1849322619-41261355917506-3947Международная1775299147622121982014миграция в том числе: со странами СНГ1655229142619631131850с другими странами120705024985164Внешняя для республики миграция (межрегиональная + международная)2026822918-26501577117704-1933В Республике Башкортостан в общем объеме передвижений постоянная миграция составляет 65,2%, удельный вес лиц, зарегистрированных по месту пребывания на 9 месяцев и более - 34,8%. По длительности временной регистрации наиболее представлены мигранты, получившие регистрацию на 1 год -25,1% и на 3 года -12,9%.[10].
Таблица 6 - Распределение миграционных передвижений населения по виду и срокам регистрации за январь-июль 2012года
Мигра-цион-ные пере-дви-жения, всегоРегист- рация по месту житель- стваРегистрация по месту пребывания на срок более 9 месяцевВозврат после окончания срока временного пребываниявсегов том числеот 9 месяцев до 1 года1 год2 года3 года4 года5 лет и болееВсего, человек прибывшие685924412514928136054122695329359215769539выбывшие712424704816814213368152541299274015937380прирост (убыль)-2650-2923-1886-773-1403154301-148-172159из нее: межрегиональ- ная миграцияприбывшие 1849387825154489200460312011706874557выбывшие2261911980838912963529122211394627412250прирост (убыль)-4126-3198-3235-807-1525-61962-292-542307
Таблица 7 - Распределение миграционного прироста (убыли) Населения по типу местности за январь-июль 2012 года
ВсегоВ том числегородская местностьСельская местностьМиграция, всего, человек-2650-2264-386из неё:В пределах России-4126-2899-1227в том числе:внутрирегиональная--418418межрегиональная-4126-2481-1645Международная миграция1476635841в том числе:со странами СНГ1426605821с другими странами503020
В миграционных процессах прослеживаются поселенческие различия в направлениях миграционных передвижений. По итогам января-июля 2012г. миграционная убыль населения сельской местности составила -386 человек, в том числе за счет внутрирегиональной миграции наблюдается миграционный прирост 418 человек, а за счёт межрегиональной миграции - миграционная убыль 1645 человек.
Таблица 8 - Показатели международной миграции за январь-июль
20122011число прибывшихчисло выбывшихмиграцион-ный прирост (убыль)число прибывшихчисло выбывшихмиграцион-ный прирост (убыль)Международная миграция, всего, человек1775299147622121982011в том числе: с государствами- участниками СНГ1655229142619631131850из нее:Азербайджан12413111186113183Армения193151782121220021Беларусь1495211110Казахстан2184317519352141Кыргызстан10436681691168Молдова2952422-22Таджикистан194231712955290Туркменистан3352834133Узбекистан639435967015696Украина107377013023107миграция с другими странами120705024985164из нее: Вьетнам245191101109Германия111011325-12Грузия22-2229227Израиль48-41064Турция101919514
Таблица 9 - Распределение миграционных передвижений населения в возрасте 14 лет и старше по обстаятельствам, вызвавшим необходимость смены места жительства за январь-июль 2012 года[10].
Всего мигрантов в возрасте 14 лет и старшеИз них сменили место жительства по причине:в связи с учебойв связи с работойвозвращение к прежнему месту жительствапричины личного, семейного характераВсего, человекприбывшие5770145726602719829147выбывшие6000847619656552129401прирост (убыль)-2307-189-30541677-254в том числе: миграция внутри республикиприбывшие3961332863379438520444выбывшие3961332863379438520444прирост (убыль)-----межрегиональная миграцияприбывшие165101262302026807665выбывшие201291472623511148795прирост (убыль)-3619-210-32151566-1130с государствами- участниками СНГприбывшие148223177122986выбывшие20423319119прирост (убыль)миграция с другими странамиприбывшие961261152выбывшие6219343прирост (убыль) 34-1789
1. Расчет показателей естественного движения населения.
Исчисление общих коэффициентов производится в расчете на 1000 человек населения. Рассчитываются общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, брачности, разводимости (Кr, Кs, К....).
Они могут быть рассчитаны для всего населения, городского и сельского.
Ниже приводится формула расчета коэффициентов в целом за год.
При расчете показателей не за полный год средняя численность населения определяется следующим образом: [10].
. Показатель детской смертности выделен в отдельный пункт рекомендаций в связи с тем, что на районном уровне расчет показателя детской смертности в расчете на 1000 родившихся не всегда можно применять из-за малого числа событий. Поэтому данные в абсолютном выражении необходимо приводить всегда, а расчет относительного показателя только при значительном числе событий. Но методику расчета показателя детской смертности необходимо знать.
Расчет показателя детской смертности в целом за год определяется по формуле:
[10].
.Расчет показателей миграции населения
Показатели объема миграции представляют собой абсолютные числа:
число прибывших (Vп)
число выбывших (Vв)
сальдо миграции (чистая миграция) или миграционный прирост(убыль)= Vп-Vв
обьем миграции(валовая миграция)= Vп + Vв
Относительные показатели миграции:
Чем меньше сумма встречных потоков прибытия и выбытия в расчете на единицу достигаемого результата (сальдо миграции), тем более эффективная (результативная) считается миграция.
Относительные показатели миграции исчисляются в основном только в целом за год, а абсолютные приводятся за любой период года. [10].
Заключение
Поставленные перед началом работы цели достигнуты, задачи решены. В данной работе мы изучили правила библиографического описания источника, составление списка литературы. В процессе работы мы получили навыки исследовательской работы, научились предоставлять результаты исследовательской деятельности, применять полученные теоретические знания на практике. Также изучили вопросы организации работы с научной литературой.
Список использованной литературы
1. Виноградов В. Г. Научное предвидение/Виноградов В.Г. - М., 1989.
. Герасимов И. Д. Научное исследование/Герасимов И.Д. - М., 1982.
. Кузнецов И.Н. Научное исследование 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и КО», 2006.- 460 с.
. Современная миграционная ситуация в Республике Башкортостан.// Географические знания в школе: методика, практика, теория. - Уфа, 2011. - С. 85 - 87.
. ГОСТ 7.80-2000.
. http://www.aspirinby.org/index.php?go=Poleznyak&page=31
. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=480261#1
. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/454/77454/58544/page5
. http://www.bashstat.ru
. http://burstat.gks.ru