Содержание
Введение
. Обязательные вопросы
.1 История становления и развития предприятия, его отраслевая принадлежность, тип производства, его специализация, организационно-правовая форма и форма собственности
.2 Основные виды услуг, оказываемые предприятием
.3 Основные стратегические процессы, применяемые на предприятии
.4 Организационная структура предприятия
.5 Функции, роль и структура маркетинговой службы предприятия
.6 Содержание должностных инструкций специалистов по маркетингу
.7 Организация выполнения основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Плановые и отчетные документы по производственно-хозяйственной деятельности предприятия
.8 Использование информационных технологий при планировании и организации производства
.9 Доведение плановых заданий до сотрудников. Анализ выполнения плана по основным показателям производственно-хозяйственной деятельности за определённый период. Система оценки результатов
.10 Организация системы управления качеством на предприятии. Виды и методы контроля качества, применяемые на предприятии. Показатели качества продукции на предприятии
.11 Информационные технологии в подразделении маркетинга
.12 Организация работы с персоналом в отделе маркетинга
.13 Планирование и контроль маркетинговой деятельности
.14 Организация работы с клиентами
. Индивидуальное задание
.1 Информационная система предприятия
.2 Применение Интернет-маркетинга
.3 Предложения по усовершенствованию Интернет-маркетинга на предприятии
.4 Анализ сайтов конкурентов
Заключение
Список использованных источников
Введение
В период с 04 июля 2011 года по 31 июля 2011 года была пройдена производственная практика на предприятии Центр стратегического развития «Маркетинговые системы» по адресу 220030 Беларусь, г. Минск, ул. К. Маркса, 15, комн. 302.
Производственная практика студентов направлена на закрепление и углубление знаний, полученных в институте, путем приобретения навыков самостоятельной практической работы по специальности. Таким образом, в данной работе представлено предприятие ЧУП Центр стратегического развития «Маркетинговые системы», маркетинговый отдел которого и являлся местом прохождения практики. Представлены основные направления деятельности, виды услуг, технологические процессы, применяемые на предприятии, организационная структура предприятия и др.
Целью практики является закрепление полученных теоретических знаний и приобретение практических навыков самостоятельной работы по специальности «Маркетинг».
Задачи прохождения практики:
1. Изучить опыт управленческой и маркетинговой деятельности отдельной структурной единицы предприятия или предприятия в целом в современных условиях хозяйствования, степень его адаптации к рыночным отношениям.
. Получить представления о характере и особенностях работы по избранной специальности.
. Изучить функции и роль управленческой структуры предприятия.
. Изучить организацию производственной деятельности, структуру управления, экономику предприятия.
. Изучить и проанализировать ряд экономических показателей деятельности предприятия за определенный календарный период (месяц, квартал, год).
. Изучить функции и роль службы маркетинга на предприятии.
. Собрать на предприятии фактический материал для выполнения курсовой работы по дисциплине «Информационное обеспечение и Интернет-маркетинг», которая предусмотрена учебным планом на выпускном курсе.
1. Обязательные вопросы
.1История становления и развития предприятия, его отраслевая принадлежность, тип производства, его специализация, организационно-правовая форма и форма собственности
Центр стратегического развития «Маркетинговые системы» - специализированная компания по вопросам развития маркетинга и разработки стратегии в Республике Беларусь.
Работает на рынке с января 2003 года. Сначала, как Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Маркетинговые системы», затем, с октября 2006 года, компания была преобразована в Частное унитарное консалтинговое предприятие (ЧУП) Центр стратегического развития «Маркетинговые системы».
Главной целью компании является содействие развитию конкурентоспособности и повышению прибыльности предприятий через внедрение эффективных инструментов маркетингового управления и стратегического планирования.
Решение вопросов развития маркетинга и разработки стратегии реализуются путем консалтинговых, образовательных и партнерских проектов. Основными направлениями являются:
-разработка стратегии предприятия (антикризисной программы, плана маркетинга);
-организация отдела маркетинга с проведением корпоративного семинара;
-аудит (диагностика) развития маркетинга на предприятии;
-создание торговой марки (брендинг);
-маркетинговые исследования;
-мерчендайзинг;
-бенчмаркинг;
-аутсорсинг;
-консалтинг;
-интернет-маркетинг;
-образовательные и Ивент мероприятия на темы: директор по маркетингу, продвижение, трейд-маркетинг, дистрибуционная логистика и т.д.
За семь лет работы проведено более 15 конференций, более 50 семинаров, оказано более 30 консалтинговых и исследовательских проектов. Клиентами компании являются СП ООО «Санта Бремор», ОАО «Гродненский мясокомбинат», ПРУП «Минский электротехнический завод им. В.И. Козлова, ОАО «Центр моды» и другие.
Стратегическим партнером компании является Общественное объединение (ОО) "Гильдия маркетологов", члены которого являются внештатными практикующими экспертами компании. Консультанты компании работают в различных сферах бизнеса и имеют опыт в маркетинге и стратегии более 10 лет. Компания поддерживает связи с коллегами из Российской Гильдии маркетологов, Российской и Украинской ассоциацией маркетинга [1].
1.2Основные виды услуг, оказываемые предприятием
Компания осуществляет маркетинговые услуги, маркетинговый консалтинг и разработку стратегии предприятия.
Маркетинговые услуги включают в себя: маркетинговые исследования (исследование рынка, исследование конкурентов, исследование потребителей, исследование товара), построение системы мерчендайзинга, брендинг, бенчмаркинг, конкурентную разведку, аудит сайта, разработку сайта, интернет-маркетинг.
«Маркетинговые системы» проводят маркетинговый консалтинг последующим вопросам: маркетинговый аудит (диагностика), создание маркетинговой стратегии предприятия, организацию маркетинга на предприятии, организация службы маркетинга, создание торговой марки (создание логотипа), построение дистрибуционной системы.
План маркетинга (маркетинговая стратегия) является основой разработки стратегии предприятия. Подготовка маркетинговой стратегии включает в себя: анализ маркетинговой деятельности, маркетинговые исследования, маркетинговый анализ, конкурентные стратегии, SWOT-анализ, выбор альтернатив, маркетинговое планирование, оценка рисков.
Центр стратегического развития проводит открытые и корпоративные семинары, курсы по маркетингу, обучение персонала. Бизнес-обучение проводится по темам: План маркетинга (маркетинговая стратегия предприятия), маркетинговый анализ, организация маркетинга на предприятии, организация эффективных продаж, создание эффективных программ продвижения, малобюджетный маркетинг, трейд-маркетинг (мерчендайзинг), интернет-маркетинг, организация логистики на предприятии, управление фармацевтическим бизнесом.
Одним из видов развития предприятий являются бизнес-форумы (ивент-мероприятия). Компания постоянно проводит бизнес-форумы по следующим тематикам: развитие экспорта, фармацевтический бизнес, интернет-маркетинг (Маркетинг 2.0), трейд-маркетинг, эффективная розница, логистика, образование в маркетинге, имидж Республики Беларусь. В рамках бизнес-форума и самостоятельно проводятся круглые столы по актуальным вопросам.
Дополнительно:
Центр стратегического развития «Маркетинговые системы» занимается вопросами маркетинга территорий (имиджа, маркетинга страны, городов и регионов), созданием корпоративных изданий, подбором персонала среди руководителей и специалистов в области маркетинга, осуществляет сопровождение и участвует в партнерских программах с зарубежными и отечественными организациями, инвесторами, создает проекты [2].
1.3Основные стратегические процессы, применяемые на предприятии
Маркетинговый аудит проводится для определения степени развития маркетинга на предприятии в соответствии с изменяющейся рыночной средой, получения рекомендаций по правильной организации маркетинга на предприятии, установления наиболее слабых мест в структуре предприятия и действиях на рынке.
Методика:
-Интервью с каждым из ведущих специалистов на предмет маркетингового мышления и выполнения маркетинговых функций (главный технолог, главный инженер, заместитель по финансам, коммерческий директор и другие);
-Наблюдение и оценка технологического процесса создания продукта (бизнес-процессы);
-Интервью с отделом сбыта и специалистами по маркетингу о выполняемых функциях и методологии их выполнения;
-Анализ структуры предприятия, ассортимента, цены продукции, системы сбыта и территориального охвата;
-Сбор информации и оценка работы предприятия во внешней среде (мнение о предприятии и продукции потребителей и работников торговли, наличие продукции в розничной сети);
-Коллективное проведение SWOT-анализа (слабые и сильные стороны предприятия, возможности и угрозы) с ведущими специалистами предприятия, отвечающими за выработку стратегии.
Срок проведения составляет 10 - 25 рабочих дней.
Отчет предоставляется на 10 страницах на бумажном и электронном носителях.
Разработка плана маркетинга подразумевает под собой эффективную программу конкретных маркетинговых мероприятий на год, которая позволяет отстроиться от конкурентов и вести эффективную конкурентную борьбу. Осуществляется путём:
-изучения материалов предприятия;
-сбора информации о конкурентах;
-сбора статистических данных;
-определения емкости, сегментации, долей рынка;
-проведения SWOT - анализа и ABC - анализа;
-обсуждения и определения целей и задач;
-творческой работы по планированию;
-согласования плана с другими отделами;
-организационного планирование;
-оформления и утверждения плана.
Разработка стратегии предприятия может осуществляться в трёх форматах, которые отличаются между собой уровнем вовлечённости в процесс сотрудников Заказчика, роли Консультантов и объёме аналитической работы:
Формат 1: Комплексный проект, полностью выполняемый силами консультантов.
Формат 2: Руководство проектом разработки стратегии с вовлечением высшего и среднего менеджмента компании + аналитическая проработка ряда блоков силами консультантов.
Формат 3: Диагностика бизнеса компании с экспертизой имеющейся в компании аналитической информации + проведение корпоративного семинара.
Процесс разработки стратегии состоит из следующих этапов:
. Формулирование целей и перспектив бизнеса;
. Исследование внутренней среды компании для выявления ее ключевых компетенций;
. Исследование отношений компании с текущими клиентами, партнерами и поставщиками для выявления реальных возможностей бизнеса;
. Исследование конкурентной среды компании для выявления сильных и слабых сторон ключевых конкурентов (benchmarking);
. Разработка стратегии;
. Разработка календарного плана реализации принятой стратегии (по ключевым стратегическим проектам);
. Мониторинг и методическое сопровождение реализации стратегии.
Данная услуга адресована собственникам, которые хотят получить четкую корпоративную и маркетинговую стратегию развития своего бизнеса и, при этом, осознают ценность свежего и независимого взгляда профессионалов при разработке стратегического планах [3].
1.4Организационная структура предприятия
Численность сотрудников Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» составляет 6 сотрудников. Руководителем частного консалтингового унитарного предприятия является Генеральный директор, которому принадлежат полномочия и право принятия решений по организации в целом. Бухгалтерский учет на предприятии ведется главным бухгалтером, работающим на аутсорсинге. В подчинении у руководителя находятся 4 специалиста.
Рисунок 1.1 - Организационная структура Центра стратегического развития «Маркетинговые системы»
1.5Функции, роль и структура маркетинговой службы предприятия
Службу маркетинга Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» возглавляет заместитель генерального директора предприятия по маркетингу. Он несет ответственность за организацию исследований, направленных на достижение намеченных целей, контроль за выполнением маркетинговых мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание взаимовыгодных отношений с посредниками и покупателями. Обязанности всей совокупности сотрудников полностью охватывают функции отдела. В состав маркетинговой службы входят:
-руководитель проектов, на которого возлагается обязанность по организации семинаров и презентаций для представителей заказчиков;
-специалист по работе с клиентами, занимающийся рассылкой коммерческих предложений, организацией встреч и переговоров с потенциальными и постоянными заказчиками;
-специалист по информационным технологиям, являющийся вспомогательной силой для сбора и систематизации информации необходимой в работе руководителя отдела и руководителя проектов.
Для выполнения исследовательской работы нередко привлекаются эксперты из научно-исследовательских центров, которые специализируются по этим вопросам. Необходимо, чтобы должностные инструкции предусматривали самостоятельность и ответственность работников.
1.6Содержание должностных инструкций специалистов по маркетингу
Специалистом по маркетингу является руководитель проектов, который осуществляет свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями.. Общие положения
.1. Специалист по маркетингу относится к категории специалистов, который принимается на работу и увольняется с нее приказом директора предприятия по представлению заместителя директора.
.2. Специалист по маркетингу непосредственно подчиняется заместителю директора.
.3. На должность специалиста по маркетингу назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование, со стажем работы более 3-х лет, или высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку по маркетингу, со стажем работы более 3-х лет.
.4. На время отсутствия специалиста по маркетингу его обязанности выполняет заместитель директора, назначаемый в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за своевременное и качественное исполнение возложенных на него обязанностей.
.5. В своей деятельности специалист по маркетингу руководствуется:
законодательными и нормативными актами по вопросам маркетинга;
методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
уставом предприятия;
правилами трудового распорядка;
приказами и распоряжениями директора предприятия и заместителя директора.
настоящей должностной инструкцией.
.6. Специалист по маркетингу должен знать:
законодательные и нормативные акты, а также методические материалы по маркетингу;
рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики;
конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка;
методы проведения маркетинговых исследований;
основы менеджмента;
организационно-правовой статус предприятия, перспективы его развития;
опыт аналогичных отечественных и зарубежных фирм;
этику делового общения;
технологию производства выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг);
методы расчета прибыли, эффективности, рентабельности и издержек производства;
ценообразование и ценовую политику;
организацию торгово-сбытовой деятельности, производства, труда и управления;
методы изучения внутреннего и внешнего рынка, его потенциала и тенденций развития;
формы учетных документов и порядок составления отчетности;
технические средства сбора и обработки информации, связи и коммуникаций;
компьютерные технологии и операционные системы;
организацию рекламного дела;
гражданское и трудовое законодательство;
правила и нормы охраны труда.. Функции
На специалиста по маркетингу возлагаются следующие функции:
.1. Содействие сбалансированному развитию производства и сферы услуг;
.2. Участие в разработке маркетинговой и ценовой политики.
.3. Обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг.
.4. Участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров с учетом требований рыночной экономики.. Должностные обязанности
Для выполнения возложенных на него функций специалист по маркетингу обязан:
.1. Осуществлять разработку мер по оказанию услуг, которые находят наибольший спрос и рынок сбыта.
.2. Содействовать сбалансированному развитию сферы услуг
.3. Участвовать в разработке маркетинговой политики, определении цен, создавать условия для расширения оказываемых услуг, удовлетворения спроса покупателей (клиентов) на услуги.
.4. Изучать рынок аналогичных услуг (анализ спроса и потребления, их мотиваций и колебаний, деятельности конкурентов) и тенденций его развития.
.5. Прогнозировать объем продажи и формировать потребительский спрос на услуги, выявлять наиболее эффективные рынки сбыта, а также требования к качественным характеристикам оказываемой услуги.
.6. Исследовать факторы, влияющие на сбыт реализацию оказываемых услуг
.7. Совершенствовать информационное обеспечение проводимых исследований рынка.
.8. Разрабатывать программы по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендации по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами.
.9. Определять меры, готовить предложения и разрабатывать рекомендации по повышению качества и улучшению потребительских свойств услуг.
.10. Анализировать конкурентную среду с учетом изменений в налоговой, ценовой и таможенной политике государства, объем оборота, прибыль от продажи, конкурентоспособность, скорость реализации, факторы, влияющие на сбыт.
.11. Вести контроль за сбытом, проводить сопоставление запланированных данных с полученными результатами по объему, выручке, времени оказания услуг и территории их распространения, выявлять отклонения и изменения конъюнктуры рынка.
.12. Обеспечивать рост эффективности предпринимательской деятельности, прибыли и доходов, повышение конкурентоспособности услуг.
.13. Выполнять отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.. Права
Специалист по маркетингу имеет право:
.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
.3. Получать от руководителей информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
.4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.. Ответственность
Специалист по маркетингу несет ответственность:
.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Республики Беларусь.
.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь [4].
1.7Организация выполнения основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Плановые и отчетные документы по производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Так как Центр стратегического развития «Маркетинговые системы» осуществляет маркетинговые услуги, маркетинговый консалтинг и разработку стратегии предприятия, то в таблице 1.1 представим номенклатуру и объём оказываемых услуг во втором полугодии 2010-го года и первом полугодии 2011 года.
Таблица 1.1 - Номенклатура и объём оказываемых услуг, количество
Наименование услугиВторое полугодие 2010 годаПервое полугодие 2011 годаФорум (однодневный)59Практический курс (2 дня)23Консалтинговый курс (7 дней)11Маркетинговое исследование24Разработка маркетинговой стратегии23Разработка корпоративного издания12Работа по подбору персонала12Всего1424
Компания продолжает работать с постоянными клиентами, доверие которых заслужила ещё в годы становления, а также увеличивает клиентскую базу за счёт качества предоставляемых услуг, высокой квалификации и профессионального уровня своих специалистов. Из таблицы 1.1 видно, что основной оказываемой услугой является проведение форумов. Расчёт затрат на проведение бизнес-форума представлен в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Расчёт затрат на проведение бизнес-форума, тыс. руб. [5]
ПоказательРасчёт показателяЗначение показателяКосвенные затраты, тыс. руб. 25заработная плата за 1,5 мес.(700+50%)*2*1,53150арендная плата офиса 1,5 мес.(992,5+500)*1,5/21119коммунальные услуги 1,5 мес.111*1,5/283,25телефон и интернет 1,5 мес.300*1,5/2225почтовые расходы50*0,420заработная плата админ. персонала 1000Итого косвенные затраты5598Прямые затраты аренда помещения(25,3 + 10,5)*8 час+14,5300,9кофе-паузы10*2*N1000презенты авторам 325,4обеды25*N950Вода 67,2полиграфия (блокноты, ручки, программы) 1050бэджи 420*N25,2работа дизайнера 480,5оплата гонорара 150оплата такси автору 40проживание иностранных авторов275275Итого прямые затраты4664,2Налог с оборота1062,6Итого себестоимость 11324Выручка13282,5Прибыль 1958
В таблице 1.3 представлены основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Таблица 1.3 - Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Наименование показателяЕд. изм.2 полугодие 2010 года1 полугодие 2011 годаТемп роста, %Оказываемые услугишт. 14 24 17,1Выручкатыс. руб.80 873110 947137,19Фонд заработной платытыс.руб.30 00036 000120Себестоимостьтыс. руб.40 07057 238142,85Чистая прибыльтыс. руб.28 57044 833142,01
Из таблицы 1.3 видно, что объём оказываемых услуг Центра стратегического развития «Маркетинговый системы» ежемесячно увеличился пропорционально росту цен и пополнению числа клиентов и в первом полугодии 2011 года составил 17,1% к уровню второго полугодия 2010 года.
Анализ себестоимости услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
На протяжении рассматриваемого периода наблюдается увеличение себестоимости. В первом полугодии 2011 года по сравнению со вторым полугодием 2010 года доля общепроизводственных расходов увеличились.
В 2011 году в сравнении с 2010 годом прибыль увеличилась на 16263 тыс. руб. в связи с ростом объемов реализации по отдельным услугам.
1.8Использование информационных технологий при планировании и организации производства
В управлении бизнесом особое место в компании занимает аутсорсинг. Аутсорсинг персонала позволяет значительно увеличить эффективность работы компании, благодаря возможности привлечения практически любого персонала для осуществления широкого спектра услуг в необходимый момент времени. Также освобождает от необходимости увеличивать штат и нанимать персонал для выполнения некоторых непрофильных или временных функций организации. Таким образом, аутсорсинг персонала позволяет экономить время, денежные средства организации и концентрироваться на основном бизнесе [6].
Среди программного обеспечения, предназначенного для автоматизации управления бизнесом используется CRM - система Terrasoft, которая охватывает основные сферы управления взаимоотношениями с клиентами и организации внутренних процессов компании. Система помогает построить эффективное взаимодействие с контрагентами на любых этапах продаж и маркетинговых коммуникаций, позволяет автоматизировать внутренние бизнес-процессы компании [см. Раздел 2, 7].
В качестве дистанционного банковского обслуживания применяется система «Банк-клиент», которая позволяет компании оплачивать коммунальные услуги, арендную плату и другого рода платежи, а также принимать их от своих клиентов, не покидая рабочего места. В любой момент можно получить выписку по своим счетам и информацию об отправленных в банк документах, и, таким образом, контролировать состояние своих счетов в режиме реального времени [8].
1.9Доведение плановых заданий до сотрудников. Анализ выполнения плана по основным показателям производственно-хозяйственной деятельности за определённый период. Система оценки результатов
Каждый понедельник проводится совещание, на котором генеральный директор ставит задачи перед сотрудниками. В конце недели каждый сотрудник отчитывается в виде отчёта по показателям эффективности, а руководитель проекта предоставляет также и финансовые показатели.
Кроме этого, предусматривается использование программы ПланФикс. Эта программа предоставляет возможность организовать совместную работу над проектами, задачами и поручениями, а также легко вести учет различных параметров деятельности компании. ПланФикс обеспечивает своевременное уведомление о предстоящих делах и задачах, облегчает организацию встреч и корпоративных событий, отслеживает даты, важные для сотрудников и клиентов, а также сохраняет нужные контакты и все обсуждения по проектам и задачам [9].
1.10Организация системы управления качеством на предприятии. Виды и методы контроля качества, применяемые на предприятии. Показатели качества продукции на предприятии
Показателями качества выполняемых услуг могут служить:
-Работа на рынке более 7 лет;
-Опыт работы с ведущими компаниями;
-Ведущие практикующие эксперты с опытом работы более 10 лет;
-Системный индивидуальный подход;
-Высокое качество выполняемых работ, результат превышающий ожидания;
-Ориентация на практический результат;
-Конфиденциальность выполняемых работ;
-Сотрудничество с авторитетными организациями в Беларуси, России, Украине.
Услуги выполняются в срок и в соответствии с договором [10].
1.11Информационные технологии в подразделении маркетинга
В подразделении маркетинга Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» используются специализированные программы для выполнения своих обязанностей.
Так как главной и основной задачей отдела маркетинга является выявление потребностей и возможно выгодных товаров, то эта работа связана с анализом огромного потока информации, поэтому несомненным помощником в этом выступает программный продукт Microsoft Excell который помогает автоматизировать многие операции и ускорить работу в нужном направлении. Кроме этого, используется программа Microsoft Word для работы с текстовой информацией и Microsoft PowerPoint для создания презентаций.
Маркетолог в своем распоряжении имеет следующие технологии:
-персональный компьютер;
-копировальную машину;
-коммуникационные средства, телефонную технику;
-средства для обмена информацией - электронная почта.
Каждый компьютер отдела маркетинга связан друг с другом и это позволяет наиболее быстро обмениваться различными сообщениями и документами в рамках рабочего процесса, что помогает избежать лишней физической нагрузки и потери времени.
1.12Организация работы с персоналом в отделе маркетинга
В Центре стратегического развития «Маркетинговые системы» отдел маркетинга подчиняется заместителю генерального директора. На заместителя генерального директора возлагается основная роль по планированию, организации и контролю работ, выполняемым персоналом отдела. Также он осуществляет разделение работ между специалистами отдела маркетинга в соответствии с уровнем компетенции.
По итогу всей работы каждый специалист отчитывается по выполненному заданию в формах: таблиц, графиков, презентаций, собственных предложений и наблюдений.
При возникновении проблем нередко используются методика «Мозгового штурма», когда собираются все сотрудники отдела и предлагают различные пути решения проблемы либо ее обхода.
1.13Планирование и контроль маркетинговой деятельности
Маркетинговые цели характеризуют целевую направленность плана и первоначально формулируют желаемые результаты деятельности.
Программа действий включает в себя следующие этапы:
. Выбор отрасли:
-Принципы выбора отрасли:
§Актуальность темы;
§Платежеспособность отрасли;
§Лояльные клиенты.
-Интернет мониторинг тенденций рынка.
2. Проработка отрасли:
-Определение ключевых организаций для общения, консультирования и привлечения к созданию программы проекта:
§Министерства,
§Концерны,
§Союзы,
§Институты,
§Ведущие компании и предприятия,
§и др.
-Консультирование, опрос лояльных и постоянных клиентов данной отрасли:
§Актуальность данного мероприятия для них,
§Существующие проблемы,
§Интересующие вопросы,
§Наиболее удобная дата проведения.
. Составление программы мероприятия:
-Определяется цель мероприятия;
-Определение названия мероприятия:
§В названии должны просматриваться основные направления мероприятия и пересекаться с целями,
§Составляется как минимум 5-ть вариантов названия, из которых выбирается конечное.
-Определяется дата мероприятия. С учетом:
§Проводимых конкурентных мероприятий,
§Предпочтений лояльных и постоянных клиентов,
§Возможности аренды того или иного помещения в определенные дни.
-Определяются партнеры мероприятия или структуры, при чьей поддержке будет проводится мероприятие;
-Определяются участники мероприятия, для кого оно проводиться (целевая аудитория):
§Род организаций (производители, торговые компании, посредники, представители ит.д.),
§Должностной состав участников (руководители, начальники отделов, специалисты и т.д.)
-Определение тем докладов:
§Учитываются советы ключевых организаций,
§Учитываются проблемы и вопросы от лояльных и постоянных клиентов,
§Наработанные темы и вопросы по результатам проведенного мониторинга.
-Подбор авторов для определенных тем;
-Определение стоимости участия.
-Разрабатывается система скидок:
§За каждого второго и последующего участника;
§Постоянным клиентам;
§За оплату участия до определенной даты;
§Определить, суммируются ли скидки.
-Оформляется заявка для участия в мероприятии;
-Определяется место проведения мероприятия с учетом:
§Престижности;
§Месторасположения (удобство транспортного сообщения);
§Удобства помещения: количество, способ расстановки сидячих мест, наличие аппаратуры;
§Удобства проведение кофе-пауз и обедов;
§Стоимости.
. Работа с продуктом.
По окончанию мероприятия участникам вручаются сертификаты, а руководитель проекта составляет отчёт о проделанной работе [11].
1.14Организация работы с клиентами
Специалист по работе с клиентами заранее изучает программу форума и содержание проекта в целом, после чего составляет базу клиентов с минимальной пропорцией 1:5, где 1 - запланированное количество участников. Затем разрабатывает сценарий разговора с клиентом и начинает первоначальный обзвон потенциальных клиентов и отправку информации о форуме (программа форума, заявки). С целью узнать о принятом решении и предоставления дополнительной информации осуществляется повторный обзвон. Последующие звонки производятся согласно результатам предыдущих разговоров с клиентами. Также рассылаются по электронному адресу информационные письма координирующим структурам (министерствам, облисполкомам, концернам, союзам, ассоциациям, объединениям и др.) [11].
2. Индивидуальное задание
2.1 Информационная система предприятия
Деятельность любого предприятия или организации сопровождается обработкой и перемещением большого количества информации. И от скорости обработки и передачи информации напрямую зависит успех деятельности предприятия. Ускорить эту работу можно только за счет применения технических средств. В Центре стратегического развития «Маркетинговые системы» уже довольно длительное время функционирует CRM - система Terrasoft.
Система Terrasoft CRM предоставляет комплекс инструментов, позволяющих систематизировать данные о клиентской базе, процессы привлечения клиентов и развития отношений с ними, совершенствования системы продаж, маркетинга и обслуживания, повышения удовлетворенности клиентов. CRM - система Terrasoft автоматизируют следующие функции:
-Управление информацией о клиентах: ведение контактов и компаний, полная история взаимоотношений, удобный доступ к информации о клиенте, возможность создания собственных полей и закладок, распределение прав доступа;
-Бизнес-процессы: автоматизация рутинных операций, возможность создания условий ветвления и действий по бизнес-процессу, организация командной работы, автоматический контроль выполнения функциональной роли в проекте;
-Управление продажами: управление потенциальными сделками, управление проектами, контроль сроков оплаты, поставки и выполнения других обязательств, воронка продаж;
-Управление маркетингом: функционал для планирования и проведения маркетинговых кампаний любой сложности, маркетинговые исследования, проведение анкетирования, рассылки, отчеты;
-Управление проектами: планирование, распределение, мониторинг использования ресурсов в проекте; мониторинг хода проекта по выделенным стадиям; управление календарными сроками по проекту (диаграмма Гантта); управление качеством результатов проекта; полный документооборот по проекту; анализ эффективности/рентабельности проекта;
-Управление обслуживанием: управление инцидентами, база знаний, интеграция с модулем Call Centre ;
-Управление ресурсами: учет затрат, оценка прибыльности клиента, управление товарооборотом, планирование работ;
-Автоматизация документооборота: ведение договоров и спецификаций, счетов и оплат, создание любых шаблонов документов, возможность интеграции с 1С и другими финансовыми системами;
-Статистика и аналитика: статистические диаграммы, аналитические отчеты, АВС-анализ, Business Intelligence, OLAP;
-Управление рабочим временем: органайзер, групповой календарь;
-Электронная почта: интеграция с MS Outlook, автоматизация массовых персонифицированных E-mail рассылок с использованием шаблонов.CRM демонстрирует высокую эффективность работы в локальных и глобальных сетях и высочайший уровень защиты данных[7].
2.2 Применение Интернет-маркетига
услуга сайт интернет маркетинг
Центр стратегического развития «Маркетинговые системы» имеет свой сайт, который является его визитной карточкой и находится по адресу www.center-ms.com. Сайт выполнен в понятном любому пользователю стиле это можно увидеть на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Вид сайта Центра стратегического развития «Маркетинговые системы»
Тут мы можем наблюдать фирменный логотип, основные разделы, информирующие о возможностях компании и несколько вкладок с необходимой информацией каждому клиенту. Имеется функция «Поиск», обратная связь и карта сайта, имеющая следующий вид:
-Главная
-Новости
-Карта сайта
-Поиск
-О компании:
§История
§Наша миссия
§Руководитель
§Сотрудники
§Консультанты
§Наши клиенты
§Фото
-Бизнес обучение:
§Календарь мероприятий
§Конференции по маркетингу
§Семинары по маркетингу
§Корпоративное обучение
-Консалтинг:
§Маркетинговый аудит
§Разработка стратегии предприятия
§Разработка плана маркетинга
§Организация службы маркетинга
§Прочие услуги
§Наши работы
-Гильдия:
§О гильдии маркетологов
§О вступлении в гильдию
§Члены правления
§План мероприятия на 2010 год
§Архив мероприятий
-Наши возможности:
§Календарь мероприятий
§Маркетинговые исследования
§Стратегии
§План маркетинга
§Интернет-маркетинг
§Розница
§Логистика
§Прочее
-Контакты
Хотелось бы выделить то, что сайт переведен помимо стандартного русского языка еще дополнительно на английский, это объясняется работой и с иностранными заказчиками. Особенностью данного сайта является возможность подписки на новости.
Также важно отметить, что по запросу в поисковом сервисе GOOGLE ссылка на компанию и сайт расположена первой по списку. Это говорит о том, что компанией был применен поисковой маркетинг, направленный на увеличение посещаемости и поднятия рейтинга среди аналогичных сайтов.
С целью выработки и повышения имиджа Республики Беларусь в глазах населения и зарубежных стран был создан открытый профессиональный проект «Имидж Республики Беларусь» по адресу www.imagebelarus.by, изображённый на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Вид открытого профессионального проекта «Имидж Республики Беларусь»
На создание сайта imagebelarus.by необходимость в инвестициях, увеличении экспорта, привлечении туристов, создании привлекательного имиджа, а именно продвижение Беларуси как страны;
-участие Беларуси в мировой экономике.
Также в стадии разработки находится сайт www. academy-of-strategy.by, изображённый на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Вид сайта «Академия стратегии»
Данный портал является попыткой объединить все прогрессивное в области разработки и реализации стратегий. «Академия стратегии» является площадкой для обмена опытом в виде мероприятий, описательного материала и обсуждения проблем в области стратегии.
2.3 Предложения по усовершенствованию Интернет-маркетинга на предприятии
Самое важное для компании это узнаваемость её на международном рынке и внутри страны, на котором она производит свои услуги. Поэтому наверное основном нововведением это было бы продвижение имени и бренда предприятия, а именно размещение баннеров на информационных порталах подобной тематики. Стоит сделать медийную рекламу, которая в итоге станет первым элементом открывающим различные мероприятия, приуроченные к работе компании начиная от внутренних сайтов заканчивая использованием их на специализированных выставках-ярмарках. Так как сайт выполнен в деловом стиле, то специфика оказываемых услуг не позволяет сделать его в различных тонах, но можно усовершенствовать его функциональность:
-насыщать постоянно сайт актуальными новостями;
-ввести рубрику «Онлайн-опросы»;
-заказ некоторых услуг онлайн, который привлек бы большее количество клиентов и улучшил репутацию;
-создать раздел «Прайс-лист», где можно будет ознакомиться с номенклатурой и ценами на услуги;
-возможность выхода в социальные сети.
2.4 Анализ сайтов конкурентов
Для анализа сайтов конкурентов будем использовать изображение сайта и комментарий к этому сайту, так же имеет смысл выбирать предприятия только внутри страны, так как они являются основными конкурентами на данном рынке.
Главным конкурентом является Центр системных бизнес технологий «Satio» (www.satio.by), так как расположен по соседству с Центром стратегического развития «Маркетинговые системы». Данный сайт представлен на рисунке 2.4.
Самый большой акцент на главной странице сделан на бренд предприятия и его логотип, это сразу бросается в глаза при первом просмотре сайта. Можно выделить ещё удобное функциональное меню, анимированный объект с ссылками на департаменты, наличие функции «Поиск». В целом, сайт не загружен информацией. Среди недостатков можно отметить его простоту.
Рисунок 2.4 - Вид сайта Центра системных бизнес технологий «Satio» (www.satio.by)
Следующим конкурентом является консалтинговая компания «Квадрат» (www.kvadrat.net), изображённый на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 - Вид сайта консалтинговой компании «Квадрат» (www.kvadrat.net)
Большим преимуществом этого сайта является его современное оформление с большим количеством иллюстраций. Кроме этого, сайт оснащён анимированным помощником в виде человечка, который упрощает поиск необходимой информации. Имеет английскую версию. Среди функций можно выделить возможность прохождения онлайн - опроса и возможность подписки на рассылку при выборе вакансий. Особенностью этого сайта является наличие электронной книги с подробной информацией о самой компании и каждом разделе, которая виртуально листается, как настоящая. Единственным недостатком данного сайта являются серые тона его исполнения.
Среди ещё одного конкурента можно отметить компанию "XXI век-Консалт" (www.21vk.biz), изображенную на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 - Вид сайта компании "XXI век-Консалт" (www.21vk.biz)
Сразу же в глаза бросается название компании, выполненное на красном фоне, оказывая негативное психологическое влияние, так как ярко-красный цвет имеет прямую ассоциацию с агрессией. Имеется функция «Поиск» и несуществующий на других сайтах раздел «Рекрутинг». Больше ничем особенным сайт не выделяется.
Остальные конкуренты не представляют особой угрозы.
Заключение
Работа состоит из двух частей - основной и индивидуальной. В основной части рассматривались основные данные о предприятии: история развития, виды предоставляемых услуг; подробно описывался процесс оказания услуг, организационная структура предприятия, особенности деятельности маркетинговой службы, основные экономические показатели предприятия, использование информационных технологий в консалтинге, должностные инструкции специалистов. Можно сказать, что предприятие оказывает достаточно широкий спектр услуг, успешно функционирует на рынке, стремительно развивается, увеличивая клиентскую базу и прибыль.
В части с индивидуальным заданием была подробно изучена маркетинговая деятельность ЧУП Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» в Интернете, представлена информационная система с поэтапным описанием ее работы. В работе была детально проанализирована страница фирмы в интернете, а также сайт ближайших конкурентов компании. Делая вывод о содержании индивидуального задания, можно с уверенностью сказать, что Интернет-маркетинг в компании достаточно развит, так как помимо сайта имеется ещё два интернет-проекта. Так как сайт находится на первых позиция в поисковых серверах, то конкуренты не представляют большой угрозы. Однако для более успешной работы на рынке не хватает медийной рекламы в Интернете и возможности заказа некоторых услуг онлайн.
Во время прохождения практики были решены все поставленные задачи, мы закрепили полученные теоретические знания и приобрели практические навыки самостоятельной работы по специальности «Маркетинг», что и стало выполнением главной цели производственной практики.
Список использованных источников
1.Center-ms: [Электрон. ресурс] Сайт Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» - Режим доступа: 2.Center-ms: [Электрон. ресурс] Сайт Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» - Режим доступа: 3.Center-ms: [Электрон. ресурс] Сайт Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» - Режим доступа: .Право РБ: [Электрон. ресурс] Законодательство Республики Беларусь, 2010. - Режим доступа: 5.Калькуляция по Бизнес-форуму "БЕЛОРУССКИЙ МОЛОЧНЫЙ ФОРУМ: перспективы, продвижение, экспорт".
.Группа компаний Lexintel: [Электрон. ресурс] Аутсорсинг персонала - Режим доступа: .Независимый CRM - портал: [Электрон. ресурс] Terrasoft - Режим доступа: .Лесбанк: [Электрон. ресурс] Банк-клиент - Режим доступа: .ПланФикс: [Электрон. ресурс] - Режим доступа: 10.Center-ms: [Электрон. ресурс] Сайт Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» - Режим доступа: 11.Бизнес-процесс по созданию и реализации проекта (форума, конференции, семинара).