СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Общая характеристика предприятия
.1 Назначение предприятия
.2 История создания ТОО «Астана-Камкор»
.3 Виды предоставляемых услуг
.4 Структура управления Станции Технического Обслуживания
.5 План Станции Технического Обслуживания
1.6 Техническое обслуживание
2 Технология разборки-сборки узла (агрегата)
.1 Описание конструкции коробки передач автомобиля ВАЗ-2106
.2 Снятие-установка коробки передач
.3 Разборка коробки передач
. Оборудование станции технического обслуживания ТОО «Астана-Камкор»
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Глобальной целью образовательной программы является подготовка конкурентоспособных специалистов в области транспортной техники и технологий, которые обладают достаточными знаниями и умениями для инженерного проектирования и эксплуатации современной транспортной техники и технологического оборудования. Учебно-производственная практика студентов является логическим продолжением сквозной практической подготовки и имеет своей целью закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении курсов «Введение в специальность» и «Конструкции транспортных машин», развитие навыков их применения при решении практических задач производства и для дальнейшего формирования профессиональной подготовки молодых специалистов. В процессе прохождения учебно-производственной практики перед студентами ставятся следующие задачи:
изучение общей структуры автотранспортных предприятий различной формы собственности, станций технического обслуживания автомобилей и малых предприятий автосервиса, содержания и организации технологического процесса технического обслуживания, диагностирования и ремонта автомобилей;
изучение технологического оборудования, оснастки и контрольно-измерительных приборов для диагностирования, технического обслуживания и ремонта агрегатов и узлов подвижного состава автомобильного транспорта;
изучение методов организации производства технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (ТР) и работы производственных участков и отделов предприятий;
изучение безопасности жизнедеятельности и экологии, норм трудового законодательства;
практическое участие в выполнении технологических процессов диагностирования, ТО и ТР автомобилей.
. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Назначение предприятия
Основным направлением деятельности Станции Технического Обслуживания являются работы по техническому обслуживанию автомобилей, текущему ремонту легковых автомобилей отечественного производства и иномарок различных моделей.
Мастерская располагается в двухэтажном, отдельно стоящем здании. Помещение полностью оборудованно и оснащенно всеми необходимыми инструментами. Здесь расположены девять подъёмников для выполнения работ под днищем кузова и для квалифицированного ремонта.
Автомастерская выполняет техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2) и текущий ремонт агрегатов и систем автомобилей, который заключается в восстановлении работоспособности агрегата или системы автомобиля.
1.2 История создания ТОО «Астана-Камкор»
20 апреля 1971 года приказом КРСУ автотехобслуживания (Казахского Республиканского специализированного управления) на базе авторемзавода в г. Целинограде было организовано и открыто Станция Технического Обслуживания «Москвич» по ремонту и техобслуживанию транспортных средств.Первым директором основателем был назначен Маймур Владимир Григорьевич.
В 1978 году была начата подготовка нового проекта расширения Станции Технического Обслуживания на 15 рабочих постов. Успешно завершив строительство в 1981 году, Станция Технического Обслуживания «Москвич» заявило о себе как одно из стабильно развивающихся предприятий в Республике, которое производит ремонт автотранспорта, техобслуживания, торговлю запчастями, осуществляет адресное обслуживание по районам области и заявкам клиентов на передвижном автосервисе.
После развала Союза в 1991 году наше предприятие пережило тяжелые годы, но все же сохранило производство и сплоченный коллектив и в настоящее время продолжает оставаться одним из стабильно развивающихся крупнейших предприятий в сфере автосервиса.
ТОО «Астана-Камкор» возглавил молодой директор Уразаков Тимур Маратович. С приходом на наше предприятие молодого директора стало все большее внимание уделяться автомотоспорту. Неподдельный энтузиазм, любовь и преданность к автомотоспорту, коммуникабельность и ясное видение перспективы развития автомотоспорта позволили Уразакову Т.М. собрать вокруг себя единомышленников. Уразаков Т.М. сам неоднократно занимал призовые места. В 2005 году, учитывая его заслуги и личный вклад в развитие автомотоспорта ему было предложено возглавить Федерацию автомотоспорта в столице нашей Республики. На этом посту Уразаков Т.М. выступил инициатором образования профессиональной гоночной команды «Астана Камкор Мотороспорт» - «АКМС», сам выступал неоднократно в качестве пилота, стал Чемпионом Казахстана и за год спортивной карьеры завоевал звание мастера спорта РК по автоспорту.
Диверсификация бизнеса привела к необходимости образования ТОО «АКМС-Профи» - школы высшего водительского мастерства, в которой осуществляют подготовку водителей на категорию «В», также здесь проводят курсы повышения водительского мастерства, контраварийное вождение, экстремальное вождение, оперативное вождение (для работников спецслужб РК и зарубежных стран). В настоящее время идет строительство автомототрассы, не имеющей аналогов в стране, где будут проводиться автомотоспортивные соревнования с участием зарубежных команд. В ТОО «Астана-Камкор» разработана и осуществляется программа по социальной ответственности бизнеса.
По инициативе нашего предприятия образован столичный клуб меценатов и благотворительный фонд «Камкор». За достигнутые успехи в развитии бизнеса и предпринимательства наше предприятие стало лауреатом премии «Искер» 4 столичного конкурса «Деловой человек Астаны в сфере сервис-услуг».
На сегодняшний день автотехцентр «Астана-Камкор», успешно выполняя свою программу развития по автосервису и автомотоспорту, пользуется признанием не только среди автолюбителей, но и уважением горожан нашей столицы, которые для защиты своих интересов, выразили доверие молодому директору ведущего столичного предприятия и избрали его депутатом маслихата г. Астана.
С 2003 года между колледжем и ТОО «Астана -Камкор» заключен договор о сотрудничестве, на основании которого учащиеся колледжа проходят технологическую и преддипломную практику.
В процессе практики учащиеся получают первичные навыки профессии автослесаря, осваивают технологические процессы ремонта и сборки различных узлов автомобиля и т.д. Наставниками наших практикантов являются опытные специалисты предприятия: начальник 1 цеха Шестаков С.А., Бекенов М.А.
1.3 Виды предоставляемых услуг
- ремонт двигателя. Ремонт двигателя различной степени сложности выполняется согласно рекомендациям производителя.
При ремонте двигателей используются технологические карты согласно которым выполняется последовательность мероприятий, обеспечивающая надлежащее качество работ. Мастера при наличии большого опыта и набора всех необходимых инструментов квалифицировано выполнят текущий ремонт двигателя автомобиля.
ремонт ходовой части. Мастерами проводится диагностика и ремонт (замена) ходовой части автомобиля. Опытные мастера определят неисправность и качественно устранят дефекты ходовой части в короткие сроки.
ремонт трансмиссии. Автомастерская осуществляет ремонт или замену механических КПП, ремонт или замена сцепления и любые другие виды ремонта трансмиссии автомобиля с высоким качеством и по доступным ценам. Опытные специалисты проведут ремонт или замену с применением самого современного оборудования.
автоэлектрик. Профессиональный специалист на ваших глазах определит причину поломки и осуществит полную замену необходимых элементов. Новейшее оборудование позволяет проводить ремонт и диагностику системы электрооборудования на высочайшем уровне.
замена масла. На Станции Технического Обслуживания производится замена масла в двигателях, МКПП. Для замены используются лучшие моторные масла, качество которых обеспечивает надежную защиту двигателя.
1.4 Структура управления Станции Технического Обслуживания
Весь персонал автомастерской составляет 14 рабочих и один главный механик в лице директора мастерской, но выполняющий все виды работ как и работники находящиеся у него в подчинении.
А также в его ответственность входит организация работ, рассмотрение претензий по качеству выполненной работы, оформление заявок, оплата счетов, выплата заработной платы рабочим, проведение инструктажей с персоналом по технике безопасности и охране труда, закупка расходных запчастей, материалов, спецодежды и т.д.
1.5 План Станции Технического Обслуживания
1 - 9-х стоечный подъемник
- рабочий стол слесаря с инструментом
- тесы
1.6 Техническое обслуживание
Техническое обслуживание автомобиля - это важный процесс, влияющий на срок эксплуатации автомобиля. Своевременное техническое обслуживание автомобиля позволяет сэкономить средства на непредвиденных ремонтах и свести к минимуму неожиданные поломки Вашего авто.
Объем технического обслуживания автомобилей зависит, прежде всего, от пробега. Также, вне зависимости от пробега, в процессе регламентного обслуживания автомобилей учитываются временные параметры, даже если автомобиль не эксплуатировался и находился в режиме хранения. В этих случаях существуют специальные параметры, определяющие объем работ по техническому обслуживанию авто, в частности, связанные с заменой технических жидкостей.
) Текущий - любые виды в течении рабочего дня
) Капитальный - ДВС проводится: Холодная обкатка - проверка давления на высоких передачах -4. Горячая обкатка Обкаточный стенд
Текущий - ремонт с целью восстановления исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей.
Капитальный
В коробку передач заливается масло, уровень которого должен находиться между контрольными метками указателя уровня масла.
2.2 Снятие - установка коробки передач
Основные неисправности, для устранения которых необходимо снимать коробку передач с автомобиля:
повышенный (по сравнению с привычным) шум;
затрудненное переключение передач;
самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач;
утечка масла через уплотнения и прокладки.
Кроме того, коробку передач снимают для замены сцепления, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя.
Работа по снятию-установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому нужно предварительно обязательно убедиться, что ее неисправности не вызваны иными причинами (недостаточный уровень масла, дефекты привода сцепления, ослабление крепления коробки и пр.). Коробка передач довольно тяжелая и имеет неудобную для удерживания форму, поэтому рекомендуется снимать ее с помощником.
Порядок выполнения:
1. Снимите аккумуляторную батарею, слейте масло из коробки передач и снимите стартер.
. Отсоедините трос привода сцепления от вилки выключения сцепления и выньте его из кронштейна на коробке.
. Отсоедините колодку с проводами от датчика скорости, сжав пружинные зажимы.
. Отверните болт 1 крепления кронштейна модуля зажигания к коробке передач и два болта верхнего крепления коробки передач к двигателю. Болт 2 (передний по ходу автомобиля) - короткий, болт 3 - длинный.
5. Снизу автомобиля отсоедините колодку с проводами от выключателя света заднего хода.
6. Отверните два болта крепления кронштейна реактивной тяги к коробке передач.
. Ослабьте затяжку болта хомута крепления тяги переключения передач и отсоедините тягу от шарнира штока выбора передач, сдвинув ее назад.
. Снимите приводы колес. Вставленную вместо одного из приводов заглушку привяжите веревкой или проволокой, чтобы она не выпала во время снятия коробки. Правый привод полностью можно не снимать. Достаточно отсоединить его от коробки передач и, отведя в сторону, подвесить к кузову.
. Для удобства снятия коробки отверните два болта крепления и отсоедините левую шаровую опору от поворотного кулака.
. Отверните гайку нижнего правого крепления коробки передач 1 к двигателю (со стороны двигателя). Обратите внимание, что на моделях с системой впрыска топлива под этой гайкой установлен поддерживающий кронштейн 2 впускной трубы, который нужно снять со шпильки.
11. При необходимости ослабьте затяжку верхней гайки крепления этого кронштейна.
12. Отверните три болта крепления и снимите нижнюю крышку 1 картера 2 сцепления.
13. Отверните болт левого нижнего крепления коробки передач к двигателю.
14. Вывесите двигатель с помощью тали или доски.
15. Снизу автомобиля отверните гайку крепления левой опоры силового агрегата.
16. Отверните две гайки крепления задней опоры силового агрегата к кузову.
. Отверните два болта крепления задней опоры силового агрегата к коробке передач, удерживая вторым ключом гайки от проворачивания, и снимите опору.
. Вставляя отвертку между картером сцепления и блоком цилиндров, сдвиньте коробку передач с направляющих втулок. При этом обязательно придерживайте ее.
19. Сдвиньте коробку передач максимально назад, пропустив заднюю крышку коробки над растяжкой передней подвески (первичный вал должен выйти из сцепления). Если первичный вал не удается вывести из сцепления, отожмите двигатель в сторону. Опустив передний конец коробки, выньте ее из-под автомобиля.
20. Установите коробку передач в порядке, обратном снятию. После установки залейте масло, отрегулируйте привод выключения сцепления и рычаг переключения передач.
2.3 Разборка коробки передач
1. Снятую коробку передач с автомобиля очистите от грязи и вымойте снаружи.
. Выньте указатель (щуп) уровня масла из коробки передач.
. Установите коробку передач на картер сцепления вертикально, отверните болт 1 (под его головкой установлена плоская шайба) и две гайки 3 (под ними установлены пружинные шайбы) крепления кронштейна троса сцепления. Снимите кронштейн 2 троса сцепления с коробки передач.
. Отверните оставшиеся четыре гайки крепления задней крышки.
. Подцепив отверткой за прилив на крышке, снимите заднюю крышку.
6. Отверните болт крепления вилки 5-й передачи (под головкой болта установлена пружинная шайба).
7. Зафиксируйте валы коробки передач от проворачивания. Для этого включите 5-ю передачу, переместив вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с шестерней, затем включите 3-ю либо 4-ю передачу, переместив шток выбора передач.
. Расконтрите и отверните гайку крепления первичного вала. Для этого надо приложить большое усилие, так как гайка затянута большим моментом.
. Предварительно расконтрив, отверните гайку крепления вторичного вала. Для этого надо приложить усилие, так как гайка затянута большим моментом.
. Приподняв отвертками ведомую шестерню 5-й передачи (тем самым спрессовав ступицу синхронизатора с вала), снимите ее вместе с синхронизатором и вилкой с вторичного вала. При этом следите, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться.
11. Снимите с синхронизатора упорную пластину. Затем выньте из паза муфты синхронизатора вилку.
. Снимите шестерню 5-й передачи с синхронизатора с блокирующим кольцом 1. Промаркируйте блокирующее кольцо 1 относительно муфты 2 и снимите его. При эксплуатации зубья кольца прирабатываются к зубьям муфту, поэтому при сборке кольцо надо установить в том же положении. Если не предполагается разбирать синхронизатор, свяжите его проволокой или веревкой, чтобы он не рассыпался.
. Снимите втулку с вторичного вала.
14. Снимите ведущую шестерню 5-й передачи с первичного вала. Обратите внимание, как она установлена.
. С помощью ударной отвертки отверните четыре винта (под ними установлены пружинные шайбы) крепления пластины подшипников и снимите пластину 1 подшипников. Затем снимите упорную шайбу 2 с вторичного вала.
16. Снимите стопорные кольца подшипников обоих валов, приподнимая при этом валы рукой.
. Отверните три пробки фиксаторов и осторожно извлеките шарики фиксаторов с пружинами.
. Отвернув пробку фиксатора заднего хода, снимите уплотнительное кольцо, а затем извлеките пружину фиксатора.
. Наклонив коробку, извлеките шарик фиксатора.
. Отверните двенадцать гаек и болт крепления картеров коробки передач. Обратите внимание, под какими гайками установлены держатель 1 и рым 2. Под гайками и болтом установлены пружинные шайбы. Снимите технологическую заглушку 3.
21. Вставляя отвертку в пазы (три специальных паза по периметру картеров), отделите картер коробки передач от картера сцепления.
22. Немного приподнимите картер коробки передач, поверните его против часовой стрелки так, чтобы прилив 1 картера вышел из-под шестерни, и снимите картер коробки передач с картера сцепления.
. Отверните болты крепления вилок переключения 1-2-й и 3-4-й передач.
. Немного приподнимите шток переключения 1-2-й передач, чтобы он вышел из опоры 3, и поверните его против часовой стрелки, чтобы его головка 1 вышла из зацепления с блокировочной скобой 2. Выведите вилку 4 штока из паза муфты синхронизатора и снимите шток с вилкой. Без необходимости не рекомендуется снимать вилки со штоков, чтобы не перепутать их при сборке.
. Повернув шток переключения 3-4-й передач, выведите его головку из зацепления с рычагом выбора передач. Затем немного приподнимите шток, чтобы он вышел из опоры, и, выведя вилку штока из паза муфты синхронизатора, снимите шток с вилкой.
. Повернув шток включения 5-й передачи, выведите его головку из зацепления с блокировочной скобой. Снимите шток, выведя его из опоры.
27. Выньте ось промежуточной шестерни заднего хода.
. Сдвиньте промежуточную шестерню заднего хода до упора в механизм выбора передач, поверните ее на 30-40° и, выведя из-под шестерен вала, снимите промежуточную шестерню.
29. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы.
. Выньте дифференциал из картера сцепления.
. Отверните три болта крепления механизма выбора передач (под головками болтами установлены пружинные шайбы). Снимите механизм выбора передач.
32. Выньте магнит из картера сцепления.
33. Отвернув гайку крепления, снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра. Замените порванное или потерявшее упругость уплотнительное кольцо корпуса.
34. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода. Под ним установлено металлическое уплотнительное кольцо.
35. Для выпрессовки переднего подшипника вторичного вала существует специальный съемник. При его отсутствии выпрессуйте подшипник с помощью отвертки.
36. Снимите маслосборник, установленный под подшипником.
. Для выпрессовки переднего подшипника первичного вала также существует специальный съемник. При его отсутствии согните приспособление в форме крючка из жесткой проволоки. Вставьте приспособление в один из двух пазов картера и заведите крючок под подшипник. Затем с помощью отвертки (подложив деревянный брусок) выпрессуйте подшипник из картера, прикладывая усилие к противоположному концу отвертки ударами молотка и поочередно переставляя крючок в пазах.
. Новые передние подшипники валов запрессуйте до упора в картер сцепления с помощью подходящей оправки.
. Подцепите отверткой кромку защитного чехла штока выбора передач и сдвиньте ее с опорной втулки штока.
40. Отверните болт крепления рычага выбора передач. Сдвинув шток, снимите рычаг выбора передач. Затем выньте шток выбора передач из картера сцепления.
41. При необходимости замены шарнира штока сдвиньте с него защитный чехол и отверните болт крепления шарнира. Болт зафиксирован специальным клеем ТБ-1324. Перед заворачиванием болта очистите его от старого клея и нанесите новый. Замените порванный или потерявший эластичность защитный чехол шарнира штока.
. Для замены картера сцепления снимите с него подшипник и вилку выключения сцепления, выпрессуйте сальники.
. Осмотрите картеры сцепления и коробки передач, а также заднюю крышку. На них не должно быть трещин и сколов. На привалочных поверхностях не должно быть забоин, рисок, вмятин и т.п. Небольшие повреждения удалите шлифовальной шкуркой. При сильных повреждениях замените дефектные детали.
44. Проверьте посадочные места под подшипники в картере сцепления и в картере коробки передач. На этих поверхностях не должно быть следов износа или повреждений. В противном случае замените картеры.
. Проверьте состояние роликовых подшипников. При повреждении дорожек качения, сепаратора или роликов и при обнаружении люфта в подшипнике замените его, установив на вал (радиальный зазор в подшипнике не должен превышать 0,07 мм).
. Проверьте состояние штоков переключения передач. Погнутые штоки, с задирами, заусенцами или выработанными лунками под фиксаторы замените. Замените вилки, если они погнуты или изношены их лапки.
. Проверьте сальники полуосей. Сальники не должны быть покороблены и иметь надрывы. Рабочая кромка должна быть ровной, без выровов, вмятин и наплывов резины. Пружина сальника не должна быть сломана и растянута. Дефектные сальники замените.
. Также проверьте и при необходимости замените сальник первичного вала и сальник штока выбора передач.
. Очистите магнит от частиц износа деталей. Если на магните имеются трещины или его магнитные свойства ослабли, замените магнит.
. Тщательно очистите от старого герметика привалочные плоскости картеров сцепления и коробки передач и задней крышки. Соберите коробку передач в порядке, обратном разборке, с учетом следующего.
. Перед установкой валов введите зубья их шестерен в зацепление и в таком положении установите их в картер сцепления.
52. Обратите внимание, как устанавливаются вилки на штоки переключения передач: 1 - шток с вилкой переключения 1-й и 2-й передач, 2 шток с вилкой переключения 3-й и 4-й передач.
. Обильно смажьте все трущиеся детали трансмиссионным маслом.
. Не забудьте установить на место магнит.
. Перед установкой картера коробки передач на картер сцепления и задней крышки на картер коробки передач нанесены на их привалочные плоскости по всему периметру герметик.
автомобиль коробка станция технический
3. ОборудованиЕ Станции Технического Обслуживания ТОО «Астана-Камкор»
На станции технического обслуживания ТОО «Астана-Камкор» имеется оборудования:
Токарный станок модели S1-170В
Хонинговальный станок модель ОФ-38
Станок для расточки фрезировки головки блоков цилиндров модели VB-182M
Станок для шлифовки коленчатых валов марки REX 1800
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вахламов В.К., Автомобили. Основы конструкции. - М.: «Транспорт», 2004. - 528 с.
. Стуканов В.А. Устройство автомобиля. Учебное пособие. - М.: «Форум», 2006. - 406 с.
. Обслуживаем и ремонтируем: ВАЗ-2110; 2111; 2112 и их модификации: Правовая информация; Правила оказания услуг. - М: АСТ /Астрель /, 2005. - 432 с.
4. Эксплуатируем и обслуживаем ВАЗ-2110, 2111, 2112. Иллюстрированное руководство. - М: За рулем, 2003. - 176 с.
. Суханов Б.Н., Борзых И.О., Бедарев Ю.Ф. «ТО и ремонт автомобилей». - М: Транспорт, 1991. - 317 с.
. За Рулем: Тюнинг ВАЗ-2110, -2111, -2112. - М: За Рулем, 2004. - 152 с.