Содержание
1. Ознакомление с базой практики и ее характеристика
2. Изучение организации управления финансами в организации и содержания финансовой работы. Изучение финансовых отношений внутри предприятия или организации
3. Анализ и оценка финансового состояния предприятия, выявление проблем, зависящих и не зависящих от деятельности организации и оказывающих влияние на ее финансовое состояние
4. Изучение взаимоотношений организации с другими организациями и предприятиями, бюджетными и внебюджетными фондами, банками, фондовым рынком, страховыми организациями и методов управления ими
5. Изучение состояния и методов финансового планирования на предприятии, в т. ч. и внутрифирменного
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В современных экономических условиях для подавляющего большинства предприятий вопросы управления на основе диагностики основных параметров финансово-экономического состояния являются приоритетными. Предприятия часто не имеют четко поставленных целей, финансово-экономической стратегии, ограниченно применяют методы финансового менеджмента. Но жесткие условия рыночной экономики ставят перед ними условие выявлять тенденции развития на основе активного использования собственных возможностей, определять уровень и запас финансовой прочности, активней использовать на практике методы и инструментарий менеджмента.
В соответствии с учебным планом я проходила производственную практику в обществе с ограниченной ответственностью "Манули Стретч".
Целью прохождения производственной практики явилось углубление и закрепление, а также приобретение навыков самостоятельной работы в области финансового планирования предприятия.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
на примере конкретного хозяйствующего субъекта проанализированы особенности формирования организационно-управленческой структуры организации;
проанализированы экономические аспекты производства;
изучен принцип финансового планирования предприятия.
Объектом исследования было избрано общество с ограниченной ответственностью "Манули Стретч" в должности бухгалтера.
Совместно с руководителем общества был составлен план осуществления работы, который я успешно выполнила.
Результаты выполненной работы были занесены в дневник практики.
1. Ознакомление с базой практики и ее характеристика
Общество с ограниченной ответственностью "Манули Стретч.
, Москва, Кутузовский проспект, 36, стр.3, офис 319.
Тел.: (495) 974 19 69.
E-mail: info@manulistretch.ru .
В 1976 году Манули Стретч, первая в Европе, начала производить и продавать стретч пленку и в настоящее время занимает лидирующее положение на мировом рынке, как по объему производства и продаж, так и по качеству продукции. В номенклатуру продукции Манули входят стретч пленки, различающиеся по толщине, прочности и возможностям применения.
Основными потребителями упаковочной стретч пленки являются пищевая промышленность, производители напитков, предприятия строительной индустрии, сети супермаркетов и сельское хозяйство.
Через собственную систему торговых представительств, Группа Манули Стретч занимается дистрибьюцией продуктов для транспортной упаковки паллет, таких как скотч, пластиковые и металлические ленты (стреп ленты), пленки для упаковки и полипропиленовые пленки, упаковочное оборудование.
Манули Стретч производит стретч пленку на трех заводах общей площадью 122 000 кв. м, с номинальной производительностью 230 000 тонн в год.
Основные 2 завода, на которых производиться до 200 000 тонн в год, - это заводы в Поцилли (Pozzilli) в Италии и Шкопау (Schkopau) в Германии. При этом завод в Германии является самым современным и автоматизированным предприятием по выпуску стретч пленки в Европе, представленный уникальными техническими решениями в области производства пленок.
Располагая развитой, компетентной и квалифицированной командой, отвечающей за продажи, Манули Стретч действует на всей территории Европы и на основных международных рынках, через сеть собственных торговых компаний. Это является огромным конкурентным преимуществом, над которым компания постоянно серьезно работает. Отлично отлаженная система услуг логистического, технического и организационного характера гарантирует высокие стандарты качества, которыми всегда отличались компании группы Манули.
После открытия офиса ООО "Манули Стретч" в Москве, для российского рынка стал доступен весь ассортимент производимой Манули стретч пленки с высочайшими эксплуатационными свойствами для гарантированной защиты различных упакованных продуктов.
Специалисты Манули подберут оптимальное решение при выборе и использовании стретч пленки, что обеспечит наибольшую эффективность и стабильность производственного процесса, и высокие экономические показатели.
ООО "Манули Стретч проводит тестирования стретч пленки на производствах и складах клиентов, чтобы продемонстрировать соотношение цена/качество нашей продукции.
Главная цель предприятия - сохранить и укрепить лидирующее положение в отрасли промышленной упаковки, продолжая поставлять продукцию высокой надежности, с лучшим соотношением качество-цена на рынке. В достижение этой цели вносят решающий вклад исследования материалов и усилия, прилагаемые к проектированию, направленному на то, чтобы самым эффективным образом отвечать на настоящие и будущие запросы клиентов.
Manuli Stretch имеет сертификацию ISO 9001: 2000 на европейских предприятиях и, кроме того, сертификацию TUV на заводе в Германии. Соответствие этим стандартам является чрезвычайно важным для выполнения технических и организационных задач, которые ставит индустрия в Европе и в мире. В подтверждение своего внимательного отношения к охране окружающей среды, группа Manuli Stretch намерена усовершенствовать свою Систему Управления вопросами окружающей среды, в соответствии со стандартами ISO Standard 14001: 2004 и EMAS reg.761/2001. Manuli Stretch приобрела сертификацию с этими стандартами в 2006 году.
Миссия. Наши исследования, инновации и качество продуктов являются гарантией для клиентов.
Видение. Предлагая лучшее соотношение цена-качество, быть крупнейшим, самым эффективным и квалифицированным производителем стретч-пленки в мире.
Подход к ведению бизнеса: Лидерство, конкурентоспособность, честность и открытость.
Группа Manuli Stretch производит и реализует 100% перерабатываемую LLDPE стретч-пленку. Политика компании состоит не просто в том, чтобы предложить покупателю один продукт, но и в том, чтобы помогать и обеспечивать его основными решениями в сфере упаковки, эффективно отвечая на все его требования.
Manuli Stretch направляет большие усилия на исследовательскую работу, новаторство и качество продукции, добиваясь, таким образом, наилучшего соотношения качества и цены. Manuli Stretch придает особенное значение консультативной помощи и сервису для своих клиентов, которые обеспечивает квалифицированный персонал компании.
Группа уделяет особое внимание повышению подготовки кадров и стимулированию роста сотрудников, которые рассматриваются как наиболее важное и ценное звено компании.
Группа заботится об охране окружающей среды и обязуется следовать высочайшим стандартам качества. Manuli Stretch твердо верит в существующие на рынке правила, в свободную конкуренцию и в открытый и честный бизнес.
После открытия офиса в Москве, компания предлагает весь ассортимент производимой продукции - это стретч-пленки с высочайшими эксплуатационными свойствами для гарантированной защиты различных упакованных продуктов. Рынок стретч-пленки в России ежегодно растет не менее, на 10-15%. Безусловно, это связано не только с введением новых производств и с постоянным их развитием, но и с растущими требованиями к упаковке при хранении и транспортировке готовой продукции. Тем не менее, потребление пленки в России все еще значительно меньше, чем в Европе, где упаковка стретч-пленкой уже давно стала общепринятой нормой.
Любое перемещение товара сопровождается дополнительной нагрузкой на продукт, не только при выгрузке/погрузке, но и в процессе перевозки. Недостаточно надежно упакованный груз может деформироваться даже при неудачном торможении транспорта, а поврежденный продукт всегда подразумевает дополнительные расходы. Проблемы такого рода решаются за счет использования качественной стретч-пленки того типа, который удовлетворяет требованиям, предъявляемым клиентом к упаковке. Ассортимент пленок Manuli Stretch подходит под любые виды грузов и условия транспортировки. Но главное, выбирая стретч-пленку, смотреть на функциональное назначение и на цели, которые ставятся перед упаковочным материалом. В России в настоящее время преобладает тенденция покупки пленки за килограмм по наиболее низкой цене, эффективность упаковки при этом уходит на второй план. Максимум, что выигрывает покупатель - это 2-4% стоимости в условиях конкурентного рынка, при этом не всегда удается получить достойный уровень сервиса и быть уверенным в надежности поставщика. А, как показывает практика, в большинстве случаев можно достигнуть экономии в 15%, а то и в 50% за счет правильного подбора пленки применительно к каждому отдельному упаковочному процессу.
Используя более дорогостоящую пленку можно достигнуть таких же или даже лучших результатов в удерживающей силе, как при использовании более бюджетных вариантов, но при этом существенно экономя благодаря растяжению пленки на 200-250%. Другими словами, оценив возможности своего оборудования, процесса и условий упаковки и зная требования, предъявляемые клиентами к сохранности получаемых товаров, Вы можете подобрать тот вид пленки, который одновременно удовлетворит потребность в функциональности и экономической выгоде. Если раньше российские потребители использовали оборудование без пре-стретча или обматывали паллеты вручную, что не позволяло им экономить на упаковке, то теперь для них есть отличное решение - компания Manuli Stretch ввела в свой ассортиментный ряд тонкие предварительно растянутые пленки MANUSTIF и MANUFORCE. В Европе предрастянутые пленки производят несколько компаний, но Manuli Stretch выпускает их сразу на каст-линии без дополнительной перемотки. Этот уникальный запатентованный процесс гарантирует высокую прочность, без риска снижения эластичности продукта. Эти пленки имеют пре-стретч 35-60%, толщину от 9 до 17 мкм и характеризуются большей жесткостью и упругостью. Уменьшение толщины пленки при улучшении механических свойств - наиболее важная цель использования Manustif и Manuforce. Использование эксклюзивных материалов самого высокого качества и развитие новых технологий позволяют Manuli Stretch выводить на рынок абсолютно новый продукт.
Манули Стретч гарантирует непрерывную работу продукта при такой толщине, как 9 микрон. Особенные физико-механические свойства и используемое сырье обеспечивают исключительные показатели липкости, прочности на разрыв и ударной прочности, даже при упаковке тяжелых поддонов. Это гарантирует высочайшую удерживающую силу и устойчивость упакованных грузов. MANUFORCE - пленка толщиной 9 мкм, ширина 450 (500) мм которой уменьшается до 420 (480) мм в результате образования двух усиленных жгутов по краям полотна. Рекомендуется как альтернатива толщине 15 и 17 мкм. MANUSTIF - пленка толщиной 12, 15 и 17 мкм для упаковки паллет с тяжелыми и нестабильными грузами при более высоких требованиях к упаковке.
Преимущества Manustif и Manuforce:
финансовое планирование экономический
низкая толщина позволяет снизить потребление пленки на паллету до 80%, при этом экономия денежных средств и затрат достигает 25% при оптимальном использовании 9 мкм пленки по сравнению с 17 мкм; - так как пленка уже частично предрастянута, то при обмотке от оператора не требуется прикладывать такие усилия, как при работе с обычной пленкой, что особенно важно при ручной упаковке паллет; - сокращаются логистические издержки при использовании пленки (рулоны меняются вдвое реже, так как намотка на рулоне до 600 м); - уменьшается воздействие на окружающую среду благодаря снижению потребления пленки.
Теперь компания предлагает эти инновационные продукты и в России со склада в Москве! ООО "Манули Стретч проводит испытания на производствах и складах клиентов, чтобы продемонстрировать соотношение цена/качество Manustif и Manuforce.
Специалисты Manuli Stretch подберут для клиента оптимальное решение при выборе и использовании стретч-пленки, что обеспечит эффективность и стабильность производственного процесса и высокие экономические показатели.
Организационную структуру предприятия можно представить в виде следующей схемы (Рис.1).
Рис.1. Организационная структура ООО "Манули Стретч"
Основной целью финансового менеджмента предприятия можно назвать максимизацию рыночной стоимости предприятия.
Поэтому знание финансового менеджмента дает возможность быстрее и эффективнее реализовать свои материальные интересы.
Финансовый менеджмент решает следующие задачи:
обеспечение предприятия достаточным объемом финансовых ресурсов для его постоянного развития;
обеспечение финансовой устойчивости предприятия в процессе его развития;
оптимизация денежного оборота и поддержание постоянной платежеспособности предприятия;
обеспечение максимизации прибыли предприятия за счет эффективного использования его активов;
обеспечение минимизации уровня финансовых рисков в деятельности предприятия.
2. Изучение организации управления финансами в организации и содержания финансовой работы. Изучение финансовых отношений внутри предприятия или организации
Финансовый отдел является самостоятельным структурным подразделением организации.
Финансовый отдел создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя организации.
Финансовый отдел непосредственно подчиняется руководителю организации.
Финансовый отдел возглавляется начальником финансового отдела, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя организации по представлению заместителя руководителя организации (иного должностного лица).
Начальник финансового отдела осуществляет непосредственное руководство деятельностью финансового отдела и контролирует работу всех входящих в состав финансового отдела структурных подразделений и работников.
На должность начальника финансового отдела назначается лицо, имеющее высшее экономическое или инженерно-экономическое образование и стаж работы в области организации финансовой деятельности на должностях руководителей и специалистов не менее 5 лет.
Должностные обязанности, права и ответственность каждого работника финансового отдела устанавливаются должностной инструкцией, которая согласовывается с начальником финансового отдела и утверждается руководителем организации.
Финансовый отдел в своей деятельности руководствуется:
нормативными правовыми актами, другими руководящими и методическими материалами, регламентирующими производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность организации;
методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
Уставом организации;
приказами, распоряжениями руководителя организации;
настоящим положением.
Изменения структуры и штата финансового отдела разрабатываются начальником финансового отдела, исходя из условий и особенностей деятельности организации, согласовываются с непосредственным руководителем, а также с отделом организации труда и заработной платы, отделом кадров, юридическим отделом по соответствующим направлениям деятельности указанных структурных подразделений и утверждаются приказом руководителя организации.
В состав финансового отдела входят следующие структурные подразделения: бюро (сектор, группа) финансового планирования; анализа финансово-хозяйственной деятельности, организации расчетов с поставщиками, инкассации, кассовых операций и др.
Обязанности между структурными подразделениями, входящими в состав финансового отдела, распределяются начальником финансового отдела на основе настоящего положения (положений о структурных подразделениях). Распределение обязанностей между работниками структурных подразделений, входящих в состав финансового отдела, производится руководителями этих структурных подразделений (заместителем начальника финансового отдела) согласно должностным инструкциям. Положения о структурных подразделениях, входящих в состав финансового отдела, утверждаются начальником финансового отдела.
Основными задачами финансового отдела являются:
. Организация управления движением финансовых ресурсов организации и регулирование возникающих в процессе работы организации финансовых отношений с целью максимально эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли.
Финансовый отдел осуществляет взаимодействие со следующими структурными подразделениями организации:
с планово-экономическим отделом и бухгалтерией:
получает: планы производства на год, квартал, месяц; планы производства по подразделениям; данные о поступлении денежных средств, финансово-расчетных и банковских операциях, оплате счетов поставщиков и подрядчиков, погашении займов и другим выплатам;
представляет: текущий и перспективный финансовый план; отчеты о выполнении финансового плана; ежедневно - сведения о выполнении плана реализации;
с отделом материально-технического снабжения:
получает: заключения по претензиям, заявленным поставщиками; данные о движении товарно-материальных ценностей и об остатках их на конец месяца;
представляет: сведения о товарно-материальных ценностях, находящихся в пути; информацию о неоплаченных счетах с указанием причин;
с отделом сбыта:
получает: данные о поступлении средств за реализованную продукцию;
представляет: сведения о покупателях, допустивших просрочку оплаты, извещения о применении банковских санкций к покупателям;
с техническими отделами:
получает: сметно-финансовые расчеты на финансирование капитальных вложений на внедрение новой техники, на расширение производства продукции; утвержденные сметы затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расчеты их эффективности;
представляет: план финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; сметные и сметно-финансовые расчеты на затраты по внедрению новой техники, сметы на расходование средств специальных фондов и средств целевого назначения;
с отделом капитального строительства:
получает: плановый объем, структуру капитальных вложений, остатки материальных ценностей и состояние расчетов в капитальном строительстве;
представляет: план финансирования капитальных вложений;
с юридическим отделом:
получает: решение руководства о перечислении денежных средств по результатам рассмотрения претензий и исков; банковские документы о поступлении денежных сумм по рассмотренным и удовлетворенным претензиям и искам; поручения на перечисленные госпошлины по арбитражным искам;
представляет: законченные претензионные материалы и оформленные для предъявления исков в органы арбитража; заключения по претензиям и искам в связи с отказами в оплате счетов, ошибками в их предъявлении и др.; справки о перечислении денежных средств в связи с рассмотрением претензий и арбитражных исков; документы о перечислении госпошлины;
со всеми структурными подразделениями:
представляет: утвержденные финансовые показатели.
3. Анализ и оценка финансового состояния предприятия, выявление проблем, зависящих и не зависящих от деятельности организации и оказывающих влияние на ее финансовое состояние
Анализ динамики экономических показателей ООО "Манули Стретч"
проведен в динамике за 2009-2011 год на основе данных бухгалтерских балансов (ф.1), отчетов о прибылях и убытках (ф.2), отчетах о движении капитала (ф.3) и денежных средств (ф.4), оборотносальдовых ведомостях и аудиторских заключениях.
Динамика основных показателей ООО "Манули Стретч" представлена в таблице 1.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности предприятия
Показатель2009 год, тыс. руб. 2010 год, тыс. руб. % к 2009 году2011 год, тыс. руб. % к 2009 году% к 2010 годуУставный капитал200200100%200100%100%Выручка от реализации3404340876120,07%36691107,78%89,76%Себестоимость продукции2877735067121,86%31028107,82%88,48%Коммерческие расходы44204560103,17%433798,12%95,1%Балансовая прибыль42609105486247,57%247875582%235%Долгоср. фин. вложения3604699002292,26%240910668,34%243,34%Валовая прибыль от продаж52665809110,31%5663107,54%97,5%Прибыль от продаж8461249147,63%1326156,74%106,16%Чистая прибыль от осн. деят. 1378162877456,26%1423891033,2%226,45%
Уставный капитал предприятия составляет 200 тыс. руб., величина резервного капитала составляет 5% от величины уставного капитала, что составляет 10 тыс. руб. Величина уставного и резервного капитала на протяжении исследуемого периода времени не менялась.
Выручка от реализации продукции в 2009 году составила 34 043 тыс. руб.; в 2010 году величина выручки от реализации продукции увеличилась на 20,07 % и составила 40876 тыс. руб.; в 2011 году выручка от реализованной продукции увеличилась по сравнению с 2009 годом, темп роста составил 107,72% и уменьшилась на 10,24% по сравнению с 2010 годом и составила 36 691 тыс. руб. Таким образом, максимальная выручка от реализации продукции составила в 2010 году 40 876 тыс. руб., а минимальная выручка за исследуемый период наблюдалась в 2009 году и составила 34 043 тыс. руб.
Себестоимость продаваемой продукции достаточно велика. Так в 2009 году ее величина составляла 28 777 тыс. руб., что составляет 84,53% от выручки; в 2010 году ее величина увеличилась на 21,86% и составила 35 067 тыс. руб., что составляет 86,8% от выручки. Положительным моментом является снижение величины себестоимости продукции в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 11,52%, однако ее значение выше, чем в 2009 году на 7,82%. Необходимо проанализировать себестоимость продукции, определить причины ее роста и разработать меры по ее снижению. Предполагается на данном этапе работы, что рост себестоимости реализуемой продукции обусловлен растущими затратами на продажу продукции и ростом цен на продукцию у поставщиков.
Реализационные расходы в 2009 году составили 4 420 тыс. руб., из них на опт приходится 2 081 тыс. руб., на розницу - 2 339тыс. руб., в связи с увеличением товарооборота реализационные расходы в 2010 году увеличились на 3,17% и составили 4560 тыс. руб., из них на опт приходится 2 468 тыс. руб. и на розницу - 2 093 тыс. руб. Это связано с тем, что общество не имеет своих торговых и производственных площадей, аренда на содержание магазинов, складов и офисов постоянно увеличивается. В 2011 году при снижении товарооборота снизилась и величина коммерческих расходов на 4,9% и составила 4 337 тыс. руб.
Значительно увеличивается балансовая прибыль. Ее величина формируется после реформации баланса при закрытии всех девяностых счетов на счет 84 "Нераспределенная прибыль (не покрытый убыток)". Так темп роста в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 247,57%, темп роста в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 235%.
Чистая прибыль от основного вида деятельности увеличивается за счет роста прочих операционных доходов, которые включают прибыль от перерасчета рыночной стоимости акций. Так чистая прибыль в 2009 году составляла 13 781 тыс. руб., в 2010 году темп роста составил 456,26%, что составило 62 877 тыс. руб., в 2011 году темп роста составил 226,45%, что составило 142 389 тыс. руб. Данная ситуация складывается в результате того, что общество имеет долгосрочные финансовые вложения, а именно акции сберегательного банка, которые отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости и разница относится на финансовый результат в корреспонденции со счетом учета финансовых вложений.
В целом предприятие стабильно развивается, товарооборот и прибыль увеличиваются. Отрицательным моментом является рост затрат на продукцию и высокий уровень себестоимости продукции.
Для получения наиболее полной информации при анализе эффективности деятельности предприятия необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.
Состав прибыли, ее структура, динамика приведены в таблице 2.
Таблица 2
Анализ динамики и состава прибыли, тыс. руб.
ПоказательЕд. измза 2009г. за 2010г. ? % к 2009г. за 2011г. ? % к 2009г. ? % к 2010г. наименованиеПрибыль от реализации продукции, услуг до выплаты налогов и процентовтыс. руб. 8461249147,64%1326156,74%106,16%Процентные доходы от инвестиционной деятельноститыс. руб. 333416124,92%639191,89%153,61%Сальдо прочих операционных доходов и расходовтыс. руб. 1353762392460,9%1412471043,41%226,4%Сальдо внереализационных доходов и расходовтыс. руб. -668-47470,9%---Общая сумма брутто-прибыли тыс. руб. 1404863583452,61%1432121019,45%225,24%Проценты к уплате за использование заемных средствтыс. руб. 54370685,2%486900%131,4%Прибыль отчетного периода после уплаты процентовтыс. руб. 1399463213451,7%1427261019,9%225,78%Отложенные налоговые активы тыс. руб. 3133,3%0--Отложенные налоговые обязательства тыс. руб. 11436,4%19%25%Текущий налог на прибыль тыс. руб. 205330160,97%337164,39%102,12%Экономические санкции по уплате в бюджеттыс. руб. -3-1-33,3%Чистая прибыль тыс. руб. 1378162877456,25%1423891033,2%226,45%
Как показывают данные таблицы 2, общая сумма брутто-прибыли за исследуемый период увеличилась на 49 535 тыс. руб. в 2010 году по сравнению с 2009 годом, темп роста составил 452,61%, и на 79 629 тыс. руб. в 2011 году по сравнению с 2010 годом, темп роста составил 225,24%. Наибольшую долю в ее составе занимает сальдо прочих операционных доходов и расходов. Так в 2009 году сальдо прочих операционных доходов и расходов (долгосрочные финансовые вложения) составило 96,4% от брутто-прибыли, в 2010 году - 98,1% и в 2011 году - 98,6%, что говорит о постоянном их увеличении в доле брутто-прибыли, тогда как, доля прибыли от реализации товарной продукции имеет динамику к снижению, так, в 2009 году ее доля в брутто-прибыли составляла 6,02%, в 2010 году - 1,97% и в 2011 году - 0,94%. Величина чистой прибыли в результате роста операционных доходов имеет положительную тенденцию к увеличению.
Показатели рентабельности отдельных видов ресурсов в динамике за исследуемый период времени по большинству строк увеличились.
Недостаточно используется собственный капитал и имущество предприятия, так в 2009 году на 1 рубль собственного капитала приходилось 0,38 рубля чистой прибыли, в 2010 году значение показателя рентабельности увеличилось на 0,46, значение показателя в 2011 году стало незначительно ниже уровня 2010 года и составило 0,81. Также неудовлетворительным является значение рентабельности выручки. Это означает, что доля прибыли от основного вида деятельности в 2009 году составила 2%, в 2010 году - 3% и в 2011 году - 4%.
Положительным моментом является растущее значение рентабельности материальных запасов, так в 2009 году на 1 рубль материальных запасов приходилось 2,97 руб. прибыли до налогообложения, в 2010 году значение показателя рентабельности значительно увеличилось и составило 10,24 руб., в 2011 году рентабельность материальных запасов увеличилась до 21,29 это означает, что на конец исследуемого периода на 1 рубль материальных запасов приходится 21,29 рублей прибыли до налогообложения, вследствие того, что основную величину прибыли составляют операционные доходы, они быстро увеличиваются, а материальные затраты, т.к. объем продаж увеличивается с гораздо меньшими темпами, также имею незначительный темп роста.
Рентабельность текущих активов имеет достаточно высокое значение и положительный рост. В 2009 году на 1 рубль затраченных текущих активов предприятия было получено 1,55 руб. чистой прибыли; в 2010 году рентабельность текущих активов увеличилась на 5,33 составила 6,88, таким образом, в 2010 году на 1 рубль затраченных текущих активов предприятия было получено 6,88 руб. чистой прибыли. В результате резкого увеличения доходов от прочей деятельности, величина чистой прибыли так же резко увеличилась, что привело к росту большинства показателей рентабельности, однако отношение анализируемых величин к чистой прибыли от основного вида деятельности достаточно мало. Так, в 2011 году уровень рентабельности текущих активов увеличился по сравнению с 2010 годом в 2,4 раза и составил 16,62. Если в расчетах не учитывать доходы от прочей деятельности, то отношение величины текущих активов к величине чистой прибыли от продаж составит 0,15.
Доля оборотных средств в валюте баланса на 01.01.2009 года составляет 26,52%, на 01.01.2010г. - 20,41% и на 01.01.2011г. - 8,11%. Таким образом, доля оборотных средств, а значит и доля наиболее ликвидных активов, в валюте баланса имеет тенденцию к сокращению, вследствие увеличения валюты баланса за счет роста доли внеоборотных активов, в частности роста долгосрочных финансовых вложений. Величина оборотных средств на 01.01.2010г. по сравнению с 01.01.2009г. увеличилась на 1182 тыс. руб. и составила 9455 тыс. руб., темп роста составил 114,3%, увеличение произошло в результате роста краткосрочной дебиторской задолженности на 3155 тыс. руб., темп роста которой составил 455,3%. На 01.01.2011г. величина оборотных средств снизилась на 657 тыс. руб. и оставила 8798 тыс. руб., снижение произошло в результате уменьшения величины денежных средств, долгосрочной и краткосрочной дебиторской задолженности, снижения величины НДС по приобретенным ценностям.
Основную долю оборотных средств составляют запасы (до 70%). В связи с ростом готовой продукции на складе, отсутствием величины отгруженных товаров можно предположить о снижении спроса на товар.
Таким образом, в 2009 году число кругооборотов, которое совершает оборотный капитал за год, равно 3,8, также на 1 рубль оборотного капитала приходилось 3,8 рубля реализованной продукции, а на 1 рубль реализованной продукции приходилось 0,26 рубля оборотного капитала, продолжительность одного оборота составляла 95 дней.
В 2010 году увеличилось число совершаемых оборотов средств на 0,7 и составила 4,5, сократилась продолжительность одного оборота на 14 дней и составила 81 день, таким образом оборотный капитал стал быстрее проходить производственный цикл и произошло высвобождение оборотного капитала из оборота. Исходя из данных таблицы 21 можно сделать вывод, что на 1 рубль оборотного капитала приходится 4,5 рубля реализованной продукции, а на 1 рубль реализованной продукции приходится 0,22 рубля оборотного капитала, т.е. на 0,7 рубля увеличилась его капиталоотдача и на 0,04 рубля снизилась капиталоемкость.
В 2011 году происходит незначительное изменение показателей по сравнению с 2010 годом: снижается коэффициент оборачиваемости на 0,2, увеличивается коэффициент загрузки оборотных средств на 0,01 и повышается продолжительность одного оборота на 4 дня. В целом показатели достаточно стабильны.
4. Изучение взаимоотношений организации с другими организациями и предприятиями, бюджетными и внебюджетными фондами, банками, фондовым рынком, страховыми организациями и методов управления ими
Предприятие для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций вправе открывать расчетные, валютные, ссудные и другие счета. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает банк для расчетно-кассового обслуживания, отношения строятся на договорной основе. Предприятие может обслуживаться по всем видам банковских операций в одном или нескольких банках как по месту своего нахождения, так и расположенных в других местах.
Для расчетного обслуживания между кредитной организацией и клиентом заключается договор банковского счета, который является самостоятельным гражданско-правовым документом. Согласно ГК РФ (ст.845) по указанному договору банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Клиент, в свою очередь, обязуется распоряжаться денежными средствами на счете с соблюдением установленных договором правил. Банк может использовать имеющиеся средства, гарантируя их наличие при предъявлении требований к счету в соответствии с правом клиента распоряжаться этими средствами.
Договор банковского счета является консенсуальным, поскольку счет открывается независимо от того, вносит ли владелец средства в момент его открытия или нет, и двусторонний, потому что участники имеют как права, так и обязанности. Кроме того, этот договор является, как правило, возмездным. Размер процентов, выплачиваемых банками владельцам счетов, определяется соглашением сторон, а при отсутствии в договоре соответствующего условия - в размере, обычно уплачиваемом кредитной организацией по вкладам до востребования (ст.838 ГК РФ). Отношения по банковскому счету носят бессрочный характер. Банк не имеет права определять и контролировать направление использования денежных средств клиентом и ограничивать иные (не предусмотренные законодательными актами или договором) права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Для предприятия основным является расчетный счет. Он предназначен для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета доходов и расходов от внереализационных операций и иных поступлений, проведения расчетов с поставщиками, бюджетом по налогам и приравненным к ним платежам, с рабочими и служащими по заработной плате и другим обязательным выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также платежей по решениям судов, арбитражей и других органов, имеющих право взыскивать средства со счетов юридических лиц в бесспорном порядке. Хозяйствующий субъект может иметь неограниченное количество расчетных счетов.
Для открытия расчетного счета субъект представляет в банк следующие документы: заявление на открытие счета; документ о государственной регистрации, предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти; оригинал или нотариально заверенную копию устава; нотариально заверенную карточку с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться средствами на счете, и оттиском печати. Право первой подписи на платежных документах принадлежит руководителю, а также должностным лицам, им уполномоченным, а второй - главному бухгалтеру и уполномоченным им лицам.
Для открытия расчетного счета необходимо также предъявить документ, подтверждающий постановку клиента на учет в налоговом органе (банки, в свою очередь, в пятидневный срок сообщают об открытии счета в этот орган). Также предоставляются документы, удостоверяющие регистрацию хозяйствующего субъекта в Пенсионном фонде, в Фонде социального страхования и других предусмотренных законодательством фондах.
После проверки полноты и правильности представленных документов руководитель кредитной организации разрешает открыть счет, которому присваивается соответствующий номер. С этого момента договор банковского счета считается заключенным. Заявление организации рассматривается как предложение заключить договор, а распоряжение руководителя банка - как согласие на его заключение.
Порядок открытия расчетных счетов практически одинаков. Имеющиеся отдельные отличия носят незначительный характер и вытекают из организационного и правового статуса хозяйствующих субъектов: непредставление устава для открытия расчетного счета, при открытии расчетного счета акционерному обществу в срок, не превышающий 30 дней со дня его образования, на него должно быть внесено не менее 50 % уставного капитала; арендаторы должны предоставлять копию договора арендного подряда, а при внутрихозяйственной аренде - копию решения арендодателя о предоставлении арендному коллективу права заключать хозяйственные договора от имени арендодателя и т.д.
Банк не вправе (ст.846 ГК РФ) отказывать в открытии счета, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами. При необоснованном уклонении кредитной организации от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ей требования, предусмотренные п.4 ст.445 ГК РФ. Такой порядок дает возможность товаропроизводителям выбрать банк, исходя из своих коммерческих интересов, т.е. тот, в котором более гибкая кредитная политика, быстрее и четче выполняются операции, полнее информационное обеспечение и выше культура обслуживания.
Пароме расчетного счета по желанию субъекта ему могут быть открыты депозитный, ссудный и иные счета. Порядок их открытия аналогичен приведенному выше, с той лишь разницей, что для оформления указанных счетов в банке, где уже имеется расчетный счет, из всех документов требуется только заявление на открытие.
Движение денег по счету отражается в выписке банка, которую вместе с, оправдательными документами на поступление и списание средств банк выдает клиенту. В ней перечисляются операции в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета в банках: дебет банковского счета соответствует кредиту счета хозяйствующего субъекта, кредит банковского счета - дебету счета товаропроизводителя. Содержание банковских операций обозначается условными цифрами.
Каналами поступления денежных средств на счет являются выручка от реализации продукции, заемные средства (краткосрочные и долгосрочные ссуды), бюджетные ассигнования. Расходование средств происходит по следующим направлениям: приобретение товарно-материальных ценностей и оплата услуг, выдача заработной платы, отчисления в бюджет и во внебюджетные фонды, на капитальные вложения, операционные расходы.
При недостатке денежных средств для удовлетворения всех предъявленных требований в соответствии со ст.855 ГК РФ предусмотрена следующая очередность платежей:
в первую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
во вторую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, выплате вознаграждений по авторскому договору;
в третью очередь - по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ;
в четвертую очередь - по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в. третьей очереди;
в пятую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
в шестую очередь - по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарного поступления документов.
В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: платежные поручения; платежные требования-поручения; чеки; аккредитивы.
Основная часть готовой продукции реализуется внешним потребителям - юридическим и физическим лицам. Реализация продукции характеризует успешность процесса производства и окончание каждого очередного кругооборота средств, авансированных для осуществления обычного для данного предприятия вида деятельности. В соответствии с юридическими нормами продукция, работы и услуги считаются реализованными после перехода права собственности на них к покупателю. Право собственности у приобретателя вещи возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.223 ГК РФ).
Моментом реализации могут считаться даты: отгрузки продукции выполнения работ или предоставления услуг, т.е. предъявления счетов к оплате; зачисления выручки на счета предприятия или в кассу, а при обменных (бартерных) операциях - получения товара в обмен на отгружаемую продукцию; иной момент по договору, фиксирующий переход права собственности к покупателю.
За реализованную продукцию поставщику (подрядчику), причитается определенная сумма денег или иное, имущество, эквивалентное стоимости проданных товаров, т.е. выручка от реализации. Методика определения суммы выручки за определенный период деятельности организации основывается на принятом в учетной политике моменте реализации.
Из денежной выручки возмещают материальные затраты на производство продукции, оплату труда, налоговые платежи, погашают ссуды и проценты по ним, расходуют средства на содержание непроизводственной сферы, обеспечивают финансирование капитальных вложений и т.п. Выручка от обычных видов деятельности, получаемая в денежной форме, структурно состоит из следующих четырех компонентов:
средств, представленных косвенными налогами, взимаемыми с потребителей продукции - налогом на добавленную стоимость, акцизами, налогом с продаж и т.п.;
средств, возмещающих стоимость оборотного капитала, авансированного в процесс производства, сбыта и управления предприятием. Данная стоимость включает такие затраты, как заработная плата, налоговые платежи, входящие в издержки производства и обращения, стоимость сырья, материалов и т.п.;
средств, отражающих перенесенную стоимость основного капитала (амортизация основных производственных активов);
средств, характеризующих извлеченную выгоду от производства и продажи продукции, - прибыль от обычных видов деятельности, предназначенную для уплаты налогов, развития предприятия и т.п.
Таким образом, выручка от реализации продукции (работ, услуг) формируется в процессе производства, но свою специфическую форму она приобретает в процессе реализации.
Цена на продукцию, работы и услуги предприятия, как правило, свободно устанавливается на рынке под воздействием спроса и предложения. При этом минимальная цена определяется валовыми издержками на ее производство и реализацию, а иногда и спросом на продукцию (при насыщенности рынка этим товаром). Максимальный уровень цены зависит от фактического спроса на товар и сложившихся цен конкурентов.
В цену реализации включается налог с продаж и акцизы на отдельные виды товаров. Не включаются в цену товаров налог на добавленную стоимость (НДС), налог на реализацию топливно-смазочных материалов, таможенные пошлины.
Характер цен на продукцию и методика их расчета во многом зависят от каналов реализации.
5. Изучение состояния и методов финансового планирования на предприятии, в т. ч. и внутрифирменного
Предприятие использует разные подходы к составлению плановых расчетов за трат на производство и сбыт продукции. В РФ при планировании затрат, как правило, ориентируются на возможности выпуска продукции, исходя из имеющихся производственных мощностей и ресурсов предприятия, т.е. практически не учитывается емкость рынка. В этом случае количество реализуемой продукции определяют путем суммирования остатков товарной продукции на начало года с объемом выпуска в планируемом году и вычета продукции, используемой во внутрихозяйственном обороте и переходящей в качестве остатков на будущий год.
Для планирования производственных затрат при традиционном подходе организации, как правило, используют калькуляционный метод.
Цель составления плана затрат на производство при использовании любого метода - исчисление себестоимости производимой, а в последующем - полной себестоимости реализуемой продукции. Очередность плановых расчетов, связанных с определением полной себестоимости реализуемой продукции, при калькуляционном методе следующая:
. Составляют план (смету) производственных расходов растениеводства, животноводства, промышленных и вспомогательных производств. Для этого используют соответствующие таблицы внутрифирменного бизнес-плана. По каждому виду продукции и отрасли производства затраты подсчитывают путем суммирования экономических элементов затрат. Для расчета издержек по каждому элементу применяют нормы, тарифы (оплаты труда, отчислений на социальные нужды) и т.п. На основе этих затрат и объемов выпуска продукции исчисляют производственную себестоимость единицы продукции (работ, услуг).
. Составляют план (смету) затрат незавершенного производства по отраслям на конец планируемого года. Его сопоставление с фактическими затратами незавершенного производства на начало года позволяет определить их прирост или снижение за год.
. Составляют смету расходов будущих периодов, позволяющую рассчитывать их рост или снижение за планируемый год.
. Определяют производственную себестоимость общего выпуска продукции в планируемом году. В этой оценке (по производственной себестоимости) продукцию используют во внутрихозяйственном обороте. Используют также сводный и сметный методы.
. Рассчитывают общую величину производственных затрат приходящуюся на реализуемую продукцию. Необходимость от дельного расчета обусловлена тем, что в планируемом году мо гут продаваться товарные остатки, перешедшие с прошлых лет, а часть товарного выпуска планируемого периода остается нереализованной.
. Исчисляют расходы по реализации продукции. Используют метод прямого счета (сложение плановой заработной платы лиц, выполняющих указанную работу, отчислений на социальные нужды, амортизации, представительских расходов и т.д.) или упрощенный метод - по опыту прошлого года (путем умножения фактических расходов по реализации в отчетном году на коэффициент роста или снижения объема продаж в планируемом году по сравнению с отчетным).
. Определяют полную себестоимость реализуемой продукции (общей суммой и в расчете на единицу продукции) путем суммирования производственной себестоимости реализуемой продукции и расходов на ее продажу. Умножив себестоимость единицы на количество реализуемой продукции за определенный период времени (по каналу реализации), можно определить полную себе стоимость реализуемой продукции за месяц, квартал, год, а также по каналам реализации.
Себестоимость реализуемой продукции, как правило, не зависит от направлений сбыта. Но при постоянном выпуске и реализации продукции она различна по периодам года. Поэтому для расчета прибыли за месяц (квартал) необходимо ежемесячно исчислять производственную и полную себестоимость постоянно производимой и реализуемой продукции. Для этого можно использовать разные приемы: индексацию отдельных элементов затрат (материалов, оплаты труда и т.д.) на разные темпы их удорожания или индексацию производственной себестоимости единицы продукции на средний темп инфляции за соответствующий период.
В настоящее время широко используют рыночный подход к планированию затрат на производство и реализацию продукции. Он основан на исчислении затрат, приходящихся на возможный объем продаж. В этом случае прогнозирование объемов выпуска продукции и затрат осуществляют на основе спроса на товар: прежде всего принимают в расчет емкость рынка, а затем изменение производственной мощности с учетом возможности.
Объектами планирования в этом случае становятся: переменные издержки на единицу и весь объем производимой продукции, т.е. используется расчет "урезанной" себестоимости, и фиксированные (постоянные) издержки на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Следующий вариант прогнозирования затрат на производство и реализацию основан на использовании метода операционного бюджетирования. Бюджет продаж позволяет определить количество производимой продукции, а также размер производственных запасов и товаров, переходящих на следующий год, а бюджет производства (объема выпуска) - общую сумму переменных и фиксированных затрат на производство, а затем и полную (коммерческую) себестоимость продукции. Операционное бюджетирование финансовых результатов состоит из одиннадцати самостоятельных бюджетов. Семь из них отражают планирование затрат на производство и реализацию продукции.
Среди рыночных методов популярен также метод планирования затрат, называемый "процент от продаж". При этом предполагают, что хозяйствующий субъект постоянно работает на полную мощность и все ресурсы сбалансированы. Этот метод широко используют при отсутствии достаточных данных для применения других приемов. Все виды переменных издержек планируют по проценту от объема продаж планируемого года. Размер процента по каждому виду переменных издержек рассчитывают по опыту прошлых лет как отношение переменных затрат прошлого года к стоимости реализованной продукции за отчетный год. Фиксированные издержки определяют по опыту прошлых лет с учетом изменения базовых показателей в планируемом году.
Для составления прогноза данным методом используют соответствующие регистры бухгалтерского учета и формы финансовой (бухгалтерской) отчетности за истекший год: фактические данные о сумме выручки за прошлый год в целом по хозяйству имеются в форме годовой отчетности "Отчет о прибылях и убытках", а в разрезе каждого вида продукции - в регистрах аналитического учета по счету "Продажи"; переменные издержки по элементам затрат - в производственных отчетах по растениеводству, а фиксированные затраты - в этих же отчетах по общепроизводственным и общехозяйственным расходам, расчетах налоговых платежей. Плановую выручку от реализации продукции определяют на основе прогнозного расчета "Реализация продукции, работ, услуг".
Данный метод прогнозирования и планирования затрат на производство и сбыт продукции (работ, услуг) прост и удобен, хотя и не настолько точен, как операционное бюджетирование.
Заключение
Изучив финансовые ресурсы предприятия, я сделала вывод, что, являясь материальными носителями финансовых отношений, финансовые ресурсы оказывают существенное влияние на все стадии воспроизводственного процесса, приспосабливая, тем самым, пропорции производства к общественным потребностям. Значимость финансовых ресурсов обусловлена еще и тем, что преобладающая их часть создается предприятиями сферы материального производства, а затем перераспределяется в другие звенья национальной экономики.
В этой связи, становится очевидной роль государства, которое в современных экономических условиях, помимо общеизвестных, классических функций (обороны, управления и т.д.), должно обеспечить и условия наиболее эффективного использования имеющихся в его распоряжении ресурсов предприятий с целью стимулирования экономического роста, являющегося необходимым условием стабильного, независимого и экономически состоятельного общества.
Для увеличения финансовых ресурсов предприятия я предлагаю использовать:
·налоговый инвестиционный кредит
·бюджетное финансирование
·паевые взносы или долевое финансирование проекта
·использование средств, предназначенных на выплату заработной платы работникам
·коммерческий кредит
·кредиторская задолженность
·займы от других предприятий
·долевое участие
Список литературы
1.Ковалев В.В. "Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности." - М.: Финансы и статистика, 1996. - 432с.
2.Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. "Финансы предприятий"/ Учебное пособие. - М.: ООО "ВИТРЭМ", 2002 г.
.Левчаев П.А. "Финансовые ресурсы предприятия: теория и методология системного подхода." - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2002. - 104с.
.Левчаев П.А. "Финансы предприятий национальной экономики" - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2006.
.Лишанский М.Л. "Финансы с/х предприятий": Допущено Мин. с/х РФ в качестве учебного пособия для студентов ВУЗов/ под ред. М.Л. Лишанского, 2008 г.
.Савицкая Г.В. "Анализ хозяйственной деятельности предприятия": Учеб. Пособие - Мн.: Новое знание, 2006. - 704 с.
.Финансы предприятий: Учебник / Под ред. Н.В. Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006 г. - 413с.
.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. "Финансы предприятий." - М., ИНФРА-М, 2008 г. - 343с.
Приложения
Приложение 1. Дневник прохождения практики
ДатаКраткое содержание выполненной работыПодпись руководителя практики от предприятияОзнакомление с предприятиемИзучение организационной структуры Изучение графика работы, ознакомление с работой производства. Ознакомление с производством, технологическими процессамиАнализ эффективности работы предприятияОзнакомление с факторами, влияющими на конкурентоспособность предприятияИзучение основных документы, обеспечивающие правильность функционирования организации (рабочий план счетов, учетная политика и документооборот) Ознакомление с работой основных участков бухгалтерии (движение товара, касса, расчеты с покупателями, расчеты с персоналом и т.д.) Написание отчета по практике
Руководитель практики от предприятия:
Приложение 2. Отзыв-характеристика руководителя практики
За время прохождения практики ознакомилась со структурой организации, внутренним распорядком, порядком ведения документооборота, учета и хранении документов. Принимала участие в разработке политики и стратегии компании.
В отношении профессиональных качеств проявила себя как человек компетентный, исполнительный, аккуратный, ответственно относится к порученным заданиям. Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения, в практической деятельности. Внимательна при работе с документами, легко ориентируется в их содержании. Владеет навыками работы за компьютером, которые использовала при составлении различных документов.
В межличностных отношениях вежлива, общительна, легко приспосабливается к работе в коллективе.