Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
Кафедра государственного и муниципального управления
ОТЧЕТ
о выполнении индивидуального задания по ознакомительной практике
специальность 080504 - Государственное и муниципальное управление
Санкт-Петербург
Введение
Ежегодно в начале сентября, первокурсники кафедры Государственного и муниципального управления проходят практику в одном из правительственных учреждений. Этот год, как в прочем и наша кафедра, не стал исключением.
Несколько дней назад каждый студент нашей кафедры прошел небольшую учебную практику в здании Правительства Ленинградской области. В ходе этой практики, студентам нашей кафедры была предоставлена уникальная возможность, в неформальной обстановке, пообщаться лично с Вице-губернатором Ленинградской области, председателем комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Яловым Дмитрием Анатольевичем. После небольшой лекции со стороны высокопоставленного чиновника у каждого была возможность задать интересующий вопрос, получить ценный ответ, комментарий от человека, профессионально занимающегося политической деятельностью.
В течение всего мероприятия Дмитрий Анатольевич затрагивал различные сферы политической деятельности, подробно рассказывал о структуре и деятельности правительства Ленинградской области.
Одной из тем прошедшей беседы, а точнее сказать диалога между Д.А.Яловым и студентами нашего университета, был вопрос о политике правительства, направленной на развитие регионов страны, в частности на развитие Ленинградской области. Подобная сфера политической деятельности заинтересовала меня особым образом. Мне всегда хотелось понять, какие условия создает правительство для того, чтобы регионы нашей необъятной страны развивались не только динамично, но и, безусловно, равномерно. Более того, не менее важно для меня было выяснить и то, что же конкретно предпринимается для того, чтобы каждый из регионов стремительно развивался и ни в коем случае не отставал по уровню развития от остальных. Мы все прекрасно понимаем, что наша страна имеет огромную площадь, более того, ресурсы, которые могли бы помочь в процессе развития того или иного региона, распределены по всей площади неравномерно. Так как же сделать так, чтобы жители того или иного региона были обеспечены теми или иными необходимыми ресурсами и возможностями? Какие шаги принимает наше многоуважаемое правительство, для помощи нуждающимся регионам? Каким образом правительство Ленинградской области осуществляет развитие подчиненного ему региона?
В своем отчете я постараюсь ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с региональной политикой руководства Ленинградской области в частности, и правительства Российской Федерации в целом.
государственный региональный политика экономический
Государственная региональная политика
Государственная региональная политика-это неотъемлемая составная часть политики любого государства; система ценностей и целей, государственно-управленческих мер (решений и иных действий), предусмотренных нормативными правовыми актами, программами и иными документами государства, направленными на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития. Более того, под региональной политикой понимается система целей и задач органов власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
На территории Российской Федерации объективными предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особенностей регионов.
Территория России, разделенная на экономико-географические районы, в числе которых территории субъектов Федерации, местные самоуправленческие структуры, а также механизмы их взаимодействия-все это объекты государственной региональной политики России.
Государственная региональная политика Российской Федерации строится на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов Федерации и развития форм местного самоуправления, с учетом разнообразия условий развития регионов в процессе формирования механизма рыночного хозяйствования.
Цели и задачи региональной политики
Как уже было заявлено ранее, любые действия властей в сфере региональной политики осуществляются с целью сглаживания неравномерности развития отдельных регионов, стирания всякого рода неоднородности развития, и, таким образом, улучшения качества жизни граждан, населяющих тот или иной субъект Российской Федерации.
В условиях рыночных отношений государственная региональная политика должна вырабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-хозяйственной самостоятельности политических и административно-территориальных единиц, изменения и перераспределения функций между центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Современные политологи обозначают, в качестве доминирующих, следующие цели государственной региональной политики:
)Создание во всех регионах Российской Федерации равные политические и социально-экономические условия для реализации на их территории прав, установленных в Конституции России и федеральных законах.
)Гарантия получения всеми гражданами России минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты.
)Создание в регионах благоприятной среды для установления новых экономических отношений и общехозяйственных условий, облегчающих функционирование субъектов хозяйствования различных типов собственности
)Формирование в регионах условий для реализации интересов территорий (как совокупных интересов проживающего населения)
)Помощь, активное содействие органам местного самоуправления.
)Воссоздание (реконструкция) полноценной межрегиональной инфраструктуры, способствующей становлению единого экономического пространства страны, эффективному территориальному разделению и интеграции общественного труда, развитию рыночных отношений.
Существует ряд задач, которые перед собой ставит правительство, при реализации программы региональной политики :
)Формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории Российской Федерации, с учетом интересов и приоритетов регионального развития;
)Создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;
)Создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах Российской Федерации
Что же касается правительства Ленинградской области, то, по словам Д.А. Ялова, все вышеизложенные цели и задачи составляют незаменимую базу, опираясь на которую правительство Ленинградской области и принимает свои решения, активно и компетентно служит во благо развития как самого региона в целом, так и улучшения качества жизни граждан, населяющих его.
Специфика реализации региональной политики
Решение задач территориального развития не может существовать без совершенствования механизма реализации региональной экономической политики. В современной России активное развитие получили такие методы и формы государственного воздействия, как прогнозирование и программирование.
При разработке общероссийских прогнозов и программ особое место отводится региональному аспекту. Это дает регионам необходимые ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, по поводу своего места в межрегиональном разделении труда. Более того, это дает возможность наметить и скорректировать в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков собственные регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы.
В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ отражаются вопросы совершенствования региональной экономической политики, в том числе возможные изменения экономического механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов и другие).
Важнейшими исходными пунктами являются прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.
Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место отводится разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.
Перечни таких федеральных целевых программ, подлежащих проработке, определяются при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входят в состав этих документов.
В качестве основных форм реализации программ региональной политики, наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием, используются такие формы, как:
)Участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
)