Содержание
Введение
Раздел 1. Исследование деятельности Мурманского областного управления инкассации
.1 Характеристика деятельности предприятия
.2 Взаимодействие со смежными структурами
Раздел 2. Изучение структуры управления инкассации
.1 История создания
.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия
Раздел 3. Исследование организационной структуры управления
.1 Структура управления
Раздел 4. Кадровый потенциал и управление персоналом
.1 Организация управления персоналом
Раздел 5. Анализ системы методов управления в деятельности Мурманского областного управления инкассации
.1 Стиль управления в организации
.2 Методы и способы принятия решений
.3 Социально-психологический климат в коллективе
.4 Конфликты на предприятии и способы их урегулирования
Раздел 6. Анализ основных проблем и механизмов изыскания резервов в повышении эффективности управления предприятием
.1 Основные проблемы предприятия
.2 Повышение эффективности управления предприятием
Раздел 7. Информационная система управления
Заключение
Самооценка проделанной работы
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность прохождения производственной практики заключается в ее теоретическом и практическом значении. Теоретическое значение выражается в изучении и ознакомлении с документацией предприятия и нормативными актами, приказами.
Практическое значение выражается в закреплении теоретических знаний, приобретение практического опыта управления структурным подразделением предприятия, принятия решений и ответственности за эти решения, опыт общения с руководителем предприятия, начальниками отделов и их подчиненными.
Объектом исследования на производственной практике является Мурманское областное управление инкассации.
Предметом исследования является деятельность Мурманского областного управления инкассации.
Основными целями прохождения производственной практики являются:
-Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в институте.
-Приобретение практического опыта в организации управления.
-Отработка и закрепление методов, приемов и способов принятия управленческих решений.
Основными задачами в период прохождения производственной практики являются:
-Изучить современные формы и методы деятельности Мурманского областного управления инкассации.
-Приобретение навыков работы с нормативными и методическими материалами Мурманского областного управления инкассации.
-\Изучение особенностей работы подразделений, системы управления Мурманского областного управления инкассации.
-Приобрести навыки для решения задач, связанных с планированием и эффективным использованием ресурсов исследуемого предприятия.
-Изучить содержание работа, функциональные и должностные обязанности специалиста по кадрам.
Структура исследования предприятия состоит из введения, семи разделов и приложений, заключения, списка использованных источников.
Раздел 1. Исследование деятельности Мурманского областного управления инкассации
1.1 Характеристика деятельности предприятия
Управление, являясь филиалом Российского объединения инкассации (Росинкас) Центрального банка Российской Федерации (Банка России), выполняет особые уставные задачи по обеспечению деятельности ГУ Банка России по Мурманской области, связанные с денежным обращением в регионе.
Управление имеет Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года. (Приложение 1).
Управление инкассации предлагает клиентам следующие виды услуг:
-Перемещение денежной наличности между подразделениями кредитных организаций;
-Сопровождение сотрудников кредитных организаций при обслуживании банкоматов;
-Комплексное обслуживание банкоматов и депозитивных устройств без участия сотрудников коммерческих организаций;
-Доставка денежной наличности и других ценностей адресатам, расположенным в г.г. Москва и Санкт - Петербург;
-Сопровождение представителя клиента с ценностями;
-Охрана мест хранения ценностей;
-Инкассация торговой выручки клиентов с последующей сдачей денежной наличности в кредитные организации, либо другому получателю.
Стоимость услуг предоставляемых управлением определяется по методике, разработанной Российским объединением инкассации (Росинкас) Центрального банка Российской Федерации (Банка России).
Основой работы Мурманского областного управления инкассации является принцип индивидуального подхода к клиенту, что позволяет полностью удовлетворить его потребности в предоставляемых услугах.
Индивидуальный подход во взаимоотношениях с клиентом предусматривает активное сотрудничество и в обмене интересующей обе стороны информацией, которая является основой при принятии управленческих решений клиентами в своей деятельности.
.2 Взаимодействие со смежными структурами
Накопленный управлением практический опыт в обеспечении сохранности перевозимой денежной наличности при выполнении заданий Банка России оказался востребованным и со стороны коммерческих структур в условиях сложной криминогенной обстановки в области..
В настоящее время услугами управления пользуются практически все кредитные организации, многие предприятия различных форм собственности, предприниматели и бизнесмены.
Мурманское управление инкассации тесно сотрудничает с Главным Управлением Банка России по Мурманской области, Федеральным казначейством и со всеми кредитными организациями на территории Мурманской области.
Также Мурманское управление инкассации сотрудничает со всеми государственными структурами: МВД, ФСБ, МЧС, ИФНС, Пенсионным фондом, администрацией Мурманской области, администрацией города Мурманска и др.
Раздел 2. Изучение структуры управления инкассации
2.1 История создания
В России до 1917 года централизованная служба инкассации как таковая отсутствовала. С 1917 по 1939 годы сбор и сопровождение денежных ценностей осуществлялись силами ЧК-ОГПУ-НКВД. Приказом Госбанка СССР от 03.08.39 N 145 образован аппарат инкассации, на местах были созданы соответствующие подразделения в составе территориальных учреждений Госбанка СССР.
В 1982 году отдел инкассации Управления эмиссионно-кассовых операций Госбанка СССР был упразднен и слит с отделом кассовых операций. Однако в Российской республиканской конторе Госбанка СССР на такое объединение не пошли и сохранили самостоятельный отдел. На него была возложена функция совершенствования методики и организации работы службы инкассации. Вместе с тем, статус работников службы инкассации был достаточно низок - заработная плата и техническая оснащенность оставляли желать лучшего.
С созданием в 1987 году объединения инкассации Госбанка СССР положение стало меняться. В 1988 году организовано Российское республиканское управление инкассации.
В настоящее время Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) имеет свой Устав, который утвержден Председателем Банка России и зарегистрирован Московской регистрационной палатой 3 августа 1992 года и согласно ст. 83 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» входит в его централизованную систему.
.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия
Внешняя среда для организации состоит из отдельных людей, групп или учреждений, предоставляющих ей ресурсы, влияющих на то, как принимаются решения внутри организации, или являющихся потребителями результатов ее деятельности (продукции или услуг). Можно выделить следующие основные элементы внешней среды для современных организаций: клиенты/потребители продукции и услуг (рынки сбыта); поставщики (рынки ресурсов, в том числе рынок труда); конкуренты.
Рынок услуг инкассации в Мурманской области.
Анализ рынка услуг инкассации выявил жесткую конкуренцию. Некоторые банки создают свою систему инкассации. А по новому закону один банк имеет право предоставлять услуги по инкассации другому банку. Поэтому бизнесмен выбирает, где более низкие тарифы, стабильность и качество обслуживания.
Но, несмотря на наличие у большинства кредитных организаций лицензий на осуществление услуг инкассации, далеко не все банки предоставляют данные услуги. У некоторых кредитных организаций объем издержек на предоставление услуг инкассации превышает объем выручки.
Доминирующее положение на рынке инкассаторских услуг по-прежнему занимает Мурманское областное управление инкассации - объединение является практически эксклюзивным перевозчиком фондов Центробанка.
Клиенты Мурманского областного управления инкассации.
В настоящее время сотрудниками областного управления обслуживается более 250 предприятий и учреждений. Среди них Мурманской отделение Октябрьской железной дороги, Почта России, ряд банков, торговые точки Мурманской области.
Ценности клиентов, транспорт и сотрудники Мурманского управления застрахованы в английской компании «Ллойд». Если деньги пропали, их обязаны вернуть в течение 72 часов.
Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Анализ внутренней среды включает в себя исследование: кадровой политики, организационной структуры, маркетинговая деятельность, финансовый анализ.
В Мурманском областном управлении инкассации работает сто тридцать человек. Кадровую политику предприятия можно отнести к типу открытой, открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Организационная структура организации является линейно-функциональной. Реализация маркетинговой деятельности осуществляется с помощью связей с общественностью. Мурманское управление инкассации активно поддерживает отношения с СМИ г. Мурманска и области.
Раздел 3. Исследование организационной структуры управления
3.1 Структура управления
Организационная структура исследуемого предприятия представлена на рис. 3.1. (Приложение 2.).
Организационную структуру можно охарактеризовать как линейно-функциональную.
Линейно-функциональная организационная структура управления опирается на распределение полномочий и ответственности по функциям управления и порядок принятия решений по вертикали (начальник управления - начальник отдела - специалист), предусматривающие создание при линейных руководителях функциональных групп (отделов), формирующих проекты их решений. Руководители функциональных подразделений (производственного, планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии) организуют разработку проектов приказов и распоряжений, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями. При этом линейные руководители не подчинены руководителям функциональных отделов аппарата управления.
Преимущества подобной организации - это четкая система взаимосвязей, быстрота реакций на прямые приказания, согласованность действий исполнителей.
Недостатком является низкая оперативность на изменения условий внешней среды, поскольку при реализации сложных видов деятельности требуется большое число согласований, уточнений, консультаций со стороны руководства.
.2 Основные задачи и функции кадровой службы
Кадровая служба выполняет функции центра управления персоналом, повышение профессиональной и материальной удовлетворенности каждого сотрудника.
Кадровая служба выполняет следующие функции:
-работка планов комплектования кадров
-оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством РФ
-учет личного состава
-хранение и заполнение трудовых книжек, ведение документации по делопроизводству
-контроль за исполнением руководителями подразделений приказов и распоряжений по работе с личным составом
-изучение движения кадров, анализ текучести кадров, разработка мероприятий по ее устранению
-анализ деловых качеств специалистов организации с целью рационального использования кадров
-создание условий для повышения образовательного и квалификационного уровня специалистов
-работа по созданию резерва на выдвижение
-подготовка предложений по улучшению расстановки и использованию работников
-подготовка и систематизация материалов для аттестационной комиссии
-подготовка материалов для представления работников к поощрению и награждению
-организация контроля за состоянием трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка
-ведение всей отчетности по кадровым вопросам
Кадровая служба получает от других подразделений организации заявки на прием рабочих и специалистов, представления о поощрении, графики отпусков и т.п.
Кадровая служба направляет в подразделения: сведения о нарушителях трудовой дисциплины; копии приказов о приеме, перемещении внутри организации; увольнении работников; утверждении (изменении) правил внутреннего трудового распорядка; информацию, относящуюся к вопросам соблюдения трудовой дисциплины.
От бухгалтерии кадровая служба получает штатное расписание, расчеты потребности в рабочей силе, справки о заработной плате для оформления пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.
В свою очередь, кадровая служба представляет в бухгалтерию сведения о списочной численности работников, прогулах, текучести кадров, табель учета рабочего времени, приказы о приеме, переводе и увольнении, листы временной нетрудоспособности для оплаты, сведения об очередных отпусках работников и т.п.
Раздел 4. Кадровый потенциал и управление персоналом
4.1 Организация управления персоналом
Кадровая службы исследуемого предприятия состоит из одного человека - специалиста по кадрам.
Процесс отбора персонала включает в себя: просмотр и анализ резюме, телефонный отбор, собеседование с кандидатом.
Прием сотрудников осуществляется на основании Трудового Кодекса.
К кандидатам на должности инкассаторов и водителей инкассаторских машин предъявляют следующие обязательные требования: они должны обязательно отслужить в армии, не состоять на «плохом» учете в органах внутренних дел, быть здоровыми.
Каждому поступившему на работу определен испытательный срок - три месяца.
Причины для увольнения:
. Прогулы.
. Несоответствие работника занимаемой должности по своим деловым и личностным качествам.
. Употребление спиртных напитков в рабочее время.
. Регулярные нарушения дисциплины.
Адаптация новых сотрудников на предприятии происходит следующим образом: сотрудника представляют коллегам, показывают рабочее место, выдают все необходимые инструкции и знакомят с формальными правилами поведения в организации.
Система оплаты труда - повременная, т.е. заработная плата работника зависит от фактически отработанного времени и тарифной ставки, а не от количества выполненных работ.
Основные категории мотивов и стимулов, используемых в руководством Мурманского областного управления инкассацией для мотивирования сотрудников представлены в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Мотивы и стимулы
№ п/пОбозначение группыМотивы и стимулы1Материальное вознаграждениеЗаработная плата, премии2Социальное обеспечениеМедицинское и пенсионное страхование, социальные льготы, забота о детях и родственника3Моральное вознаграждениеГрамоты, устное поощрение, звания, хорошее отношение с коллегамиОбучение, повышение квалификацииКурсы по повышению квалификации4Оценка трудаУдовлетворенность трудом, уважение
Мурманское областное управление инкассации, как и другие предприятия, сталкивается с проблемой нехватки квалифицированных специалистов (особенно инкассаторов) с опытом работы, тратит большое количество финансовых ресурсов и времени на подготовку кадров. Организация подбора кадров характеризуется оперативным планом работы с персоналом на предприятии.
Раздел 5. Анализ системы методов управления в деятельности Мурманского областного управления инкассации
.1 Стиль управления в организации
Стиль управления в Мурманском областном управлении инкассации можно охарактеризовать как демократический. Это объясняется следующим. Коллективное обсуждение проектов и принятие решений под руководством высшего должностного лица и под его персональную ответственность - важнейшая черта демократического стиля.
Выработка управленческих решений осуществляется на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников. Демократичный руководитель при проведении деловых совещаний размещается, как правило, в середине групп, что позволяет создать непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации (рис.5.1).
Рис. 5.1.