Отчет по практике


Организация бухгалтерского учета на предприятии

МОЛДАВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ

Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»










ОТЧЕТ

о производственной практике

Место прохождения практики «Unisim-Soft» SRL














Кишинэу - 2011г.

Тема 1. Организация бухгалтерского учета на предприятии


Компания «Unisim-Soft» SRL образовалась 20 марта 2001 года, зарегистрирована решением Государственной Регистрационной Палаты при Министерстве Юстиции РМ по адресу: РМ, мун. Кишинев, ул. Алба Юлия 75Б.

Главный род деятельности компании «Unisim-Soft» SRL - разработка решений проблем автоматизации бухгалтерского учета. Для таких целей компания предлагает на рынке программные продукты, услуги для мониторинга ресурсов промышленных предприятий, автоматизации систем контроля доступа и автоматизации технологических процессов на производстве и в торговле.

«Unisim-Soft» SRL осуществляет свою деятельность на основании Устава Общества с ограниченной ответственностью «Unisim-Soft» SRL и других нормативных актов РМ.

Руководство деятельностью «Unisim-Soft» SRL осуществляется Директором (Павел Тухарь ), который несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета предприятия. В его обязанности также входит создание необходимых условий для правильного ведения бухгалтерского учета, своевременного составления и представления отчетов.

В обязанности главного бухгалтера входит обеспечение контроля и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, представление оперативной информации и составление финансовых отчетов в установленные сроки. Главный бухгалтер (Оксана Тухарь) несет ответственность за соблюдение методологических принципов организации бухгалтерского учета. Бухгалтер и руководитель предприятия подписывают документы, которые служат основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей, денежных средств, а также по расчетным, кредитным и финансовым обязательствам.

Бухгалтерский учет на предприятии ведется на базе автоматизированной системы бухгалтерского учета UNIVERSAL ACCOUNTING, версия SQL "SL".

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете, предприятие ведет учет согласно полной системе, предусматривающей:

применение Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного приказом Министерства финансов РМ № 174 от 25.12.1997.

составление финансовых отчетов в объеме и на основе типовых форм, предусмотренных НСБУ 5 «Представление финансовых отчетов» и НСБУ 7 «Отчет о движении денежных средств».

В ведении бухгалтерского учета предусматривается использование аналитических и синтетических ведомостей, журналов-ордеров, данные из которых переносятся в Главную книгу, являющуюся основанием для составления финансовых отчетов.


Тема 2. Учет нематериальных активов


Согласно НСБУ 13 «Учет нематериальных активов» нематериальные активы включают в себя:

1 организационные расходы

. гудвилл

. права, вытекающие из патентов, сертификатов и других охранных документов

.ноу-хау

. права, вытекающие из лицензионных договоров

. права, вытекающие из лицензий на право деятельности

. права пользования долгосрочных материальных активов

. прочие нематериальные активы

Нематериальные активы признаются в учете предприятия в том случае, если есть уверенность в получении экономической выгоды от их использования и если они могут быть достоверно оценены.

Поступление на предприятие «Unisim-Soft» SRL нематериальных активов произошло в результате их приобретения от юридических лиц. В таком случае нематериальные активы в учете оцениваются по первоначальной стоимости приобретения, а также включаются все затраты необходимые для обеспечения рабочего состояния нематериальных активов. Одновременно с поступлением этих активов определяется срок его полезного функционирования и рассчитывается ежемесячная сумма износа. По мере эксплуатации нематериального актива начисленные суммы амортизации относятся на статьи затрат или расходов. Эта информация отражается в универсальном отчете по каждому нематериальному активу в отдельности.

Компания «Unisim-Soft» SRL 27.11.2009г приобрела коммерческую марку UA, предназначенную для его дальнейшего использования в деятельности предприятия. Поскольку продукт не требовал установочных работ или дополнительных действий, он был сразу отражен на счете 111 «Нематериальные активы» следующей операцией:

Дт 111 «Нематериальные активы», субсчет 1117 «Коммерческая марка» 3388,00 леев

Дт 534 «Обязательства по расчетам с бюджетом», субсчет 5342 «Обязательства по налогу на добавленную стоимость» - 677,60 леев

Кт 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам», субсчет 5211 «Счета к оплате внутри страны» - 4065,60 леев

Согласно положениям Учетной политики «Unisim-Soft» SRL, амортизация нематериальных активов происходит по прямолинейному методу в течение срока полезного их использования.

Амортизация нематериальных активов начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого актива в бухгалтерском учете, и начисляется до полного погашения стоимости этого актива либо его выбытия с бухгалтерского учета, а прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого актива или его списания с бухгалтерского учета.

Расчет суммы амортизации осуществляется программой автоматически в следующем порядке: первоначальную стоимость нематериального актива делится количество месяцев полезного функционирования. К примеру стоимость приобретенного нематериального актива в момент проведения инвентаризации составляет 2540,20 леев. Срок его полезного функционирования - еще 2 года (24 месяца). Амортизация в месяц выходит: 2540,20/24 = 105,84 леев.

Амортизация нематериальных активов начисляется каждый месяц в ведомости начисления амортизации, которая является регистром синтетического учета по счету 113 «Амортизация нематериальных активов».

В конце отчетного периода начисленная амортизация относится к затратам или расходам. Это зависит от назначения использования нематериальных активов. Поэтому сумма начисленной амортизации программного обеспечения, которое используется в общих и административных целях, в декабре 2009 года предприятие «Unisim-Soft» SRL, отразило следующим образом:

Дт 713 «Общие и административные расходы», субсчет 7132 «Амортизация нематериальных активов» - 105,88 леев

Кт 113 «Амортизация нематериальных активов», субсчет 1137 «Программное обеспечение» - 105,88 леев [

Нематериальные активы выбывают из учета по следующим причинам: продажа, безвозмездная передача, передача в счет вклада в уставный капитал других организаций, прекращения срока действия патента, списание вследствие потери доходных средств.

Нематериальные активы списываются на основании актов передачи, актов на списание, протокола собрания акционеров и др.

В анализируемом периоде на предприятии «Unisim-Soft» SRL выбытия нематериальных активов не было.

Тема 3. Учет долгосрочных материальных активов


Согласно НСБУ 16 «Учет долгосрочных материальных активов», к долгосрочным материальным активам относятся активы, имеющие физическую натуральную форму, срок полезного функционирования более одного года, используемые в деятельности предприятия или находящиеся в процессе создания и не подлежащие продаже.

Состав долгосрочных материальных активов включает:

. незавершенные материальные активы,

.земельные участки,

.природные ресурсы,

. основные средства.

На анализируемом предприятии «Unisim-Soft» SRL в состав долгосрочных материальных активов входят только Основные средства. Они представляют собой, в основном, мебель, вычислительную технику, другую оргтехнику и прочие основные средства.

Поступление основных средств на предприятие «Unisim-Sofr» SRL происходит в результате их приобретения у юридических лиц. В случае, когда приобретаемый долгосрочный материальный актив начинает эксплуатироваться не сразу, а нуждается в дополнительных установочных или подготовительных действиях, он отражается на счете 121 «Незавершенные материальные активы», субсчет 1212 «Оборудование к установке». При вводе его в эксплуатацию долгосрочный материальный актив включается в состав основных средств и отражается на счете 123 «Основные средства». При этом составляется Акт приемки-передачи, подтверждающий факт ввода объекта в эксплуатацию, на основании чего в дальнейшем начисляется амортизация.

Долгосрочные материальные активы учитываются в балансе по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость основных средств включает в себя покупную стоимость и затраты, связанные с приобретением, а также затраты, необходимые для приведения объекта в рабочее состояние.

Предприятие «Unisim-Soft» SRL 20.07.2009г. приобрело основное средство (Dulap-pereti de colt) у юридического лица. Объект был введен в эксплуатацию в день его приобретения. На основании приходной налоговой накладной составляется следующая бухгалтерская запись:

Дт 123 «Основные средства», субсчет 123.3 «Компьютеры» - 5980 леев

Дт 534 «Обязательства по расчетам с бюджетом», субсчет 5342 «Обязательства по налогу на добавленную стоимость» - 1196 леев

Кт 521 «Обязательства по торговым счетам», субсчет 521.1 «Счета к оплате внутри страны» - 7176 леев

На предприятии «Unisim-Soft» SRL за анализируемый 2009 год счет 123 «Основные средства» корреспондировал только со счетом 521 «Счета к оплате внутри страны» на общую сумму = 548196,10 леев. Это отражено в регистре синтетического учета - анализ счета 123.

При вводе долгосрочного материального актива в эксплуатацию объект получает инвентарный номер на основании инвентарной карточки учета основных средств. Она отражает в себе следующую информацию: наименование объекта основных средств, инвентарный номер, место эксплуатации, первоначальная стоимость объекта, источник приобретения. Инвентарная карточка представляет собой регистр аналитического учета основного средства.

На предприятии «Unisim-Soft» SRL износ основных средств начисляется в конце каждого месяца, начиная со следующего месяца после того месяца, когда объект был введен в эксплуатацию. Согласно учетной политике, метод начисления износа прямолинейный. Срок службы и остаточная стоимость основных средств определяется в момент приобретения актива и отражения его в учете.

Начисленный износ определяется автоматически в программе в ведомости начисления износа. Сумма износа рассчитывается с следующем порядке: первоначальная стоимость приобретенного основного средства «AMD Athlon 64,1800Mhz» составляет 5980 леев, срок полезного функционирования было установлено предприятием в размере 27 месяцев, предполагаемая остаточная стоимость - 0 леев. Исходя из этого, ежемесячная сумма износа данного основного средства равна 5980 леев/27 месяцев = 219,77 леев.

Учет износа основных средств ведется на пассивном счете 124 «Износ основных средств» в соответствующем субсчете. А суммы начисленного износа относятся к затратам или расходам, что зависит от назначения использования соответствующих активов. На предприятии «Unisim-Soft» SRL износ основного средства «AMD Athlon 64,1800Mhz» относится на счет затрат 713 «Общие и административные расходы», субсчет 713.1 «Расходы на износ, ремонт и содержание основных средств общехозяйственного назначения». Это отражается в учете следующим образом:

Дт 713 «Общие и административные расходы», субсчет 7131 «Расходы на износ, ремонт и содержание основных средств общехозяйственного назначения» - 219,77 леев

Кт 124 «Износ основных средств», субсчет 1243 «Износ машин, оборудования и передаточных устройств» - 219,77 леев

Информация по начисленному износу основных средств за анализируемый 2009 год раскрывается в синтетических и аналитических регистрах Универсального отчета.

Когда основное средство выбывает из учета, обычно составляется «Акт на списание основных средств», а в случае списания транспортного средства необходимо составить «Акт ликвидации автотранспортного средства». Кроме того, прикладывается дефектная ведомость о причине списания.

Когда списывается основное средство на основе составленного Акта на списание основных средств составляется следующая бухгалтерская запись на сумму начисленного износа:

Дт 124 «Износ основных средств», субсчет 124.3 «Износ машин, оборудования и передаточных устройств»

Кт 123 «Основные средства», субсчет 123.3 «Машины, оборудование и передаточные устройства».


Тема 4. Учет товарно-материальных запасов


Согласно НСБУ 2 «Товарно-материальные запасы» на анализируемом предприятии в состав товарно-материальных запасов включаются:

материалы (сырье, топливо, основные материалы и прочие материалы);

малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

товары.

На предприятии «Unisim-Soft» SRL в состав материалов включены: сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, запасные части. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы включают объекты, стоимость которых не превышает установленный законодательством лимит для основных средств (3000 леев) или срок службы которых менее одного года.

Отражение поступления товарно-материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основе первичного сопроводительного документа, независимо от факта их оплаты.

Первичная стоимость, по которой оцениваются товарно-материальные запасы на предприятии, включает в себя покупную стоимость и необходимые сопроводительные расходы (доставка).

При приобретении лицензий от поставщика Oracle в бухгалтерском учете отражается следующая проводка:

Дт 211 «Материалы», субсчет 2117 «Oracle» - 17715,67 леев

Дт 534 «Обязательства по расчетам с бюджетом», субсчет 5342 «Обязательства по налогу на добавленную стоимость» - 3543,13 леев

Кт 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам», субсчет 5211 «Счета к оплате внутри страны» - 24258,80 леев.

Таким же образом отражается поступление других товарно-материальных ценностей.

Все операции, связанные с счетом 211 «Материалы» по каждому субконто, за анализируемый 2009 год можно пронаблюдать в аналитическом регистре. На основе аналитических регистров составляется синтетический регистр - анализ счета. Исходя из него, видно, что за 2009 год счет 211 «материалы» корреспондировал с счетом 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам» на общую сумму 294166,67 леев.

Согласно учетной политике на предприятии «Unisim-Soft» SRL товарно-материальные запасы учитываются по методу средневзвешенной стоимости. Согласно этому методу средневзвешенная стоимость единицы материала определяется ежемесячно и рассчитывается как отношение суммы общей стоимости начального остатка запасов и общей стоимости поступлений запасов к количеству начальных остатков запасов и поступивших запасов. Для этого используется формула расчета средневзвешенной стоимости: средневзвешенная себестоимость = (Начальный остаток запасов + Стоимость поступлений запасов)/ (Количество начальных остатков запасов + Количество поступивших запасов). Стоимость выбывших запасов = средневзвешенная себестоимость * Количество выбывших запасов.

Списание лицензий Oracle сопровождает заполнением путевого листа. В путевых листах указываются данные этой лицензии(марка, номерной знак, характеристики), цена, количество лицензий и сумма списываемых лицензий.

На основании путевого листа в бухгалтерском учете отражается следующая проводка:

Дт 713 ««Общие и административные расходы», субсчет 7139 «Прочие общие и административные расходы» - 17715,67 леев

Кт 211 «Материалы», субсчет 2117 «Oracle» - 17715,67 леев.

Согласно синтетическому регистру за анализируемый 2009 год было списано материалов на общую сумму = 311882,34 леев. При использовании комплектующих изделий в ходе производства списание отражается на счете 811 «Основное производство». Так, в 2010 году в бухгалтерском учете была отражена следующей операцией:

Дт 811 «Основное производство», субсчет 8111 «Прямые материальные затраты» - 294166,67 леев

Кт 211 «Материалы», субсчет 2112 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия» - 294166,67 леев.

Информация о движении материалов обобщается в аналитических регистрах, на основе чего составляются синтетические регистры.

Фактическое наличие материалов выявляется в результате проведения инвентаризации, что необходимо проделывать в конце каждого отчетного периода. В соответствии с «Положениями о порядке проведения инвентаризации» от 5 марта 2002 года, для проведения инвентаризации организуется инвентаризационная комиссия приказом руководителя предприятия. При проведении инвентаризации необходимо составить инвентаризационную опись с заключением от комиссии.

К первичным документам, используемым для учета МБП, относятся документы по их поступлению и выбытию: налоговые, товаротранспортные накладные, акты на списания и приложения к ним.

Поступление МБП на предприятие «Unisim-Soft» SRL имело место в результате их приобретения от местных и зарубежных поставщиков. На основании полученных накладных в учете отражаются следующие записи записи:

Дт 213 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», субсчет 2132 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в наличие» - 145324,16 леев

Дт 534 «Обязательства по расчетам с бюджетом», субсчет 5342 «Обязательства по налогу на добавленную стоимость» - 29064,83 леев

Кт 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам», субсчет 5211 «Счета к оплате внутри страны» - 174388,99 леев

За весь анализируемый 2009 год на предприятии «Unisim-Soft» SRL поступили МБП в стоимостном размере = 174388,99леев. Это видно из синтетического регистра Анализ счета 213.

При передаче МБП в эксплуатацию (или внутреннее перемещение) оформляется накладная на внутреннее перемещение, в которой указывается структурное подразделение и МОЛ, которое передаёт МБП, структурное подразделение и МОЛ, принимающее МБП, наименование и количество передаваемых объектов, их балансовая стоимость, подписи ответственных лиц и главного бухгалтера.

Если стоимость МБП, которую нужно передать в эксплуатацию, меньше ½ установленного законодательством лимита (3000 леев), то при этом стоимость МБП сразу списывается. Так, к примеру, в декабре 2010 года была отражена бухгалтерском учете следующая проводка:


Дт 713 «Общие и административные расходы», субсчет 7139 «Прочие общие и административные расходы» - 36,27 леев

Кт 213 «МБП», субсчет 213.1 «МБП в запасе» - 36,27 леев.

В случае, когда стоимость МБП превышает 1500 леев, при его перемещении в эксплуатацию согласно накладной на внутренне перемещение составляется бухгалтерская запись:

Дт 213 «МБП», субсчет 213.2 «МБП в эксплуатации» - 145324,16 леев

Кт 213 «МБП», субсчет 213.1 «МБП в запасе» - 145324,16 леев

При этом по переданным МБП, стоимость единицы которых превышает 1500 леев, при отпуске их со склада в эксплуатацию начисляется износ в размере 100% от их стоимости за минусом предполагаемой остаточной стоимости и составляется бухгалтерская запись:

Дт 713 «Общие и административные расходы», субсчет 7139 «Прочие общие и административные расходы» - 1702,50 леев

Кт 214 «Износ МБП» - 1702,50 леев

При выбытии МБП, находящихся в эксплуатации, на основании актов на списание МБП, в учете отражается списание ранее накопленного износа:

Дт 214 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов», субсчет 2141 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов» - 1702,50 леев

Кт 213 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», субсчет 2132 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации» - 1702,50 леев.

При выбытии МБП составляется Акт на списание. В нем содержится следующая информация: дата, структурное подразделение, наименование МБП, количество, цена, сумма, причина списания, ФИО, должности, подписи председателей и членов комиссии, дата. МБП, стоимость единицы которых не превышает 1500 лей, сразу были списаны на затраты. Списание МБП, стоимость единицы которых превышает лимит в 1500 лей, осуществляется за счет начисленного ранее износа по этим объектам. Составляется следующая бухгалтерская запись:

Дт 214 «Износ МБП» - 1702,50 леев

Кт 213 «МБП», субсчет 213.2 «МБП в эксплуатации» - 1702,50леев

В Бухгалтерском балансе стоимость МБП за вычетом начисленного износа отражается по статье 210 «МБП».

Для учета продукции, предназначенной для продажи, «Unisim-Soft» SRL, использует счет 217 «Товары», субсчет 2171 «Товары на складе». Рассмотрим хозяйственные операции, имевшие место в учете «Unisim-Soft» SRL, в декабре 2009 года.

Отражение фактической себестоимости выпущенной продукции:

Дт 217 «Продукция», субсчет 2171 «Товары на складе» - 13256,78 леев

Кт 811 «Основное производство», субсчет 8111 «Прямые материальные затраты» - 13256,78 леев.

На предприятии «Unisim-Soft» SRL продукция всегда реализуется прямо со склада, поэтому не имеют место операции перемещения. При реализации товара списание его себестоимости в учете отражается на счете 711 «Себестоимость продаж». Так, за анализируемый 2009 год были списаны товары, общая себестоимость которых = 166488,83 леев. В учете это отражается следующей записью:

Дт 711 «Себестоимость продаж», субсчет 7112 «Себестоимость проданных товаров» - 166488,83 леев

Кт 217 «Товар», субсчет 2161 «Товар на складе» - 166488,83 леев.

Информация о наличии и движении товаров в конце отчетного периода обобщается в Журнале-ордере по счету 217 «Товары».


Тема 5. Учет дебиторской задолженности


Бухгалтерский учет дебиторской задолженности регламентируется НСБУ 3 «Состав затрат и расходов», НСБУ 5 «Представление финансовых отчетов», НСБУ 17 «Учет аренды», НСБУ 18 «Доход».

На анализируемом предприятии в течение отчетного года в составе краткосрочной дебиторской задолженности были задействованы следующие счета: 221 «Краткосрочная дебиторская задолженность по торговым счетам», 224 «Краткосрочные авансы выданные», 227 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала», 225 «Краткосрочная дебиторская задолженность по расчету с бюджетом», 226 «НДС к возмещению».

Дебиторская задолженность по торговым счетам представляет собой дебиторскую задолженность, возникающую в результате несовпадения даты передачи покупателю прав собственности на проданный товар, продукцию и другие активы, а также на оказания услуг с датой их оплаты. В «Unisim-Soft» SRL краткосрочная дебиторская задолженность по торговым счетам появляется в результате продажи товаров или оказания услуг. При этом выписывается налоговая накладная, на основании которой в бухгалтерском учете отражается следующая запись (декабрь 2010 год):

Дт 221 «Краткосрочная дебиторская задолженность по торговым счетам», субсчет 2211 «Счета к получению внутри страны» - 25525,39 леев

Кт 611 «Доходы от продаж», субсчет 6111 «Доходы от реализации продукции» - 20420,31 леев

Кт 534 «Обязательства по расчетам с бюджетом», субсчет 5342 «Обязательства по налогу на добавленную стоимость» - 5105,08 леев.

Исходя из регистра синтетического учета (Анализ счета 221 «Краткосрочная дебиторская задолженность по торговым счетам», за анализируемый 2009 год имели место следующие операции на общие суммы:

реализация товаров и материалов на общую сумму:

Дт 221 «Краткосрочная дебиторская задолженность по торговым счетам», субсчет 2211 «Счета к получению внутри страны» - 25525,39 леев

Кт 611 «Доходы от продаж», субсчет 6111 «Доходы от реализации продукции» - 1057243,90 леев

Кт 612 «Другие операционные доходы», субсчет «Доходы от реализации других текущих активов» - 18800,75 леев

Кт 534 «Обязательства по расчетам с бюджетом», субсчет 5342 «Обязательства по налогу на добавленную стоимость» - 211448,78 леев

получение денежных средств в результате реализации товаров:

Дт 242 «Текущие счета в национальной валюте», субсчет 2421 «несвязанные денежные средства»- 884866,55 леев

Кт 221 «Краткосрочная дебиторская задолженность по торговым счетам», субсчет 2211 «Счета к получению внутри страны» - 884866,55 леев.

погашение полученных авансов в результате реализации товаров:

Дт 523 «Краткосрочные авансы полученные», субсчет 5231 «Краткосрочные авансы, полученные в стране» - 1421687.21 леев

Кт 221 «Краткосрочная дебиторская задолженность по торговым счетам», субсчет 2211 «Счета к получению внутри страны» - 1421687.21 леев.

На предприятии «Unisim-Soft» SRL также возникает дебиторская задолженность при выдаче авансов местным или зарубежным поставщикам для предстоящей поставки материальных ценностей или оказания услуг. В бухгалтерском учете это отражается следующей записью (2010 год):

Дт 224 «Краткосрочные авансы выданные», субсчет 2241 «Краткосрочные авансы, выданные в стране» - 20630,45 леев

Кт 242 «Текущие счета в национальной валюте», субсчет 2421 «несвязанные денежные средства» - 20630,45 леев.

Согласно синтетическому регистру учета за 2009 год общая сумма выданных авансов составила = 20630,45 леев.

А после фактического получения товара вместе с налоговой накладной в бухгалтерском учете отражается взаимозачет ранее выданного аванса и краткосрочных обязательств по торговым счетам (2010 год):

Дт 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам», субсчет «Счета к оплате внутри страны» - 7498,36 леев.

Кт 224 «Краткосрочные авансы выданные», субсчет 2241 «Краткосрочные авансы, выданные в стране» - 7498,36 леев.

Согласно синтетическому регистру учета за 2009 год общая сумма взаимозачетов составила = 7498,36 леев.

Для учета краткосрочной дебиторской задолженности персонала используется счет 227 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала».

В «Unisim-Soft» SRL краткосрочная дебиторская задолженность персонала возникает в связи с выдачей заработной платы авансом, с выдачей денежных средств под отчет и при осуществлении прочих операций.

Выдача авансов персоналу предприятия в подотчет денежных средств на основании расходных кассовых ордеров отражается записью:

Дт 227 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала», субсчет 2272 «Краткосрочная дебиторская задолженность подотчетных лиц»

Кт 241 «Касса», субсчет 2411 «Касса в национальной валюте»

В месяце начисления заработной платы персоналу, отражаются обязательства перед фондом социального страхования одновременно с дебиторской задолженностью персонала по пенсионным взносам, удержание которых отражается уже в том отчетном месяце, в котором имела место непосредственная выдача заработной платы. Так, в декабре 2009 года на «Unisim-Soft» SRL отражается запись:

Дт 227 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала», субсчет 2275 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала по прочим операциям»

Кт 533 «Обязательства по страхованию», субсчет 5332 «Обязательства по пенсионному фонду»

Погашение дебиторской задолженности персонала путем удержания из заработной платы в учете отражается записью:

Дт 531 «Обязательства персоналу по оплате труда», субсчет 5311 «Обязательства по оплате труда»

Кт 227 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала», субсчет 2275 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала по прочим операциям»

Согласно синтетическому регистру учета за 2009 год дебиторской задолженности перед персоналом не наблюдалось.


Тема 6. Учет денежных средств.


В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия возникают различные взаимоотношения с другими предприятиями и физическими лицами, для расчетов с которыми необходимы денежные средства. Они являются самыми ликвидными активами, которые могут находиться у предприятия в кассе на депозитных счетах, на текущих счетах в национальной и иностранной валютах.

Предприятие может иметь наличные средства в кассе для осуществления текущих расчетов. В «Unisim-Soft» SRL наличные денежные средства поступают в кассу с банковского счета для выдачи сотрудникам зарплаты, а также при возврате авансов, не использованных подотчетными лицами.

При поступлении денежных средств в кассу составляется приходный кассовый ордер, в котором указывается дата получения, сумма, от кого принято, корреспондирующий счет, субсчет, основание, приложение, подпись главного бухгалтера и кассира.

При выбытии денежных средств из кассы составляется расходный кассовый ордер, в котором указывается дата составления документа, сумма в цифрах и прописью, корреспондирующий счет, основание для выдачи наличных, кому выдаются наличные, подпись кассира, получателя, главного бухгалтера.

Вся информация о движении наличных денежных средств в кассе записывается в Кассовую книгу с приложением приходных и расходных кассовых ордеров, на основании которых составлена Кассовая книга за день. Кассовая книга заполняется в двух экземплярах, один служит отчетом кассира, а другой передается в бухгалтерию. Ответственность за информацию в кассовой книге несет бухгалтер и кассир.

Учет наличия денежных средств и операций по их движению ведется на активном счете 241 «Касса».

На предприятии «Unisim-Soft» SRL за весь 2009 год полученные денежные средства в кассу с текущего счета для последующей выдачи зарплаты работникам отражаются записью:

Дт 241 «Касса», субсчет 2411 «Касса в национальной валюте»

Кт 242 «Текущие счета в национальной валюте», субсчет 2421 «Несвязанные денежные средства»

Выбытие денежных средств из кассы отражается следующими бухгалтерскими записями. Выдача из кассы зарплаты работникам (за 2009 год):


Дт 531 «Обязательство персоналу по оплате труда», субсчет 5311 «Обязательство по оплате труда»

Кт 241 «Касса», субсчет 2411 «Касса в национальной валюте» - 86050,69 леев

В «Unisim-Soft» SRL открыты банковские счета как в национальной валюте, так и в иностранной валюте.

Предприятие для осуществления операций с банком по получению и выдачи денежных средств использует типовые банковские документы, заверенные подписями лиц, указанные в карточке с образцами подписей и оттиском печати.

Поступление денежных средств на текущий счет отражается записью по дебету счета 242 «Текущий счет в национальной валюте».

При поступлении денежных средств на расчетный счет от покупателей за проданный товар на основе банковской выписки в бухгалтерском учете отражается следующая запись:

Дт 242 «Текущие счета в национальной валюте», субсчет 2422 «Несвязанные денежные средства»

Кт 221 «Краткосрочная дебиторская задолженность по торговым счетам», субсчет 2211 «Счета к получению внутри страны»

При получении аванса на расчетный счет предприятия в бухгалтерском учете фиксируется следующая проводка:

Дт 242 «Текущие счета в национальной валюте», субсчет 2421 «Несвязанные денежные средства»

Кт 523 «Краткосрочные авансы полученные», субсчет 5231 «Краткосрочные авансы, полученные в стране».

Согласно синтетическому регистру учета за 2009 год общая сумма полученных авансов на расчетный счет составила = 680425,70 леев.

Выбытие денежных средств с текущих счетов в национальной валюте осуществляется в целях погашения обязательств поставщикам и подрядчикам «Unisim-Soft» SRL, перечисления налогов и сборов в государственный бюджет, прочих целях.

Так, перечисленные в декабре 2009 года отчисления в фонд социального страхования денежные средства, в учете были отражены:

Дт 533 «Обязательства по страхованию», субсчет 5331 «Обязательства Социальному фонду» - 6733,02 леев

Кт 242 «Текущие счета в национальной валюте», субсчет 2421 «Несвязанные денежные средства» - 6733,02 леев.

Согласно регистру синтетического учета за 2009 год общая сумма отчислений на погашение обязательств по страхованию составила = 10538,64 леев.

Перечисление денежных средств поставщикам и подрядчикам в счет предстоящих поставок, в учете отражается записью:

Дт 224 «Краткосрочные авансы выданные», субсчет 2241 «Краткосрочные авансы, выданные внутри страны» - 6733,02 леев

Кт 242 «Текущие счета в национальной валюте», субсчет 2421 «Несвязанные денежные средства» - 6733,02 леев.

Кроме этого предприятие «Unisim-Soft» SRL владеет банковскими счетами в иностранных валютах, таких как Доллар США и Евро. Аналитический учет данных банковских счетов ведется в разрезе субсчета 2431 «Валютные счета внутри страны».

Приобретение иностранной валюты для расчетов с поставщиками за рубежом отражается следующей проводкой:

Дт 243 «Текущие счета в иностранной валюте», субсчет 2431 «Валютные счета внутри страны» - 134724,81 леев (11227,07 долларов США)

Кт 242 «Текущие счета в национальной валюте», субсчет 2421 «Несвязанные денежные средства» - 134724,81 леев (11227,07 долларов США)

Приобретение товаров у иностранных поставщиков отражается записью:

Дт 224 «Краткосрочные авансы выданные», субсчет 2242 «Краткосрочные авансы, выданные за рубежом» - 1890,05 леев (157,50 долларов США).

Кт 243 «Текущие счета в иностранной валюте», субсчет 2431 «Валютные счета внутри страны» - 1890,05 леев (157,50 долларов США).

Согласно регистру синтетического учета за 2009 год общая сумма приобретенной иностранной валюты составила = 17715,67 леев. Общая сумма перечисленной иностранной валюты поставщикам также равна 17715,67леев.

Данные регистров счетов 241, 242, 243 в конце отчетного периода используются при составлении Отчета о движении денежных средств.


Тема 7. Учет собственного капитала


Собственный капитал - это совокупность собственных источников финансирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Он может быть представлен как остаточная величина в активах предприятия после вычета обязательств.

Собственный капитал «Unisim-Soft» SRL включает в себя уставный капитал, нераспределенную прибыль прошлых лет и чистую прибыль отчетного периода.

Уставный капитал является стоимостью вкладов учредителей предприятия в его имущество. Порядок формирования уставного капитала и его минимальная величина регламентируются законодательными актами Республики Молдова и учредительными документами предприятия (учредительным договором и уставом). Размер вкладов учредителей в уставный капитал предприятия при его создании определяется учредительными документами. Это могут быть как денежные средства, так и имущество и имущественные права (права пользования основными средствами, земельными участками, природными ресурсами и т.д.)

В бухгалтерском учете формирование уставного капитала предприятия отражается на основании учредительного договора, устава предприятия, свидетельства о государственной регистрации предприятия. Аналитический учет уставного капитала ведется раздельно по собственникам предприятия. Синтетический учет уставного капитала ведется по счету 311 «Уставный капитал», по кредиту которого отражается номинальная стоимость внесенных учредителями вкладов, а по дебету - уменьшение вкладов в уставный капитал. Бухгалтерские записи по счету 311 отражаются при формировании уставного капитала и в случае его изменения.

На сумму сформированного уставного капитала на предприятии «Unisim-Soft» SRL 20.03.2001г была составлена бухгалтерская запись:

Дт 313 «Неоплаченный капитал», субсчет 3131 «Неоплаченные капитал по неоплаченной учредителями доле» - 5400,00 леев

Кт 311 «Уставный капитал», субсчет 3111 «Уставный фонд» - 5400,00 леев

На эту же дату была составлена следующая бухгалтерская проводка:

Кт 242 «Текущие счета в национальной валюте», субсчет 2421 «Несвязанные денежные средства» - 5400,00 леев

Кт 313 «Неоплаченный капитал», субсчет 3131 «Неоплаченные капитал по неоплаченной учредителями доле» - 5400,00 леев

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) включает в себя: поправку результатов предыдущих периодов, нераспределенную прибыль прошлых лет, чистую прибыль отчетного периода.

Для обобщения информации о чистой прибыли текущего отчетного года предназначен пассивный счет 333 «Чистая прибыль отчетного периода». Предприятие «Unisim-Soft» SRL в 2009 году заработало чистую прибыль в размере 329010,51 леев, при этом в учете отражается бухгалтерская запись:

Дт 351 «Итоговый финансовый результат» - 329010,51 леев

Кт 333 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода», 3331 «Чистая прибыль отчетного периода» - 329010,51 леев.

Чистая прибыль текущего отчетного года списывается при реформации Бухгалтерского баланса на счет 332 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет» при реформации и в начале следующего отчетного года сальдо не имеет:

Дт 333 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода», 3331 «Чистая прибыль отчетного периода» - 329010,51 леев

Кт 332 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет», субсчет 3321 «Нераспределенная прибыль прошлых лет» - 329010,51 леев.

В конце каждого отчетного периода сумма чистой прибыли (убытка) отражается по стр. 150 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» Отчета о финансовых результатах и переносится по стр. 590 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» Бухгалтерского баланса.


Тема 8. Учет обязательств


Обязательства - это задолженность предприятия по расчетам с поставщиками за поставленную продукцию или оказанные услуги, с персоналом по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам, а также существуют и другие обязательства перед юридическими и физическими лицами.

Обязательства по торговым счетам могут быть выражены в национальной или в иностранной валюте. Это зависит от того, появляются ли они внутри страны или за рубежом. В «Unisim-Soft» SRL в 2009 году появились обязательства, как в национальной, так и в иностранной валюте.

В бухгалтерском учете обязательства признаются, если соблюдаются условия:

). есть точная уверенность, что в будущем произойдет отток активов в денежных средств или других собственных активов, ценность которых способна покрыть обязательства.

). сумма, в которой выражаются обязательства, может быть достоверно измерена.

Обязательства включают в себя сумму НДС и другие подлежащие уплате налоги и сборы. Они делятся в зависимости от экономического содержания на: финансовые, торговые, начисленные.

Торговые обязательства представляют собой задолженность предприятия перед поставщиками и подрядчиками за приобретенные активы, полученные авансы и оказанные услуги.

В «Unisim-Soft» SRL расчеты по обязательствам перед поставщиками осуществляются только безналичным путем.

В состав торговых обязательств на предприятии входят краткосрочные обязательства по торговым счетам и краткосрочные авансы полученные.

Например, предприятие «Unisim-Soft» SRL 03.12.2009 купило материалы, в результате чего имела место следующая операция:

Дт 211 «Материалы» - 677,50 леев

Дт 534 «Обязательства по расчетам с бюджетом» - 135,50 леев

Кт 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам» - 813,00 леев.

После образования краткосрочного обязательства по торговым счетам на основе приходной накладной, был отражен взаимозачет с ранее выплаченным поставщику краткосрочным авансом.

Информация о движении материалов обобщается в аналитических регистрах, на основе чего составляются синтетические регистры. Согласно анализу счета 211, общее поступление материалов от поставщиков за анализируемый 2009 год составило на сумму = 311882,34 леев.

Отражение полученных краткосрочных обязательств видно при получении авансов по контрактам. За весь анализируемый 2009 года предприятие получило авансы на общую сумму = 19768,00 леев. А реализация товаров за полученные авансы в 2009 и 2008 годах за отчетный период произошла на общую сумму = 336552,62 леев. Это видно из регистра синтетического учета - анализа счет 523.

при получении авансов составляется следующая проводка в учете:

Дт 242 «Текущие счета в национальной валюте», субсчет 2422 «Несвязанные денежные средства» - 335419,04 леев

Кт 523 «Краткосрочные авансы полученные», субсчет 5231 «Краткосрочные авансы, полученные в стране» - 335419,04 леев

после поставки товара в бухгалтерском учете отражается взаимозачет с краткосрочной дебиторской задолженностью:

Дт 523 «Краткосрочные авансы полученные», субсчет 5231 «Краткосрочные авансы, полученные в стране» - 1133,58 леев

Кт 221 «Краткосрочная дебиторская задолженность по торговым счетам», субсчет 2211 «Счета к получению внутри страны» - 1133,58 леев.

Начисленные обязательства представляют собой обязательства персоналу по оплате труда, обязательства персоналу по прочим операциям, обязательства по страхованию, обязательства по расчетам с бюджетом, предстоящие обязательства, прочие краткосрочные обязательства.

Начисленные суммы заработной платы работникам предприятия отражаются на счетах тех затрат и расходов, к которым относятся. Начисления заработной платы персонала на предприятии «Unisim-Soft» SRL отражается проводкой:

Дт 713 «Общие административные расходы», субсчет 7133 «Расходы по содержанию административного и хозяйственного персонала» - 8300,00 леев

Кт 531 «Обязательства персоналу по оплате труда», субсчет 5311 «Обязательства по оплате труда» - 8300,00 леев.

Из начисленной заработной платы персоналу удерживается:

подоходный налог по Кт 534 «Обязательство по расчетам с бюджетом», субсчет 5347 «Обязательство по подоходному налогу с физических лиц»;

взносы в пенсионный фонд по Кт 227 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала», субсчет 2275 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала по прочим операциям»;

медицинское страхование по КТ «Обязательства по страхованию», субсчет «Обязательства по медицинскому страхованию».

После этого отражается операция выдачи заработной платы. Так, к примеру, в марте была выдана начисленная заработная плата персоналу «Unisim-Soft» SRL в размере 5849,49 леев [приложение №20]. Это отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Дт 531 «Обязательства персоналу по оплате труда», субсчет 5311 «Обязательства по оплате труда» - 5849,49 леев

Кт 241 «Касса», субсчет «Касса в национальной валюте» - 5849,49 леев

Согласно регистру синтетического учета за 2009 год общая сумма выданной заработной платы составила = 25743,88 леев.

Одновременно с начислением обязательств по заработной плате, в учете отражается отчисления на социальное страхование в размере 23 % от начисленной оплаты труда:

Дт 713 «Общие и административные расходы», субсчет 7131 «Расходы по социальному страхованию» - 1909,00 леев

Кт 533 «Обязательства по страхованию», субсчет 5331 «Обязательства Социальному фонду» - 1909,00 леев,

Обязательства перед фондом социального страхования погашаются путем перечисления денежных средств с текущих счетов в национальной валюте общества:

Дт 533 «Обязательства по страхованию», субсчет 5331 «Обязательства Социальному фонду» - 6733,02 леев

Кт 242 «Текущие счета в национальной валюте», субсчет 2422 «Несвязанные денежные средства» - 6733,02 леев

Кроме перечисленных выше обязательств, у предприятий возникают различные обязательства перед государственным бюджетом. Эти обязательства отражаются на счете 534 «Обязательства по расчетам с бюджетом». Среди них числятся: 5341 «Обязательства по подоходному налогу с юридических лиц», 5342 «Обязательства по налогу на добавленную стоимость», 5343 «Обязательства по подоходному налогу, удержанному у источника выплаты», 5344 «Обязательства по земельному налогу», 5345 «Обязательства по налогу на недвижимое имущество», 5346 «Обязательства по налогу за использование природных ресурсов», 5347 «Обязательства по подоходному налогу с физических лиц», 5348 «Обязательства по другим налогам и сборам», 5349 «Экономические санкции».

При продаже товаров на основе отписанных налоговых накладных начисляется обязательство по НДС следующей проводкой:

Дт 221 «Краткосрочная дебиторская задолженность по торговым счетам», субсчет 2211 «Счета к получению внутри страны» - 281075,90 леев

Кт 534 «Обязательства по расчетам с бюджетом», субсчет 5342 «Обязательства по НДС» - 281075,90 леев

Согласно регистру синтетического учета за 2009 год общая сумма начисленных обязательств по НДС составила = 281075,90.

Уменьшение обязательств по НДС перед бюджетом отражается:

Дт 534 «Обязательства по расчетам с бюджетом», субсчет 5342 «Обязательства по НДС» - 66631,40 леев

Кт 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам», субсчет 5211 «Счета к оплате внутри страны» - 66631,40 леев

Субсчет 5348 «Обязательства по другим налогам и сборам» используется для отражения информации по следующим сборам: сбор за благоустройство территории, сбор за использование дорог, сбор за размещение объектов торговли.

Начисленные суммы сборов за 2009 год, относящиеся к общим и административным расходам, отражаются записью:

Дт 713 «Общие и административные расходы», субсчет 7139 «Общие и административные расходы управленческого отдела»- 41,65 леев

Кт 534 «Обязательства по расчетам с бюджетом», субсчет 5348 «Обязательства по другим налогам и сборам» - 41,65 леев

Прочих краткосрочных обязательств, которые отражаются на счете 5349, на предприятии «Unisim-Soft» SRL за отчетный период не было.

В конце отчетного периода данные синтетических регистров переносятся в Главную книгу, а после их сверки - в Бухгалтерский баланс.

Тема 9. Учет затрат и расходов


В соответствии с НСБУ 3 «Состав затрат и расходов предприятия» и с положениями Концептуальных основ подготовки и представления финансовых отчетов определяется состав затрат и расходов, а также порядок их признания и изменения. Затраты представляют собой использованные ресурсы для изготовления продукции и оказания услуг с целью получения дохода. Затраты классифицируются на связанные с основной деятельностью, со вспомогательной деятельностью, и косвенные производственные затраты.

Согласно НСБУ 3 «Состав затрат и расходов предприятия» для учета затрат и расходов на предприятии «Unisim-Soft» SRL используются следующие счета:

«Себестоимость продаж»;

«Коммерческие расходы»;

«Общие и административные расходы»;

«Расходы финансовой деятельности»;

«Основное производство»;

Обобщение информации о затратах на производство продукции, на оказание услуг и для определения их фактической себестоимости предназначен счет 811 «Основное производство». На предприятии «Unisim-Soft» SRL в ходе хозяйственных операций отражается списание сырья и материалов на производство товаров следующим образом:

Дт 811 «Основное производство», субсчет 8111 «Прямые материальные затраты» - 17715,67 леев

Кт 211 «Материалы», субсчет 2111 «Сырье и основные материалы» - 17715,67 леев

На счет 811 «Основное производство», субсчет 8112 «Прямые затраты труда» относятся затраты, связанные с обязательством персоналу по оплате труда (5311 счет). На счет 811, субсчет 8113 «Отчисления на социальное страхование и обеспечение» относятся затраты, связанные с обязательством по Социальному фонду (5331), мед. страхованием (5333)

Услуги, полученные от третьих лиц и относящиеся к также производству, отражаются в учете записью:

Дт 811 «Основное производство», субсчет 8111 «Прямые материальные затраты»

Кт 539 «Прочие краткосрочные обязательства», субсчет 5393 «Краткосрочные обязательства поставщикам услуг»

В итоге фактическая себестоимость готового товара отражается в бухгалтерском учете «Unisim-Soft» SRL следующей записью:

Дт 217 «Товары», субсчет 2171 «Товары на складе» - 13256,78 леев

Кт 811«Основное производство», субсчет 8111 «Прямые материальные затраты» - 13256,78 леев

Перенесение остатка незавершенного производства на конец отчетного периода должно отражаться следующей проводкой:

Дт 215 «Незавершенное производство», субсчет 2151 «Незавершенное производство продукции» или субсчет 2152 «Незавершенное производство услуг»

Кт 811 «Основное производство»

Расходы представляют собой уменьшение будущих экономических выгод предприятия в процессе осуществления его финансово-хозяйственной деятельности. В зависимости от направления подразделяются на три группы:

- расходы операционной деятельности;

расходы неоперационной деятельности ;

расходы по подоходному налогу.

В состав расходов операционной деятельности включаются издержки, связанные с осуществлением основной деятельности предприятия. К ним относятся: себестоимость продаж, коммерческие расходы, общие и административные расходы, другие операционные расходы.

При реализации товара в бухгалтерском учете отражается следующая проводка по списанию себестоимости продаж на 711 счет:

Дт 711 «Себестоимость продаж», субсчет 7112 «Себестоимость реализованной продукции» - 31023,95 леев

Кт 216 «Готовая продукция», субсчет 2161 «Программное обеспечение» - 31023,95 леев.

Так общая списанная себестоимость товаров за 2009 год на предприятии «Unisim-Soft» SRL составила 792655,01. Это видно из регистра синтетического учета - анализа счет 711.

В конце отчетного периода сумма накопленных расходов списывается на итоговый финансовый результат бухгалтерской записью:

Дт 351 «Итоговый финансовый результат» - 792655,01 леев

Кт 711 «Себестоимость продаж» - 792655,01 леев

В течение отчетного периода общие и административные расходы накапливаются нарастающим итогом с начала года на дебете счета 713 «Общие и административные расходы», к которому открыты следующие субсчета: 7131 «Расходы на износ, ремонт и содержание основных средств», 7132 «Расходы на амортизацию нематериальных активов», 7133 «Расходы по содержанию административного и хозяйственного персонала», 7134 «Налоги, сборы и платежи, за исключением подоходного налога», 7138 «Командировочные расходы», 7139 «Прочие общие административные расходы».

Рассмотрим операции по отражению общих и административных расходов управленческого отдела анализируемого предприятия:

отражение износа основных средств на конец отчетного периода 2009 года:

Дт 713 «Общие и административные расходы», субсчет 7131 «Расходы на износ, ремонт и содержание основных средств» - 2760,94 леев

Кт 124 «Износ основных средств», субсчет 1243 «Износ машин, оборудований», субсчет 1246 «Износ прочих основных средств» - 72,32 леев.

отражение амортизации нематериальных активов на конец отчетного периода 2009 года:

Дт 713 «Общие и административные расходы», субсчет 7132 «Расходы на амортизацию нематериальных активов» - 307,13 леев

Кт 124 «Износ основных средств», субсчет 1243 «Износ машин, оборудований», субсчет 1246 «Износ прочих основных средств» - 307,13 леев.

отражение расходов по содержанию административного и хозяйственного персонала на конец отчетного периода 2009 года:

Дт 713 «Общие и административные расходы», субсчет 7133 «Расходы по содержанию административного и хозяйственного персонала» - 8300,00 леев

Кт 531 «Обязательства персоналу по оплате труда», субсчет 5311 «Обязательства по оплате труда» - 8300,00 леев.

На предприятии «Unisim-Soft» SRL за 2009 год на счете 7134 «Налоги, сборы и платежи, за исключением подоходного налога» не были отражены другие налоги на благоустройство территории.

На субсчете 7139 «Прочие общие административные расходы» в течение отчетного периода отражались прочие расходы (банковские услуги, интернет, телефон).

В «Unisim-Soft» SRL возникают также неоперационные расходы - расходы финансовой деятельности, которые возникают по курсовым валютным разницам. Синтетический учет расходов финансовой деятельности ведется на счете 722 «Расходы финансовой деятельности», субсчете 7223 «Расходы по курсовым валютным разницам».

На анализируемом предприятии за отчетный период общие расходы по курсовым валютным разницам составили 2517,33 леев.

По окончании отчетного года накопленные суммы расходов финансовой деятельности также закрываются путем списания их дебетовых оборотов на финансовый результат. При этом составляется бухгалтерская запись:

Дт 351 «Итоговый финансовый результат»

Кт 722 «Расходы финансовой деятельности», субсчет 7223 «Расходы по курсовым валютным разницам»

Регистрами синтетического учета расходов являются оборотно сальдовая ведомость по соответствующим счетам 7-го класса и анализы счетов. Регистрами аналитического учета является универсальный отчет. В конце отчетного периода данные синтетических регистров переносятся в Главную книгу, а после их сверки - в Бухгалтерский баланс.


Тема 10. Учет доходов


Порядок измерения и критерии признания доходов регламентируются Концептуальными основами подготовки и представления финансовых отчетов и НСБУ 18 «Доход».

Признание доходов осуществляется на основе метода начисления в том отчетном периоде, в котором они были заработаны, независимо от фактического момента поступления денежных средств или другой формы компенсации.

В зависимости от источников поступления доходы подразделяются на две группы:

доходы от операционной деятельности;

доходы от неоперационной деятельности.

Для учета доходов на предприятии «Unisim-Soft» SRL согласно НСБУ 18 «Доходы» используются следующие счета:

«Доходы от продаж»;

«Другие операционные доходы»;

«Доходы от финансовой деятельности».

К счету 611 «Доходы от продаж» в учете «Unisim-Soft» SRL открыты следующие субсчета: 6112 «Доходы от реализации товаров», 6113 «Доходы от оказания услуг».

Признание и оценка доходов осуществляется в соответствии с основополагающими принципами бухгалтерского учета: начисления, осмотрительности, соответствия и непогашения.

Отражение доходов от реализации товаров и оказания услуг за весь 2009 год отражались в бухгалтерском учете следующим образом:

Дт 221 «Краткосрочная дебиторская задолженность по торговым счетам», субсчет 2211 ««Счета к получению внутри страны» - 469463,03 леев

Кт 611 «Доходы от продаж», субсчет 6112 «Доходы от реализации товаров», субсчет 6113 «Доходы от оказания услуг» - 469463,03 леев.

В конце отчетного периода данная сумма отражается на финансовом результате следующим образом:

Дт 611 «Доходы от продаж» - 469463,03 леев

Кт 351 «Итоговый финансовый результат» - 469463,03 леев

Учет прочих операционных доходов предприятия «Unisim-Soft» SRL ведется на счете 612 «Другие операционные доходы», на субсчете 6126 «Доход от реализации других текущих активов». Общая сумма таких доходов за 2009 год, согласно регистрам синтетического учета, составила 43435,12 леев. На конец отчетного периода эта сумма аналогично была отнесена на итоговый финансовый результат.

Доходы от неоперационной деятельности представлены доходами от инвестиционной и финансовой деятельности. На анализируемом предприятии имеются только доходы финансовой деятельности, представляющие собой положительные курсовые разницы. Они отражаются на субсчете 6223 «Доходы от курсовых валютных разниц».

На анализируемом предприятии за отчетный период общие доходы по курсовым валютным разницам составили 446,55 леев.

По окончании отчетного года накопленные суммы доходов от финансовой деятельности также закрываются путем отражения их дебетовых оборотов на финансовый результат. При этом составляется бухгалтерская запись:

Дт 622 «Доходы от финансовой деятельности» - 446,55 леев

Кт 351 «Итоговый финансовый результат» - 446,55 леев

В конце каждого отчетного периода кредитовые обороты по счетам доходов исчисленные нарастающим итогом с начала года, отражаются в Отчете о прибылях и убытках.

Регистрами аналитического учета являются карточка счетов 6-го класса. Регистрами синтетического учета расходов являются оборотно-сальдовая ведомость по соответствующим счетам 6-го класса и анализы счетов. В конце отчетного периода данные синтетических регистров переносятся в Главную книгу, а после их сверки - в Бухгалтерский баланс.


Тема 11. Финансовые отчёты предприятия


Финансовый отчет представляет собой упорядоченную систему обобщенных финансовых показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности за соответствующий отчетный период.

При составлении финансовых отчетов должны соблюдаться все допущения и основополагающие принципы бухгалтерского учета, которые предусмотрены Концептуальными основами подготовки и представления финансовых отчетов и НСБУ 5 «Представление финансовых отчетов» и включают: начисление, непрерывность, объективное представление, сопоставимость.

Состав, содержание, порядок составления и предоставления финансовых отчетов определены Законом о бухгалтерском учете, Концептуальными основами подготовки и предоставления финансовых отчетов, НСБУ 5 «Предоставление финансовых отчетов» и другими НСБУ и комментариями по их применению.

Период отчетного финансового года предприятия «Unisim-Soft» SRL начинается 1 января и заканчивается 31 декабря календарного года.

Сроки предоставления финансовых отчетов установлены статьей 49 Закона о бухгалтерском учете, согласно которой хозяйствующие субъекты обязаны предоставить пользователям:

квартальный финансовый отчет - в срок с 15 по 25 число месяца, следующего за отчетным кварталом;

годовые финансовые отчеты - с 25 января по 31 марта после отчетного года.

Ответственность за достоверность, полноту и своевременность предоставления финансовых отчетов несет руководитель предприятия.

На предприятии «Unisim-Soft» SRL составляются ежемесячные, квартальные и годовые финансовые отчеты и налоговые отчеты. Ежемесячно сдаются: Декларация по НДС, приложение к декларации по НДС, отчет о сумме выплаченного дохода и о подоходном налоге, удержанном из этого дохода. В состав квартального отчета входят: отчет об исчислении суммы взносов обязательного медицинского страхования, отчет по сбору за объекты торговли и объекты по оказанию социальных услуг, отчет по сбору на благоустройство территории, Декларация о начислении и использовании взносов обязательного государственного социального страхования. Годовой финансовый отчет включает: отчет о движении собственного капитала, приложение к бухгалтерскому балансу, приложение к отчету о финансовых результатах.

Перед тем, как составить финансовые отчеты на предприятии проводятся подготовительные работы, которые заключаются в проверке своевременности, полноты и объективности данных, отражаемых в отчетных формах. Определяются остатки по счетам 1-5 классов, сверяют их с данными аналитического учета. Закрываются счета учета доходов и расходов 6-7 классов в конце отчетного года путем списания накопленных сумм на счет 351 «Итоговый финансовый результат». После списания доходов и расходов определяется финансовый результат - учетная прибыль или убыток отчетного года.

Полученный результат является учетным доходом предприятия, который переносится в Декларацию о подоходном налоге лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, для определения налогооблагаемого дохода.

Поскольку в 2009 году ставка подоходного налога составляла 0%, то расходов по подоходному налогу не было. Поэтому сальдо счета 351 «Итоговый финансовый результат» является чистым финансовым результатом отчетного периода, который переносится на счет 333 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода». По результатам 2009 года «Unisim-Soft» SRL была получена прибыль, которая была в учете отражена следующей бухгалтерской записью:

Дт 351 «Итоговый финансовый результат» - 329010,51 леев

Кт 333 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» - 329010,51 леев

Перед тем, как составить финансовую отчетность, необходимо провести полную инвентаризацию на предприятии, а затем отразить её результаты в бухгалтерском учете.

Согласно Закону о бухгалтерском учете полная инвентаризация активов и пассивов должна проводиться один раз в год с целью проверки и приведения данных учета в соответствии с фактическим наличием средств предприятия. Как правило, инвентаризация основных средств, товарно-материальных запасов и денежных средств проводится по местам их нахождения и по материально ответственным лицам путем записи их в инвентарной описи. Полученные в результате процесса инвентаризации данные в инвентарной описи должны быть сопоставлены с данными сальдовых ведомостей для выявления отклонений.

финансовый отчет амортизация денежный

Заключение


При прохождении практики на предприятии «Unisim-Soft» SRL основными целями являлись следующие аспекты:

). приобрести опыт по составлению первичных бухгалтерских документов;

). развить умение обрабатывать бухгалтерские данные всех разделов учета с помощью автоматизированной программы Universal Accounting SL;

). улучшить своё профессиональное мышление;

). \собрать все необходимые документы и полезную информацию для написания отчета по производственной практике и для последующей дипломной работы;

) убедиться в своей способности работать в качестве бухгалтера.

Отведенного времени на прохождение практики было достаточно, чтобы понять организационную структуру предприятия и его специфический род деятельности, изучить нормативные акты, которыми руководствуется бухгалтерский отдел, пронаблюдать за процессом отражения в учете операций, их обработки, составления итоговых финансовых отчетов и их представления.

Прохождение практики дало возможность применить в деле свои теоретические знания, накопленные за несколько лет обучения бухгалтерских дисциплин. А также этот опыт очень важен для углубления и закрепления изученного материала.

При написании каждой темы, относящейся к каждому бухгалтерскому разделу, были отражены все применяемые на предприятии методики, различные нюансы, характерные для его вида деятельности. При этом были приведены примеры бухгалтерских проводок с реальными цифрами и ссылками на приложенную документацию, что подтверждает теоретическую часть. В каждой теме имеется перечень документов, используемых на предприятии для учета и управления соответствующими активами и пассивами.

Бухгалтерский учет на анализируемом предприятии ведется на должном уровне. Однако среди недостатков было замечено следующее:

). нехватка кадров в бухгалтерском отделе, которые занимались бы тщательной проверкой, обработкой и анализом данных;

). несвоевременное отражение операций, что может привести к неправильному принятию решений в нужный момент;

Исходя из этого, для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо осуществить следующее:

). отражать бухгалтерские операции на момент их происхождения, что позволит быстрее получать необходимые данные в управленческом учете.

) составлять прогнозы деятельности, отражая затраты, рентабельность и планируемые доходы;

). основательно заниматься логистикой с целью уменьшения издержек, которые впоследствии отражаются на себестоимости услуг и товаров, а также с целью сократить лишние расходы;

). своевременно составлять анализы результатов сделок для скорейшего принятия верных решений в процессе хозяйственной деятельности;

). внедрить гибкую систему ценообразования;

). периодически повышать квалификацию работников предприятия и стимулировать их труд.

Составленный отчет отражает сущность и основные принципы ведения бухгалтерского учета конкретного предприятия. Такой практический пример и его анализ дает очень ценную подготовку студентам к дальнейшей деятельности в качестве бухгалтера.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.