Введение
С 27 июня по 31 июля я проходила первую производственную практику в Сибайском филиале открытого акционерного общества (ОАО) «Башкирнефтепродукта». Целью данной практики являлось: закрепление теоретических знаний в области автозаправочных станций, а также сбор материала для написания курсового проекта на данную тему.
Филиалы ОАО «Башкирнефтепродукт» состоят из сети автозаправочных станций и нефтебаз. Нефтебазы ОАО «Башкирнефтепродукт» имеют свой резервуарный парк и способны осуществлять прием нефтепродуктов от Уфимских нефтеперерабатывающих заводов различными видами транспорта:
Железнодорожным. ОАО «Башкирнефтепродукт» имеет свои собственные железнодорожные цистерны для осуществления своевременного пополнения резервуаров нефтебаз.
Трубопроводным. Доставка нефтепродукта осуществляется по трубопроводу непосредственно с Уфимских нефтеперерабатывающих заводов.
Автомобильным. ОАО «Башкирнефтепродукт» имеет свой автотранспортный парк, позволяющий в кратчайшие сроки доставить нефтепродукт.
Филиалы и их участки ОАО «Башкирнефтепродукт» оборудованы системами технологических трубопроводов, железнодорожными и автомобильными эстакадами, позволяющими обеспечить прием и реализацию нефтепродуктов с сохранением качества и сроков сливоналивных операций.
Всего данное открытое акционерное общество насчитывает 20 филиалов по всей республике.
В настоящее время в ОАО «Башкирнефтепродукт» Сибайском филиале обслуживается 23 автозаправочных станции, на одной из которых я прошла первую производственную практику.
Практику я проходила на одной из входящих в данный филиал заправочных станций, а именно на АЗС № 68.
Походу практики я попыталась разобраться в вопросах устройства автозаправочных станций, входящего оборудования, различных необходимых емкостей, а также рассмотреть краткую историю предприятия «Башкирнефтепродукт».
1. Краткая история компании
Создание карбюраторного двигателя внутреннего сгорания в 1880-1886 годах, развитие автомобильного транспорта, а затем, с начала ХХ века, и авиации, коренным образом повысили ценность горюче-смазочных материалов. Развитие автомобилестроения и авиации шло столь стремительно, что вскоре первичная перегонка нефти уже не могла покрыть резко возросшие потребности в бензине. Надо было искать новые пути производства горючего для моторов. Создание новых технологических процессов, нефтеперерабатывающего оборудования обусловило неограниченные возможности производства бензина. Вместе с автомобилем бензин прочно и широко вошел в быт и жизнь человека. В конце XIX столетия началось развитие нефтебазового хозяйства Башкортостана. В 1895 году был построен первый нефтесклад в селе Кушнаренково. В январе 1901 года Товарищество нефтяного производства «Братья Нобель» заключило с Уфимской городской управой контракт на аренду земли под склады товаров, керосина, нефти и устройства пристаней. Таким образом, образовался Уфимский склад Товарищества нефтяного производства «Братья Нобель», что явилось рождением Уфимского филиала. А к началу 1913 года на территории республики эксплуатировалось уже семь нефтескладов: Уфимский, Кушнаренковский, Николо-Березовский, Бирский, Сахаевский, Караидельский и Давлекановский. За период с 1929 по 1935 годы в Башкирии было построено еще шесть нефтебаз: Белебеевская, Благоварская, Дюртюлинская, Сулеинская, Туймазинская и Чишминская.
Открытие Ишимбайского месторождения нефти, а затем и других месторождений «черного золота» стало могучим ускорителем развития науки и культуры, оказало сильное воздействие на научно-технический прогресс в республике.
Быстрое развитие своей нефтеперерабатывающей промышленности остро поставило вопрос бесперебойного обеспечения нефтепродуктами народного хозяйства республики, а также отгрузки нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов в другие регионы страны. Для решение этих проблем в декабре 1935 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР была создана Башкирская республиканская контора "Союзнефть", которая за последующие пять лет построила ещё шесть нефтебаз: Алагуватскую, Аксеновскую, Иглинскую, Мурсалимкинскую, Янаульскую и Стерлитамакскую.
На основании постановления Совнаркома Союза ССР №1292 от 09.05.1941 года контора «Союзнефть» была переименована в Башкирскую республиканскую контору Главнефтесбыта при Совете Народных комиссаров Союза ССР.
Начало Великой Отечественной войны. Как и все народное хозяйство и весь советский народ, Республиканская контора и ее коллектив перешли на режим работы военного времени. Бесперебойные поставки на фронт топлива и горюче-смазочных материалов стали весомым вкладом в победу советского народа над фашизмом.
В марте 1946 года республиканская контора стала называться Башкирским управлением Главнефтеснаба при Совете Министров РСФСР. С 1951 года вновь началось активное строительство нефтебазового хозяйства. До 1955 года было построено пять нефтебаз, в том числе на целинных и залежных землях Башкирии: Сибайская, Мелеузовская, Карламанская и др.
Начиная с 1960 года функции Главнефтеснаба значительно расширились. Так по решению Совета Министров СССР в 1959 году системе нефтеснабжения были переданы все автозаправочные станции (АЗС) общего пользования. По существу, это были не заправочные станции, а заправочные пункты с ограниченным ассортиментом нефтепродуктов, с одной-двумя колонками очень низкой пропускной способности.
С 1960 года АЗС начинают строить по новым типовым проектам на 500, 750, 1000, 1500 заправок автомобилей в сутки. Постепенно формируются разные типы АЗС - городские, сельские, дорожные, гаражные и при нефтебазах.
Название предприятия неоднократно менялось, а 22 июня 1994 года получило юридический статус акционерного общества открытого типа и со временем одно из старейших предприятий топливно-энергетического комплекса РБ - открытое акционерное общество "Башкирнефтепродукт" за многолетнюю историю превратилось в сложный многопрофильный хозяйственный механизм, в состав которого входит 20 филиалов по всей республике. Резервуарный парк позволяет одновременно хранить более 500 тысяч кубометров нефтепродуктов.
ОАО "Башкирнефтепродукт" обеспечивает потребителей рынка нефтепродуктов республики и лидирует по реализации ГСМ через автозаправочные станции. Мощный транспортный парк позволяет бесперебойно обеспечивать потребителей всеми видами нефтепродуктов. ОАО "Башкирнефтепродукт" гордится прекрасно оборудованными лабораториями для контроля за качеством реализуемых нефтепродуктов. Специалисты с уверенностью заявляют, что исключена возможность даже случайного попадания суррогата в бак автомобиля.
Автозаправочные станции на территории республики привлекают внимание водителей современным дизайном, оригинальной архитектурой, новыми топливо-раздаточными колонками. И что немаловажно - удобными въездами и выездами. Все это позволяет сократить процесс заправки автомобилей и повышает настроение водителей.
Новые автозаправочные комплексы органично вписываются в архитектуру городской застройки, природный ландшафт на транспортных магистралях. Высокая степень надежности, экологическая безопасность - основные критерии при проектировании и строительстве АЗС. Изготовленное по последнему слову техники импортное и отечественное оборудование АЗС ОАО "Башкирнефтепродукт", компьютеризированная операторская система позволяет быстро и качественно обслуживать клиентов. Для водителей с точки зрения экономии времени очень удобно заправляться почти в центре города и жители этих районов могут не волноваться за экологическую чистоту. Все станции строятся на самом современном техническом уровне.
Обслуживают на АЗС как за наличные деньги, так и по электронным пластиковым картам. Введение системы электронных пластиковых карт впервые в России является еще одним примером заботы о комфорте водителей. ОАО "Башкирнефтепродукт" одним из первых в России в 1993 г. начало внедрять систему безналичных расчетов за нефтепродукты на АЗС по электронным пластиковым картам. На сегодняшний день карточки принимаются к оплате на более чем 300 автозаправочных станциях. Система обслуживает клиентов - юридические лица, любой формы собственности, готовится организационно-правовая база для обслуживания частных клиентов.
При расчетах электронной картой не нужна постоянная связь с центром обработки платежей для проверки подлинности и платежеспособности предъявленной карты, карта сама подтверждает личность своего хозяина и его платежеспособность. В конце каждого месяца предприятию выдается сводный отчет по всем его картам с указанием даты, времени, суммы (количества литров и марки нефтепродукта) и места заправки. Для получения электронной карты Вам достаточно заключить договор с ОАО "Башкирнефтепродукт" на обслуживание системой платежных карт.
Для наиболее полного удовлетворения потребностей автолюбителей на территории ряда АЗС размещены автомойки, посты технического обслуживания.
Коллектив ОАО "Башкирнефтепродукт" делает все для удовлетворения нужд потребителей, чтобы они могли не только заправить машину качественным бензином, но и купить необходимые мелочи, позвонить, провести мелкий ремонт автомобиля и быть спокойными за свою дорогу.
2. Общая характеристика объекта
Информация о кратких сведениях об объекте представлена в следующей таблице.
технологический нефтепродукт уровнемер отпуск
Таблица 2.1 - Краткие сведения об объекте
Наименование объектаАЗС № 68Адрес местонахожденияг.Сибай, Восточное шоссе, 1/1Занимаемая площадь4585 м²Год постройки2001 Находится в аренде (арендодатель,год)Арендована ОАО АНК "Башнефть", с 2003 г.Право собственности на землюНомер и дата договора аренды земли №405 от 23.08.2001 г.Основное технологическое оборудование, сооруженияРезервуары РГС-50 - 4 шт. Аварийный резервуар 16 м³ Резервуар сточных вод 25 м³ ТРК типа Tankenlagen - 5 шт.Вспомогательное оборудование и сооруженияОПС и система видеоконтроляОстаточная стоимость объекта на 01.05.09г.Стоимость основных средств на 01.05.09г. 16 212 314,02 рублейРеализация нефтепродуктов тонн в год (за последние 5 лет)2008 г.- 2750 2007 г.- 2388 2006 г.- 2591 2005 г.- 2651 2004 г.- 2651Штатная численность работников8 чел.Контактный телефон(34775) 2-32-22
Рисунок 2.1 - Общий вид АЗС № 68
Автозаправочная станция есть разновидность малой распределительной нефтебазы, обеспечивающей топливом автомобили.
Автозаправочная станция (АЗС) - комплекс зданий, сооружений и оборудования, ограниченный участком площадки и предназначенный для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) моторным топливом.
На АЗС организуется продажа масел, консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к автомобилям и другим транспортным средствам, прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел и мелкой тары из-под нефтепродуктов, техническое обслуживание, а также оказание сервисных услуг по обслуживанию автотранспорта, его владельцев и пассажиров.
АЗС № 68 является станцией общего пользования, то есть на ней осуществляется заправка любых автомобилей, независимо от их вида собственности и ведомственной принадлежности. На ней осуществляется розничная торговля топливом за деньги, либо по безналичной системе платежей. Поэтому АЗС общего пользования обычно располагаются в местах наибольшего скопления автомобилей: у автостоянок, в местах пересечения дорог, на автомагистралях и т.д. В данном случае АЗС № 68 расположена вблизи перекрёстка, на выезде из города.
По количеству оказываемых услуг АЗС № 68 относится к собственно автозаправочным станциям, осуществляющим только заправку автотранспорта топливом и маслами, без технического обслуживания транспорта, мойки, магазина и т.д.
Данная заправка относится к числу традиционных автозаправочных станций, с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема которой характеризуется разнесением резервуаров и топливо- раздаточных колонок (ТРК).
Также она является многотопливной АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный газ (сжиженный пропан - бутан), и сжатый природный газ.
Доставка моторных топлив на АЗС осуществляется автомобильным транспортом. Автозаправочная станция подчиняется нефтебазе, также расположенной в г. Сибай.
3. Состав сооружений АЗС № 68
На АЗС обязательным является здание операторной, сооружение для очистки сточных вод, сооружения для размещения технологического оборудования (сооружения для установки и обслуживания резервуаров, короба для прокладки трубопроводов и кабелей, эстакады для слива нефтепродуктов), информационные табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов, оказываемых услуг и видов обслуживаемого транспорта.
На АЗС размещаются следующие служебные и бытовые помещения для персонала АЗС: администрации, приема пищи, службы охраны, санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.
Помещение операторной выполнены в конструкциях, соответствующих степени огнестойкости основного здания, отделены от помещения сервисного обслуживания водителей противопожарными перегородками и перекрытиями.
Операторная соответствует 2 степени огнестойкости, одноэтажное. Материал для их строительства принимались в соответствии со степенью их огнестойкости.
С целью ускорения сроков строительства и его удешевления, был принят блочно-панельный способ возведения здания операторной, когда целые блоки здания или их элементы поставлялись на строительную площадку с максимальной заводской готовностью.
Рисунок 3.1 - Здание операторной АЗС № 68
На территории АЗС установлены указатели расположения средств и систем пожаротушения и размещены художественно оформленные витрины и рекламные плакаты. Оформление выполнено специальным дизайнерским проектам.
4. Генплан и технологическая схема АЗС
Топографические данные (рельеф площадки) учитываются при разработке технологической части проекта.
Площадка, намеченная под строительство автозаправочной станции, должна в равной степени отвечать целому ряду требований в техническом, пожарном, санитарно - эпидемиологическому отношении. Площадка должна иметь удобные подъезды как для бензовозов, доставляющих топливо на станцию, так и для автотранспорта, въезжающего на территорию станции для заправки.
Места расположения АЗС у дорог обозначаются дорожными знаками. На территории установлены указатели направления движения транспортных средств с ограничением скорости движения. На въезде и выезде с территории АЗС выполнены пологие повышенные участки высотой 0,2 м и дренажные лотки, отводящие загрязнённые нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.
Расстояние от края площадки для автомобильных цистерн до наземно расположенного технологического оборудования, подземных резервуаров не менее 2 м.
Все подъезды и проезды на территории станции, а также отмостки у зданий операторской и других служб заасфальтированы.
Территория станции освещена по действующим в настоящее время нормам.
Ниже приведен кадастровый паспорт на участок земли АЗС № 68, определяющий все основные характеристики земельного участка и он необходим для всех видов сделок с земельным участком. При его выполнении формируется схема границ участка, проведение геодезической съемки земельного участка, обработка полученных результатов межевания, подготовка межевого плана, сдача межевого плана в проверяющий государственный орган для вынесения решения о выдаче кадастрового паспорта и присваивания кадастрового номера земельному участку, выдача кадастрового паспорта участка по установленной форме.
Рисунок 4.1 - Кадастровый паспорт земельного участка
Генплан - это часть проекта, комплексно решающая планировку, размещение зданий и сооружений, технологических коммуникаций и инженерных сетей на территории, благоустройство, а также размещение АЗС внутри населенного пункта, в промышленном или автотранспортном узле. Он увязан с проектами планировки населённого пункта, в котором АЗС расположена, а также с планировкой застройкой ближайших микрорайонов населённого пункта, с ближайшими автомагистралями, в нём учтены перспективы развития административного района.
Правильная генеральная планировка АЗС создала наиболее благоприятные эксплуатационные, пожаробезопасные и экологические условия.
Схемы генеральных планов АЗС должны учитывать следующие основные технологические требования:
возможность заправки топливом автотранспортных средств с левосторонним, правосторонним и двухсторонним расположением топливных баков;
независимый подъезд автотранспортных средств к заправочным колонкам;
минимальную протяжённость коммуникаций топлива;
оптимальные радиусы поворота для автотранспорта;
достаточную зону отстоя для машин, ожидающих заправку;
возможность визуального контроля мест заправки из здания АЗС оператором.
В соответствии со схемой, топливо на АЗС завозится бензовозами и сливается через герметичные быстроразъёмные муфты и фильтры. Сливные устройства установлены на специальной площадке. Сливные трубопроводы проложены подземно с уклоном в сторону резервуаров. Для обеспечения слива бензина без его перелива
На территорию АЗС предусмотрен аварийный резервуар, объём которого должен не менее чем на 10% превышать объём используемых для завоза топлива автоцистерн. Аварийный резервуар оснащается тем же оборудованием, что и резервуары для топлив. В данном случае для приёма топлива установлены четыре стальных горизонтальных цилиндрических резервуара. Отпуск топлива осуществляется через 5 ТРК, установленных на 5 островках.
Трубопроводы линии деаэрации (комплекса оборудования, с помощью которого обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара) оснащены огнепреградителями или дыхательными клапанами со встроенными огнепреградителями, сохраняющими работоспособность в любое время года.
На трубопроводах деаэрации перед дыхательными клапанами или огнепреградителями установлена запорная арматура.
Резервуары(камеры) оснащены раздельными системами деаэрации. Между резервуарами используется общая газоуравнительная система, установлены огнепреградители в узлах подсоединения трубопроводов этой системы к резервуарам.
Оборудование технологических систем должно обеспечивать осуществление операций по приёму,хранению и выдаче топлива, опорожнению и обесшламливанию (удалению подтоварной воды).
5. Технологическое оборудование АЗС
К основному технологическому оборудованию АЗС относятся резервуары и резервуарное оборудование, ТРК с аппаратурой управления и контроля, технологические трубопроводы.
Технологическое оборудование АЗС по своему функциональному назначению подразделяются на следующие группы:
оборудование для хранения топлива и масел;
оборудование для выдачи топлива и масел потребителям(ТРК);
оборудование противопожарное (в т.ч. молниезащита);
оборудование для защиты окружающей среды (в т.ч. для очистки ливневых и бытовых стоков).
5.1 Резервуары АЗС
Для хранения топлива и масла применяются подземные однокамерные металлические горизонтальные резервуары.
Таблица 5.1 Техническая характеристика горизонтальных резервуаров с двойными стенками
Номинальная вместимость, м³Наружный диаметр, ммОбъём межстенного пространства, м³Длина, ммТолщина металла стенок, ммОриентировочная масса, кгнаружныхвнутренних5023200,9512200557300
Межстенное пространство заполняется негорючей жидкостью с плотностью, превышающей плотность топлива, либо инертным газом.
Двухстенные резервуары оборудованы системой объединённого и непрерывного контроля герметичности их межстенного пространства, автоматической сигнализацией о разгерметизации световым и звуковым сигналами персоналу АЗС и автоматическое прекращение наполнения резервуара.
Резервуары изготавливаются из листовой стали толщиной 4…5 мм. Днище сферические, выпуклые.
Внутренние резервуары оснащены предохранительными мембранами или клапанами с давлением срабатывания не более 130 кПа.
Каждый резервуар оборудуется сливным устройством для слива топлива из автоцистерн. Сливное устройство состоит из приёмного патрубка с быстроразъёмной муфтой, сливного фильтра с гидравлическим затвором, задвижки, огневого предохранителя и сливной трубы.
Всасывающее устройство резервуара или линия выдачи состоит из приёмного клапана, всасывающего трубопровода и углового огневого предохранителя. Приёмный клапан, устанавливаемый в начале линии выдачи внутри резервуара, служит для предотвращения слива топлива из линии выдачи обратно в резервуар при выключении насоса топливно-раздаточной колонки.
Дыхательное устройство резервуаров АЗС состоит из вентиляционной трубы и дыхательного клапана.
Замерное устройство резервуара состоит из направляющей (зондовой) трубы и метроштока.
Подземный резервуар устанавливается в котловане и засыпается грунтом. Над резервуаром устраивается островок высотой 20 см от проезжей части. По периметру островок выкладывается бордюрным камнем. Устойчивость грунта на глубине 1,5 … 2 м должна быть не менее 1,5 МПа. Наружные поверхности резервуара и связанных с ним трубопроводов покрываются антикоррозийной изоляцией.
На горловине резервуара установлен смотровой колодец с внутренними размерами 1,2 на 1,2 м и глубиной около 1,0 м. Стенки колодца выкладываются из кирпича и с внутренней стороны штукатурятся цементным раствором или делаются из стальных листов. Сверху колодец закрыт крышкой.
.2 Топливораздаточные колонки
Основной задачей колонок является выдача потребителям задаваемых доз топлива или масла с требуемой точностью (погрешность отпуска дозы не должна превышать +- 0,5%).
На АЗС используются ТРК, управляемые дистанционно с помощью специальных пультов дистанционного управления, специальных автоматизированных систем, в том числе и систем безналичного отпуска нефтепродуктов.
Рисунок 5.1 Схема колонки гидравлическая принципиальная
Колонка состоит из гидравлической части и отсчётного устройства. Принцип работы колонки поясняется гидравлической схемой. На дистанционном устройстве (пульт, компьютер или кассовый аппарат) задаётся доза. При снятии раздаточного крана автоматически включается электродвигатель. Под действием разряжения, создаваемого насосом, топливо из резервуара через приёмный клапан поступает в насос. Насос подаёт топливо в газоотделитель. Через клапан и измеритель объёма отмеренное количество топлива поступает через раздаточный кран в бак потребителя.
При поступлении топлива в газоотделитель скорость потока резко снижается из-за увеличения проходного сечения потока жидкости, в результате чего из топлива происходит наиболее полное выделение паров топлива и воздуха как при малом, так и значительном его подносе. Топливо из газоотделителя поступает в измеритель объёма. Заполняя цилиндры, топливо приводит в движение поршни, которые перемещаются из одного крайнего положения в другое.
Клапан приёмный - обратный клапан, устанавливаемый в начале линии выдачи внутри резервуара и служащий для предотвращения слива топлива из линии выдачи обратно в резервуар при выключении насоса ТРК.
Фильтр предназначен для предохранения гидравлической системы колонок он попадания посторонних твёрдых частиц, что может привести к износу и поломке насоса и неточному замеру объёма нефтепродукта. В фильтрах применяются либо сетки, либо разнообразные фильтрующие материалы.
Насос топливно-раздаточной колонки предназначается для перекачки топлива из резервуаров АЗС в баки автомашин.
Газоотделители ТРК предназначены для отделения от топлива воздуха, который может попасть в него при сливе топлива в резервуары, а также во всасывающей трубопровод при работе топливного насоса колонки.
В поплавковой камере происходит некоторая конденсация паров топлива, осаждение частиц топлива, унесённого вместе с паровоздушной смесью и выброс выделенного воздуха и паров в атмосферу.
Клапан электромагнитный -устройство для снижения расхода в конце выдачи дозы с целью завершения работы колонки на малом расходе, что значительно повышает точность отпуска дозы. Различают клапаны электомагнитные одинарного или двойного действия.
Клапаны одинарного действия только снижают расход топлива в конце выдачи дозы. Клапаны двойного действия дополнительно после окончания выдачи дозы полностью перекрывают трубопровод.
Измеритель объёма предназначен для измерения количества выдаваемого топлива. С ним связано отсчётное устройство, которое даёт цифровую информацию о количестве отпущенного топлива.
Отсчётные устройства могут быть различных конструкций: механические стрелочные, механические роликовые, электронно-механические, электронные.
Перед выходом раздаточного рукава устанавливается индикатор со стеклянным колпачком или окном, через которое можно наблюдать за потоком топлива, выходящего из колонки, и контролировать его загазованность.
Раздаточные рукава колонок выполняются резинотканевыми. Работа раздаточных рукавов осуществляется в сложных условиях, часто происходят перегибы, скручивания, возможны наезды колёсами автомобилей. Для удобства выполняются конструкции колонок, имеющие два раздаточных рукава, работающих от одной насосно- измерительной системы. В этом случае при выдаче топлива через один рукав второй блокируется специальными клапанами.
На выходных концах раздаточных рукавов устанавливаются раздаточные краны или пистолеты. Краны имеют выходные патрубки, которыми они вставляются в топливные баки заправляемых автомашин.
6. Производственные операции АЗС
К основным производственным операциям, выполняемым на АЗС, относятся приём, хранение, отпуск, замер и учёт нефтепродуктов, оформление товарно-транспортной документации.
6.1 Приём нефтепродуктов
Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется автомобильным транспортом.
Заказ на получение нефтепродукта передаётся на нефтебазу через диспетчерскую службу.
Нефтепродукты, поступающие на АЗС принимаются по товаротранспортной накладной, в которой указывается: номер автоцистерны, количество нефтепродукта, наименование и сорт в соответствии с государственным стандартом.
Результаты измерения температуры продукта в автоцистерне должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной и сменном отчёте. Должно быть указано время (часы и минуты), когда налита автоцистерна.
Перед сливом нефтепродукта в резервуар оператор отбирает пробу из отстойника автоцистерны на наличие воды и механических примесей в нефтепродукте. Проба берётся в стеклянную тару, к которой прикрепляется табличка с указанием номера АЗС, марки нефтепродукта, номера товаро-транспортной накладной, номера автоцистерны, ФИО водителя и оператора, даты, плотности и температуры нефтепродукта, номера резервуара. Проба хранится на АЗС до следующего слива нефтепродукта в данный резервуар.
В опломбированных автоцистернах подтоварную воду не проверяют, а проверяют сохранность пломб. В цистерне уровень продукта не замеряется, а объём определяется по паспорту цистерны и полноте её заполнения. Оператор поднимается на цистерну и проверяет количество нефтепродукта. Цистерна должна быть заполнена по планку(на горловине цистерны приваривается планка, указывающая уровень бензина в автоцистерне). При отклонении пользуются коэффициентом объёмного расширения. При выявлении несоответствия делается акт о недосдаче установленной формы в трёх экземплярах.
От статического электричества предусмотрено заземление автоцистерны перед сливом из неё нефтепродукта, выполнена из медного провода.
При сливе самотёком или насосом АЗС двигатель автомобиля должен быть выключен, поставлен на тормоз, водитель не должен находиться в кабине.
Нефтепродукты сливают из цистерны через сливной фильтр самотёком или под напором.
Отпуск нефтепродукта из резервуара, в который сливается нефтепродукт, прекращается до окончания слива.
После окончания приёма нефтепродукта выключается перекачивающий насос(если не самотёком), закрываются запорные вентили автоцистерны и перекачивающего устройства, сливной рукав автоцистерны отсоединяется от перекачивающего устройства, остатки нефтепродукта из шланга автоцистерны сливаются в ведро, закрывается крышкой муфта сливного устройства и колодец, заземляющее устройство отключается от автоцистерны.
Количество принятых и проданных на АЗС расфасованных нефтепродуктов фиксируется в книге учёта движения расфасованных нефтепродуктов, фильтров, запасных частей.
6.2 Хранение нефтепродуктов
Все изменения в расположении резервуаров, колонок, трубопроводов и арматуры должны производиться в соответствии с документацией, утверждённой главным инженером предприятия, которому подчиняется АЗС, и вноситься в технологическую схему АЗС.
Начальник или оператор АЗС должен ежедневно осматривать склады, проверяя состояние тары и упаковки.
6.3 Отпуск нефтепродуктов
Отпуск нефтепродуктов производят операторы АЗС по талонам фирмы, за наличные деньги или по безналичной форме расчётов с помощью кредитных карточек.
Отпускать бензин в полиэтиленовые канистры и стеклянную тару запрещается. Расчёт за отпущенный нефтепродукт должен осуществляться через кассовый аппарат с выдачей чека, в котором указывается стоимость и количество нефтепродукта.
Используемые кассовые аппараты должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции.
При наступлении на смену и передаче смены операторы совместно снимают показания указателей суммарного счётчика всех ТРК и на основании этих показаний определяют объём нефтепродуктов, реализованных потребителям за смену(делается соответствующая запись в сменном отчёте): в каждом резервуаре измеряют уровень нефтепродукта, уровень подтоварной воды, температуру и плотность нефтепродуктов; по результатам измерений определяют объём (массу) нефтепродуктов, находящихся (оставшихся после смены) в резервуарах АЗС.
6.4 Замер уровня и отбор проб в горизонтальных резервуарах АЗС
Отбор точечных проб из горизонтальных резервуаров и автоцистерн производиться переносными пробоотборниками для проверки качества и соответствия их требованиям действующих стандартов.
При измерении температуры и плотности нефтепродукта пробоотборник удерживают на заданном уровне до начала его заполнения не менее 5 минут. Из автоцистерны отбирают с уровня, расположенного на высоте 0,33 диаметра цистерны от нижней образующей (число проб - 2). Из РГС с 3 уровней: верхнего - на 2-мм ниже поверхности нефтепродукта; среднего - с середины высоты столба нефтепродукта; нижнего - на 100мм ниже приёмного клапана.
6.5 Уровнемеры
Для определения линейных размеров резервуаров и измерения высоты уровня нефтепродукта применяют гибкие металлические рулетки, длиной 30 метров, шириной 10мм. Погрешность измерения- не более 4 мм.
Для натяжения ленты при замере взлива нефтепродукта и для прикрепления водочуствительной ленты при определении взлива подтоварной воды применяют лоты, представленный в следующем рисунке. Изготавливают лоты из стали или латуни диаметром 40-45 мм и длиной 300-400 мм. После замера промывают бензином, насухо протирают, смазывают маслом.
Рисунок 6.1 - Лоты: цилиндрический; б - прорезной
На АЗС использован метрошток раздвижной(складной)типа МШМ-2, модернизированный с жёстким креплением звеньев.
Водочуствительные ленты изготавливают шириной 6…7 мм, длиной 50-70 мм из плотной бумаги, покрывают водочуствительным составом, обладающим свойствами растворяться в воде и не растворяться в нефтепродуктах.
При определении подтоварной воды ленту в зятянутом виде прикрепляют с помощью кнопок к деревянным пробкам, вставленным в боковые отверстия на лоте или в нижнем конце метроштока. Ленту выдерживают при замере светлых нефтепродуктов 5…10 минут.
Вместо ленты используют водочуствительные пасты, преимущества которых заключается в том, что они быстро реагируют на воду, их наносят непосредственно на метрошток или лот.
Объём нефтепродукта в резервуаре, соответствующий определённому взливу, определяют по градуировочным (калибровочным) таблицам и затем умножают на плотность, переводя в массовые единицы.
Заключение
Система нефтепродуктообеспечения играет важную роль в развитии нашей страны. Промышленность, транспорт, сельское и коммунальное хозяйство, население не обходятся без нефтепродуктов - топлив, масел, смазок, растворителей. Их поставки потребителям осуществляются через широкую сеть нефтебаз и автозаправочных станций (АЗС). Технически правильная, рациональная эксплуатация объектов АЗС возможна только хорошо подготовленными специалистами, имеющими четкое и ясное представление о применяемых технике и технологиях. Актуальной задачей является предотвращение потерь нефтепродуктов от разлива, испарений, загрязнений и т.п.
Походу практики я рассмотрела краткую историю предприятия «Башкирнефтепродукт»,попыталась разобраться в вопросах устройства автозаправочных станций, входящего оборудования.
В ходе прохождения первой производственной практики мной были закреплены теоретические знания в области автозаправочных станций путем экскурсионных программ, ознакомления работами операторов, а также был собран материал для написания данного отчёта.
Список использованных источников
1.Коршак А.А, Коробков Г.Е., Муфтахов Е.М. Нефтебазы и АЗС: Учеб. Пособие. Изд.- Уфа: Изд - во ДизайнПолиграфСервис,2006.-С.273-312.
. Коршак А.А, Шаммазов А.М. Основы нефтегазового дела. Проектирование, сооружение, эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ: Учеб.пособие 2-е изд.-Уфа:Изд-во УГНТУ, 2000.-С.239-245.
. СНиП 1.02.07 -87. Инженерные изыскания для стротельства АЗС - М. Стройиздат, 1999.
. Шаммазов А.М. История нефтегазового дела России / А.М. Шаммазов. -М.: Химия,2001г.
. История развития нефтегазовой промышленности: Коспект лекций/ А.М. Шаммазов, Б.Н. Мастобаев, Р.Н. Бахтизин, Э.М. Мовсумзаде - Уфа, 1999г.
. http://www.bnp-azs.ru/