Отчет по практике


Геоинформационные системы в экологическом туризме

Введение


Информационные системы и технологии широко используются в экологическом туризме при организации и планировании туризма, формировании и реализации туров, транспортном и экскурсионном обслуживании в туризме, международном туризме и оказании туристических услуг.

Менеджеры в природопользовании должны быть подготовлены к работе с современными информационными системами и технологиями в управлении и рациональном природопользовании, экологическом туризме, охране окружающей среды, памятников природы и исторических достопримечательностей.

Целью изучения дисциплины «Информационные технологии в экологическом туризме» является усвоение методических основ и практических навыков использования информационных технологий в организации и планировании экологического туризма, формировании и реализации экологических туров, транспортном и экскурсионном обслуживании в туризме. Задачи учебной дисциплины состоят в обучении студентов методам и технологии сбора, обработки и хранения данных по экологическому туризму, практическому применению ГИС-технологий и спутниковой навигации, интернет-технологий и мобильных средств связи в экологическом туризме.

организовать международное сотрудничество, маркетинг и рынок экологического туризма в природопользовании.

Методы обучения студентов по дисциплине включают ознакомление на лекциях методическим основам, принципам и технологическим процессам применения информационных систем и технологий в экологическом туризме.

На практических занятиях студенты решают практические задачи организации туризма, реализации экскурсионных туров с применением компьюторных технологий, мобильных средств связи, ГИС-технологий, спутниковой навигации и системы интернет.



1. Охрана труда


.1 Инструктаж по охране труда


Все руководители и студенты-практиканты экспедиций обязаны знать правила по технике безопасности.

По характеру и времени проведения инструктаж по охране труда подразделяется на:

·вводный;


·первичный на рабочем месте;


·повторный;


·внеплановый;


·целевой.


Вводный инструктаж проводится со всеми лицами при приеме их на постоянную или временную работу и выполняющих её на основании трудового договора(контракта).


Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или специалист, на которого возложены эти обязанности. Регистрация вводного инструктажа осуществляется в журнале регистраций вводного инструктажа по охране труда.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала работы проводится с лицами, принятыми на работу переведенными из одного подразделения в другое отделения или с одного объекта на другой.


Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа на рабочем месте со студентами-практикантами, выезжающими на полевые лесоустроительные работы, перед их началом.


Внеплановый инструктаж проводится при принятии новых технических и правовых актов, изменений технологического процесса, нарушении отдельными лицами нормативных актов по охране труда, перерывах в работе по профессии (в должности) более 6 месяцев, при поступлении информации о несчастных случаях в однопрофильных организациях.


Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, ликвидаций последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф.


Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ:

Начальники партий среди ИТР, инженеры, техники среди рабочих.

Проведение первичного, вторичного, внепланового и целевого инструктажей подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж, в журнале регистрации инструктажа по охране труда,

Журналы регистрации инструктажа по охране труда должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и заверены подписью руководителя организации или структурного подразделения.

Срок хранения названных журналов 10 лет с даты внесения последней записи.


.2 Общие правила безопасности ведения полевых работ


Ежедневно, пред выходом в лес руководители и студенты-практиканты экспедиций должы оставлять в месте своего базирования сведения о месте предстоящей в этот день работы (маршрут движения), а также, ориентировочно, время возвращения в место своего базирования.

Во время грозы натурные работы и передвижение должны прекращаться. Запрещается стоять вблизи высоких и отдельно стоящих деревьев. Следует укрыться (по возможности) в помещении или занять безопасное место на поляне или участке молодняка. Запрещается иметь при себе металлические предметы.

Категорически запрещается купаться в одиночку, а не умеющим плавать запрещается купаться в необследованных местах рек и озер при быстром течении воды и глубине выше груди купающихся.

Переходя болото группой, следует идти на расстоянии 2-3 метра друг от друга, с шестом в руках, чтобы иметь возможность оказать помощь провалившемуся. Места, покрытые яркой сочной зеленью (признак наличия «окон»), необходимо обходить. В случае провала в болото необходимо держаться за шест, положенный горизонтально, и не делать резких движений. Выручать провалившегося следует с устойчивого места, протянув шест.


1.3 Обеспечение пожарной безопасности

полевой безопасность ориентирование приемник

Наиболее опасно при прохождении учебной практики неосторожное курение во время работы в поле и в лесу. Ответственность за соблюдение противопожарных мер в первую очередь несет бригадир студенческой бригады, а также её руководитель.

Категорически запрещается: разводить костры, бросать непогашенные спички и окурки, пользоваться для освещения помещений керосиновыми лампами, свечами, оставлять без надзора включенные бытовые электроприборы, нарушать правила пользования электросетями.

Костры во время учебной практики можно разводить в процессе выполнения производственных работ и при экстренных ситуациях с обязательным соблюдением противопожарных правил. Место для костра должно быть окружено полосой почвы, очищенной не менее чем на 0,5 м до минерального слоя. Не разрешается спать у костра и размещать над ним вещи для сушки. Запрещается оставлять костер без присмотра. Когда надобность в использовании костра проходит, его необходимо залить водой и засыпать землей.


1.4 Предосторожности во время грозы


Во время грозы учебную практику и передвижение следует прекратить, необходимо отключить мобильные телефоны и укрыться в помещении или занять безопасное место на поляне или участке молодняка. Металлические предметы сложить в стороне от людей. Во время грозы запрещено находиться у высоковольтных линий электропередачи и под высокими и обособленно расположенными деревьями.


.5 Меры предосторожности при купании


В соответствии с приказом ректора БГТУ Жарского И.М. купаться студентам, находящимся в Негорельском учебно-опытном лесхозе во время прохождения учебной практики запрещено.

При организации купания для туристов в открытых водоемах необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: купание следует проводить организовано под руководством инструктора или опытного пловца, обеспечивающего страховку купающихся; купаться только спустя 1 - 2 часа после еды. Запрещено: заплывать далеко от берега, подплывать к проходящим лодкам и судам, нырять в воду без уверенности отсутствия в ней опасных предметов и в местах неизвестной глубины.


.6 Санитария и гигиена на полевых работах


Студенческие бригады должны строго соблюдать требования санитарии и личной гигиены, не реже четырех раз в месяц каждый студент обязан обмывать тело горячей водой с мылом.

На работах, связанных с передвижением, каждый студент должен быть снабжен флягой для кипяченой воды.

Летом под лучами солнца необходимо работать с накрытой головой. В условиях очень жаркой погоды рекомендуется прерывать работу и переносить её на ранние утренние и предвечерние часы.

Не разрешается ложиться на сырую землю. При работе в районах с изобилием мошек и комаров следует пользоваться накомарниками, а все открытые части тела смазывать специальными средствами, отпугивающими насекомых.


.7 Личная профилактика клещевого энцефалита


Клещевой весенне-летний энцефалит является вирусным острым инфекционным заболеванием с преимущественным поражением центральной нервной системы.

Переносчиком и хранителем возбудителя этой болезни являются лесные клещи.

Нападение клещей на человека наблюдается с конца апреля по сентябрь месяц. Наиболее опасными месяцами являются май и июнь.

В целях предупреждения заболевания клещевым энцефалитом необходимо проводить профилактические мероприятия.

Во время работы в лесу необходимо носить противоэнцефалитный костюм, подогнав его таким образом, чтобы не было нигде щелей для проникновения клещей. Сапоги следует смазывать дегтем или гуталином, обладающим отпугивающим действием. Капюшон и манжеты энцефалитного костюма следует обработать репеллентами. После окончания работы обязательно должны проводиться само- и взаимоосмотры. Чаще клещи присасываются в области шеи, груди, подмышечных впадин, паховых складок. Поэтому при осмотрах на эти места следует обратить особое внимание.

Удаление присосавшегося клеща осуществляется пинцетом, ниткой, двумя заостренными спичками и другими предметами, позволяющими ухватить клеща. Смазывать тело клеща керосином, эфиром камфорным маслом можно только тогда, когда клещ не сильно присосался. В противном случае он погибнет и головку его извлечь будет труднее. Если при вытаскивании клеща оторвалась головка, её извлекают прокаленной иголкой или булавкой, после чего это место протирают йодной настойкой.

Заболевание проявляется через 3-14 дней после заражения, а иногда и позже. С возникновением его появляются нарастающие головные боли в лобно-височных областях, общая слабость, недомогание, чувство жара и часто озноб. Нередко в первые часы болезни отмечается рвота, иногда многократная. Тяжесть заболевания нарастает довольно быстро, и в течение первых часов больные вынуждены лечь в постель. Развитие заболевания сопровождается подъёмом высокой температуры. При обнаружении симптомов заболевания больного необходимо доставить в лечебное учреждение. Работа в энцефалитоопасных районах без противоэнцефалитных прививок запрещается.


1.8 Оказание первой помощи при несчастных случаях и заболеваниях


Каждый студент должен уметь оказывать первую помощь при несчастном случае или заболевании (до получения врачебной помощи) непосредственно на месте. Жизнь и последующий исход лечения пострадавшего зачастую зависят от того, насколько своевременно и правильно ему была оказана первая помощь.

О несчастном случае или заболевании необходимо поставить в известность руководителя студенческой бригады и руководителя практики. В случаях тяжелого ранения или заболевания пострадавший немедленно отправляется в лечебное учреждение.

Раны и кровотечения

Первая помощь при ранении заключается в остановке кровотечения и предохранения от заражения. Оказывая помощь раненому, следует, при необходимости, осторожно снять одежду и обувь с поврежденной части тела. Никогда не следует тереть или мыть рану. Нужно очистить загрязненные края раны ватой, бинтом, смоченным в спирте, смазать йодом, не касаясь раны. Если в ране имеются обломки или осколки, то оказывая первую помощь не нужно извлекать их, так как этим можно загрязнить рану. Небольшое кровотечение на конечности останавливается, если ее поднять и наложить на рану давящую повязку. При значительном кровотечении необходимо выше места повреждения наложить резиновый жгут. После наложения жгута пострадавшего необходимо доставить в медицинский пункт.



2. Ориентирование на местности


Для ориентирования на местности можно использовать квартальные просеки (русская и польская). Принцип ориентации по квартальной сетке основан на том, что квартальные номера по убыванию обращены на север, соответственно возрастающие на юг. Для того, чтобы сориентироваться на местности необходимо обратить внимание на квартальный столб. На нем расположены 4 «щеки», на которых указаны номера 4 смежных кварталов. В русской сетке ребро совпадает с направлением на север и юг, в польской сетке - северо-восток и юго-запад.




Русская квартальная сеть




Польская квартальная сеть



2.1 Ориентирование на месте по карте


Сличение карты с местностью - это означает опознать все видимые на местности предметы и формы рельефа, изображенные на карте и установить, насколько карта соответствует местности вокруг точки стояния.

Для нахождения на карте предмета, видимого на местности, необходимо:

ориентировать карту и найти на ней точку своего стояния;

сохраняя ориентировку карты повернуться лицом к предмету, положение которого нужно найти на карте;

приложить линейк(карандаш) к точке стояния на карте и направить ее на предмет, видимый на местности;

по направлению линейки найти на карте условный знак наблюдаемого предмета. Положение условного знака укажет положение предмета на карте.

Для нахождения на карте предмета, обозначенного на карте необходимо:

ориентировать карту и найти на ней точку стояния;

приложить линейку (карандаш) к точке стояния и условному знаку искомого предмета;

не сбивая ориентировки карты и не сдвигая линейку смотреть на местность по направлению вдоль линейки (карандаша);

в этом направлении отыскать предмет, учитывая расстояние до него, определенное предварительно по карте.

Определение точки стояния засечкой по способу Болотова:

.Поставить на восковке произвольно точку и прочертить от нее направление на ориентиры.


.Наложить восковку на карту так, чтобы прочерченные на ней направления прошли через соответствующие условные знаки ориентиров на карте, после чего переколоть точку, которая и будет определяема.


Ориентирование карты:

по линии местности;

по направлению;

с помощью компаса (по линии километровой сетки);

с помощью компаса (по рамке карты).

Определение на карте точки стояния:

глазомерно по ближайшим ориентирам;

промером расстояний;

засечка по местному предмету;

- обратной засечкой;


.2 Ориентирование на местности без карты


Ориентирование на местности - значит определить свое местоположение относительно сторон горизонта, окружающих местных предметов и форм рельефа, найти нужное направление движения и уметь выдержать это направление в пути. Направления на местные предметы при ориентировании указываются относительно сторон горизонта.

Определение сторон горизонта по полярной звезде

Если стать лицом к полярной звезде, то впереди будет север. Чтобы найти Полярную звезду надо сначала отыскать созвездие Большой медведицы. Если провести мысленно прямую линию через 2 крайние звезды большой медведицы, и отложить на них 5 раз отрезок, равный расстоянию между ними, то в конце пятого отрезка и будет находиться полярная звезда.

Определение сторон горизонта по компасу. Что бы определить стороны горизонта по компасу, надо придать компасу горизонтальное положение, отпустить тормоз и установить (повернуть) компас так, чтобы северный конец стрелки совпадал с нулевым делением шкалы. В этом случае подписи на шкале С, Ю, В и З будут соответственно обращены на С, Ю, З и В. Угол, измеренный по ходу часовой стрелки от направления на север до направления на местный предмет, будет магнитный азимутом.

Определение сторон горизонта по солнечным часам (до полудня и после полудня).

Имея часы, не трудно приближенно определить стороны горизонта по солнцу в любое время дня. Для этого необходимо:

установить часы так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце;

угол между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру 1 разделить пополам;

линия, делящая угол пополам, и будет указывать направление на юг. Зная же направление на юг легко определить направление на все остальные стороны горизонта.

Определение сторон горизонта по признакам на местных предметах.

Определение сторон горизонта по некоторым признакам местных предметов (приближенно):

кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны обычно бывает грубее, иногда покрыта мхом:

мох покрывает большие камни и скалы с северной стороны;

на пнях спиленных деревьев слои ежегодных приростов дерева теснее расположено также к северной стороне.



3. Общие сведения о навигационных спутниковых системах


Интенсивное развитие компьютерного оборудования и глобальных информационных систем коренным образом изменили методы и технологии работы с пространственной информацией.

Переломным моментом в применении системы GPS стало решение об отмене с 1 мая 2000 года режима селективного доступа (SA-selective avaiability) - искусственно вносимой в спутниковые измерения погрешности для неточной работы гражданских GPS-приемников. С помощью недорогих GPS-приемников стало возможным определять координаты точек на Земле (долготу и широту) с точностью в несколько метров (раньше погрешность составляла десятки метров). Это привело к широкому использованию системы GPS во многих сферах человеческой деятельности.

В настоящее время в геодезических целях используются три спутниковые навигационные системы:

) американская система NAVSTAR GPS (Navigation System with Time and Ranging Global Positioning System) - навигационная система определения времени и расстояний, глобальная система позиционирования;

) российская система ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система);

) американская система TRIMBLE (TRIMBLE NAVIGATION).

Спутниковая система навигации - комплексная электронно-техническая система, состоящая из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения (географических координат - долготы и широты, высоты), а также параметров движения по маршруту (скорости, направления движения и т.д.) для наземных, водных и воздушных объектов.

Структурно спутниковая навигационная система состоит из трёх сегментов:

) космического сегмента - системы искусственных спутников земли (ИСЗ);

) сегмента управления - сети наземных станций слежения и управления;

) аппаратуры потребителя - приемники позиционирования типа GPS-приемников для приема сигналов со спутников.

Системы спутниковой навигации

Интенсивное развитие компьютерного оборудования и глобальных информационных систем коренным образом изменили методы и технологии работы с пространственной информацией.

Глобальные и национальные информационные системы, инфраструктуры пространственных данных обеспечивают мировое устойчивое развитие планеты Земля. Вице-президент США А. Гор на конференции в Северной Каролине (США) в октябре 1997 года сформулировал перспективу создания глобальной инфраструктуры пространственных данных: «Мы имеем неповторимую возможность превратить поток первичных данных в полноценную информацию о нашем обществе и всей планеты. Эти данные будут содержать не только спутниковые изображения высокого разрешения нашей планеты, но и цифровые карты, экономическую, социальную и демографическую информацию. Это принесет огромные общественные и социальные выгоды в таких областях, как образование, обеспечение принятия управленческих решений, землепользование, борьба с критическими ситуациями. Глобальные и национальные инфраструктуры пространственных данных со всеми их прикладными задачами являются решающим условием обеспечения экономического развития нации».

Инициаторами разработки и реализации системы глобального спутникового позиционирования - GPS (Global Positioning System) были военные США. Спутниковая система для определения координат (долготы и широты) в любой точке земного шара была названа NAVSTAR (Navigation System with timing and ranging - навигационная система определения времени и расстояний). Аббревиатура GPS появилась позднее, когда система стала использоваться также и в гражданских целях. Первоначально система GPS использовалась военными США в навигационных целях, но исследования ученых Массачусетского технологического института в 1976-1978 годах показали, что спутниковые измерения можно выполнять с миллиметровой точностью. С 1983 года система была открыта для использования в гражданских целях, а с 1991 года были сняты ограничения на продажу GPS-оборудования в страны бывшего СССР.

Переломным моментом в применении системы GPS стало решение об отмене с 1 мая 2000 года режима селективного доступа (SA-selective avaiability) - искусственно вносимой в спутниковые измерения погрешности для неточной работы гражданских GPS-приемников. С помощью недорогих GPS-приемников стало возможным определять координаты точек на Земле (долготу и широту) с точностью в несколько метров (раньше погрешность составляла десятки метров). Это привело к широкому использованию системы GPS во многих сферах человеческой деятельности.

В настоящее время в геодезических целях используются три спутниковые навигационные системы:

) американская система NAVSTAR GPS (Navigation System with Time and Ranging Global Positioning System) - навигационная система определения времени и расстояний, глобальная система позиционирования;

) российская система ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система);

) американская система TRIMBLE (TRIMBLE NAVIGATION).

Спутниковая система навигации - комплексная электронно-техническая система, состоящая из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения (географических координат - долготы и широты, высоты), а также параметров движения по маршруту (скорости, направления движения и т.д.) для наземных, водных и воздушных объектов.

Структурно спутниковая навигационная система состоит из трёх сегментов:

) космического сегмента - системы искусственных спутников земли (ИСЗ);

) сегмента управления - сети наземных станций слежения и управления;

) аппаратуры потребителя - приемники позиционирования типа GPS-приемников для приема сигналов со спутников.

Основой системы NAVSTAR GPS являются 24 спутника Земли, из которых 2 резервных. Спутники вращаются на 6 орбитах. Плоскости орбит наклонены на угол 55? к плоскости экватора и сдвинуты между собой на 60? по долготе. Радиусы орбит - около 20 200 км, а период обращения - половина звездных суток (11 часов 58 минут). На борту каждого спутника находятся: приемопередающая аппаратура, 4 атомных стандарта частоты (2 цезиевых и 2 рубидиевых), солнечные батареи, двигатели корректировки орбит, компьютер.

Передающая антенна спутника передает сигналы на двух частотах (L1 и L2). Сигналы моделируются цифровыми кодами. Частота L1 моделируется двумя видами кодов: CA-код (код свободного доступа) и P-код (код санкционированного доступа). Частота сигналов L2 моделируется только P-кодом.

Код свободного доступа CA имеет частоту следования импульсов 1,023 МГц и период повторения 0,001 сек, поэтому кодирование этого кода в приемнике GPS осуществляется просто, но точность отдельных измерений расстояний с помощью этого кода невысока.

Защитный P-код характеризуется частотой следования импульсов 10,23 МГц и периодом повторения 7 суток. Кроме того, раз в неделю происходит смена этого кода на всех спутниках и измерения по P-коду могут выполнять только пользователи, получившие разрешение Министерства обороны США. В любой момент P-код может быть закрыт, но точность определения расстояния по P-коду на порядок выше, чем по CA-коду.

Параметры орбит спутников периодически контролируются сетью наземных станций слежения, с помощью которых (не реже 1-2 раз в сутки) вычисляются баллистические характеристики спутников, регистрируются отклонения спутников от расчетных траекторий движения, определяется время бортовых часов спутников, осуществляется мониторинг исправности навигационной аппаратуры. Станции слежения и управления расположены в США, в тропических широтах на американских военных базах. Собираемая информация обрабатывается на мощных суперкомпьютерах и периодически передается на спутники для корректировки орбит спутников и обновления навигационных сообщений, уточнения координат спутников.

Российская система спутниковой навигации ГЛОНАСС состоит из 36 спутников Земли, которые распределены равномерно по 8 в трех орбитальных плоскостях. Радиус орбит 25 510 км, время обращения 11 часов 15 минут. Наклон орбит 64,8?. Такое размещение спутников обеспечивает одновременное наблюдение как минимум 4 спутников в любой точке Земли. Спутники оснащены двумя солнечными батареями площадью по 7,2 мІ, поглощающими солнечную энергию и вырабатывающими электроэнергию. Электроэнергия накапливается в электрических аккумуляторах, которые обеспечивают работоспособность аппаратуры спутника во время его нахождения в тени Земли.

Для максимально точного определения времени и стабилизации частот радиосигналов каждый спутник кварцевым эталоном частоты, а также двумя цезиевыми и двумя рубидиевыми эталонными генераторами частоты, которые поддерживают стабильность бортовых часов с точностью не менее 10-12 сек, а также стабильность частоты кварцевого генератора 10,23 МГц. Данная частота служит опорой при формировании частот излучения спутника (L1 и L2). На указанные частоты накладывается информация методом импульсно-фазовой модуляции. Каждый спутник моделирует свой код (номер спутника).

В Европе создано Европейское космическое агентство. К 2014 году планируется создать Европейскую спутниковую навигационную систему ГАЛИЛЕО, которая будет состоять из 16 спутников, а затем развита до 30 спутников. Система будет обеспечивать точность оценки координат до 1 метра.

В Китае развертывается подсистема GNSS для создания собственной навигационной системы Бэйдоу, предназначенной для использования только в Китае. Особенность этой спутниковой системы - небольшое количество спутников, находящихся на геостационарной орбите.



4. Координатная привязка векторной карты


Для создания опорной сети привязки перед началом работы необходимо создать новые каталоги в папке «Топокарты» далее добавляем папку «Привязки». Затем туда загружаем необходимые файлы, используя сетевое окружение. Проект в ArcView GIS. После необходимо выбирать команду (File - Extensions - ShapeWap2.2. - OK). Теперь следует указать карту, которая будет привязываться и карту, к которой будем привязывать. Выполняем команду ShapeWap - ShapeWap Session - No.

В следующем окне указываем адрес к карте, которую нужно привязать (From View). Затем выбираем (To View) (к которой привязываем).

После проведенной операции появиться окно инструментов, где нужно нажать на кнопку Snap. Откроется диалоговое окно, в котором устанавливаются параметры прищелкивания. Нажимаем кнопку Snap Type - To Closest Vertex - Ok - значок в виде «песочных часов». Затем нажимаем кнопку «поставить привязку» и расставляем точки привязки.

После того, как точки привязки расставлены, мы можем рассчитать среднеквадратичную ошибку (RMS), нажав кнопку Calculate RMS - Go - сохраняем в каталог «Привязки» - Ok - No

В «Привязывание» создаем каталог «Негорельский_utm». Предварительно в рабочую папку («Негорельский») также нужно загрузить папку «Leshoz_maps».

Дальше процесс привязки аналогичен описанному в пункте 2. При выборе привязываемой карты указываем путь: e/gis_tip/Group_1 (2)/Vector_maps / «Негорельский». Затем из всего списка выбираем «граница лесхоза». При выборе карты, к которой привязываем: e/gis_tip/Group_1 (2) /Vector_maps /» Негорельский_utm».

После привязки сохранили карту в «Негорельский_utm» и рассчитали погрешность.

Затем в проект загружаем все остальные слои, кроме границы лесхоза и преобразовываем в проекцию UTM. Для этого выделяем нужный слой, нажимаем Go и указываем каталога для сохранения. В данной работе были преобразованы следующие картографические слои:

Ручьи_каналы_utm,

реки_озера_utm,

пром_объекты_utm

подписи_нп_utm,

нп_utm,

к-з_земли_utm,

защитные_полосы_utm,

другие_подписи_utm,

дороги_грунт_utm,

дороги_асфальт_utm,

границы_лесничеств_utm,

границы_кварталов_utm,

выдела_лесхоза_utm.

После привязки карты со всеми слоями привязку карты можно считать оконченной.



5. Геоинформационный анализ данных


Данные полученные в ходе работы с GPS - приёмниками необходимы для решения поставленной задач в экологическом туризме, а именно: выполнить эстетическую оценку лесных ландшафтов учебно-опытного Негорельского лесхоза. Определить лесные массивы, высоковозрастные насаждения, водные объекты и их транспортную доступность (300 м от существующих дорог).

Запроектировать экологический маршрут с посещением лесных ландшафтов с эстетической оценкой 1-2 балла, высоковозростных лесов, памятников природы, водоемов.

Для того что бы начать работу необходимо загрузить проект. По имеющимся таблицам выполняем оценку ландшафтов, для каждой лесной породы и класса возраста, в соответствии с определенным типом леса. Формула для сосны и берёзы, что являются главными породами на исследуемой территории, 1 и 2 класса возраста, чистого типа выглядит так:

(([Por]= «сосна») or ([Por]= «ель»)) and (([K_voz]=1) or ([K_voz]=2)) and ([Kf]>=8) and ([Tip]= «орляковый») or ([Tip]= «мшистый») or ([Tip]= «кисличный») or ([Tip]= «брусничный»)).

Также необходимо учесть что для смешанных лесов коэффициент= 8.

Далее по ходу работы необходимо создать каталог: эстет_оценка_1_2, буф_зона, доступность_300 м.

Создаем запрос для эстетической оценки 1 и 2

([Est_01]=1) or ([Est_01]=2). Theme - convert to shape file. Сохраняем слой: эстет_оценка_1_2 в папку эстет_оценка_1_2. Нажимаем No, a затем Yes.

Определяем лесные массивы, высоковозрастных насаждений, водных объектов с транспортной доступностью 300 м от существующей дороги.

Для этого необходимо создать объединенный слой «Дороги». Выбираем File - Extensions-NWF/DEM Data EdingExtention. Выбираем те слои, которые будем объединять, а это асфальтированные дороги и грунтовые дороги. Нажимаем пиктограмму MergeTheme. И сохраняем новый слой, даём имя слою «дороги_общие». Выделяем слои асфальтированные дороги, грунтовые дороги и с помощью команд Edit - Delete Theme удаляем их. Далее ставим единицы измерения. Для этого выбираем: View - Properties - Map Unions - meters, Distance Unions - meters - щелкаем ОК. Активируем слой Дороги, выбираем Theme - Create Buffers - next - ставим градацию 300 метров - next - сохраняем как Grafics in the view. В папке Тематические карты создаём папку Доступные_объекты. Выбираем пиктограмму Pointer. Выделяем всю нашу карту. Дальше активируем например слой Балл 1, выбираем пиктограмму Select features. Затем выбираем Theme - Convert to Shapefile - сохраняем в Доступные объекты, даем название Балл 1_300 м. Так же выполняем и с остальными слоями.

Загружаем ArcViewGis. Загружаем туда слои из папки Доступные_объекты. Также загружаем слои: Границы кварталов, границы лесхоза, дороги, населенные пункты. Далее создадим новый слой: (View - New Theme - Point - OK) и дадим имя «Тур_объекты».

Активируем этот слой - выбираем Draw Point - ставим точку, где, по нашему мнению, могут размещаться туристические объекты. Ставим несколько точек на карте. Далее выбираем: Theme - Stop Eding. Создаем новый слой Тур_маршруты: View - New Theme - line - Ok. Выбираем Draw line. И соединяем линией ранее поставленные точки с тур. маршрутами. Получится своеобразный туристический маршрут. Далее выбираем Theme - Stop Eding для остановки редактирования. И теперь можем сохранить наш проект: File - Save Project AS. Сохраняем.

Таким образом научились использовать технологии геоинформационного анализа данных для решения задач в экологическом туризме.

6. Подготовка планово-картографических материалов к печати


Для создание карты туристических объектов и маршрутов в ГЛХУ «Негорельский лесхоз» необходимо создать новый проект. После добавляем слои: населённые пункты, подписей населённых пунктов, границ кварталов, подписей кварталов, дорог асфальтированных, дорог грунтовых, границ лесхоза, рек и озер, ручьев и каналов, туристических объекты и туристических маршрутов. Затем редактируем слои (по цвету, ширине и форме линии и т.д.).


После этого создаем легенду. Для начала даем адекватное название слою по средствам выполнения команды: Properties: Theme Name - вводим имя.

Далее приступаем к компоновке карты: Window - Untitled - layouts - new, Layout - Page setup. Затем задаем параметры для рамки. Для этого нажимаем neatline и выбираем по примеру нужный вариант и OK.

Далее выбираем View Frame - растянуть область, где размещается карта. Появиться окно, где нужно выбрать View 1: scale - user specified Scale и задаем масштаб 1:100000 - Ок.

Следующим необходимым пунктом является добавление легенды: file - Extentions - выбираем модуль Custom Legend Tool и указываем место, где нужно разместить легенду. Появиться окно в котором нужно выбрать все слои кроме подписей - Next. Количество столбцов 1. Название легенды не указываем. С помощью кнопки в пиктограммном меню можно создавать надписи, с помощью чего и подписываем «Условные обозначения», «Карта туристических объектов и маршрутов ГЛХУ «Негорельский лесхоз», масштаб «1:100 000».

После этого сохраняем готовую карту. Осуществляем последовательность File - Export - выбираем формат JPEG. Option - Qulity 100, resolution 100. Сохраняем в Тематические карты под названием компоновки карт.

Заключение


В ходе учебной практики в Негорельском учебно-опытном лесхозе по предмету «Информационные технологии в системе экологического туризма» мы усвоили методические основы и практические навыки использования информационных технологий в организации и планировании экологического туризма, формировании экологических маршрутов.

Выполнение учебных заданий происходило с применением компьютерных технологий, ГИС-технологий, спутниковой навигации и системы интернет.

Студенческими бригадами была проделана трудоемкая работа по определению координат пунктов, привязке карт в ArcViewGIS. Произведена прокладка маршрута в кинематическом режиме, подготовлена к печати карта экологического маршрута.

Данная учебная практика закрепила наши теоретические знания путем практических исследований, работой с программами и аппаратными средствами. Закрепленные за нами цели были успешно выполнены в отведенные сроки благодаря четкому руководству руководителя учебной практики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.