Введение
Производственная практика на мой взгляд является наиболее важной частью учебного процесса. Во время ее прохождения можно не только применить теоретические знания, приобретенные во время обучения, но и получить новые, получить бесценный опыт.
В качестве предприятия мною была выбрана фирма, работающая на рынке швейной продукции ООО «ОЛАС». Компания имеет офисы по всей России, головной офис расположен в Москве.
Основной целью прохождения мной производственной практики является ознакомления со структурой аппарата управления предприятия и его подразделений, ознакомление с методиками управления. Ознакомление с внутренним и внешним документооборотом фирмы, порядком его составления и проведения. Выявление сильных и слабых сторон компании, определение возможных путей решения проблем и возможности укрепления компанией своих позиций на современном рынке страны.
1
. Комплексный анализ деятельности «ОЛАС»
1.1 Общая характеристика корпорации «ОЛАС»
Компания «ОЛАС» основана в 1993 году в городе Санкт-Петербурге, как текстильная компания, основным направлением деятельности которой является оптовая торговля тканями, а также производство нетканых материалов (утеплители, иглопробивные полотна и т.д.) с 2000 года фирма расширила свой ассортимент предлагаемой продукции новым направлением - продажей швейной фурнитуры.
В настоящие время компания «ОЛАС» имеет представительства в Екатеринбурге, Иваново, Казани, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Уфе, Челябинске, Москве, Новосибирске, Н. Новгород.
Помимо реализации компания занимается производством различных тканей, основные производственные мощности компании расположены в Китае.
Основными направлениями детельности компании является производство и реализация детской одежды, тканей для рабочей и специализированной одежды, ткани для рыбалки и активного отдыха, ткани для производства зимней одежды, материалы для производства надувных лодок, текстильная фурнитура, искусственный и натуральный мех.
Стоит отметить что компания постоянно стремится к развитию, она постоянно ищет новые направления своей деятельности.
1.2 Анализ организационной структуры корпорации «ОЛАС»
В процессе управления происходит делегирование правил и обязанностей для организации взаимодействия различных органов управления и распределение задач, решаемых различными работниками.
Руководители должны передавать сотрудникам свои права и обязанности, иначе требуемая работа просто не будет выполнена. Поэтому организация работ - это функция, которую должны осуществлять все руководители - независимо от их ранга.
Ведущий менеджер планирует и контролирует работу менеджеров по продажам, решает конфликтные ситуации с покупателями. И организовывает закупку товаров для продажи.
Главный бухгалтер контролирует работу бухгалтеров и операционистов, которые находятся на каждом складе. Так же помогает им решить бухгалтерские вопросы, которые возникаю в процессе работы.
Начальник склада несёт полную ответственность за то что происходит на складе. Он организовывает работу кладовщиков, грузчиков и водителей. А так же выполняет работу логиста - укомплектовывает машины ежедневно по доставке по городу и еженедельно по доставке в Москву и из Москвы.
Таблица 1.1 - Штатное расписание ООО «ОЛАС»
ДолжностьКоличество человекЗ\плата, тыс. руб.ФОТ, тыс. руб.Генеральный директор145660Ведущий менеджер335360Менеджер по продажам1022336Главный бухгалтер125120Операционист42060Бухгалтер42060Начальник склада435300Кладовщик82060Грузчик201848Водитель62336ИТОГО:612632040
В штатном составе компании «ОЛАС» находится 61 человек. Каждый из которых получает ежемесячно заработную плату и премии, в зависимости от выполненной работы.
Ведущий менеджер получает премию в зависимости от того как правильно он смог организовать работу менеджеров по продажам. Менеджеры по продажам получают премии от прибыли которую они принесли компании.
У начальника склада, кладовщика и грузчика премия зависит от того, сколько контейнеров с поступаемой продукцией они смогли разгрузить в месяц и насколько они это оперативно сделали.
Главный бухгалтер, бухгалтер, операционист и водитель получают премию, которая у них была оговорена при приёме на работу.
1.3 Анализ объёмов продаж и ассортимента ООО «ОЛАС»
Компания «ОЛАС» предлагает покупателю большой выбор тканей для различных применений.
Например:
·Курточные ткани - используют для пошива верней одежды (куртки, комбинезоны, ветровки и т.п.);
·Смесовые ткани - используют для пошива рабочей одежды;
·Лодочный материал - используют для изготовления резиновых лодок, зимний ватрушек и т.п.;
·Искусственный мех - используют для пошива верхней одежды, для одежды для животных, для изготовления игрушек и т.п.;
·Швейная фурнитура - её используют во всех направлениях.
Таблица 1.2 - Анализ ассортимента продукции ООО «ОЛАС»
Наименование товараОбъём реализации, тыс. руб.Изменения20112012+/-%Курточные ткани8 000 00010 000 000+ 2 000 00025Смесовые ткани6 000 0008 000 000+ 2 000 00033Лодочный материал1 000 0001 300 000+ 300 00030Детская одежда5 000 0007 000 000+ 2 000 00040Искусственный мех10 000 00014 000 000+ 4 000 00040Швейная фурнитура300 000500 000+ 200 00066Итого:30 300 00040 800 00010 500 00035
Из таблице 1.2 мы видим, что вся продукция предлагаемая компанией «ОЛАС» имеет спрос на российском рынке. Следовательно, рассмотрев каждое направление в отдельности составляем ориентировочный план закупок на будущий год.
В 2013 году закупаем:
·Курточных тканей на 12 млн. рублей;
·Смесовых тканей на 10 млн. рублей;
·Лодочного материала на 1 млн. 600 тыс. рублей;
·Детской одежды на 9 млн. рублей;
·Искусственного меха на 18 млн. рублей;
·Швейной фурнитуры на 700 тыс. рублей.
1.4 Анализ конкуренции
Конкуренция присутствует везде, также и на текстильном рынке. Что бы быть конкурентоспособной фирма «ОЛАС» делает:
·Повышает уровень работы сотрудников, за счёт тренингов;
·Организовывает доставку по городу и в другие города России, также возможен самовывоз;
·Имеет различные направления текстильной продукции;
·Есть возможность оплаты товара по безналичному расчёту;
·Прямые поставки из Китая;
·Делает заказы под клиента;
·В каждом направлении работает свой специалист;
·На текстильном рынке более 20 лет;
·Офисы продаж в крупных городах России.
Но не смотря на это, у компании «ОЛАС» есть конкуренты, такие как: «Каролина», «Рабочий - 3», «Про текстиль», «Балтийский текстиль».
Фирма «Балтийский текстиль» является главным конкурентов компании «ОЛАС». Рассмотрим их конкурентные преимущества:
·На текстильном рынке около 20 лет;
·Офисы продаж в Москве и С-Пб;
·Прямые поставки из Китая;
·Развиты различные направления;
·Доставка товара по городу и за его пределы;
·Возможность оплаты товара по безналичному расчёту.
Из этого видно, что конкурентная борьба за клиента идёт очень активно. И чтобы противостоять нашему главному конкуренту, сотрудникам фирмы «ОЛАС» приходиться ежедневно повышать и улучшать свои способности работы с клиентами, разрабатывать новые направления и искать новых клиентов с помощью: «холодных» звонков и посещением различных тематических выставок.
1.5 SWOT - анализ организации
корпорация организационный расписание сотрудник
В этом разделе рассмотрим внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность компании «ОЛАС».
Сильные и слабые стороны предприятия это выявление внутренних факторов организации. Рассмотрев их можно понять, что следует изменить в управлении, а что можно оставить так как есть.
Таблица 1.3. - Определение сильных и слабых сторон предприятия
ПараметрыСильные стороныСлабые стороныОрганизацияВысокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятияНизкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятияПроизводство· Высокое качество выпускаемых товаров · Большой ассортимент · Точки продажи в крупных городах России· Заказ товара и его поставка осуществляется в течении 3ёх месяцевФинансыБольшой оборот денегВкладывание денег на закупку товара, возможность неокупания продукцииИнновацииЕжесезонное добавление новых технологий производства продукцииВозможно неокупание вложенных средств в разработкуМаркетинг· Отлаженная сбытовая сеть · Известный брендНедостатки в рекламной политики
Рассмотрев таблицу 1.3. видим:
·что рядовые сотрудники не очень заинтересованы в развитии предприятия, следовательно им нужно предоставить более мотивирующие причины, чем на данный момент (увеличение премии за счёт высоких темпов работы);
·что поставка товара осуществляется в течении трёх месяцев, следовательно нужно более глубоко изучить рынок по поставкам материала, чтобы найти поставщиков, которые могут сократить эти сроки;
·что возможна не окупаемость продукции, следовательно прежде чем запускать линейку нового товара необходимо провести исследование, что на данный момент или в ближайшем будущем будет востребовано;
·что есть недостатки в рекламной политике, следовательно нужно пустить рекламу на телевидение и радиовещание, также можно раздавать листовки с привлекающей информацией.
Далее рассмотрим внешние факторы организации. К сожалению, эти факторы компания не может избежать, но может их уменьшить за счёт своих возможностей.
Таблица 1.4. - Определение рыночных возможностей
Параметры оценкиВозможностиУгрозыФакторы спросаТкани различного качества, для различных слоёв населенияСезонный спросФакторы конкуренцииМогут привлекать клиентов определенным обслуживаниемНужно знать, что конкуренты могут придумать лучше.Факторы сбытаСвои отделения продаж в крупных городах РоссииВ разных точках России различный спросЭкономические факторыВозможность уменьшить постоянные затраты при увеличения продажРост цен на исходные материалыНаучно-технические факторыВозможность внедрять новые функциональные покрытия для тканейПадение спроса на более дешевые и ходовые ткани
Из таблице 1.4. видно что:
·присутствует сезонный спрос, который можно обойти за счёт тканей для различных нужд;
·в разных точках России разный спрос, следовательно открывая новый офис продаж на новой территории, необходимо изучить, что для этого населения будет более актуально;
·возможен рост цен на исходные материалы, следовательно нужно производить больше.
В конце подведём итоги внешних и внутренних факторов компании «ОЛАС».
Таблица 1.5 - Общая матрица SWOT - анализа.
Возможности · Ткани различного качества, для различных слоёв населения; · Могут привлекать клиентов определенным обслуживанием; · Возможность внедрять новые функциональные покрытия для тканей.Угрозы · Сезонный спрос; · В разных точках России различный спрос; · Рост цен на исходные материалы.Сильные стороны · Высокое качество; выпускаемых товаров · Большой ассортимент; · Точки продажи в крупных городах России. · Так как в продаже ткани для различных нужд и для различных слоев населения, компания «ОЛАС» может предоставить сертификаты на продукцию высшего качества; · Так как большой ассортимент каждый менеджер работает в определенном направлении, следовательно имеет больше опыта ; · Так как продажи по всей России, можно более точно понимать потребности разных районов страны, следовательно внедрять различные новые технологии.· Возможность комбинирования и замены сезонного товара; · Подробное изучение рынка необходимой продукции в данном регионе; · Удержание и привлечение клиента благодаря высокому качеству продукции.Слабые стороны · Возможно неокупание вложенных средств в разработку нового товара; · Недостатки в рекламной политики; · Заказ товара и его поставка осуществляется в течении 3ёх месяцев.· Так как производят ткань для различных слоёв, и очередное нововведение может не окупится; · Привлечение новых клиентов будет проблематичным, если не будет точной и интересной рекламы; · Если клиент хочет индивидуальный заказ, с определенным покрытие, ему придётся ждать 3 месяца.· Так как сезонный спрос, надо заранее продумывать и рассчитывать средства для нового товара; · Если пускать рекламу по России, то надо делать её различной или в сразу показывать, что фирма работает по различным направлениям; · Так как заказ осуществляется в течении 3ёх месяцев, то пробная закупка может быть гораздо дешевле чем сама партия.
Из таблице 1.5. можно сделать выводы, что компания «ОЛАС» за счёт своих сильных сторон и возможностей работает в правильном направлении. Ведь она подстраивается под возможные угрозы и делает всё, чтобы они не смогли убрать её с текстильного рынка.
2. Существующие проблемы в структуре компании «ОЛАС» и возможные пути их решения
Поскольку фирма занимается реализацией различной продукции, то фирма нуждается в постоянном или периодическом анализе рынка. Этот анализ позволит компании адресно реализовывать определенные виды продукции именно там и тогда, где и когда на нее наивысший спрос.
Такой вид анализа достаточно трудоемкая работа, которой необходимы значительные временные ресурсы. Ввиду этого эту работу нельзя поручить действующим менеджерам компании. Для осуществления этой работы можно периодически привлекать силы сторонних специализированных компаний (подрядчиков). Но такой вариант имеет ряд недостатков, а именно сложность доступа подрядчика к информации по продажам той или иной продукции в определенном регионе в определенный период. Необходимо делать запрос, на составление, обработку и исполнение которого потребуются значительные временные ресурсы. Второй недостаток - цена. Подрядчик всегда заинтересован в получении максимальной прибыли от заказа, что в свою очередь может отрицательно сказаться либо на качестве результата либо на его конечной стоимости.
Как вариант решения этой проблемы, на мой взгляд, наиболее оптимальным и лучшим способом является создание в структуре предприятия дополнительного аналитического отдела, который будет заниматься непрерывным анализом рынка. Поскольку этот отдел в структуре предприятия - он будет иметь постоянный и непрерывный доступ к информации о продажах той или иной продукции в том или ином регионе. Так же информацией о остатках нереализованной продукции на складе в одном регионе, в которой является дефицитным в другом регионе. При таких условиях упраздняется процедуры подготовки, подачи, рассмотрения запросов что значительно уменьшает временные затраты на выполнения анализа.
Что касаемо материальных затрат на провидение анализа - они будут меньше, поскольку отдел не заинтересован в получении личной прибыли от выполнения анализа.
Это всё может способствовать главным фактором конкурентоспособности. Ведь в результате этого клиент всегда будет покупать то, что ему нужно и когда ему нужно в нашей компании.
Помимо определения сегодняшних потребностей потенциальных клиентов, так же необходимо делать прогноз их возможных, будущих потребностей. Для этого необходимо посещать специализированные выставки, после них анализировать наиболее интересные предложения и новые разработки, и использовать приобретённую информацию при общении с клиентами компании.
Второй проблемой компании «ОЛАС» на мой взгляд, является пренебрежение рекламой. Компания на текстильном рынке около 20 лет, но масштабной рекламной компании до сих пор не проводилось. Об этой фирме знают только в определённом кругу (кто работает в этой сфере).
Моё мнение: реклама - это одна из составляющих прибыльного бизнеса. Грамотно составленная реклама, и правильно и вовремя донесенная до потребителя-залог успеха. Потому что в ней мы можем раскрыть и предоставить все плюсы нашей продукции и в целом работы с нами. Следовательно, нужно пустить рекламу на телевидение и радиовещание, а также можно развесить рекламные баннеры. По моему мнению, это может привлечь совершенно новых клиентов, которые не работают на текстильном рынке и только собираются в него войти.
Выше описанные 2 проблемы, которые, по моему мнению, необходимо решить фирме «ОЛАС», для того что бы быть лидером по продажам тканей на Российском рынке. Но для решения этих проблем необходимо проведение исследования, которое может лечь в основу моей будущей дипломной работы.
В остальном процесс работы хорошо сформулирован. Есть директор, который контролирует работу ведущих менеджеров, в свою очередь они регулируют работу менеджеров по продажам. А также директор контролирует работу заведующих складов (где находятся ткани), а они регулируют работу кладовщиков, грузчиков и водителей.
Заключение
При прохождении производственной практики в структуре компании «ОЛАС» мне удалось ознакомиться со структурой аппарата управления предприятия и его подразделений. Я получила неоценимый опыт ведения как внутреннего так и внешнего документаоборота, мною были применены и закреплены на практике теоретические знания, приобретенные мной во время учебы. Так же был приобретен неоценимый опыт во время прохождения учебного тренинга.
По ходу прохождения практики мной были выявление сильных и слабых сторон компании, определены возможные пути решения проблем и возможности укрепления компанией своих позиций на современном рынке.
Список литературы
1.Стратегическое управление; Виханский О.С.; 2000
2.Организационное поведение; Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О; 2007
.Стратегический менеджмент; Волкогонова О.Д., Зуб А.Т.; 2008
.Инновационный менеджмент; Тебекин А.В.; 2012
.Менеджмент организации; Киржнер Л.А., Киенко Л.П.; 2009
.Стратегический менеджмент организации; Чуб Б.А.;
.Менеджмент организации; Румянцева З.П.; 1995
.Менеджмент; Лафта К. Дж.; 1999
.Стили менеджмента - эффективные и неэффективные; И.Адизес; 2009
.Справочник директора предприятия; М.Г. Лапусты; 2004
.Практикум по теории управления; Ю.В. Васильев, В.Н. Парахина; 2005
.Теоретические основы менеджмента; Комарова Н.В.; 2005
.Шпаргалка по теории организации; Колокнева М.В.; 2005
.Методы оптимизации в теории управления; Черноруцкий И.Г.; 2004
.Процессный подход к управлению; Репин В.В, Елиферов В.Г.; 2004