Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное агентство по образованию
Российский государственный
социальный университет
Курский институт социального
образования (филиал) РГСУ
Факультет «Социальная работа,
педагогика и психология»
Специальность «Психология»
ОТЧЕТ
о практике
студентки 3 курса
заочного отделения
Чепурных Ирины Алексеевны
Я, Чепурных Ирина
Алексеевна проходила практику на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №
9», расположенный г. Курск ул. Димитрова 73. Продолжительность
учебно-ознакомительной практики с 25 октября по 14 ноября 2010 г.
Целью
учебной практики является знакомство с содержанием деятельности психологической
службы дошкольного образовательного учреждения, проведение психологического
исследования с целью изучения детей дошкольного образования.
психический здоровье диагностика коррекция
Практика началась со
знакомства с детским садом, с детьми, воспитателями и психологом.
Заведующая – Селюкова
Анна Афанасьевна
Психолог – Блинкина
Марина Викторовна
В детском саду
функционирует 9 групп, и действуют следующие программы:
1. «Детство» под
редакцией З.А. Михайловой, задачи которой:
-
создание
условий для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском
саду, приобщение его к здоровому образу жизни;
-
обеспечение
максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном познании;
-
формирование
доброжелательного, бережного отношения к миру, способности к сопереживанию.
2. «Программа
воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, задачи
которой:
-
охрана
и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие;
-
всестороннее
гармоничное воспитание и развитие детей;
-
воспитание
патриотических и интернациональных чувств;
-
формирование
у детей интереса к труду и потребности в трудовой деятельности;
-
формирование
нравственных чувств, навыков культуры поведения;
-
воспитание
любви к прекрасному.
Затем я познакомилась с
системой психологической работы в детском саду по следующим направлениям:
1. Изучение
организационного обеспечения психологического кабинета.
Кабинет психолога
находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания,
административного и медицинского блоков, а так же от залов музыкальных и
физкультурных занятий. Помещение психологического кабинета, разделено на
несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям
его работы в учреждении.
Первая зона -
пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для
предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей,
двигательно-моделирующей, двигательно-координационной,
двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. Вторая зона
кабинета - пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели,
педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.
Третья зона обеспечивается средствами интерпретационной и
организационно-планирующей деятельностей психолога.
Таким
образом, кабинет оборудован в соответствии со специальными требованиями к
помещениям кабинета детского психолога, все зоны подчинены решению главной
задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей.
2. Документы и методические материалы
кабинета психолога:
-
Нормативные
документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической
службе, краевого центра практической психологии образования.
-
Журналы
учета работы психолога.
-
Функциональные
обязанности психолога, составленные с учетом специфики МДОУ и утвержденные
заведующей.
-
График
работы психолога, утвержденный заведующей МДОУ.
-
Календарный
план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общей
психолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный с заведующей
МДОУ.
-
Перечень
психологического инструментария, используемого психологом в работе.
-
Психологические
карты обследованных групп и воспитанников детского сада.
-
Программы
проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной работы.
3. Знакомство
с основными методами и направлениями работы психолога МДОУ:
- Психодиагностическая
работа
-
проведение в
случае необходимости психологического обследования ребенка с целью определения
хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативам;
-
проведение
психологической диагностики на определение психологической готовности к школе.
4. Составление
плана работы на период практики:
o Ознакомление
с детским учреждением, знакомство с воспитателями.
o Ознакомление
с организацией работы психолога в МДОУ.
o Определение
сферы деятельности в соответствие с возрастной группой.
o Знакомство
с детьми, подготовка к наблюдению за детьми.
o Наблюдение
за детьми в процессе деятельности.
o Подбор
психодиагностического инструмента.
o Психологическая
диагностика готовности ребенка к школе.
На следующем этапе
практики проведена диагностическая работа по проведению психологической
диагностики на определение психологической готовности к школе.
В большей части работ,
посвященных изучению готовности ребенка к школе, выделяют три относительно
самостоятельных аспекта: физический, специальный и психологический.
Психологическая
готовность - самая обширная группа психических функций и механизмов, которая
включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы.
На основании этих
параметров и были выбраны методики для определения школьной зрелости.
Среди
наиболее известных тестов определения готовности ребенка к школе выбран
«Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Ирасека. Этот тест удобен для
первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картину развития и может
применяться в группе, что очень важно перед записью их в школу. Ознакомившись с
результатами теста, можно вызвать для индивидуального обследования отдельных
детей.
Чтобы определить
исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли
у них интерес к обучению, была проведена методика «Отношение ребенка к обучению
в школе».
Отношение ребенка к
учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению
составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в
школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет
взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной
деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в
школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической
готовности — познавательного и коммуникативного — позволяет принимать ребенка в
школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в
школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать
новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной
программы.
Для того, чтобы выявить
у ребенка уровень развития логического мышления, мной была использована
методика «Нелепицы». При помощи этой методики оцениваются элементарные образные
представления, ребенка об окружающем мире и логических связях и отношениях,
существующих между некоторыми объектами этого мира: определяется умение ребенка
рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Для оценки общей
ориентации детей, поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса
имеющихся у них бытовых знаний была проведена методика «Общая ориентация детей
в окружающем мире и запас бытовых знаний»
Затем по результатам
комплексной диагностики:
-
формулируется
психодиагностическое заключение и прогноз успешности школьного обучения,
-
заполняется
психолого-педагогическая характеристика ребенка,
-
строится
индивидуальный профиль готовности,
-
определяется
индивидуальный индекс готовности к обучению в школе.
По результатам
диагностирования необходимо проведение психокоррекционной работы, после чего
будет проведено дополнительное обследование детей, результаты которых позволят
сделать вывод, кто из детей после проведения коррекционной работы полностью
готов к школе, а кому рекомендовано остаться ещё на один год в детском саду для
дальнейших индивидуальных занятий с психологом.
На завершающем этапе
практики были проведены индивидуальные психологические обследования двоих
детей: Васильевой Алиной четырех лет и Минаевой Дианой пяти лет.
Для диагностики свойств
внимания была использована методика «Пройди лабиринт».
Для диагностики свойств
памяти применены следующие методики:
-
Методика
«10 слов» (по Лурия)
Данная методика
позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и
воспроизведение
- Методика
«Запомни рисунок» предназначена для определения объема кратковременной
зрительной памяти.
- Методика
«Почини коврик»
Цель этой методики,
основанный на прогрессивных матрицах Равенна, - определить, на сколько ребенок
в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы увиденного,
практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике
применяются картинки теста Равенна.
Для диагностики
мышления и речи применены следующие методики:
- «Что
здесь лишнее?» - предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она признана
исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа
и обобщения у ребенка.
- «Раздели
на группы»
Этот вариант методики,
предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая
методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет.
-
«Кому
чего не достает?»
Эта диагностика
предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет.
-
«Вырежи
фигуры»
Методика
предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте
от 4 до 5 лет.
В заключение своего
отчета хочу сказать, что при прохождении учебно-ознакомительной практики особых
трудностей не возникало. Было очень интересно ознакомиться с работой психолога
образования. Мне очень понравилось наблюдать за занятиями разных по возрасту
групп .
Данная
учебно-ознакомительная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом,
после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми
младшего школьного возраста, благодаря школьному психологу Блинкиной Марине
Викторовне, которая показала правильный алгоритм работы с детьми.
Я на практике увидела,
как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать
и как правильно разделить территорию кабинета.
Я ознакомилась с очень
важными и интересными документами, циклограммой работы психолога образования,
его этическими принципами.
Я думаю, что опыт,
полученный мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем,
при построении своей профессиональной деятельности.