1. Характеристика предприятия
.1 Общая характеристика туристической компании ООО «Интертур ДВ»
Туристическая компания ООО «Интертур ДВ» - это сеть туристических агентств, имеющая 1 офис в г. Южно Сахалинске, 140 офисов в Москве, Санкт - Петербурге и в других городах России - и эта цифра постоянно растет. Все подразделения работают по единой, регулярно обновляемой в онлайн-режиме базе, и компания может предложить своим клиентам путешествия на любой вкус и бюджет - от экономичных автобусных экскурсионных поездок до индивидуальных туров класса «люкс», а также авиа - и ж/д билеты по всем направлениям. Компания стабильно работает на рынке Сахалинской области с 2002 г. На данный момент компании более 10 лет.
Целью деятельности ООО «Интертур ДВ» является получение прибыли и оказание услуг на высшем уровне с тем, чтобы у клиента, который съездил один раз через эту фирму, появилось желание вернуться снова в это турагентство.
На сегодняшний день, компания является достаточно развитой фирмой туристического рынка, и сотрудничает с крупнейшими российскими и иностранными туристическими операторами: Capital Tour, TEZ Tour, Coral Travel и Pegas Touristik.
Фирменное наименование предприятия: туристическая компания ООО «Интертур ДВ» [6].
Располагается офис по адресу: 693000, г. Южно - Сахалинск, Коммунистический проспект 41, офис 6 [6].
Компания находится в довольно развитой части города, имеет место для парковки автомобилей клиентов. Предприятие арендует помещение под офис в двухэтажном здании, по соседству с различными организациями. Перед входной дверью висит стенд предлагаемых маршрутов фирмы: Таиланд, Турция, Египет, Испания, Китай, Гуам, Вьетнам, горящие и новогодние туры, VIP туры и туры по Европе, шоп - туры, туры выходного дня и др. Внутри помещения имеются места для отдыха посетителей, предоставляются различные брошюры, проспекты и фотографии предлагаемых туров. Она имеет несколько городских телефонных линий, факс, ксерокс, несколько компьютеров, принтеров, кондиционер, подключение к локальной сети Internet. Так же для удобной работы сотрудников есть в наличии основные канцелярские принадлежности, которые облегчают многие вопросы, связанные с работой с бумагами, оформлением договоров, составлением различных документов.
Большой плюс туристической компании ООО «Интертур ДВ» - продажа туров в кредит. Партнерами по кредитным программам являются: Русьбанк, Альфа - банк и Европа Банк, которые подберут наиболее выгодный продукт.
Постоянные клиенты найдут весьма заманчивой предоставляемую систему скидок, дисконтных карт и подарочных сертификатов. Отдыхать с данной компанией удобно и выгодно, как для «новичка», так и для «бывалого».
Туристический рынок, как внутренний, так и международный один из наиболее конкурентных рынков. За привлечение туристов идет острая конкурентная борьба между гостиницами, предприятиями обслуживания и туристическими фирмами. Огромную роль в этих условиях играет рекламно-информационная работа [9, с. 10].
Компания ведет всю необходимую туристскую документацию, предусмотренную нормативными документами РФ, и внутреннюю документацию. Используются следующие виды документов: договоры с туроператорами, договоры с туристами, лист бронирования, должностные инструкции, бухгалтерские счета, приходные кассовые ордера, акты о проведении выполненных работ, рекламные проспекты и буклеты, прайс - листы и каталоги.
1.2 Основные виды деятельности и форма собственности туристической компании ООО «Интертур ДВ»
Для эффективной работы руководство должно распределить среди сотрудников все те задачи, которые необходимы для достижения цели предприятия. Но если существующие задачи не будут делегированы, значит, руководитель должен будет выполнять их сам [17, с. 58].
Обращаясь в ООО «Интертур ДВ», клиенту в первую очередь объясняют, какие услуги он приобретает и как ими воспользоваться, а также гарантии и обязательства агентства и свои права. В структуре туристических услуг данной туристической компании различают основные и дополнительные, к основным относят: услуги по организации перевозки; размещение; питание туристов.
К дополнительным услугам относятся: услуги по организации экскурсий; услуги по страхованию туристов; услуги гидов, гидов - переводчиков; услуги перевозки туриста от места его пребывания в страну (место его временного пребывания) до места размещения и обратно (трансферт), а также любой другой перевозке в пределах страны (места временного пребывания) [4].
Организационно - правовая форма туристической компании «Интертур ДВ» - общество с ограниченной ответственностью [6].
Преобладание данной организационно - правовой формой среди туристических фирм можно объяснить следующим [20, с. 105]:
1.фирму с такой организационно - правовой формой легко организовать, не требуется больших затрат при создании, бюрократические процедуры не обременительны,
2.возможность вести предпринимательскую деятельность не от собственного лица, а опосредованно, через созданное юридическое лицо,
.ограниченный размер предпринимательского риска,
.возможность расширения бизнеса, привлечения инвестиций,
.возможность участия ООО в других хозяйственных обществах, создания дочерних обществ, создания некоммерческих организаций,
.возможность сформировать структуры управления, соответствующие размерам и специфике деятельности фирмы,
.существуют льготы при налогообложении.
1.3 Организационная структура туристической компании ООО «Интертур ДВ»
Под современным состоянием организационной структуры предприятия понимается как количество и состав ступеней и звеньев управления, их сплочённость и взаимосвязь. Организационная структура воздействует на процесс функционирования всего предприятия в целом [14, с. 82].
Сущность организационной структуры туристической компании ООО «Интертур ДВ» заключается в делегировании прав и обязанностей для разделения труда. Организационная структура фирмы является отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого ее работника.
Организационную структуру туристической компании ООО «Интертур ДВ» можно представить в виде схемы [Приложение 1].
Из Приложения 1 видно, что, организационная структура ООО «Интертур ДВ» представляет собой линейную структуру, во главе которой стоит директор. Данная структура позволяет установить взаимоотношения, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Директор выполняет управленческую роль. Он контролирует деятельность всей фирмы и принимает управленческие решения, планирует, новые пути развития фирмы и занимается ежедневным подписанием принесенных ему документов. В обязанности директора входят разработка имиджа фирмы, маркетинг, представительские функции, взаимодействие с партнерами, набор и обучение персонала. Он принимает решения по всем вопросам финансово-хозяйственной деятельности фирмы, отнесенным к его компетенции законодательством РФ и внутренними документами ООО «Интертур ДВ».
Работники туристического агентства исполняют свои обязанности, в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, Коллективным договором, иными нормативными правовыми актами, действующими в отношении работников, внутренними документами фирмы, приказами и распоряжениями Генерального директора, и собственными должностными инструкциями.
1.4 Время образования и основные этапы развития туристической компании ООО «Интертур ДВ»
Рассмотрим время образование и основные этапы развития компании ООО «Интертур ДВ» на основании жизненного цикла организации.
Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути [20, с. 62]. Выявленная закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации влияет множество факторов. В их числе: размер фирмы, отрасль, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интеграции. Технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры. А также успешность менеджмента: структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек и прочее [17, с. 100].
Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства. Также это позволяет предусмотреть негативные явления, ожидающие компанию на следующей стадии и заблаговременно предупредить их появление, либо (при неизбежности их возникновения) предотвратить возможные последствия [17, с. 118].
Несмотря на то, что различные авторы спорят о длительности и природе стадий развития, все они солидарны в том, что каждая стадия содержит ее собственную уникальную структуру, системы и стиль лидерства. Переходы от одной стадии к другой не происходят естественно и гладко, независимо от силы и пожеланий высшего руководства [18, с. 103].
В настоящее время в теории организации чаще всего встречается модель, предложенная Д. Миллером и П. Фризеном, которые, взяв за основу изменения в ситуации, самой организации, инновациях и организационной стратегии, выделили пять стадий развития: рождение, развитие, зрелость, расцвет, упадок [15, с. 125]. В табл. 1 отражены основные критерии, по которым можно определить (по их мнению) стадию, на которой находится исследуемая организация.
Таблица 1. Критерии определения стадии развития организации
Фазы развитияКритерии12РождениеВозраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления - менеджер-собственникРазвитиеУровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально организованная структура, политика формализованаЗрелостьУровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, более бюрократическая организацияРасцветУровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планированияСпадОграничение выпуска продукции, прибыль падает
Исходя из критериев определения стадии развития, туристическую компанию ООО «Интертур ДВ» можно отнести к фазе развития, так как она была открыта в 2002 году, то есть старше 10 лет.
Исходя из таблицы 1, можно сделать вывод, что ООО «Интертур ДВ» в ближайшие годы достигнет стадии зрелости, и даже расцвета, благодаря четкой системе контроля качества предоставляемых услуг, постоянного изучения рынка потребностей клиентов и четкой системы планирования деятельности фирмы. Эта мера должна предотвращать и не давать перейти компании в стадию спада, расширяя перечень предоставляемых клиентам услуг. Руководители высшего звена руководства туристической компании придерживаются политики удержания фирмы на стадии расцвета, которая является на сегодняшний момент перспективой компании. Необходимо помнить, что для предприятий, рассчитывающих на долгое функционирование в рыночной среде и уже прошедших некоторый путь в своем развитии, теория жизненных циклов оказывается важным инструментом для обеспечения успешного управления. Данная теория позволяет менеджерам своевременно избегать возможных «проблем роста» и принимать решения, необходимые на конкретной стадии жизненного цикла, она может помочь в проектировании и диагностике организаций, а также при реализации проектов организационных изменений.
1.5 Основные услуги туристической компании ООО «Интертур ДВ»
Туристическая компания ООО «Интертур ДВ» предлагает своим клиентам туры по различным направлениям: шоп - туры, VIP туры, горящие туры, осмотреть достопримечательности и архитектуру старой Европы, погреться на пляже Таиланда и Турции и многое, многое другое. Тур компания предоставляет различные услуги:
по организации туров,
размещению,
питанию туристов.
Дополнительные оказываемые услуги:
услуги по организации экскурсий,
услуги по страхованию туристов,
услуги гидов, гидов - переводчиков,
услуги перевозки туриста от места его пребывания в страну (место его временного пребывания) до места размещения и обратно (трансферт), а также любой другой перевозке в пределах страны (места временного пребывания) [22].
В таблице 2 представлена динамика реализации услуг «Интертур ДВ».
Таблица 2. Динамика реализации услуг ООО «Интертур ДВ»
ПоказательЕдиница измерения2009 год2010 год2011 год12345Объем реализации услугтыс. р.75 329119 784134 040Абсолютный прирост базисныйтыс. р.15 36037 10451 360Абсолютный прирост цепнойтыс. р.1536037 10414 256
Динамику реализации услуг можно также изобразить графически (рис. 1, рис. 2).
Рис. 1. Динамика объемов реализации услуг ООО «Интертур ДВ»
Изучив динамику реализации услуг за 2009-2011 гг., можно сделать вывод о том, что деятельность ООО «Интертур ДВ» имеет положительную тенденцию роста объемов реализации услуг.
Рис. 2. Динамика цепных темпов роста объемов реализации услуг
Обобщающую характеристику изменений ассортимента предоставляемых услуг дает одноименный коэффициент, уровень которого рассчитывается [11, с. 38]: К = Объем услуг, принятый в расчет / Базовый объем реализации услуг.
В расчет коэффициента принимается фактический объем услуг каждого вида в отчетном периоде, но не большее планового прошлого периода (Таблица 3).
Таблица 3. Анализ выполнения плана реализации услуг ООО «Интертур ДВ» в 2011 г.
УслугаОбъем реализации услуг, тыс. руб.План.Факт.+, -% к плану12345Организация туров105 000,00132 480,00+ 27 480,00+ 26,2