Введение
Производственная практика - это попытка соединить теоретическую подготовку с формированием практических навыков для облегчения выхода на рынок труда, попытка получить обратную связь со стороны компаний и организаций, принимающих студентов на практику, о качестве обучения, а также получение дополнительной информации о том, над чем нужно поработать студенту, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда.
Практика была пройдена в Обществе с ограниченной ответственностью «СпецмонтажСервис - ЖБК - 1». Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
Основная цель прохождения производственно практики - углубление теоретических знаний, полученных в ходе учебного процесса, и их закрепление на практике.
Конечной целью прохождения производственной практики является подготовка высококвалифицированных специалистов в области экономики и менеджмента, способных сразу, после окончания университета, плодотворно работать на предприятиях профильных сфер деятельности.
Основными задачами прохождения производственной практики являются:
изучение предприятия;
анализ бухгалтерской, финансовой и управленческой отчетности фирмы;
экономический анализ производственной деятельности предприятия за предшествующий период 2010-2012 гг.;
оценка системы управления персоналом на предприятии;
рассмотрение вопросов финансового и налогового планирования.
1. Общая характеристика деятельности предприятия
Объектом прохождения производственной практики является Общество с ограниченной ответственностью «СпецмонтажСервис-ЖБК-1», созданное в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 8.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Дата образования предприятия 9 апреля 2004 года.
Общество является коммерческой организацией.
Общество является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом.
Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Общество в праве осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
Предметом деятельности Общества являются:
·Осуществление строительных, монтажных, пуско - наладочных, отделочных, ремонтных, проектных и иных работ;
·Осуществление функций заказчика (застройщика);
·Производство и реализация строительных и отделочных материалов, других товаров народного потребления;
·Оптовая и розничная торговля промышленными, продовольственными иными видами товаров, в том числе путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров;
·Организация общественного питания;
·Исследование конъюнктуры рынка;
·Проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ и оказание соответствующих услуг;
·Хранение грузов;
·Погрузочно - разгрузочные работы;
·Транспортные и транспортно - экспедиционные услуги;
·Дизайнерские, реставрационные и прочие оформительские работы;
·Оказание услуг бытового назначения;
·Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
·Деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом;
·Предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества;
·Предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества;
·Оказание консалтинговых дилерских, консультационных, маркетинговых и прочих услуг организациям и гражданам;
·Брокерские и посреднические операции, включая экспорт, импорт товаров любой номенклатуры;
·Рекламная деятельность;
·Риэлтерская деятельность;
·Ремонт и эксплуатация жилого фонда;
·Внешнеэкономическая деятельность;
·Осуществление других видов работ хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству России.
Для достижения целей Общество может приобретать права, исполнять обязанности и осуществлять любые действия, которые не будут противоречить действующему законодательству РФ и уставу Общества.
Общество осуществляет свою деятельность на основании любых, за исключением запрещенных законодательством, операций, в том числе путем:
проведения работ оказания услуг по заказам юридических лиц и граждан как в России, так и за рубежом на основании заключенных договоров или в инициативном порядке на условиях, определяемых договоренностью сторон;
поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, оказания финансовой или иной помощи на условиях, определенных договоренностью сторон;
участие в деятельности других юридических лиц путем преобретения их акций, долей, внесения вкладов, паевых взносов;
создание совместных юридических лиц с иностранными юридическими лицами и гражданами в соответствии с действующим законодательством РФ;
осуществление совместной деятельности с другими юридическими лицами для достижения общих целей.
Место нахождения Общества: 308013, Россия, Белгородская область, город Белгород, ул. Коммунальная, 5.
. Правовое и информационное обеспечение деятельности предприятия. Организационная структура управления на предприятии
Использование вычислительной техники и информационных технологий в сфере управления на «СМС - ЖБК - 1», открывает возможности более экономичной и рациональной организации информационных процессов на предприятии, повышения их гибкости и динамичности, расширения диапазона анализируемых факторов при принятии решений и факторов их обоснований. В конечном итоге вся масса преимуществ использования электронно-вычислительной техники позволяет повысить многократно уровень управления.
Организация за долгие годы работы накапливает много информации, а быстрый поиск становится возможным при эффективном размещении и хранении этой информации. Информационные базы данных включают весь комплекс статистических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность фирмы в целом и ее производственно-сбытовых подразделений, а также фактический материал относительно всех факторов, влияющих на состояние и тенденции развития фирмы. Набор статистических показателей для базы данных тщательно разрабатывается и уточняется и охватывает те показатели, которые необходимы для глубокого всестороннего экономического анализа результатов и перспектив функционирования фирмы. Обычно при формировании базы данных решается вопрос и о системе хранения и обновления данных, а также обоснованной увязки данных, их взаимной согласованности, возможности проведения сравнений и сопоставлений оценок хранимых в банке данных. Базы данных непрерывно обновляются на определенной систематической основе с учетом требований управляющих - основных пользователей базой данных.
Во многих фирмах созданы базы данных, в которых хранится информация о кадровом составе работников, постоянно обновляемая и максимально подробная, систематизированная по самым разнообразным признакам. Выбор информации делается с выводом на печатающее устройство компьютера, что позволяет следить за укомплектованностью штатов, перемещением кадров внутри фирмы, набором и увольнением работников, повышением их квалификации.
Пользование банками данных, введенными в персональный компьютер, резко ускоряет процесс получения информации из круга источников первичной информации и обеспечивает возможность выбора правильного и точного метода исследований для решения современных научных и технических проблем.
Создание пакетов прикладных программ получила в современных условиях существенное развитие. Разработкой программ стали заниматься и специализированные небольшие фирмы. Одни из них ориентированы на разработку программ для персональных компьютеров, выпускаемых одной фирмой, другие - на разработку прикладного программного обеспечения для разных видов персональных компьютеров. Разработкой программного обеспечения занимаются также специалисты государственных учреждений, университетов на основе конкретных заказов или контрактов.
Комплексная автоматизированная обработка информации предполагает объединение в единый комплекс всех технических средств обработки информации с использованием новейшей технологии, методологии и различных процедур по обработке информации.
Организационная структура «СМС - ЖБК - 1» направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.
Организационная структура компании и ее управления не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями.
Как и любая, организационно-управленческая структура, ООО «СМС - ЖБК - 1» имеет три уровня управления: высший, средний и оперативный. На высшем уровне управления принимаются наиболее общие решения по управлению предприятием и осуществляются функции стратегического планирования, общего контроля и связи с внешними структурами. На среднем уровне решения высшего уровня детализируются, преобразуются в конкретные планы, осуществляется выполнение функций текущего планирования, связи между высшим и низшим уровнями управления, контроля, управления производством и потоками ресурсов. Результатом деятельности работников оперативного уровня является выполнение производственной программы, происходит реализация функций управления основным и вспомогательным производством, оперативного управления и местного контроля.
Во главе ООО «СМС - ЖБК - 1» стоит генеральный директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия. Также он распоряжается в пределах предоставленного ему права имуществом, заключает договора. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками предприятия. Директор несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность предприятия, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия.
В подчинении директора находятся заместитель директора по экономике; главный инженер; главный бухгалтер.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует отчет поступающих денежных средств, учет издержек производства и обращения, выполнения работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.
Заместитель директора по экономике - осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства и качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, обеспечение правильных соотношений темпов роста производительности труда и заработной платы, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Проводит работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности предприятия, достижению высокого уровня их обоснованности, по созданию и улучшению нормативной базы планирования.
Также в подчинении директора стоит главный инженер. Он определяет техническую политику. Обеспечивает постоянное повышение уровня технической подготовки производства, его эффективности и сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции, работ, высокое их качество. Обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижения высокого уровня качества продукции в процессе ее разработки и производства.
На ООО «СМС - ЖБК - 1» хорошо поставлена практика делегирования полномочий, входящих в непосредственную компетенцию определённого подразделения. Генеральный директор компании сосредоточил всю основную власть в своих руках, при этом он не старается выполнить все поставленные задачи в одиночку, а делегирует часть своих полномочий прямым заместителям. Таким образом, директор управляет своими прямыми заместителями, имея при этом представления о действиях подчиненных.
Благодаря такому чёткому распределению труда между всеми звеньями, рассматриваемая компания неплохо зарекомендовала себя на внешнем и внутреннем рынках.
Подробная организационная структура управления ООО «СМС - ЖБК - 1» показана на рисунке 1.
. Управление производством на предприятии
Управление - сознательное, целенаправленное воздействие со стороны субъектов и органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направлять их действия для получения желаемого результата.
Основная цель ООО «СМС - ЖБК - 1» состоит в обеспечении потребителя необходимой ему продукцией (услугами) в заданные сроки, заданного качества и комплектации, с минимальными затратами для производства.
В ООО «СМС - ЖБК - 1» можно выделить следующие производственно - функциональные отделы:
цехи;
обслуживающие хозяйства;
подсобное производство.
Все цехи и хозяйства промышленного предприятия можно разделить на цехи основного производства, вспомогательные цехи и обслуживающие хозяйства. На отдельных предприятиях могут быть подсобные и побочные цехи.
К цехам основного производства относятся цехи, изготовляющие основную продукцию предприятия.
Основные цехи делятся на заготовительные (кузнечные, литейные), обрабатывающие (механический, термический, деревообрабатывающий) и сборочные (комплектация изделий).
Назначение обслуживающих хозяйств - обеспечение всех звеньев предприятия различными видами обслуживания: инструментальным, ремонтным, энергетическим, транспортным, складским и т.п. Важное место в производственной структуре предприятия занимают службы снабжения и подготовки новых изделий и прогрессивной технологии. Последняя включает экспериментальный цех, различные лаборатории по испытанию новых материалов, готовой продукции, технологических процессов.
К подсобным цехам относятся, как правило, цехи, осуществляющие добычу и обработку вспомогательных материалов, например тарный цех, изготовляющий тару для упаковки продукции.
Права и обязанности каждого отдела определяются специальными положениями, которые утверждаются директором предприятия. В этих положениях указываются задачи и структура Поддержание и развитие имиджа предприятия как ответственного работодателя,
·Поддержание и развитие системы управления эффективностью работы персонала,
·Организация найма работников с применением современных технологий отбора, ориентируясь как на внутренние, так и внешние трудовые ресурсы,
·Создание работникам предприятия возможности для карьерного роста,
·Создание условий для постоянного обучения и повышения квалификационного уровня работников предприятия,
·Совершенствование системы поддержки неработающих пенсионеров - бывших работников предприятия, ветеранов труда и ветеранов Великой Отечественной войны, являющихся работниками и бывшими работниками предприятия,
·Периодическое проведение опросов работников предприятия с целью исследования удовлетворенности персонала,
·Конструктивное сотрудничество с профсоюзной организацией предприятия, основанное на принципах социального партнерства,
·Обеспечение открытости и доступности информации для работников предприятия.
Руководство и менеджеры ООО «СМС - ЖБК - 1» осознают, что человеческие ресурсы заслуживают внимания, поскольку они важный фактор принятия стратегических управленческих решений, определяющих будущее фирмы. Чтобы ООО «СМС - ЖБК - 1» эффективно работало, требуются три решающих элемента: задача и стратегия; организационная структура; управление персоналом. Даже наиболее капиталоемкие, хорошо сконструированные организации требуют определенного персонала, приводящего их в движение. Текущие изменения в окружающей обстановке часто связаны с изменениями в сфере людских ресурсов, т.е. переменами в соглашениях, образовании, отношении служащих к своей работе. Функция управления персоналом состоит в том, чтобы принимать меры в связи с этими изменениями, соответственно отвечать и реагировать на них.
Одна из проблем высшего управления в области стратегического планирования, касающаяся людей, заключается в том, что все ресурсы оцениваются в терминах денег, а людские в большинстве организаций - нет. Дан толчок к поиску такой оценки людских ресурсов, которая могла бы совместить ценность доллара, рубля и т.д. и человеческих активов фирмы.
Цели управления персоналом будут достигнуты лишь в том случае, если высшие менеджеры станут рассматривать человеческие ресурсы фирмы как ключ к ее эффективности. Чтобы добиться этого, управление должно обеспечивать развитие профессиональных кадров в качестве существенного условия, выполнение которого невозможного без тщательного планирования, кропотливой работы и оценки.
5. Маркетинговая деятельность предприятия
В общем виде маркетинговая деятельность ООО «СМС - ЖБК - 1» может быть представлена в виде четырех составляющих:
анализ возможностей рынка;
разработка маркетинговых стратегий;
формирование программы;
координация и контроль маркетинговой деятельности.
На предприятии ООО «СМС - ЖБК - 1» следующие виды направления маркетинговой деятельности:
·Анализ внешней среды - контроль внешних факторов для определения угроз предприятию. Эти факторы могут быть экономическими (темп инфляции и уровень занятости), политическими (нормативные документы), рыночными (уровень конкуренции, распределение доходов), технологическими (развитие науки и техники), конкурентными (изучение соперников), международными (изменения на международном рынке).
·Анализ ЖЦТ (жизненного цикла товара) - изучение всего времени существования товара на рынке. Различают фазы: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад. Непосредственный анализ и оценка каждой фазы, поиск решений для повышения эффективности внедрения товара в каждой фазе цикла.
В качестве характеристики маркетинговой деятельности предприятия можно привести тот факт, что на предприятии используется разнообразная информация, которая необходима для принятия управленческих решений. Предприятию, работающему в условиях рынка, необходимо развитие маркетинговой деятельности. Это может быть разработка маркетинговой концепции компании.
Разработка, а в дальнейшем и применение на практике стратегии маркетинговой деятельности предприятия является одной из основных функций руководства компании.
Основные пути совершенствования маркетинговой деятельности ООО «СМС - ЖБК - 1» можно разделить на стратегические и тактические. Стратегические представляют собой изменение подхода управления, а тактические - перераспределение функций и модифицирование структуры отдела маркетинга.
Основными целями маркетинговой деятельности ООО «СМС - ЖБК - 1» является изучение следующих вопросов:
изучение потребителя и мотивов его рыночного поведения;
анализ рынка предприятия;
анализ каналов сбыта;
исследование деятельности в области рекламы;
анализ объема продаж;
исследование конкурентов;
изучение производимого продукта;
определение самых эффективных методов продвижения товара.
Основная задача маркетинговой деятельности предприятия - отражать и усиливать все тенденции по совершенствованию производства товаров и услуг для увеличения эффективности работы компании.
К дополнительным задачам маркетинговой деятельности предприятия следует отнести:
изучение рынка товаров и услуг;
наблюдение за конкурентной средой и определение позиций фирмы на рынке;
разработка рекомендаций по усовершенствованию деятельности.
Особенностью маркетинговой деятельности на предприятии можно назвать большую потребность в финансовых вложениях, что не всегда возможно в условиях развивающейся фирмы или экономической нестабильности.
Целесообразно проводить оценку эффективности маркетинговой деятельности предприятия. Она основывается на расчете различных показателей, которые отражают прибыльность от коммерческой деятельности и конкурентоспособность.
. Взаимодействие с контрагентами
Каждое коммерческое предприятие взаимодействует с контрагентами. В качестве контрагента можно рассматривать любого субъекта гражданского права, имеющего те или иные отношения с исходным предприятием.
Принимая решение об участии в той или иной форме экономического сотрудничества, субъекты бизнеса руководствуются вполне определенными интересами и пытаются решить конкретные задачи. Главной движущей силой, которая побуждает субъекта к поиску партнера, является наличие неудовлетворенной потребности. Осознание данной потребности ведет к формированию интереса к нахождению контрагента, обладающего определенными характеристиками. Таким образом, наличие субъекта, от которого можно получить искомую ценность, можно определить как наиболее существенное условие для возникновения сотрудничества. При отсутствии данного условия сотрудничество не возникает, так как нет предпосылок для кооперации.
Однако в некоторых случаях оно может возникнуть, если существует иллюзия того, что это условие выполняется. Эта ситуация вероятна в случае дефицита или недоброкачественной информации о потенциальном партнере, достаточно быстрой утрате последним своих «полезных» качеств, изменения обстоятельств сотрудничества, а также в случае неадекватной оценки собственных потребностей и мотивации к сотрудничеству на этапе выбора партнера. Например, производственное предприятие может выбрать конкретного поставщика сырья в своем регионе, а спустя некоторое время обнаружить аналогичного по цене, качеству и другим параметрам поставщика с более выгодным географическим расположением.
В данном случае сотрудничество с прежним партнером теряет экономический смысл, вследствие высоких транспортных издержек и возникает потребность в обращении к новому поставщику.
В настоящее время организация расчетов с контрагентами остается проблемой российских предприятий. Покупатели и заказчики часто задерживают оплату поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. У самого предприятия из-за неэффективной бюджетной политики также зачастую формируются обязательства перед поставщиками и подрядчиками. К сожалению, подобного рода ситуации неизбежны даже в условиях стабильной экономики и высокой культуры предпринимательской деятельности, для российских же предприятий подобные ситуации начинают носить будничный характер. В связи с этим, чтобы защитить свое предприятие от снижения деловой активности, нужно выработать политику ведения расчетов с контрагентами, составлять предварительные бюджетные планы на будущие периоды, создавать резервные фонды, предназначенные для стабилизации возникших неоплат, и, конечно же, систематически проводить ревизию дебиторской и кредиторской задолженности.
Анализ расчетов с контрагентами, проведенный в ряде строительных организаций, показал, что существуют типичные недостатки в ведении бухгалтерского учета расчетов с контрагентами.
Так, одним из недостатков является несвоевременность подписания дополнительных соглашений. Этот недочет может повлечь за собой следующее:
во время налоговой проверки отсутствие конкретного документа повлечет за собой наложение налоговых санкций;
при возникновении разногласий между организацией и заказчиком подписанный договор (дополнительное соглашение) может послужить основой для их устранения;
отсутствие подписанного договора (дополнительного соглашения) может повлечь за собой злоупотребление сторонами своими обязанностями;
приступая к выполнению работ, для удобства организации бухгалтерского учета в бухгалтерии необходимо регистрировать номер заказа, на который в дальнейшем происходит списание материалов и других расходов, а также поступление денежных средств и реализация работ.
Рекомендации по улучшению практики расчетов с контрагентами сводятся к следующему: ответственным лицом в случае возникновения нарушения в виде несвоевременного подписания дополнительных соглашений и договоров является менеджер, курирующий объект. В связи с этим необходимо установить жесткие сроки, в течение которых менеджер должен организовать подписание соответствующих документов и разработать систему санкций за их нарушение.
При нарушении установленных сроков менеджер должен в письменном виде представить объяснение причин данного нарушения и обозначить срок представления договора (дополнительного соглашения).
При отсутствии заключенного дополнительного соглашения с заказчиком вина возлагается на бухгалтерию, которая подписала обходной лист, не потребовав у менеджера сдачи документов. В таком случае ответственность за подписание соглашения перекладывается на менеджера, которому этот объект был перепоручен.
Для устранения погрешностей в оформлении рекомендуется следующее:
назначить бухгалтера-материалиста, который занимается введением в соответствующие регистры программы "1С" первичной документации, подтверждающей покупку ТМЦ, оказание услуг и т.д., ответственным за соблюдение правильности их оформления. Так, при обнаружении ошибки ответственное лицо обязано связаться с поставщиком и потребовать замены неверно оформленного документа; документ с ошибками бухгалтер-материалист должен подшить в книгу покупок, пометив его для дальнейшей замены при поступлении исправленного документа;
обратить внимание сметчиков, которые занимаются выставлением актов, на то, что наименование работ, указанных в актах, должно строго соответствовать наименованию работ, названных в договоре;
назначить заместителя главного бухгалтера, который занимается выставлением первичной документации заказчику, ответственным за соблюдение правильности ее оформления. Документы необходимо выписывать только на основании договора, что позволит фиксировать в первичной документации наименование работ, точно согласуя их с работами, прописанными в договоре, также позволит отследить возможность расхождения суммы реализации со стоимостью договора.
Дополнительную проверку оформления входящей и исходящей первичной документации может осуществлять главный бухгалтер при формировании книги продаж и книги покупок.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности показал, что часто имеются просрочки по этим видам задолженности. Для регулирования расчетов с покупателями и заказчиками главному инженеру и менеджерам рекомендуется ежемесячно формировать график ожидаемых оплат, на основе которого сотрудники бухгалтерии будут проводить ревизию задолженности покупателей и заказчиков.
. Специфика бухгалтерского учета и налогообложения на предприятии
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Главной целью бухгалтерского учета ООО «СМС - ЖБК - 1» является анализ, интерпретация и использование экономической информации для выявления тенденций развития предприятия, выбора различных альтернатив и принятия управленческих решений.
В частности, учетная информация используется следующими уровнями управления: внутрихозяйственным (в производственных подразделениях - данные первичного и сводного учета), общехозяйственным (по хозяйству в целом - данные текущего бухгалтерского учета, включая отчетность) и внешними уровнями управления производством (используется в основном отчетность от текущей до годовой).
Объектами бухгалтерского учета ООО «СМС - ЖБК - 1» являются:
имущество организации (основные средства, материально-производственные запасы, не материальные активы, финансовые вложения, денежные средства и др.);
собственный капитал (уставной капитал, добровольный капитал, резервный капитал, фонды специального назначения, резервы, нераспределенная прибыль);
задолженность других организаций (дебиторская задолженность) и обязательства перед сторонами организациями и физическими лицами (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы);
хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности и вызывающие изменения в составе имущества и обязательств.
К готовой продукции относится продукция, полученная в результате осуществления производственного процесса отраслей промышленных производств.
Бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации позволяет решать следующие задачи:
) формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимой внутренней пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) и внешним (инвесторам, поставщикам, кредиторам, налоговым, финансовым и банковским организациям и др.);
) обеспечение информацией для контроля соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций, наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
) предотвращение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности предприятии;
) выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости;
) оценка фактического использования выявленных резервов.
Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования ООО «СМС - ЖБК - 1», основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.
Налоговое планирование на уровне предприятия ООО «СМС - ЖБК - 1» - это выбор между разными вариантами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и размещения активов с целью достижения максимально низкого уровня налоговых обязательств, которые при этом возникают.
Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность ООО «СМС - ЖБК - 1»:
?придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;
?свести к минимуму налоговые обязательства;
?максимально увеличить прибыль;
?разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;
?избегать штрафных санкций.
Процесс налогового планирования это, совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера), постоянное изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций схожего профиля и смежных сфер бизнеса.
Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четко определенные функции:
?руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации,
?юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами,
?бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить,
?специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы .
Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.
. Планирование на предприятии
В основе эффективного планирования на предприятии лежит системный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия, его внутренней и внешней среды.
Планирование и управление экономической деятельностью тесно связаны между собой такими функциями производственного менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала - руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д.
Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.
В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов.
Основой для выбора организационных структур на предприятии служат обычно перспективные планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор > главный экономист > планово-экономическое управление > планово-финансовый отдел > планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет.
На предприятии ООО «СМС - ЖБК - 1» организация управления производственно-хозяйственной деятельностью ориентирована на достаточно высокую степень автоматизации планово-учетных работ, то на таких предприятиях могут использоваться программные продукты IT технологий.
Она предназначена для использования в экономической службе предприятий и включает в себя три блока:
. Поддержка нормативно-справочной информации: состав выпускаемой продукции; специфицированные нормы расхода сырья, материалов в разрезе технологических операций и структурных подразделений; пооперационные технологические процессы (нормы времени, расценки, технологическое оборудование, инструменты, оснастка).
. Планирование производства: формирование портфеля заказов; формирование плана производства на каждый месяц по номенклатуре и объему; пересчет производственных показателей при изменении плана; формирование производственной программы; оценка выполнимости производственной программы; в формирование сбалансированного по ресурсам плана; учет или расчет фактических объемов выпуска готовой продукции; оценка сводных потребностей в материалах и трудозатратах на производственный заказ, план производства, производственную программу в разрезах структурных подразделений и номенклатуры продукции.
. Расчет плановой себестоимости: расчет нормативных затрат на производство; расчет сводных смет затрат по цехам и сметы затрат по предприятию; расчет нормативных калькуляций себестоимости изделий и полуфабрикатов на месяц по предприятию и в разрезе цехов; расчет плановых цен изделий на основе себестоимости.
Минимальным периодом планирования в модуле является месяц. План также может быть рассчитан на год или на квартал. Модуль предоставляет возможность формировать план производства несколькими способами: по сумме договоров на поставку продукции; по сумме производственных заказов; по результатам предшествующего года; исходя из плана на год или на квартал пропорционально количеству рабочих дней в месяце; интерактивно. Допустимые для предприятия варианты формирования плана задаются при настройке модуля.
. Анализ основных аспектов финансовой и хозяйственной деятельности предприятия
Под ликвидностью баланса понимается степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения платежных обязательств. Под ликвидностью активов понимается способность их превращаться в денежные средства. Под ликвидностью баланса понимается степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения платежных обязательств.
При анализе ликвидности баланса проводится сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Группировка активов по степени ликвидности и пассивов по срокам оплаты ООО «СМС - ЖБК - 1» представлена в таблице 1.
Таблица 1. Группировка активов по степени ликвидности и пассивов по срокам оплаты
Группа активов201020112012Группа пассивов201020112012А1379845773449452П1324200273279240819А27700596431113459П225305-699А3213888310476333594П3222895201929165131А4241274825967602920798П4218222024897622897195Баланс266462029649703303844Баланс266462029649703303844
При определении ликвидности баланса группы актива и пассива сопоставляются между собой. Условия абсолютной ликвидности баланса:
А1 > П1; А2 > П2; А3 > ПЗ; А4
2010 г.: А1П2; А3П4.
г.: А1П2; А3>П3; А4>П4.
г.: А1П2; А3>П3; А4>П4.
Ликвидность баланса отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе в стоимостной оценке, в реальной же ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.
Предприятие считается платежеспособным, когда существует возможность покрытия краткосрочных обязательств, имеющимися денежными средствами, краткосрочными финансовыми вложениями (ценные бумаги и т.д.) и активными расчетами (расчеты с дебиторами).
Изменение платёжеспособности определяется всей совокупностью экономических условий, в числе которых объёмы, структура и эффективность применённых ресурсов, техническое, технологическое оснащение, цены и затраты, качество производимой продукции и т.д . Анализ платежеспособности ООО «СМС - ЖБК - 1» представлен в таблице 2.
Таблица 2. Анализ платежеспособности ООО «СМС - ЖБК - 1»
Показатель2010 г.2011 г.2012 г.Абсолютное отклонениеТемп прироста %2011/ 20102012/ 20102011/ 20102012/ 2010Общий показатель ликвидности0,350,600,710,250,3671,43102,86Коэффициент текущей ликвидности0,941,702,060,761,1280,85119,15Коэффициент критической ликвидности 0,330,560,670,230,3469,70103,03Коэффициент абсолютной ликвидности0,110,210,200,10,0990,9181,82Доля оборотных средств в активах0,120,160,150,040,0333,3325,00Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами7,205,676,07-1,53-1,13-21,25-15,69
По состоянию на 2012 г. предприятие ООО «СМС - ЖБК - 1» считается платежеспособным, так как значение коэффициента текущей ликвидности на отчетную дату составляет 2,06, а коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными средствами 6,07, структура его баланса удовлетворительная.
Финансовая устойчивость предприятия - это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность при минимальном уровне предпринимательского риска. Анализ показателей финансовой устойчивости ООО «СМС - ЖБК - 1» представлен в таблице 3.
Таблица 3. Анализ финансовой устойчивости ООО «СМС - ЖБК - 1» за 2010 - 2012 гг.
ПоказателиГодОтклонение,(+/-)Темп прироста,%2010 2011 2012 2011/ 20102012/20102011/20102012/ 2010Коэффициент автономии0,820,840,880,020,062,47,3Коэффициент финансирования4,525,247,120,722,615,857,5Коэффициент финансовой зависимости0,180,160,12-0,02-0,04-11,5-32,0Коэффициент финансовой устойчивости0,90,910,920,010,021,12,2Коэффициент финансового рычага0,220,190,14-0,03-0,08-13,6-36,5Коэффициент маневренности-0,0040,040,050,0440,05411001350Коэффициент инвестирования0,90,960,990,060,096,6710,00Коэффициент постоянного актива1,0040,960,95-4,382-5,378-4,3-5,4Коэффициент обеспечения запасов собственными оборотными средствами-0,040,250,350,290,39725975Коэффициент обеспеченности активов собственными средствами-0,030,260,360,290,39966,671300Коэффициент собственных оборотных средств в совокупных активах-0,040,030,040,070,08175200
Исходя из вышеперечисленных коэффициентов, можно сделать следующие выводы: один из важнейших показателей, коэффициент автономии, в 2010 г. составил 0,82, что свидетельствует об увеличении финансовой независимости, повышения гарантии погашения предприятием своих обязательств и расширяя возможности привлечения средств со стороны. В 2011 и 2012 гг. он постепенно возрастает до значения 0,88. Важной характеристикой финансовой устойчивости является также коэффициент маневренности, показывающий, какая доля собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей более или менее свободно маневрировать этими средствами. В нашем случае данный показатель достаточно низкий, особенно в 2010 г., где он составил -0,004, но в динамике он возрастает до 0,05 в 2012 г.
Показатели рентабельности ООО «СМС - ЖБК - 1» представлены в таблице 4.
Таблица 4. Коэффициенты рентабельности
ПоказательГодОтклонениеАбсолютное (+,-)Темп прироста, %2010201120122011 г. от 2010 г.2012 г. от 2010 г.2011 г. к 2010 г.2012 г. к 2010 г.Рентабельность активов0,880,540,41-0,34-0,47-38,6-53,5Рентабельность собственного капитала1,1051,0421,007-0,063-0,098-5,7-8,9Рентабельность заемного капитала0,991,291,720,30,7330,373,7Рентабельность расходов по обычным видам деятельности0,290,350,380,060,0920,731,0Рентабельность производства0,30,370,390,070,0923,330,0Рентабельность продаж0,230,260,270,030,0413,017,4Валовая рентабельность0,240,290,30,050,0620,825,0
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия и его менеджмента в целом, доходность различных направлений его деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, поскольку их величина отражает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Показатели деловой активности показаны в таблице 5.
Таблица 5. Анализ деловой активности
ПоказательГодАбсолютное отклонениеТемп прироста2010201120122011/ 20102012/ 20102011/ 20102012/ 2010Коэффициент оборачиваемости всех активов 0,740,750,820,010,081,410,8Средний срок оборота всех активов в днях 486,5480439,02-6,5-47,5-1,3-9,7Коэффициент оборачиваемости оборотных активов6,726,246,82-0,480,1-7,11,5Средний срок оборота оборотных активов в днях 53,57157,69252,7864,121-0,7867,7-1,5Коэффициент оборачиваемости запасов 9,418,148,75-1,27-0,66-13,5-7,0Средний срок оборота запасов в днях 38,2644,2341,145,972,8815,67,5Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 24,0322,3524,4-1,680,37-7,01,5Средний срок оборота дебиторской задолженности в днях 14,9816,1114,751,13-0,237,5-1,5Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности8,219,129,310,911,111,113,4Средний срок кредиторской задолженности в днях 43,8439,4738,67-4,37-5,17-10,0-11,8
Оценка деловой активности предприятия является другим направлением анализа эффективности его работы. Деловая активность проявляется в динамичности развития, достижении им поставленных целей, эффективности менеджмента, что отражают: коэффициент оборачиваемости всех активов темп прироста, которого составил 10,8% по состоянию на конец 2012 г.; средний срок оборота всех активов в днях снизился на 9,7%.
Структура основных средств является величиной динамической или изменяющейся. Это значит, что через определенный промежуток времени структура основных средств изменяется, поскольку на предприятии имеют место процессы движения основных средств: ввод новых их элементов или выбытие по тем или иным причинам. Структура основных средств ООО «СМС - ЖБК - 1» рассмотрена в таблице 6.
Таблица 6. Состав и структура основных средств за 2010-2012 гг.
Показатель2010 г.2011 г.2012г.12/10, +,-12/10, %Сумма (руб.)Уд. вес, %Сумма (руб.)Уд. вес, %Сумма (руб.)Уд. вес, %Здания1656996,921630726,751892456,6423546+14,21Сооружения 195050481,42195070880,69221226177,59261757+13,42Машины и оборудование1374735,742380869,8530963310172160+125,23Транспортные средства1173514,90505032,091252754,397924+6,75Производственный и хозяйственный инвентарь77950,3331550,1329110,10-4884-62,66Земельные участки118300,49118460,49119160,4286+0,73Другие виды основных средств18730,08630,003630,002-1810-96,64Итого239552510024174331002851304100455779+19,03
Наибольший удельный вес в основных средствах имеют сооружения 77,59%. Удельный вес машин и оборудования в период с 2010 по 2012 увеличился с 5,74% до 10%, что говорит о повышении уровня технической оснащенности труда. Стоимость основных средств ООО «СМС - ЖБК - 1» в целом увеличилась за рассматриваемый период на 455779 тыс. руб.
Системный анализ финансового состояния проводится методом балльной оценки. Сущность методики балльной оценки финансового состояния заключается в классификации организаций по уровню финансового риска, т.е. любая анализируемая организация может быть отнесена к определенному классу в зависимости от набранного количества баллов, исходя из фактических значений ее коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости.
Заключение
маркетинговый менеджмент кадровый финансовый
Местом прохождения производственной практики является ООО «СпецмонтажСервис - ЖБК - 1». Общество является коммерческой организацией.
Принципом деятельности организации является - качество, оперативность и надёжность, обязательность перед клиентами и партнёрами.
Основная сфера деятельности предприятия является - предоставление сантехнических услуг.
Общество является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом.
Как и любая, организационно - управленческая структура, ООО «СМС - ЖБК - 1» имеет три уровня управления: высший, средний и оперативный.
За время прохождения производственной практики на ООО «СпецмонтажСервис - ЖБК - 1», были изучены: структура предприятия, задачи, выполняемые структурными подразделениями, сфера деятельности и рынок сбыта предоставляемых услуг, различные виды строительно-монтажных и строительных работ, основы составления проектно-сметной документации, техникой безопасности и реализовала полученные знания на практике.