ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И СЕРВИСА
КАФЕДРА ТУРИЗМА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
ОТЧЕТ
о производственной практике
студента очной формы обучения 4 курса группы 82000905
Ковалева Егора Олеговича
проходившего практику в качестве менеджера по работе с клиентами; организация-база практики: ООО «Бон Рут»;
сроки прохождения практики:
с 01.07.2013 по 20.07.2013
Белгород 2013
Введение
Туризм - одна из самых динамично развивающихся отраслей экономики России. Такому бурному росту способствует глобализация экономических, политических и культурных процессов. В туризме активно реализуются инновационные программы, улучшается инфраструктура, активно привлекаются инвестиции.
Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма. Туризм в современном обществе играет большую роль. Значение туризма в жизни людей, регионов, государств и в международной жизни сегодня не возможно переоценить. В настоящее время туризм это мощная индустрия, включающая в себя разнообразные формы динамично развивающегося предпринимательства.
Производственная практика является важнейшей составной частью учебного процесса. Она способствует закреплению и расширению знаний, полученных в процессе обучения, позволяет приобрести профессиональные навыки самостоятельной работы в подразделениях предприятия, обеспечивает ознакомление с организацией производства и работой предприятия, знакомство с трудовым коллективом.
В период с 1 июля по 20 июля 2013 года я проходил практику в ООО «Бон Рут».
Цель производственной практики - закрепление теоретического материала, приобретенного в рамках дисциплин ранее изученных курсов, получение практических навыков и знаний в сфере туристского бизнеса.
Цель настоящего отчета - проведение диагностики выполненной работы в процессе прохождения практики, выполнение практических заданий, поставленных во время прохождения практики и их решения.
Задачи, подлежащие исследованию в процессе прохождения производственной практики:
. Общая характеристика ООО «Бон Рут»;
. Среда функционирования ООО «Бон Рут»;
. Продукция туристической фирмы и ее конкурентоспособность;
. Производственные ресурсы туристической компании;
. Организация производства ООО «Бон Рут»;
. Производственная структура предприятия;
. Управление туристической компанией;
. Планирование на ООО «Бон Рут»;
. Факторы развития ООО ТК «Бон Рут»;
. Финансовые ресурсы ООО ТК «Бон Рут»
. Учет и отчетность на ООО ТК «Бон Рут»;
. Аналитическая деятельность ООО ТК «Бон Рут».
Объектом исследования является характеристика деятельности предприятия на рынке туристических услуг.
Предметом исследования выступает деятельность туристической компании ООО «Бон Рут».
В качестве информационной основы выступили бухгалтерский баланс ООО «Бон Рут» за 2010 - 2012 гг. и отчеты о прибылях и убытках (Приложение 1,2).
1. Общая характеристика «Бон Рут»
ООО «Бон Рут» расположено по адресу гг. Белгород, Свято-Троицкий бульвар, 11 - 2 этаж, телефон (4722) 35-50-66. Компания была основана в 2000 году. Генеральный директор - Шубина Ю. С.
ООО «Бон Рут» выступает как юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков, печать со своим фирменным наименованием. Организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью. Туристическая компания имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом или ответчиком в суде, арбитражном суде.
Компания находится в самом центре города, возле остановки Свято-Троицкий бульвар, имеет хороший подъезд и место для парковки автомобилей клиентов. Предприятие арендует помещение под офис, по соседству с различными организациями.
Режим работы круглогодичный: по будням с 10.00 до 20.00, в субботу с 10.00 до 16.00, выходной день воскресенье.
ООО «Бон Рут» имеет грамоты и сертификаты, официально подтверждающие признание добросовестной и успешной работы компании. Клиенты знают и ценят высочайшее качество предоставляемых компанией туристических услуг и приходят к ним снова и снова.
Основной целью работы туристической компании, является предоставление и организация комплексного туристического обслуживания.
Миссия ООО «Бон Рут» заключается в развитии туристического бизнеса в городе Белгород, выведении туристической отрасли на уровень, соответствующий международным стандартам, повышении инвестиционной привлекательности данного сектора экономики, максимально полном удовлетворении потребителей туристических услуг.
Компания имеет городскую телефонную линию, факс, ксерокс, несколько компьютеров, принтеров, кондиционеров, подключение к сети Интернет.
Общая численность штата компании - 4 человека. Для таких небольших туристический компаний, как правило, характерна функциональная структура управления. В основе такой структуры идея того, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных видов деятельности [2].
Анализируя представленные в таблице 1. данные, можно проследить динамику основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Бон Рут» за 2010 - 2012 года.
Таблица 1.1 - Динамика основных экономических показателей деятельности туристского предприятия ООО «Бон Рут» за 2010-2012 гг., тыс. руб.
Показатели2010 год2011 год2012 годАбсолютное отклонение, (+,-)Темп роста, %2011 г. /2010 г.2012 г./ 2011 г.2011 г. /2010 г.2012 г. / 2011 г.Выручка, тыс. руб. - в действующих ценах; -в сопоставимых ценах1375,32007,52227,6632,2220,1145,9110,91496,32129,92374,6633,6244,7142,3111,4Себестоимость (в сумме), тыс. руб.750,11145,41295,3395,3149,9152,6113,08Уровень себестоимости, %54,557,0554,52,55-2,55104,695,5Прибыль от продаж424,9610,4642,2185,532,2143,6105,2Прибыль до налогообложения, тыс. руб.424,9610,4642,2185,532,2143,6105,2Чистая прибыль, тыс. руб.38,159,174,22115,1155,1125,5Рентабельность выручки, %30,830,428,80,4-2,498,794,7Чистая рентабельность выручки, %2,72,93,30,20,4107,4113,7Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.797,3811,4821,314,19,9101,7101,2Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.691,7799,1968,4107,4169,3115,5121,1Уставный капитал, тыс. руб.112011201120----Среднесписочная численность работников, чел.555----Индекс цен1,0881,0611,066----
Таким образом, динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности туристской компании ООО «Бон Рут» показала, что выручка от реализации туристских услуг за 2011 год увеличилась на 632,2 тыс. руб. по сравнению с предыдущим год за счёт роста доходов от реализации основных услуг - реализации туруслуг. Также выручка от реализации туристских услуг в 2012 году составил 2227,6 тыс. руб., что на 220,1 тыс. руб. больше чем в 2011 году. Однако, рост себестоимости предоставляемых услуг туристским предприятием вырос на 13,08 % и не сказался на выручке, поскольку в 2012 году она составила 11295,3 тыс. руб., что на 220,1 тыс. руб. выше, чем в предыдущем году.
Поскольку чистая прибыль является частью балансовой прибыли организация, которая остаются в её распоряжении после уплаты всех налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет, а также используется для увеличения оборотных средств фирмы, формирования фондов и резервов организации, то, данный показатель за исследуемый период имел, устойчивую тенденцию к росту так как в 2010 году он составил 38,1 тыс. руб., в 2011 году повысился на 21 тыс. руб. и в 2012 году составил 74,2тыс. руб. Всё это отразилось на среднегодовой стоимости оборотных средств туристского предприятия. Так, с 2010 года стоимость оборотных средств туристского предприятия увеличилась с 691,7 тыс. руб. до 968,4тыс. руб. Это показывает то, что туристское предприятие развивается, тем самым обеспечивает непрерывность хозяйственной деятельности предприятия.
2. Среда функционирования фирмы
На успешность функционирования ООО «Бон Рут» оказывают влияние два фактора, являющихся неотъемлемым условием любого рынка, это внешняя и внутренняя среда. «Бон Рут» может развиваться при наличии в стране определенных внешних и внутренних факторов (условий), в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного преуспевающего предпринимательства, т.е. если сформирована определенная предпринимательская среда. Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в нашей области благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской туристической деятельностью, направленной неудовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.
«Бон Рут» функционируют в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую среду, которая и представляет интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих турфирме добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров и получении прибыли (дохода). Каждая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных, а также слабых сторон конкурентов.
Конкурентная среда туристической индустрии г. Белгород
№ п/пНаименование туристической фирмыЭлектронный адресОпыт работы на рынкеМесторасположение1 2 3 4 5 6 SunLife Бонвояж Мир Путешествий Градарика Дирижабль Доброхотsunlife.tur@mail.ru @rambler.ru @bk.ru bel.tour@mail.ru @mail.ru @mail.ru 4 года
лет
лет
год
года
года
Б.Хмельницкого, 52
Б.Хмельницкого,20/22
Победы,69
Народный бульвар, 70
Преображенская, 44
Щорса, 8
По отношению к своим конкурентам ООО ООО «Бон Рут» обладает такими преимуществами как удобное месторасположение в самом центре города, опыт работы на рынке, скидки на туры для постоянных клиентов, быстрый и качественный сервис, широкий спектр услуг.
Поставщики
Для организации тура ООО «Бон Рут» привлекает предприятия и организации, обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании:
средства размещения;
транспортные фирмы;
посреднические туристские предприятия;
торговые предприятия;
предприятия общественного питания и т.д.
Компания работает с такими туроператорами как: Tez - tour, Pegas Touristik, Natalie Tours, Pac, Paks, Solvex, Vand и многие другие.
Покупатели туристических услуг
Потребителями услуг ООО «Бон Рут» является местное население, корпоративные клиенты, гости города. Благодаря успешной рекламной компании, туристическое агентство известно далеко за пределами города, и с каждым годом целевой сегмент расширяется, приобретая новые, более масштабные размеры.
3. Продукция туристической фирмы и ее конкурентоспособность
ООО «Бон Рут» занимается предоставлением туристических услуг населению, а именно:
реализация туров, как по РФ, так и за границу (пляжные, экскурсионные, горнолыжные, оздоровительные туры.);
осуществление визовой поддержки;
организация транспортного обслуживания, в том числе бронирование билетов на все виды транспорта;
обеспечение проживания туристов, в том числе бронирование гостиничных номеров.
ООО «Бон Рут» является турагентом, следовательно, в ходе своей работы использует уже готовый туристический продукт и реализовывает его покупателям.
Одним из важных факторов, определяющих успешного функционирования туристической компании, является объем продаж. В таблице 3.1 представлены данные о проданных турах за период 2010 - 2012 гг.
Таблица 3.1 - Проданные туры в 2010 - 2012 гг., ты
НаправлениеГодАбсолютное отклонение, (+,-)2010201120122011г./2010 г.2012г./2011 гРоссия и страны СНГ530525490535Турция700650800150150Египет5506106906080Греция3003204002080Кипр14024023010010Италия25030044050140Испания3704104204010туристический фирма конкурентоспособность управление
Таким образом, наблюдается тенденция увеличения проданных туров, в 2011 году по сравнению с 2010 в среднем на 50 единиц, а в 2012 году было продано на намного больше туров за аналогичный период прошлого года.
Все цены, которые предоставляет ООО «Бон Рут» на свои услуги являются фиксированными, т.е. компания работает по ценам туроператора, не повышая стоимость тура, хоть и выполняет функцию посредника между туроператором и туристом. Туроператоры, подписывая договор на сотрудничество с компанией, установили для неё комиссию (процент, который будет получать турфирма одного проданного тура). Цена на туристскую услугу формируется вместе с составлением тура. Она зависит от основных услуг: места отдыха, количества дней тура, категории отеля, организации питании, организации культурной программы и дополнительных: оформление визы и загранпаспорта, оформление, растаможивание и страховка багажа. Окончательная цена тура может быть скорректирована в связи с предоставлением дополнительных услуг и различных скидок, которые могут варьироваться в пределах 4-6 %.
4. Производственные ресурсы ООО фирмы
К производственным ресурсам компании следует отнести основные средства, нематериальные активы и персонал. Нематериальные активы включают: регистрацию, лицензирование, сертификацию, программное обеспечение, печать и штамп, расчетный счет в банке [7].
Персонал ООО «Бон Рут» является основным фактором успешной работы фирмы на рынке туристических услуг Белгородской области. В штат фирмы входят: генеральный директор, бухгалтер, 2 менеджера по работе с клиентами. В туристической компании используется повременно-премиальная форма заработной платы. Это наиболее рациональный вариант, так как работники получают не только фиксированную месячную плату, но и вознаграждение за сверхурочные часы, за увеличение объема выполняемых работ, а так же премии к праздникам. Выбранная система оплаты труда, предусматривает мотивацию к выполнению большего объема работы, также увеличению ее качества.
5. Организация производства фирмы
Туристическая компания ООО «Бон Рут» взаимодействует с клиентами на основе договора о реализации туристского продукта, который должен содержать основные условия, предусмотренные статьей 10 ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ». Компания при заключении договора предоставляет туристу необходимую и достоверную информацию о туристском продукте и всех услугах предоставляемых туристу. К ней относятся: данные о необходимых документах, о въездных и выездных правилах, о действиях в случае возникновения затруднительной ситуации. При передаче туристу различных памяток и сведений, туристическая компания «Бон Рут» получает у него подпись, подтверждающую ознакомление со всеми требованиями. Любые уведомления и сообщения оформляются письменно.
6. Производственная структура туристической фирмы
В туристической компании «Бон Рут» можно выделить два функциональных подразделения, а именно: бухгалтерия, менеджеры по работе с клиентами.
Бухгалтерия ведет учет фирмы, составляет отчетности, сдает баланс, начисляет и выдает заработную плату, ведет отчетность перед государственными органами учета [10].
К функциям отдела по работе с клиентами относятся:
работа с клиентами;
прием заявок у клиентов;
проработка плана индивидуального тура;
связь с операторами и средствами размещения;
бронирование туров;
оформление виз, страховок.
ООО ТК «Магазин путешествий Белгород» находится под охраной частной охранной организации, в офис оснащен кнопкой немедленного вызова охраны. Кроме того, при организации рабочих мест сотрудников соблюдены все технические, гигиенические и противопожарные требования.
7. Управление туристической фирмой
Управляет ООО «Бон Рут» директор, в обязанности которого входят разработка имиджа фирмы, маркетинг, представительские функции, взаимодействие с партнерами, получение необходимых лицензий, набор и обучение персонала.
В связи с тем, что в фирме отсутствует маркетинговый отдел, функции маркетолога возлагаются на директора. К ним относятся: изучение потребительского рынка, разработка и внедрение рекламы (печатной продукции, внешнее оформление фирмы, реклама на радио и в печатных средствах).
8. Планирование в туристической фирме
Для успешного функционирования на рынка, туристическая компания придерживается ранее разработанных планов. Основным, планом, который служит основой, является стратегический план фирмы. Он содержит такие разделы как:
цели и направления деятельности;
текущие и долгосрочные задачи;
описание наиболее важных программ;
описание внешних операций;
объем капитальных вложений и распределение ресурсов.
Кроме того, «Бон Рут» придерживается таких заданных плановых программ, как:
маркетинговая программа (планы маркетинга для основных видов услуг);
план по труду и кадрам (рост производительности труда, численность персонала);
план материально - технического обеспечения (определение потребностей в материально-технических ресурсах);
план социального развития коллектива.
9. Факторы развития фирмы
Туристическая индустрия это одна из наиболее динамичных отраслей, быстро развивающихся в мировом хозяйстве. Туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. В настоящее время туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства. Основу развития ООО «Бон Рут» формируют следующие существенные моменты:
) Увеличение доли выездного туризма;
) Уменьшение диспропорции между ресурсным обеспечением и степенью его использования;
) Государственная поддержка отечественного туризма.
ООО «Бон Рут» функционирует благодаря налаженным связям, с такими структурами как правовая (охватывает законодательную и нормативную базу, таможенную и консульскую службы), финансово-экономическая (системы налогообложения и страхования, финансовые взаимоотношения), кадровая (подготовка кадров для туризма, научные исследования и т.д.).
Государственная поддержка заключается в стимулировании потребностей населения в услугах туризма. Проявлением эффективности ООО «Бон Рут» является прибыльность индустрии туризма и ее вклад, пусть и небольшой, в национальную экономику.
С точки зрения механизма влияния на развитие ООО «Бон Рут» можно определить факторы объективные, которые обуславливают развитие предприятия:
) Рост общественного богатства;
) Сокращение рабочего времени;
) Урбанизация (концентрация населения в городах, отрыв от природы вызывает необходимость проведения свободного времени вне зон постоянного проживания);
) Уровень общественного сознания.
) Стабильность и открытость политики и экономики
) Укрепление позиций России на мировом туристическом рынке.
К негативным факторам развития рынка ООО «Бон Рут» относятся:
) Напряженность в международных отношениях;
) Неустроенность туристических ресурсов;
) Неразвитость индустрии туризма;
) Высокий уровень конкуренции.
Указанные факторы влияния на ООО «Бон Рут» должны определять цели предприятия и приоритетные направления развития его бизнеса.
10. Финансовые ресурсы фирмы
Финансовое положение ООО «Бон Рут» устойчиво, за последние года, увеличился объем реализации туров и повышение прибыли позволило предприятию увеличить заработную плату сотрудникам. Целевой сегмент рынка, на котором работает ООО «Бон Рут» может быть представлен так: люди различного возраста в диапазоне от 20 до 60 лет, с доходами выше средних и со средним, желающие отдыхать с комфортом, чувствовать себя защищенными и познавать новое. Приобретая туристскую путёвку, клиенты подписывают с фирмой договор, в котором указан тщательно отработанный набор условий, что позволяет предупредить возможные недочёты и конфликты в обслуживании.
В условиях, существующих на рынке туристских услуг белгородской области турфирме приходится для увеличения своей прибыли изыскивать внутренние резервы для повышения эффективности своей деятельности, прежде всего в сфере управления, то есть менеджмента и управления маркетингом.
11. Учет и отчетность фирмы
В соответствии с приказом Министерства Финансов РФ от 28.07.1995г. каждая организация должна иметь выбранную учетную политику. В Уставе ООО «Бон Рут» имеется пункт «Учет и отчетность», в котором обговариваются основные условия ведения учета и составления отчетности.
Главный бухгалтер ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность, в порядке, установленном действующим законодательством, должностные лица фирмы несут материальную, административную и уголовную ответственность за их искажение.
ООО ТК «Бон Рут» представляет государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации.
Налоговые и другие государственные органы, на которые законодательством возложена проверка деятельности предприятий, осуществляют ее по мере возникновения необходимости и в пределах своей компетенции.
Так же в Уставе рассматриваются вопросы о публичной отчетности общества, а также о хранении документов общества.
В процессе хозяйственной деятельности ООО «Бон Рут»постоянно ведет расчеты с поставщиками, заказчиками, с туристами, с кредитными учреждениями, с бюджетом и другими юридическими и физическими лицами по разным хозяйственным операциям.
12. Аналитическая деятельность
Аналитическая деятельность ООО «Бон Рут» осуществляется директором предприятия. Важную роль в обеспечении повышения эффективности функционирования играет экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, являющийся составной частью экономических методов управления. Анализ является базой планирования, средством оценки качества планирования и выполнения плана.
Анализом хозяйственной деятельности называется научно разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается экономика предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования [15].
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.
Экономический анализ работы предприятий подразделяется на внутренний, производимый работниками предприятий, и внешний, выполняемый вышестоящими или другими функциональными организациями.
Заключение
Во время прохождения производственной практики в ООО «Бон Рут» были приобретены не только практические навыки в сфере технологий туристического бизнеса, но и закрепились и углубились теоретические знания, была реализована возможность самостоятельной работы.
Анализ деятельности ООО «Бон Рут» показал, что компания довольно успешно функционирует на рынке туризма, реализует туры, как по стране, так и за рубежом. Основную прибыль предприятие получает от реализации индивидуальных туров, второй по объему полученной прибыли является продажа авиа и железнодорожных билетов, третье место занимает продажа корпоративных туров.
Внешняя среда компании определяется как факторы её внешнего окружения, которые имеют непосредственное отношение к функционированию организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации: потребители, партнёры и поставщики, Законы и государственные органы, конкуренты.
По отношению к своим конкурентам ООО «Бон Рут»обладает рядом преимуществ, самым главными из которых, является доверие потребителей туристских услуг, удобное месторасположение и устойчивое конкурентное местоположение. В наибольшей степени благоприятное влияние на компанию оказывают покупатели и партнёры, со стороны которых на сегодняшний день нет каких-либо существенных угроз.
В последнее время экономическая составляющая деятельности компании сопровождается тенденцией повышения прибыли. Причинами этого могли послужить такие факторы как, высокая заинтересованность потребителей, устойчивое политическое и экономическое состояния некоторых стран. Компания устойчиво показывает свой экономический рост.
Список использованных источников
1.Кондратьев К.П. Организация обслуживания на предприятиях туризма. [Текст]: учебное пособие./ К.П. Кондратьев - М.: Гос. Электротехн. Ун-т, 2009.
.Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ф. Котлер. - Изд.4-е, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 - 639 с.
.Морозова Н.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.С. Морозова. - М.: Центр, 2010 - 235 с.
.Палли М. Азбука ресторатора. Все, что нужно знать, чтобы преуспеть в туристском бизнесе [Текст]: статья./ М. Палли - М.: BBPG, 2006. - 74 с.
.Кучер Л. С. Организация управления и производства в сфере туризма [Текст]: учебник./ Л. С.Кучер. - М.: «Гардарики», 2008.- 84 с.
.Афанасьев М.П. Маркетинг - стратегия и практика фирмы [Текст] / М.П. Афанасьев. - М.: Финстатинформ, 2009 - 104 с.
.Голубков Е.П. Маркетинг - стратегии, планы, структуры [Текст] / Е.П. Голубков. - М.: Издательское Дело, 2008 - 189 с.
.Солдатенко Д. Современное туристическое предприятие: новые форматы [Текст]: учебник./ Д. Солдатенко - М.: «Дело», 2009. - 56 с.
.Милл Р.К. Управление туристической компанией. [Текст]: учебное пособие./ Р.К. Милл.- М.: «Юнити», 2007. - 24 с.
.Клименко А.В. Особенности сферы услуг и механизм ее влияния на развитие национальной экономики [Текст]: учебное пособие./ А.В. Клименко - М.: С.-Петерб. Гос. инженер.-экон.акад, 2008.- 230 с.
.Маркова В. Д. Маркетинг услуг [Текст]: учебное пособие./ В.Д. Маркова - М.: «Бином», 2008 - 16 с.
.Фомин В.Д. Управление качеством. Сертификация [Текст]: учебное пособие для студентов экономических вузов./ В. Д. Фомин - М.: «ПРИОР», 2007.- 37 с.
.Котлер Ф. Гостеприимство и туризм [Текст]: учебник./Ф. Котлер - М.: «ЮНИТИ», 2009. - 18 с.
.Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие [Текст]: учебное пособие для студентов вузов./ Л.Г Ионин - М.: «Логос», 2010. - 41 с.
.Плошай И.В. Организация и управление предприятиями сферы услуг [Текст]: под ред. Маслова./ И.В. Плошай - М.: «Наука», 2010. - 5 с.
Приложение 1
Приложение № 1 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н (в ред. Приказа Минфина РФ от 05.10.2011 № 124н)
Бухгалтерский баланс Местонахождение (адрес) Российская Федерация, г. Белгород, пр-т Белгородский д. 96
На31 дек.На 31 декабряНа 31 декабряПояснения 1Наименование показателя 22010г.32011г.42012г.5АКТИВ
На31 дек.На 31 декабряНа 31 декабряПояснения 1Наименование показателя 22010г.32011г.42012г.5ПАССИВIII. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ 6Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)---Собственные акции, выкупленные у акционеров(-)7(-)(-)Переоценка внеоборотных активов---Добавочный капитал (без переоценки)---Резервный капитал---Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)---Итого по разделу III1301,61328,31343,2IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАЗаемные средства---Отложенные налоговые обязательства---Оценочные обязательства---Прочие обязательства---Итого по разделу IV370,5415,0490,0V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАЗаемные средства116,3110,294,4Кредиторская задолженность221,8297,9384,9Доходы будущих периодов---Оценочные обязательства---Прочие обязательства57,978,4125,9Итого по разделу V396,0486,5605,2БАЛАНС2068,12229,92438,5
Примечания
1. Указывается номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу Приложение 2