Министерство образования Республики Беларусь
Частный институт управления и предпринимательства
Кафедра экономики предприятия
ОТЧЕТ
по преддипломной практике в ОДО «Стильная открытка»
Минск 2012
ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная практика по специальности является одним из завершающих этапов в системе подготовки специалистов. Она проводится на промышленных предприятиях Республики Беларусь.
Цель практики - закрепление и углубление знаний, полученных студентами за время обучения в институте, приобретение практических навыков по специальности в условиях перехода предприятий к рыночным отношениям.
Указанная практика является одновременно этапом выполнения дипломной работы, поэтому в период ее прохождения студент собирает и анализирует информацию по теме дипломной работы.
Задачи практики:
изучение и анализ всех видов деятельности предприятия в условиях перехода к рыночной экономике;
-ознакомление с содержанием и овладение навыками технико-экономического планирования и разработки планов экономического и социального развития предприятия;
приобретение практических навыков анализа экономических процессов выбора и обоснования управленческих решений в конкретных производственных ситуациях;
ознакомление с экономико-математическими методами и электронно-вычислительной техникой, используемыми в прогнозировании, планировании, управлении и организации производства;
систематизация и анализ фактической информации для ее дальнейшего использования в процессе написания дипломной работы.
Я проходил преддипломную практику в ОДО «Стильная открытка», которая была выполнена самостоятельно и в соответствии с учебным планом.
1. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
.1 Предприятие как субъект хозяйствования
прибыль финансовый задолженность капитал
Общество с дополнительной ответственностью «Стильная открытка», создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», иными законодательными актами Республики Беларусь.
Юридический адрес: 222310, Республика Беларусь, Минская область, г. Молодечно, ул. К.Буйло, д. 5 а, ком 3.
Общество является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
- сдача внаем собственного недвижимого имущества;
- производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары;
- производство бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения;
- производство писчебумажных изделий;
- оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
- деятельность такси;
- организация перевозок грузов;
- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации;
- издательская деятельность;
- издание книг;
- издание газет;
- издание журналов и периодической публикации;
- прочие виды издательской деятельности;
- розничная торговля книгами, газетами и писчебумажными принадлежностями и пр.
Общество осуществляет внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Среднесписочная численность персонала ОДО «Стильная открытка» по состоянию на 01.01.2012 года составила 75 человек.
Основные финансово-экономические показатели развития предприятия:
выручка от реализации продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 24,9 % или на 2627 млн. рублей. В 2011 году по сравнению с 2010 годом выручка от реализации продукции увеличилась на 26,4 % или на 3479 млн. рублей;
-себестоимость реализованной продукции в 2011 году составила 15216,0 млн. рублей. Темп роста в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 133,4 %. Темп роста себестоимости в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 121,1 %. Увеличение темпа роста себестоимости реализованной продукции связано с увеличением материальных затрат (рост отпускной стоимости основного и дополнительного сырья и материалов, стоимости тепло- и энергоресурсов и пр.);
в 2011 году предприятие ОДО «Стильная открытка» получило прибыль от реализации продукции на сумму 841,0 млн. руб., что на 419,0 млн. руб. меньше, чем в 2010 году, в 2010 году прибыль от реализации продукции составила 1260,0 млн. руб., что на 530,0 млн. руб. больше, чем в 2009 году.
рентабельность реализованной продукции в 2009 году составила 7,7 %, в 2010 году рентабельность составила 11,0 %, что на 3,3 п.п. больше, чем в 2009 году, а по итогам 2011 года снизилась на 5,5 п.п. по сравнению с 2010 годом, и составила - 5,5 %;
коэффициент текущей ликвидности в 2011 году составил 1,48, (нормативное значение 1,2). Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации;
коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2011 году равен 0,247 (при нормативе 0,15). Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.
Рынок сбыта продукции ОДО «Стильная открытка»: Республика Беларусь (доля рынка 68 %), Российская Федерация (доля рынка 30 %), страны СНГ (доля рынка 2%).
Долгосрочными целями ОДО «Стильная открытка» является получение стабильной прибыли, выход на новые рынки, освоение достижений научно-технического прогресса, развитие инициативы и самостоятельности трудового коллектива.
.2 Организация управления на предприятии
Организационную структуру управления можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей предприятия.
Организационно-управленческая структура ОДО «Стильная открытка» представлена на - рисунке 1.1 - Организационно-управленческая структура ОДО «Стильная открытка».
Рисунок 1.1 - Организационно-управленческая структура ОДО «Стильная открытка»
Организационная структура управления ОДО «Стильная открытка» характеризуется четкостью и слаженностью всех звеньев.
Текущее руководство деятельностью предприятия осуществляет директор, который:
без доверенности действует от имени предприятия и представляет его интересы;
-в пределах своей компетенции и в порядке, определенном Уставом предприятия, распоряжается имуществом;
заключает договоры, открывает счета в банках;
издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными ему работниками;
утверждает штаты, принимает на работу и увольняет работников,
самостоятельно решает все вопросы деятельности, за исключением тех, которые отнесены к компетенции собственника.
Директор несет ответственность за деятельность предприятия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Должностные обязанности остальных работников аппарата управления регламентированы их должностными инструкциями.
Приведенная организационная структура управления относится к функциональной с элементами линейной структуры. Это прослеживается в наличии функциональных подразделений в организации, которые выполняют строго определенные функции, но при возникающей необходимости специалисты подразделений могут объединяться для решения различного рода задач.
Организационная структура полностью отвечает требованиям функционирования организации и решению всех производственных целей деятельности.
.3 Планирование на предприятии
Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности предприятия.
В практике ОДО «Стильная открытка» выделяются две основные системы планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.
Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости, как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства продукции на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.
Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующее развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства продукции.
ОДО «Стильная открытка» работает в жестких условиях рынка и для устойчивого удержания своих позиций занимается отслеживанием цен на аналогичные виды продукции.
Стратегия ценообразования на предприятии направлена на поддержание уровня цен, обеспечивающего покрытия затрат на производство и реализацию продукции и получение максимально высокого уровня доходов при соблюдении законодательства и с учетом ценовой политики конкурентов.
Система планов на предприятии может быть систематизирована следующим образом:
по срокам исполнения: оперативно-календарные, текущие, среднесрочные, долгосрочные, стратегические;
-по назначению: производственные, коммерческие, планы инвестиций и планы, направляющие на техническое развитие, планы по труду, заработной плате, социальному обеспечению персонала, подготовки и повышения квалификации кадров;
по уровням управления: планы работ структурных подразделений.
Знание всех возможных альтернатив развития позволяет руководству предприятия перейти к выбору стратегии, целью которого является выбор альтернативы, которая максимально повысить долгосрочную эффективность организации.
В ОДО «Стильная открытка» разрабатывается бизнес-план для текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности, возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств.
Рассматриваемое предприятие использует следующие методы планирования: балансовый - баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс и др.; нормативный - в процессе планирования используется целая система нормативов и норм. Это нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, нормы численности, трудоемкости, нормативы использования машин и оборудования, длительность производственного цикла, запасы сырья, нормативы организации производственного процесса, материалов и топлива, финансовые нормативы и др.
Планирование и управление экономической деятельностью тесно связаны между собой такими функциями производственного менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала - руководители всех уровней управления, экономисты и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д.
Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.
Тактический план представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, направленную на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых ресурсов.
Текущее планирование осуществляется детальной разработкой планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений. Главная задача текущего планирования - разработка плана производства и реализации продукции и на его основе системы планов: сметы расходов, рекламных мероприятий, реализации прибыли, капитальных вложений, исследований и разработок, финансового плана и планов по труду.
.4 Труд и персонал
В ОДО «Стильная открытка» работу по организации и нормированию труда, оплате и стимулированию возглавляет отдел организации труда и заработной платы (ООТиЗ), входящий в состав планово-экономического отдела.
В ОДО «Стильная открытка» применяется централизованная система работы по организации и нормированию труда, которая сосредоточена в ООТиЗе. Это обеспечивает единство методологии, специализацию по видам работ и категориям работников, независимость от участков, что оказывает положительное влияние на качество норм.
В ОДО «Стильная открытка» применяются следующие виды норм:
норма времени - это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работнику, бригаде, соответствующих квалификаций в определенных организационно - технологических условиях.
-норма обслуживания - это количество производственных объектов, которые работник или бригада должны обслуживать в течение единицы времени.
норма выработки - это установленный объем работ, который работник обязан выполнить в единицу рабочего времени.
Нормы труда для эффективного выполнения своих функций должны своевременно отражать прогрессивные изменения в технике и технологии производства, происходящие на рабочих местах под влиянием научно-технического процесса, реагировать на мероприятия по совершенствованию организации труда, производства и управления, отражать достижения трудовых коллективов и передовых рабочих. Исходным здесь является требование обеспечить наиболее полное соответствие действующих норм реальным затратам в существующих производственных условиях. Полное соответствие норм реальным затратам времени следует рассматривать как равенство, свидетельствующее о высоком качестве норм. Одним из главных требований к качеству норм труда является обеспечение их нормальной и равной напряженности по всем рабочим местам.
Уровень выполнения норм в ОДО «Стильная открытка» в 2011 году составил 124,6 %, что свидетельствует о перенапряженности норм.
В пределах участка и отдельного рабочего места объективную оценку напряженности действующих норм с помощью данного показателя получить нельзя, так как в масштабах между фактическим и нормированным временем выполнения операции имеются существенные различия в результате влияния конкретных особенностей и условий производства, а также малая достоверность статистического учета отклонений от нормальных условий работы (простоев рабочих и оборудования, времени работы в сверхурочное время, отклонение от требований, предусмотренных технологическим процессом, выполнения работ рабочими более низкой квалификации, чем предусмотрено технологией).
Анализ состояния нормирования труда осуществляется с целью поддержания высокого уровня напряженности действующих норм, расширения степени охвата нормирования различных категорий работающих.
Анализ качества действующих норм включает:
оперативный анализ состояния нормирования труда рабочих-сдельщиков на основе статистической и оперативной информации, материалов первичного учета;
-целевой анализ нормирования труда рабочих-сдельщиков на основе данных оперативного анализа и имеет целью выявить причины устойчивых отклонений в напряженности действующих норм по отдельным подразделениям и профессиям рабочих.
Перевыполнение норм труда вызвано имеющимися недостатками в учете фактического объема работ, нарушением технологии.
Уровень напряженности норм отражает степень интенсивности труда, чем выше напряженность нормы, тем меньше средний уровень ее выполнения и, наоборот, - по мере снижения напряженности нормы средний уровень ее выполнения возрастет.
По результатам проведенного анализа разрабатываются меры, направленные на повышение качественного уровня нормирования и расширения сферы его применения. Эти меры предусматривают:
расширение сферы нормирования труда;
-установление и внедрение технически обоснованных норм взамен устаревших;
своевременную замену норм времени и обслуживания новыми нормами по мере проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда;
улучшение организационно-технического уровня производства и доведение его до уровня, предусмотренного нормативами.
Среднесписочная численность персонала ОДО «Стильная открытка» по состоянию на 01.01.2012 года составила 75 человек.
Среднемесячная заработная плата в 2011 году составила 1686 тыс. рублей, в 2010 году - 1507,6 млн. рублей. Темп роста среднемесячной заработной платы одного работающего в 2011 году по сравнению с 2010 г. составил 111,8 %.
На рисунке 1.2 - Динамика среднемесячной заработной платы в ОДО «Стильная открытка» за 2009-2011 гг. графически изображена динамика изменения среднемесячной заработной платы.
Рисунок 1.2 - Динамика среднемесячной заработной платы в ОДО «Стильная открытка» за 2009-2011 гг.
Динамика среднемесячной заработной платы имеет устойчивую тенденцию роста.
На предприятии действует сдельно-премиальная, повременно-премиальная системы оплаты труда.
Производится премирование рабочих, руководителей, специалистов и служащих: за основные результаты хозяйственной деятельности и выполнение особо важных работ согласно действующим на предприятии положениям в пределах заработанных средств.
Выплата заработной платы работникам производится два раза в месяц: окончательный расчет - не позднее 20-ого числа следующего месяца.
Производительность труда - показатель экономической эффективности трудовой деятельности работников. Она определяется отношением количества выпущенной продукции или услуг к затратам труда т.е. выработкой на единицу затрат труда. От уровня и динамики производительности труда зависят развитие общества и уровень благосостояния всех его членов. Более того, уровень производительности труда определяет и способ производства.
Проанализируем изменение производительности труда на предприятии - таблица 1.1 - Динамика изменения производительности труда за 2009-2011 гг.
Таблица 1.1 - Динамика изменения производительности труда за 2009-2011гг.
Наименование показателя2009 г.2010 г.Темп роста 2010 год к 2009 году %2011годТемп роста 2011 год к 2010 году %Выручка, млн. рублей1053013157124,916636126,4Численность персонала, чел.6871104,475105,6Производительность труда, млн. руб.154,85185,31119,7221,8119,7
На основании данных таблицы 1.1 - Динамика изменения производительности труда за 2009-2011 гг. - можно сделать вывод, что темп роста производительности труда остается неизменным.
.5 Основные фонды предприятия
Экономическая сущность основных фондов предприятия состоит в постоянном кругообороте основного капитала.
Основные фонды занимают, как правило, основной удельный вес в общей сумме основного капитала ОДО «Стильная открытка». От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия: оказание услуг, их себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния.
Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств служат показатели рентабельности (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоотдачи (отношение стоимости выполненных работ после вычета НДС к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи). Проанализируем эффективность использования основных производственных фондов за 2009-2011 год.
Таблица 1.2 - Анализ эффективности использования основных производственных фондов
Показатель2009 г.2010 г.2011 г.Темп роста, %2010 г. к 2009 г.2011 г. к 2010 г.Выручка от реализации продукции, млн. руб. 105301315716636124,9126,4Прибыль от реализации продукции, млн. руб. 7301260841172,666,7Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб.151818362401,5120,9130,8Среднесписочная численность работающих, чел.687175104,4105,6Рентабельность ОПФ, %48,168,635,0142,751,0Фондоотдача основных производственных фондов, руб.6,947,176,93103,396,7Фондоемкость основных производственных фондов, руб.0,1440,1400,14496,8103,4
На основании данных таблицы 1.2 - Анализ эффективности использования основных производственных фондов можно сделать вывод, что фондоотдача основных производственных фондов за период 2009-2011 года снизилась на 0,14 % в 2011 году по сравнению с 2009 годом, что свидетельствует неэффективном использовании основных производственных фондов, если сравнивать данный показатель с предыдущим 2010 годом, то он снизился на 3,3 %, что связано с неполной загрузкой производственных мощностей. Основная причина - последствия мирового финансового экономического кризиса, который оказал негативное влияние на хозяйственную деятельность многих субъектов.
Фондоемкость показывает, насколько эффективно используются основные производственные фонды при производстве продукции. Видно, что фондоемкость за рассматриваемые последние три года не изменилась. Показатель фондоемкости в 2009 году и в 2011 году имеет одинаковое значение, и лишь в 2010 году наблюдается снижение данного показателя.
Рентабельность основных производственных фондов показывает, какой процент прибыли приносит рубль, вложенный в основные фонды. Наименьшее значение данный показатель достигает в 2011 году - 35,0 %, а наибольший в 2010 году - 68,6 %.
Достаточная обеспеченность ОДО «Стильная открытка» необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для повышения эффективности производства полиграфической продукции.
Имеющиеся производственные фонды, практически, обеспечивают выполнение производственной программы на 2012 г. и это во многом связано с неполной загрузкой имеющегося оборудования.
.6 Материальные ресурсы и оборотные средства предприятия
Выпуск продукции представляет собой непрерывный процесс, требующий создания запасов сырья, топлива, вспомогательных материалов под план, разработанный руководством предприятия. Расчет потребности предприятия в материальных ресурсах основывается на системе технико-экономических нормативов.
В современных условиях важное значение приобретает система обеспечения материальными ресурсами, уменьшение норм расхода и запасов материальных ценностей, применение более дешевых материалов, сокращение транспортных и других расходов без ухудшения качества продукции, работ, услуг.
Одним из важных моментов для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности предприятия является определение оптимального объема материальных ресурсов, а также организация их приобретения и доставки.
Для выполнения этих функций на предприятии создан сектор материально-технического снабжения.
В ОДО «Стильная открытка» разработана система управления материальными ресурсами, которая предполагает соблюдение следующих условий:
наличие обоснованных норм расхода материальных ресурсов;
определение наиболее приемлемых норм запаса для каждого ресурса;
ведение строгого учета и контроля за использованием материальных ресурсов;
осуществление оперативного регулирования снабжения в условиях совершенствования технологического процесса.
Потребность в основных и вспомогательных материалах рассчитана на основании норм расхода материалов на производство каждого вида продукции.
Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется следующие показатели: прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов.
Проанализируем эффективность использования материальных ресурсов (таблица 1.3 - Анализ эффективности использования материальных ресурсов).
Из таблицы 1.3 - Анализ эффективности использования материальных ресурсов можно сделать вывод о том, что материальные затраты за три года возросли на 204,0%, в 2011 году по сравнению с 2010 годом они увеличились на 45,7%.
Основная причина - удорожание основного и вспомогательного сырья и материалов, топлива, тепло- и электроэнергии и пр.
Материалоемкость с 2009 по 2011 год увеличилась на 29,3 %, что свидетельствует о неэффективном использовании материалов при производстве полиграфической продукции, не выполняются запланированные мероприятия по снижению тепло- и энергозатрат и пр. Показатель материалоотдачи с 2009 по 2011 год снизился на 22,7 %, что неблагоприятно отражается на финансовом состоянии предприятия.
Таблица 1.3 - Анализ эффективности использования материальных ресурсов
Показатель2009 г.2010 г.2011 г.Темп роста, %2010 г. к 2009 г.2011 г. к 2010 г.Выручка от реализации продукции, млн. руб.105301315716636124,9126,4Материальные затраты, млн. руб.295041306018140,0145,7Материалоемкость продукции, руб. 0,2800,3140,362112,1115,3Материалоотдача, руб.3,573,192,7689,486,5
Одним из показателей эффективности использования материальных ресурсов является прибыль на 1 рубль материальных затрат. Повышение его уровня положительно характеризует работу предприятия.
В 2009 году: 730 / 2950 = 0,247
В 2010 году: 1260 / 4130 = 0,305
В 2011 году: 841 / 6018 = 0,140
Можно сделать вывод, что в ОДО «Стильная открытка» наблюдается снижение эффективности использования материальных ресурсов.
Мероприятия по снижению материальных затрат, не включая расходов на их внедрения за счет:
По организационно-экономическим мероприятиям за счет:
-эффективности управления использования основными средствами планируется получить рост финансовых результатов;
-сокращения удельных норм расхода ТЭР;
снижения удельных норм расхода сырья и материалов, а также эффективности их использования;
сокращение затрат на оплату труда.
По технико-технологическим мероприятиям за счет:
-внедрения передовой технологии механизации и автоматизации производства.
-модернизации технологического процесса.
По финансово-экономическим мероприятиям:
-за счет наращивания объемов производства и реализации продукции и повышения производительности труда.
.7 Затраты на производство продукции
Состав затрат, включаемых в себестоимость, определяет размер прибыли предприятия, а следовательно, поступления средств в бюджет. Поэтому государство их регламентирует.
В Республике Беларусь, перечень таких видов затрат определен специальным документом «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)».
Основным видом затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг являются материальные затраты: стоимость сырья и материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, вспомогательных материалов, топлива, энергии, используемых при производстве продукции, оказании услуг, выполнении работ.
К материальным затратам относятся также затраты на работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями и предприятиями.
Вторым по значимости видом затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг являются расходы на оплату труда. К ним относятся выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок, должностных окладов, систем премирования персонала предприятия за производственные результаты, стимулирующие, компенсационные и другие выплаты.
Вместе с тем в себестоимость продукции, работ, услуг не включаются денежные выплаты, представляющие собой различные виды материальной помощи, единовременные поощрения и другие.
Эти расходы осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и целевых поступлений.
В таблице 1.4 - Динамика структуры затрат ОДО «Стильная открытка» за 2010-2011 гг. - представлена структура затрат на производство и реализацию продукции в ОДО «Стильная открытка» за период 2010-2011 гг.
Таблица 1.4 - Структура затрат ОДО «Стильная открытка» » за 2010-2011 гг.
Статьи затрат2010 г., млн. руб.2011 г., млн. руб.Темп роста %1. Затраты на выполнение работ, всего:1140615216124,81.1 Материальные затраты71299736136,6в т. ч.: сырье и материалы41306018145,7топливно-энергетические ресурсы24612966120,5прочие материальные затраты538752139,81.2 Расходы на оплату труда1284,51517,4118,11.3 Отчисления на социальные нужды443,2523,5118,11.4 Амортизация основных средств и нематериальных активов1364,51854,4135,91.5 Прочие затраты, всего, из них:1184,81584,7133,8налоги и неналоговые платежи8,410,2121,4проценты по полученным ссудам, кредитам и займам33,168,4206,6другие затраты1143,31506,1131,7
На рисунке 1.3 - Динамика затрат за 2010-2011 гг. представлена динамика затрат на производство и реализацию полиграфической продукции.
Рисунок 1.3 - Динамика затрат за 2010-2010 гг.
Анализ таблицы 1.4 - Динамика структуры затрат ОДО «Стильная открытка» за 2010-2011 гг. указывает на то, что производимая предприятием полиграфическая продукция достаточно материалоемкая, значительный удельный вес материальных затрат в себестоимости производимой продукции занимает статья «Основное и вспомогательное сырье». На долю данной статьи приходится от 62,5 % в 2010 году и до 64,0 % в 2011 году.
Анализ рисунка 1.3 - Динамика затрат за 2010-2011 гг. показывает, что материальные затраты имеют устойчивую тенденцию роста. В основном рост материальных затрат обусловлен ростом цен на основное и вспомогательное сырье для производства полиграфической продукции, а также на потребляемую тепло и электроэнергию и пр.
Определим экономию (излишек) затрат, включаемых в себестоимость выпускаемой продукции:
Определим темп роста выручки от реализации продукции в 2010 году по сравнению с 2009 г. и темп роста выручки от реализации продукции в 2011 году по сравнению с 2010 г.
Темп р. выр. 2010. = (13157/ 10530) х 100 = 124,9 %
Темп р. выр. 2011 г. = (16636 /13157) х 100 = 126,4 %
Определим темп роста себестоимости реализованной продукции в 2010 году по сравнению с 2009 г. и темп роста себестоимости реализованной продукции в 2011 году по сравнению с 2010 г.
Темп р. себ. 2010 г. = (11406 / 9420) х 100 = 121,1 %
Темп р. себ. 2011 г. = (15216 / 11406) х 100 = 133,4 %
Определим экономию (перерасход):
Экономия (перерасход) 2010 г. = 121,1 / 124,9 = 0,97 (экономия).
Экономия (перерасход) 2011 г. = 133,4 / 126,4 = 1,06 (перерасход).
Перерасход затрат, включаемых в себестоимость реализованной продукции связан с удорожанием основного и вспомогательного сырья и материалов, ростом среднемесячной заработной платы (выплаты по индексации) и пр.
Исходя из анализа затрат на производство продукции, следует отметить, что необходимо уделять большее внимание снабжению предприятия основным и вспомогательным сырьем, вспомогательными материалами, установить жесткий контроль за исполнением смет общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
.8 Прибыль предприятия
Прибыль в ОДО «Стильная открытка» может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех прибылей - балансовая (валовая) прибыль предприятия. Основными составными элементами балансовой прибыли являются:
прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
-прибыль (убыток) от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;
финансовые результаты от внереализационных операций.
Как правило, основой элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен.
Это доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, доходы от сдачи имущества в аренду, сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, доходы от дооценки товаров, положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.
Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и др.
К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.
Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска и реализации продукции, услуг, улучшение качества продукции, работ и услуг, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции, работ, услуг.
Прибыль от прочей реализации - это превышение доходов от реализации излишних, неиспользуемых, ненужных предприятию товарно-материальных ценностей (сырья, материалов, оборудования, транспортных средств и др.) над расходами, связанными с их реализацией.
Прибыль от внереализационных операций - прибыль, полученная предприятием от различных видов деятельности, не связанных с реализацией продукции, работ, услуг и других товарно-материальных ценностей. Внереализационные результаты включают:
доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, каковыми являются вклады средств в уставный капитал других предприятий и в совместную деятельность без образования юридического лица, приобретение ценных бумаг, предоставление кредита (в том числе дисконт по векселям, процент по банковским счетам предприятия);
-доходы от сдачи имущества в аренду;
сальдо штрафных санкций, кроме уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды (последние покрываются из чистой прибыли);
сальдо курсовых разниц по валютным счетам и операциям в инвалюте и прочее.
Чистая прибыль - прибыль предприятия за вычетом налогов и обязательных платежей, уплачиваемых из прибыли, то есть за вычетом налогов на недвижимость и на прибыль, а также транспортного сбора, который является местным сбором, направляется в местный бюджет и предназначен для финансирования.
Использование системы обобщающих показателей эффективности производства, каждый из которых отражает различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, позволяет получить всестороннюю, многогранную оценку эффективности.
Произведем структурный анализ прибыли, полученной ОДО «Стильная открытка» в 2009-2011 гг. - таблица 1.5 - Динамика структуры прибыли ОДО «Стильная открытка».
Таблица 1.5 - Динамика структуры прибыли ОДО «Стильная открытка»
№ п/пПоказатель2009 г.2010 г.2011 г.Млн. руб.Уд. вес, %Млн. руб.Уд. вес, %Млн. руб.Уд. вес, %1Прибыль (убыток) +682,0100,0+1160,0100,0+832,0100,01.1прибыль (убыток) от реализации+730,0107,0+1260,0108,6+841,0101,11.2прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов00+5,0+0,4+1,0+0,11.3прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов-48,0-7,0-105,0-9,0-10-1,22Налоги, сборы, платежи из прибыли11,0-147,0-13,0-3Прочие расходы и платежи из прибыли24,0-36,0-26,0-4Чистая прибыль647,0-977,0-793,0-
Основной источник прибыли на предприятии - прибыль от реализации продукции.
В 2011 году ОДО «Стильная открытка» получило прибыль от реализации продукции на сумму 841,0 млн. руб., что на 419,0 млн. руб. меньше, чем в 2010 году, в 2010 году прибыль от реализации продукции составила 1260,0 млн. руб., что на 530,0 млн. руб. больше, чем в 2009 году.
Прибыль от операционных доходов и расходов в 2011 году составила 1 млн. руб., что на 4 млн. руб. меньше, чем в 2010 году, в 2010 году она составила - 5 млн. руб., в 2009 году прибыль от операционных доходов равна нулю. Убыток от внереализационных доходов и расходов в 2011 году составил «минус» 10 млн. руб., что на 95 млн. меньше, чем в 2010, в 2010 году составил - «минус» 105 млн. руб., что на 57 млн. руб. больше, чем в 2009 году. Чистая прибыль предприятия в 2011 году составила 793,0 млн. руб., что на 184 млн. руб. меньше, чем в 2010 году, в 2010 году составила 977,0 млн. руб., что на 330,0 млн. руб. больше, чем в 2009 году. Также увеличились и налоги, сборы и платежи из прибыли и составили в 2011 году -13 млн. руб., в 2010 году - 147,0 млн. руб., на 136,0 млн. руб. больше в сравнении с 2009 годом.
Прочие расходы и платежи из прибыли составили в 2011 году - 26 млн. руб., на 10 млн. руб. меньше, чем в 2010 году, в 2010 году - 36 млн. руб., что на 12 млн. руб. больше, чем в 2009 году.
В системе обобщающих показателей важнейшим является рентабельность. Категория рентабельности характеризует относительную прибыльность продукции, услуг, работ или предприятия, многоаспектность данной категории предполагает многообразие количественных методов ее оценки.
Рентабельность продукции, работ, услуг характеризует прибыльность и показывает величину прибыли, приходящуюся на один рубль текущих издержек. Показатель рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции, работ, услуг к себестоимости реализованной продукции, работ, услуг.
Рентабельность реализованной продукции в 2009 году составила 7,7 %. В 2010 году рентабельность составила 11,0 %, что на 3,3 п.п. больше, чем в 2009 году, а по итогам 2011 года снизилась на 5,5 п.п. по сравнению с 2010 годом, и составила - 5,5 %.
ОДО «Стильная открытка» стабильно работающее предприятие с положительными производственными показателями, но последствия мирового финансового кризиса (падение курса валют, высокий уровень инфляции, рост ставки рефинансирования) не позволили предприятию в 2011 году улучшить показатели хозяйственной деятельности по сравнению с 2010 годом.
.9 Организация производства
Производственная инфраструктура предприятия ОДО «Стильная открытка» представляет собой совокупность вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятий.
К вспомогательному производству можно отнести: энергетическое хозяйство, ремонтное хозяйство, складское хозяйство и транспортное хозяйство.
Рассмотрим каждое хозяйство в отдельности.
Складское хозяйство представляет собой подразделение предприятия, которое связывает между собой систему материально-технического сбыта, снабжения и производства. Оно занимается приемкой и хранением поступившего сырья, материалов, оборудования и другое.
Перед складским хозяйством стоят следующие задачи:
обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей;
бесперебойное обеспечение полной загрузки оборудования сырьем и материалами;
снижение до минимума простоев транспортных средств;
снижение затрат на 1тонну перерабатываемого на складе груза;
эффективное использование производственных площадей;
повышение производительности труда.
Целью складского хозяйства предприятия является обеспечение регулярного снабжения производства всеми необходимыми материалами, правильное хранение и экономное их использование, максимальную механизацию погрузочно-разгрузочных операций. При организации складского хозяйства необходимо установить оптимальное количество складов, возможность хранения различного сырья, расположение складов относительно объектов потребления, виды складского инвентаря и оборудования.
Транспортное хозяйство предприятия представляет собой совокупность подразделений, которые обеспечивают перевозку грузов.
Задачами транспортного хозяйства являются:
организация рационального перемещения груза в пространстве;
эффективное использование транспортных средств;
механизация погрузочных и разгрузочных работ;
своевременный ремонт транспортных средств и их обслуживание;
снижение затрат на содержание транспортных средств.
Функция транспортного хозяйства заключается в доставке сырья, полуфабрикатов, топлива на предприятие и вывозе готовой продукции и отходов производства с предприятия.
Ремонтное хозяйство представляет собой совокупность общезаводских и цеховых подразделений, которые осуществляют комплекс работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудованию.
Деятельность ремонтного хозяйства определяет степень использования оборудования предприятия, влияет на степень физического износа, а так же поддерживает ритмичность работы предприятия и способствует выполнению плана. Задачами являются:
поддержание оборудования в работоспособном состоянии;
предупреждение аварий;
обеспечение сохранности основных производственных фондов;
повышение качества работ по ремонту;
сокращение затрат на производство работ по ремонту.
Энергетическое хозяйство предприятия представляет собой совокупность его подразделений обеспечивающих предприятие всеми необходимыми видами энергии.
Основными задачами энергетического хозяйства являются:
бесперебойное обеспечение энергией электрооборудования;
рациональное использование;
надзор за электроустановками и сетями;
организация рациональной эксплуатации и ремонта;
преобразование энергии и подготовка ее к использованию.
На современном этапе экономического развития определяющими фактором конкурентоспособности является качество товара.
Основные показатели качества продукции отражены в стандартах (международных, национальных, отраслевых) предприятий и технических условиях. На практике показатели качества промышленной продукции подразделяются на единичные, обобщающие и комплексные:
Основными путями повышения качества продукции являются:
научно-технологические: разработка новых видов продукции, внедрение прогрессивных технологических процессов, использование совершенного оборудования и другое;
-организационные: совершенствование организации производства, труда и управления;
социально-экономические мотивация труда персонала.
Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое снабжение (МТО), которое в ОДО «Стильная открытка» осуществляется через органы МТО.
Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производств необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества.
Для того чтобы решить эту задачу, работники органов снабжения должны изучать и учитывать спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирать наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные и складские расходы.
Что касается службы снабжения, то органы снабжения предприятия ОДО «Стильная открытка» выполняют ряд функций:
планирующую. Предполагает прогнозирование и определение потребности всех видов материальных ресурсов, оптимизацию производственных запасов, а так же планирование потребности материалов и установление их лимита для отпуска в цехи и оперативное планирование снабжения;
-организационную. Она предполагает сбор информации о необходимой продукции, участие в выставках, аукционах и т.п., анализ источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального, заключение хозяйственных договоров на поставку продукции, организация складского хозяйства, обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами;
контролирующую и координирующую. Предусматривает контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков, выполнение ими сроков поставки продукции, контроль за расходованием ресурсов в производстве, разработку мероприятий по координации снабженческой деятельности и повышение ее эффективности.
На предприятии используются такие формы снабжения как транзитная и складская.
Более приемлема транзитная форма, так как материальные ресурсы перемещаются от поставщика к потребителю прямо, минуя промежуточные базы и склады посреднических организаций, что ускоряет доставку и снижает транспортно заготовительные расходы. Данная форма снабжения используются на предприятии, так как на предприятии требуются материальные ресурсы в больших количествах из-за достаточно большой пропускной способности основных фондов.
.10 Организация труда
Одной из важных целей предприятия является совершенствование структуры, рост производительности труда, ограничение текучести кадров. Все это должно исходить из учета неизбежности затрат на совершенствование технических операций, обучение, оснащение, улучшение условий труда на предприятии, также должны быть предусмотрены расходы на развитие профессионального обучения, совершенствование методов труда. Применение гибкого графика рабочего дня, совершенствование структуры и систем управления, обеспечение информацией - все это улучшает использование творческих возможностей руководящего, технического персонала и работников, непосредственно занятых в производстве.
Совершенствование системы управления, оптимизация численности вспомогательного, обслуживающего и управленческого персонала позволит снизить уровень накладных расходов в общем объеме затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.
Сравним далее данные по темпам роста заработной платы и производительности труда в ОДО «Стильная открытка» за 2009-2011 гг. - таблица 1.6 - Анализ динамики производительности труда и заработной платы за 2009-2011 гг.
Таблица 1.6 - Анализ динамики производительности труда и заработной платы за 2009-2011 гг.
№ п/пПоказатели2009 г. факт2010 г. факт2010 г. в % к 2009 г. 2011 г. факт2011 г. в % к 2010 г. 1.Выручка от реализации работ, услуг, млн. руб.1053013157124,916636126,42.Среднесписочная численность работников, чел.6871104,475105,63.Выработка на 1 работника, млн. руб.154,85185,3119,7221,8119,74.Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.1364,31507,6110,51686,0111,8
Как показывает анализ таблицы 1.6, можно сделать вывод о том, что в ОДО «Стильная открытка» темп роста заработной платы не превышает темп роста производительности труда.
Изобразим динамику темпа роста производительности труда и заработной платы - рисунок 1.4 - Динамика темпа роста производительности труда и заработной платы. Превышение темпа роста производительности труда над темпом роста среднемесячной заработной платой в ОДО «Стильная открытка» свидетельствует об эффективной организации труда на предприятии.
Рисунок 1.3 - Динамика темпа роста производительности труда и заработной платы
Под организацией труда на предприятиях и в организациях понимаются конкретные формы и методы соединения людей и техники в процессе труда.
Организация труда в ОДО «Стильная открытка» содержит следующие элементы:
·разделение и кооперация труда, предполагающие научно-обоснованное распределение работников по объединенным в определенную систему трудовым функциям, машинам, механизмам и рабочим местам, а также в соответствующую группировку и комбинирование работников в производственные коллективы;
·нормирование труда, предполагающее тщательный расчет норм затрат труда на производство продукции, работ и услуг как основу для организации труда и определения эффективности производства;
·организация и обслуживание рабочих мест, охватывающая их рациональную планировку и оснащение, эффективную систему обслуживания рабочих мест, аттестацию и рационализацию рабочих мест;
·организация подбора персонала и его развитие, включающие в себя: планирование персонала, профориентацию и профотбор, наем персонала, разработку концепции развития персонала и ее реализацию (квалификационный рост, планирование карьеры и т. п.);
·улучшение условий труда, предусматривающее устранение вредности производства, тяжелых физических, психологических и эмоциональных нагрузок, внедрение эстетики в производственную среду, формирование системы охраны и безопасности труда;
·эффективное использование рабочего времени, оптимизация режимов труда и отдыха;
·рационализация трудовых процессов, внедрение оптимальных приемов и методов труда, включающие в себя изучение трудовых процессов с применением различных способов и технических средств, отбор наиболее рациональных приемов и методов труда, их совершенствование и внедрение путем организации производственного инструктажа, обучения; расширение и обновление научно-технической информации;
·укрепление дисциплины труда, предусматривающее комплекс мер по усилению производственной и трудовой дисциплины, формирование чувства ответственности, развитие творческой инициативы и других форм активного участия работников в жизни предприятий, организаций.
Научная организация оплаты труда базируется на следующих принципах:
. Оплата в соответствии с ценой рабочей силы. Этот принцип означает, что размер оплаты труда должен быть не меньше стоимости товаров и услуг, необходимых для расширенного воспроизводства рабочей силы.
. Оплата в зависимости от результатов труда работника. Результаты труда работников одинаковой квалификации могут быть различными. Это обусловлено их личными качествами: профессиональным мастерством, производственным опытом чувством и ответственностью.
. Дифференциация оплаты труда. Этот принцип означает, что оплата должна учитывать его особенности и качественную неоднородность. Дифференциация оплаты труда осуществляется в зависимости от его сложности по тарифной сетке и путем специальных доплат.
Оплата труда в ОДО «Стильная открытка» осуществляется через систему заработной платы, представленные следующими системами: повременно-премиальная; сдельно-премиальная.
При повременно премиальной системе заработок начисляется как при простой повременной и дополнительно выплачивается премия за выполнение установленных показателей.
При сдельно премиальной системе работнику сверх заработка по прямым сдельным расценкам начисляется премия за выполнение и перевыполнение установленных конкретных показателей работы.
Фонд заработной платы в ОДО «Стильная открытка» представляет собой сумму расходов на оплату труда независимо от источников финансирования выплат. Анализ фонда заработной платы предприятия призван решать следующие задачи:
изучение темпов роста заработной платы в сравнении с темпами роста производительности труда: для расширенного воспроизводства темпы роста оплаты труда не должны превышать темпов роста его производительности, т.е. уровня оплаты труда должен осуществляться за счет интенсивных факторов;
-осуществление систематического контроля за использованием фонда заработной платы, недопущение, как перерасхода, так и необоснованной экономии фонда оплаты труда;
определение и внедрение наиболее прогрессивных систем оплаты труда, применяемых на данном предприятии, с целью оптимизации величины фонда оплаты труда, уровня материального стимулирования работников и снижения издержек предприятия;
определение и регулирование наиболее оптимальной структуры численности работников предприятия, обеспечивающей выполнение производственных заданий с наименьшими трудовыми и финансовыми затратами;
повышение эффективности использования фонда оплаты труда с точки зрения финансово-экономической деятельности предприятия - получения максимальных соотношений прибыль - заработная плата, выручка - заработная плата, объем производства - заработная плата;
поиск резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов, в частности сокращения простоев, непроизводительных потерь рабочего времени.
Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: ОДО «Стильная открытка» стабильно работающее предприятие с положительными производственными показателями, но последствия мирового финансового кризиса не позволили предприятию в 2011 году улучшить показатели хозяйственной деятельности по сравнению с 2010 годом.
1.11 Финансовое состояние предприятия
Финансовая устойчивость - это определённое состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние предприятия может остаться неизменным, либо улучшиться, либо ухудшиться. Поток хозяйственных операций, совершаемых ежедневно, является как бы «возмутителем» определённого состояния финансовой устойчивости, причиной перехода из одного типа устойчивости в другой. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложения капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия, к повышению его устойчивости.
Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам её финансово-хозяйственной деятельности.
Таблица 1.7 - Показатели платежеспособности на конец года
Показатели2009 г.2010 г.2011 г.1. Коэффициент текущей ликвидностиНорматив (не менее)1,21,21,2Фактически1,421,821,482. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствамиНорматив (не менее)0,150,150,15Фактически0,2400,3320,2473. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активамиНорматив (не более)0,850,850,85Фактически0,320,300,32
На практике применяют разные методики анализа финансовой устойчивости. Проанализируем финансовую устойчивость предприятия с помощью абсолютных показателей.
Обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат.
Коэффициент текущей ликвидности в 2011 г. равен 1,48 при нормативе соответственно 1,2, что свидетельствует о платежеспособности предприятия.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2011 г. равен 0,247 при нормативе 0,15, что позволяет приобретать необходимое основное и вспомогательное сырье для производства и реализации продукции.
Хочется отметить то, что в 2010 году финансовое положение предприятии было намного стабильнее. ОДО «Стильная открытка» необходимо разрабатывать направления по увеличению финансовой устойчивости.
Финансовая устойчивость предприятия характеризуется целой системой экономических показателей. Поэтому объективную оценку степени финансовой устойчивости предприятия можно дать, следующие показатели в комплексе.
В таблице 1.8 - Основные финансово-экономические показатели ОДО «Стильная открытка» за 2009-2011 гг. представлена динамика основных финансово-экономических показателей.
Таблица 1.8 - Основные финансово-экономические показатели ОДО «Стильная открытка» за 2009-2011 гг.
№ п/пПоказатели2009 г. факт2010 г. факт2010 г. в % к 2009 г.2011 г. факт2011 г. в % к 2010 г.1.Выручка от реализации продукции, млн. руб.1053013157124,916636126,42.Себестоимость, издержки обращения, всего, млн. руб.942011406121,115216133,43.Налоги, сборы и платежи из выручки, млн. руб.380491129,2579117,94.Прибыль (убыток) от реализации продукции, млн. р.7301260172,684166,75.Рентабельность реализованной продукции, %7,711,0142,95,550,06.Чистая прибыль (убытки), млн. руб.647977151,079381,27.Среднесписочная численность работников, чел.6871104,475105,68.Выработка на 1 работника, млн. руб.154,85185,3119,7221,8119,79.Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.1364,31507,6110,51686,0111,8
На основании данных таблицы 1.8 - Основные финансово-экономические показатели ОДО «Стильная открытка» за 2009-2011 г. можно сделать ряд выводов.
Выручка от реализации продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 24,9 % или на 2627 млн. рублей. В 2011 году по сравнению с 2010 годом выручка от реализации продукции увеличилась на 26,4 % или на 3479 млн. рублей.
Себестоимость реализованной продукции в 2011 году составила 15216,0 млн. рублей. Темп роста в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 133,4 %. Темп роста себестоимости в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 121,1 %. Увеличение темпа роста себестоимости реализованной продукции связано с увеличение материальных затрат (рост отпускной стоимости основного и дополнительного сырья и материалов, стоимости тепло- и энергоресурсов и пр.)
В 2011 году ОДО «Стильная открытка» получило прибыль от реализации продукции на сумму 841,0 млн. руб., что на 419,0 млн. руб. меньше, чем в 2010 году, в 2010 году прибыль от реализации продукции составила 1260,0 млн. руб., что на 530,0 млн. руб. больше, чем в 2009 году.
Разработан ряд мероприятий по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности:
составление недельных планов по поступлению денежных средств от клиентов, их ежедневный анализ с выяснением причин несвоевременной оплаты и предполагаемых сроков платежей.
-анализ дебиторской задолженности в разрезе министерств и ведомств с обращением в вышестоящие органы.
направление клиентам, имеющим большие суммы просроченной задолженности, предсудебные напоминания о предстоящем обращении в суд.
подготовка исков по взысканию просроченной дебиторской задолженности.
взыскание задолженности через налоговые органы и ФСЗН.
Уже к концу 2012 года планируется снизить удельный вес просроченной кредиторской задолженности до 22 %, просроченной дебиторской задолженности до 12 %.
.12 Инвестиционная и инновационная деятельность
В 2012 году планируемые объемы инвестиций в основной капитал составляют 401,3 млн. рублей, которые представляют собой общие ресурсы, требуемые для приобретения и монтажа оборудования, а также осуществления предпроизводственных мероприятий. Инвестиции, планируемые на 2012 год, будут направлены на приобретение: машин и оборудования; работ по монтажу приобретенного оборудования.
Общие инвестиционные затраты составят 401,3 млн. рублей.
Источниками финансирования инвестиций в основной капитал являются собственные средства ОДО «Стильная открытка».
Инвестиционная и финансовая - призваны способствовать, с одной стороны, развитию основной деятельности, с другой - обеспечению ее дополнительными денежными средствами.
2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
.1 Оценка финансового состояния ОДО «Стильная открытка»
Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Так, собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы, а кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам [7, с. 103-105].
Финансовый анализ - это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации. Тем не менее, принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован [1, с. 118-119].
Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и его реальных и потенциальных контрагентов. Для этого необходимо:
а) владеть методикой оценки финансового состояния предприятия;
б) иметь соответствующее информационное обеспечение;
в) иметь квалифицированный персонал, способный реализовать данную методику на практике [12, с. 188-190].
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения.
Основу информационного обеспечения анализа финансового состояния, как это было отмечено выше, должна составить бухгалтерская отчетность. Безусловно, в анализе может использоваться дополнительная информация, главным образом, оперативного характера, однако она носит лишь вспомогательный характер [6, с. 202-205].
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния.
Финансовый анализ дает возможность оценить:
?имущественное состояние предприятия;
?степень предпринимательского риска;
?достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
?потребность в дополнительных источниках финансирования;
?способность к наращиванию капитала;
?рациональность привлечения заемных средств;
?обоснованность политики распределения и использования прибыли.
Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.
В таблице 2.1 - Основные финансово-экономические показатели ОДО «Стильная открытка» за 2009-2011 гг. представлена динамика основных финансово-экономических показателей.
Таблица 2.1 - Основные финансово-экономические показатели ОДО «Стильная открытка» за 2009-2011 гг.
№ п/пПоказатели2009 г. факт2010 г. факт2010 г. в % к 2009 г.2011 г. факт2011 г. в % к 2010 г.1.Выручка от реализации продукции, млн. руб.1053013157124,916636126,41.1в том числе экспорт, млн. руб.41064736115,35960125,82.Себестоимость, издержки обращения, всего, млн. руб.942011406121,115216133,43.Налоги, сборы и платежи из выручки, млн. руб.380491129,2579117,94.Прибыль (убыток) от реализации продукции, млн. р.7301260172,684166,75.Рентабельность реализованной продукции, %7,711,0142,95,550,06.Чистая прибыль (убытки), млн. руб.647977151,079381,2
На основании данных таблицы 2.1 - Основные финансово-экономические показатели ОДО «Стильная открытка» за 2009-2011 г. можно сделать ряд выводов.
Выручка от реализации продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 24,9 % или на 2627 млн. рублей. В 2011 году по сравнению с 2010 годом выручка от реализации продукции увеличилась на 26,4 % или на 3479 млн. рублей.
Себестоимость реализованной продукции в 2011 году составила 15216,0 млн. рублей. Темп роста в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 133,4 %. Темп роста себестоимости в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 121,1 %. Увеличение темпа роста себестоимости реализованной продукции связано с увеличение материальных затрат (рост отпускной стоимости основного и дополнительного сырья и материалов, стоимости тепло- и энергоресурсов и пр.).
Наблюдается стабильный рост выручки от реализации продукции за счет реализации полиграфической продукции в странах ближнего зарубежья.
Анализ динамики структуры выручки от реализации продукции в ОДО «Стильная открытка» за 2009-2011 гг. указывает на снижение удельного веса экспорта в общей сумме выручки (рисунок 2.1 - Динамика структуры выручки от реализации продукции в ОДО «Стильная открытка» за 2009-2011 гг.).
Рисунок 2.1 - Динамика структуры выручки от реализации продукции ОДО «Стильная открытка» за 2009-2011 г.
Произведем структурный анализ прибыли, полученной ОДО «Стильная открытка» в 2009-2011 гг. - таблица 2.2 - Состав и структура прибыли ОДО «Стильная открытка». Основной источник прибыли на предприятии - прибыль от реализации работ, услуг.
Таблица 2.2 - Состав и структура прибыли ОДО «Стильная открытка»
№ п/пПоказатель2009 г.2010 г.2011 г.Млн. руб.Уд. вес, %Млн. руб.Уд. вес, %Млн. руб.Уд. вес, %1Прибыль (убыток) отчетного периода+682,0100,0+1160,0100,0+832,0100,01.1прибыль (убыток) от реализации+730,0107,0+1260,0108,6+841,0101,11.2прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов00+5,0+0,4+1,0+0,11.3прибыль (убыток) от внереализацион. доходов и расходов-48,0-7,0-105,0-9,0-10-1,22Налоги, сборы, платежи из прибыли11,0-147,0-13,0-3Прочие расходы и платежи из прибыли24,0-36,0-26,0-4Чистая прибыль647,0-977,0-793,0-
В 2011 году ОДО «Стильная открытка» получило прибыль от реализации продукции на сумму 841,0 млн. руб., что на 419,0 млн. руб. меньше, чем в 2010 году, в 2010 году прибыль от реализации продукции составила 1260,0 млн. руб., что на 530,0 млн. руб. больше, чем в 2009 году.
Прибыль от операционных доходов и расходов в 2011 году составила 1 млн. руб., что на 4 млн. руб. меньше, чем в 2010 году, в 2010 году она составила - 5 млн. руб., в 2009 году прибыль от операционных доходов равна нулю.
Убыток от внереализационных доходов и расходов в 2011 году составил «минус» 10 млн. руб., что на 95 млн. меньше, чем в 2010, в 2010 году составил - «минус» 105 млн. руб., что на 57 млн. руб. больше, чем в 2009 году.
Чистая прибыль предприятия в 2011 году составила 793,0 млн. руб., что на 184 млн. руб. меньше, чем в 2010 году, в 2010 году составила 977,0 млн. руб., что на 330,0 млн. руб. больше, чем в 2009 году.
Также увеличились и налоги, сборы и платежи из прибыли и составили в 2011 году -13 млн. руб., в 2010 году - 147,0 млн. руб., на 136,0 млн. руб. больше в сравнении с 2009 годом.
Прочие расходы и платежи из прибыли составили в 2011 году - 26 млн. руб., на 10 млн. руб. меньше, чем в 2010 году, в 2010 году - 36 млн. руб., что на 12 млн. руб. больше, чем в 2009 году.
Рисунок 2.2 - Динамика изменения прибыли предприятия за 2009-2011гг.
На рисунке 2.2 - Динамика изменения прибыли предприятия за 2009-2011 гг. представлен графический анализ динамики изменения прибыли предприятия за 2009-2011 гг. Полученная прибыль распределяется в фонд накопления и фонд потребления.
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в 2009 году составила 7,7 %. В 2010 году рентабельность составила 11,0 %, что на 3,3 п.п. больше, чем в 2009 году, а по итогам 2011 года снизилась на 5,5 п.п. по сравнению с 2010 годом, и составила - 5,5 %, (рисунок 2.3 - Динамика изменения рентабельности реализованной продукции за 2009-2011 гг.).
Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам её финансово-хозяйственной деятельности.
Рисунок 2.3 - Динамика изменения рентабельности реализованной продукции за 2009-2011 гг.
Оценим далее структуру бухгалтерского баланса ОДО «Стильная открытка».
Таблица 2.3 - Показатели платежеспособности на конец года
Показатели2009 г. 2010 г. 2011 г. 1. Коэффициент текущей ликвидностиНорматив (не менее)1,21,21,2Фактически1,421,821,482. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствамиНорматив (не менее)0,150,150,15Фактически0,2400,3320,2473. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активамиНорматив (не более)0,850,850,85Фактически0,320,300,32Коэффициент текущей ликвидности в 2011 г. равен 1,48 при нормативе соответственно 1,2, что свидетельствует о платежеспособности предприятия, но в 2010 году данный показатель был значительно выше (1,82).
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2011 г. равен 0,247 при нормативе 0,15, что позволяет приобретать необходимое основное и вспомогательное сырье для производства и реализации продукции (также необходимо отметить, что в 2010 году данный показатель был выше - 0,332).
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами в 2010 году также имел лучшее значение.
Рынок сбыта продукции ОДО «Стильная открытка» в 2010 году:
Республика Беларусь (доля рынка 58 %).
Российская Федерация (доля рынка 35 %).
Страны СНГ (доля рынка 7 %).
Рынок сбыта продукции ОДО «Стильная открытка» в 2011 году:
Республика Беларусь (доля рынка 68 %).
Российская Федерация (доля рынка 30 %).
Страны СНГ (доля рынка 2%).
Изобразим графически динамику сбыта продукции ОДО «Стильная открытка» по рынкам за 2010-2011 гг.
Рисунок 2.4 - Динамика сбыта продукции ОДО «Стильная открытка» по рынкам за 2010-2011 гг.
Анализ рисунка 2.4 - Динамика сбыта продукции ОДО «Стильная открытка» по рынкам за 2010-2011 гг. указывает на снижение удельного веса поставок полиграфической продукции предприятия, как в Российскую Федерацию, так и в прочие страны СНГ.
Основная причина - негативное влияние внешней среды предприятия: падение курса белорусского рубля, высокий уровень инфляции в Республике Беларусь, повышение ставки рефинансирования, удорожание стоимости основного и вспомогательного сырья, используемого при производстве полиграфической продукции, рост тарифов на топливо, тепло- и электроэнергию.
Рост отпускной стоимости выпускаемой продукции ОДО «Стильная открытка» значительно снизил ее конкурентоспособность, несмотря на высокое качество.
ОДО «Стильная открытка» стабильно работающее предприятие с положительными производственными показателями, но последствия мирового финансового кризиса не позволили предприятию в 2011 году улучшить показатели хозяйственной деятельности по сравнению с 2010 годом.
В 2010 году финансовое положение предприятии было намного стабильнее. ОДО «Стильная открытка» необходимо разрабатывать направления по увеличению финансовой устойчивости, за счет повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.
.2 Анализ динамики оборотных средств ОДО «Стильная открытка»
Анализ оборачиваемости оборотных средств рассмотрим на основе данных, приведенных в таблице 2.4 - Оборачиваемость оборотных средств.
Таблица 2.5 - Оборачиваемость оборотных средств
ПоказательПредыдущий годОтчетный годИзменения (+;-)Выручка, млн. руб.1315716636+ 3479Количество дней анализируемого периода, дн.360350-10Средний остаток оборотных средств, млн. руб.21982926+728Продолжительность одного оборота, дней60,161,51,4Количество оборотов за анализированный период, ед.5,995,69-0,3
По данным таблицы видно, что оборачиваемость оборотных средств хозяйствующего субъекта за год замедлилась на 1,4 дня (с 60,1 до 61,5 дней). Это привело к уменьшению количества оборотов на 0,3 оборота. Изменение скорости оборота оборотных средств было достигнуто в результате взаимодействия трех факторов: увеличения объема выручки на 3479 млн. руб.; снижения количества рабочих дней предприятия на 10 дней; увеличения среднего остатка оборотных средств на 728 млн. рублей.
Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется следующие показатели: прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов.
Таблица 2.5 - Анализ эффективности использования материальных ресурсов
Показатель2009 г.2010 г.2001 г.Темп роста, %2010 г. к 2009 г.2011 г. к 2010 г.Выручка от реализации продукции, млн. руб.105301315716636124,9126,4Материальные затраты, млн. руб.295041306018140,0145,7Материалоемкость продукции, руб. 0,2800,3140,362112,1115,3Материалоотдача, руб.3,573,192,7689,486,5
Из таблицы 2.5 - Анализ эффективности использования материальных ресурсов можно сделать вывод о том, что материальные затраты за три года возросли на 204,0 %, в 2011 году по сравнению с 2010 годом они увеличились на 45,7 %. Основная причина - удорожание основного и вспомогательного сырья и материалов, топлива, тепло- и электроэнергии и пр.
Материалоемкость с 2009 по 2011 год увеличилась на 29,3 %, что свидетельствует о неэффективном использовании материалов при производстве полиграфической продукции, не выполняются запланированные мероприятия по снижению тепло- и энергозатрат и пр. Показатель материалоотдачи с 2009 по 2011 год снизился на 22,7 %, что неблагоприятно отражается на финансовом состоянии предприятия.
Одним из показателей эффективности использования материальных ресурсов является прибыль на 1 рубль материальных затрат. Повышение его уровня положительно характеризует работу предприятия.
В 2009 году: 730 / 2950 = 0,247
В 2010 году: 1260 / 4130 = 0,305
В 2011 году: 841 / 6018 = 0,140
Можно сделать вывод, что в ОДО «Стильная открытка» наблюдается снижение эффективности использования материальных ресурсов.
.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности ОДО «Стильная открытка»
Анализ данных о дебиторской и кредиторской задолженностях ОДО «Стильная открытка» за 2011 год представлен в таблице 2.6 - Данные о дебиторской и кредиторской задолженностях на начало и конец 2011 года.
Таблица 2.6 - Данные о дебиторской и кредиторской задолженностях на начало и конец 2011 года.
Вид задолженностиНа начало 2011 г.На конец 2011 г.1. Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)14011494В том числе просроченная:508813в том числе: поставщиков и подрядчиков13901454по налогам и сборам13по расчетам с персоналом 10372. Кредиторская задолженность8512321В том числе просроченная:704912в том числе:перед поставщиками и подрядчиками 4481588по расчетам с персоналом по оплате труда 207311по прочим расчетом с персоналом -1по налогам и сборам 1370по социальному страхованию и обеспечению 3972по лизинговым платежам 127233перед прочими кредиторами 1746
Предприятие прилагает все усилия для сокращения дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
Разработан ряд мероприятий по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности:
составление недельных планов по поступлению денежных средств от клиентов, их ежедневный анализ с выяснением причин несвоевременной оплаты и предполагаемых сроков платежей;
-анализ дебиторской задолженности в разрезе министерств и ведомств с обращением в вышестоящие органы;
направление клиентам, имеющим большие суммы просроченной задолженности, предсудебные напоминания о предстоящем обращении в суд;
подготовка исков по взысканию просроченной дебиторской задолженности;
взыскание задолженности через налоговые органы и ФСЗН.
Уже к концу 2011 года планируется снизить удельный вес просроченной кредиторской задолженности до 30 %, просроченной дебиторской задолженности до 30 %.
.4 Направления повышения эффективности использования оборотного капитала ОДО «Стильная открытка»
Залог успеха деятельности фирмы - грамотная рекламная политика.
Структура плана рекламных мероприятий ОДО «Стильная открытка» будет выглядеть следующим образом:
. Постановка задач рекламных мероприятий:
определение предмета рекламы;
формулировка цели рекламной кампании;
определение творческой стратегии;
финансирование рекламных мероприятий.
. Разработка программы рекламных мероприятий:
изучение предмета рекламы, определение его особенностей;
выделение круга потребителей рекламируемой услуги;
разработка общей идеи рекламного мероприятия;
выбор носителей рекламы и согласованность с заинтересованными лицами образов рекламы;
планирование рекламы во времени.
. Осуществление рекламных мероприятий:
выбор средств информации (подготовка текстов, статей, роликов);
размещение рекламы и контроль выхода рекламной информации.
. Анализ эффективности рекламных мероприятий:
сбор информации об эффективности рекламы;
критический анализ проведенных рекламных мероприятий;
необходимая коррекция рекламных мероприятий.
Проведенные до начала рекламной кампании маркетинговые исследования позволят сэкономить от 30 до 50 % ее бюджета. Эффективность дает не разовая реклама, а постоянная (периодическая) в сочетании с комплексом маркетинговых мероприятий фирмы.
Ценовая политика ОДО «Стильная открытка» будет зависеть не только от затрат, заранее запланированных, но также и от политической ситуации в стране, от уровня инфляции, т.е. от тех факторов, которые предсказать невозможно.. Ценовая политика учитывает факторы:
) налоговая политика государства;
) спрос;
) предложение, насыщенность рынка данным видом услуг;
) уровень инфляции.. Принципы ценовой политики:
) обеспечение плановой нормы прибыли на 1 % вложенного капитала;
) стабилизация положения на рынке;
) учёт государственных правовых норм.. Ценовая стратегия фирмы преследует цели:
) удержание Клиентов;
) "оттеснение" конкурентов;
) максимальная прибыль по всем видам производимой продукции;. Рост цен вызывают факторы:
) монополизация на рынке;
) увеличение массы денег в обращении;
) рост заработной платы и налогов;
) повышенное качество выпускаемой продукции;
) экономическая нестабильность.. Способствуют снижению цен факторы:
) конкуренция;
) снижение налогов.. Управленческая функция - создание службы маркетинга.
На предприятии на 2012 год разработана система управления материальными ресурсами, которая предполагает соблюдение следующих условий:
наличие обоснованных норм расхода материальных ресурсов;
определение наиболее приемлемых норм запаса для каждого ресурса;
ведение строгого учета и контроля за использованием материальных ресурсов;
осуществление оперативного регулирования снабжения в условиях совершенствования технологического процесса.
ОДО «Стильная открытка» необходима эффективная сбытовая политика с использованием сети Интернет (рост экспорта от 15 до 20 %, и как следствие, рост прибыли).
Для снижения себестоимости выпускаемой продукции, и, как следствие, повышения ее конкурентоспособности на внешнем рынке, необходимо также:
·проведение энергосберегающих мероприятий;
·пересмотр норм выработки и сдельных расценок по оплате труда основных производственных рабочих, с целью повышения производительности труда и экономической заинтересованности работников в конечном результате;
·не допускать перерасхода смет расходов на обслуживание производства и управление;
·сокращение административно-управленческих расходов на канцелярские товары, служебные командировки, телефонные разговоры, содержание и эксплуатацию служебного автомобиля;
·сокращение непроизводственных расходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате прохождения преддипломной практики на предприятии ОДО «Стильная открытка» можно сделать следующие выводы:
ОДО «Стильная открытка» стабильно работающее предприятие с положительными производственными показателями, но последствия мирового финансового кризиса (падение курса валют, высокий уровень инфляции, рост ставки рефинансирования) не позволили предприятию в 2011 году улучшить показатели хозяйственной деятельности по сравнению с 2010 годом.
Наблюдается стабильный рост выручки от реализации продукции за счет реализации полиграфической продукции в странах ближнего зарубежья, но анализ динамики структуры выручки от реализации продукции в ОДО «Стильная открытка» за 2009-2011 гг. указывает на снижение удельного веса экспорта в общей сумме выручки.
Наблюдается увеличение дебиторской и кредиторской задолженностей.
ОДО «Стильная открытка» необходимо разрабатывать направления по снижению доли дебиторской и кредиторской задолженностей.
ОДО «Стильная открытка» необходима эффективная сбытовая политика с использованием сети Интернет (рост экспорта от 15 до 20 %, и как следствие, рост прибыли).
Для снижения себестоимости выпускаемой продукции, и, как следствие, повышения ее конкурентоспособности на внешнем рынке, необходимо также:
·проведение энергосберегающих мероприятий;
·пересмотр норм выработки и сдельных расценок по оплате труда основных производственных рабочих, с целью повышения производительности труда и экономической заинтересованности работников в конечном результате;
·не допускать перерасхода смет расходов на обслуживание производства и управление;
·сокращение административно-управленческих расходов на канцелярские товары, служебные командировки, телефонные разговоры, содержание и эксплуатацию служебного автомобиля;
·сокращение непроизводственных расходов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Артеменко, В.Г. Финансовый анализ: учеб. пособие, 2-е издание / В.Г. Артеменко, М.В. Белендир. - М.: Дело и сервис; Новосибирск: Изд. дом Сибирское соглашение, 2007. - 352 с.
2.Аньшин, В.М. Инвестиционный анализ: Учебно-практическое пособие. М..: Дело, 2010.
3.Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность. учебное пособие: Минск: Выш. шк., 2008.
.Герасенко, В.П. Прогнозирование и планирование экономики. Практикум. - Минск: ООО «Новое знание», 2001.
.Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии. М.: Инф.-изд. дом Филинъ, 2009.
6.Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес: учебное пособие - Минск: Выш. школа 2009. - 266 с.
7.Ильин, А.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / под общей редакцией А.И. Ильина, В.П. Волкова. - М.: Новое Знание, 2007. - 426с.
.Романчикова, О.В. К определению социально-экономической эффективности прямых иностранных инвестиций // Вопросы статистики, 2006, № 2.
.Сорокин, С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: экономика и управление: учебное пособие / С.Л. Сорокин. - Минск: Современная школа, 2006. - 283 с.
.Турбин, Г.В. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие - Минск: Выш. школа, 2008. - 207 с.
.Худалова, М.М. Регионализация: тенденции мирового развития на рубеже XX-XXI веков. // Проблемы социально-экономического развития на современном этапе. Сборник статей: Выпуск 9. - М.: «Проспект», 2010.