СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
.ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Франшиза
2.2 Аренда торговых площадей
.3 Конкуренция
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МАГАЗИНА «МУРАШКИ»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Объектом исследования при прохождении преддипломной практики послужил Индивидуальный предприниматель Вискалин Юрий Александрович, магазин антистрессовых игрушек «Мурашки» который является одним из представителей сети магазинов бренда «Мурашки».
Полное фирменное наименование: Индивидуальный предприниматель Вискалин Юрий Александрович, магазин «Мурашки» (далее - магазин «Мурашки»).
Сокращенное фирменное наименование: ИП Вискалин Ю.А., магазин «Мурашки».
Юридический адрес ИП Вискалин Ю.А.: Россия, 625046, г. Тюмень, ул. Моторостроителей, д. 10, 32
Фактический адрес магазина «Мурашки»: Россия, 625000, г. Тюмень, ул. 2-я Луговая,30.
Бренд «Мурашки» достаточно молодой и в России начал свою реализацию в августе 2012 года. Реализация происходит посредством дилерства в регионах, то есть приобретения франшизы от компании «Реворк». На данный момент в России и в странах СНГ насчитывается около 100 дилеров, которые расположены в разных городах и регионах. Первый дилер «Мурашек» появился в городе Тюмени в октябре 2012 года.
Работать с франшизой «МУРашки» от компании «Реворк» очень просто и приятно. Потому что почти всю работу за вас уже сделали. Разработаны яркий фирменный стиль, идеология марки и концепция продвижения - вам не нужно ломать голову, как привлечь покупателя. Отобраны лучшие поставщики - ваш товар будет одним из самых привлекательных на рынке, т.к. имеет оптимальное соотношение цены и качества + потрясающий ассортимент. Разработан официальный сайт - вопрос информационной поддержки покупателя решён раз и навсегда. Создана страничка в социальной сети «ВКонтакте» - обратная связь с активной частью потребителей налажена, её потребности удовлетворяются осознанно, а не вслепую. Разработана и опробована программа лояльности, позволяющая не только работать с вашими собственными покупателями, но и привлекать клиентов смежных предприятий. Ваш магазин будет подключен к надёжной процессинговой системе, для покупателей продумана система бонусов, а пластиковые карты изготавливаются одним из лидирующих производств России и поставляются вам по самым выгодным ценам. Акции продуманы на полгода вперёд.
Сеть «МУРашки» уверена, что торговое оборудование играет не меньшую роль в успехе работы розничных магазинов, чем сам товар. Слишком дорогое оборудование повышает цену самого товара, т.к. магазину нужно окупить затраты. Слишком дешёвое дискредитирует товар и торговую марку в целом. Специалисты сети «МУРашки» проделали огромную работу: исследовали рынок торгового оборудования, провели переговоры с десятками производителей, изучили свойства и возможности различных вариантов. В результате «МУРашки» приступили к сотрудничеству со специализированной компанией, имеющей богатый опыт в области интерьерного дизайна и профессионально работающей с материалами. Было разработано торговое оборудование, которое отлично смотрится, дешево в производстве, мобильно и практично благодаря модульному принципу, замечательно подчеркивает свойства товара. Дилеру представляются на выбор несколько вариантов оборудования: из ДСП, ламината и оргстекла. Все варианты имеют модульный принцип. В зависимости от арендованной торговой площади можно собирать модули в форме буквы Г, буквы П, или просто вдоль стены. Чем больше торговая площадь, тем больше различных вариантов расположения модулей. Разработано подробное руководство по изготовлению оборудования для мебельных производств, в котором представлены детальные чертежи, указаны конкретные цвета ДСП, взятые у производителей ламината. Данное руководство входит в стартовый пакет дилера. В процессе работы менеджеры поддержки осуществляют полное сопровождение дилера по вопросам оборудования.
ИП Вискалин, магазин «Мурашки» с момента своей государственной регистрации является юридическим лицом, имеет в собственности торговое оборудование, имеет круглую печать, содержащую ее полное фирменное наименование на русском языке, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, а также имеет собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке торговый знак и другие средства в идентификации. ИП Вискалин Ю.А., магазин «Мурашки» является коммерческой организацией и главной целью его создания является получение прибыли.
Магазин «Мурашки» занимается розничной торговлей, а именно продажей антистрессовых игрушек. Антистрессовые игрушки - это мягкие игрушки с особым наполнителем - гранулами пенополистирола диаметром менее миллиметра. Главный секрет приятных ощущений при прикосновении к такой игрушке именно в этих гранулах. Благодаря плавному перемещению этих гранул внутри игрушка принимает форму вашего тела. Усиливает релаксационный эффект обшивка - эластичный и приятный на ощупь трикотаж высокого качества. Зарубежные специалисты отмечают удивительный терапевтический эффект от использования антистрессовых игрушек. Если мять игрушку руками, напряжение снимается, депрессия отступает, человек чувствует расслабление и спокойствие. Тысячи маленьких упругих шариков, перекатываясь, нежно массируют ваши пальцы. Ну и, конечно же, оригинальный позитивный дизайн, заставляющий умиляться и расплываться в улыбке. Для производства антистрессовых игрушек мы используем пенополистирол высокого качества, который применяется для упаковки пищевых продуктов. Рисунки наносятся на ткань при помощи специальных станков, а специальные краски безопасны для здоровья и не линяют. Благодаря использованию специального покрытия, в игрушках не заводятся пылевые клещи. Дети просто обожают ярких зверушек, а взрослые с их помощью признаются в своих чувствах, оказывают внимание, благодарят, просят прощения и просто повышают друг другу настроение. Игрушка из магазина «МУРашки» будет уместна всегда и везде, т.к. никого не оставит равнодушным. Главное - удачно подобрать дизайн. Широкий ассортимент «МУРашек» позволяет выбрать подходящую игрушку для любого человека. Антистрессовые игрушки выполняют несколько функций. Во-первых, это отличная игрушка, приводящая в восторг детей. Во-вторых, оригинальный дизайн позволяет использовать наши игрушки для украшения интерьера. В-третьих, некоторые модели «МУРашек» можно применять в качестве удобной подушки в дороге или отдыхая на природе. И, конечно же, антистрессовая игрушка - это беспроигрышный подарок, яркие эмоции и долгая память обеспечены! Антистрессовые игрушки «МУРашки» будут радовать своих владельцев долгие годы. Прочный высококачественный трикотаж, стойкие краски, не выгорающие на солнце и не линяющие при стирке, наполнитель, который не боится перепадов температуры и влаги. Работает напрямую с потенциальными покупателями, через поставщика оформляет заказы, самостоятельно поставляет товар на торговые точки, самостоятельно ведет внутренний учет. Помимо розничной торговли магазин «Мурашки» самостоятельно разрабатывает все рекламные проекты и промо - акции.
Для осуществления всей выше перечисленной деятельности у ИП Вискалина Ю.А., магазина «Мурашки» имеется материально-техническая база: офис, торговая площадь, взятая в аренду, торговое оборудование и автомобиль для транспортировки товара.
Источником имущества являются собственные и заемные средства. К собственным средствам относятся: фонды, создаваемые из чистой прибыли, средства, полученные на оплату товара, работ, услуг или иной деятельности. К заемным средствам, главным образом, относится кредит.
Органами управления в магазине «Мурашки» является директор и управляющий магазином.
Схематически организационная структура ИП Вискалин Ю.А. магазина «Мурашки» представлена на рис. 1. Производственная структура магазина «Мурашки» представлена на рис. 2.
Рис. 1. Организационная структура магазина «Мурашки»
В обязанности директора входят руководство магазином в целом, поддержание сотрудничества с поставщиками и арендодателями, контроль за работой управляющего и продавцов. В обязанности управляющего входят управление магазином, контроль за работой продавцов, продвижение магазина, реклама, заказ товара, ведение учета. Управляющий на прямую подчиняется директору. Продавец занимается реализацией товара, ведет учет на торговой точке, подчиняется на прямую управляющему и директору.
Рис. 2. Производственная структура магазина «Мурашки»
Товар в магазин поступает следующим путем: управляющий магазином делает заказ у франчайзера - компании «Реворк», компания «Реворк» подает заявку производителям и оформляет заказ, товар поступает на склад компании, затем оправляет заказ дилеру через транспортную компанию, дилер получает товар, оформляет его, затем везет в магазин, а далее товар поступает к потребителю.
В настоящее время ИП Вискалин Ю.А. имеет одну торговую точку в городе Тюмени, которая находится в ТРЦ ПАНАМА, 3 этаж.
Магазин «Мурашки» является конкурентно-способным, твердо закрепившимся на рынке детских игрушек г. Тюмени.
конкурентоспособность финансовый ликвидность
2. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
.1 Франшиза
Потребителями нашего магазина являются дети и взрослые. Магазин предоставляет маленьким и большим покупателям широкомасштабный ассортимент товара. Также организует доставку игрушек по заказу клиентов. В «Мурашки» магазине имеется товар разных ценовых категорий, как более дешёвый (Россия), так и более дорогой (Китай). Средняя цена на игрушки около 500 рублей, ценовой диапазон от 200 рублей до 1500 рублей. Как уже было сказано выше магазин «Мурашки» по роду своей деятельности относится к розничной торговле и является одним из представителей бренда антистрессовых игрушек в г. Тюмени, т.е. входит в состав сообщества дилеров компании «Реворк» и является одним из участников российского рынка франчайзинга.
2013 год российский рынок франчайзинга встретил активно развивающимся и с уже вполне достойной инфраструктурой для начала и ведения бизнеса. На данный момент три банковские структуры предоставляют целевое финансирование на открытие бизнеса по франшизам: Финансовая Группа Лайф, Сбербанк и Росбанк. Множится количество крупных мероприятий по франчайзингу: в 2012 году впервые прошли профильные выставки в Санкт-Петербурге (Национальный Фестиваль Франшиз) и в Новосибирске (Франчайзинг Сибири). Активизировался рынок труда: количество вакансий в сфере франчайзинга увеличивается.
Что ждет рынок в 2013 году? Некоторые эксперты прогнозируют прирост мирового оборота франчайзинга в 2013 году более, чем на 30%.
Своими ожиданиями относительно российского рынка поделился представитель Российской ассоциации франчайзинга Малхаз Аласания, Исполнительный директор «Академии франчайзинга»: «Опираясь на прямой опыт общения с региональными предпринимателями и представителями власти (Ассоциация провела в 2012 году 14 региональных франчайзинговых форумов), могу с уверенностью утверждать, что основными тенденциями станут:
серьезный рост доли франчайзинговых предприятий в структуре МСП (малого и среднего предпринимательства) в сравнении с обычными стартапами;
рост спроса на покупку франшиз с инвестициями не выше 3-4 млн рублей, так как портрет потенциального франчайзи стал явно моложе - до 30 лет;
повышение активности и увеличение количества финансовых институтов, предлагающих кредитование малого предпринимательства и франчайзинга, и, соответственно, изменение качества их предложений - небольшое, но снижение ставки кредитования из-за конкуренции.»
Николай Горелый, Управляющий партнер компании «Русский Простор» (компания-организатор Международного Фестиваля Франшиз) охарактеризовал рынок следующим образом: «2012 год продемонстрировал стабильный рост сегмента франчайзинга: 30-50%. На рынок вышли новые игроки в таких областях, как оказание микрофинансовых услуг, фаст-фуд, продажа одежды, продажа аксессуаров для техники. Кроме того, франчайзинг активно выходит на федеральный уровень: Сибирь, Урал, Поволжье. Естественно, чуть ли не на первом месте идет Краснодарский край как столица олимпийских игр 2014. В 2013 году тенденция роста доли рынка будет сохраняться, а вполне возможно и усиливаться, что обусловлено прекрасной интеграцией модели франчайзинга в схему развития современного российского малого и среднего бизнеса. Предприниматели понимают, что франчайзинг - это один из самых удобных способов масштабирования собственного бизнеса. Кроме того, сейчас нас услышало даже государство, инициируя всевозможные программы содействия бизнеса через торгово-промышленные палаты в регионах».
Из торгово-производственных компаний за комментарием мы обратились к Алексею Игоревичу Серебрякову, Генеральному директору ООО «Союз Производителей Игрушек» (компания из города Иваново с собственным производством, франчайзи которой под брендом магазинов антистрессовых игрушек «Штучки, к которым тянутся ручки» работают в 27 регионах России и за рубежом): «Перспективы развития на будущий год достаточно оптимистичные, так как наша продукция набирает популярность изо дня в день и количество желающих стать нашими франчайзи становится все больше. В 2013 году мы планируем охватить нашей розничной сетью максимальное количество регионов. Мы всегда открыты для новых предложений, как в России, так и за рубежом».
Позитивны и ожидания игроков рынка общественного питания. Кочетков Геннадий Борисович, Вице-президент Subway Russia: «Наш анализ тенденций рынка fast-food в целом и компании Subway в частности показывают, что направление общественного питания сохранит стремительные темпы развития. Высокую емкость предпринимательской активности сохранят регионы. Если говорить о франшизе Subway, это обусловлено относительно невысокой стоимостью начальных вложений, быстрой окупаемостью инвестиций и широкой возможностью выбора площадей. В мегаполисах зачастую именно выбор места и высокая арендная ставка являются серьезным сдерживающим фактором. Наряду с этим возрастает общее число россиян, готовых начать свой бизнес под эгидой известного бренда».
Сергей Амбросов, Генеральный директор Независимой лаборатории ИНВИТРО, оценил перспективы рынка в сфере услуг: «Перспективы развития франчайзинга в сфере услуг в России очень большие, если, конечно, не случится каких-либо непредвиденных событий в экономике, глобальных потрясений и т.д. Что касается общего объема этой доли рынка, то ее прирост может составить 30-40% в год. Это касается развития франчайзинга под уже существующими брендами. Если говорить о принципиально новых игроках, то здесь прирост будет небольшим, так как с каждым годом входить на этот рынок новым участникам становится все сложнее».
Ни для кого не секрет, что запуск новых бизнес-проектов во многом зависит от наличия качественной коммерческой недвижимости. Кроме того, при запуске бизнеса по франшизам критичны сроки договоров аренды помещений (они должны быть сопоставимы со сроками, на которые продаются франшизы, то есть 3-5 лет).
Согласно подсчетам Jones Lang LaSalle, объем ввода качественных торговых площадей в 2013 году может достичь максимального уровня за всю историю рынка и перешагнуть психологическую отметку в 2 млн кв. м. Данный показатель на 46% превышает результат прошлого года (1,58 млн кв. м) и почти на 17% прежний рекорд, зафиксированный в 2008 году. Тогда в России было введено 1,97 млн кв. м торговых центров.
Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, Начальник департамента торговых центров компании Jones Lang LaSalle, комментирует: «Позитивная динамика объемов строительства торговых площадей будет наблюдаться в этом году в обеих столицах России, миллионниках и городах с населением менее миллиона человек. К примеру, в Москве объем ввода может втрое превысить показатель прошлого года, в Санкт-Петербурге - более чем вдвое. При этом прогнозируемый результат Северной столицы - около 370 тыс. кв. м - будет самым высоким за последние семь лет».
По данным Jones Lang LaSalle, «в среднем в качественных торговых центрах срок аренды для операторов торговой галереи составляет 5 лет, а для международных fashion-ритейлеров варьируется в диапазоне от 7 до 15 лет».
.2 Аренда торговых площадей
Аренда является важным вопросом. Так как от правильности расположения торговой точки зависят продажи. К поиску места торговли надо приступать сразу после заключения договора с УК. Торговая точка по продаже МУРашек должна располагаться исключительно в местах высокой проходимости людей, т.к. антистрессовые игрушки являются товаром моментального спроса. Люди обратят внимание на яркую точку, потрогают игрушки руками, узнают от вас всю интересующую их информацию и, если деньги у них с собой, купят. Если нет - сходят за деньгами. Не забудьте вручить вашим потенциальным клиентам визитку.
Одно из самых подходящих мест для размещения торговой точки «МУРашки» - торгово-развлекательный центр. Особенность данного товара заключается в том, что его покупку не планируют заранее, это спонтанное эмоциональное решение: увидел - потрогал - купил. Поэтому нужно место с высокой проходимостью. Причём основной массой должна быть молодёжь в нужном настроении - направляющаяся развлекаться, а также родители с маленькими детьми. Приветствуется расположение точки рядом с другими товарами для детей (одеждой, обычными игрушками) и с развлекательными площадками. Поэтому ТЦ - очень подходящий вариант.
Под «магазинами у дома» подразумеваются магазины, находящиеся в спальных районах и имеющие хороший посетительский трафик. Обычно это продуктовые магазины самообслуживания либо магазины хозяйственных товаров. Продовольственные магазины имеют приоритет. Часто бывает, что магазины у дома имеют отдельные площади, которые сдают в субаренду. В качестве субарендаторов выступают аптеки, магазины канцтоваров, точки по продаже колготок и др. Выбрав хорошее видное место, можно удачно продавать и МУРашки. Также, расположившись в магазинах у дома, можно проводить качественную адресную рекламу, оповещая жителей микрорайона о вашем товаре и его преимуществах.
Поскольку в спальных районах проходимость гораздо ниже, чем в ТРЦ, а, соответственно, продажи ниже, в Тюмени, как и в большинстве городов, магазин «Мурашки» открыли в ТРЦ ПАНАМА, на 3 этаже, рядом с магазинами детской одежды, кинотеатром и боулингом.
2.3 Конкуренция
Как было сказано выше, магазин «Мурашки» является конкурентоспособным. Основным конкурентом в городе Тюмени является торговая марка и одноименный магазин «Expetro». Так же подобные антистрессовые игрушки реализуются в сети магазинов «Экспедиция» (подголовники), сети магазинов «Красный куб». Поскольку товар является аналогичным, таким же по составу и качеству основным способом борьбы с конкуренцией является реклама и ценовая политика.
В качестве рекламы магазин «Мурашки» использует следующие ресурсы:
.Реклама в социальных сетях (страница и группа в «В контакте»)
.Проведение промо-акций (Раздача листовок, проведение «SALE DAY» и т.д.)
Спонсорство на детских мероприятиях (вручение каждому участнику бонусной карты со скидкой на приобретение игрушек, подарки победителям в виде сертификатов на приобретение игрушек)
Для того чтобы определить параметры оценки конкурентоспособности мы провели опрос потребителей карточным методом, т.е. постоянным посетителям нашего магазина были выданы карточки с одним-единственным вопросом: «Напишите, пожалуйста, десять критериев, которые являются для Вас наиболее значимыми при посещении магазинов антистрессовых игрушек. В нашем случае выборка составила двадцать человек. Все ответы потребителей с количеством упоминаний параметров приведены в таблице 1.
Табл.1. Опрос потребителей
ПараметрыКол-во упоминанийЦены8Обслуживание4Наличие очереди5Ассортимент11Месторасположение7Режим работы6Чистота7Удобные витрины6Получение информации от продавцов-консультантов2Наличие скидок, дисконтная система5Упаковка1Дополнительные услуги1
Из множества параметров, указанных посетителями нашего магазина, мы выбрали 10 наиболее часто упоминаемых. Затем провели экспертный опрос (в качестве экспертов выступили мы сами), где на карточках каждый из нас выставил баллы (по пятибалльной шкале) по десяти параметрам.
Далее мы свели все полученные данные в отдельные таблицы (при этом посчитав средние значения) для магазинов «Мурашки» (табл.2) и «Экспектро» (табл.3).
Таблица 2. магазин «Мурашки»
ПараметрыЭксперт 1Эксперт 2Эксперт 3Эксперт 4Эксперт 5Сред- няяМесторасположение352423,2Парковка442312,8Ассортимент454434Цены445344Чистота435223,2Расположение товаров545444,4Режим работы555534,6Площадь344544
Таблица 3. Магазин «Экспектро»
ПараметрыЭксперт 1Эксперт 2Эксперт 3Эксперт 4Эксперт 5СредняяМесторасположение544534,2Парковка431322,6Ассортимент454333,8Цены444433,8Чистота345423,6Расположение товаров243533,4Режим работы525534Площадь243433,2
Взяв среднее значение каждого параметра, мы построили «радар конкурентоспособности» (см. рис.1).
Рис.1. «Радар конкурентоспособности»
Вывод 1: Таким образом, из рисунка можно увидеть, что магазин «Мурашки» уступает магазину «Экспектро» по таким характеристикам как: месторасположение и чистота. Но «Мурашки» выигрывает у «Экспектро» по площади, режиму работы, расположению товаров. Качество товаров в «Мурашки» и «Экспектро» ничем не отличается.
Рассчитаем индекс конкурентоспособности супермаркетов по формуле:
Ii = Si / Ssum,
где Si - площадь i- го многоугольника,
Ssum - площадь общего многоугольника,
Ii - коэффициент абсолютной конкурентоспособности.
Перед этим найдём площадь многоугольника «Мурашки» (для этого многоугольник разобьём на треугольники и в каждом проведём высоту):
Sв = основание треугольника*высота/2 =? (1,1*1,6/2+0,9*1,3/2
+1,2*1,5/2+1,2*1,8/2+1,1*1,5/2+0,9*1,4/2+0,9*1,4/2
+1,2*1,6/2+1,8*1,9/2+1,*1,9/2)= 9,44 см.
Площадь общего многоугольника равна:
Ssum = 1,5*2,2/2*10 = 16,5 см.
Индекс конкурентоспособности супермаркета «Мурашки» будет равен:
Iв = 9,4/16,5 = 0,57
Теперь найдём площадь многоугольника «Экспектро»:
Sс = ? (1,2*1,6/2+1,2*1,4/2+1,1*1,9/2+1,1*1,6/2+1,1*1,7/2+0,9*1,4/2+
,9*1,4/2+1,1*1,5/2+1,1*1,6/2+1,2*1,6/2) = 8,59 см.
Индекс конкурентоспособности супермаркета «Экспектро»:
Iс = 8,59 / 16,5 = 0,52
Вывод 2: Сравнив индексы конкурентоспособности магазинов «Мурашки» и «Экспектро» можно сделать вывод о том, что «Мурашки» лидирует, т.к. значение его индекса ближе к единице.
Также на данном этапе можно посчитать
индекс силы конкурентоспособности i - участника рынка по формуле:
Stri = Ii / In*100%,
Stri - сила конкуренции i- го участника рынка,
Ii - индекс конкурентоспособности i - го участника рынка,
In - индекс конкурентоспособности n- го участника рынка.
Индекс силы конкурентоспособности «Мурашки»:
Strв = Iв / Iс = 0,57/0,52*100% = 110%
Индекс силы конкурентоспособности «Экспектро»:
Strс = Iс / Iв = 0,52/0,57*100% = 91%
Вывод 3: Значения индексов сил конкурентоспособности магазинов говорят о том, что «Мурашки» лучше своего конкурента «Экспектро» по перечисленным выше параметрам на 19%.
.АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МАГАЗИНА «МУРАШКИ»
ИП Вискалин Ю.А. магазин «Мурашки» создан в августе 2012 года. Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля антистрессовыми игрушками. Имеет один магазин: г. Тюмень, ул. 2-я Луговая, д. 30, ТРЦ ПАНАМА, 3 этаж. Арендует одно помещение, площадью 10 кв. метров, облагается единым налогом на вмененный доход (ЕНВД). В основные расходы входят: зарплата, аренда, рекламные расходы, услуги банка, транспортные расходы. Фонд оплаты труда в месяц 30 000 - 35 000 руб. Конкурентное преимущество товаров компании обеспечивается внедрением систем управления качеством и конкурентоспособными ценами. Постоянно отслеживается качество продукции. Как видно из таблицы 2.1, на предприятии произошло увеличение выручки на 31,7%, но это было связано с увеличением спроса на продукцию предприятия за счет рекламы и положительного имиджа предприятия. Увеличение средней выработки привело к увеличению заработной платы работающих на 5,3%. Темп роста выручки превышал темпы роста себестоимости это обусловлено незначительным увеличением цены на некоторые группы товаров, которые особенно пользовались спросом у покупателей.
Проанализируем состояние ресурсного обеспечения магазина «Мурашки». Ниже в таблице 4 представлены ресурсы организации, от состояния которых зависит достижение определенных объемов производства услуг, позволяющих осуществлять безубыточное производство.
Таблица 4. Ресурсы организации
ПоказательЯнварь ФевральМарт Апрель, к Февралю, %Марту, % Среднегодовая стоимость активов, тыс.руб. 59673 64052 68170 114,2 106,4 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 41267 44220 47591 115,3 107,6 Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. 13937 15222 16939 121,5 111,3 Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств (производственных запасов), тыс. руб. 3492 3370 3274 93,8 97,2 Чистая прибыль, тыс. руб. 3140 3097 3317 105,6 107,1
На основании данных таблицы 4 можно сделать вывод том, что на анализируемом предприятии в апреле по сравнению с февралем возросла среднегодовая стоимость основных фондов на 15,3%, а относительно марта на 7,6 % за счет ввода капитальных вложенной, что является положительным фактором. При этом среднегодовая стоимость оборотных средств в апреле по сравнению с февралем увеличилась на 21,5%, относительно марта - на 11,3%, что объясняется объективными причинами - ростом цен на все виды товаров. Рост чистой прибыли в апреле относительно февраля составил 5,6%, относительно марта - 7.,1%, что, конечно, не достаточно, однако учитывая ежегодный рост конкуренции на рынке, это рассматривается как положительный фактор. Таким образом, можно сделать вывод, что с бухгалтерской точки зрения магазин «Мурашки» достаточно стабильное предприятие. Устойчивое финансовое положение положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечения планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. В процессе функционирования предприятия и величина активов, и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального анализа отчетности и анализа ликвидности баланса. Ликвидность баланса - возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее - это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств. В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы:
А1 - наиболее ликвидные активы, к ним относятся денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).
А2 - быстро реализуемые активы, т.е. средства вложенные в краткосрочную дебиторскую задолженность и прочие активы. - медленно реализуемые активы, к ним относятся запасы, долгосрочную дебиторскую задолженность, НДС по приобретенным ценностям.
А4 - трудно реализуемые активы, т.е. внеоборотные активы. Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.
П1 - наиболее срочные обязательства, т.е. статьи кредиторской задолженности, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства.
П2 - краткосрочные пассивы, т.е. краткосрочные кредиты банков и прочие займы, пассивы средней срочности (прочие кредиторы, поставщики).
ПЗ - долгосрочные пассивы;
П4 - постоянные пассивы, т.е. собственные средства, доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов и платежей.
Сгруппируем активы по степени ликвидности, результаты сведем в таблицу 5.
Таблица 5. Группировка активов по степени ликвидности
Активы февраль март апрель Денежные средства 2321 1666 823 Краткосрочные финансовые вложения - - - А1 2321 1666 823 Краткосрочная дебиторская задолженность 6541 10346 12377 А2 6541 10346 12377 Запасы 3255 3484 3064 Долгосрочная дебиторская задолженность 1416 1412 705 - Расходы будущих периодов 212 442 123 А3 4459 5338 3646 Основные средства 42907 45532 49647 Незавершенное строительство 5394 3735 3409 Отложенные налоговые активы 38 57 83 А4 48339 49324 53139
Сгруппируем пассивы по степени ликвидности, результаты сведем в таблицу 6. Условия абсолютной ликвидности баланса:
А1 > П1 . А2 > П2 A3 > ПЗ А4
Если выполняются первые три неравенства в данной системе, то это влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому важно сопоставить итоги первых трех групп по активу и пассиву.
Таблица 6 - Группировка пассивов по степени ликвидности
Пассивы 2008 г. 2009 г. 2010 г.Кредиторская задолженность (перед персоналом, гос. внеб. фонд., налогам) 112 303 288 П1 112 303 288 Кредиторская задолженность 3430 5862 5073 П2 3430 5862 5062 Отложенные налоговые обязательства 862 937 1005 Прочие долгосрочные обязательства - - - П3 862 937 1005 Собственный капитал 55567 57471 59549 Доходы будущих периодов 1901 1659 4195 П4 57468 59130 63744конец февраля, марта, апреля балансы имели такой вид:
А1 >П1, А2 > П2, A3 > ПЗ, А4
следовательно, балансы были абсолютно ликвидным.
Сопоставление А1 - П1 и А2 - П2 позволяет выявить текущую ликвидность предприятия на ближайшее время, а сравнение A3 и ПЗ отражает перспективную ликвидность. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что магазин за анализируемый период был абсолютно ликвидным, и в перспективе он показывает абсолютную ликвидность. После анализа ликвидности баланса проведем анализ ликвидности активов. Одним из показателей характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния предприятия, его устойчивости. Предприятие может быть платежеспособным при отсутствии необходимой суммы свободных денежных средств, если для расчетов с кредиторами оно способно реализовать свои текущие активы. Для оценки платежеспособности предприятия используется бухгалтерский баланс. Рассчитаем финансовые коэффициенты и результаты сведем в таблицу 7.
Таблица 7. Показатели платежеспособности
ПоказательРасчетная формула февраль март апрельКоэффициент абсолютной ликвидностиДенежные средства + краткосрочные фин. вложения / текущие пассивы (260+250/690-640-650), А1/П1+П2 0,66 0,27 0,15 Коэффициент быстрой ликвидности Денежные средства + краткосрочные фин. вложения + дебиторская задолженность / текущие пассивы (260+250+240+270/ 690-640-650), А1+А2/П1+П2 2,5 1,95 2,5 Коэффициент текущей ликвидности Оборотные активы / текущие пассивы (290-216/690-640-650), А1+А2+А3/П1+П2 3,8 2,81 3,2 Коэффициент общей платежеспособности Активы / обязательства (300/590+690) 9,8 7,56 6,6
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением ликвидных средств первой группы ко всей сумме текущих обязательств.
Он показывает какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Значение коэффициента признается достаточным, если он составляет 0,2 - 0,5. На анализируемом предприятии на конец февраля абсолютный коэффициент ликвидности составлял 0,66, что говорит о неэффективном использовании средств. В марте абсолютный коэффициент ликвидности составлял 0,27, т.е. достиг своего оптимума. В апреле коэффициент снизился ниже нормативного значения и составил 0,15, что свидетельствует об дефиците наличности.
Коэффициент быстрой ликвидности - отношение ликвидных средств первых двух групп к общей сумме текущих обязательств. Он показывает прогнозируемые платежные возможности организации при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Удовлетворяет обычно соотношение 1,0 - 1,5. Допустимый минимум 0,7 - 0,8. В нашем случае в феврале и апреле данный коэффициент составлял 2,5, что говорит о большой дебиторской задолженности, в марте была тенденции к снижению коэффициента до 1,95, что тем не менее значительно превышает норму.
Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия долгов) - отношение всей суммы оборотных активов к общей сумме текущих обязательств. Он показывает, в какой степени все краткосрочные обязательства обеспечены оборотными средствами (активами). Другими словами, коэффициент покрытия определяет границу безопасности для любого возможного снижения рыночной стоимости текущих активов, вызванными непредвиденными обстоятельствами, способными приостановить или сократить приток денежных средств. Нижняя граница указывает на то, что оборотных средств должно быть достаточно, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства. В нашем случае текущие пассивы превышают текущие активы, следовательно, не обеспечивается резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие. Удовлетворяет обычно коэффициент 1,40 - 2,0. В нашем случае величина его на протяжении всего анализируемого периода находится в диапазоне 2,8 - 3,8, что свидетельствует о нерациональном вложении средств, неэффективном их использовании. Коэффициент общей платежеспособности - характеризует общую платежеспособность, способность предприятия покрывать все обязательства всеми активами. Этот коэффициент должен быть больше 2. В нашем случае в анализируемых периодах коэффициент общей платежеспособности также значительно превышает норму, что является положительной тенденцией для разного рода кредиторов.
Финансовая устойчивость предприятия характеризуется системой абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относят: чистые активы (реальный собственный капитал), собственные оборотные средства и источники покрытия потребностей предприятия в запасах и затратах. В источники обеспечения входят: источники собственных средств -собственные оборотные средства (СОБС), кредиты банка и займы (КБЗ), используемые для финансирования запасов и затрат, и кредиторская задолженность (КЗ), используемая для формирования запасов. Собственные оборотные средства, т.е. собственный капитал, потраченный на формирование оборотных средств. Собственный капитал в балансе отражается общей суммой. Чтобы определить сколько его используется в обороте, необходимо из общей суммы собственных средств вычесть сумму внеоборотных активов. Долгосрочные источники формирования запасов увеличивают размер собственных оборотных средств на величину долгосрочных кредитов и займов. Так как предполагается, что долгосрочные заемные средства направляются преимущественно на финансирование финансовых вложений и приобретений основных фондов, а за счет остаточной их части финансируются оборотные средства. Основные источники формирования запасов. На практике потребность в запасах и затратах может быть покрыта предприятием не только за счет собственных средств, но и за счет краткосрочных кредитов и займов. При этом, в расчет не берется задолженность по судам, не погашенная в срок. Следует иметь в виду, что краткосрочные кредиты выдаются не только для удовлетворения потребности предприятия в запасах и покрытия затрат на производство, при этом источником покрытия запасов и затрат могут выступать не только краткосрочные кредиты и займы, но и часть кредиторской задолженности. Рассчитаем абсолютные показатели и результаты сведем в таблицу 8.
Таблица 8. Абсолютные показатели финансовой устойчивости
ПоказательРасчетная формула февраль март апрель Собственные оборотные средства (СОБС) СОБС = 490-190 или III - I 7228 8147 6410 Долгосрочные источники формирования запасов (ДИФЗ) ДИФЗ = СОБС + ДК (590) 8090 9084 7415 Основные источники формирования запасов (ОИФЗ) ОИФЗ = СОБС + ДК + КЗС (610) 8090 9084 7415 Запасы и затраты (ЗЗ) ЗЗ = 210-216-220 3034 3042 2941
В зависимости от степени обеспеченности запасов и затрат источниками финансирования различают:
абсолютная финансовая устойчивость: СОБС > = ЗЗ;
нормальная финансовая устойчивость: СОБС = ЗЗ;
неустойчивое финансовое состояние: СОБС
кризисное финансовое состояние: СОБС
На предприятии, как видно из таблицы 9, на протяжении всего анализируемого периода наблюдается абсолютная финансовая устойчивость, так как за три года СОБС >= ЗЗ. Это говорит о том, что предприятие не зависит от внешних кредиторов, запасы и затраты полностью покрываются собственными ресурсами.
Рассчитаем относительные показатели финансовой устойчивости и данные сведем в таблицу 9.
Таблица 9. Относительные показатели финансовой устойчивости
Показатель Расчетная формула февраль март апрельКоэффициент автономии, финансовой независимости Собственный капитал / валюта баланса (490/700)0,90,860,85Коэффициент финансовой зависимости Все обязательства / собственный капитал (590+690-640+650/490+640+650) 0,1 0,12 0,11 Коэффициент обеспеченности СОБС СОБС / ОА ((490-190/290) 0,5 0,48 0,38 Коэффициент маневренности СОБС / СК (490-190/490) 0,1 0,14 0,11 Коэффициент имущества производственного назначения Остаточная стоимость ОС + стоимость материалов + НЗП / валюта баланса (120+210/700) 0,74 0,73 0,75 Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств Оборотные средства / ВНА (290/190) 0,28 0,34 0,32
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости. Значение показателя должно быть >= 0,1 или 10%. В нашем случае значение коэффициента на конец апреля равен 0,38, т. е. происходит снижение коэффициента по сравнению с февралем (0,5). Смотря на этот факт можно утверждать, что у предприятия хорошее финансовое состояние. Из расчета следует, что оборотные активы обеспечены собственными источниками средств. Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственных оборотных средств находится в мобильной форме, способность предприятия пополнять оборотные средства за счет собственных источников. Значение коэффициента должно быть 0,2 - 0,5. В нашем случае значение коэффициента в пределах 0,1, что характерно для предприятий санаторно-курортной сферы. Коэффициент имущества производственного назначения характеризует долю имущества производственного назначения в общей стоимости всех средств предприятия. Значение его должно быть >= 0,5. В нашем случае на конец апреля он равен 0,75, а на конец марта составлял 0,73, что говорит о незначительном увеличении имущества производственного назначения.
Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств характеризует сколько внеоборотных средств приходится на 1 р. оборотных активов. В нашем случае этот коэффициент колеблется, но все равно внеоборотных активов больше, чем оборотных. На основании анализа финансовой устойчивости можно сделать вывод о том, что у предприятия наблюдается абсолютная финансовая устойчивость. Это говорит о том, что предприятие не зависит от внешних кредиторов, запасы и затраты полностью покрываются собственными ресурсами. В целом финансовое состояние предприятия устойчивое, но данная тенденция может носить кратковременный характер, т.к. с каждым годом растет конкуренция и прирост прибыли достигается не за счет большой наценки на единицу услуги, а за счет увеличения объема продаж туристских услуг. Следовательно, по итогам проведенного анализа можно сделать и неутешительные выводы - использование руководством консервативными методами сбыта, отсутствие нормально работающего маркетингового отдела, не желание вкладывать большие средства в обновление и модернизацию основных фондов может привести к большим финансовым потерям предприятия в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Адамов Н.А., Тилов А.А. Бюджетирование в коммерческой организации: краткое руководство. - СПб.: Питер, 2007. - 144 с.
2.Александров О.А. Методика бюджетирования в торговых организациях // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 5. - С. 4-8.
3.Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 248 с.
4.Бекетов Н.В., Денисова А.С. Бюджетное планирование и бюджетирование на предприятиях // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 5. - С. 4-9.
5.Белобтецкий И.А. Прибыль предприятия. // Финансы. - 2008. - № 3 - С. 40-47.
6.Бренц А.Д. Планирование на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. - М.: Недра, 2008. - 333 с.
7.Бурцев В.В. Через бюджетирование к эффективному менеджменту // Финансовый менеджмент. - 2010. - № 1. - С. 33-40.
8.Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 400 с.
9.Вахрушина М.А. Бюджетирование: задачи и процедуры // Современный бухучет. - 2011. - № 12. - С. 30-35.
10.Ветров Л.Н. Бюджетирование - фундамент стратегии развития организации // Все для бухгалтера. - 2008. - № 5. - С. 11-17.
11.Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2010. - 308 с.
12.Владымцев М.В., Денисова А.С. Принятие управленческих решений с учетом методов бюджетирования по процессам // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 7. - С. 24-27.
.Выборова Е.Н. Бюджетирование в системе финансовой диагностики субъекта хозяйствования // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 10. С. 41-45.
.Горбунов А.Р. Бизнес-процесс: бюджетирование и финансовое управление // Финансы и бизнес. - 2007. - № 3. - С. 65-70.
.Горемыкин В.А., Бугулов Э. Р., Богомолов А. Ю. Планирование на предприятии: Учебник. - М.: Издательский дом «Филинъ», 2009. - 328 с.
16.Денисова А.С. Бюджетирование: магический кристалл или ритуальный танец // Инфо-бизнес. - 2008. - № 44. - С. 5-10.
.Добровольский Е., Карабанов Б., Боровкова П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование шаг за шагом. - СПб.: Питер, 2006. - 448 с.
18.Дугельный А.П., Комаров В.Ф. Бюджетное управление предприятием: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 2007. - 432 с.
19.Егоров Ю.Н. Планирование на предприятии. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 328 с.
.Едронова В.Н., Шахватова М.В. Особенности оценки финансовых результатов и финансового состояния субъектов бюджетирования // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 13. - С. 2-9.
.Ильин К.Д. Планирование на предприятии: Учебное пособие. - М.: Экономика и жизнь, 2008. - 223 с.
22.Колесниченко В. Построение системы бюджетирования // Финансовая газета. - 2007. - № 34. - С. 15-18.
23.Лисицина Н.А. Экономика, организация и планирование промышленного производства. - Киев: Высшая школа, 2010. - 401 с.
24.Мамочкин Е. Взаимосвязь стратегического планирования, бизнес-планирования и бюджетирования // Финансовая газета. - 2007. - № 42. - С. 21-24.
25.Морозова Т.Г., Пикулькина А.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 318 с.
26.Павловская А.В. Планирование на предприятиях топливно-энергетического комплекса: Учебное пособие. - Ухта: УИИ, 2008. - 135 с.
27.Попов В.М. Деловое планирование: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 314 с.
28.Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 304 с.
.Талалаева О.С. Анализ современного состояния и тенденций развития строительной отрасли Тюменской области // Нефть, газ и бизнес. - 2011. - № 11. - С. 52-55.
30.Тилов А. Сущность, функции и методы бюджетирования // Финансовая газета». - 2007. - № 8. - С. 2-6.
31.Труба А.С. Эффективная организация системы бюджетирования на предприятиях // Управление персоналом. - 2008. - № 7. - С. 14-19.
32.Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 251 с.
33.Чиканова В.А., Елфимова И.Ф., Шарыкина А.Л. Управление затратами. - Воронеж: ВГУ, 2007. - 108 с.
34.Шим Д.К., Сигел Д.Г. Основы коммерческого бюджетирования. Пошаговое руководство. - М.: Азбука, 2010. - 496 с.
35.Шишкоедова Н.Н. Общие принципы составления бюджета производства // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2007. - № 10. - С. 7-12.
36.Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. - М.: Дело и сервис, 2012. - 544 с.
37.Энтони Г. Финансы и финансовое планирование для руководителей среднего звена. - М.: Издательство «Финпресс», 2008. - 96 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Список городов представителей магазинов «Мурашки»:
.Москва
.Санкт - Петербург
.Абакан
.Архангельск
.Асбест (Свердловская обл.)
.Алексеево (Оренбургская обл.)
.Белгород
.Белебей (Башкортостан)
.Благовещенск (Амурская обл.)
.Брянск
.Бугуруслан (Оренбургская обл.)
.Владивосток
.Владикавказ
.Волгоград
.Волжский (Волгоградская обл.)
.Воронеж
.Воткинск (Удмуртия)
.Гусиноозерск
.Дзержинск
.Димитровград (Ульяновская обл.)
.Екатеринбург
.Зея (Амурская обл.)
.Златуст (Челябинская обл.)
.Ижевск
.Иркутск
.Йошкар - Ола
.Казань
.Калуга
.Киров
.Климовск (Московская обл.)
.Красногорск (Московская обл.)
.Краснодар
.Красноярск
.Кузнецк
.Кызыл
.Лабытнанги (ЯНАО)
.Ленинск - кузнецкий (Кемеровская обл.)
.Лесосибирск (красноярский край)
.Магнитогорск
.Махачкала
.Мурманск
.Нерюнгри (Якутия)
.Нефтекамск
.Нижневартовск
.Нижнеудинск
.Нижний Новгород
.Нижний Тагил
.Новосибирск
.Ноябрьск (ЯНАО)
.Омск
.Оренбург
.Пермь
.Пятигорск
.Ревда (Свердловская обл.)
.Реутов (Московская обл.)
.Ростов - на - Дону
.Самара
.Смоленск
.Сочи
.Ставрополь
.Стрежевой (Томская обл.)
.Сургут
.Сыктывкар
.Тольятти
.Томск
.Тула
.Тулун (Иркутская обл.)
.Тюмень
.Улан-Удэ
.Ульяновск
.Урай
.Уфа
.Ханты - Мансийск
.Чебоксары
.Челябинск
.Черняховск
.Югорск
.Южно - Сахалинск
.Якутск
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Торговое оборудование