Отчет по практике


Национальный музей КБР в г. Нальчик


ОГЛАВЛЕНИЕ:


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3


 


Раздел 1. Общее задание




  1. Характеристика деятельности Национального музея КБР . . . . . . 4




  2. Направления деятельности музея . . . . . . . . . . . . . . . 9




  3. Из истории музея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10




  4. Описание работы одного из фондов . . . . . . . . . . . . . . 13




Раздел 2. Индивидуальное задание




  1. Описание выполняемой работы . . . . . . . . . . . . . . . . 17




  2. Методическая разработка к экскурсии . . . . . . . . . . . . . 18




  3. Выводы, рекомендации, замечания . . . . . . . . . . . . . . 18




Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20


Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21


ВВЕДЕНИЕ


В период с 26 января 2007 года по 23 февраля 2007 года я проходила преддипломную практику в Национальном музее КБР (г.Нальчик) по адресу ул. М.Горького, 62. Мой научный руководитель - старш. преп. Кобцева Н.Х., руководитель практики с предприятия - зав. отделом экскурсионно-массовой работы - Кантемирова Л.А.


Целью данной практики был сбор необходимых отправных материалов для выполнения дипломной работы. Задачи практики: приобретение и совершенствование практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углублению и закреплению полученных знаний, умений и навыков. Практические навыки играют определяющую роль в профессиональной деятельности любого специалиста. Чем больший опыт накоплен человеком по практическому использованию своих теоретических знаний, тем более эффективна работа такого сотрудника.


Занимаемая должность: стажер, экскурсовод, экспозиционер.


В мои обязанности входило:


1. Изучение основного и вспомогательного фондов музея;


2. Усвоение разнообразия выставочных залов музея;


3. Рассмотрение работы одного из фондов музея;


4. Освоение азов фондовой работы;


5. Анализ принципов, методов и эффективности работы музея.


Выполняемая работа. В процессе прохождения практики я постигала азы фондовой работы: комплектование, первичный учет, санитарная обработка, частичная реставрация и консервация музейных экспонатов. Особое внимание отводилось мною экспозиционно-выставочной работе (подготовке научной документации, приемы построения экспозиции). При этом проводились методические экскурсии по тематическим выставкам, беседы с сотрудниками музея об истории музея, о наиболее значительных, ценных экспонатах музея, слушались лекции об основах музейной работы.


РАЗДЕЛ 1. Общее задание


1. Характеристика деятельности Национального музея КБР


Национальный музей КБР в г.Нальчик является центром всей краеведческой работы республики. На его базе работают кружки истории и краеведения, имеется своя библиотека.


Сотрудники музея решают задачи, связанные с обеспечением безопасности хранения уникальных исторических, природных, этнографических и пр. богатств, наиболее эффективного расположения данных экспонатов в залах и экспозициях, занимаются теоретическими исследованиями истории и культуры родного края (республики). Все работники музея – люди с высшим образованием: историки, этнографы, культурологи, краеведы, филологи. Ими ведется просветительская работа с использованием рекламно-издательской деятельности, публикацией исторических материалов в нальчикской многотиражной газете,  в газете "Горянка" /3/ и некоторых других периодических изданиях. В работе используются передвижные экспозиции, обновляется художественная галерея.


Музеем и его активом проводится большая массовая работа по профессиональной ориентации учащихся школ. Проводятся экскурсии по музею для студентов, жителей республики, страны. Читаются лекции по истории музея в школах, дворцах детского творчества, других предприятиях. В музее проходят выставки народного творчества, занятия кружков, вечера-встречи с героями труда и ветеранами войны, преподавателями школ и школьниками. Музей превратился в общественный центр культурной жизни города. В фонде большое количество писем, приветственных адресов, подарков - знаки уважения и признательности от организаций края и центральных районов страны, от известных артистов, спортсменов, зарубежных гостей. Студенты вузов Нальчика используют материалы музея при подготовке к занятиям, лекциям, для курсовых и дипломных проектов, отчетов по практике.  Обращаются в музей и учителя истории, культуры КБР, аспиранты.


С 2000 учебного года практику на базе Национального музея ежегодно проходят 57 будущих историков, 46 студентов специальности «Социально-Культурный Сервис и Туризм», 35 студентов декоративно-прикладного искусства Кабардино-Балкарского Государственного Университета, студенты Нальчикского колледжа дизайна, а также студенты Самарского университета, Санкт- Петербургских ВУЗов и Пятигорского филиала ЮРГУЭС. Программа практики составляется с учетом теоретической и практической подготовки студентов и рассчитана на 96 часов. Акцент делается на углубление и расширение знаний по музееведению, истории и географии республики, культуре народов КБР. Кроме лекционных занятий, студенты «СКС и Т» самостоятельно составляют индивидуальные тексты экскурсий. Практика традиционно завершается особым видом отчетности - деловой игрой - презентацией нескольких музейных проектов. Такого рода деловые игры помогают осознать специфику и механизм изучаемого вида деятельности, а также получить определенные профессиональные навыки. Руководство музея отмечает хорошую музейную подготовку студентов в ходе практики, и выражают желание продолжить сотрудничество на взаимовыгодных условиях.


В музее сосредоточены многочисленные, весьма ценные материалы, характеризующие природное богатство, историческое прошлое, хозяйство и культуру Кабардино-Балкарской Республики. В залах музея представлены картины, рисунки, скульптура. Здесь произведения замечательных русских 18 – начала 20 века, и работы мастеров советского искусства, среди которых также творения художников Кабардино-Балкарии. Портреты, тематические картины, акварели, гравюры, каменные, бронзовые гипсовые скульптуры – большое разнообразие видов, жанров, техники. Среди работ, представленных в музее, особое внимание привлекают произведения, отражающие трудовые будни Родины, воспевающие героику минувших дней. /1/


В Национальном музее КБР имеются 3 выставочных зала, с действующей экспозицией – 7 залов. По приблизительным данным в музее хранится 11 700 экспонатов. Из них в хранилищах находится около 15 000 единиц. Это предметы этнографии, драгоценные металлы, предметы естественной истории, документы об истории народа, республики самого музея и многое другое.


Музей состоит из семи фондов, которые размещаются по темам:


- фондохранения,


- археология,


- этнография,


- письменные источники,


- драгоценные металлы,


- хранение отдела природы,


- изобразительное искусство.


К основному фонду относятся подлинные памятники истории, природы и общества. Это вещественные памятники: орудия труда, предметы быта, орудие, ботанические, минералогические и биологические материалы. Письменные памятники: книги, документы, произведения изобразительного искусства. К вспомогательному фонду относятся материалы, созданные в процессе организации и оформления музея: картины, диаграммы, макеты, модели, плакаты и пр. /4/


Ознакомление с экспозицией начинается с вестибюля, где на двух стенах расположено художественное панно до 20 м2 каждое (работа художников Д. Городецкого и Р. Вовкушевского), исполнена в современной манере, пенопласт, эпоксидные смолы, сусальное золото. Одно из них ярко и убедительно рассказывает о прошлом (нартский эпос – кузнец Тлепш рукой кует меч, оборонительные сооружения и жилища, одежда, утварь, орнамент). Другое панно отображает современную Кабардино-Балкарию, ее промышленный расцвет, сельское хозяйство и культуру.


Первый зал знакомит с природными условиями Кабардино-Балкарии, формированием Кавказа, возникновением и развитием жизни на земле, богатствами недр, климатическими условиями.


В представленных палеоландшафтах по всем геологическим периодам, образцах горных пород с отпечатками фауны и флоры встает перед нами увлекательная и достоверная история земной коры и развития жизни на ней. Недра края богаты полезными ископаемыми. В экспозиции представлены документы, письма, фотографии, подробно рассказывающие историю г.Тырныауза, начало его промышленного освоения.


Центральная установка второго зала знакомит с основными растительными группировками от высокогорных альпийских лугов до злаково-полынных степных растений. Выделены ботанические группы равнин, предгорья и гор, также эндемики (растения или животные, встречающиеся только на какой-то определенной территории) и реликты (это что-то вечное, то, что осталось нам от древних-древних эпох).


В центре 3 зала показаны представители животного мира Кабардино-Балкарской Республики. Достойным украшением фауны высокогорья является кавказский тур. Животный мир края глубоко эндемичен, требует постоянной охраны. Ведется большая работа по акклиматизации и восстановлению исчезнувших видов, вводится режим заказников и заповедников, строго лимитируется и контролируется охота на диких зверей и птиц.


В 4 (археологическом) зале представлены археологические памятники из Нальчикской подкурганной гробницы III тысячелетия до н.э.: антропоморфные стелы, которые составляли ее стены и потолок, медный котел, топоры, долота; золотые вещи – бусы, подвески, пластины и спирали – свидетельствуют о захоронении родовой знати и говорят об имущественном неравенстве древних обитателей нашего края.


В витрине 4 зала размещены памятники материальной культуры, характеризующие ранний железный век в истории Центрального Предкавказья и Кабардино-Балкарии, проникновение из Причерноморских степей киммерийцев и скифов (VII – IV вв. до н.э.). Центральная стена зала посвящена средневековой истории Кабардино-Балкарии.


В экспозиции 5 зала «Присоединение Кабарды и Балкарии к России» представлены документы русских исторических хроник XVI в. Высокохудожественные иммутации рисунков в миниатюры лицевого летописного свода, никоновской летописи, повествуют о ходе присоединения Кабарды к России. Здесь же экспонируется текст грамоты Ивана IV, шлем кабардинского князя XVI века, золотое блюдо Марии Темрюковны, свадебный подарок царя Ивана Грозного, исторические и фольклорные тексты, связанные с этим событием.


В 5 зале в витрине сосредоточены материалы о культуре и искусстве кабардинцев и балкарцев в XVIII – XIX вв. Фотографии, рисунки, пояснительные тексты характеризуют особенности кабардинских и балкарских селений и их убранство.


Многообразны предметы (тоже 5 зал) национальной одежды (мужской и женской). Особый интерес представляют нарядные женские платья, расшитые серебряными и золотыми нитями руками горянок-мастериц. Здесь широко представлено прикладное искусство кабардинцев и балкарцев, среди них ювелирные изделия, предметы из дерева и металла, войлочные ковры. Верхний ярус экспозиции знакомит посетителей с архитектурными памятниками феодальной Кабарды и Балкарии XII – XVII вв.


В 6 зале переданы элементы кабардинского жилища. Отсюда мы получаем представление о том, как (из чего) строились жилища кабардинцев и балкарцев, сколько было комнат, каким было внутреннее убранство дома и т.п.


Большое место в экспозиции музея отведено периоду Великой Отечественной войны и участию в ней народов Кабардино-Балкарии (зал 7). Об адмирале Головко А.Г. (1906-1962 гг.), уроженце г.Прохладный, рассказывается в специальном комплексе, где представлены портрет адмирала и его личные вещи. А.Г. Головко в годы Великой Отечественной войны командовал Северным флотом, в послевоенное время был командующим Балтийским флотом, затем заместителем главнокомандующего ВМФ СССР.


Герою Советского Союза летчику А.-Х. Т. Канкошеву (1914-1943 гг.), павшему в борьбе с фашизмом, посвящен стенд, где представлены Грамота Президиума Верховного Совета СССР о присовении ему звания Героя, личные вещи, авиационные приборы, плакат, посвященный его боевым делам и книга о его подвигах, выпущенная в Нальчике. На счету отважного летчика 15 сбитых и 13 поврежденных самолетов врага.


Кроме того, здесь собраны материалы, повествующие о периоде истории с 1917 по 1957 гг. Это и сведения о ходе революции, о гражданской войне, восстановлении хозяйства, индустриализации, коллективизации, подъеме культуры, репрессиях балкарского народа, послевоенных годах (до 1957 г.). /5/


2. Направление деятельности музея


Музей обслуживает абсолютно все слои населения. Для разных категорий посетителей разрабатываются различные экскурсии и экскурсионные тексты. При составлении и организации экскурсий учитываются возрастные особенности, род занятий, интересы экскурсантов. Для учителей и студентов разрабатываются особые лекции и дополнительные сообщения. Богатая библиотека и собственно музей служат неоценимым подспорьем для учителей в подготовке уроков по таким дисциплинами, как культура, история, география Кабардино-Балкарской Республики и т.п.


Музей работает ежедневно с 10 до 17 час., экспонируются выставки. Быт народов Кабардино-Балкарии конца XVI- начала XX вв. Редкое направление деятельности музеев - издание книг, брошюр и каталогов. Книги и буклеты, посвященные музею, или изданные им:


- книги сотрудницы Национального музея Марьяны Шаковой «Национальные истоки и становление кабардинской драматургии и театра» Н.: 2006 г. и «Кабардинский драматический театр» Н.: 2005 г.


- книга Х.Х. Яхтанигова «Экспонаты повествуют» Н.: 1984 г.


- вестник института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН» вып. 8, гл. ред. Х.М. Думанов, Н.: 2001 г.


- книга работника музея Т.Б. Шаханова «Записки краеведа» Н.: 2004 г.


- буклеты, наборы открыток с изображением предметов этнографии из серебра,


- открытки с изображением наиболее ярких экспонатов (с историческим, этнографическим смыслом).


ПРИМЕЧАНИЕ


Почтовый адрес музея:


Национальный музей КБР


ул. Горького, 62


360000, г.Нальчик


Кабардино-Балкарская Республика


Россия


 


 


3. Из истории музея


Больше полвека назад, в 1921 году, был создан наш национальный музей – музей Кабардинского округа. После слияния двух национальных округов кабардинского и балкарского и создания автономии двух народов – музей Кабардино-Балкарской автономной области; с 1936 года – краеведческий музей Кабардино-Балкарской АССР.


В апрельские дни 1921 года жители Нальчика читали сообщение о создании национального кабардинского музея. В нем говорилось «Музей – это наш показатель быта, наша гордость, а поэтому мы все должны создать его на славу родного города, на память грядущему поколению». Подписано это обращение Б.Э. Калмыковым – председателем Кабардинского окружного исполкома. Он, собственно говоря, и был инициатором и организатором нашего музея, а его первым директором стал сельский учитель Макар Иванович Ермоленко – учитель Бетала Калмыкова.


Население округа горячо отозвалось на призыв Калмыкова. К концу 1921 года в музей поступило 1200 экспонатов. Первые поступления были от Б.Э. Калмыкова – его личное оружие: шашка и ружье.


Первоначально наш музей размещался в одной из комнат квартиры М.И. Ермоленко. В дальнейшем, благодаря заботам областной партийной организации и лично Б.Э. Калмыкова, музей в 1925 году получает здание в садике «Свободы», а в 1927 году ему отводится второе здание – бывший дом начальника Нальчикского округа. В те годы музей состоял из отделов: Естественно-исторического, Социально-Экономического, Археологического, Этнографического и Художественного.


Активная археологическая работа музея (открытие Нальчикского кургана №1, Агубековского, Долинского поселения и т.д.) позволила создать уникальную коллекцию эпохи неолита, энеолита и бронзы. Пополняются экспонатами и другие отделы, в особенности этнографический и художественный. Музеи Москвы и Ленинграда передают нашему музею произведения таких художников как Брюллов, Айвазовский, Рубо и др. В оказании этой помощи мы во многом обязаны заведующему музейным отделом Наркомпроса Феликсу Кону. Северо-Кавказское общество краеведения передает этнографические экспонаты и коллекцию оружия.


В 1930 – 1935 гг. музей систематически пополняется экспонатами, которые легли в основу экспозиции отдела советского строительства (здесь материалы о первых колхозах, строительстве Баксангэс, Промгородка, награждение КБАО первым орденом Ленина и т.д.).


В последующие годы эти фонды пополняются не менее интересными экспонатами.


В период фашистской оккупации музею был нанесен непоправимый ущерб, в особенности пострадали этнографические, археологические коллекции (почти не осталось уникальных каменных браслетов), почти совсем были уничтожены материалы советского отдела, было похищено много произведений искусства. Если и удалось что-то сохранить, то этому мы обязаны героическим усилиям сотрудников музея, укрывших большую часть фондов. В этом большая заслуга, ныне покойного Степана Петровича Савчука. Сразу же после изгнания фашистов музей возобновляет свою работу.


Собранный в послевоенный период материал позволил построить новую экспозицию. Областной комитет КПСС и Правительство республики, придавая большое значение пропаганде научных знаний, видя в этом заслугу музея, выносит решение о строительстве для него здания. В сентябре 1966 года во вновь отстроенном здании состоялось открытие экспозиции краеведческого музея. Новое современное здание общей полезной площадью 1777 км2 позволило открыть в одиннадцати залах отделы: природы, досоветского периода и истории советского общества. (Мальбахова И.А.) /3/


Сегодня фонд Национального музея (его филиалами и отделами являются мемориальные дома-музеи Марко Вовчок и Кайсына Кулиева, квартира-музей Али Шогенцукова, Литературный музей, музей Обороны Приэльбрусья, музеи в городах Майский и Прохладный, селениях Кёнделен Верхний Акбаш) насчитывает около 150 тысяч единиц хранения. 134 тысячи из них находятся в краеведческом музее Нальчика.


В двадцатые годы прошлого века краеведческий музей пополнился уникальными творениями мастеров кисти и резца, полученными из хранилищ Москвы и Ленинграда. Это не просто полотна, это не просто скульптуры и изделия из фарфора, это шедевры русского и зарубежного искусства XVII- XVIII веков. Одни имена чего стоят - Брюллов, Шишкин, Айвазовский, Куинджи, Рубо! А есть еще портреты и пейзажи Ф. Шубина, В. Боровиковского, С. Щедрина, Б. Филлера, Ф. Сычкова и целого ряда других.


Также в хранилище имеются изделия из фарфора - статуэтки, декоративные тарелки, вазы; предметы обихода - часы, канделябры, ларцы, секретер-бюро...


Эти шедевры и положили начало Кабардино-Балкарскому музею изобразительных искусств, открытому в 1960 году и расположенному на проспекте Ленина, в центре города. Классическое искусство - его основа, но главное в фондах - произведения художников и скульпторов республики, среди которых немало достойных мастеров, широко известных как в России, так и за ее пределами. /6/


4. Описание работы одного из фондов


Функционирование музея включает такие направления, как фондовая работа, осуществление коммуникационной деятельности, экспозиционная и экскурсионная работа, музейное законодательство, охрана памятников и т.д.


Фондовая работа - основа деятельности музея, т.к. она включает в себя комплектование, хранение (юридическое и физическое) и изучение музейных предметов, являющихся сущностным признаком музея, составляющих основу музея как социального института. Фонды - это совокупность музейных предметов и относящихся к ним вспомогательных материалов, которые принадлежат музею и постоянно пополняются, определяя его профиль. Комплектование фондов - это выделение из окружающего вещного мира предметов и включение их в собрание музея как исторических источников для документирования исторического процесса. Комплектование - это отбор, собирательская работа, которая предполагает выборочность. В связи с этим в музееведении важно такое понятие, как тезаврирование - определение ценности предмета. Комплектование осуществляется в соответствии с профилем музея и конкретными задачами: изучение определенной археологической культуры, эпохи, памятника  и т.д.


Комплектование включает в себя следующие основные этапы:


1. выделение проблемы;


2. определение объектов изучения;


3. выявление предметов музейного значения;


4. приобретение и превращение в музейный предмет.


Источники комплектования могут быть как определенными в ходе плановых исследований, так и случайными. С ними неразрывно связаны методы комплектования, которые разрабатываются и применяются в музеях: от простого приема до розыска, в ходе которого ведутся наблюдения за определенными кругами источников.  Приобретенные предметы образуют ядро музейного собрания и являются фундаментом всей деятельности музея.

           Хранение музейных фондов является важнейшей задачей музея. В целом можно сказать, что хранение осуществляется в 2-х направлениях - юридическое хранение и физическое хранение. Юридическое хранение музейных фондов осуществляется с помощью ведения музейной документации. Весь комплекс музейной документации отражает существование предмета в музейных фондах. Он предусматривает закрепление принадлежности предметов данному музею, его отдельной коллекции.  Документация учета, система бумажных и электронных каталогов, шифров и условных обозначений позволяет организовать контроль состояния музейных фондов, изменениями, происходящими в них, следить за перемещением и изменением физического состояния предметов, а также помогает осуществлять исследования в области соответствующих дисциплин. В частности, использование электронных многоуровневых каталогов в музеях обеспечивает оперативный многоаспектный поиск и облегчает доступ к информации о музейных предметах.


Физическое хранение направлено на создание оптимальных условий, предотвращающих физико-механические и химические изменения музейных предметов. Соблюдение режима хранения (температурно-влажностного, светового, биологического и др.) позволяет защитить предметы от воздействия окружающей среды и замедлить процессы их естественного старения.


Изучение музейных предметов имеет самостоятельное значение, а также  помогает осуществлять функции комплектования и  хранения. Любая вещь обладает рядом  свойств, следовательно, определить свойства вещи, описать их - значит изучить вещь. От того, насколько подробно и точно описан предмет, зависит степень и глубина познания объекта.


Изучение музейных предметов может включать в себя атрибуцию (определение) предмета, классификацию и систематизацию, интерпретацию.


Атрибуция предмета - это определение его основных признаков. Системный подход к изучению вещи предполагает рассматривать следующие основные ее свойства: морфологию, технологию, материал, функцию. При атрибуции музейного предмета определяются хронология, место создания, авторская принадлежность и другие аспекты истории бытования вещи. Например, атрибуция археологического предмета - это определение, в первую очередь, его  вещественных свойств, а также принадлежности к определенному хронологическому периоду, археологической культуре. В работе по атрибуции предметов музееведам помогают различные каталоги, определители, справочники по отдельным категориям предметов (по оружию, ювелирным украшениям, посуде и т.д.). В работе с археологическими предметами необходимо знание археологических культур, отдельных видов памятников, использование специальной литературы для поиска аналогий.


Для упорядочения всего объема информации о предметах в музее проводится классификация предметов. В отдельных научных направлениях и дисциплинах существует большое количество классификаций - систем соподчиненных совокупностей предметов (или понятий), объединенных по определенным признакам (например, в биологии). В музейном деле классификация предметов необходима, прежде всего, как система обеспечения хранения предметов и поиска информации о них. Общая классификация музейных предметов делит их по типам источников - например, письменные и вещественные. Существуют более сложные классификации, основанные на хронологических, географических, технологических и других признаках предметов. Например, в фондах археологического музея предметы могут разделяться по географическому признаку - происхождению из того или иного археологического памятника. Далее классификация предметов может проводиться на основании их материала (керамика, стекло, металл и т.д.), функции (посуда, украшения, оружие) и т.д.


Интерпретация - это истолкование предмета как источника знаний и эмоций. Восстанавливается история бытования предмета. Для археологических предметов часто совмещаются атрибуция и интерпретация.


Изучение музейного предмета также включает в себя такую важную сторону, как выяснение подлинности предмета, определение его музейной ценности. Подлинность доказывается сопоставлением всех признаков предмета. У неподлинных предметов единство признаков нарушено, что и доказывается исследователем. Музей интересуют также такие вопросы, как уникальность предмета, его эстетическая ценность, что имеет большое значение в экспозиционной и экскурсионной работе, в целом коммуникационной деятельности музея. /2/


РАЗДЕЛ 2. Индивидуальное задание


1. Описание выполняемой работы


В первые дни практики я познакомилась с музеем, экскурсионной документацией и научной литературной по музееведению. Пять дней практики были посвящены ознакомительным обзорным экскурсиям, еще 6 – самостоятельной работе в библиотеке музея (с целью подбора материала для индивидуального задания).


В процессе прохождения практики по индивидуальному заданию руководителя я занималась составлением индивидуального текста экскурсии для старших школьников и студентов, не раз самостоятельно проводила экскурсии для учеников школ. При написании индивидуального (контрольного) текста экскурсии (в качестве основы моей работы) мной использовались общие сборники по музееведению, а также периодическое издание «Вопросы экскурсионной работы». Это обеспечило возможность более правильного и полного выполнения индивидуального задания.


В программу моей практики входило посещение филиалов Национального музея КБР (3 дня): музея- квартиры А.А. Шогенцукова, «Литературного музея», Музея- усадьбы М. Вовчок, Мемориала жертв репрессий 1944-1957 гг.


Также работала на экспозиции: изучала ее структурное и художественно- оформительское строение. Ознакомилась с работой фонда. Присутствовала на экскурсии Хашевой И.О. на английском языке с иностранными посетителями (и переводчиком).


Кроме того, я принимала участие в беседах с сотрудниками музея на следующие темы:


- «Вопросы организации научной работы в музее»,


- «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев»,


- «Экспозиционная работа в музеях»,


- «Вопросы музейной этики»,


- «Принципы организации выставочной работы»,


- «Создание музейной сети КБР»,


- «Административно- хозяйственная деятельность музея и штатное расписание».


В конце практики было отведено время для занятий в хранилищах и самостоятельной работы по выполнению индивидуального задания.


2. Методическая разработка к экскурсии


Моим индивидуальным заданием было: на основе анализа имеющихся экскурсий разработать новую, используя необходимое методическое обеспечение. Выбор темы экскурсии произволен. Максимальная продолжительность экскурсии: 15 мин.


Самостоятельная методическая разработка приведена в Приложении, в конце данного отчета.


3. Выводы, рекомендации, замечания


В результате прохождения практики в Национальном музее КБР я получила опыт работы с музейными экспонатами, общее представление о структуре и организационной деятельности музея и приняла непосредственное участие в некоторых видах музейной работы. Освоила принципы работы с музейным фондом и хранилищами. Эти знания пригодятся мне при выполнении дипломного проекта.


В период практики я узнала много нового в области музееведения, ознакомилась с работой всех отделов музея. С интересом и ответственностью подходила к работе всех музейных фондов. Участвовала в общественной жизни предприятия. Выполнила программу практики на «отлично».


Поработав с музейным фондом, сделала вывод, что там хранится большое количество ценных, интересных, старинных, экспонатов. Однако музей организован по типу и схеме советского времени, обходится устарелым музейным оборудованием и экспозиционными приёмами. Созданная в 1964 г., экспозиция до сегодняшнего дня не модифицировалась. Это обстоятельство не дает возможности наиболее эффективного представления раритетных экспонатов. Более того, не всегда (не во всех залах) соблюдены температурный режим, влажность воздуха, что ухудшает состояние хранящихся в музее объектов.


Кроме того, по моему мнению, музею необходимо компьютеризировать хранилища, что значительно упростит и ускорит учет имеющихся экспонатов.


Также необходимо применение новых информационных технологий в просветительской деятельности музея. Во время экскурсий хорошо было бы использовать аудио- и видео- материалы. Это могло бы существенно повысить качество экскурсий. Но для этого требуется специальное оборудование…


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:


1. Джеладзе В.П., Шлыков В.А. «По залам музея изобразительных искусств КБАССР» Нальчик: 1966. Стр. 3


2. Емельяненко Т.Г. «Музееведение» М.: 1988.


3. Новый проект - Газета «Горянка» / «Из истории Национального музея» 2001 г. № 6, № 16 (Публикации Деппуевой Азизы)


4. Панов В.Н. «Школьные краеведческие музеи» Иркутск, «Восточно-сибирское книжное изд-во», 1973. Стр. 5


5. «Посетите Кабардино-Балкарский Краеведческий музей» Министерство культуры КБАССР, г. Нальчик: 1976. Стр. 3-5, 7-18


6. http://www.kabbalk.ru


ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ В ПРИЛОЖЕНИИ:


1. Адыгейский (Черкесский) сайт http://www.spektr.info/articles/zanyatiya/16


2. Информацион. портал «Адыги» http://www.adygi.ru/iskustvo/dospex/a_0002.html


3. Мамбетов Г.Х. «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев», Нальчик, изд. центр «Эль-Фа», 2002. Стр. 106


4. Унежев К.Х. «Культура адыгов (черкесов) и балкарцев», Нальчик: 2003.


5. Ярослав Лебединский «Оружие казаков и кавказцев», 1998.


6. Oriental Arms http://meltingpot.fortunecity.com/jinx/744/armsru1.htm




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.