Отчет по практике


Анализ психологического состояния управляющего и исполняющего составов малых организаций


 


 


 


 


 


 


 


 


 


ОТЧЕТ ПО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ


ТЕМА:


«Анализ психологического состояния управляющего и исполняющего составов малых организаций»


 


 


 




СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3




  1. ВЫБОР МЕТОДА 4




  2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ 7




  3. ПРОТОКОЛ РАБОТ 9




  4. АНАЛИЗ 12




ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14


ЛИТЕРАТУРА 15


ПРИЛОЖЕНИЯ 16




ВВЕДЕНИЕ


Учебно-ознакомительная практика проходилась мною в компьютерном салоне розничной торговле «NiXiS» (ЧП Шмарин А.А.) с 15.08.05 по 28.08.05 и включала в себя шесть полных рабочих дней на сбор исходных данных и шесть дней на анализ результатов. В качестве темы учебно-ознакомительной практики мною была выбрана тема «Анализ психологического состояния управляющего и исполняющего составов малых организаций».


Цель данной работы можно определить следующим образом: методом рисуночных тестов проанализировать психологическое состояние управляющего и исполняющего составов фирмы и выявить общие отличия. Выбор этого метода обусловлен в разделе «Выбор метода».


Основными задачами во время прохождения практики были:






    • выбрать инструментарий (метод) тестирования обследуемых;




    • провести с тестируемыми инструктаж по выполнению теста;




    • проконтролировать выполнение теста тестируемыми;




    • анализ результатов;




    • написание отчета о проделанной работе.






Вопросы, вызвавшие затруднения, могут быть выражены следующим образом:






    • невозможность создания приватной обстановки;




    • слабая контактность управляющего состава.








1. ВЫБОР МЕТОДА


Для начала следует пояснить, чем обусловлен выбор метода рисуночных тестов. Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок — это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.


Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.


Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.


Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Рисунки — удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать клиническую беседу.


Рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода.


В последние годы все больше подчеркивается психотерапевтическое значение рисования, как и художественной деятельности вообще. Таким образом, благодаря применению рисуночных методик стирается грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом. Все это и сделало рисуночные методики самым распространенным инструментом в работе практического психолога.


Изо всех рисуночных тестов следует особо выделить созданный М. З. Дукаревич оригинальный и чрезвычайно информативный тест «Несуществующее животное». В последние годы он приобретает все более широкое признание как в нашей стране, так и за рубежом.


Разумеется, рисуночные методы не лишены недостатков. Главный из них — относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.


Однако психологов-практиков мало смущает недостаточная «научность» рисуночных методов. Для них оказывается более важной та польза, которую они приносят в работе с клиентами. И все же специфику рисуночных тестов нельзя недоучитывать. Она порождает определенные ограничения в их применении, нарушение которых может привести к нежелательным последствиям.


Во-первых, следует крайне осторожно относиться к их использованию в статистических научных исследованиях. Необходимым условием такого использования является привлечение нескольких (как минимум, двух) независимых экспертов, хорошо владеющих интерпретацией применяемых тестов.


Во-вторых, делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных тестов не рекомендуется. Эти тесты дают основания для обоснованных предположений, но не для безапелляционных суждений. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении особенностей рисунков с другими данными.


И, наконец, заключение ни в коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на одном отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере, двумя-тремя признаками, обнаруживающимися в рисунках.


Как показывает опыт применения этого набора тестов, он весьма чувствителен к большому числу различных психологических особенностей. Это следущие особенности:


• уровень общего умственного развития;


• преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;


• уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;


• недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;


• повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность;


• тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);


• страхи;


• депрессивные тенденции;


• особенности реакции на стресс;


• агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия);


• экстравертность или, напротив, интровертность;


• демонстративность;


• неудовлетворенность потребности в общении;


• аутизация, избегание общения;


• степень социализированности и конформности;


• антисоциальные тенденции;


• отношение к сексуальной сфере;


• отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи.




2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ


Тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги. Желательно использовать лист формата А4 (21хЗОсм), но допустим и меньший формат.


Все тесты выполняют простым карандашом. Карандаш должен быть не слишком твердым: желательно М или 2М. Более твердый карандаш не позволяет достаточно точно оценить силу нажима, так как даже при сильном нажиме он оставляет тонкую линию. Более мягкий карандаш быстро затупляется и сильно размазывается, оставляя на рисунке грязные пятна.


Удобно использовать карандаш с резинкой. Если карандаш без резинки, то ее дают отдельно, но специально привлекать к ней внимание обследуемого не следует. Некоторые авторы не рекомендуют давать обследуемому резинку, чтобы были видны все пробные действия во время рисования. Однако наш опыт показывает, что у многих обследуемых, особенно при повышенном уровне тревожности, отсутствие резинки вызывает серьезные затруднения, а иногда они и отказываются от рисования. Удобным выходом служит использование твердой резинки; при этом стертые линии остаются заметными, что обычно не слишком смущает обследуемого.


Инструкцию к каждому тесту перед началом рисования нужно воспроизводить дословно, без видоизменений и дополнений. По окончании рисования выражают одобрение, независимо от достигнутого результата. Затем полезно обсудить с обследуемым получившийся рисунок. Некоторые вопросы, которые рекомендуются при обсуждении, приведены при описании методик. В отличие от первоначальной инструкции, последующая беседа не должна быть формализованной, ее проводят в свободной форме. Возможно видоизменение предлагаемых вопросов и введение дополнительных.


Процесс рисования отражают в протоколе. На каждом листе с рисунками и на каждом листе протокола пишут имя и фамилию обследуемого (или его шифр) и дату обследования.


В протоколе отмечают:


• темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе;


• последовательность, в которой делались разные части изображения;


• вопросы и высказывания обследуемого;


• краткое содержание последующей беседы.


Проведение тестирования.


Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Если в дальнейшем обследуемый его поворачивает, то ему в этом не препятствуют. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал — ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».


Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится.


Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.


Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.


Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:


• Чем оно питается?


• Где живет?


• Чем обычно занимается?


• Что любит делать больше всего?


• А чего больше всего не любит?


• Оно живет одно или с кем-нибудь?


• Есть у него друзья? Кто они?


• А враги у него есть? Кто?


• Чего оно боится, или оно ничего не боится?




3. ПРОТОКОЛ РАБОТ


Протокол работ должен включать в себя:




  1. Имя, возраст обследуемого




  2. Темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе




  3. Последовательность, в которой делались разные части изображения




  4. Вопросы и высказывания обследуемого




  5. Краткое содержание последующей беседы




Полномасштабные копии работ включены в Приложение.


[image]1.




  1. Лешин Андрей, 21 год, исполняющий состав.




  2. Темп выполнения высокий, паузы при рисовании области гениталий и ног




  3. Голова, спина, хвост, передние конечности, гениталии, ноги




  4. «Рисовать полностью?»






    • Как зовут животное? Сам не знает




    • Где живет? Живет в темной холодной пещере




    • Чем питается? Мясом и кровью




    • Кто друзья? Нет друзей




    • Кто враги? Все




    • Чего боится? Себя и страха




    • Что любит? Ничего




    • Что не любит? Все






2.




  1. [image]Назорин Игорь, 18 лет, исполняющий состав.




  2. Темп выполнения высокий, два раза начинал рисовать голову, паузы после рисования головы, перед рисованием левой руки и ног.




  3. Голова, крылья, торс, руки, ноги.




  4. «Рисовать полностью или только голову?» «Рисую вообще-то хорошо, но тут торопился»






    • Как зовут животное? Лев Орел




    • Где живет? Атлантида




    • Чем питается? Ничем




    • Кто друзья? Огонь, Воздух




    • Кто враги? Вода, Мороз




    • Чего боится? Воды




    • Что любит? Апокалипсис




    • Что не любит? Людей






3.




  1. [image]Ивлева Яна, 20 лет, управляющий состав.




  2. Темп выполнения низкий, паузы перед рисованием сенсорного органа, перед незначительным изменением левого нижнего щупальца, которое будучи стерто нарисовано повторно лишь с небольшими изменениями. Особо стоит обратить внимание на то, что за работу сначала взялась в агрессивной манере как за что-то должное – в верхнем левом углу нарисовала сначала одну голову, а затем, увлекшись заданием, изменила тему рисунка на конечную.




  3. Глаза, общая форма, сенсорный орган, щупальца, обводка сенсорного органа.




  4. Вопросов не возникло.






    • Как зовут животное? Полиморф простейшая разновидность




    • Где живет? В лесах вблизи людских поселений




    • Чем питается? Жрет все, зависит от обличья




    • Кто друзья? Неразумное, поэтому ни с кем не дружит




    • Кто враги? Да кому он на … нужен, не вкусный такой




    • Чего боится? Ничего, ему все по …. Неразумный он.




    • Что любит? Превращаться в то, что понравилось.








4.




  1. [image]Стакроев Владимир, 23 года, управляющий состав.




  2. Темп выполнения варьировался – сначала низкий, а затем, словно обследуемый утомился, высокий. Тщательно выводил каркас животного, два раза перерисовывал ноги долго искал форму кистей рук, со слов обследуемого фигура человека изначально не предполагалась в рисунке, особенно тщательно прорисовывались шипы, по ходу рисунка появляясь все в новых и новых местах.




  3. Затылочная часть, форма морды, хребет, ноги, хвост, руки, живот, поправлена форма ног, расставлены шипы, начиная с головы, пририсован человек.




  4. «Форму животного навеяла бабушка, переходящая дорогу, у которой волосы были уложены подобным образом»






    • Как зовут животное? Гуандурон




    • Где живет? Болото




    • Чем питается? Чужаками




    • Кто друзья? Нет друзей




    • Кто враги? Чужаки




    • Чего боится? Чужаки отнимут его болото




    • Что любит? Процесс пожирания чужаков




    • Что не любит? Когда его тревожат








4. АНАЛИЗ


1. Лешин Андрей
















































Сильный нажим карандаша



Эмоциональная напряженность



Штриховые линии



Тревожность как черта личности



Увеличенный размер рисунка



Стрессовое состояние на момент обследования, тревога



Схематичность



Астения, негативизм, интровертность, субдепрессия, шизоидная акцентуация



Большое количество однотипных деталей



Ригидность, тревожность, перфекционизм



Общее впечатление, выражение лица неприятное, отталкивающее



Асоциальность или антисоциальность, негативизм



Изображение в профиль



Негативизм



Глаза со слабым зрачком



Астения



Изображение зубов



Вербальная агрессия



Форма головы сильно искажена



Шизоидная акцентуация



Целостное построение животного



Художественный, но стандартный подход к задаче



2. Назорин Игорь
















































Нажим карандаша сильно варьирует



Эмоциональная лабильность



Промахивающиеся линии



Импульсивность, органическое поражение мозга



Увеличенный размер рисунка



Стрессовое состояние на момент обследования, тревога



Небрежность



Негативизм, импульсивность, низкая мотивация, органическое поражение мозга



Повторное начало рисования, штриховка с сильным нажимом



Острая тревога на момент обследования, стрессовое состояние, эмоциональная напряженность



Отклонение по вертикали, нарушение симметрии, грубое искажение пропорций



Органическое поражение мозга



Общее впечатление, выражение лица отстраненное



Интровертность, склонность к защитному фантазированию



Изображение в профиль



Негативизм



Глаза пустые



Аутизация



Руки расставлены в стороны



Экстравертность



Животное сконструировано из частей разных животных



Рационалистический, нетворческий подход к задаче



3. Ивлева Яна:








































Стертые и исправленные линии



Признак тревоги



Плотная штриховка глаз



Фобии



Оригинальная модель



Творческие возможности



Снабжено необычными органами



Шизоидная акцентуация



Высокочувствительный орган



Повышенная тревожность



Полиморфная форма



Возможна вероятность недостаточно четкой организации внутреннего мира



Чрезвычайная оригинальность животного



Усмотрение возможной угрозы во всем



«Никому не нужен…»



Недостаточная социализированность, низкая конформность



Низкая детализация рисунка



Астеническое состояние



4. Стакроев Владимир








































Сильный нажим карандаша



Эмоциональная напряженность



Эскизные линии



Стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках



Большое количество однотипных деталей



Ригидность, тревожность, перфекционизм



Общее впечатление, выражение лица агрессивное



Агрессивность, импульсивность



Животное чем-то занято, изображено в профиль



Творческая направленность, негативизм



Изображение зубов



Вербальная агрессия



Острые когти



Агрессивность



Целостное построение животного



Художественный, но стандартный подход к задаче



Темп выполнения увеличился к концу выполнения задания



Нервное истощение, астения



При анализе результатов обследуемых можно выявить следующие закономерности: исполняющий состав склонен к негативизму, стрессовому и субдепрессивному состоянию, высокой тревожности. Управляющий же состав выделяется творческой направленностью, вербальной агрессией и нервным истощением.


Более подробный анализ результатов обследуемых возможен при дальнейшем ведении обследования с применением комплексных методик, что выходит за рамки программы учебно-ознакомительной практики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


За время прохождения учебно-ознакомительной практики мною были получены следующие знания и умения:






    • узнал о специфике работы в салоне розничной торговли;




    • приобрел опыт проведения тестов с персоналом фирмы, как то: организация места обследования, инструктирование обследуемых, контроль за выполнением теста;




    • получил навык анализа результатов и их обработки;




    • повысил опыт в наборе текста и обработке изображений.






Вопросы, вызвавшие затруднения, могут быть выражены следующим образом:






    • невозможность создания приватной обстановки (в случае острой необходимости задания выдавались на дом);




    • слабая контактность управляющего состава (приходилось выбирать для тестов удобное время, когда обследуемые находились в независящих от внешних факторов условиях).






На мой взгляд, следует рассмотреть следующие предложения по совершенствованию процесса труда:






    • создание дополнительной комнаты отдыха;




    • ввести установленный перерыв на обед, в течение которого персонал не отвлекался бы от приема пищи;




    • сокращение рабочего дня с 12 часов до 9;




    • создать более эргономичные места для работы;




    • изменить освещение.






Индивидуальные выводы о практической значимости проведенного вида практики:






    • данный вид практики необходим для будущего психолога как основополагающий фактор при выборе дальнейшего направления обучения;




    • раскрывает специфику работы будущего психолога;




    • позволяет опробовать те или иные методы работы с обследуемыми и выбрать наиболее подходящий для будущего психолога.






ЛИТЕРАТУРА








      1. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005




      2. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.




      3. Райгородский ДЛ. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. Самара, 2001.




      4. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.








ПРИЛОЖЕНИЯ








    1. Лешин Андрей, 21 год, исполняющий состав.






[image]






    1. Назорин Игорь, 18 лет, исполняющий состав.






[image]






    1. Ивлева Яна, 20 лет, управляющий состав.






[image]






    1. Стакроев Владимир, 23 года, управляющий состав.






[image]




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.