План урока по психологии
Предмет: Психология
Раздел: Социальная психология
Изучаемая тема: Общение
Тема урока: Невербальное общение
Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «Невербальное общение».
2. Познакомить учащихся с невербальными приемами и способами передачи информации
3. Повысить психологическую грамотность учащихся.
Тип урока: Урок формирования новых знаний
Метод обучения: Рассказ-опрос
Ход урока
Организационная часть – 5 минут.
Узловые вопросы изложения материала – 20 минут.
Закрепление изученного материала – 10 минут.
Подведение итогов урока – 10 минут.
Введение
Виды общения
Влияние общения на развитие человека
Функции общения
Понятие невербального общения
Формы невербального общения
Обратная связь в общении
Рассматривая образ жизни человека, было замечено, что в ней, наблюдается 2 типа контактов:
Контакты с природой
Контакты, которые характеризуются тем, что несколько человек обмениваются информацией с помощью, которой можно повлиять на поведение и настроение другого человека. Эти контакты и называются общением.
Следовательно, без общения невозможно взаимодействие человека с природой, друг с другом. Что еще раз говорит о важности общения (как вербального так и невербального) в нашей жизни.
Общение бывает разным. Например, когда Вы общаетесь со своими одноклассниками или друзьями, то вы ведете разговор легко и непринужденно на понятном вам языке (сленге). Это один вид общения. Другой вид, когда Вы общаетесь с учителями или родителями. Здесь необходимо соблюдать определённые правила поведения и построения предложений.
Кроме этого бывает еще необходимое общение.
Пример: Урок, разговоры в транспорте и т.п.
Желательное общение, когда разговор приносит удовлетворение или пользу.
Нейтральное общение оно и не мешает и результатов не приносит. Оно существует как необходимость.
Пример: Выполнение уроков.
Нежелательное общение.
Пример: Третий лишний.
Общение имеет огромное значение в развитии психики человека, а также влияет на культурное развитие человека. Через общение с развитыми людьми ребенок сам превращается в развитую личность. Если бы вы, дети, были с рождения лишены общения с людьми, то никогда не стали бы цивилизованными культурно и нравственно развитыми людьми. Человек, до сих пор, оставался бы полуживотным, лишь внешне напоминая человека, не будь в нашей жизни такого фактора как общение.
Существуют различные функции общения. Через них можно организовать совместные действия, планировать и регулировать групповое взаимодействие – это регулятивная функция; кроме этого через общение приобретаются знания умения и навыки о себе и других людях – это познавательная функция; также через слова, жесты можно определить эмоциональное состояние человека, его настроение – это экспрессивная функция. Ещё существует функция социального контроля с помощью, которой можно решать различные вопросы, контролировать выполнение заданных задач.
Вы (ученики) уже поняли, что такое общение, каким оно бывает и каковы его функции. Теперь необходимо понять как или через что происходит передача информации. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков, говорят о приемах и средствах общения.
Приемы общения – это способы передачи информации от одного человека к другому, включая вербальные и невербальные способы.
Способом вербального общения является человеческая речь и все, что с ней связано, т.е. одни и те же слова могут нести в себе разную информацию, по-разному построенные предложения могут нести разный смысл и т, д.
Невербальное общение
Как я уже и говорила выше, невербальное общение является способом передачи, какой-либо информации. Однако вам, наверное, непонятно, что такое невербальное общение?
Невербалика – это также передача другому лицу информации, но без помощи слов (с помощью жестов, мимики). Вам, наверное, приходилось что-то показывать, передавать от одного к другому, но так чтобы не увидел кто-то посторонний. Как вы это делаете? Через жесты, покачивание головой, мимику – вот это и есть невербальное общение.
Это общение проявляется в 4 формах:
1. Выражается в мимике, жестах и пантомимике. Называется эта форма общения кинессикой.
Истинную информацию о переживаниях человека способна дать его мимика, т.е. движения мышц лица. Мимические выражения несут более 70% информации. Так замечено, что человек, который пытается скрыть информацию или солгать встречается своими глазами с глазами собеседника менее 1/3 времени разговора.
Взгляд может быть деловым (в районе лба собеседника), предполагает создание атмосферы делового партнерства; светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения; интимным, когда направляется не в лицо, а на другие части тела до уровня груди. Такой взгляд может говорить о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Лоб, брови, рот, подбородок, глаза, нос – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, печаль и т.п. Причем распознаются легче всего положительные эмоции: радость, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Основную нагрузку в выражении чувств несут брови и губы.
Жесты бывают:
иллюстраторы – жесты сообщения; указатели, образные картины изображения (вот такой глаз); также это могут быть движения телом; жесты-биты (отмашки); движения руками, соединяющее воображаемые предметы;
регуляторы – выражающие отношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками);
эмблемы – заменители слов, фраз в общении (сжатые руки на манер рукопожатия).
адаптеры – специфические привычки человека, связанные с движением рук (почесывания, подергивание, касания партнера, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой);
аффекторы – выражают через движения тела, мышц лица определенные эмоции. Существуют и микро жесты: движения глаз, покраснение щек, подергивание губ и т.д.
Ложные движения обычно начинаются с конечностей и заканчиваются на лице (а не наоборот).
При общении человек обычно использует следующие виды жестов:
Оценки – почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, прохаживание туда-сюда.
Уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле.
Нервозности, неуверенности – переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, дотрагивание до спинки стула, перед тем, как при сесть и т.д.
Самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотники.
Жесты ожидания – потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань.
Отрицания – сложенные на груди руки, дотрагивание до кончика носа.
Расположения – прикладывание рук к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику и др.
Доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз.
Неискренности – прикрытие рукой рта, прикосновение к носу, бегающий взгляд
2. Это смех, плач, паузы и т.д. и все что связано с голосом, изменением его диапазона и тональности. Называется эта форма паралингвистикой.
3. Третья форма невербального общения называется проксемикой. Сюда входят пространственные и временные нормы общения, т.е. личностное пространство.
Ежедневно общаясь с другими людьми человек (не всегда осознанно) учитывает зоны дистанции:
интимная зона (15–45 см.) – допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос, тактильный контакт, прикосновение. Нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его прикосновенность;
личная, персональная зона (45 – 120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
социальная зона (120 – 400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и др. служебных помещениях, как правило, с теми кого не очень знают;
• публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей в лекционной аудитории, на митинге и пр.
4. Последней формой общения является визуальное общение или контакт глаз.
Все формы невербального общения могут дополнять речевое, а могут являться единственным средством получения и передачи информации. Например, глухонемые люди общаются и прекрасно понимают друг друга только с помощью невербальных средств общения.
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.
Основные из них таковы:
Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
«Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденна я информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нем.
«Эффект последней информации» проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке
При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью – сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение – может повышать взаимное доверие. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.
Обратная связь в общении
Обратная связь в общении – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Правила обратной связи:
1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
3. Не давай оценок. Помни: обратная связь – это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.
Психологическое просвещение
Тема: «Что такое СПИД?»
Обоснование выбора темы: Распространение ВИЧ-инфекции требует предпринять решительные шаги в области воспитания. На наш взгляд этим шагом может стать проведение занятий, направленных на формирование у учащихся установок на безопасное для здоровья и ответственное перед собой и другими людьми поведение, на здоровый образ жизни, информация представлена с учетом возраста детей.
Определение места и значения темы в системе целого курса «Человек и мир»: Тема рассматривается в разделе «Человек и его здоровье». Данное занятие является единственным и завершает блок «Здоровый образ жизни».
Обязательная литература:
Безопасное и ответственное поведение. В 3 ч./ Под ред. А.Н. Сизанова. – Мн.: Тесей, 1998. 4.1.
Белая В.Л. и др. Человек и мир. – Мн.: Народная асвета, 2000
Вы хотите знать о СПИДе // Вестник. 1996. №3.
Медико-санитарное просвещение в школе в целях профилактики СПИД и болезней, передаваемых половым путем. // Серия публикаций ВОЗ №10, СПИД. – Женева, 1992.
Аудитория: учащиеся 3 «А» класса СШ №51.
Цель: ознакомить учащихся с понятиями «СПИД», «вирус», «профилактика», путями передачи ВИЧ.
Задачи:
Дать определение понятию СПИД.
Дать определение понятию вирус.
Дать информацию о признаках заболевания и способе диагностики.
Доказать необходимость профилактики СПИДа.
Указать источники заражения.
Разъяснить возможности общения с больными СПИДом.
Донести информацию о международном дне профилактики СПИДа.
Повысить общую культуру учащихся путем усвоения знаний о СПИДе.
Основные понятия: СПИД, вирус, профилактика.
План:
Организация урока.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся.
Изложение нового материала.
Закрепление учебного материала.
Итог занятия.
Организация урока.
Проверка прихода учащихся на занятие (кто отсутствует, по какой причине?), и их готовности к занятиям, организация учащихся: мобилизация их внимания, требования к подготовке рабочих мест и др.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся.
Сегодня мы с вами поговорим о болезни человека.
Какие болезни вы знаете?
Как ими можно заболеть?
Что нужно делать, чтобы не заболеть?
Какие вы знаете неизлечимые болезни?
Вы знаете что такое СПИД?
Изложение нового материала.
СПИД – это тяжелая болезнь, от которой страдают и взрослые и дети во всем мире. Название болезни – СПИД – расшифровывается как:
Синдром
Приобретенного
Синдром – сочетание признаков, указывающих на наличие болезни. Какой синдром при простуде?
Приобретенный – это значит, что болезнь не наследственная, а приобретенная самим человеком.
Иммунодефицит означает, что иммунитет, т.е. защитная система человека, которая охраняет его организм от инфекций и болезней, перестала защищать организм.
СПИД вызывается вирусом. Вирус – очень маленький организм, который способен вызвать разные заболевания, в том числе и СПИД. Вирус проникает в клетки защитной системы организма. Организм становится незащищенным от болезней, с которыми эти клетки обычно борются.
У СПИДа бывают самые разные признаки. Это длительный кашель, частые утомления, расстройства желудка, постоянные простуды. Но поставить диагноз можно лишь после того, как человек сделает специальный анализ крови.
при переливании зараженной крови;
при использовании игл и шприцев, которыми кто-то уже пользовался;
при пользовании маникюрным и другими инструментами, которые употреблял человек, страдающий этим недугом;
вирус передается от матери ребенку во время беременности, при рождении ребенка, кормлении грудным молоком.
Заразится ВИЧ-инфекцией нельзя: при рукопожатии; через поцелуй; через еду;
от укуса насекомого и др.
СПИД – это неизлечимая болезнь. От нее умирают. Ученые еще не создали таблеток, лекарств для лечения, поэтому, чтобы не заразиться, надо заниматься профилактикой. Профилактика – это правила поведения, которые помогут избежать заболевания. Надо соблюдать правила личной гигиены.
…чистить зубы собственной щеткой и ни с кем ей не обмениваться; гуляя на улице, не поднимать и не прикасаться к выброшенным иглам, лезвиям, шприцам и другим колющим и режущим предметам, так как они могут быть заражены вирусом.
Вы можете заразится от больного вирусом СПИДа через капельки крови и ранки на коже. Поэтому, если вы видите, что у вашего друга (больного СПИДом) течет кровь, то сразу же позовите взрослых. Ребенок не может заразиться, просто находясь рядом с больным СПИДом, который может быть его другом. Можно спокойно давать ему свои книжки, ручки, мяч, сидеть с ним за одной партой, купаться в бассейне и ездить на одном транспорте. Не надо боятся людей, которые заболели СПИДом.
1 декабря – всемирный день профилактики СПИД. В этот день во всем мире проводят много мероприятий, чтобы обратить внимание людей на данную проблему. Каждый ребенок может принять участие, нарисовав рисунок, поделившись с другом знаниями об этой болезни, сделав собственными руками подарок для больных СПИДом детей.
Закрепление учебного материала.
Вопросы и задания:
Чем вызывается СПИД?
Кто чаще болеет СПИДом?
Что такое профилактика?
Излечим ли СПИД?
Назначение: включение каждого участника в ситуацию групповой работы.
Инструкция: «Сейчас у каждого из вас будет 1,5 минуты для того, чтобы обратиться к группе. Цель обращения: помочь каждому отвлечься от проблем, не относящихся к нашей работе, сосредоточиться на ситуации «здесь и теперь», включиться в работу».
Вопросы для обсуждения:
1. Чьё обращение подействовало на вас наиболее сильно?
2. Что помогло отвлечься от проблем, не относящихся к групповой работе?
Назначение: обучение пониманию своего состояния и состояния собеседника в общении.
Инструкция: «Бросая друг другу мяч, вы будете называть вслух имя того, кому бросаете мяч. Тот, кто получает мяч, принимает такую позу, которая отражает его внутреннее состояние, а все остальные, воспроизводя позу, стараются почувствовать, понять состояние этого человека. После того, как относительно каждого будет предложено несколько гипотез, следует обратиться к самому человеку с тем, чтобы он сам сказал, какое у него состояние».
Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства вы испытывали во время упражнения?
2. Как вы чувствуете себя сейчас?
3. Что помогало вам понять состояние другого?
Назначение: развитие способности использовать невербальные средства установления контакта, сензитивности к партнеру по общению.
Инструкция: «Пусть каждый из вас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему невербальными средствами установить контакт с каждым участником
группы».
Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства возникли у вас в процессе выполнения упражнения?
2. Какие средства установления контакта вы использовали?
3. По каким признакам вы определяли, что контакт установлен?
Назначение: использование различных способов знакомства, определение наиболее эффективных стратегий установления контакта с незнакомыми людьми. Инструкция: «Выберите себе пару. Один из участников пары должен будет вступить в контакт с другим, «совершенно незнакомым» ему человеком. Учтите, что знакомство происходит на улице. Для того чтобы познакомиться, можно использовать любые вербальные и невербальные средства. Второй человек в паре, наоборот, любыми путями пытается уйти от знакомства. Цель считается достигнутой, когда первому удаётся узнать у второго его имя и номер телефона. Затем участники пары меняются ролями».
Вопросы для обсуждения:
1. Какие средства и способы знакомства оказались наиболее эффективными?
2. Какие ваши личностные особенности способствовали, а какие препятствовали достижению цели?
3. В какой из двух ролей вы чувствовали себя менее комфортно, и почему?
4. Опишите ваше самочувствие на данный момент.
Назначение: осознание интерпретационных искажений при восприятии качеств и отношений других людей (феноменов межличностного восприятия: эффекта ореола первого впечатления, новизны, стереотипизации и др.).
Инструкция: «Сейчас вы разделитесь на подгруппы по 4 – 5 человек. Каждый из вас постарается вспомнить ситуацию, в которой ваше представление о человеке или его качестве, отношении к вам или другим людям оказалось ошибочным. Когда все будут готовы, по очереди максимально подробно опишите эту ситуацию членам своей подгруппы. Постарайтесь сформулировать причину вашей ошибки. Когда все расскажут о своих ситуациях, обобщите обнаруженные вами ошибки и будьте готовы к тому, чтобы сообщить всей группе сделанные выводы».
Вопросы для обсуждения:
1. Насколько легко было вспомнить и подробно описать ситуацию?
2. Перечислите причины тех ошибок межличностного восприятия, о которых вы услышали от участников своей подгруппы.
3. Что, по вашему мнению, может помочь избежать искажений в восприятии других людей?
Назначение: снятие эмоционального напряжения путем позитивной обратной связи.
Инструкция: «Давайте закончим сегодняшнее занятие тем, что обратим ещё раз внимание друг на друга, подумаем друг о друге и сделаем это так: закроем глаза и мысленно пройдём по кругу, остановимся перед каждым участником группы и подумаем над тем, какие у этого человека есть достоинства, сильные стороны в общении. (Тренер тоже участвует в упражнении, это позволяет ему рассчитать время, нужное для того, чтобы мысленно «подойти» к каждому.) Откроем глаза. Теперь пусть один из вас бросит мяч какому-либо участнику группы и скажет, каким безусловным достоинством в общении обладает этот человек. Тот, у кого мяч, передаст его следующему и скажет о его сильных сторонах при взаимодействии с другими, и так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Каждый должен узнать о своих сильных сторонах».
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы себя сейчас чувствуете?
2. Что нового о себе вы узнали?
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Индустриализация электромонтажных работ |
Отчёт по практике | Характеристика діяльності туристичної фірми "Дія" |
Отчёт по практике | Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия |
Отчёт по практике | Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов в ЗАО "СтарБанк" |
Отчёт по практике | Операції комерційного банку |