2
1. Краткая организационно-экономическая характеристика ЗАО «СТД» Краснодонского молокозавода
ЗАО «СТД» было создано на основе Законов Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 2001 г., «О предприятиях в Украине» от 27 марта 1991 г. Путем реорганизации общества с ограниченной ответственностью, согласно с решением учредителей от 10 декабря 1998 г.
В состав ЗАО «СТД» входят 12 магазинов, один молокозавод и два кафе, с помощью которых осуществляется торговая деятельность закрытого акционерного общества для получения дальнейшей прибыли.
Уставной фонд ЗАО «СТД» на момент его создания составил 140 тыс. грн. Одним из источников получения прибыли ЗАО «СТД» является Краснодонский молокозавод, который расположен в г. Краснодон на Проспекте 60-я СССР.
Приближенность молокозавода к населенным пунктам облегчает транспортные поставки произведенной продукции к местам реализации. Краснодонский молокозавод является основным источником поступления молочной продукции населению города. Часть произведенной продукции ГМЗ поставляет в г. Алчевск и г. Сватово.
В ассортимент производимой продукции молокозавода входят:
кефир
ряженка
молоко
творог
сливочное масло
сыворотка
сыр «Айдарский»
йогурты
пахта
казеин.
Основные каналами сбыта молочной продукции ГМЗ являются магазины ЗАО «СТД», мелкооптовые магазины, мучной цех, частные предприятия и собственные реализаторы завода.
Экономическое состояние Краснодонского молокозавода является комплексным понятием, которое зависит от многих факторов и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные экономические возможности. Основными показателями, характеризующими экономическое состояние ГМЗ, являются:
обеспеченность основными и оборотными средствами и их сохранность;
отчет о финансовых результатах;
производство и реализация продукции.
Экономическое состояние зависит от всех сторон деятельности молокозавода:
от выполнения производственных планов;
снижение себестоимости продукции и увеличение прибыли;
роста эффективности производства, а так же от факторов, действующих в сфере обращения с организацией оборота товарных и денежных фондов - улучшение взаимосвязей с поставщиками сырья и материалов, покупателями продукции, совершенствование процессов реализации и расчетов.
Для анализа экономической характеристики ГМЗ рассмотрим состав и динамику структуру основных средств.
Таблица 1. Анализ динамики и состава структуры основных средств ЗАО «СТД» Краснодонского молокозавода
Группа основных средств |
2002 г. |
2003 г. |
Отклонение |
||||
Ст. основн. ср-ств, тыс. грн. |
Уд. вес,% |
Ст. основн. ср-ств, тыс. грн. |
Уд. вес,% |
Ст. основн. ср-ств, тыс. грн. |
Уд. вес,% |
||
Сооружения |
1385,9 |
45,6 |
1477,6 |
46,1 |
91,7 |
0,5 |
|
Машины и оборудование |
612,8 |
20,14 |
620,3 |
19,35 |
7,5 |
-0,79 |
|
Транспортные средства |
936,2 |
30,78 |
990,8 |
30,9 |
54,6 |
0,12 |
|
Инструменты |
100,4 |
3,3 |
109,6 |
3,41 |
9,2 |
0,11 |
|
Малоценные необоротные материальные активы |
6,1 |
0,2 |
6,9 |
0,2 |
0,8 |
||
Всего |
3041,4 |
100 |
3205,2 |
100 |
163,8 |
||
Анализируя данную таблицу, можно сказать, что стоимость всех групп основных средств в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличилась, произошло увеличение удельного веса. Группа основных средств «Машины и оборудование» 2003 г. уменьшили свой удельный вес на 0,79%, из-за чего ГМЗ понес ряд убытков. Это связанно с износом основных средств, нехваткой комплектующих материалов.
Рассмотрим теперь таблицу где приведены данные по движению денежных средств в течении отчетного периода.
Таблица 2. Движение денежных средств ЗАО «СТД» Краснодонского молокозавода
Статьи |
Приход |
Расход |
|
А |
1 |
2 |
|
Прибыль от операционной деятельности |
71,0 |
||
Амортизация необоротных активов |
239,0 |
||
Прибыль от операционной деятельности до изменения в чистых оборотных средствах |
382,8 |
||
Увеличение оборотных активов |
192,9 |
||
Уменьшение текущих обязательств |
91,5 |
||
Денежные средства от операционной деятельности |
521,6 |
||
Чистое движение средств до чрезвычайных событий |
440,1 |
||
Проанализировав данную таблицу мы видим, что движение денежных средств в течении отчетного периода имеет следующий вид: за год по приходу мы имеем 1847,4 тыс. грн., а по расходу - 91,5 тыс. грн.
Рассмотрим следующий экономический показатель. Для этого необходимо определить производство и реализацию молочной продукции. Данные приведены в следующей таблице.
Таблица 3. Структура товарной продукции, производство и себестоимость ЗАО «СТД» Краснодонского молокозавода
Ассортимент |
Кол-во продукции в кг. |
Стоимость сырья на весь выпуск в грн. |
Стоимость сырья в одном кг. продукции, в грн. |
Сумма затрат на весь выпуск в грн. |
Стоимость одного кг. продукции в грн. |
|
1. Молоко в бут.2,5% |
13688 |
10469 |
0,765 |
19932 |
1,456 |
|
2. Молоко в пак.2,5% |
14001 |
10741 |
0,767 |
20450 |
1,46 |
|
3. Кефир в бут.1% |
15120 |
9357 |
0,619 |
17815 |
1,178 |
|
4. Кефир в пак.1% |
10035 |
6207 |
0,619 |
11817 |
1,18 |
|
5. Ряженка в бут.2,5% |
1571 |
1190 |
0,757 |
2266 |
1,44 |
|
6. Йогурт дес.3,2% |
250,4 |
504 |
2,013 |
960 |
3,84 |
|
7. Био-сметана вес.15% |
130 |
268 |
2,06 |
510 |
3,92 |
|
8. Био-сметана в фляге 15% |
1163 |
2401 |
2,065 |
4571 |
3,93 |
|
9. Творог н/ж вес. |
232 |
1129 |
4,866 |
2149 |
9,26 |
|
10. Творог н/ж фас. |
3190 |
15637 |
4,90 |
29771 |
9,33 |
|
11. Творог вес.5% |
220 |
1064 |
4,847 |
2026 |
9, 20 |
|
12. Сырки сладкие с изюмом |
477 |
2641 |
5,538 |
5028 |
10,54 |
|
13. Сыр «Айдарский» |
3449 |
31802 |
9,22 |
60548 |
17,56 |
|
14. Масло фасов. |
1818 |
16649 |
9,158 |
31698 |
17,44 |
|
15. Масло весов. |
4041 |
410 |
0,101 |
781 |
0, 193 |
|
16. Сыворотка в пакетах |
360 |
30 |
0,083 |
30 |
0,083 |
|
17. Сыворотка в фляге |
455 |
151 |
0,332 |
151,85 |
0,334 |
|
18. Пахта в фляге |
15 |
77 |
5,13 |
146 |
9,73 |
|
Итого |
70215,4 |
110727 |
53,84 |
210649 |
102,074 |
|
Из данной таблицы видно, что сумма затрат на весь выпуск произведенной продукции почти в 1,5 раза превышает производство молочной продукции в физическом весе(кг) и составляет 210649 грн. Из-за увеличения затрат на производство и стоимости сырья произошло увеличение себестоимости 1кг продукции. Данный показатель составил 102,074 грн за месяц.
Рассмотрим из следующей таблицы наличие собственных оборотных средств предприятия и проанализируем ее.
Таблица 4. Наличие собственных оборотных средств ЗАО «СТД» Краснодонского молокозавода
Группа оборотных ср-в. |
2003 |
2002 |
Отклонения(+; -) |
|
1. Дебеторская задолж-ть, в т. ч. торговля, тыс. грн. |
850,4 |
798,6 |
51,8 |
|
2. Кредиторская задолж-ть |
26,5 |
25,8 |
0,7 |
|
3. Товары и запасы, в т. ч. незаверш. Производство |
1070,1 |
1083,2 |
-13,1 |
|
4. Готовая продукция |
58,4 |
63,7 |
-5,3 |
|
5. Другая текущая задолж-ть |
232,8 |
230,5 |
2,3 |
|
Из данной таблицы видно, что дебиторская задолженность в 2003 году увеличилась по сравнению с 2002 годом на 51,8 тыс. грн. и составила 850,4 тыс. грн. Кредиторская задолженность в 2003 году составила 26,5 тыс. грн., что на 0,7 тыс. грн. больше, чем в предшествующем году. Группа оборотных средств «Товары, запасы и незавершенное производство» в 2002 году по стоимости значительно превысила текущий 2003 год и составила 1083,2 тыс. грн., что на 13,1 больше, чем в 2002 году. Также группа оборотных средств «Готовая продукция» в 2003 году уменьшила свою стоимость на 5,3 тыс. грн.
В заключении данного раздела можно сказать, что на сегодняшний день Краснодонский молокозавод является основным производителем молочной продукции в городе, имеет довольно обширную структуру управления, благодаря которой обеспечивается более рациональный контроль за производством. Сплоченность коллектива позволяет быстро и качественно решать возникающие проблемы. Производство молочной продукции в зимний период возрастает, вследствие чего появляются сезонные рабочие. Следовательно, численность работников на молокозаводе в течении года может значительно колебаться. Ведущие специалисты ГМЗ работают над новой технологией производства сметаны, с помощью которой произойдет улучшение качества и выпуска данной продукции.
2. Новые формы производственно-экономических отношений в производстве ЗАО «СТД» Краснодонского молокозавода
ЗАО «СТД» является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс. Действует на основе Уставного договора и Статуса. Права и обязанности юридического лица приобретает со дня его регистрации. Общество также имеет расчетные счета в банках, печать со своим наименованием, товарный знак фирмы, марку. Несет ответственность по своим обязательствам в границах имущества, которое ему принадлежит.
Имущество ЗАО «СТД» состоит из основных и оборотных средств, а также ценностей, собственность которых отражена на самостоятельном балансе предприятия. Целью деятельности общества является содействие развитию в Украине рыночных отношений, получение прибыли, которые обеспечивают реализацию экономических и социальных интересов акционеров и работников. Предметом деятельности является: торговля товарами, оборудованием, материалами, оптовая и розничная торговля, производство, реализация и переработка сельхозпродукции, маркетинг, заключение и реализация договоров с предприятиями на поставку материально-технических ресурсов народного пользования, а также коммерческая деятельность. Уставный фонд предприятия составляет 140 тыс. грн. и разделен на 140 тыс. штук простых именных акций номинальной стоимостью одна гривна.
Оплата труда работников производится в зависимости от количества и качества произведенной продукции, прибыли, полученной от реализации товаров, затраченного труда с учетом вклада работников в конечный результат. Прибыль общества создается при получении от хозяйственной деятельности после покрытия затрат на оплату труда. От балансовой прибыли ЗАО «СТД» выплачивается процент по кредитам в банке и облигациям. Общество осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей деятельности, а также ведет статистическую отчетность и подает ее в установленном порядке в объеме органам государственной статистики.
3. Экономика предприятия ЗАО «СТД» Краснодонского молокозавода
Целью любого производства является удовлетворение потребностей граждан. Рыночная среда, в которой действуют предприятия, превращает
все компоненты предприятия в разнообразные формы о различной направленности, обуславливает необходимость их денежной оценки и сопоставления с результатами. Так ресурсы, которые поступают на предприятие, имеют денежное выражение. Результаты деятельности предприятия также выступают в денежной форме. Рыночные принципы деятельности - рациональность, экономичность, эффективность - находят на уровне предприятия первоначальную сферу своего осуществления.
В данном разделе мы попытаемся рассмотреть экономику ЗАО «СТД» Краснодонского молокозавода. Для этого определим коэффицент специализации молокозавода и охарактеризуем структуру товарной продукции за 2003 г.
Таблица 5. Структура товарной продукции Краснодонского молокозавода
Наименование продукции |
Стоимость, тыс. грн. |
Порядковый номер в ранж. Ряду |
% |
|
1. Масло сливочное-всего |
2960,0 |
1 |
24,16 |
|
2. В том числе селянське |
2885,6 |
2 |
23,5 |
|
3. С растительными жирами |
74,4 |
12 |
0,6 |
|
4. Масло фасованное |
548,1 |
6 |
4,47 |
|
5. Сыры жирные, в т. ч. брынза всего |
83,7 |
11 |
0,68 |
|
6. Сыры мягкие |
83,7 |
11 |
0,68 |
|
7. Сыр «айдарский» |
83,7 |
11 |
0,68 |
|
8. Цельномолочная продукция - всего |
810,3 |
4 |
6,61 |
|
9. В том числе молоко цельное |
300,2 |
8 |
2,45 |
|
10. Молоко постерилизов.3,2% |
9,4 |
16 |
0,07 |
|
11. Молоко топленое |
9,4 |
16 |
0,07 |
|
12. Кисломолочная продукция |
404,4 |
7 |
3,30 |
|
13. Ряженка |
145,9 |
10 |
1, 19 |
|
14. Кефир жирный |
251,5 |
9 |
2,05 |
|
15. Йогурт |
7,0 |
17 |
0,05 |
|
16. Сливки фас. Всего |
759,8 |
5 |
6,2 |
|
17. Сметана фас. |
72,1 |
13 |
0,58 |
|
18. сыр кисломолочный |
59, |
14 |
0,48 |
|
19. Полуфабрикаты из сыра |
28,09 |
15 |
0,22 |
|
20. Казеин сухой |
2672,0 |
3 |
21,81 |
|
Всего |
12249,1 |
100 |
||
Из приведенных данных рассчитаем коэффициент специализации по молокозаводу:
Ксп. =
=*
===0,21
Из расчетов видно, что коэффициент специализации составил 0,21. Это говорит о том, что данное предприятие имеет средний уровень специализации, где концентрация производства основывается на выпуске определенных видов продукции для потребления населению.
Данный результат показывает, что Краснодонский молокозавод имеет достаточно сбалансированную и целенаправленную производственную деятельность, основываясь на выпуске конкретных и необходимых продуктов питания, чётко разграниченный цикл производства. Что касается структуры товарной продукции, то здесь мы видим, что наибольший удельный вес (24,16%) занимает производство сливочного масла, в том числе фасованного, годовая стоимость которого соответственно равна 2960 тыс. грн. и 2885,6 тыс. грн. Третье место в данной структуре занимает производство технического сухого казеина, удельный вес которого составляет 21,81%, а стоимостной критерий равен 2672,0 тыс. грн. Равноправные права приобретает производство цельной и кисломолочной продукции. Краснодонский молокозавод из-за высоких затрат на производство своей продукции, нехватки сырья и отсутствия спроса потребителя вынужден ограничить выпуск некоторого вида продукции. Поставка произведенного сырья сейчас затрудняется в связи с плохими погодными условиями, а также выходящей из строя техники.
На данном этапе целью предприятия является разработка стратегии сбалансированного производства, повышения качества продукции, снижение цены реализации, увеличение объёма производства, а также улучшение условий для работающего персонала.
Рассмотрим наличие у предприятия основных производственных фондов за период 2002-2003 г. г. и проанализируем.
Таблица 6. Структура основных производственных фондов основного вида деятельности
Наименование средств |
Размер, тыс. грн. |
Структура,% |
Отклонения% |
|||
2003г. |
2002г. |
2003г. |
2002г. |
|||
1. Здание, сооружения |
1477,6 |
1385,9 |
47,1 |
46,5 |
0,6 |
|
2. Всего пассивных средств |
1477,6 |
1385,9 |
47,1 |
46,5 |
0,6 |
|
3. Машины и оборудование |
620,3 |
612,8 |
19,7 |
20,5 |
-0,8 |
|
4. Транспортные средства |
990,8 |
936,2 |
31,6 |
31,4 |
0,2 |
|
5. Другие основные средства |
46,2 |
45,7 |
1,47 |
1,53 |
-0,06 |
|
6. Всего активных средств |
1657,3 |
1594,7 |
52,8 |
53,5 |
-0,7 |
|
7. Всего основных средств |
3134,9 |
2980,6 |
100 |
100 |
||
8. Относится активных средств на 1 грн. пассивных |
1,12 |
1,15 |
||||
Из данной таблицы видно, что размер производственных фондов основного вида деятельности ГМЗ в 2003 году возрос на 154,3 тыс. грн. и составил 3134,9 тыс. грн. по сравнению с 2002 годом.
Удельный вес пассивных средств в 2003 году возрос на 0,6% и составил 47,1% (1477,6 тыс. грн.). Размер активных средств увеличился на 62,6 тыс. грн., удельный вес составил 52,8%, что на 0,7% меньше, чем в 2002 году.
Следовательно, из данной таблицы мы видим, что на 1 гривну пассивных средств приходится в 2003 году 1,12 тыс. грн., а в 2002 году-1,15 тыс. грн.
В следующей таблице рассмотрим размер и структуру оборотных средств предприятия, определим удельный вес в период 2002-2003 годов.
Таблица 7.
Размер и структура оборотных средств молокозавода
Показатели |
Размер, тыс. грн. |
Структура,% |
Отклонения,% |
|||
2002 г. |
2003 г. |
2002 г. |
2003 г. |
|||
1. Производственные запасы |
350,2 |
346,6 |
17,3 |
17,1 |
-0,2 |
|
2. Незавершенное производство |
3,2 |
3,4 |
0,15 |
0,16 |
0,01 |
|
3. Всего оборотных производственных фондов |
353,4 |
350 |
17,5 |
17,2 |
-0,3 |
|
4. Готовая продукция |
57,9 |
58,4 |
2,86 |
2,8 |
-0,06 |
|
5. Товары |
720,4 |
723,5 |
35,7 |
35,7 |
||
6. Дебиторская задолженность |
845,7 |
851,4 |
41,9 |
42,02 |
0,12 |
|
7. Денежные средства |
40,3 |
42,5 |
1,9 |
2,09 |
0, 19 |
|
8. Другие оборотные активы |
||||||
9. Всего фондов оборота |
1664,3 |
1675,8 |
82,4 |
82,7 |
0,3 |
|
10. Всего оборотных средств |
2017,7 |
2025,8 |
100 |
100 |
||
Из данной таблицы видно, что размер производственных запасов в 2003 году уменьшился на 3,6 тыс. грн., в удельном весе данный показатель составил 0,2%. Дебиторская задолженность в период 2003 года возросла на 0,12% (5,7 тыс. грн.). Размер денежных средств также увеличился и составил 42,5 тыс. грн., то есть на 0,19% больше, чем в 2002 году.
Подводя итоги, можно сказать, что размер оборотных средств по молокозаводу в течении 2003 года возрос на 8,1 тыс. грн. Этому способствовало увеличение стоимости выпущенной продукции, незавершенного производства, дебиторской задолженности и денежных средств.
Экономическое состояние предприятия - результат взаимодействия всех элементов системы производственных отношений. Понятно, что в хорошем экономическом состоянии заинтересовано и само предприятие. Чтобы более детально изучить состояние и предвидеть финансовую перспективу экономического развития Краснодонского молокозавода сперва требуется проанализировать следующие показатели:
1. Сумму хозяйственных средств, которые предприятие имеет в своем распоряжении;
2. Предприятие считается платежеспособным, если продажа его активов позволит возвратить все задолженности, то есть рассчитаться по всем обязательствам;
3. Часть собственных оборотных средств используется на покрытие запасов (собственные оборотные средства, запасы и затраты). Это стоимость запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами;
4. Коэффициент концентрации собственного капитала, характеризующий часть собственности самого предприятия в общей сумме средств, инвестированных в его деятельность;
5. Коэффициент финансовой стабильности.
Раскрывая сущность показателей экономического состояния молокозавода, следует заметить, что наличие хозяйственных средств в течении производственного цикла постепенно увеличивается. Это говорит об увеличении собственного имущественного потенциала предприятия. Краснодонский молокозавод на сегодняшний день является платежеспособным, то есть продажа активов позволяет возвратить все задолженности. Часть собственных оборотных средств занимает 50%, которая идёт на покрытие запасов. Коэффициент концентрации собственного капитала молокозавода, характеризующий часть собственности самого предприятия в общей сумме средств составляет 0,42. Данный показатель говорит о том, что молокозавод весьма зависим от кредиторов. Говоря о финансовой стабильности молокозавода следует сказать, что предприятие имеет недостаточный уровень финансовой устойчивости и является одновременно зависимым от внешних финансовых источников. Этому способствует уменьшение выручки, прибыльности, неосмысленное увеличение материальных запасов.
Подводя итоги по данному разделу, следует отметить, что для успешного процесса производства, увеличения прибыли, сокращения дебиторской задолженности, сокращения производственных затрат следует разрабатывать и принимать стратегические решения, постепенно увеличивая заинтересованность персонала Краснодонского молокозавода в эффективности производства молочной продукции, расширении каналов сбыта, а также чётко организованной внутризаводской структуры, информационное обеспечение структурных подразделений.
4. Организация маркетинговой службы на производстве
Успех маркетинговой деятельности опирается на создание и поддержание тесной зависимости между маркетинговой средой, стратегией фирмы и её организационной компетентностью в реализации этой стратегии. Организация маркетинговой деятельности имеет множество направлений, включая проблемы процесса, структуры, лидерства, функциональной координации. Эффективность маркетинговой службы на предприятии зависит от того, как распределяется ответственность за планирование маркетинговых задач и их выполнение. ЗАО «СТД» имеет специализированный отдел. Численность персонала отдела составляет 5 человек, которые имеют чётко разграниченные обязанности в сфере сбыта, поставок, соглашения договоров, а также в рекламной сфере. Основной целью маркетингового отдела являются разработка задач, постановка целей и принятие оперативных решений. В данном отделе решаются вопросы поставки и реализации произведенной продукции, проводя определенные соглашения с клиентами; поиск возможных путей на рынке потребителя; достижения наивысших результатов в рекламной деятельности; изучение конкурентно способной продукции на рынке товаров и услуг. Главным средством продвижения товара на рынок является реклама. От того, как она будет организована и направлена, во многом зависит дальнейший успех признания товара потребителями. ЗАО «СТД» значительно много времени уделяет рекламной деятельности, проводя многочисленное анкетирование среди населения, а также конкурсы в сети магазинов города. С этой целью ЗАО «СТД» пытается стимулировать объём продаж и привлечение интереса потребителей к данной продукции, то есть сделать свою продукцию конкурентно способной на товарном рынке. Эффективность деятельности отдела маркетинга обеспечивает быстроту и качество выполняемых работ, контроль за их выполнением. Этому способствует коммуникабельность персонала и энергичность в принятии оперативных решений. Для изучения потребительского рынка отдел маркетинга ориентируется на глубоком изучении рынка, основанного на маркетинговых исследованиях стратегического характера, которые должны готовить необходимую информацию для стратегического планирования на уровне предприятия. Также важным понятием для отдела является конкурентно способность, то есть, возможность производить и предлагать рынку товары, которые удовлетворяют нужды его потребителей. Конкурентные преимущества позволяют правильно выработать стратегию позиционирования товаров и услуг на рынке, выбрав целевые рыночные сегменты и сконцентрировав там финансовые ресурсы предприятия. Часто деятельность отдела маркетинга связана с стагфляцией, которая часто дополняется явлением дефицита товаров. Это связано, прежде всего, с недоступностью традиционных источников сырья, материалов, комплектующих изделий. Стагфляция оказывает сильное влияние на все стороны деятельности предприятия и требует необходимых мер, которые внедряет маркетинговая служба. Адаптационными мерами в данной ситуации выступают следующие мероприятия:
1. Изменение в составе выпускаемой продукции путём сужения продуктовой линии в соответствии с критерием прибыльности, сокращение содержания дефицитных материалов в конечном продукте, увеличение затрат на исследование и разработку материалов-заменителей, выпуск товарозаменителей, аналогичных дефицитным продуктам;
2. Корректировка цен в целях поддержания прибыльности и ужесточения условий кредита;
3. Изменения в системе распределения с целью уменьшения доступности дефицитных товаров, включая практику ограничений заказов;
4. Сокращение стимулирования дефицитных продуктов с одновременным увеличением стимулирования более доступных товаров;
5. Исследование потребительских запросов с целью поддержания лояльности потребителя по отношению к предприятию.
Итак, маркетинговая служба на предприятии играет важную роль в ускорении экономического развития, поскольку обеспечивает экономические субъекты инструментами изучения окружающей среды и методами адаптации к ней. Основные её направления должны быть нацелены на потребительскую ориентацию и внимательное изучение динамики рынка и конкуренции. Используя данные направления, предприятие будет более активно и успешно приспосабливаться к изменениям рыночной коньюктуры. Быстрая дифференциация потребителей по их потребительским предпочтениям и доходам требует от производителей более селективного и дифференцированного стратегического подхода. Следовательно, предприятием должен разрабатываться комплекс стратегических мер для каждого специфического рыночного сегмента.
5. Финансы предприятия
ЗАО «СТД» Краснодонского молокозавода
Финансы предприятия основываются на принципах их организации, которые зависят от:
1. Формы собственности;
2. Отраслевой зависимости;
3. Направлений деятельности;
4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
5. Плановости;
6. Чёткого распределения средств;
7. Сбережения собственных оборотных средств.
Сегодня каждое предприятие самостоятельно выбирает форму предпринимательства, вид деятельности в условиях действующего законодательства, принимают решение по производству и сбыту продукции, организуют свои взаимоотношения с контрагентами и работниками. Финансы ЗАО «СТД» ГМЗ базируются на коллективной форме собственности, отраслевой зависимости, направлений деятельности.
Субъектом управления финансами ГМЗ является руководитель и финансовый аппарат системы органов управления ЗАО «СТД». Управление финансами базируется на знании и использовании закономерностей разделения годового продукта и валового дохода предприятию.
Финансовая служба молокозавода представлена отделом бухгалтерии. На бухгалтерию возлагаются обязанности вести бухгалтерский учет предприятия и формировать его открытую финансовую отчётность в соответственности к поставленным задачам и положениям. Также решение определенных задач возлагается на главного экономиста, который должен оперативно выполнить поставленные задачи и своевременно предоставить отчет о принятых решениях директору молокозавода. Для рассмотрения финансового состояния молокозавода проведём сначала анализ баланса ЗАО «СТД» ГМЗ. Одним из наиболее простых способов анализа баланса является горизонтальный. Он позволяет в абсолютном выражении определить изменения каждой статьи раздела баланса по сравнению начала года с его концом.
Поскольку горизонтальный анализ не дает возможности рассмотреть внутри балансовые связи и проанализировать изменения в пассиве и активе с учётом взаимосвязи, применяется вертикальный анализ баланса.
Вертикальный анализ-это анализ структуры отчётной формы с целью выявления относительной значимости тех или иных его статей. Проведем вышеуказанный анализ баланса в таблице.
Таблица 9. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса ЗАО «СТД» ГМЗ
Статьи баланса |
Начало года |
Конец года |
Отклонение |
Темп. прироста,% |
||||
Ст-ть, тыс. грн. |
Удел. вес,% |
Ст-ть, тыс. грн. |
Удел. вес,% |
Ст-ть. тыс. грн. |
Уд. вес.% |
|||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Актив |
||||||||
Необ. активы. |
||||||||
Незавершен. Пр-во. |
3,4 |
0,02 |
3,7 |
0,02 |
0,3 |
|||
Основ. Ср-ва. |
||||||||
Остат. ст-ть. |
2075,3 |
12,72 |
2178,4 |
13,40 |
103,1 |
0,68 |
||
Первич. ст-ть |
3371,4 |
20,67 |
3719,1 |
22,84 |
347,7 |
2,17 |
||
Износ |
1296,1 |
7,95 |
1540,7 |
9,24 |
244,6 |
1,29 |
||
Другие финан. Инвест. |
7,0 |
0,04 |
7,0 |
0,04 |
||||
Всего по разделу |
6753,2 |
41,4 |
7448,9 |
45,74 |
695 |
4,34 |
||
Оборотн. активы |
||||||||
Запасы |
||||||||
Произ. запасы |
346,6 |
2,02 |
368,0 |
2,26 |
21,4 |
0,2 |
||
Незавер. Произ-во |
3,4 |
0,02 |
4,3 |
0,03 |
0,9 |
0,01 |
||
Готовая продукция. |
58,4 |
0,30 |
81,2 |
0,5 |
22,8 |
0,2 |
||
Товары |
723,5 |
4,44 |
650,9 |
4 |
-72,6 |
-0,44 |
||
Дебетор. Задолж. |
850,4 |
5,75 |
678,7 |
4,17 |
-171 |
-0,98 |
||
Прочая дебеторская. задол-ть |
232,8 |
1,43 |
196,6 |
1,21 |
-36,2 |
-0,22 |
||
Другие оборотные активы |
||||||||
Денежные средства в нац. валюте |
42,5 |
0,3 |
53,2 |
0,3 |
10,7 |
|||
Всего по разделу |
2257,6 |
13,84 |
2032,9 |
12,48 |
-224,7 |
-1,36 |
||
Затраты будущих периодов |
19,7 |
0,12 |
35,5 |
0,2 |
16,8 |
0,08 |
||
Пассив |
||||||||
|
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Профессиональная деятельность участковой медицинской сестры |
Отчёт по практике | Страхова компанія ВАТ ОРАНТА-ДНІПРО на ринку страхових послуг Дніпропетровської області |
Отчёт по практике | Организация социальных служб помощи семье и детям |
Отчёт по практике | Отчет по практике на "ТОО Авега Казахстан" |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении производственной практики в ООО Союз-Светлозар |