4
Содержание
1. ИМНС РФ: задачи, права, права, обязанности, функции налоговых органов.
2. Структура налогового органа и функции отделов.
3.Формы проявления налогового контроля. Учет налогоплательщиков.
4. Налоговые проверки и их назначение.
4.1 Камеральная налоговая проверка, её назначение и методика проведения.
Оформление и реализация материалов камеральной налоговой проверки.
Использование результатов камеральной проверки бухгалтерской и налоговой отчетности при планировании выездных налоговых проверок.
4.2 Выездная налоговая проверка
Программа выездной проверки, её содержание, организация периодичность, сроки проведения.
Применяемые методы при проведении выездных налоговых проверок.
Оформление акта выездной налоговой проверки и предложений к нему. Окончание выездной налоговой проверки реализация её результатов.
5. Порядок и сроки отражения выявленных нарушений в бухгалтерском учете. Санкции за нарушение налогового законодательства.
6. Отчет о результатах контрольной работы налогового органа за истекший период.
7. Анализ поступления налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ по данной ИМНС.
Приложение.
1. ИМНС РФ: задачи, права, обязанности, функции налоговых органов
Инспекция министерства по налогам и сборам в соответствии с налоговым кодексом РФ является налоговым органом РФ. Согласно статье 31 НК РФ ИМНС наделена следующими правами:
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;
6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;
7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;
12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
15) создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;
16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения
законодательства о налогах и сборах;
- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
-о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).
В соответствии со статьей 32 НК РФ ИМНС как налоговый орган обязан:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
6) соблюдать налоговую тайну;
7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
2. Структура налогового органа и функции отделов.
Типовая структура инспекции МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня численностью от 201 до 250.
1.Руководство.
2.Отдел общего обеспечения.
2.1. Общий отдел.
2.2. Финансовый отдел.
2.3. Административно-хозяйсвенный отдел.
2.4. Юридический отдел.
3. Отдел информационно-аналитической работы.
3.1. Отдел автоматизации информационных систем.
3.2. Отдел системного и технического обеспечения.
3.3. Отдел ввода данных.
3.4. Отдел анализа и налоговой статистики.
4. Отдел работы с налогоплательщиками.
4.1. Отдел учета налогоплательщиков.
4.2. Отдел приема налоговой отчетности и информирования налогоплательщиков
5.Отдел контроля налогообложения физических лиц.
5.1. Отдел налогообложения доходов физических лиц.
5.2.Отдел выездных проверок подоходного налога.
5.3.Отдел единого социального налога.
5.4.Отдел местных и прочих налогов с физических лиц.
6. Отдел налогообложения юридических лиц.
6.1.Отдел планирования выездных проверок.
6.2. Отдел проверок юридических лиц.
6.3. Отдел камерального контроля юридических лиц.
7. Отдел взыскания задолженности юридических лиц.
8. Отдел контроля применения ККМ, производства и оборота алкогольной и табачной продукции.
8.1 Отдел контроля применения ККМ.
8.2 Отдел контроля производства и обработка алкогольной и табачной продукции.
Отдел общего обеспечения:
Общий отдел:
Общее делопроизводство
Ведение государственного архива документов
Ведение текущего архива документов
Планирование, координация и контроль исполнения работ
Секретариат руководителей
Обеспечение представительских мероприятий
Массовая печать и размножение документов
Финансовый отдел:
Выполнение функций получателя бюджетных средств федерального бюджета, определенных Бюджетным Кодексом РФ
Осуществление бухгалтерского учета и представление в установленном порядке бухгалтерской отчетности по единой системе данных об имущественном и финансовом положении налогового органа и результатах его финансово-хозяйственной деятельности, а также статистической отчетности
Административно-хозяйственный отдел:
Прием, увольнение, перемещение персонала
Обеспечение трудового режима
Организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности деятельности инспекции
Обеспечение прохождения государственной службы и соблюдения применения законодательства о государственной службе
Организация и проведения мероприятий по гражданской обороне
Организация обучения персонала
Содержание зданий и сооружений
Транспортное обслуживание
Обеспечение услугами связи общего назначения
Обеспечение коммунальными услугами
Материальное снабжение
Юридический отдел:
Представление инспекции в арбитражных судах общей юрисдикции
Правовая экспертиза документов
Сопровождение по процессуальным вопросам производства судебных и административных дел по налоговым правонарушениям, применению ККМ, производству и обороту алкогольной и табачной продукции
Отдел информационно-аналитической работы:
Отдел автоматизации информационных систем:
Эксплуатация регламентных задач электронной обработки данных
Обеспечение работоспособности ведомственных прикладных программных средств
Обучение и консультирование пользователей ведомственных прикладных программ
Отдел системного и технического обеспечения:
Обеспечение работоспособности аппаратной части, системного и прикладного общего применения программного обеспечения компьютерных систем
Администрирование сетевыми ресурсами и обеспечение защиты от потерь данных в компьютерных системах
Обучение и консультирование пользователей прикладных компьютерных программных средств общего применения
Отдел ввода данных:
Ввод данных в компьютерную систему
Отдел анализа и налоговой статистики:
Анализ и прогнозирование налоговых поступлений
Контроль исполнения бюджетных назначений
Формирование налоговой статистической отчетности
Отдел работы с налогоплательщиками:
Отдел учета налогоплательщиков:
Учет налогоплательщиков
Ведение территориального раздела ЕГРН
Отдел приема налоговой отчетности и информирования налогоплательщиков:
Прием налоговой отчетности
Информирование налогоплательщиков по сдаче налоговой отчетности и налоговым платежам
Сверка данных по лицевым счетам налогоплательщиков
Персональное и публичное информирование налогоплательщиков о действующем законодательстве, о налогах и сборах
Подготовка разъяснений по применению законодательства о налогах и сборах по запросам налогоплательщиков
Взаимодействие со СМИ
Отдел контроля налогообложения физических лиц:
Отдел налогообложения доходов физических лиц.
Камеральные проверки физических лиц
Обеспечение производства по делам о налоговых и административных правонарушений налогоплательщиков
Взыскание недоимки с налогоплательщиков и налоговых органов
Возврат или зачет излишне уплаченных сумм (налога, сбора, пени)
Возврат или зачет излишне взысканных сумм (налога, сбора, пени)
Обеспечение применение санкций в соответствии с законодательством о налогах и сборах к налогоплательщикам
Представительство инспекции в судебных рассмотрениях по вопросам, относящимся к деятельности отдела
Отдел выездных проверок подоходного налога:
Планирование выездных проверок физических лиц-предпринимателей и налоговых агентов по подоходному налогу
Анализ эффективности проведенных выездных проверок физических лиц-предпринимателей и налоговых агентов по подоходному налогу
Подготовка и проведение выездных проверок физических лиц-предпринимателей и налоговых агентов по подоходному налогу
Обеспечение производства по делам о налоговых и административных правонарушениях
Представительство инспекции в судебных рассмотрениях по вопросам, относящимся к деятельности отдела
Отдел единого социального налога:
Проверки исполнения обязанностей по единому социальному налогу
Представительство инспекции в судебных рассмотрениях по вопросам, относящимся к деятельности отдела
Отдел местных и прочих налогов с физических лиц:
Проверки исполнения обязанностей по местным и иным налогам с физических лиц
Представительство инспекции в судебных рассмотрениях по вопросам, относящимся к деятельности отдела
Отдел налогообложения юридических лиц:
Отдел планирования выездных проверок:
Планирование выездных проверок на календарные периоды
Анализ эффективности проведенных выездных проверок
Отдел проверок юридических лиц:
Подготовка и проведение выездных проверок
Обеспечение производства по делам о налоговых и административных правонарушениях
Обеспечение применения санкций в соответствии с законодательством о налогах и сборах
Представительство инспекции в судебных рассмотрениях по вопросам, относящимся к деятельности отдела
Отдел камерального контроля юридических лиц:
Проведение камеральных проверок налогоплательщиков
Проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах вне камеральных и выездных проверок (несвоевременность предъявления документов и прочие нарушения)
Обеспечение производства по делам о налоговых и административных правонарушениях
Обеспечение применения санкций в соответствии с законодательством о налогах и сборах
Представительство инспекции в судебных рассмотрениях по вопросам, относящимся к деятельности отдела
Отдел взыскания задолженности юридических лиц:
Взыскание недоимки
Возврат или зачет излишне уплаченных сумм (налога, сбора, пени)
Возврат или зачет излишне взысканных сумм (налога, сбора, пени)
Представительство инспекции в судебных рассмотрениях по вопросам, относящимся к деятельности отдела
Отдел контроля применения ККМ, производства и оборота алкогольной и табачной продукции:
Отдел контроля применения ККМ:
Обеспечение контроля исполнения законодательства о применении ККМ
Отдел контроля производства и обработка алкогольной и табачной продукции:
Обеспечение контроля производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции
Обеспечение оборота табачной продукции
Обеспечение применения санкций в соответствии с законодательством о налогах и сборах
Представительство инспекции в судебных рассмотрениях по вопросам, относящимся к деятельности отдела
3. Формы проявления налогового контроля. Учет налогоплательщиков. Порядок постановки на учет, идентификационный номер налогоплательщика.
Формы проявления налогового контроля
В соответствии со статьей 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных. НК. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
4. Налоговые проверки и их назначение
Налоговая проверка представляет собой осмотр и исследование первичной бухгалтерской и иной документации предприятия на предмет правильно-го и своевременного исчисления и уплаты им на-логовых платежей в бюджет.
Объектами налоговой проверки являются денеж-ные документы, бухгалтерские книги, отчеты, пла-ны, сметы декларации, договоры, контракты, при-казы, деловая переписка, а также иные докумен-ты, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
4.1Камеральные налоговые проверки. Ее назначение и методика проведения.
Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекциями на стадии приемки от налогоплатель-щиков отчетных документов и налоговых расчетов, (деклараций), т.е. без выхода на предприятие.
Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодатель-ных и нормативных актов по налогам, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных налогов и привле-чение виновных лиц к ответственности, а также подготовка информации для отбора налогоплатель-щиков для выездных налоговых проверок.
Камеральные проверки осуществляются по следующим направлениям:
контроль за своевременностью представления деклараций и применение мер ответственности к налогоплательщикам за нарушение сроков представления отчетности
правильность предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика
правильность заполнения форм отчетности
правильность применения налоговых ставок
правильность и обоснованность применения освобождения от налогообложения
правильность исчисления налоговой базы
соблюдение порядка возмещения из бюджета
обеспечение полноты охвата камеральными проверками отчетности
Основными этапами камеральной проверки яв-ляются:
1. Проверка полноты и своевременности пред-ставления налогоплательщикам документов нало-говой отчетности, предусмотренных законодатель-ством о налогах и сборах.
2. Проверка своевременности представления рас-четов по налогам в налоговый орган.
3. Визуальная проверка правильности оформле-ния бухгалтерской отчетности (проверка заполне-ния всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных и должностных лиц).
4. Проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет и проверку обоснованности приме-нения ставок налога и налоговых льгот, а также правильность отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы.
5. Проверка правильности исчисления налогооб-лагаемой базы.
Осуществляется сверка и анализ согласованнос-ти показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах с точки зрения достоверности отдельных показателей, наличия со-мнительных моментов или несоответствий, указыва-ющих на возможные нарушения налоговой дисцип-лины, логический контроль за наличием искажений в отчетной информации, сопоставление отчетных показателей с аналогичными показателями предыду-щего отчетного периода, взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.
Конкретные формы и методы камеральных про-верок обычно определяются самостоятельно нало-говыми органами исходя из характера часто встре-чающихся нарушений налогового законодательства.
Камеральная проверка может проводиться в отношении всех налогопла-тельщиков по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (такой порядок вытекал и из ранее действовавших норма-тивных актов по налогам). Введено ограничение на продолжительность камеральной проверки, которая теперь проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налого-вой декларации и документов, служащих ос-нованием для исчисления и уплаты налога.
Заметим, что ограничение сроков проведения камеральных проверок до трех месяцев не дает возможность качественно и полно проверить дос-таточно большое количество налоговых расчетов. В итоге камеральная проверка многих расчетов ока-зывается формальной, не дает каких-либо резуль-татов и ограничивается проверкой арифметической грамотности налогоплательщика.
Что касается финансовых санкций, то до 1 января 1999 года в соответствии с Законом РФ от 27.12.91г. "Об основах налоговой системы в РФ" налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, нес ответственность за непредставление или несвоевременное представле-ние в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, -- в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога, а также взыскание штрафа в размере всей суммы сокрытого или зани-женного дохода либо суммы налога за иной сокры-тый или неучтенный объект налогообложения, а также пени, при наличии на день проверки недо-имки по лицевому счету.
В настоящее время налоговые санкции, напри-мер за непредставление налоговой декларации, вле-кут взыскание штрафа в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или не пол-ный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более тридцати процентов от ука-занной суммы, а начиная со 181 -- дня влечет взы-скание штрафа в размере 30 процентов суммы на-лога, подлежащей уплате на основе этой деклара-ции, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый пол-ный или неполный месяц.
При проведении камеральной проверки нельзя не учитывать, что налогоплательщик самостоятельно обнаруживший в поданной им налоговой деклара-ции не отражении или неполное отражение сведе-ний, а равно ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, обязан внести необходимые дополнения в налоговую декларацию.
После принятия Налогового кодекса появилась необходимость в новом документе, устанавливаю-щим единые принципы принятия представляемых в налоговые органы организациями и индивидуальны-ми предпринимателями налоговых деклараций и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проведения камеральных налоговых прове-рок указанной отчетности, который бы отвечал всем нормам и требованиям Налогового кодекса. Таким документом стал Регламент проведения камеральных проверок налоговой отчетности, офор-мления и реализации их результатов, утвержденный 28 января 1999 г. Министерством РФ по налогам и сборам (далее -- Регламент камеральных проверок).
Так, принятие налоговой отчетности в настоя-щее время производится лицами, специально на-значаемые на конкретный отчетный период. При этом данные специалисты выполняют функции принятия всего комплекта представляемых в нало-говый орган форм отчетности. Т.е. если ранее нало-говые расчеты, например по местным налогам, при-нимались отделом, курирующим данные налоги, и камеральные проверки таких расчетов проводились специалистами отдела без конкретного закрепле-ния, не занятыми в документальных (выездных налоговых) проверках, то настоящий порядок пред-полагает создание отдела или сектора по проведе-нию камеральных проверок.
Определены основания, при которых обязан-ность налогоплательщика по представлению нало-говым органам документов налоговой отчетности не может считаться исполненной (т.е. налоговый расчет или бухгалтерская отчетность считаются не представленными):
а) отсутствие в представленном документе ка-кого-либо из обязательных реквизитов, предусмот-ренных нормативными правовыми актами для по-добного рода документов;
б) нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа, делающее невозможным их однознач-ное прочтение, заполнение их карандашом;
в) наличие не оговоренных подписью налогопла-тельщика (руководителя организации) исправлений;
г) составление отчетности на иных языках, кроме русского.
При выявлении одного или нескольких таких фактов налоговый орган уведомляет налогоплатель-щика о неисполнении им вышеназванной обязан-ности, а также о применении к нему в случае не-представления им документов налоговой отчетнос-ти по установленной форме и в определенный за-конодательством срок мер ответственности, предусмотренных Налоговым кодексом.
Оформление и реализация материалов камеральной налоговой проверки.
На каждом документе принятой налоговой от-четности специалистом налогового органа простав-ляется дата принятия, штамп или отметку налого-вого органа и подпись лица, принимавшего отчет-ность, по просьбе налогоплательщика, на остаю-щихся у него копиях отчетности налоговый орган может проставить аналогичные реквизиты.
При выявлении ошибок в заполнении докумен-тов или противоречии между сведениями, содержа-щимися в представленных документах, об этом со-общается налогоплательщику с требованием вне-сти соответствующие изменения. Если изменения не внесены, то такой налогоплательщик будет ре-комендован для включения в план проведения вы-ездных налоговых проверок.
В настоящее время, в случае выявления каме-ральной проверкой фактов неправильного отраже-ния показателей налоговой декларации, приводя-щих к неполной (излишней) уплате налогоплатель-щиком сумм налогов, результаты проведения дан-ной проверки фиксируются работником налогового органа посредством заполнения в представленных налоговых декларациях графы "по данным налого-вой инспекции" или на последнем листе деклара-ции. Указанные замечания содержат перечень всех показателей налоговой декларации, при исчислении которых налогоплательщиком были допущены нару-шения, а также исправления, внесенные работником налогового органа в результате проверки.
4.2 Выездная налоговая проверка
Согласно ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.
Круг обязанностей налоговых органов весьма широк, и поэтому неудивительно, что МНС России наделено весьма значительными полномочиями. Однако не следует забывать, что его права не безграничны. И в Положении о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783, все эти полномочия четко определены. Из них хотелось бы выделить следующие права налоговых органов:
требовать от налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента любые документы, которые являются основанием для исчисления налогов, а также подтверждающие правильность и своевременность их уплаты
проводить налоговые проверки и при этом изымать у налогоплательщика или налогового агента документы, свидетельствующие о совершении им правонарушений
письменным уведомлением вызывать к себе налогоплательщика для дачи пояснений в связи с исполнением им налогового законодательства
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.
При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
Правовое регулирование проведения налоговых проверок
Можно выделить несколько уровней такого регулирования. Прежде всего это нормы Налогового кодекса РФ, которые подразделяются на общие (например, ст.31 НК РФ "Права налоговых органов") и специальные (ст.89 "Выездная налоговая проверка"). Далее - уровень федеральных законов. Это такие законы РФ, как "О налоговых органах Российской Федерации", "О бухгалтерском учете" и др. И наконец, подзаконные акты, принимаемые как МНС России, так и Правительством РФ. Кстати, подзаконные акты, согласно пункту 1 статьи 4 НК РФ, не могут изменять и дополнять законодательство о налогах и сборах.
Сейчас, в период изменения налогового законодательства, проведение налоговых проверок регулируют как раз акты МНС России. Так, в соответствии со статьей 31 НК РФ именно МНС России утверждает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке. А по статье 89 НК РФ МНС России также разрабатывает и утверждает форму решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.
Кроме того, МНС России устанавливает и форму составления акта налоговой проверки - это утверждено статьей 100 НК РФ.
Программа выездной проверки, её содержание, организация периодичность, сроки проведения.
Условия проведения выездной налоговой проверки
Налогоплательщик, согласно пункту 1 статьи 91 НК РФ, обязан допустить сотрудников налогового органа в свое помещение. При этом проверяющие должны предъявить служебные удостоверения и решение руководителя налогового органа или его заместителя о проведении выездной налоговой проверки. А должностные лица проверяемой организации, в свою очередь, вправе сделать его копию.
Форма решения о проведении выездной налоговой проверки приведена в Порядке назначения выездных налоговых проверок (утвержден приказом МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318). Это решение должно содержать:
наименование налогового органа
номер решения и дату его вынесения
наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора)
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Организация ветеринарно-санитарного контроля на ОАО "Раменском мясокомбинате" |
Отчёт по практике | Пробные уроки |
Отчёт по практике | Технологический процесс изготовления растительного масла и шрота |
Отчёт по практике | Техника безопасности на предприятии |
Отчёт по практике | Личность работника коррекционной школы |