1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
“БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТРАНСПОРТА”
Кафедра “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”
ОТЧЕТ
о производственной практике студентки
5 курса ЗБ-53 группы
Шматковой Ольги Александровны
Место прохождения практики: Нефтегазодобывающее управление
«Речицанефть» РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»
Руководитель практики: от университета
от предприятия ведущий экономист ПЭО Кветковская Тамара Николаевна
Гомель 2008 г.СОДЕРЖАНИЕ
1 Технико-экономическая характеристика предприятия……….....…………...3
2 Основы организации бухгалтерского учета………......……………………….9
3 Учет основных средств………………………………….....………………….12
4 Учет материальных ресурсов………………………………......……………..20
5 Учет оплаты труда и расчетов с рабочими и служащими……......…………25
6 Учет реализации продукции, работ услуг………......……………………..…34
7 Учет денежных средств и расчетов…………………......…………………....39
7.1 Учет денежных средств в кассе………………………………отникам вспомогательного производства Д - 23 К - 70,
- начислена заработная плата работникам, обслуживающим машины и механизмы Д - 25 К - 70,
- начислена заработная плата работникам аппарата управления Д - 26
К - 70,
- начислена заработная плата работникам обслуживающих производств и хозяйств Д -29 К -70,
- начислено пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам Д - 69 К - 70,
- начислена материальная помощь Д - 84, 92 К - 70,
- начислен дополнительный отпуск за счет прибыли Д - 84, 92 К - 70,
-начислен дополнительный отпуск за счет чернобыльского фонда, пособие за проживание в загрязненной зоне Д - 86 К - 70.
Удержания из заработной платы:
- удержан из заработной платы подоходный налог Д - 70 К - 68,
- перечисление налога Д - 68 К - 55.05,
- удержаны отчисления в пенсионный фонд Д - 70 К - 69,
-удержаны профсоюзные взносы Д - 70 К - 76,
Удержаны невозвращенные подотчетные суммы Д - 70 К - 71,
- перечислена заработная плата на лицевые счета работникам в сбербанке Д - 70 К - 55.05.
В соответствии с Законом РБ «О подходном налоге с физических лиц» плательщиками налогов являются физические лица, объектом налогообложения являются доходы работников, полученные ими в течение налогового периода (календарного года). Подоходный налог взимается с совокупного дохода работника. Совокупный доход определяется накопительно в течение года.
Не подлежат налогообложению следующие доходы:
- все виды пенсий;
- пособия по гос. и соц. страхованию, кроме пособий по временной нетрудоспособности и пособий по уходу за больным ребенком;
- все виды компенсаций;
- государственные премии;
- алименты
-доходы, полученные донорами за сдачу крови и другие виды донорства;
- и т. д.
Кроме доходов, не подлежащих налогообложению, работникам предоставляются налоговые вычеты, т.е. суммы, не оплачиваемые подоходным налогом и вычитаемые из дохода работника.
Стандартные налоговые вычеты:
- 1 базовая величина - на каждого работника за каждый месяц года;
- 2 базовые величины - на каждого ребенка до 18 лет или иждивенца за каждый месяц года (вдовам, вдовцам, опекунам данный вычет предоставляется в двойном размере (4 базовые величины));
- 10 базовых величин - за каждый месяц года лицам, перенесенным лучевую болезнь и т.д.
Все работники имеют право на трудовые и социальные отпуска при наличии на то оснований.
Отпуск - освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы.
Расчет оплаты отпуска - Приложение АУ.
Основной минимальный отпуск не может быть менее 24 календарных дней и его предоставление работникам обязательно для всех нанимателей.
Дополнительные отпуска предоставляются в размерах установленных в коллективном договоре.
Трудовые отпуска за первый рабочий год предоставляются не ранее, чем через шесть месяцев работы у нанимателя, кроме отдельных категорий работников: участников ВОВ, женщин перед отпуском по беременности, лицам моложе 18 лет и др.
Очередность отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, оформляется приказом об отпуске.
Наниматель обязан уведомить работника о времени начала трудового отпуска не позднее, чем за 15 календарных дней.
Работник может быть отозван нанимателем из отпуска в связи с производственной необходимостью. В этом случае оставшаяся часть отпуска либо переносится на следующий период, либо заменяется денежной компенсацией.
Расчет отпуска осуществляется в соответствии с постановлением Министерства труда РБ № 47 от 10.04.2000г. «Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового и социального отпусков, выплатой денежных компенсаций за неиспользованный отпуск, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка».
Для расчета отпуска берется заработная плата за 12 предшествующих месяцев до месяца ухода в отпуск.
В связи с тем, что на предприятии происходит периодическое увеличение тарифных ставок или окладов при расчете отпуска необходимо рассчитать поправочные коэффициенты. Эти коэффициенты рассчитываются делением тарифной ставки (оклада) месяца ухода в отпуск на тарифную ставку (оклад) каждого из 12 месяцев.
При корректировке заработной платы на поправочные коэффициенты следует начисленную за конкретный месяц заработную плату (сумму тарифного заработка, доплат, надбавок, премий за производственные результаты и другие виды среднего заработка) умножить на соответствующий данному месяцу поправочный коэффициент.
После осуществления корректировки суммы заработной платы за каждый из 12 месяцев определяется сумма заработной платы за 12 месяцев. Затем определяется среднемесячная заработная плата делением общей суммы на 12 месяцев. Далее среднемесячная заработная плата делится на 29,7 и определяется среднедневной заработок. Умножением среднедневного заработка на количество дней отпуска определяется начисленная сумма за время отпуска с разбивкой по месяцам.
Размер пособия по временной нетрудоспособности исчисляется путем умножения среднедневного (среднечасового) заработка на число рабочих дней (часов), пропущенных по графику работу работника в период временной нетрудоспособности. При этом за рабочие дни (часы) по графику работы, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, размер пособия работникам, кроме лиц, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности в льготном размере, составляет 80% среднедневного (среднечасового) заработка.
Пособие в размере 100% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника за весь период временной нетрудоспособности назначается:
· участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
· донорам;
· лицам, осуществляющим уход за больным ребенком в возрасте до 14 лет при амбулаторном лечении;
· за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет) при стационарном лечении и т.д.
Пособие по временной нетрудоспособности назначается работникам в размере 50% от исчисленного пособия в случаях:
· временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, причиной которых явилось употребление алкоголя, наркотических или токсических работ;
· нарушения режима, установленного врачом или комиссией по назначению пособий, - со дня его нарушения на срок, устанавливаемый комиссией страхователя по назначению пособий;
· наступление временной нетрудоспособности в период прогула без уважительной причины.
Расчет больничного - приложение АФ.
От фонда оплаты труда в соответствии с действующим законодательством уплачиваются следующие налоги и отчисления:
1. Отчисления в фонд социальной защиты населения - 35%;
2. Страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваниям - 0,4%.
За счет фонда социальной защиты производятся следующие выплаты: пособия по временной нетрудоспособности, пособие при рождении ребенка, пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком до 3-х лет, пособие матерям-одиночкам и т.д.
В бухгалтерском учете отчисления отражаются проводкой: Д - 20,23,29
К - 69.
Перечисление сумм отчислений: Д - 69 К - 55.05.
6 Учет реализации продукции, работ, услуг
Готовая продукция - это продукция, полностью законченная обработкой, соответствующая действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принята на склад или заказчиком, снабжена сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество.
Основной продукцией НГДУ является добытая нефть и попутный нефтяной газ.
Выработанная продукция учитывается в составе готовой продукции за отчетный месяц, если она выработана, и сдана на товарный склад до 6 часов утра первого числа месяца следующего, за отчетным.
Сдача готовой продукции из производства на товарный склад оформляется первичными учетными документами в соответствии с актами законодательства и локальными правовыми актами.
В бухгалтерском учете, готовая продукция отражается на синтетическом счете 43 «Готовая продукция».
Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 «Готовая продукция» не отражается, а фактические затраты на их выполнение, после подписании акта приемки-сдачи, списываются с кредита счетов учета затрат на производство в дебет счета 45 «Товары отгруженные» (в случае выполнения работ, оказания услуг сторонним организациям), в дебет счетов 78 и 79 (в случае выполнения работ, оказания услуг обособленным подразделениям предприятия, соответственно, не выделенным и выделенным на самостоятельный (отдельный) баланс), если иное не предусмотрено законодательством.
Поступление, выбытие или списание готовых изделий своего производства отражается в синтетическом учете на счете 43 «Готовая продукция» по фактической себестоимости.
При невозможности учёта готовой и отгруженной продукции по фактической себестоимости, их оценку в течение месяца осуществляется по нормативной (плановой) себестоимости. Для выявления в конце месяца отклонений фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой) используется счёт 40 «Выпуск продукции, работ, услуг».
По мере отгрузки покупателям, себестоимость готовой продукции списывается в дебет счета 45 «Товары отгруженные».
Фактическая себестоимость отгруженной продукции определяется в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 г. № 89.
Фактическая себестоимость готовой продукции отгруженной покупателям отражается по дебету счетов 45 «Товары отгруженные» и кредиту счета 43 «Готовая продукция на основании оформленных в установленном порядке документов (накладных, приемо-сдаточных актов и др.).
Фактическая себестоимость реализованной продукции определяется в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 г. № 89.
Фактическая себестоимость готовой продукции реализованной покупателям отражается по дебету счета 90 «Реализация» и кредиту счета 45 «Товары отгруженные».
В случаях, если выручка от реализации продукции за валюту по причине изменения курсов валют отличается от отпускной стоимости этой продукции, отражаемой в аналитическом учёте, осуществляется переоценка готовой и отгруженной продукции с отнесением образующихся разниц на увеличение (уменьшение) объёмов готовой (товарной) и отгруженной продукции текущего месяца.
Суммы дооценки готовой продукции до отпускных цен (цен реализации) отражается в аналитическом учёте (ведомости 16, строка «Поступило из производства», графа «Учётная стоимость» (Приложение АБ)) без отражения на счетах бухгалтерского учёта.
Числящиеся на счете 45 «Товары отгруженные» суммы транспортных расходов и стоимости тары, подлежащие возмещению покупателями и включенные в счета, предъявленные за отгруженные и отпущенные продукцию и товары, списываются одновременно со стоимостью этой продукции и товаров.
Аналитический учет по счету 45 «Товары отгруженные» ведется по наименованиям (группам) готовой продукции, работам и услугам промышленного характера, покупным товарам ведется в установленном порядке в ведомости № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация».
Готовая продукция отпускается с товарных складов на основании заключенных договоров поставки в количестве и сроки, оговоренные в договорах или прилагаемых к ним спецификациях, графиках отгрузки и т.п.
Перевозка грузов железнодорожным транспортом оформляется в установленном порядке железнодорожной накладной.
В целях приведения стоимостной оценки отправляемых грузов, наряду с железнодорожной накладной оформляется товарная накладная формы № ТН-2.
Движение товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для реализации, а также продукции подразделений общественного питания отражается на соответствующих субсчетах счета 41 «Товары».
Первичными документами для прихода товаров являются товарно-транспортные накладные, товарные накладные, счета-фактуры и др. К ним прикладываются упаковочные ярлыки, сертификаты качества и другие.
Учет движения товаров на складах (кладовых), подразделений розничной торговли и общественного питания ведется в количественно-стоимостном измерении, в розничной торговой сети (буфетах, барах, столовые и др.) - в стоимостном.
Учет движения сырья, продуктов и готовых изделий на производстве (кухне) подразделений общественного питания ведется в стоимостном измерении, в цехе по производству полуфабрикатов и кондитерских изделий движение сырья, продуктов и готовых изделий отражается в количественно-стоимостном измерении.
Покупной ценой товара для подразделений розничной торговли и общественного питания является свободная отпускная цена поставщика.
Покупной ценой товара, реализуемого по фиксированным розничным ценам, является розничная цена минус предоставленная поставщиком торговая скидка.
Продажной ценой товара в розничной торговле является стоимость его по покупным ценам плюс торговая надбавка (исключение - фиксированная розничная цена, розничная цена плюс налог с продаж).
Под продажной ценой продукции общественного питания (товара) подразумевается стоимость его по покупным ценам плюс торговая надбавка плюс наценка общественного питания.
Учет товаров ведется по продажным ценам, с отражением торговой наценки (скидки) на соответствующем субсчете счета 42 «Торговая наценка», с последующим списанием стоимости реализованных товаров в дебет счета 90 «Реализация» и сторнированием суммы надбавок, скидок, налога на добавленную стоимость, налога с продаж в части относящейся к реализованным товарам, по кредиту соответствующего субсчета счета 42 «Торговая наценка» и дебету счета 90 «Реализация».
В розничной торговой сети учет движения товаров осуществляется по розничным ценам.
Оценка товарных запасов на складах подразделений розничной торговли производится по розничным ценам.
На отдельных субсчетах счета 42 «Торговая наценка» отражаются:
· торговая наценка в розничной торговле;
· скидки поставщиков на возмещение транспортных расходов;
· налог на добавленную стоимость в цене;
· налог с продаж;
· торговая наценка в общественном питании;
· налог на услуги сервиса.
По дебету счета 42 «Торговая наценка» отражаются суммы торговых надбавок, скидок и налога на добавленную стоимость по товарам, списанным вследствие естественной убыли, порчи, недостачи, и т.п.
В общественном питании на счете 42 «Торговая наценка» учитываются суммы торговых надбавок (скидок) на продукты питания и товары, находящиеся в кладовых, буфетах, на кухне, а также суммы наценок, прибавляемые в установленном размере к стоимости кухонной и буфетной продукции по розничным ценам.
На счете 42 «Торговая наценка» учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками торгующим организациям на возможные потери товаров и возмещение дополнительных транспортных расходов.
Аналитический учет по счету 42 «Торговая наценка» ведется с раздельным отражением сумм скидок (надбавок), относящихся к товарам на складах, в торговых залах, в общественном питании.
Торговая наценка устанавливается в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 22.04.1999 № 43 с последующими изменениями и дополнениями.
На социально значимые товары применяются фиксированные надбавки, которые устанавливаются Облисполкомом.
7 Учет денежных средств и расчетов
7.1 Учет денежных средств в кассе
Кассовые операции по приему и выдаче наличных денег оформляются формами первичной учетной документации, утвержденными в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Кассовые операции осуществляет кассир, являющийся материально ответственным лицом. Ему запрещается передоверять выполнение порученных ему обязанностей другим лицам.
Начальник НГДУ обеспечивают сохранность наличных денег и других ценностей в соответствующих кассах, а также при доставке их из учреждений банка или сдаче в учреждения банка.
Помещения кассы по решению начальника могут быть оборудованы средствами охранной, тревожной и пожарной сигнализации.
Все наличные деньги и другие ценности хранятся в металлических шкафах или сейфах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются.
Запрещается хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих НГДУ.
Работникам бухгалтерии, другим работникам НГДУ, пользующимся правом подписи кассовых документов, запрещается исполнять обязанности кассиров.
Не реже одного раза в квартал проводится внезапная ревизия кассы.
При обнаружении в кассе недостачи или излишков наличных денежных средств объясняются обстоятельства их возникновения.
Недостача отражается в бухгалтерском учете и подлежит взысканию в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Излишки подлежат оприходованию и отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с законодательством Республики Беларусь по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Кассовые операции в иностранной валюте ведутся обособленно на отдельном субсчете в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Кассовые операции по приему и выдаче наличной иностранной валюты оформляются формами первичной учетной документации, утвержденными в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Лимиты остатков кассы, порядок и сроки сдачи наличной иностранной валюты, устанавливаются уполномоченным банком.
Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера (лица им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Поступление денег в кассу и выдача их из кассы оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами. Приходный кассовый ордер является бланком строгой отчетности. Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления.
До передачи в кассу приходные (Приложение АВ) и расходные (Приложение АГ) кассовые ордера регистрируются в бухгалтерии в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.
Все операции по поступления и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью.
Кассовая книга применяется для учета движения денег в кассе (Приложение АД).
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. По окончании рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег по кассе на следующее число и второй (отрывной) экземпляр кассовой книги вместе с приложенными приходными и расходными документами под расписку передают в бухгалтерию.
Наличие и движение денежных средств в кассе предприятия отражается на счете 50 «Касса» с обособленным выделением в аналитическом учете информации по каждой кассе в национальной денежной единице и в иностранной валюте.
По счету 50 «Касса» ведутся субсчета:
50.01 «Касса организации»;
50.02 «Операционная касса»;
50.03 «Денежные документы»;
50.04 «Валютная касса»;
50.05 «Касса филиала».
50.07 «Валютная касса в долларах США»
50.08 « Валютная касса в ЕВРО»
Операции по субсчетам ведут в соответствии с нормативными правовыми актами и должностными инструкциями ответственные работники бухгалтерии.
Перечень документов, относящихся к денежным документам, утвержден приказом Унитарного предприятия от 17.04.2006г. № 274 «Об учете, сохранности и списании товарно-материальных ценностей в центральном аппарате РУП «Производственное объединение «Белоруснефть».
Движение форм первичного учета и регистров бухгалтерского учета по учету кассовых операций осуществляется в соответствии с графиком документооборота.
7.2 Учет денежных средств на расчетном счете
Большая часть расчетов между организациями в процессе их хозяйственной деятельности осуществляется безналичным путем, т. е. перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Посредником в этих расчетах является банк.
НГДУ имеет в банке счет (55.05 - субрасчетный счет) для хранения свободных денежных средств и производства расчетов.
Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него денежных средств банк производит на основании документов специальных форм, утвержденных им же. К ним относятся денежный чек, объявление на взнос наличными, платежное поручение.
Чек является приказом НГДУ банку о выдаче с ее расчетного счета указанной в нем суммы наличных денег.
Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет.
Платежное поручение - это приказ НГДУ банку о перечислении определенной суммы с его расчетного счета в адрес получателя. (Приложение АЕ, АЖ).
Ежедневно НГДУ от банка получает копии выписок (Приложение АЗ) из расчетного счета с приложением к ним документов, на основании которых выполнены зачисления либо списания. Выписка служит регистром аналитического учета по расчетному счету. В выписке указываются начальный (входящий) остаток по счету, суммы операций по дебету и кредиту и конечный (исходящий) остаток на день движения денежных средств.
В бухгалтерии предприятия учет движения денег на расчетном счете ведется по данным выписок банка на счете 55.05 «Субрасчетный счет». В дебет счета 55.05 записываются поступления денежных средств, а по кредиту счета 55.05 отражают списание средств с расчетного счета (Приложение АИ).
7.3 Учет денежных средств в пути
Информация о движении денежных средств (переводов) в официальной денежной единице Республики Беларусь и иностранных валютах в пути обобщается на счете 57 «Переводы в пути».
На данном счете учитываются:
· выручка от продажи товаров подразделениями, осуществляющими торговую деятельность, внесенная в кассы кредитных организаций или кассы почтовых отделений для зачисления на текущий или иной счет предприятия, но еще не зачисленная по назначению;
· денежные средства, перечисленные с расчетного счета, для приобретения иностранной валюты;
· направленная для продажи на торгах валюта с выделением в аналитическом учете операций по обязательной, добровольной продаже и конверсии;
· стоимость проданных товаров и оказанных услуг с оплатой в порядке списания денег с пластиковых банковских карт.
Основанием для принятия на учет денежных средств по счету 57 «Переводы в пути» являются квитанции кредитных организаций, почтовых отделений, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п.
Аналитический учет по счету 57 «Переводы в пути» ведется ответственными работниками бухгалтерии в соответствии с их должностными инструкциями по каждому документу (операции) с обособленным учетом переводов в иностранной валюте.
7.4 Учет прочих расчетов
Учет расчетов ведется в установленном порядке в соответствии с Гражданским кодексом, Банковским кодексом, действующими законодательными и нормативными актами, регламентирующими вопросы финансово-хозяйственной, внешнеэкономической деятельности, налогообложение и др., локальными правовыми актами.
Использование не денежных форм расчетов ограничено пределами, установленными актами законодательства и локальными правовыми актами.
Учет расчетов НГДУ ведет на соответствующих субсчетах следующих счетов:
· счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
· счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
· счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
· счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам;
· счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
· счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
· счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
· счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
· счет 78 «Расчёты с филиалами (структурными подразделениями)»;
· счет 79 «Внутрихозяйственные расходы».
Периодически по мере необходимости, перед составлением годового бухгалтерского отчета, на дату проведения годовой инвентаризации, в обязательном порядке работники бухгалтерии, должностными обязанностями которых предусмотрено ведение бухгалтерского учета всех видов расчетов оформляют в установленном порядке акты сверки расчетов и направляют их для подтверждения дебиторской и кредиторской задолженности соответствующим дебиторам и кредиторам.
Указанные работники бухгалтерии осуществляют последующий контроль за подтверждением задолженности всеми дебиторами и кредиторами.
Акты с подтверждением дебиторской и кредиторской задолженности хранятся в установленные сроки в архиве бухгалтерии.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности (статья 12), выявленные при инвентаризации суммы дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, в соответствии с решением генерального директора на основании оформленных в установленном порядке документов, списываются бухгалтерией на финансовые результаты на счет 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Списанная в убыток сумма дебиторской задолженности учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет для наблюдения за финансовым состоянием должника и появлением возможности ее взыскания.
Выявленные при инвентаризации суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек и проведены все возможные мероприятия по её взысканию в соответствии с действующим законодательством, в соответствии с решением генерального директора списываются на финансовые результаты на счет 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Информация о расчетах с бюджетом по налогам, сборам и отчислениям, уплачиваемым НГДУ и налогам с дохода персонала НГДУ отражается на соответствующих субсчетах счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Начисление налогов, сборов и отчислений осуществляется централизованно на основании сведений, представляемых в форме разработочных таблиц необходимых для составления декларации (расчетов) по объектам налогообложения.
Информация о расчетах по социальному страхованию и пенсионному обеспечению отражается на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Информация о расчетах с Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» по страховым взносам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражается на балансовом счете 76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 07 «Расчеты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве».
Информация о расчетах с работниками НГДУ по суммам, выданным им под отчет на служебные командировки и административно-хозяйственные расходы, обобщается на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Направление работников в служебную командировку оформляется приказом начальника НГДУ с выдачей командировочного удостоверения по установленной форме.
Работники, получившие наличные деньги в подотчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по возвращении из служебной командировки представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах.
В этот же срок возвращается остаток неиспользованных средств.
Выдача наличных денег под отчет производится только при условии полного отчета по ранее полученным на командировочные и другие расходы суммам.
В случае непредставления в установленный срок отчетов об израсходовании подотчетных сумм или не возврата в кассу НГДУ остатков неиспользованных авансов бухгалтерия вправе произвести удержание их из заработной платы работников в установленном порядке.
Если не возвращенные работниками суммы не могут быть удержаны из оплаты труда работника, они отражаются на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
На счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» обобщается информация о расчетах по разным операциям с дебиторами и кредиторами, аналитический учет ведется по каждому дебитору и кредитору.
На субсчёте 11 счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» учитываются суммы (стоимость имущества) спонсорской (безвозмездной) помощи, переданные организациям - получателям этих средств. На счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» данные расходы учитываются до получения отчета об их целевом использовании. На дату получения отчета о целевом использовании средств спонсорской (безвозмездной) помощи в бухгалтерском учете НГДУ производится запись:
Дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» - Кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Другие случаи оказания спонсорской (безвозмездной) помощи на субсчёте 11 счёта 76 не учитываются и относятся сразу за счёт соответствующего источника.
Отражение оборотов в рамках Унитарного предприятия между центральным аппаратом Унитарного предприятия и обособленными подразделениями не выделенными на самостоятельный (отдельный) баланс, а также между обособленными подразделениями, не выделенными на самостоятельный (отдельный) баланс, осуществлять с использованием свободного кода счета 78 «Расчёты с филиалами (структурными подразделениями)».
Отражение оборотов в рамках Унитарного предприятия между центральным аппаратом Унитарного предприятия и обособленными подразделениями выделенными на самостоятельный (отдельный) баланс, а также между обособленными подразделениями, не выделенными на самостоятельный (отдельный) баланс и обособленными подразделениями, выделенными на самостоятельный (отдельный) баланс, между обособленными подразделениями выделенными на отдельный баланс, осуществлять с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчёты».
8 Учет затрат на производство продукции
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
При калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) обеспечиваются единые принципы планирования и бухгалтерского учета, формирования системы показателей, их группировки и распределения затрат.
Затраты включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся независимо от времени оплаты - предварительной (арендная плата и т.п.) или последующей (оплата отпусков работников и др.). Отдельные виды затрат (затраты на подготовку и освоение производства и т.п.), в отношении которых нельзя точно установить, к какому калькуляционному периоду они относятся, включаются в затраты на производство в сметно-нормативном порядке.
Учет затрат на производство (работы, услуги) осуществляется на основании типовых и специализированных отраслевых форм первичных учетных документов (актов, нарядов, производственных отчетов, ведомости распределения и других), подтверждающих факт совершения операции, оформленных в установленном порядке.
Затраты в зависимости от способа включения в себестоимость отдельных видов продукции (работ, услуг) подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые - затраты, связанные с производством отдельных видов продукции (работ, услуг) (сырье и материалы, энергия, заработная плата основных производственных рабочих, налоги на заработную плату основных производственных рабочих и др.), которые могут быть прямо отнесены на себестоимость конкретных видов продукции (работ, услуг). Указанные затраты отражаются на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Косвенные - затраты, связанные с производством нескольких видов продукции (работ, услуг) и относимые на конкретный вид по критерию распределения (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; общепроизводственные; общехозяйственные; и т.п.). Эти затраты отражаются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.
Затраты, образующие себестоимость продукции работ, услуг, группируются по экономическим элементам и другим показателям, предусмотренным для заполнения статистической отчетности по форме № 5-з «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» (Приложение АЛ), а также по статьям затрат.
Основным видом производственной деятельности НГДУ является добыча нефти и попутного нефтяного газа.
Калькуляционной единицей добычи нефти и попутного нефтяного газа является тонна добычи нефти и попутного нефтяного газа.
В себестоимость продукции (работ, услуг) в НГДУ помимо затрат, предусмотренных Основными положениями, дополнительно включаются следующие затраты:
1.1 по подготовительным работам:
- камеральные геологоразведочные работы;
- сейсморазведочные работы;
- работы по бурению разведочных скважин, которые оказались непродуктивными. Расходы по непродуктивным скважинам включаются в себестоимость равномерно в течение 12 месяцев с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором эти скважины были ликвидированы в установленном порядке;
-ремонт дорог, на которые произведен отвод земли и которые числятся на балансе не отдельным объектом нефтегазодобывающего предприятия, а в составе сметной стоимости скважины на ее строительство.
1.2 по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов), включая объемы работ по ранее ликвидированным скважинам и ремонту скважин путем забуривания второго ствола.
Планирование и учет затрат на добычу нефти и попутного нефтяного газа осуществляется в разрезе следующих подразделений:
· цеха по добыче нефти и газа (ЦДНГ-1, ЦЦНГ-2, ЦДНГ-3);
· цеха поддержания пластового давления (ЦППД);
· цеха подготовки и перекачки нефти (ППН, производство внешней транспортировки нефти, УПН);
· цеха по прокату и ремонту эксплуатационного оборудования (ПРЦэ/о);
· цеха по прокату и ремонту электрооборудования и энергообеспечения (ПРЦэ/э);
· участка по прокату и ремонту электропогружных установок (ПРУ ЭГТУ);
· цеха по автоматизации производства (ЦАПР);
· других производственных подразделений.
Затраты по добыче нефти и попутного нефтяного газа при планировании и учете группируются по следующим элементам:
1. Материальные затраты
в том числе: плата за воду; вспомогательные материалы; топливо; электроэнергия; теплоэнергия;
2. Расходы на оплату труда;
3. Отчисления на социальное страхование;
4. Амортизация;
5. Плата за добычу природных ресурсов;
6. Прочие расходы.
Общепроизводственные расходы планируются и учитываются по каждому элементу затрат.
Общехозяйственные расходы планируются в целом по НГДУ, а учитываются по каждому элементу затрат.
НГДУ по видам производств (основное, вспомогательное) общепроизводственные расходы распределяет пропорционально оплате труда производственных рабочих.
Расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», НГДУ списывает в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), пропорционально оплате труда производственных рабочих.
Учитывая технологическую особенность, незавершенное производство при добыче нефти и попутного нефтяного газа отсутствует.
Распределение затрат по добыче нефти и попутного газа, между добытыми нефтью и попутным газом, производится пропорционально количеству валовой добычи нефти и попутного нефтяного газа в тоннах.
При определении базы для распределения из себестоимости валовой продукции исключаются затраты, которые относятся только на себестоимость добычи нефти: плата за природные ресурсы (нефть сырую); расходы на сейсморазведочные и камеральные работы; расходы по ликвидации непродуктивных скважин; отчисления на геолого-разведочные работы; расходов на транспортировку нефти (по территории республики и за ее пределами); расходы, связанные с экспортом нефти.
Ежемесячно на счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» НГДУ определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции, сданных работ и оказанных услуг.
Учитывая структуру и специфику деятельности Унитарного предприятия, отпуск готовой продукции (работ, услуг) между обособленными подразделениями (при невозможности отпуска по фактической себестоимости) осуществляется по плановой себестоимости с использованием счёта 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в следующей корреспонденции счетов бухгалтерского учёта:
Д |
К |
Содержание хозяйственной операции |
|
20 |
10, 60, 68, 70 и т. д. |
Затраты основного производства обособленного подразделения предприятия |
|
43 (45) |
40 |
Оприходована произведенная продукция (выполнены работы, оказаны услуги) по плановой себестоимости |
|
78, 79 |
43 (45) |
Переданы произведенная продукция (работы, услуги) по плановой себестоимости |
|
40 |
20 |
В конце месяца определяется фактическая себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) |
|
78,79 |
40 |
Передаются в бухгалтерию центрального аппарата отклонения фактической себестоимости от плановой |
|
Калькуляция себестоимости добычи нефти и газа составляется обособленным подразделением НГДУ по элементам затрат в соответствии с отраслевой инструкцией.
Потери нефти и газа списываются на производство в пределах норматива, включая потери при внешней транспортировке, по плановой себестоимости.
В состав себестоимости продукции (работ, услуг) сырье, материалы и другие материальные ресурсы включаются по ценам последнего приобретения (по методу «ЛИФО»).
Затраты, связанные с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) материальных ресурсов транспортом и персоналом НГДУ, подлежат включению в соответствующие элементы затрат на производство (затраты на оплату труда, амортизация основных средств, материальные затраты и другие) той продукции (работ, услуг), для изготовления (выполнения, оказания) которой были приобретены производственные запасы.
В состав затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных норм их расхода.
Расход топлива, электрической и тепловой энергии сверх лимитов, доведенных НГДУ в установленном порядке, отражается по дебету счета 91 «Операционные доходы и расходы» с отражением в регистре № 5 «Расчетных корректировок» и не учитывается при исчислении налога на прибыль.
Расход топлива, электрической и тепловой энергии определяется на основании показаний контрольно-измерительных приборов, представляемых, в сроки в соответствии с графиком документооборота службами главного энергетика.
Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), исключается стоимость возвратных отходов при их наличии.
Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе неиспользуемые по прямому назначению.
Не относятся к возвратным отходам остатки материальных ресурсов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха, подразделения в качестве полноценного материала для производства других видов продукции (работ, услуг).
Не относится к отходам также попутная (сопряженная) продукция, перечень которой устанавливается в методических рекомендациях (инструкциях) по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) соответствующих отраслей.
Состав расходов на оплату труда включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) для бухгалтерского учета определяется в соответствии с Основными положениями.
В себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются:
- премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений, выплаты по системам премирования рабочих, руководителей и служащих за производственные результаты и т.д., сверх размеров, предусмотренных законодательством;
- вознаграждения по итогам работы за год;
- материальная помощь (в том числе безвозмездная материальная помощь работникам для первоначального взноса на кооперативное жилищное строительство, на частичное погашение кредита, предоставленного на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство);
- оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;
- надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;
- другие виды выплат, не связанные непосредственно с оплатой труда.
Указанные выплаты отражаются по дебету счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» и не учитываются при исчислении налога на прибыль, с последующим отражением в регистре № 7 «Расчетных корректировок» и в регистре № 4 «Внереализационные расходы».
По элементу «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления от всех видов оплаты труда работников, занятых в производстве соответствующей продукции (работ, услуг), независимо от источников выплат, по установленным законодательством нормам в государственный внебюджетный фонд социальной защиты и государственный фонд содействия занятости.
Указанные затраты предварительно накапливаются на соответствующих субсчетах счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Отчисления, на социальные нужды от затрат на оплату труда производственных рабочих на себестоимость продукции (работ, услуг), относятся прямым путем.
9 Учет финансовых результатов
Информация о доходах и расходах, связанных с видами деятельности, указанными в уставе Унитарного предприятия, а также определение финансового результата по ним, отражается на соответствующих субсчетах счета 90 «Реализация».
Выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету:
· в сумме, исчисленной по мере оплаты отгруженных товаров, продукции, работ, услуг;
· по товарообменным операциям - по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению НГДУ в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.1999 № 405 с учётом изменений и дополнений).
Включение в выручку от реализации стоимости выполненных работ по переработке давальческого сырья осуществляется при соблюдении двух условий: выполнении работ (наличии акта сдачи-приемки выполненных работ (Приложение АК)) и поступлении оплаты за выполненные работы.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг отражается в бухгалтерском учете по мере оплаты отгруженных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг по дебету счета счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», счета учета расчетов и других счетов в корреспонденции с кредитом счета 90 «Реализация».
При передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг организациям и физическим лицам в соответствии с законодательством безвозмездно (за исключением безвозмездной передачи этих ценностей в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа), в бухгалтерском учете, указанные хозяйственные операции отражаются:
· дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» и кредит счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и других на себестоимость товаров, продукции, работ, услуг;
По торговой деятельности обеспечивается раздельный учет выручки от реализации, валового дохода и прибыли от реализации доходов, облагаемых налогом на продажу.
Записи по суб счетам счета 90 «Реализация», открытым для аккумулирования выручки от реализации и субсчетам дебетовых оборотов счета 90 «Реализация» в течение отчетного года производятся с накоплением развернуто.
На отдельном субсчете 10 «Помощь сельскому хозяйству» счета 90 «Реализация», нарастающим итогом с начала года аккумулируются средства финансовой и иной помощи по реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150, оказываемая Унитарным предприятием и отнесенная на себестоимость производимой продукции, товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг).
Ежемесячно сопоставлением совокупных дебетовых оборотов по соответствующим субсчетам счета 90 «Реализация» и кредитовых оборотов по субсчетам счета 90 «Реализация» определяется финансовый результат за отчетный месяц от реализации продукции, работ, услуг.
Этот финансовый результат ежемесячно заключительными оборотами отражается по дебету или кредиту на отдельных соответствующих субсчетах «Прибыль (убыток) от реализации» счета 90 «Реализация» в корреспонденции с кредитом или дебетом счета 99 «Прибыли и убытки».
Таким образом, в целом синтетический счет 90 «Реализация» сальдо на отчетную дату не должен иметь.
По окончании отчетного года все субсчета открытые к счету 90 «Реализация» (кроме субсчетов «Прибыль (убыток) от реализации»), закрываются внутренними записями на соответствующие субсчета «Прибыль (убыток) от реализации») счета 90 «Реализация».
При определении прибыли от реализации произведенных товаров (работ, услуг) для начисления налога на прибыль принимаются затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары (работы, услуги), рассчитанные на основе данных бухгалтерского учета с учетом расчетных корректировок, произведенных к таким данным в результате ведения налогового учета.
Информация об операционных доходах и расходах отчетного периода обобщается на счете 91 «Операционные доходы и расходы» с обособленным выделением в аналитическом учете и на отдельных субсчетах затрат, не учитываемых при исчислении налога на прибыль, для обеспечения налогового учета.
Для налогового учета при начислении налога на прибыль, поступившая арендная плата относится к доходам от внереализационных операций, учитываемым для определения облагаемой налогом прибыли.
Операционные доходы от продажи внеоборотных активов и иного имущества отражаются в бухгалтерском учете по мере поступления оплаты по дебету счета счетов 50 «Касса», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», счета учета расчетов и других счетов в корреспонденции с кредитом счета 91 «Операционные доходы и расходы». Иные операционные доходы отражаются в бухгалтерском учете также по мере их поступления.
Операционные расходы представляют собой затраты НГДУ, соответствующие операционным доходам, полученным НГДУ в отчетном периоде, а также затраты, не приводящие к появлению в будущем экономических выгод, и признаваемые НГДУ в отчетном периоде.
Аналитический учет ведется по каждому виду доходов и расходов.
Записи по субсчетам счета 91 «Операционные доходы и расходы», открытым для аккумулирования поступления активов, признаваемых операционными доходами и субсчетам дебетовых оборотов счета 91 «Операционные доходы и расходы» в течение отчетного года производятся с накоплением развернуто.
Ежемесячно сопоставлением совокупных дебетовых оборотов по соответствующим субсчетам счета 91 «Операционные доходы и расходы» и кредитовых оборотов по субсчетам счета 91 «Операционные доходы и расходы» определяется финансовый результат от операционных доходов и расходов за отчетный месяц.
Этот финансовый результат ежемесячно заключительными оборотами отражается по дебету или кредиту на отдельных соответствующих субсчетах «Сальдо операционных доходов и расходов» счета 91 «Операционные доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом или дебетом счета 99 «Прибыли и убытки».
Таким образом, синтетический счет 91 «Операционные доходы и расходы» не должен иметь сальдо на отчетную дату.
По окончании отчетного года все субсчета открытые к счету 91 «Операционные доходы и расходы» (кроме субсчетов «Сальдо операционных доходов и расходов»), закрываются внутренними записями на соответствующие субсчета «Сальдо операционных доходов и расходов» счета 91 «Операционные доходы и расходы».
Информация о внереализационных доходах и расходах отчетного периода обобщается на счете 92 «Внереализационные доходы и расходы» с обособленным выделением в аналитическом учете затрат и на отдельных субсчетах затрат не учитываемых при исчислении налога на прибыль для обеспечения налогового учета.
Внереализационными доходами являются доходы от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью.
Внереализационные расходы представляют собой убытки и потери по операциям, не связанным с производственной деятельностью предприятия и тем операциям, которые не приводят к появлению в будущем экономических выгод.
Внереализационные доходы и расходы признаются в бухгалтерском учете следующем порядке:
· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков, - когда они получены от должника или соответственно уплачены должнику
· суммы кредиторской, депонентской и дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, - в отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек;
· суммы дооценки, уценки активов - в отчетном периоде, к которому относится дата проведения их переоценки;
· стоимость безвозмездно полученных активов: основных средств и других амортизируемых активов, в том числе полученных в качестве целевого финансирования, - по мере начисления амортизации в сумме начисленной амортизации, иных безвозмездно полученных активов - по мере их списания на счета учета затрат, расходы на реализацию или на операционные расходы.
· при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль и обеспечения налогового учета стоимость безвозмездно полученных активов, в том числе полученных в качестве целевого финансирования, учитывается в полной сумме при поступлении (получении), кроме передачи в пределах одного собственника или иных случаях в соответствии с законодательством;
· средства целевого финансирования, первоначально учтенные в качестве доходов будущих периодов, - в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены;
· другие доходы (расходы) - по мере их поступления (перечисления).
· Аналитический учет внереализационных доходов и расходов ведется по каждому их виду.
Записи по субсчетам счета 92 «Внереализационные доходы и расходы», открытым для аккумулирования поступления активов, признаваемых внереализационными доходами, в том числе, связанных с чрезвычайными обстоятельствами и субсчетам дебетовых оборотов счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» в течение отчетного года производятся с накоплением развернуто.
Ежемесячно сопоставлением совокупных дебетовых оборотов по соответствующим субсчетам счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» и кредитовых оборотов по субсчетам счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» определяется финансовый результат от внереализационных доходов и расходов за отчетный месяц.
Этот финансовый результат ежемесячно заключительными оборотами отражается по дебету или кредиту на отдельных соответствующих субсчетах «Сальдо внереализационных доходов и расходов» счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом или дебетом счета 99 «Прибыли и убытки».
Таким образом, в целом синтетический счет 92 «Внереализационные доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не должен иметь.
По окончании отчетного года все субсчета открытые к счету 92 «Внереализационные доходы и расходы» (кроме субсчетов «Сальдо внереализационных доходов и расходов»), закрываются внутренними записями на соответствующие субсчета «Сальдо внереализационных доходов и расходов» счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Расходы на потребление: денежные выплаты персоналу (включая оплату труда и материальное поощрение), расходы, связанные с содержанием обслуживающих производств и хозяйств, расходы социального характера, не связанные с созданием нового имущества, благотворительная помощь в соответствии с законодательством - отражаются в составе внереализационных расходов на соответствующих аналитических счетах.
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от основных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.
Информация о формировании конечного финансового результата деятельности НГДУ в отчетном году обобщается на счете 99 «Прибыль и убытки».
На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются:
· прибыль или убыток от основных видов деятельности;
· сальдо операционных доходов и расходов за отчетный месяц
· сальдо внереализационных доходов и расходов за отчетный месяц;
· начисленные налоги и сборы из прибыли: налог на недвижимость, налог на прибыль и иные налоги и сборы из прибыли, исчисленные в соответствии с законодательством, а также суммы причитающихся налоговых и неналоговых санкций и пени (за исключением санкций и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение хозяйственных договоров);
· сумма, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банка, полученных и использованных на эти цели, на которую уменьшается (льготируется) налогооблагаемая прибыль.
Аналитический учет ведется в разрезе статей необходимых для составления отчета о прибылях и убытках с обособленным выделением сумм причитающихся налоговых и неналоговых санкций и пени и других доходов и расходов, исключаемых при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль.
Ежемесячно счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
Конечный финансовый результат «чистая прибыль» распределяется в соответствии с действующим законодательством и приказом концерна «Белнефтехим» от 30.12.2005 г. № 817.
10 Бухгалтерская отчетность
Совокупность показателей о результатах производственно хозяйственной и финансовой деятельности, основывающихся на данных бухгалтерского учета обобщается в бухгалтерской отчетности НГДУ.
Бухгалтерская отчетность - это совокупность обобщенных и взаимосвязанных показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее деятельности за отчетный период. Она составляется по данным бухгалтерского учета и является завершающим этапом учетного процесса.
В состав годовой бухгалтерской отчетности включены следующие типовые формы:
· бухгалтерский баланс (ф. 1);
· отчет о прибылях и убытках (ф. 2);
· отчет о движении источников собственных средств (ф. 3);
· отчет о движении денежных средств (ф. 4);
· приложение к бухгалтерскому балансу (ф. 5).
К бухгалтерской отчетности прилагается пояснительная записка.
Бухгалтерский баланс является одной из основных форм бухгалтерской отчетности. В нем отражается имущество Управления - по составу и размещению и по источникам его образования (Приложение Д, К).
Другие формы бухгалтерской отчетности дополняют, уточняют и расшифровывают отдельные показатели бухгалтерского баланса.
Отчет о прибылях и убытках (форма 2) составляется по итогам работы организации за квартал или год с приведением в нем данных как за отчетный период, так и за аналогичный период прошлого года. Показатели отчета формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты (Приложение Е, Л).
В отчете о прибылях и убытках расшифровываются доходы и расходы организации, обеспечивается получение прибыли (убытка) в отчетном периоде. Доходы и расходы сгруппированы таким образом, чтобы можно было проанализировать формирование прибыли (убытка) организации.
Отчет о движении источников собственных средств (форма 3) содержит информацию об уставном, добавочном и резервном фондах, нераспределенной прибыли (непокрытом убытке) прошлых лет, создаваемых в организации фондах накопления и потребления и о целевом финансировании. В этом же отчете приводятся сведения о наличии и изменении сумм резервов предстоящих расходов и доходов будущих периодов, которые в бухгалтерском балансе включены в раздел «Доходы и расходы». В отчете дается информация о наличии и об изменении (начислении и использовании) источников собственных средств по каждому источнику на начало и конец отчетного периода (Приложение Ж, М).
Отчет о движении денежных средств (форма 4) содержит сведения о потоках денег в организации:
а) по видам поступлений (выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг; доходы от продажи внеоборотных активов и от совершения операций с акциями и т. д.);
б) по направлениям их расходования (оплата труда; расчеты с персоналом; уплата налогов и сборов; выдача авансов и т. д.)
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) -состоит из пяти (разделов) таблиц (Приложение И, О):
Движение заемных средств.
Дебиторская и кредиторская задолженность.
Амортизируемое имущество.
Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций.
Финансовые вложения.
Пояснительная записка является обязательным атрибутом годовой бухгалтерской отчетности. Она составляется в произвольной форме, содержит текстовое описание, графики, таблицы и анализ деятельности организации. В ней дается оценка деятельности организации в отчетном году по показателям. Не нашедшим отражения в формах бухгалтерской отчетности (прочие активы, пассивы, кредиторы, дебиторы и т.д.) в случае их существенности в общей сумме.
Составление и представление сводной бухгалтерской отчетности организовывает главный бухгалтер бухгалтерии, обеспечивает заместитель главного бухгалтера.
Бухгалтерская отчетность НГДУ составляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь за квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года.
Квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.
Состав и сроки составления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности, структура пояснительной записки, определяются приказом генерального директора и концерном «Белнефтехим».
Бухгалтерская отчетность представляется в объеме форм, в адреса и сроки, предусмотренные действующим Законодательством Республики Беларусь.
Годовая бухгалтерская отчетность предприятия может быть опубликована, в случаях, предусмотренных Законодательством Республики Беларусь.
Книга регистрации проверок находится у заведующего канцелярией, который несет ответственность за ее ведение в установленном порядке и хранение.
Список использованной литературы
1. Бухгалтерский учет/Под общ.ред. Н.И.Ладутько.- 5-е изд., перераб. И доп. - Мн., 2005.- 742с.
2. Левкович, О.А. Бухгалтерский учет: учеб.пособие / О.А.Левкович, И.Н.Бурцева. - Мн.: Амалфея, 2006. - 800 с.
3. Положение о НГДУ «Речицанефть» РУП «ПО «Белоруснефть».
4. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет: учебно-методическое пособие - 10-е издание, переработанное и дополненное - Мн.: «Книжный дом», 2004. - 432 с.
5. Устав РУП «ПО «Белоруснефть».
6. Учетная политика РУП «ПО «Белоруснефть» на 2008 год»
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Разработка программы лояльности на примере ООО "Управляющая Компания "Боско" |
Отчёт по практике | Обший принцип организации работы салона красоты |
Отчёт по практике | Методы организации маркетинговой деятельности на предприятиях различных форм собственности |
Отчёт по практике | Отчет по товароведно-торговой практике в магазине "Трусовский хлеб" |
Отчёт по практике | Отчет по практике ЗАО "Теплоприбор" |