43
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Географический факультет
Кафедра экономической географии зарубежных стран
Специальность «Демография»
Региональные различия и проблемы демографического развития Европы
(курсовая работа)
Студент 3 курса 1 группы
Громаков Сергей Сергеевич
Руководитель Кандидат э.г.н
Бокун Н.Ч.
Минск 2009
Аннотация
Громаков С. С. Региональные различия и проблемы демографического развития Европы (курсовая работа). - Мн., 2009, с.40.
В работе рассмотрены региональные различия и проблемы демографического развития Европы,показаны особенности формирования населения стран региона,процессы естественного движения в мезорегионах Европы.Проанализированы особенности миграций в макрорегионе. Охарактеризовано современное демографическое положение стран Европы.
Библиография - 27 назв., 10 рисунков.
The summary
Gromakov S.S.Regionalnye of distinction and problems of demographic development of Europe (course work). - Mn., 2009, pages. 40.
In work regional distinctions and problems demographic development Europe are considered, features of formation of the population of the countries of region, processes of natural movement in mesoregions of Europe are shown. Features of migrations in macroregion are analysed. Modern demographic position of the countries of Europe is characterised.
The bibliography - 27 refs., 10 drawings.
Анатацыя
Грамакоў С.С. Рэгіянальныя адрозненні і праблемы демаграфічнага развіцця Еўропы (курсавая работа.). - Мн., 2009, с.40.
У рабоце разгледжаны рэгіянальныя адрозненні і праблемы демаграфічнага развіцця Еўропы,адлюстраваны асаблівасці фарміравання насельніцтва краін рэгіёна,працэссы руху у мезарэгіёнах.Прааналізаваны асаблівасці міграцый у макрарегіёне.Ахарактаразавнаны сучасны стан насельніцтва Еуропы.
Бібліяграфія - 27 назв., 10 рысункаў.
СОДЕРЖАНИЕ
Проблемы народонаселения начинают играть все большую роль во внутренней и внешней политике различных государств земного шара. Этими вопросами в последние десятилетия занимаются многие международные организации, в том числе и Организация Объединенных Наций.
Демографический фактор наряду с социальным и национальным - основной фактор общественного развития. Без его профессионального анализа на всех уровнях невозможно составить реальные планы экономического развития страны или региона мира.
Главная задача демографии как науки - разработка обоснованных и достоверных социально-демографических прогнозов.
Цель курсовой работы: проследить ход эволюции демографических процессов в одном из регионов Земного шара; по результатам проведенного комплексного анализа оценить современные проблемы народонаселения; спрогнозировать основные тенденции дальнейшего демографического развития региона..
Общим демографическим фоном проведения настоящего исследования выбран регион Западной Европы. Объектами непосредственного демографического наблюдения являются три высокоразвитых государства - Великобритания, Германия и Франция.
Цель исследования достигается решением следующих частных задач:
1. Проведение общетеоретической систематизации особенностей демографических процессов, подлежащих исследованию.
2. Проведение исторического анализа естественного движения в странах Западной Европы от начала цивилизации до начала 90-х годов ХХ столетия.
3. Выявление проблем демографической политики, актуальных для Европы в наши дни.
4. Раскрытие специфических тенденций миграционного движения в странах европейского макрорегиона.
Курсовая работа состоит из введения, заключения,5глав,списка литературы ,общим объёмом в 33 страницы.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЕВРОПЫ
До начала нашей эры население на территории Европы концентрировалось в южной части -- в районах с наиболее благоприятными для жизни людей и занятия сельским хозяйством природными условиями. Но уже с периода Средних веков главными стали не природные, а социально-экономические факторы, и вперед по плотности населения вышли территории на северо-западе региона. Сегодня из крупных государств максимальной плотностью населения выделяются Нидерланды (390 чел. на 1 км2) и Бельгия (320 чел. на 1 км2).
На протяжении многих тысячелетий население европейского континента, как и Земли в целом, росло очень медленно. Это объясняется низким уровнем развития производительных сил, большой зависимостью человека от природы на ранних этапах человеческой истории. Последующее развитие цивилизации связано с такими явлениями, как применение металла, совершенствование земледелия и скотоводства, внедрение ряда технических изобретений.
Население Зарубежной Европы, составляющее около 510 млн. чел., в последнее десятилетие увеличивалось почти исключительно за счет иммиграции жителей развивающихся стран. Соответственно, растет население там, куда поток мигрантов наиболее интенсивен, а там, где иммиграция невелика или отсутствует, население, как правило, сокращается (исключение -- Албания с самым высоким в регионе естественным приростом).
Европа в развитии цивилизации была историческим лидером. Но ее население за первую тысячу лет нашей эры увеличилось всего в полтора раза. Наиболее населенной здесь была территория нынешней Франции.
Рост численности населения Европы в средние века был сильно нарушен эпидемией чумы (XIV в.), во время которой погибло около четверти (а в некоторых районах до половины) всех жителей.
К середине второго тысячелетия наиболее населенными странами были Франция (свыше 15 млн. чел.) и Германия (11 млн. чел.). В Великобритании насчитывалось около 5 млн. чел. Динамика роста численности населения Европы до начала ХХ столетия представлена в таблице 1.1.
Сильное отрицательное влияние на рост численности населения европейских стран в период с ХI по ХV в. продолжали оказывать войны. Только в результате крестовых походов Европа (а главным образом Франция и Германия) потеряла несколько миллионов человек.
Таблица 1.1.Динамика численности населения Европы до ХХ в.(млн. чел)
Год |
Весь мир |
Нынешняя Западная Европа |
|
5000 до н.э.0100015001650180018501900 |
3023030544055095212471656 |
335437582160205295 |
|
Страна |
Численность населения, тыс. чел. |
Прирост, % |
||||||||||
1920 |
1930 |
1940 |
1950 |
1960 |
1970 |
1980 |
1990 |
1950-1960 |
1960-1970 |
1970-1990 |
||
Великобритания |
43718 |
45866 |
48226 |
50616 |
52559 |
55583 |
56083 |
58500 |
3,8 |
5,8 |
0,9 |
|
Франция |
38750 |
41150 |
39800 |
41736 |
45684 |
50768 |
53713 |
55120 |
9,5 |
11,1 |
8,8 |
|
ГДР |
- |
- |
- |
18387 |
17241 |
17058 |
16737 |
16400 |
-6,2 |
-1,1 |
-1,2 |
|
ФРГ |
- |
- |
- |
47847 |
53224 |
58523 |
58661 |
59220 |
11,3 |
10,0 |
0,2 |
|
Германия |
61794 |
65084 |
69838 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Зап. Берлин |
- |
- |
- |
2108 |
2199 |
2128 |
1900 |
1950 |
4,3 |
-3,2 |
-10,7 |
|
Группы стран Европы по уровню рождаемости, ‰ |
|||
менее 15 |
15-20 - ниже среднего |
21-30 - среднее |
|
ЕВРОПА |
|||
Северная Европа |
|||
ВеликобританияДанияЛатвияЛитваНорвегияФинляндияШвецияЭстония |
ИрландияИсландия |
||
8 |
2 |
0 |
|
Западная Европа |
|||
АвстрияБельгияГерманияЛихтенштейнЛюксембургНидерландыФранцияШвейцария |
Монако |
||
8 |
0 |
1 |
|
Восточная Европа |
|||
Республика БеларусьБолгарияВенгрияМолдоваПольшаРоссияРумынияСловакияУкраинаЧешская Республика |
|||
11 |
0 |
0 |
|
Южная Европа |
|||
АндорраБосния и ГерцеговинаГрецияИспанияИталияМакедонияМальтаПортугалияСан-МариноСловенияФРСЧХорватия |
Албания |
||
12 |
1 |
0 |
|
39 |
3 |
1 |
|
Регионы, страны |
Естественный прирост (+), убыль (--) |
|
Мир |
+13,1 |
|
Европа |
-1 |
|
Северная Европа |
+1 |
|
Западная Европа |
+1 |
|
Восточная Европа |
-5 |
|
Южная |
+1 |
|
1) простой тип (большинство стран Европы;
2) суженный тип (Латвия, Эстония, Германия, Беларусь, Болгарии, Венгрия, Румыния, Украина).
Первое упоминание понятия «депопуляция» встречается в «Большом Ларуссе» ХIХ в. Наиболее подробное и профессиональное определение этого понятия содержится в статье «Демографического энциклопедического словаря»: «уменьшение абсолютной численности какой-либо страны или территории, либо суженное его воспроизводство, при котором численность последующих поколений меньше предыдущих» [21].
Первой страной, в которой началось снижение рождаемости и была отмечена депопуляция, была Франция. Вместе с тем, нынешний уровень рождаемости во Франции выше, чем в большинстве стран Европы. Это является результатом многолетней демографической политики.
Условный коэффициент депопуляции стран Европы представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3 Территориальная типология стран Европы по условному коэффициенту депопуляции, 2005
1<Ka<1,3 |
1,3<Ka<1,5 |
1,5<Ka<2 |
|
Германия Молдова Польша Румыния Словакия Чешская Республика Греция Италия Словения |
Литва Эстония Венгрия Россия Хорватия |
Латвия Республика Беларусь Болгария Украина |
|
Таким образом, рассмотрев динамику естественного движения Европы, можно отметить, что странах Европы наметилась и сохраняется тенденция сокращения числа «планируемых» в семьях детей. Продолжительность жизни в Европе выше среднемирового уровня и является самой высокой среди макрорегионов мира.
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ ЕВРОПЫ
Огромное влияние на происхождение многих народов Европы оказало перемещение значительных масс населения в конце античной эпохи и раннем средневековье. К этому времени относится расселение германских народов по территории Европы, их проникновение на Британские острова.
Эпоха великих географических открытий XV - XVI вв. дала начало новой волне миграций населения. В Америку направился поток переселенцев из Европы, в том числе - из Франции, Англии.
В XIX - начале ХX вв. продолжались заокеанские переселения, главным образом из Европы в Америку. С 20-х годов XIX столетия миграция нарастает и в середине века составляет до 300 тыс. человек в год. В начале ХХ века перемещения достигают 1,5 млн. чел. в год. Всего с начала XIX в. до 1914 года из Европы выехало свыше 50 тысяч людей.
До 70-х годов XIX века основную массу переселенцев составляли выходцы из Великобритании, в меньшей степени - из Германии. Часть англичан мигрировала в Австралию и Новую Зеландию, в Южную Америку. В Алжире поселились в основном французы. Они же составили значительную долю среди тех, кого привлекли Тунис и Марокко.
Внутриевропейские миграции этого периода уступали по масштабам заокеанским. По существу лишь Германия и Франция привлекали с конца XIX века иностранных рабочих.
Первая мировая война вызвала массовые (в основном - временные) передвижения населения из Европы. Еще более значительные последствия имело образование государств и установление новых государственных границ. Так, свыше 500 тыс. немцев переселились в Германию с западных польских земель.
В конце 30-х годов оживляется эмиграция из Европы в по политическим причинам.
Вторая мировая война вызвала новые значительные сдвиги в размещении населения, связанные с бегством и эвакуацией граждан: вначале - от фашистского режима, позже - от тех, кто освободил Европу. Свыше 12 млн. немцев проживало на территории Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии. По решению Потсдамской конференции 1945 г. часть из них была переселена в Германию. Многие выехали в Америку с отступавшими войсками. После окончания военных действий в Германию возвращались немцы-военнопленные. Разделение Германии на Восточную (ГДР) и Западную (ФРГ) также обусловило ряд эмиграционных потоков. [18]
Лишь иногда Западная Европа имела положительное миграционное сальдо. Так было в период возвращения на родину граждан из бывших колоний. Особенно это коснулось Франции и Великобритании.
В период с 1960 по 1980 годы миграционные процессы продолжались, но они не имели больших скачков. Лишь после распада Варшавского Договора, после разделения Советского Союза на ряд суверенных государств отмечались значительные перемещения населения с востока на запад. Это были, в основном, движения граждан из республик СНГ и Восточной Европы в страны Западной Европы в поисках работы, переезды женщин с целью вступления в международные браки, миграция высококвалифицированных специалистов, ученых, конструкторов по принципу «где больше заплатят за труд». Большинство эмигрантов направлялись и оседали в Германии.
Различные страны Европы по-разному относятся к массовому притоку иммигрантов. Но всех их объединяет наличие активной миграционной политики, направленной на достижение конкретных экономических и демографических целей той или иной страны.
В последние десятилетия миграционная политика западных стран все больше характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением их обустройства, адаптации или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношений в обществе, а также с принятием внешних мер по ограничению и предупреждению потоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.). При этом в свете угрозы международного терроризма в начале нынешнего тысячелетия приоритетное значение стало придаваться иммиграционному контролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований национальной безопасности и резкому ужесточению борьбы с нелегальной иммиграцией.
Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционное законодательство благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед постоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство и инвестирование, даже поощряется.
Западноевропейские страны активно используют Европейскую службу занятости для найма иностранных работников из других стран региона. Однако с сокращением трудовой миграции из Португалии, Испании и Италии возобновилась практика заключения соглашений о найме иностранных работников-неграждан ЕС на принципах ротации, в первую очередь выходцев из бывшей Югославии и других восточноевропейских государств, а также Турции и стран Магриба.
Так, в соответствии с двусторонними программами приграничной работы чехам, словакам и полякам, живущим на расстоянии не более 50 км от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии, что они ежедневно возвращаются домой. Кроме того, в целях привлечения специалистов в области информационных технологий, главным образом из Индии, ФРГ ежегодно выделяет 20 тысяч виз.
На данный момент тенденция к повышению доли высококвалифицированных работников в общей структуре иммиграции приняла четкие очертания. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. При этом западноевропейские страны проявляют большую избирательность с точки зрения географии рекрутирования иностранных работников. Так, швейцарские власти в соответствии с законодательством 1992 года благоприятствуют притоку экономических мигрантов из ЕС, сохраняя «нейтралитет» в отношении выходцев из США, Канады и Восточной Европы и создавая барьеры на пути мигрантов из стран «третьего мира».
Межгосударственная миграция рабочих и специалистов, осуществляемая в рамках мирового рынка труда, стала неотъемлемым элементом функционирования развитых экономик. Современная политика западных стран обеспечивает селективное расширение приема востребованных рынком категорий экономически активного населения, содействуя смягчению диспропорций в сложившейся структуре иммиграции, а также иностранного населения и заполнению ниш в составе национальной рабочей силы.
Особо перспективным представляется расширение приема иностранных работников на принципах ротации. Это объясняется растущим недовольством коренных жителей, связанным с увеличивающимися объемами незаконной миграции и притоком иноэтнических поселенцев, прибывающих на законных основаниях на постоянное местожительство.
Доля нетто-иммиграции в приросте населения развитых стран достигает почти половины, причем в странах Западной Европы она превышает 80%. В основных странах иммиграции на иностранцев приходится 5-20% их населения и 10-25% рабочей силы (см. таблицу 3.1).
Таблица 3.1. Удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе развитых стран в 1996 году
Иностранное население (ИН) (тысяч человек) |
Доля ИН в структуре населения (%) |
Иностранная рабочая сила (ИНР) (тысяч человек) |
Доля ИНР в составе рабочей силы (%) |
||
Бельгия |
912 |
9 |
196 |
6,5 |
|
Великобритания |
1972 |
3,1 |
878 |
3,4 |
|
Германия |
7314 |
8,9 |
2559 |
9,1 |
|
Италия |
109,1 |
2 |
332 |
1,7 |
|
Франция |
3597 |
6,3 |
1573 |
6,2 |
|
Швейцария |
1338 |
19 |
709 |
17,9 |
|
Хотя средний уровень образования иммигрантов обычно ниже, чем коренного населения, их профессионально-квалификационная структура имеет более выраженную поляризацию, отражающую особенности современного спроса на иностранную рабочую силу: с одной стороны, на высококвалифицированных специалистов, а с другой - на временных, в том числе сезонных, рабочих.
Иммигранты вносят весомый вклад в развитие экономики принимающих стран. Так, в ФРГ в 1972 году, в пик трудовой миграции, иностранные работники произвели свыше 30% ВВП. Широкое использование дешевого низкоквалифицированного иностранного труда явилось основой функционирования ряда традиционных отраслей. Например, в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии - 40% строительных рабочих. [23]
Заметный вклад в экономику принимающей страны вносит и так называемый этнический бизнес, объединяющий соэтнических предпринимателей и работников. Он получил наибольшее развитие в сфере услуг и торговли, в первую очередь в таких их видах, как уборка улиц и помещений, транспортные перевозки, ресторанный, гостиничный и туристический бизнес, торговля продуктами питания, одеждой и изделиями из кожи, оказание бытовых услуг в системе прачечных, ателье, парикмахерских, а также в банковской, страховой и других сферах. Производственные предприятия создаются иммигрантами главным образом в швейной, кожевенной и пищевой промышленности, строительстве, издательском бизнесе, сфере телекоммуникаций и информатики.
Если сферы занятости высококвалифицированных мигрантов и местных жителей в значительной степени пересекаются, то у низкоквалифицированных работников они, напротив, заметно различаются. Так, в системе общественного питания иммигранты в основном заняты на низших должностях в ресторанах, тогда как коренные жители чаще работают в сети "быстрого питания"; в сфере торговли первые трудятся в небольших магазинах, вторые - в супермаркетах; в строительстве иностранные работники заняты в ремонтно-реставрационном секторе, местные - в более солидных строительных фирмах. Этой дифференциации способствует особая роль, которую в занятости иммигрантов играют системы социальных связей и неформального профессионального обучения. Кроме того, в анклавах формируются специфические возможности занятости иммигрантов, отличные от ниш, существующих для коренных жителей.
В последнее время, на европейском рынке наблюдается жесткая конкуренция со стороны мигрантов из Турции, республик бывшей Югославии, Греции, Италии, Португалии и Испании за рабочие места низкой квалификации.
Как правило, иностранные рабочие, особенно это относится к выходцам из стран Востока, используются в тех сферах и отраслях, где велика доля ручного труда, а работа считается не престижной или оплачивается по низким расценкам. Во Франции, например, половина всех иммигрантов была занята в обрабатывающей промышленности и торговле, а в Германии три пятых иностранных рабочих трудились в обрабатывающей промышленности. Эти цифры говорят об ориентации отдельных отраслей на иностранную рабочую силу.
В Европе в последние годы наметился некоторый сдвиг в традиционной структуре занятости иммигрантов. Увеличивается процент иностранцев, работающих в сфере услуг. Наблюдается снижение занятости в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении.
Резкий рост числа мигрантов, желающих обосноваться в странах Западной Европы, заставил еще в 1993 году такие страны, как Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Португалия, Нидерланды предпринять меры по ограничению приема мигрантов. В 1994 году их примеру последовали Австрия, Дания и Италия. Эти меры были настолько жесткими, что, по мнению ряда правозащитных неправительственных организаций, могли подорвать основы международного института предоставления убежища. А результатом этих мер стало увеличение потоков незаконной миграции.
Полицейские и миграционные службы ЕС на январь 2003 года опубликовали следующие данные об иммигрантах, в том числе нелегалах, в основных государствах Евросоюза.
Во Франции находится 3,6 миллиона иностранцев, из которых 9,23 тысячи - нелегалы. Чтобы въехать на территорию Франции из третьих стран, иностранцы должны запрашивать визу только в консульствах в своей стране. После пребывания на территории Франции в течение трех месяцев иностранец обязан обратиться в полицейские иммиграционные службы за видом на жительство, срок которого определяется французскими законами. Если это правило нарушается, иммигрант рискует быть высланным из страны без права получения въездной визы не только во Францию, но и во все государства Шенгенской зоны.
В Великобритании - 2,2 миллиона иммигрантов, из них 46,47 тысячи нелегалов. Здесь находится наибольшее количество лиц, обращающихся (по разным причинам) с запросами о предоставлении им политического убежища, и запросы эти чаще всего удовлетворяются. Однако за перевозку, предоставление ночлега и сокрытие иностранцев, незаконно проникших и проживающих на Британских островах, законодательно установлены особо высокие штрафы.
Для Германии характерно отсутствие ограничений или квот, лимитирующих миграционные потоки. Возможно, поэтому здесь проживает наибольшее количество иностранцев - 7,3 миллиона, из которых свыше 7 тысяч - нелегалы. Разрешения на жительство выдаются двух видов: временные (срок которых не следует превышать самовольно) и не ограниченные сроком. Главные требования к негражданам ЕС для получения вида на жительство - иметь профессию и знать немецкий язык.
В Испании из 1 миллиона приезжих 95 тысяч не оформили должным образом свое постоянное пребывание в стране. Главные «ворота» для незаконного проникновения в страну - Гибралтар: только в прошлом году береговая охрана перехватила около 12 тысяч нелегалов. Для борьбы с небывалым наплывом беженцев власти намерены построить вдоль южного побережья систему внешнего наблюдения - с радарами и приборами ночного видения. А на тех, кто предоставляет нелегалам даже временную работу и жилье, налагаются высокие штрафы.
Борьба с нарушителями особенно активно ведется в Италии, где примерно из 1 миллиона иммигрантов 5,35 тысячи находятся на нелегальном положении. А совсем недавно их было более 150 тысяч. В этом году вступил в силу закон "Босси-Фини", по которому все иностранцы, прибывающие не из стран ЕС, обязаны иметь трудовой контракт и постоянное местожительство, а также сдать в полиции отпечатки пальцев. Итальянские полицейские считают, что нелегалы опасны своей мобильностью и способностью быстро исчезать после совершения преступления.
Довольно суровые концепции борьбы с нелегалами в Греции, где на 1 миллион иностранных жителей их насчитывается 4,18 тысячи. В 1991-2001 годах здесь было арестовано 1,8 миллиона человек, незаконно проникших и проживавших на территории государства. В стране налажен жесткий визовый порядок, обеспечивается самая быстрая и эффективная в Европе система высылки иностранцев из страны за допущенные правонарушения.
В Швеции из 0,5 миллиона иммигрантов всего 595 нелегалов. В стране строго поддерживается установленный порядок въезда-выезда, а нелегалам здесь укрыться особенно трудно - их просто выдают полиции.
Министры внутренних дел и юстиции стран ЕС, обсуждавшие в Брюсселе вопросы нелегальной иммиграции в Европу, пока не смогли прийти к согласию относительно общеевропейской политики в отношении иммигрантов и общего ужесточения наказаний для тех, кто обогащается на нелегальной иммиграции.
Основной источник «нелегалов» в Европе - Балканы. Плохо охраняемые границы и общая неразбериха в этом регионе позволяют нелегальным иммигрантам использовать его как ворота на Запад. Одних лишь китайцев, ожидающих возможности нелегальной переправки в Западную Европу, в Югославии около 200 тысяч. Ситуацией на Балканах активно пользуются преступники на контрабанде “живым товаром”.
Чиновники стран ЕС склоняются к необходимости ужесточения пограничного контроля на западных рубежах Балканских стран. Высказываются также предложения по ужесточению наказаний за содействие нелегальной миграции. Однако все эти предложения наталкиваются на жесткую критику со стороны правозащитных организаций. Правозащитники предлагают посмотреть на проблему с другой стороны - ведь нелегальные иммигранты стремятся проникнуть в богатую Европу, спасаясь от голода, лишений, политических и расовых преследований у себя на родине. «Международная амнистия» и Комиссия ООН по правам человека опасаются, что суровые меры ЕС против нелегальных иммигрантов приведут к тому, что жизнь беженцев в Европе станет еще более невыносимой, а те, кто пытается им помочь, окажутся не в силах это делать. И чиновники, и правозащитники говорят, что пропасть, разделяющая их взгляды, постепенно становится меньше, но, как показывает отсутствие внятного решения по болезненному вопросу о нелегальной иммиграции, ни у тех, ни у других нет пока ясного плана действий.
Меры западных стран по корректировке миграционной политики совпали с усилиями по достижению более тесной экономической и политической интеграции посредством создания единого европейского рынка. Это предполагало снятие всех внутренних торговых ограничений для свободного передвижения людей внутри Европейского сообщества, ставшего частью Европейского союза, созданного в 1993 году после вступления в силу Маастрихтского договора о Европейском союзе. Но в то же время страны опасались, что свобода передвижения в рамках Е вропейского союза создаст множество новых проблем в области иммиграции и предоставления убежища.
Процесс согласования миграционной политики странами Западной Европы проходит тяжело. Большинство осуществлявшихся в 90-е годы мер были сосредоточены на координации и ужесточении политики государств в отношении допуска в эти страны. Так, в Шенгенской конвенции 1990 года содержались положения, предусматривающие укрепление сотрудничества между полицейскими и судебными органами, взаимное признание виз и ужесточение санкций против перевозчиков. В Дублинской конвенции 1990 года были перечислены критерии для определения того, какое из государств-участников несет ответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища. Такая тактика была призвана пресечь попытки ищущих убежища лиц выбирать себе наиболее подходящую страну для рассмотрения ходатайства, а также решить проблему лиц, ищущих убежища, за которых ни одна страна не желает брать на себя ответственность.
Несмотря на значительные средства, выделяемые на меры пограничного контроля, жесткие ограничения в области миграции не решили проблему проникновения в Европу большого числа нелегальных мигрантов. Осознание правительствами своей неспособности поставить миграцию под контроль привело к выдвижению ряда радикальных предложений, таких как документ о «миграционной стратегии», подготовленный в 1998 году под эгидой Австрии, председательствовавшей тогда в Европейском союзе. В нем предлагалось не только создать «линию обороны» для защиты Европы от нелегальных мигрантов, но даже содержалось требование внести поправки в Конвенцию 1950 года или разработать новую. Хотя документ подвергся дружной критике и был отозван, аналогичные недовольные голоса еще не раз раздавались в Европе и за ее пределами.
Параллельно с этими событиями Совет Европы, членами которого являются подавляющее число европейских государств, а не только 15 стран-членов Европейского союза, работал над укреплением защиты прав беженцев как основных прав человека. В 1991 году Европейский суд по правам человека однозначно установил принцип, по которому лиц, ищущих убежища, нельзя возвращать в страну, где они подвергались бы опасности преследования. Положения Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 года по таким вопросам, как задержание, право на семейную жизнь и право на эффективные средства судебной защиты, также были рекомендованы для применения в отношении ищущих убежища лиц и беженцев. В целом, работа Совета Европы подкрепляет и дополняет деятельность Европейского союза, расширяет права беженцев и лиц, ищущих убежища, на всем континенте.
В конце 90-х годов Европа оказалась на перепутье. В предстоящие годы меняющиеся демографические тенденции могут заставить правительства более позитивно относиться к иммиграции. Некоторые аналитики утверждают, что в ближайшие полвека потребуется значительное число иммигрантов, чтобы соотношение пенсионеров и работающих осталось хотя бы на нынешнем уровне. По оценкам доклада Отдела народонаселения ООН, при нынешних уровнях рождаемости и смертности Европейскому союзу в период в 1995 по 2050 год потребуется в среднем 1,4 миллиона иммигрантов в год, чтобы соотношение работающего и неработающего населения сохранилось на уровне 1995 года.
Впрочем, уже сейчас многие страны Европы начинают пересматривать свою иммиграционную политику в сторону ее смягчения. Так, в ФРГ, где суммарный коэффициент рождаемости равен 1,4, большинство родителей все же проявляют желание иметь в семье не больше одного ребенка. Это объясняется их стремлением заработать, сделать карьеру, жить более удобно. Но, тем не менее, ФРГ является одним из самых населенных государств, так как давно проводит продуманную и дальновидную миграционную политику. За счет иммиграции помимо простого увеличения численности населения, увеличивается и рождаемость в стране, поскольку уровень рождаемости среди мигрантов значительно выше, чем у коренных жителей. Миграционная политика ФРГ дает еще одно преимущество - омоложение населения, так как среди рабочих эмигрантов преобладает молодежь.
Скорее всего, в будущем подобный пересмотр взглядов на иммиграцию ожидает большинство наиболее развитых стран Европы, поскольку именно их поражает бич старения нации. Эту точку зрения поддерживают большинство демографов и специалистов в области миграции.
ГЛАВА 4 ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ ЕВРОПЫ В 1950-2008 гг.
Процесс увеличения численности населения Земли продолжается на протяжении всей ее истории, но с различной интенсивностью и под воздействием различных факторов.
Низкий рост на начальном этапе развития обуславливался высокой смертностью, низкой средней продолжительностью жизни, эпидемиями, войнами. Достигнутый в результате неолитической революции «скачок» в развитии производственных сил создал необходимую базу для увеличения численности населения Земли.
В период мирного существования образовались многомиллионные поселения людей. В начале нашей эры численность населения составляла 230 млн. чел. Наибольшая численность во все периоды времени характерна для Зарубежной Азии. Прирост населения достаточно равномерен, максимальные темпы - в 1950-1980гг. низкий темп прироста характерен для Зарубежной Европы в XIV в., что связано с эпидемией, охватившей регион. Также в Зарубежной Европе снижение темпов прироста наблюдается в 1980 гг., что связано с демографическим поведением населения. Резкое снижение численности населения в Америке в 1650 г. Обуславливается приходом колонизаторов на континент и истребления ими местного населения. Дальнейший рост населения Америки связан с миграционными процессами.
Для территории бывшего СССР наибольший прирост численности населения наблюдался в 1900-1980 гг. После данного периода численность мало изменяется. Наименьшее изменение численности населения наблюдается в Австралии и Океании.
Лидером в доле численности населения является Зарубежная Азия. До середины прошлого столетия второе место занимала Зарубежная Европа. С середины XIX в. 2 место занимает Африка, что связано с уменьшением рождаемости в Европе (изменение демографического поведения населения, низкое социально-экономическое развитие Африки, появление стран в Африке с мусульманским вероисповеданием). В начале рассматриваемого периода доля численности населения стран Америки всего 1,7%, а к 2005 году данный показатель возрос до 13,3%, что связано с миграциями на континент. После 1950 г. Резко снижается численность населения бывшего СССР, что связано с потерями во время ВОВ и ослаблением экономики. Австралия на протяжении всего периода занимала последнее место в численности населения, что связано с небольшой площадью континента и не совсем благоприятными условиями жизни (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Динамика численности регионов мира за период с 500 г. до н.э. до 2005 года
На Западную Европу приходится только около 6, 8 % населения мира. Однако средняя плотность здесь около 100 чел. на 1 км2. На протяжении последнего столетия в Западной Европе уменьшалась рождаемость на фоне роста средней продолжительности жизни (78 лет у женщин и 73 - у мужчин). Количество пенсионеров и людей пожилого возраста постоянно возрастает. Экономически активное население составляет 2/3 от общего количества трудоспособных. Причины этого заключаются в небольшом количестве работающих женщин (33-35 % от общего количества занятых), довольно высокой безработице (15-17 млн. человек ежегодно), высокой доле обучающейся молодежи и др.
Размещено население довольно неравномерно: наиболее плотно (более 300 чел. на 1 км2) заселены Юго-Восточная Англия, Нидерланды, Бельгия, Северная Франция, Рур и Прирейнская часть Германии. Это объясняется выгодами их географического положения, высокой концентрацией элементов инфраструктуры, промышленных объектов и городов. Северная Европа имеет самую низкую концентрацию населения вследствие суровых природных условий (местами плотность населения не превышает 2-3 чел. на 1 км2).
Городское население значительно превышает сельское: 3/4 людей проживает в городах. Однако в разных странах этот показатель неодинаков. В Великобритании, Германии, Швеции городские жители составляют 80 %, в Португалии - менее 50 %. Главной формой городского расселения являются агломерации, многие из них насчитывают более чем по 1 млн. человек каждая. Наиболее крупные агломерации - Лондонская (около 13 млн. человек) и Парижская (более 10 млн. человек). В регионе есть также мощные мегалополисы, например Английский, Прирейнский (последний охватывает территории Германии, Бельгии, Нидерландов, Франции). По количеству больших городов и их плотности Западная Европа опережает Северную Америку. Однако людность западноевропейских городов ниже, чем североамериканских. Их пригородные зоны менее развиты.
Самым населенным мезорегионом Европы является Восточная Европа (301 млн. чел.), самым менее населенным - Северная Европа (см. рис. 4.2).
Рис. 4.2 Динамика мезорегионов Европы с 2003 по 2050 гг.
Если говорить о динамике численности населения пяти крупнейших стран Европы, то картина к 2050 году будет выглядеть следующим образом:
Таблица 4.1 Прогнозная численность населения в странах Европы
2003 млн. чел. |
2050 млн. чел. |
||
1. Россия |
145,5 |
119 |
|
2. Германия |
82,6 |
67,7 |
|
3. Франция |
59,8 |
64 |
|
4. Великобритании |
59,2 |
63,7 |
|
5. Италия |
57,2 |
52,3 |
|
Таким образом, к 2050 году население европейского региона сократиться на 65 млн. чел. И составит 663 млн. чел.
ГЛАВА 5 ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ
История демографической политики в странах зарубежной Европы весьма разнообразна. В некоторых из них на протяжении более или менее длительных периодов времени проводилась пронаталистская (т. е. направленная на повышение рождаемости) политика. В других особой озабоченности низким уровнем рождаемости не проявлялось. В настоящее время в странах Западной Европы в демографической политике все больше внимания уделяется семье.
В конце 90-х годов двадцатого века в Европе сохранялись высокие темпы роста экономики, увеличивался ВВП, годовые темпы инфляции в большинстве государств не превышали 2-3%. Уровень жизни населения за это время заметно повысился, однако многие демографические показатели резко ухудшились (табл. 5.1).
Таблица 5.1. Демографическое движение населения в Западной Европе (страны ЕС) (1960-1999 гг.), в тысячах человек
Европейский Союз |
1960 |
1999 |
|
Население |
314800 |
372000 |
|
Рождаемость |
5784 |
3999 |
|
Смертность |
3386 |
3719 |
|
Естественный прирост |
2398 |
280 |
|
Миграционный процесс |
43 |
787 |
|
Общий прирост (убыль) |
2441 |
1067 |
|
Коэффициент рождаемости |
18,3 |
11,8 |
|
Коэффициент смертности (в %) |
10,7 |
10,0 |
|
Суммарный коэффициент рождаемости |
2,59 |
1,43 |
|
Становится все больше семей, где имеется только один ребенок. Растет число разводов и детей рожденных вне брака (в странах ЕС в среднем в 1999г. их число уже составляло 23,4% всех детей).
Вместе с тем в государствах Западной Европы низки показатели младенческой смертности и велика средняя продолжительность жизни, что предопределяет высокий процент людей старше 65 лет. Не случайно эти страны заслужили название «старых наций»: в большинстве их доля детей и подростков до 15 лет почти такая же, как и представителей старших возрастных групп (свыше 65 лет).
В 1996г. ООН провела опрос среди руководителей государств, попросив их оценить демографическую ситуацию в своих странах и действенность проводимой демографической политики. Большинство лидеров государств Европы было единодушно в том, что необходимо увеличить рождаемость, и сообщило информацию о мерах, которые предпринимаются в этом направлении. В частности, в 1992г. в странах ЕС были одобрены законы, в соответствии с которыми предусматривается продолжительные отпуска женщинам по рождению ребенка (от 14 до 16 недель) с сохранением содержания (выплаты заработной платы в полном объеме, либо в размере 75 - 80%). Кроме того, эти законы запрещают увольнять женщин с работы в период такого отпуска.
С начала 90-х годов основным фактором роста населения стран ЕС становится миграция. Так, например, в 1996г. естественный прирост населения составлял здесь 280 тыс. человек, а миграционный - почти 800 тысяч. Западная Европа стала главным мировым центром притяжения иммигрантов, превосходя США - до недавнего времени лидера по этому показателю. Практически во всех остальных население растет за счет притока иностранцев, обгоняя естественный прирост. Миграция в ее нынешних масштабах заметно изменила национальный состав отдельных западноевропейских государств и всего региона в целом.
При этом многие иммигранты стремятся приобрести гражданство тех стран, где они обосновались. В последнее время этот процесс приобрел массовый характер: в отдельные годы меняли подданство свыше 300 тыс. человек. В середине 90-х годов в Западной Европе насчитывалось 20 млн. человек, сменивших гражданство. К ним следует добавить еще 17,6 млн. человек, не изменивших его, среди них выходцы из самых разных уголков Земли, в том числе из других государств Европы, а также из Азии и Африки.
И в будущем возможности для трудоустройства в странах Европы, похоже, сохранятся, ибо демографическая ситуация в регионе продолжает ухудшаться, а доля населения в трудоспособном возрасте уменьшается. К тому же выявилась «любопытная тенденция»: представители коренного населения, как правило, игнорируют разного рода низкооплачиваемую работу непрестижного характера.
В Венгрии, ГДР и Чехословакии в 1970-е гг. были существенно повышены размеры пособий и надбавок на детей. Кроме того, в Чехословакии и Венгрии были введены ограничения на искусственное прерывание беременности и одновременно усилена пропаганда противозачаточных средств -- в Венгрии, например, годовой оборот пероральных таблеток увеличился с 3,4 млн. пачек в 1973 г. до 7,8 млн. пачек в 1979 г.
Мероприятия демографической политики оказали заметное, по кратковременное воздействие на рождаемость в этих странах. Так, в Венгрии суммарный коэффициент рождаемости вырос с 1,95 в 1973 г. до 2,26 в 1975 г., но затем начал снижаться и к 1980 г. упал до 1,80. Сходный характер носила динамика суммарного коэффициента рождаемости в ГДР и Чехословакии.
В Румынии в 1966 г. в период правления Н. Чаушеску был принят закон, практически запрещавший аборты. Запрет абортов мотивировался необходимостью переломить тенденцию к снижению рождаемости. Поскольку к моменту принятия закона аборты служили важнейшим инструментом регулирования рождаемости на уровне отдельной семьи, а использование контрацептивов было весьма ограниченным, после принятия закона произошел резкий скачок суммарного коэффициента рождаемости -- с 1,9 до 3,7. Затем, однако, рождаемость вновь начала снижаться -- СКР составил в 1970 г. 2,89, в 1980 г. -- 2,45, а в 1990 г. -- 1,84. В настоящее время аборты в Румынии снова легализованы, а величина СКР составляла по оценке на 2003 г. 1,2.
В Польше, в период нахождения у власти коммунистов, активной пронаталистской политики не проводилось. Однако после отстранения от власти коммунистического руководства усилиями победившего на выборах движения «Солидарность» и польской католической церкви был принят закон, практически запрещающий аборты. Принятие этого закона не было напрямую связано со стремлением как-либо повлиять па рождаемость и мотивировалось религиозными и морально-этическими соображениями. В результате принятия закона число легальных абортов в стране, составлявшее в 1985 г. 135,6 тыс., к 1995 г. снизилось более чем в 200 раз и составило всего 0,6 тыс.
Столь сильное сокращение числа легальных абортов не оказало тем не менее повышающего влияния па рождаемость. Напротив, в условиях рыночных реформ рождаемость в Польше, как и в других бывших социалистических странах, быстро снижалась. Величина СКР, составлявшая в 1985 г. 2,32, сократилась до 1,62 в 1995 г. и 1,37 в 1999 г. По мнению польских правозащитных организаций, несмотря на высокие цены, взимаемые за производство подпольных абортов, число таких абортов ежегодно составляет от 40 до 50 тыс., включая примерно 16 тыс. абортов, осуществляемых во время «туристических» поездок за границу .
Чрезвычайно жесткое законодательство в области абортов создает для Польши определенные политические проблемы, поскольку Европейский парламент принял резолюцию, призывающую к легализации абортов во всех странах, входящих в Европейский союз или являющихся кандидатами на вступление в него. С другой стороны, против «проабортного давления» европейских парламентариев жестко выступает польская католическая церковь. Нынешнее правительство Польши вынуждено учитывать в своей политике оба эти фактора.
В настоящее время уровень рождаемости во всех европейских странах, кроме Албании, не обеспечивает простого воспроизводства населения. Тем не менее естественный прирост населения в странах Европейского союза (за исключением Швеции и Германии) пока остается положительным. Это объясняется в первую очередь инерцией возрастной структуры населения (данный фактор до начала 1990-х гг. обеспечивал естественный прирост населения и в России), а также высокой продолжительностью жизни. Оба эти фактора растягивают во времени переход к отрицательному естественному приросту, но при сохранении рождаемости на уровне ниже простого замещения поколений не смогут его предотвратить. Кроме того, в Ирландии и Франции рождаемость почти обеспечивает простое замещение поколений -- суммарные коэффициенты рождаемости по оценке на 2003 г. составляли в этих странах соответственно 2,0 и 1,9 при уровне простого замещения поколений около 2,1. По прогнозам Нидерландского Института демографических исследований, переход к отрицательному естественному приросту населения стран Северной, Западной и Южной Европы произойдет зависимости от того, какими будут показатели рождаемости в интервале от 2005 до 2030 г.
Существенное отличие демографической ситуации в странах Европейского союза от российской заключается, среди прочего, в том, что страны ЕС всегда могут пополнить нехватку квалифицированной рабочей силы и стране, приглашая мигрантов из России и стран Восточной Европы. Кроме того, страны ЕС находятся под постоянным миграционным давлением со стороны стран третьего мира. По прогнозам демографов, чистое сальдо миграции в европейских странах в ближайшие десятилетия останется положительным, что скорее всего обеспечит небольшой (не более 0,5% в год) рост их населении. Неудивительно, что сложившаяся демографическая ситуации вызывает у правительств России и наиболее развитых стран мира совершенно разное отношение. Страны Европейского союза, часто считан уровень рождаемости в своих странах слишком низким, не проводят политики, прямо направленной на повышение уровня рождаемости. Для этих стран более характерна семейная политика, цель которой -- оказание социальной помощи семье в выполнении ею ее функций. Европейская Комиссия (один из руководящих органов ЕС) определяет цели в этой области следующим образом: «Социальная защита должна способствовать успешному сочетанию профессиональной деятельности и семейной жизни, что является не только вопросом обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин, по также - в свете происходящих демографических изменений - и вопросом экономической необходимости» . Основным источником роста населения стран ЕС в ближайшие десятилетия будет миграции, поэтому именно миграционная политика с присущими ей проблемами и противоречиями находится сейчас в центре внимания правительств и общественности этих стран. Что касается семейной политики, то основными составляющими пакета детской помощи, который получают семьи в странах ЕС, являются [9]:
универсальные детские пособия, выплачиваемые независимо от доходов семьи (во всех странах ЕС кроме Греции, Испании и Италии);
дополнительные пособия бедным семьям, зависящим от заработка родителей (Франция, Ирландии, Португалия и Великобритания);
бесплатное питание школьникам (Финляндии и Швеция - для всех школьников без исключении; Франции - только дли бедных);
освобождение от определенных расходов ни оплату услуг здравоохранения (Ирландия, Нидерланды);
отпуска по уходу за новорожденным, и также, пособия женщинам, прервавшим карьеру дли воспитания детей;
налоговые льготы и ряд другим мер.
Реальный размер этих пособий (с учетом того, платными или бесплатными являются те или иные услуги здравоохранения и образования) различается от страны к стране. К странам с наиболее высоким уровнем государственной поддержки семьи относятся: Люксембург, Франция, Бельгия и Германия; со средним, уровнем -- Дания, Финляндии, Швеции и Великобритания; с относительно низким уровнем поддержки -- Ирландия, Португалия, Нидерланды, Испании, Италии.
Граница между демографической и семейной политикой является достаточно размытой, поскольку мероприятия семейной политики могут оказывать заметное влияние на ход демографических процессов. Характерный пример -- Швеция, где основным мотивом усилении помощи семьям с детьми послужило стремление к дальнейшему уравниванию прав мужчин и женщин, а причиной последующего уменьшения объемов такой помощи -- обязательства, принимаемые на себя Швецией в связи с подготовкой к вступлению в ЕС. Не преследуя непосредственно демографических целей, эти меры оказали неожиданно сильное влияние на рождаемость. Суммарный коэффициент рождаемости вырос с 1,74 в 1985 г. до 2,13 в 1990 г., а после уменьшения объемов мер демографической помощи семье вновь снизился до 1,73 к 1995 г. Рост рождаемости в этот период был «истинным» и не сводился к изменению календаря рождений.
До начала 1980-х гг. в СССР проводилась, главным образом, семейная политика, обычно называемая охраной материнства и детства, и не направленная непосредственно на изменение параметров демографического воспроизводства. К числу немногих исключений относился законодательный запрет абортов в 1936 г. (отменен в конце 1955 г.). В условиях использования аборта как одного из основных методов предотвращения нежеланных рождений его запрет привел к кратковременному росту рождаемости - суммарный коэффициент рождаемости в СССР повысился с 4,2 в 1936 г. до 4,9 в 1937 г. и 4,7 в 1938 г. Тем не менее, законодательный запрет абортов не смог прервать долговременную тенденцию к снижению рождаемости. В СССР в 1949 г. СКР составлял 3,3, в 1950 г. -- 3,1, в 1955 г. - 2,9. Отмена законодательного запрета аборта в 1955 г. не привела к каким-либо резким отклонениям от этой тенденции -- СКР и 1956-1958 гг. оставался на уровне 2,9 , а в последующие годы продолжил свое падение. [9]
Демографическая политика в СССР была наиболее активной в первой половине 1980-х гг. В 1981 г: было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей. Постановлением предусматривалось введение для работающих матерей, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1 года. Ежемесячный размер выплачиваемого при этом пособия составлял 35 руб., а в районах с неблагоприятным климатом - 50 руб. (для сравнения: заработная плата начинающего специалиста с высшим образованием и тот период обычно не превышала 90--120 руб.). Кроме тою, были установлены единовременные пособия при рождении детей (50 руб. при рождении первого ребенка, 100 руб. при рождении второго и третьего детей), предусмотрено введение дли женщин, имеющих двоих и более детей до 12 лет, ежегодного трехдневного оплачиваемого отпуска, гарантировалось сохранение трудового стажа на период ухода за ребенком до достижении им 1,5 лет. Целесообразность таких мер была обоснована необходимостью создания наиболее благоприятных условий дли роста населении и воспитания подрастающих поколений.[9]
Вслед за введением частично оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком в 1981-1982 гг. произошел заметный рост суммарных коэффициентов рождаемости (табл. 11.3). Возможно, что наряду с мероприятиями демографической политики этот рост был обусловлен и какими то другими факторами, например надеждами, связанными с временным улучшением «микроклимата» во многих семьях в период недолгих успехов антиалкогольной кампании в 1986-1987 гг.
В СНГ 1990-х гг., в условиях острого социально-экономического кризиса, демографическая политика практически не проводилась. В 1993 г. Правительство, отвечая на вопрос Секретариата ООН о политике в отношении темпов роста населения, обозначило свою позицию как «не вмешиваться». Та же позиция была декларирована и в отношении рождаемости. В 1999 г. эта позиция была изменена и в качестве цели было названо повышение уровня рождаемости и темпов роста населения.
Таким образом, для преодоления кризиса в постсоветских странах, смертности необходим широкий комплекс мер, охватывающий все сферы жизни общества -- здравоохранение, охрану окружающей среды, охрану правопорядка, охрану труда. Очень важную роль играет повышение престижа здорового, созидательного образа жизни среди таких социально-демографических групп населения, как молодежь и мужчины трудоспособного возраста. В связи с этим в Концепции отмечается необходимость объединения и координации действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке средств массовой информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последнее тысячелетие население Земли увеличилось в 18 раз. Причем, для первого его удвоения потребовалось почти 600 лет, для второго - 230, для третьего - около 100 лет, для последнего - немногим более 40 лет.
Численность населения мира достигла 1млрд. примерно в 1820 г., 2млрд. - в 1927 г., 3 млрд. - в 1959 г., 4млрд - в 1974г., 5 млрд. - в 1987 г. К концу ХХ столетия нас стало на земле почти 7 млрд.
Безусловно, прирост населения, как и другие демографические процессы, шел неодинаково в разное время и в разных странах. Каждая эпоха и каждый регион мира имеет свою неповторимую историю, свою уникальную демографическую эволюцию.
В данной курсовой работе дан краткий анализ развития демографических процессов в Западной Европе, выявлены общие и частные (специфические) тенденции и проблемы народонаселения. Характеризуется современное демографическое положение стран Европы как кризисное: снижение рождаемости, сокращение естественного прироста, старение населения.
Научную сторону данной работы составляют собранные и систематизированные демографические данные, полученные зависимости различных показателей демографической ситуации от множества факторов и явлений, происходящих в обществе и в природе.
Практическая польза проведенных исследований заключается в расширении автором собственного кругозора в исследуемой предметной области, а также в возможности прямого или косвенного использования полученных результатов, как в учебном процессе, так и при дальнейшем, углубленном изучении вопросов демографии и народонаселения.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М., 1983. 290 с.
2. Антипова Е. А. География населения мира. Курс лекций. Мн., 2003.
3. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. -М.: «Мысль», 1989. - 288с.
4. Введение в демографию / Под ред. В. А. Ионцева, А. А. Саградова. М, 2002. 636 с.
5. Весь мир. Энциклопедический справочник. Расы, народы, нации и народности. М., 2000. 398 с.
6. Вишневский А. Г. Демографическая революция. М.,1976. 240 с.
7. Голубчиков Ю. Н. Население земного шара // География в школе. 2002. № 8. С. 10--21.
8. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. 606 с.
9. Демография. / Под редакцией Волгина Н.А., Рыбаковского Л.Л. М., 2005.
10. Демография и статистика населения/ Под редакцией Елесеейвой И.И. М., 2006.
11. Загорец И. В. Миграции населения и миграционная политика. Мн., 2000. 86 с.
12. Ионцев В. А. Мировые миграции. М., 1992.
13. Колосов Е. Н. 2050 год: прогнозируемая численность населения стран мира // География в школе. 2002. № 8. С. 12--15.
14. Народонаселение стран мира. Справочник / Под ред. Б. Ц. Урланиса и В, А. Борисова. М., 1984. 446 с.
15. Народонаселение: прошлое, настоящее, будущее. М., 1987. 255 с.
16. Население мира. Демографический справочник. М., 1989. 477 с.
17. Полян П. М. География принудительных миграций в СССР // Известия АН. Сер. географическая. 1999. № 6. С. 55--62.
18. Раковский С. П. Население мира в конце 20 -- начале 21 века. Экономико-географические показатели // География в школе. 2002. № 9. С. 3--13.
19. Рождаемость / Под ред. Л. Е. Дарского. М., 1976. 312с.
20. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., 1987.
21. Слука А. Е., Слука Н. А, География населения с основами демографии. М., 2000.139 с.
22. Современная демография / Под ред. А. Я. Кваши, В. А. Ионцева. М., 1995. 268 с.
23. Факторы рождаемости / Под ред. А. Г. Волкова. М., 1971.88 с.
24. Шувалов Е. Л. География населения. М., 1977. 160 с.
25. ЯгелъскжА. География населения. М., 1980. 383 с.
26. Территориальная организация населения / Под редакцией Глушковой В.Г. М., 2004.
27. Population Reference Bureau. 2003 World Population Data Sheet.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |