Шербакульская общеобразовательная средняя школа №1
Исследовательская работа по психологии
Тема: «Страхи»
Выполнила:
Ученица 10 «А» класса
Тычина Людмила
Преподаватель:
Уткина
Мария Николаевна
2004 год
План:
1. Введение.
2. Страхи - это серьезно.
3. Сводная таблица страхов у детей 7-8 лет.
4. Сводная таблица страхов у детей 10-12 лет.
5.Эмоционально-развивающие игры и задания, помогающие ребенку избавиться от страхов.
6. Результат борьбы со страхами.
7. Заключение.
8. Литература.
Введение.
Почему я выбрала именно исследовательскую работу по выявлению страхов, потому что, поставив перед собой цель, решила действительно получить положительный результат. Так же, создавая этот проект, я получала опыт работы с детьми, училась правильно с ними общаться. Что касается выбранной темы, я считаю, что нужно заниматься выявлением страхов у детей, и если этим никто не будет заниматься, то, что тогда мы получим в результате. Проводила исследования по выявлению страхов у детей младшего школьного возраста 1-5 классов. Для этого использовалась методика Захарова. С помощью нее проводился опрос, в котором дети, отвечая на вопросы, оценивали свой страх. После чего подводились итоги, с помощью которых я смогла сделать диаграмму самых распространенных страхов. Я не пыталась полностью избавить детей от их страхов, не пыталась так же навязывать мнений о том, что бояться это смешно и глупо. Даже психологи не могут избавить от страхов, ведь это очень большая и сложная работа. Выявить страх очень сложно, потому что страх может быть внешне не виден, и проявляться он может не в том, что человек волнуется, теребит что-то, а в каких то поступках, это даже бывает, проявляется в агрессии. Даже не говоря о детских страхах, страх это во многом стадное чувство и чаще всего передается от человека к человеку. Со страхами нужно научиться жить, как сосед с соседом, принимать их как гостей в нашей жизни, научиться жить с ними бок о бок и тогда можно будет говорить об избавлении от них. Почему я выбрала именно младший школьный возраст, потому что именно в этом возрасте происходит психологическое формирование личности, и именно в этом возрасте можно предупредить появление таких значащих страхов, как страх смерти. В своем исследовании я решила, так как я не могу дать гарантии, что я полностью смогу избавить детей от страхов, но я смогу ослабить их напряжение. Как это сделать? Для детей чтение моральных лекций не пойдет на пользу. А сделать это можно с помощь игр. Одна из таких игр помогает осознать ребенку, каков их страх. С помощью рисунков, где изображены страхи в юмористической форме, ребенок начинает понимать, насколько его страх занимает место в его жизни. После чего ребенок сам может нарисовать свой страх. Это помогает уменьшить напряжение, волнение. И при встрече со страхом ребенок буде вспоминать, а каким он его изобразил на рисунке. Существует множество игр. Это и театральные постановки, и тесты, игры в которых сами дети создают персонажей. Нет ничего лучше, чем преодолеть страх при помощи образа рисунка, сказки
А так как детские страхи - это очень серьезно, то, как можно более чутко следует относиться к переживаниям детей, особенно при их повышенной ранимости, беззащитности и нервности. Не все родители могут измениться, но хотя бы покаяться и меньше травмировать детей - нет ничего более святого на этом свете.
Страхи - это серьезно.
Где рождается страх? Страх - это во многом стадное чувство. Он передается от человека к человеку очень легко. Так, мать, которой владеют отрицательные эмоции, всегда губительно действует на свое дитя. Поэтому когда страшно, обязательно нужно подумать, где в этом страхе ваша доля, а где чужая, вызванная эмоциями других. Страхи в современном мире - это не что иное, как навязанная нам негативная информация. Спидофобии, например не было. Она появилась после того, как нас начали пугать СПИДом. Радиофобия не существовала до того, как пресса и телевидение не стали пугать всех последствиями Чернобыля. К сожалению, создание такого невротического страха давно стало технологией социальной власти. Ведь испуганными людьми легко управлять. Это одно из самых сильных средств манипуляции сознанием. Конечно, есть реальные страхи. Скажем, страшно жить в государстве, где царит хаос. Тут боишься и за свою жизнь, и за жизнь близких. Однако есть много мифических страхов, внушаемых специально для того, чтобы управлять нами. Увы, сегодня очень много желающих извлечь из нашего страха выгоду для себя. Реклама постоянно пугает нас кариесом, который непременно съест зубы, если мы не купим очередную, "сверхэффективную" зубную пасту. "Проголосуйте за меня на выборах, - направо и налево обещает очередной, спаситель отечества, - и я избавлю вас от разума терроризма и преступности, из-за которых сегодня стало страшно выходить на улицу…" Да что там говорить, когда даже родные и близкие порой не прочь использовать наши страхи и тревоги в собственных целях. Научитесь ставить барьер между собой и тем, кто стремится испугать вас. Помните: в мире существует не только войны, террористические акты, авиакатастрофы, серийные убийцы, маньяки. Размышлять о своем страхе полезно. Спросите любого: "Ты боишься смерти?", и получите ответ: "Я об этом не думаю". Он не думает, потому что страшно. А многие психологи считают, что когда человек много думает и узнает о своем страхе, последней исчезнет. Перестаньте прокручивать в уме удручающие подробности вашего сегодняшнего бытия. Перестаньте составлять сценарий нерадостного завтра. Попытайтесь забыть о неприятностях, плотно вас "обсевших". Согласитесь, в конце концов, что вам не хуже всех. Есть крыша над головой, любимые и близкие, надежда на будущее, лук и морковка на грядке, "сотка" в заначке, руки, ноги, голова. А ведь это не так уж и мало!
Как выплыть из страха? Или как жить с ними? 1) Вспомнить, как пережили, свой страх другие. Благо материал на эту тему жизнь подбрасывает денно и нощно: "скорая" у соседнего подъезда; приказ о реорганизации института, где работает брат; непонятный загадочный диагноз; страх перед родами и т. д. и т. п. 2) Представить, что худшее уже произошло. Допустим, я потерял денежную работу. А что я еще прошляпил? Да вроде ничего. Руки - ноги целы, голова при мне, друзьям не изменял, за окошком капель. Чистый лист - это же здорово. Начну-ка я обдумывать свою "первую фразу", первый шаг в неизвестность. 3) А еще можно сыграть в храбрость. Я ужасно боюсь разговора, который вот-вот произойдет. Наверняка все видят, как я жалко улыбаюсь, как дрожат руки, когда я достаю бумаги, как потеряна и угрюма моя физиономия. А я все равно играю. Смеюсь, прошу повторить сказанное, хотя прекрасно все расслышал, весело сообщаю, что наконец-то достал кассету, ради которой объездил пол города. Разговор завязывается, как затягивается маленький костерок, потрескивает, разгорается, и тут я с изумлением слышу свой голос. Он произносит слова, на которые я ни как мог решиться. Произносит свободно, уверенно, дружелюбно, - как надо. И я совершенно отчетливо чувствую, что выжил из страха. В психологии такой кульбит называется переходом от "стресса кролика" к "стрессу льва". 4) Не откланяться от встречи с тем, кто пугает. В грозу естественно искать убежища под деревом, но лучше промокнуть до нитки, чем каждую минуту трястись при мысли: "А вдруг молния!" Встреча с пугающим объектом в реальной жизни может "промочить до нитки, зато молния не ударит, уйдет в землю, страх разрядиться. Разрядится, не значит исчезнет. Но при каждой "грозе", то есть при каждой мучительной для вас встрече с человеком, его будет все меньше и меньше. А когда от ледника страха останется горсточка снега, вы, наконец, поймете что нужно делать, как поступить "по правильному". Мысленный бунт от бессилия сломить ситуацию, высвободиться из тисков обстоятельств плавно перейдет в бархатную революцию осознания в реальности сложности вашего положения. Вам уже не хочется ломать и сокрушать. Вы перестанете разбиваться о страх, раня себя и других осколками озлобленности и боли. Вы войдете в него во всеоружии того, что поняли во время своих вынужденно добровольных походов в "зону страха".
Страх - оружие, которое разрушает наш разум. Чего мы боимся? Сказать трудно, потому что боимся мы: воды, высоты, глубины, вспышек света, начальства, соседа, самолетов, скелета, магнитных бурь и колебаний индекса Доу-Джонса. Но есть слой страхов, живущих в нас самих. Они, как микроорганизмы прячутся в щелях и расщелинах подсознания, совершая оттуда молниеносные марш-броски в область сознания. Они заставляют нас плясать под свою дудку, отравляя самые спокойные и счастливые моменты. Они загоняют нас в клетку, невидимые прутья которой вызывают вполне реальные приступы удушья, аритмии. Все мы боимся чего-то. Даже у самого отъявленного храбреца есть своя Ахиллесова пята. Побороть страх не так то просто. Некоторые психологи считают, что для этого надо отречься от мыслей о будущем и жить настоящим. Однако человек не может всегда концентрироваться только на настоящем. Это и хорошо. Ведь если предположить что проблемам, с которыми мы сегодня столкнулись, не будет конца, то переживания станут еще мучительней. Если же суметь увидеть просвет в будущем, страх понемногу отпустит и уступит место надежде и радости.
Страх постареть убивает: чем больше вы волнуетесь о приближающейся старости, тем быстрее приближаетесь к смерти. Американские психологи обнаружили, что люди, которые не бояться стареть живут в среднем на семь с половиной лет дольше тех, кто сожалеет об утраченной юности и всеми силами борются с надвигающейся старостью. Страх отнимает у нашей жизни больше лет, чем курение, ожирение, высокое давление или плохая физическая форма. К тому же выводу пришли исследователи из Йельского университета Коннектикута после 23 лет над 60 пожилыми добровольцами.
Боязнь наказания. Боязнь наказания может сделать детей тревожными и не успешными в жизни, поэтому распространено мнение, что их вообще нельзя наказывать. Хотя психологи считают, что полное отсутствие наказания не снижает, а увеличивает тревожность у детей. То же самое происходит и в результате использования чрезмерно суровых наказаний, особенно телесных. Приверженцы воспитания всепрощением советуют родителям быть терпеливыми, не препятствовать желаниям ребенка и проявлению его агрессии. Малыша нужно отвлекать, а не бить или ставить в угол. Правда, для такого воспитания нужно иметь железные нервы или двух нянь, терпеливо сносящих детские капризы. Часто избалованные и выросшие в атмосфере вседозволенности дети, взрослыми, оказываются совершенно не защищенными в обществе. Замечено, что маленькие тираны вырастая, редко бывают счастливы. Каким же образом и когда можно наказывать ребенка, чтобы не навредить его психике и в то же время достичь эффективного результата? Главное правило - не унижать человека. Поэтому чем раньше родители смогут отказаться от любых телесных наказаний, тем лучше. Хотя малыш 2-4 лет спокойно переносит родительские шлепки, воспринимая их также как львенок шлепок мощной лапы львицы. Подросткам любое физическое наказание кажется унижением. Возможно, самым эффективным является наказание "по договоренности" - ребенок заранее знает, что его ждет в случае опоздания без уважительной причины, не выполнения обязанностей или нарушения обещания. Именно рациональный подход дает ребенку возможность не воспринимать наказание как родительскую месть, а извлекать из него важные уроки.
Сколько лет жил мой дедушка? «И что это тебя дедушка интересует? Ты же его почти и не видел. Жил, сколько положено. А бабушка и сейчас живет, сам знаешь. Когда она умрет? Что ты заладил - умрет, умрет. Все мы умрем когда-то, т. е. никто не будет умирать. А как же дедушка? Дедушка, то есть болел, поэтому и умер. Ты тоже болеешь? Да разве это болезнь - ОРЗ? От него не умирают, так что не волнуйся. Вот, подумай, что ты сказал дяде: «Не хочу вырастать, а то я умру». Жизнь надо прожить вначале. А ты чуть что - и в слезы. Вспомни, последний раз из-за чего заплакал - поранил палец и вообразил, что вся кровь вытечет. Не вытечет, ее много. Сколько? Ну, уж это врачи знают. На то они и врачи. И ты хочешь врачом стать? Зачем? Чтобы лекарство от смерти придумать? Ну и фантазер же ты! И что вы у меня все такие чувствительные? Сестра твоя, тоже в 5 лет, спрашивала, помню: «А я не умру?». А однажды, когда промочила ноги, и мы ее ругали, сказала: «Жизнь моя кончилась!». Как видишь, живет, большая уже стала и тобой ссориться. А мысли свои из головы выбрось и успокойся. Мало ли в жизни будет неприятностей! Да, совсем забыла, через два дня тебе аденоиды удалять будут. Да не бойся, это совсем не больно. Чик, чик - и готово. Дышать сразу легче будет. А то ночью вон как плохо спишь, кричишь. Говоришь, что падаешь куда-то. Значит. Растешь, да и аденоиды виноваты. Вот удалим их - все в порядке будет».
Ежедневно многие родители ведут подобные разговоры с детьми, пытаясь, каждый раз по-своему отвечать на интересующие их вопросы. Некоторые просто отмахиваются от детских проблем, как от назойливой мухи, будучи вечно занятыми, спешащими и эмоционально неглубокими. Страх смерти присущ большинству детей старшего дошкольного возраста, но далеко не у всех он звучит внешне, проявляется в чем-либо. А есть дети, которые этот страх, как и многие другие страхи, не испытывают вообще. Обычно у них низкая эмоциональная чувствительность, отсутствуют глубокие переживания, чувства поверхностны и мимолетны, интересы - неустойчивы, и звезд с неба, как говориться, они не хватают. Это обычно дети от родителей с хроническим алкоголизмом. Но страх может отсутствовать и у детей без каких-либо отклонений, родители которых общительны, хорошо контактны, являются примером уверенного в себе, адаптивного поведения.
В большинстве случаев страх смерти носит перманентный, не видимый внешне характер и проявляется от случая к случаю, в особых, драматически заостренных жизненных ситуациях, например: при болезни, разлуке с близкими, испугах и конфликтах. В большей степени страх смерти представлен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей и, как многие другие страхи, носит преходящий, возрастной характер, т. е. его надо пережить, осознать как часть своего жизненного опыта.
Почему же возникает данный страх? В нормальном варианте он не появляется вдруг, внезапно, а исподволь, постепенно, как отражение особой фазы развития самосознания - осознание своего «я» во времени. Это было бы невозможно без понимания в общих чертах таких категорий, как время и пространство, начало и конец, жизни как таковой, поскольку с 5 лет интенсивно развивается абстрактное мышление и возрастает активность в познавательной области. Одновременно ребенок еще достаточно эмоционален, чтобы переживать волнующее его открытие - то, что он умрет в конце концов, как и все остальные люди. До этого он наивно верил, что будет жить вечно, отражая в этом потребность в постоянстве окружающего мира и себя как его неотъемлемой части. Однако подобная потребность вступала в противоречие с реальной действительностью. Его ближайшее окружение постоянно подвергалось изменениям. Кто-то прибывал, кто-то уходил навсегда, да и отношение к заболеваниям. Несчастным случаям стало иным. Они стали осознаваться как конкретная опасность, как угроза для продолжения жизни, как ее конец.
Еще раньше ребенок постиг значение начала: то, что он родился, что его когда-то не было - и вот он есть. Тут бы радоваться жизни, а она. Оказывается, должна когда-то кончиться. Возникающий страх смерти и есть осознание этого события, своего рода эмоциональный протест против рациональной необходимости умереть. Даже при своей максимальной выраженности он не находится в центре сознания и не беспокоит ребенка, если не спросить его об этом прямо. Тем не менее, страх смерти находит свое отражение во всех страхах, типичных для детей 5-7 лет (у каждого второго): нападение животных, глубины, огня, пожара и войны. Ничего удивительного - все они символизируют опасность для жизни, пусть и на уровне воображения. Причем девочки боятся значительно чаще, чем мальчики, т. е. у них более выражен лежащий в основе страха смерти инстинкт самосохранения. То же относится и к характерной для данного возраста боязни крокодила и Змея Горыныча, более присущей девочкам. Это и понятно. Интенсивно, через многие поколения закрепленный страх Чудовища - Дракона - прилетавшего, согласно народному эпосу, всегда внезапно, и сжигавшего все вокруг, забиравшего в неволю беззащитных - присущ в наибольшей степени именно представителям женского пола.
Если обратиться к более раннему возрасту, то можно заметить, что дети, в последствие обнаруживающие страх смерти отличались известной осторожностью и предусмотрительностью во всем, что касалось новых, непредвиденных событий. От них не нужно было прятать острые предметы, спички, они ни когда не играли с огнем ни в прямом, ни в переносном смысле, опасались боли, высоты (испытывали напряжение, когда их поднимали на руки, не взбирались сами на горку, лестницу). И в той или иной степени боялись волка, Кощея или Бабу-Ягу. Если в начале сказочные образы Бабы-Яги и Кощея символизировали, прежде всего, угрозу разлуки с матерью, похищения, то с 4 лет они ассоциируются непосредственно со страхом физической расправы - смерти как со стороны мужского (Кощея), так и со стороны женского (Бабы-Яги) пола.
Проходит еще год и ребенок перестает верить в существование этих персонажей, поскольку он стал менее наивным и более критичным, понимающим безжизненный (некрофильный) характер Бабы-Яги и Кощея. Их место занимает огнедышащий Змей Горыныч, его «младший брат» - крокодил и животные способные нанести непоправимые увечья и смерть. В свою очередь, все эти страхи отмирают у младших школьников, но страх смерти перманентно продолжает звучать и здесь, выражаясь характерными страхами Пиковой дамы (у девочек), Скелета и Черной руки (у мальчиков). Не трудно увидеть в этих образах возрастную трансформацию Бабы-Яги (Пиковая дама) и Кощея (Скелет и Черная рука). Скелет - это все, что осталось от Кощея, так сказать, его внутренняя сущность, безжизненность, «кости», но все еще способные прийти в движение и напомнить о том, что у жизни есть альтернатива - смерть. А Черная рука - это вездесущая рука мертвеца, опять же своего рода фрагмент, деталь от «целостного» прежде образа Кощея. Ну, а Пиковая дама - это «роковая» женщина, способная околдовать, трансформировать личность и, в конечном счете, уничтожить ее. Данный образ отражает свойственную младшим школьникам повышенную внушаемость и склонность к вере в необычные, необъяснимые, загадочные явления, то, что можно обозначить как магический настрой.
Следует отметить, что в возрасте, о котором идет речь - в старшем дошкольном, - дети не только боятся своей смерти, но и смерти родителей, опять же, если спросить об этом. Это подчеркивает, что страх смерти как абстрактная категория не носит эгоистического характера, сопровождаясь беспокойством по поводу судьбы родителей. У младших школьников страх смерти родителей уже заметно преобладает над страхом своей смерти, указывая на развитие чувство долга, обязанности, ответственности, всего того, что обозначается понятием совесть.
Страх смерти и связанные с ним страхи звучат в большей степени у часто болеющих детей, не имеющих, к тому же, адекватного мужского влияния - защиты. Прежде всего, это относится к мальчикам, испытывающим заостренную потребность в старшем дошкольном возрасте в идентификации себя с ролью родителя того же пола, то есть отца. Тогда мальчик чувствует себя более уверенно в общении со сверстниками, может лучше постоять за себя. Наоборот, в семьях с отсутствующим отцом для мальчиков характерны беззащитность, неумение защитить себя, робость и нерешительность, эмоциональная неустойчивость. Эти проявления особенно ярко выражены, когда мать чрезмерно опекает и беспокоится, будучи одновременно и строгой, и наказующей, как бы заменяющей собой отца. В результате ребенок теряет не только отца, но и, психологически, мать, ее доброту, отзывчивость, любовь, что еще больше усиливает его чувство беззащитности и возрастные страхи, включая и страх смерти.
И в полных семьях страхи приобретает подчеркнутое звучание, если отцы уделяют мало внимания детям, резки и непоследовательны в обращении, много угрожают и прибегают к физическим наказаниям. Тогда матери контрастно стремятся больше идти на встречу, окружая детей избыточным беспокойством и опекой, предохраняя их от малейших опасностей и трудностей жизни. Достаточно часто в этом случае можно увидеть скрытый или явный конфликт родителей между собой - конфликт, к которому дети особенно чувствительны в старшем школьном возрасте, когда они теряют уверенность в безопасности ближайшего окружения и не могут развить в себе навыки поведения, соответствующие полу. Неблагоприятная роль нередко в этом случае принадлежит бабушкам, избыточно предохраняющим часто болеющих детей от общения со сверстниками. А как отмечалось, общение с ними - одна из самых насущных потребностей в рассматриваемом возрасте. Поэтому, неуверенно чувствуя себя в общении со сверстниками, эти дети более подвержены страхам, ощущая себя изолированными и непонятными, лишенными поддержки окружающих.
Литература:
1. «Детские неврозы» - А. И. Захаров.
2. «Эмоционально развивающие игры и задания»
- Т. Шишова.
3. «Практикум по психологическим играм с детьми
и подростками» - М. Р. Битянова.
4. «Тренинг уверенности в себе» - Глэйд Макмахон.
5. Эффективный тренинг с помощью ролевых
игр» - Мори ван Ментс.
6. «Застенчивость - что это такое и как с ней
справляться» - Ф. Зимбардо.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Лестница как архитектурная конструкция |
Курсовая работа | Планирование и прогнозирование на предприятиях общественного питания |
Курсовая работа | Олигополия |
Курсовая работа | Стили управления организацией |
Курсовая работа | Договор перевозки морским транспортом |
Курсовая работа | Реалистичный портрет |
Курсовая работа | Анализ платежеспособности и кредитоспособности организации |
Курсовая работа | Конкурентная среда и ее воздействие на экономику предприятия ОАО "Хлебозавод № 1" |
Курсовая работа | Недействительные сделки |
Курсовая работа | Сенсорное воспитание дошкольников |
Курсовая работа | Система профориентационной работы классного руководителя |
Курсовая работа | Инфляция |
Курсовая работа | Розвиток зв’язного мовлення учнів початкових класів на уроках української мови |
Курсовая работа | Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи |
Курсовая работа | Исследование конкурентной среды фирмы на примере ООО "Темп-Авто" |