9
Оглавление
Введениеn="left">Как ни велико значение коррекционной работы по преодолению уже обнаружившихся учебных неблагополучий, главным направлением их ликвидации должна стать профилактика. Самым же действенным профилактическим средством является поклассная и внутриклассная дифференциация, а также индивидуализация учебно-воспитательного процесса[30, с. 22].
Но можно с уверенностью сказать, что даже самые лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности воспитания ребенка. Им необходима помощь родителей. Для этого существуют родительские собрания и частные беседы, в которых учитель и родитель могут поделиться своими знаниями о ребенке, объяснить свои цели и взгляды на воспитание.
Причиной неуспеваемости также могут являться индивидуальные недостатки ребенка. Многие из них исправляются именно в труде, и, прежде всего в труде. Коллективная работа преодолевает эгоизм ребенка и его изолированность от коллектива, способствует росту его социального статуса и веры в себя, помогает найти свое место в коллективе, учит целесообразному взаимодействию с другими людьми.
Общее отставание в учении непосредственно обусловливается либо низкой интенсивностью, ибо низкой эффективностью учебной деятельности, либо пропуском большого количества занятий. Последняя из названных причин нередко взаимодействует с одной из первых двух (также влияющих друг на друга). Низкая эффективность учебной деятельности может в принципе обусловливаться одной или несколькими из следующих детерминант психологического уровня: 1) нарушениями в эмоционально-волевой сфере; 2) большими пробелами в знаниях по пройденному материалу; 3) несформированностью учебных умений и навыков; 4) недостаточным развитием познавательных способностей. Каждый из этих факторов, в свою очередь, может быть следствием одной или нескольких причин. Например, нарушения в эмоционально-волевой сфере могут обусловливаться как отдельными причинами, действующими на нейрофизиологическом уровне, так и факторами педагогического уровня, относящимися к внеличностной (по отношению к ребенку) сфере.
И все же, что еще может сделать учитель? Хороший учитель поощряет учеников принимать участие в планировании различных мероприятий, в обсуждении способов их осуществления, разрешает им самим распределять обязанности. Так дети учатся претворять планы в жизнь не только в школе, но и потом, в окружающем мире.
Опыт показал, что если учитель руководит каждым шагом своих учеников, они работают, пока он рядом, но стоит ему уйти, дети перестают работать и начинают шалить. Дети приходят к выводу, что занятия - это ответственность учителя, а не их, поэтому, как только учитель отвернется, они пользуются возможностью делать то, что им нравится. Но если дети сами выбирают и продумывают свою работу и выполняют ее совместно, всем коллективом, они работают с одинаковым усердием, как при учителе, так и в его отсутствие. Почему? А потому, что они знают цель своей работы и все ее этапы, которые им предстоит проделать. Они чувствуют, что это их работа, а не учителя. Каждый из ребят охотно выполняет порученную ему часть работы, потому что он гордится своей ролью уважаемого члена коллектива и чувствует свою ответственностью перед другими детьми.
Именно это поможет “слабому” ребенку принимать непосредственное участие в работе класса и быть наравне со всеми, так как он занят данным ему по силам делом.
Так же важно приобщение детей к труду в семье. Это воспитательный фактор, и, прежде всего фактор нравственный. Не ладится что-то у ребенка в школе, ему часто делают замечания, его часто ругают. А придет домой, сделает что-то полезное - тут же услышит доброе слово родителей. И увидит он, что не такой уж плохой, и легче станет на душе, и жизнь покажется лучше, и захочется сделать что-нибудь хорошее-хорошее, в том числе и исправить дела в школе.
Глава 2. Экспериментальное изучение психологических трудностей в обучении учащихся 2 - х классов
2.1. Организационно-методическое обеспечение исследования
С целью проверки гипотезы, сформулированной в начале исследования, была проведена опытно-экспериментальная работа. Базой для эксперимента стала МОУ «Гимназия № 1» г. Ульяновска. Экспериментальным был 2 класс в составе 10 человек. Работа проводилась в течение 2006 - 2007 г.г. и предусматривала три этапа:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) контрольный.
На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровней экологической культуры младших школьников. Для выявления уровней экологической культуры младших школьников на первом этапе нами использовались две диагностические методики.
Первая методика была направлена на выявление знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней. Методика разработана Т.М.Бондаренко. Эта методика проводилась с детьми в форме беседы в сочетании с методом интервью. Детям были предложены следующие вопросы.
1) Что такое природа?
2) Что природа даёт человеку?
3) Назовите охраняемые растения нашей местности.
4) Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?
5) Назовите водных животных.
6) Назовите лекарственные растения.
7) Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
8) Как человек разрушает природу?
9) Что могут сделать дети для охраны природы?
10)Какие чувства вы испытываете, когда помогаете природе?
В содержание вопросов беседы входили критерии уровней экологических знаний и представлений о природе и гуманного отношения к ней, такие как: 1) полнота (или объём знаний)- многообразие объектов и сторон познаваемого объекта; 2) существенность знаний - выделение существенного в объекте; 3) обобщённость знаний - выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса ( отражается в обобщённых представлениях, элементарных понятиях); 4) системность знаний - познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящие содержание и структуру понятий о них.
Уровни знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней выявились по результатам первой методики.
Уровни знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней.
А - Высокий уровень. Установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов. Системные знания. Освоенные закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.
Б - Средний уровень. Нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов.
В - Низкий уровень. Узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.
За каждый ответ на вопрос ребёнок получал определённое количество баллов. Максимальное количество баллов на один вопрос составляет - 5 баллов. Таким образом, суммарное число баллов не могло превышать 50, а ответы на вопросы (общий балл) соответствовал уровням:
высокий - от 46 до 50;
средний - от 31 до 45;
низкий - от17 до 30.
Индивидуальные данные представлены в таблице № 1.
Таблица № 1.
ФИО учащегося |
Вопросы. |
Средний балл. |
||||||||||
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1.Аристов Марк. |
3 |
2 |
1 |
2 |
5 |
2 |
3 |
4 |
1 |
3 |
26 |
|
2. Бугина Анастасия. |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
31 |
|
3. Власова Юлия. |
3 |
2 |
1 |
4 |
5 |
4 |
5 |
2 |
3 |
3 |
32 |
|
4. Кондаурова Анастасия. |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
35 |
|
5. Мельников Кирилл. |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
5 |
4 |
34 |
|
6. Онофрийчук. Анна. |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
38 |
|
7. Пуговкина Анастасия. |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
3 |
4 |
34 |
|
8. Угодников Антон. |
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
29 |
|
9.Шафикова Паула. |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
4 |
1 |
4 |
30 |
|
10. Юнко Александр. |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
1 |
3 |
0 |
4 |
25 |
|
После беседы учащиеся разделились на три группы по уровням экологической культуры:
высокий - 0 чел.(0%).
средний - 6 чел. (60%).
низкий - 4 чел. (40%).
Уровни экологических знаний и представлений о природе и гуманного отношения к ней показали необходимость совершенствования работы в этой области, так как не все ученики обладают полными, адекватными и существенными знаниями. Так же отсутствовали обобщённость и системность знаний. Ответы на вопросы часто были неполными, ошибочными. Особенно большие затруднения дети испытывали при ответе на вопрос о лекарственных растениях.
На основе индивидуальных результатов, представленных в таблице № 1, можно составить диаграмму. (см. Приложение II).
Вторая методика была направлена на выявление сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе. Методика разработана Л.А. Каменевой.
Для диагностики были подготовлены комнатные растения, требующие разных способов ухода (уборка пыли, поливка, рыхление); набор оборудования для данного труда и ненужного для него; картинки с изображением трудового оборудования, трудовых действий; игровой персонаж.
Задания, направленные на изучение сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.
1.Выяснить, умеют ли дети принимать цель труда, поставленную учителем.
Выявить характер мотивации труда.
Учитель даёт ребёнку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Предлагает разную мотивацию, начиная с более сложной:
1) познавательная («Хочешь сегодня подежурить в уголке природы и узнать, как правильно ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли?»)
2) практическая («Помоги мне ( или дежурному ), пожалуйста, полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль» ); 3) игровая («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?;). Каждая следующая мотивация предлагается лишь в том случае, если ребёнок не принимает предшествующую.
2.Выяснить, выделяют ли дети предмет труда, его особенности, значимые для предстоящего трудового процесса.
Предложить ребёнку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения.
3.Выяснить, способен ли ребёнок предвидеть результат труда.
Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход.
4.Выявить, умеют ли дети спланировать трудовой процесс в соответствии с целью труда( уборка пыли с растений ).
Дать ребёнку задание рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить (можно дать задание в виде игры «Путаница»).
5.Выявить, умеют ли дети отбирать оборудование для трудового процесса.
Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб, кормушку, палочку для рыхления почвы и др.).
6.Проверить освоение детьми трудовых навыков и умений.
Дать задание показать Незнайке (или другому персонажу), как правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений. Объяснить Незнайке, почему нужно делать именно так.
Можно дать дополнительное задание: проверить, правильно ли растения размещены по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву; объяснить, все ли растения следует полить сегодня; как узнать о том, что растение необходимо полить.
Выявить, освоен ли детьми способ выращивания растений черенкованием:
« Из чего можно вырастить растение (герань, традесканцию и др.)? Покажи, как надо посадить, чтобы оно выросло».
7.Выявить, умеет ли ребёнок соотносить результат труда с целью.
Дать задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел, и что получилось.
В содержании диагностики, направленной на выявление сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе входили следующие критерии: 1) постановка и принятие цели; 2) определение предмета труда; 3) отбор средств труда; 4) планирование трудового процесса в соответствии с целью труда; 5) освоение трудовых навыков и умений; 6) вычленение результата труда и соотнесение его с целью деятельности.
Уровни сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.
А-Высокий уровень. Самостоятельно способен поставить цель труда; принимает цель, мотивированную не только игровой и практической, но и познавательной задачей. Самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта); отбирает средства и выполняет трудовые действия достаточно самостоятельно и качественно. Вычленяет результат труда и способен соотнести его с целью деятельности. Получаемый результат хорошего качества. Может спланировать как трудовые действия, так и трудовой процесс в целом.
Б-Средний уровень. Ребёнок принимает цель труда при условии игровой или практической её мотивации; самостоятельно цель не ставит. Предметы труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью учителя. Отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но не качественно; некоторые- при помощи взрослого и с лучшим качеством. Вычленяет результат труда, планирует весь трудовой процесс с помощью учителя; самостоятелен только в определении последовательности трудовых операций.
В - Низкий уровень. Ребёнок не принимает цель труда, поставленную учителем вне игровой мотивации. Самостоятельно её не ставит. Не выделяет предмет труда с его особенностями. Отбирая средства труда, выполняя трудовые действия, следует за показом учителя. Самостоятельно не вычленяет результат труда, не планирует весь трудовой процесс и последовательность трудовых действий. Качество выполнения трудовых действий и качество результата низкое.
Оценка деятельности детей в ходе выполнения заданий осуществлялась по 5-балльной системе, т.е за каждое задание ученик получал определённое количество баллов от 1 до 5. Всего было 7 заданий (см. выше), т.о. суммарное число баллов не могло превышать 35, а ответы на вопросы (общий балл) соответствовал уровням:
высокий - от 30 до 35;
средний - от 20 до 29;
низкий - от 10 до 19.
Индивидуальные данные представлены в таблице №
Таблица № 2
ФИО учащегося |
Задания |
Средний балл |
|||||||
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
1.Аристов Марк |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
25 |
|
2. Бугина Анастасия |
4 |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
23 |
|
3. Власова Юлия |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
22 |
|
4. Кондаурова Анастасия |
0 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
19 |
|
5. Мельников Кирилл |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
22 |
|
6. Онофрийчук Анна |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
3 |
25 |
|
7. Пуговкина Анастасия |
2 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
4 |
22 |
|
8. Угодников Антон |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
18 |
|
9. Шафикова Паула |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
19 |
|
10. Юнко Александр |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
17 |
|
После диагностики учащиеся разделились на 3 группы по уровням сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе:
высокий - 0 чел. (0%);
средний - 6 чел. (60%);
низкий - 4 чел. (40%).
Уровни сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе показали необходимость совершенствования работы в этой сфере. Так как не все дети умеют принимать цель труда, поставленную учителем; учащиеся только с помощью учителя, а не самостоятельно выделяют предмет труда и его особенности; не все учащиеся умеют самостоятельно вычленять результат труда, планировать весь трудовой процесс и последовательность трудовых действий. Качество выполнения трудовых действий учащихся и качество результата в основном ниже среднего.
На основе индивидуальных результатов, представленных в таблице № 2, можно составить диаграмму (см. Приложение III).
Анализ полученных данных после проведения диагностических методик убедил нас в том, что уровень экологической культуры младших школьников очень низок. Это говорит о том, что в школе не ведётся систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников. Результаты диагностических методик показали, что не было выявлено ни одного человека с высоким уровнем экологической культуры. Средний уровень составил 60%, а низкий 40%. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. С целью повышения уровня экологических знаний младших школьников о природе и гуманного отношения к ней и сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе нами были разработаны внеклассные занятия, способствующие формированию экологической культуры младших школьников.
Задачей второго этапа эксперимента явилась разработка внеклассных занятий, способствующих формированию основ экологической культуры младших школьников.
В соответствии с гипотезой исследования и результатами констатирующего этапа нами были разработаны эти внеклассные занятия, направленные на усвоение младшими школьниками знаний и представлений о природе, гуманного отношения к ней и на сформированность практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.
Внеклассные занятия.
Занятие № 1.
«Мир вокруг нас»
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни - живой природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой.
Оборудование: газета «Мир вокруг нас», маски грустного и улыбающегося человека, написанное на бумаге слово атмосфера, схема загрязнения воздуха, правила поведения в природе (плакаты), картинки растений и животных, занесенных в Красную книгу нашей страны.
Ход занятия.
Учитель: - Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите - газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета - живая. Каждый круг газеты - ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?
Грустный человек.
А почему он грустный? (Ответы детей)
У нас оказались разные мнения.
Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймем, почему он грустный.
Роли корреспондентов заранее распределяются между учащимися.
Первый корреспондент:
Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доску заранее написанное на листе бумаги слово)
Кто знает стихи или загадки о небе, воздухе?
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы - очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей)
Рассмотрите схему.
От чего загрязняется воздух?
Что надо сделать для охраны воздуха от загрязнения?
Если бы ты был мэром города, села, какие меры по охране воздуха от загрязнения ты предпринял бы в первую очередь? (Ответы детей)
Первый корреспондент.
Установка очистительных сооружений на предприятиях, проветривание комнат, классов, удаление пыли влажной тряпкой - мы убрали микробы с голубого поля. (Ученик убирает аппликации микробов). Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Учитель.
Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля - наш человечек будет улыбаться!
Теперь следующая страничка нашей газеты - посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.
Второй корреспондент.
Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова.
Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И еще магнитофон.
Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:
Эй, гражданка у окна.
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?
(Ответы детей)
им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины - грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить - громко хлопнуть или крикнуть над ухо своего приятеля. Это очень опасно - резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) - звуки вокруг нас. Одни стрелки - резкие, громкие. Другие - волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.
Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей)
Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.
Учитель.
Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.
Третий корреспондент.
Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Что это?
Конечно это вода.
Не умыться, ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег - это вода и облака - это вода.
Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с водой?
Вечером на землю слетает,
ночью на земле пребывает,
утром опять улетает.
Над рекою, над долиной повисла
белая холстина.
Пушистая вата плывет куда-то:
чем вата ниже, тем дождик ближе.
Меня ждут, не дождутся, а как
завидят - разбегутся.
На дворе переполох, с неба
сыплется горох.
Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок?
Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?
(Ответы детей)
Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна - загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. А какие крупные заводы есть у нас в Щёкино? Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся?
Что надо сделать? (Ответы детей)
Надо экономить воду, не выбрасывать в реки т озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик.
Уберем все грязные пятна!
Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле - чистая вода!
А теперь зеленая страничка нашей газеты.
Четвертый корреспондент.
Зеленая страничка нашей газеты - страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей)
Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу, лекарства, одежду, кислород - всем живым существам.
Кого можно отнести к живой природе? (Ответы детей)
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг
Человек природе друг!
Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей)
Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы можем убрать эти квадраты и круги, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей)
Появляется плакат.
О чем говорит этот плакат? (Ответы детей)
Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберем цветы,
Опустеют все поляны -
И не будет красоты.
Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений)
Посмотрите, эти рисунки украшают нашу страничку так же, как сами эти растения - природу. Но поле портят черные квадраты, над ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей)
Главное правило - не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное - не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жуков, пауков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы - орла или ястреба и лягушки или жабы)
Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.
Просьба.
Н.А. Заболоцкий.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится -
На траве кровавой вздрагивала птица
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!
Люди - исполины, люди - великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди - человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную книгу нашей страны.
А каких вы можете назвать животных или растений, которые занесены в Красную книгу нашей страны? (Ответы детей)
Показ учителем некоторых видов редких растений и животных.
Учитель.
Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем.
Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах природы.
Что такое природа? (Ответы детей)
Что природа дает человеку?
Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей)
А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается - ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека - это тоже богатство природы и его надо беречь.
Занятие № 2.
Игра - путешествие «По лесным тропинкам».
Цель: учить работать с дополнительной литературой, отбирая интересные сообщения о животных и растениях леса, познакомить учащихся с Красной книгой мира и нашей страны; прививать любовь к природе, бережному отношению ко всему живому на Земле.
Оборудование: эмблемы команды «Березка», команды «Елочка», рисунки съедобных и несъедобных грибов, 2 корзинки, рисунок совы, рисунок летучей мыши, жука, разрезанные портреты редких животных, сарафаны для сценки, рисунок Красной книги, рисунки растений, занесенных в Красную книгу.
Ход занятия.
Ведущий. - Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Перед нами две команды:
«Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путешествие: «По лесным тропинкам».
Представление команд.
Команда «Елочка»
Под широкой темной елью,
Прошлогодней пахнет прелью
Подойдешь ты к ней - иголки
Подойдешь ты к ней
Под подошвами скользят
Ведь в обычаи у ёлки
Круглый год менять наряд.
Ель знакома нам всем с детства.
Без нарядной елки и праздника нет.
Круглый год ель зеленая.
А почему? Да потому, что листок - иголка живет 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Одни иголки опадают, а другие растут. Любят ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живет ель до 1200 лет.
Команда «Березка».
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней. Береза - одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А береста, кора березы - готовая природная бумага.
II. Разминка команд.
Команде, Елочка.
1) Назвать 5 пород лиственных деревьев.
2) Почему хвойное дерево лиственницей назвали?
Команде “Березка”
1) Назвать 5 пород хвойных деревьев.
2) Чем отличается ель от сосны?
III. Конкурс “Грибная полянка”
Ведущий. -
Кто сидит на крепкой ножки.
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы -
Нет под шапкой головы.
Что это? (Ответы детей)
Ведущий.
Берем по лукошку
И скорее в путь дорожку
Разбежались по полянке,
Мухоморы и поганки,
Рыжики, боровики,
Чтобы сбить тебя с пути.
Задания командам: Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить. Болельщики в это время отвечают на вопрос: Почему грибы так называются - лисички, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор?
IV. Конкурс капитанов “Лесные жалобы”.
Команде “Елочка”
Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я? (Сова, рисунок совы).
Команде “Березка”.
А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птичку, ни на зверя, но я друг человека, а не враг. Кто я? (Летучая мышь, рисунок летучей мыши).
V. Конкурс “Животный мир леса”
Ведущий.
Все - все на свете,
На свете нужны
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без
Чудных, нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд
Кто делает мед
И кто делает яд!
Задание: Из отдельных разрезанных частей картинки собрать портрет редкого животного (по 1 человеку от команды)
Команды в это время составляют из предложенных букв названия животных.
Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных, из жизни леса.
Например, сценка “На лесной опушке” В. Рождественский.
(Исполняют девочки в пестрых сарафанчиках с лукошками в руках)
Лапы елок прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася - лесник.
Приходите к нему на опушку -
Всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц нам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
Дядя Вася (Выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и, присев на корточки, слушают его).
Лес не только для нашей забавы,
Он - богатство Российской страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать - не сосчитаешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Хорошо здесь, в избушке просторной,
Дядя Вася гостям своим рад.
Ведущий.
Так весело в густом лесу.
На ветках птицы распевают
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают.
Задание: Записать 5 перелетных птиц (1 команда)
Записать 5 зимующих птиц.
VII. Конкурс “А знаете ли вы, что..?”
Каждая команда готовит интересные сообщения о природе из жизни животных
Команда “Елочка”
1) Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог (картинка жука) сам весом 14г. может тащить груз в 1 кг. 580 г.
2) А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1тонну хлеба?
3) А знаете ли вы, что 1 Га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода.
Команде “Березка”
1) А знаете ли вы, что первыми весной появляются бабочки, божьи коровки, пчелы, муравьи, сине-зеленые мхи, шмели потому, что за зиму впадают в спячку, а рано весной вылетают из своих укрытий.
2) А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь 1000000 цветов?
3) А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает людей?
VIII. Совместное выступление команд “Берегите природу”
1) Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2) Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
3) П рирода гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. (Показ картинки, на которой изображена Красная книга)
4) В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.
5) Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
6) Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи
Охраняются даже цветы
(Показ цветов, занесенных в Красную книгу нашей страны)
7) И тревога за жизнь неустанна:
Гибнут звери, птицы, цветы
И гибнут люди беспристрастно,
Унося с собой часть красоты.
8) Так, скорее над звёздной синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас!
Занятие № 3.
Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.
Оборудование: картинки с лекарственными растениями; засушенные растения, отвары трав; картины зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края»
Ход занятия.
Учитель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. ( Крапива)
Рос шар бел, дунул ветер-
Шар улетел. (Одуванчик)
Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке. (Ромашки)
Каждый лис мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник)
Как называются эти растения? Для чего они нужны? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую- нибудь травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растениях.
Посмотрите на эти растения (картинки или засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка - ажурные края). Тысячелистник- лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
Учитель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник - великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Так почему же всё-таки крапива обжигает?
На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок- как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся- получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.
Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.
Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища - поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.
Учитель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.
1. У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. Что мы ему посоветуем? Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно полоскать горло.
2. А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? Очень полезно будет ей попить отвар мать -и- мачехи, чабреца.
3. Вы обратили внимание, какая бледная Обезьянка? У неё нет сил. Что же делать? Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
Давайте сделаем отвары из лекарственных трав, и нашим зверюшкам станет легче.
В конце занятия учитель угощает детей витаминным чаем.
Занятие №4
Беседа « Кто живёт в воде?»
Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Оборудование: картинки с изображением речных животных, панно с изображением подводного мира реки, картинки с изображением водных животных.
Ход занятия.
Учитель показывает детям глобус. Сколько здесь голубого цвета! Что изображено голубым цветом? ( Это океаны, моря, реки - ведь голубым цветом на картах изображают воду.) Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде ? ( Прежде всего- рыбы.) Недаром говорят: »Рыбы-дети воды». Они живут в пресной и солёной воде. Рыб в мире огромное количество.
А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки.
( Прикрепить на ковролин панно подводного мира реки.)
Посмотреть на реку- и кажется, в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу незнамо куда.
Но если поглубже в неё заглянуть,
С маской и трубкой тихонько нырнуть,
Сразу увидишь, что это не так:
Вот под корягою прячется рак,
Налим под колоду забрался,
А - это огромная щука, плывёт, как ракета.
У кручи подмытой на дне хрящеватом
Лещ отдыхает, стоит, как лопата.
В затоне лини копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи.
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши…
Река ведь не просто течёт и течёт,
Она интересною жизнью живёт!
( По ходу чтения стихотворения дети прикрепляют картинки водных обитателей на панно подводного мира реки. Ребёнок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает о том, кто на ней изображён и выражает своё отношение к животному через движения, мимику).
Рак: Я - рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь под коряги.
Ёрш: Я чем-то напоминаю ежа - такой же колючий. Я очень живуч. Бросишь меня на лёд - замёрзну, а в тепле оттаю и поплыву.
Карась: Я - карась, очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде. Ем всё подряд.
Щука: Меня рыбаки прозвали речным волком. Но ещё меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоёмы, не даю распространяться болезням.
Лягушка:
Раньше были мы икрою, ква - ква!
А теперь мы все герои, ать - два!
Головастиками были, ква - ква!
Дружно хвостиками били, ать-два!
А теперь мы лягушата, ква - ква!
Игра «Мы - водные животные».
Мы - лягушки. Ребята, хотите быть лягушками? Идите, я вас научу. ( Дети вместе с лягушкой играют, имитируют её движения- плавают в воде, выпрыгивают на берег.
Мы- стайка рыбок.( Дети вместе с рыбой плавают, имитируя её движения. Плаваем молча, ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука. Рыбки быстро уплывают, разбегаясь в стороны).
Превращаемся в улиток. Высовываем рожки ( пальцы рук ) и медленно ползём по листу водного растения.
А теперь пройдёмся ,как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую.
Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплаваем, выйдем на берег, отряхнёмся и станем сухими.
Дети, мы сегодня узнали много интересного о водных жителях. А теперь возьмите набор карточек с изображением различных животных и рисунок водоёма. Водные жители заблудились и никак не найдут свою реку; ребята помогите им. ( Дети выбирают из предложенного набора карточек водных жильцов и помещают их на рисунок водоёма.) По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?
Занятие №5
Природа нашего Тульского края в опасности.
Цель: познакомить учащихся с экологической обстановкой в нашем крае.
Оборудование: глобус, плакат SOS, флажок SOS.
Ход занятия.
Ребята давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Как мы назовём модель земного шара? (глобус).
Наша планета - это огромный - преогромный шар. Такой большой, что нужно много - много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Земля - это не только вода, но и суша. Это огромные материки, где живут звери, птицы, где растут деревья и цветы, где высятся горы и дышат жаром пустыни.
Ребята, а на каком материке живём мы с вами? (Евразия.)
А в какой области мы с вами живём (Тульская область.)
Ребята, а вы знаете, что наша область в опасности. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик. От этих предприятий загрязняется воздух, его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки и загрязняют их. Так загрязняется наша область. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша область в опасности! Она требует помощи. Вы знаете сигнал бедствия?
Я вам скажу: SOS (показывает плакат). Это призыв о помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей области?
Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, любить её с детства, научиться понимать, как живут все живые существа. Этим занимаются люди- экологи. Хотите стать юными экологами? Я вам сейчас покажу место в нашей области, которое надо спасать. Это река Упа. Это очень красивая река. Сейчас она загрязнена. Сейчас люди думают, как её спасти.
Ребята, поговорите дома с родителями о нашем городе. Спросите: в опасности наш город или нет? Что ему угрожает? Завтра скажете, надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS.
Занятие № 6
Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными
растениями.
Цель: познакомить учащихся с большим разнообразием комнатных растений, со значением комнатных растений в жизни человека, с правилами ухода за комнатными растениями, формировать практические навыки и умения в природе и гуманное отношение к ней.
Оборудование: карта полушарий, рисунки комнатных растений и живые объекты на подоконниках, плакат “Правила ухода за комнатными растениями”.
Ход занятия.
Учитель: - Сегодня мы совершим путешествие на родину комнатных растений и познакомимся с правилами ухода за комнатными растениями. - Большинство комнатных растений зимой, как и в другие времена года, бывают зеленые. Некоторые даже цветут зимой. Почти все комнатные растения привезены к нам из теплых стран, где не бывает зимы - это тропические и субтропические леса и горные районы Южной Америки, Африки, Азии (Эти страны учитель показывает по карте) Поэтому комнатные растения весь год держат в теплых помещениях. Почти у всех комнатных растений названия экзотические и с первого раза не всегда запоминаются. И поэтому нередко придумывают названия, которые напоминали бы уже известные дикие и садовые растения.
Есть такое комнатное растение - абутилон. Вероятно, под этим именем знают его немногие. Листья у него похожи на кленовые. Конечно же, это комнатный клен.
- А у нас в классе есть такое растение? (Дети находят это растение на подоконнике).
- А что такое пеларгония? А это, оказывается, одно из самых распространенных и красивых растений - герань.
Амариллис знаком многим. Я вам сейчас его опишу, и вы найдете это растение у нас. Это растение с яркими красными цветками. Имеет крупную мясистую луковицу наполовину спрятанную в землю, а от нее отходят большие ремневидные, блестящие кожистые листья.
Мощная цветочная стрелка без листьев, а на конце ее зонтики собраны от двух до четырех крупных цветков.
- Найдите такое растение у нас в классе? (Дети находят растение)
Это растение родом из Южной Америки. А получили это красивое растение селекционеры путем скрещивания нескольких видов и получили самые разнообразные окраски (показываю картинки разных видов амариллиса) нежно-розовые, белые, оранжевые, кремовые, темно-вишневые и пестрые.
- Сегодня мы поговорим еще об одном очень распространенном комнатном растении - бегонии. Это растение было привезено также из тропических лесов Южной Америки. Бегонии бывают кустовидными, травянистыми. Открыл растение в XVII веке натуралист Шарль Плюмье и назвал его так в честь губернатора Сан-Даминго Михаэля Бегона.
В настоящее время известно более двух тысяч различных видов бегонии. У нас в классе есть только один вид - это бегония изумрудная (показывает учитель). Бегонии выращивают ради живописных по своей окраске листьев или крупных, ярко окрашенных цветков.
Подробно поговорим еще об одном очень известном комнатном растение (Учитель подходит к подоконнику и показывает на кактус)
- Как называется это растение? (Ответы детей)
- Конечно, растение это - кактус. Когда-то давно в эволюции растений на Земле произошло маленькое чудо - возник далекий предок кактусов. И совершенно независимо от других растений появилось удивительное количество просто фантастических форм (показ рисунков различных видов кактусов), часто совершенно непохожих друг на друга. Основное отличие кактусов от всех остальных растений - опушенные пятнышки, равномерно распределенные по стеблю (показ на живом растении). Именно на них растут колючки, а у большинства видов появляются бутоны и отростки.
Распространено мнение, что кактусы растут в пустынях. Это верно лишь отчасти. Только небольшая часть видов действительно приспособилась к суровым условиям американских пустынь. Остальные же встречаются в степях, лесах, горах, прибрежных зонах. Необычное разнообразны размеры, форма стебля, окраска, цветки этих растений.
- А как же человек должен заботиться о комнатных растениях, чтобы они радовали нас буйным цветением и всю долгую зиму напоминали нам яркую зелень жаркого лета?
Рассказ учителя сопровождается показом.
- Расставляя комнатные растения, надо следить, чтобы они были хорошо освещены. Высокие растения не должны загораживать от света низкие. Лучше всего комнатные растения ставить на специальные подставки или помещать в подвесные кашпо на некотором удалении от окна. Не рекомендуется ставить эти растения на окне, так как они не пропускают в помещение часть света. Да и самому растению это не всегда полезно. Весной и летом они будут страдать от солнечных ожогов. В солнечные дни будут сильно нагреваться цветочные горшки, а значит и почва в них. Это ухудшит жизнь корней. Осенью и зимой, наоборот, растения будут страдать от холода. Сильно страдают они и от сквозняков.
Если растения приходится ставить на подоконник, то их устанавливают на деревянные подставки. Между окном и цветочным горшком укрепляют дощечку или фанерку. Эта преграда уменьшает зимой охлаждение почвы в горшке, а летом - ее перегревание.
Как ухаживать за комнатными растениями (с показом учителя, дети помогают учителю).
1. Поливайте растение водой комнатной температуры летом каждый день, зимой - реже, но следите, чтобы почва в горшках была влажной. Кактусы поливайте летом через два-три дня, а зимой - один-два раза в две недели. Поливайте из лейки, сбоку, а не с верху.
2. Палочкой разрыхлите поверхность почвы, чтобы к корням поступал воздух.
3. Вытирайте пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой. Растения с маленькими и опушенными листьями опрыскивайте водой.
4. Регулярно ножницами срезайте с растений сухие листья и веточки. Следите за чистотой цветочных горшков и подставок.
Комнатные растения удивительны не только своей красотой. На некоторых из них можно вырастить плоды. Так, у многих цветоводов плоды созревают на комнатных лимонах. Вкусные плоды можно вырастить на комнатном инжире.
- В помещениях часто выращивают растения, похожее на крапиву. Его так и зовут - крапивка, а научное название - плентрантус. Утверждают, что это растение выделяет запах, изгоняющий из помещений моль и мух.
- А вот еще одно интересное растение - пеларгония душистая (Показ картинки). Листья этого растения выделяют душистые вещества, которые освежают воздух в комнатах, очищают его от вредных примесей.
- Ребята, а какое еще значение имеют комнатные растения в жизни человека? (Ответы детей).
- Комнатные растения выделяют кислород, радуют нас яркой зеленью и прекрасным цветением удивительно красивых цветков.
Вопросы для закрепления: 1)Зачем необходимо рыхление для комнатных растений? 2)Как правильно провести рыхление? 3)Зачем нужно поливать комнатные растения? 4)Как следует правильно поливать комнатные растения? 5)Какую воду лучше использовать для полива? 6)Влияет ли время года на частоту и время полива комнатных растений? 7)Почему необходимо удалять пыль с листьев комнатных растений, и как правильно это делать?
Занятие № 7
Цель: прочитать и проинсценировать экологические сказки, воспитывать гуманное отношение к природе.
Ход занятия
Сказка «Теремок»
Действующие лица: Лягушка--квакушка, Мышка--норушка, Петушок золотой гребешок, Зайчик-попрыгайчик, Сова, Ведущий.
Посреди сцены стоит грибок--теремок. В разных углах звери занимаются каждый своим делом:
Ведущий: Рос в Чернобыле грибок, назывался теремок. Но в один прекрасный день теремок наш стал как пень: стал высокий и большой, потому что дождь прошел.
Все звери собираются возле теремка.
Вед: собрались туда все звери, чтобы дружно пить и есть. Жили звери, пили--ели, но однажды заболели. Потому что наши звери пили воду из отравленной трубы и морковку ели звери из отравленной земли.
Утро. В центре сцены мышка
Вед: Вот однажды рано утром встала Мышка, говорит…
Мышка: Ох, ребята, ох, зверюшки, у меня живот болит.
Дерево: На нем сидит Сова и читает книгу.
Вед.: И тогда все звери сразу вызывали ту Сову, что сидела на дубу.
Теремок: Сова в теремке сидит над больной мышкой.
Вед.: И сова, погладив Мышку, сразу молвила для всех....
Сова: Вы не пейте больше воду из отравленной трубы. И не кушайте морковки из отравленной земли.
Все звери становятся в полукруг, берутся за руки.
Вед: решили все зверюшки всю природу охранять, никогда не загрязнять.
Звери / хором /: БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!
Сказка «Золушка»
Действующие лица: Золушка, Фея, Ведущий.
Вед: В одном селении жила девушка. Мать ее умерла, а отец женился на другой. Мачеха с первых дней невзлюбила падчерицу. Заставляла ее делать самую трудную работу. Однажды король созвал всех на бал, на который поехали мачеха со своими дочерьми, Золушку, посадили за привычную ей работу. Забившись в уголок, она тихонько плакала. Вдруг кто--то коснулся ее головы: это ее крестная -- добрая Фея.
Фея: Золушка, я знаю, ты хочешь поехать на бал. И я тебе помогу. Принеси с огорода самую большую тыкву, из сарая -- крысу, а из подвала-- мышеловку с мышами.
Золушка все приносит. Фея дотрагивается до предметов волшебной палочкой и ..... ничего не происходит. Она в удивлении.
Фея: Где росла эта тыква, Золушка?
Золушка: На огороде, крестная!
Фея: А чем ты ее поливала?!
Золушка: Ах, крестная! Было бы все хорошо, если бы несколько дней на зад не прошел радиоактивный дождь.
Фея: Теперь мне все ясно. Придётся обойтись без кареты. Но ты ведь хорошо умеешь ездить верхом?
3олушка: Да, тётушка!
Фея: Сейчас по взмаху моей волшебной палочки эти прекрасные мышки превратятся в лошадей, и ты выберешь себе одну из них. А эту крысу, которую я хотела превратить в кучера, я сделаю твоим сопровождающим лицом.
Золушка: Ах, тетушка, но эти мыши ели зерно, выращенное в районе Семипалатинска. А крыса в сарае, по--моему, отведала колбасы, сделанной из мяса заражённых радиацией животных.
Фея: О, люди! Даже мое волшебство перед этим бессильно… Даже моя доброта не помогла Золушке поехать на бал! Давайте же беречь природу!!!
2.2. Описание и обсуждение результатов исследования. Выводы
Этот этап проходил через полгода работы.
Задачи 3 этапа:
- вновь провести уже использованные диагностические методики, направленные на выявления уровней знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней, а так же уровни сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.
- сравнить показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
- выяснить степень влияния разнообразных внеклассных занятий на процесс формирования экологической культуры младших школьников.
Методика, направленная на выявление знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней. (см. констатирующий этап).
Индивидуальные результаты методики представлены в таблице № 3.
Таблица № 3.
ФИО учащегося |
Вопросы |
Средний балл |
||||||||||
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1.Аристов Марк. |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
42 |
|
2.Бугина Анастасия. |
5 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
39 |
|
3. Власова Юлия. |
4 |
3 |
5 |
3 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
41 |
|
4. Кондаурова Анастасия. |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
41 |
|
5. Мельников Кирилл. |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
46 |
|
6. Онофрийчук. Анна. |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
46 |
|
7. Пуговкина Анастасия. |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
46 |
|
8. Угодников Антон. |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
48 |
|
9.Шафикова Паула. |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
47 |
|
10. Юнко Александр. |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
46 |
|
После беседы учащиеся разделились на три группы по уровням экологической культуры:
высокий - 6 чел. (60%);
средний - 4 чел. (40%);
низкий - 0 чел. (0%).
Методика, направленная на сформированность практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе. (см. констатирующий этап).
Индивидуальнае результаты методики представлены в таблице № 4.
Таблица № 4
ФИО учащегося |
Задания |
Средний балл. |
||||||||
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
1.Аристов Марк |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
32 |
||
2. Бугина Анастасия |
5 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
28 |
||
3. Власова Юлия |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
34 |
||
4. Кондаурова Анастасия |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
32 |
||
5. Мельников Кирилл |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
32 |
||
6. Онофрийчук Анна |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
27 |
||
7. Пуговкина Анастасия |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
34 |
||
8. Угодников Антон |
5 |
4 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
32 |
||
9. Шафикова Паула |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
29 |
||
10. Юнко Александр |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
5 |
27 |
||
После диагностики учащиеся разделились на 3 группы по уровням сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе:
высокий - 6 чел. (60%);
средний - 4 чел. (40%);
низкий - 0 чел. (0%).
Сравнение индивидуальных результатов констатирующего и контрольного эксперимента. (см. таблица № 5).
Таблица № 5.
ФИО учащегося |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
|||
Методика 1 |
Методика 2 |
Методика 1 |
Методика 2 |
||
1.Аристов Марк |
26 |
25 |
42 |
32 |
|
2. Бугина Анастасия |
31 |
23 |
39 |
28 |
|
3. Власова Юлия |
32 |
22 |
41 |
34 |
|
4. Кондаурова Анастасия |
35 |
19 |
41 |
32 |
|
5. Мельников Кирилл |
34 |
22 |
46 |
32 |
|
6. Онофрийчук Анна |
38 |
25 |
46 |
27 |
|
7. Пуговкина Анастасия |
34 |
22 |
46 |
34 |
|
8. Угодников Антон |
29 |
18 |
48 |
32 |
|
9. Шафикова Паула |
30 |
19 |
47 |
29 |
|
10. Юнко Александр |
25 |
17 |
46 |
27 |
|
Таблица № 6.
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
||||
человек |
% |
человек |
% |
||
высокий |
0 |
0% |
6 |
60% |
|
средний |
6 |
60% |
4 |
40% |
|
низкий |
4 |
40% |
0 |
0% |
|
Для наглядности построим диаграмму, на которой сравниваются показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента. (см. Приложение IV)
Анализ полученных данных после повторного проведения диагностических методик, убедил нас в том, что уровень экологической культуры младших школьников стал значительно выше, причины трудностей школьного обучения выявлены. Это видно из таблицы № 6 и диаграммы (см. Приложение IV); не было выявлено ни одного человека с низким уровнем экологической культуры, средний уровень составил 40%, а высокий 60% . После внеклассных занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных. Знания детей стали более глубокими, осмысленными и адекватными. Учащиеся уже самостоятельно могли поставить и принять цель труда, определить предмет труда, вычленить его особенности. Дети научились отбирать средства и выполнять трудовые действия достаточно самостоятельно и качественно, так же научились вычленять результат труда и соотносить его с целью деятельности. Некоторые учащиеся даже научились планировать как трудовые действия, так и трудовой процесс в целом. Получаемый результат был очень хорошего качества. Таким образом, разработанные внеклассные занятия значительно повлияли на процесс формирования экологической культуры младших школьников.
Заключение
Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции.
Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.
Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и воспитывает нас. В этом - диалектика взаимоотношений между поколениями, закон этих взаимоотношений. Растить человека и расти вместе с ним. Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении сказал: "Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит". ("Маленький принц". М.: Детская литература, 1983.).
Мы рассмотрели в данной работе решение психологических проблем школьного обучения в начальных классах через призму экологического воспитания.
Актуальность проблемы, рассмотренной в данной работе, в наши дни всё возрастает. Для успешного её решения требуется серьёзная целенаправленная работа, поиск наиболее эффективных средств формирования экологической культуры младших школьников.
Полученные нами положительные результаты опытно-экспериментальной работы показали, что выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась, поставленные в исследовании задачи полностью выполнены:
1) Определена сущность понятия «экологическое воспитание».
Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста имеет большое значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Таким образом, экологическое воспитание детей- целенаправленный педагогический процесс.
2) Выявлена сущность, структура и содержание понятия экологической культуры как социально-нравственного качества личности младшего школьника.
Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе, как всеобщему условию и предпосылки материального производства к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
3) Определены педагогические основы формирования экологической культуры младших школьников.
Экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
4) Подобраны и систематизированы задания и упражнения, способствующие формированию экологической культуры младших школьников.
Эти задания были направлены на выявление знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней, а также на сформированность практических навыков и умений в разнообразной
деятельности в природе.
5) Опытно-экспериментальным путём проверена эффективность разработанной системы внеклассных занятий в формировании основ экологической культуры младших школьников.
В ходе выполнения заданий и упражнений, способствующих формированию экологической культуры младших школьников, экологическая культура учащихся значительно повышается. Число учащихся с высоким уровнем экологической культуры возрастает.
Целенаправленное использование внеклассных занятий, соответственно критериям уровней экологической культуры младших школьников обеспечивает формирование основ экологической культуры, тем самым повышая уровень экологических знаний и оказывая положительное воздействие на развитие каждого ребёнка и коллектива в целом.
Фактическое отсутствие целенаправленной работы по формированию основ экологической культуры именно в младшем школьном возрасте приводит к снижению мотивации обучения и затрудняет развитие положительных качеств личности в дальнейшем. Поэтому имеет глубокий смысл продолжение исследований проблемы в формировании основ экологической культуры младших школьников и решения трудностей в обучении.
Литература
1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 2006. - №1.
2. Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии. //География в школе, 2005. - №6.
3. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 2003. - 374 с.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М, 2005. - 392 с.
5. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 2006. - 145 с.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6.
9. Груздев П.Н. и др. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. - М, 2005. - 427 с.
10. Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. - Владимир. 2006. - 377 с.
11. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. - М, 2004. - 422 с.
12. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. - М, 342 с.
13. Зубков Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов. - Екатеринбург, 2003. - 190 с.
14. Информационно-методическое письмо об обновлении курса преподавания природоведения в программе естественнонаучного образования «Природа и люди». //Начальная школа, 2005. - №8.
15. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа, 2006. - №8.
16. Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. - М, 2005. - 432 с.
17. Квасцова Л.С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников. //Биология в школе, 2004. - №3.
18. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. - М.: Просвещение, 2006. - 438 с.
19. Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2006. - №6.
20. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 2005. - №6.
21. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
22. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2006. - 282 с.
23. Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 2005. - №3.
24. Назаренкова Г.Н. Коллективное игровое творчество как фактор нравственного воспитания учащихся. - Чебоксары, 2003. - 158 с.
25. Назаренкова Г.Н. Воспитательное взаимодействие в структуре игровой деятельности.- Чебоксары, 2002. - 190 с.
26. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 2005. - №5.
27. Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 2005. - 338 с.
28. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 2004. - №6.
29. Пидкасистый П.И. и др. Технология игры в обучении и развитии. - М, 2004. - 387 с.
30. Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические рекомендации к учебнику. - М.: Просвещение, 2003. - 122 с.
31. Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 2-го(3) класса. - М.: Просвещение, 2005. - 277 с.
32. Плешаков А.А. Сто заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 2-го(3) класса. - М.: Вита -Пресс, 2006. - 143 с.
33. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. - М.: Просвещение, 2005. - 289 с.
34. Программно-методические материалы. Природоведение. //Начальная школа. - М.: Дрофа, 2006. - 190 с.
35. Ривкин Е.Ю. Экологизация школьного географического образования. //География в школе, 2003. - №3.
36. Рожно-в В. Е. Игровая терапия. - М, 2006. - 123 с.
37. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная школа, 2006. - №2.
38. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальн ой школе. //Начальная школа, 2006. - №6.
39. Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания. //Начальная школа, 2006. - №6.
40. Суравегина И.Т. Школьная экология: задачи и функции. //Биология в школе, 2005. - №3.
41. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. - 378 с.
42. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 2005. - 254 с.
43. Сухомлинский В. А. 100 советов учителю. - Киев, 2004. - 202 с.
44. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //Начальная школа, 2005. - №10.
45. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. - М.: Академия развития, 2006. - 321 с.
46. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- М, Педагогика, 2003. - 173 с.
47. Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа, 2006. - №8.
48. Шмалов С. А. Игры учащихся - феномен культуры. - М, 2004. - 264 с.
49. Экологическое воспитание школьников.//География в школе, 2005. - №5.
50. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М, 2004. - 438 с.
51. Эльконин Д. Б. Символика и ее функции в игре детей / Эльконин Д. Б. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ I.
Основные факторы, определяющие формирование у школьников ответственного отношения к окружающей природной среде (По Захлебному А.Н.).
Потребности, ценности |
Идеал отношения и поведения |
Активная жизненная позиция |
|||||||
Культура поведения |
Культура профессионального труда |
||||||||
Содер-жание |
|||||||||
Методы |
Знания |
Готовность действовать |
|||||||
Педагогические средства |
Оценочно-эмоциональная реакция |
Ответственное |
Реализация в деятельности и в поведении |
||||||
Наглядные средства |
Деятельность учащихся |
Способность действовать |
|||||||
Формы организации |
|||||||||
Участие в ОПТ по защите, уходу, улучшению природной среды, пропаганде идей охраны природы. |
|||||||||
Прогнозирование вариантов последствий |
Принятие решений |
Выбор способа действия |
|||||||
Приложение II.
Диаграмма №1(констатирующий этап).
Приложение III.
Диаграмма № 2 (констатирующий этап).
Приложение IV.
Методика № 1.
Методика № 2
Методика № 1 и № 2
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |