58
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Наблюдение, экспериментальный анализ, психолого-педагогическое и методическая литература, анализ проведения успешной предпринимательской деятельности и др.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что в ней на основании проведенной опытно экспериментальной работы, предлагается ряд практических псиологических рекомендаций для людей, желающих стать предпринимателем.
Решив открыть свое дело, предприниматель принимает всю ответственность за его ход и все риски, с ним связанные, на себя. Следовательно, он должен быть готов к тому, чтобы осуществлять управление своей фирмой. Эффективность управления обусловливается умением решать следующие задачи:
1. Постановка целей функционирования и развития предприятия;
2. Планирование деятельности и развития предприятия;
3. Анализ результатов работы предприятия;
4. Распределение обязанностей и ответственности между подчиненными;
5. Стимулирование продуктивной работы персонала;
6. Организация контроля работы персонала;
7. Оценка работы персонала;
8. Поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
9. Оценка целесообразности внедрения конкретных новшеств;
10. Организация внедрения новшеств;
11. Стимулирование инновационной активности персонала.
Степень эффективности, с которой решаются данные задачи, определяет уровень управленческой компетентности предпринимателя и его способностей. Сама же компетентность зависит от знаний основ и методов управления, а также от ориентированности предпринимателя. Недостаток знаний можно восполнить, пройдя соответствующий курс обучения, или посредством самообразования. Однако для того, чтобы применить полученные знания в практике деятельности своего предприятия, необходимо желание, уверенность в успехе, готовность на затраты времени и сил, стремление к обновлению, экспериментированию. Не секрет, что разные люди различным образом воспринимают новые знания. Кто-то сразу готов внедрять все, чему удалось научиться, другой постоянно сомневается в успехе, опасается навредить с трудом налаженному делу, а иной уверен, что его собственные знания и опыт стоят всех наук вместе взятых. В основе различной ориентированности предпринимателей лежат индивидуальные особенности людей. Они проявляются в выборе преимущественного способа деятельности, путей реализации этого способа и эмоциональной оценке ситуации.
Случается, что индивидуальные особенности человека препятствуют эффективному решению управленческих задач. В этой ситуации говорят о наличии у него определенных ограничений. Выявить существующие ограничения можно заранее до того, как станет очевидным, что предприниматель не справляется с функциями руководителя. Полученная при этом информация послужит для выбора направления коррекции неэффективного поведения и предупреждения возможных ошибок и проблем.
Под поведением понимается совокупность совершаемых человеком поступков. Исследователь психологической теории деятельности Г. В. Суходольский, изучив по-давляющее большинство отечественных трудов по теме «деятельность -- поведе-ние», пришел к выводу, что именно у С. Л. Рубинштейна впервые отражено различие между двумя видами человеческой активности. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 20 Если деятельность -- это ряд последовательно совершаемых действий, то поведе-ние -- система поступков. Поступок как единица поведения выражает, по мнению Л. И. Анциферовой, отношение человека к другим людям и моральным нормам об-щества. Психологический словарь трактует поступок как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям человека. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Психологический словарь. М.: Педагогика - Пресс, 2001, с. 72.
В нем проявляется личность -- ее ведущие потребности, отношение к окружающей дей-ствительности, характер, темперамент. В соответствии с социальными требования-ми, этическими и правовыми нормами, поступок оценивается как нравственный. Или безнравственный.
Значительные успехи по выяснению природы человеческого поведения были достигнуты в начале XX в. Впервые основоположником бихевиоризма Д. Уотсоном было провозглашено, что душа человека является принципиально непознавае-мой, а человеческое поведение есть проявление двухзвенной схемы: (St - R) сти-мул -- реакция. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 28 Данное заявление было закреплено открытием В. М. Бехтеревым «сочетательного рефлекса» или, в терминах экспериментальных исследований И. П. Павлова, «условного рефлекса», которые на целые десятилетия были объяв-лены в нашей стране фундаментальными постулатами для объяснения поведенчес-ких реакций.
В начале 30-х гг. американский психолог Э. Толмен пришел к заключению, что направляющим началом поведения является цель человека, а связи между стиму-лом и реакцией являются не прямыми, а опосредованными через «промежуточные переменные»: цель, ожидание, гипотезу, знак и его значение, когнитивную картину мира.
Важный вклад в изучение поведения личности привнесла гештальтпсихология, ярким представителем которой является К. Левин. Он писал, что для объяснения поведения необходимо определить действующую целостную ситуацию, представ-ляющую структуру поля и состояние личности. Важно выявить саму эту ситуацию и то, как она представлена в субъективном восприятии действующих в ней людей. Гибсон Джеймс. Л., Иванцевич Джон, Доннелли Джеймс Х. Организации: поведение, структура, процессы. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 232 с.
В отечественной литературе существует значительное число синонимов понятия «установка»: личный смысл -- по А. Н. Леонтьеву, отношения -- по В. Н. Мясищеву. внутренняя позиция -- по Л. И. Бажович, умонастроение -- по Б. Д. Парыгину, моти-вация -- по В. И. Ковалеву и т. д. Их общий смысл идентичен по своей сути уста-новке личности, так как все они являются, во-первых, исходным моментом поведе-ния, во-вторых, вызывают готовность действовать определенным образом.
Начиная с 70-х гг. ряд последователей школы Д. И. Узнадзе провели серию экс-периментов по изучению механизмов смены установок, в том числе и социальных. Опираясь на то, что социальные установки имеют такие же свойства, как и установ-ки более низких иерархических уровней (интенсивность, скорость формирования, прочность фиксации и т. д.), они выяснили, что смена происходит по общему закону ассимиляции и контраста.
Отечественные исследования, а тем более зарубежные, продолжали доказывать наличие несовпадений между осознанием человеком фактов, говорящих о необхо-димости менять поведение, и тем, что сделать это крайне трудно. Некоторые отече-ственные психологи, опираясь на зарубежные исследования неофрейдистских школ, придающих области бессознательного решающую роль в регуляции поведения, в том числе и социального, пытались объяснить разрыв между поведением и осозна-нием через бессознательные регуляторы. Это работы Б. Ф. Поршнева, В. В. Нали-мова, В. П. Трусова. Большой интерес в этой связи представляют исследования А. М. Айломазьяна, доказывающие, что социальные установки могут находиться как в области сознательного, так и бессознательного, что в то время не повлияло на орто-доксальную линию в психологии. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 76
Современными западными школами, объясняющими и исследующими регуля-цию поведения человека, в частности в качестве предпринимателя, и наиболее популярными сегодня в России, являются нейролингвистическое программирование (Р. Бендлер, Дж. Гриндер и другие), трансак-ционный анализ (Э. Берн, М. Джеймс, Д. Джонгвард и др.), неогештальтпсихология (Ф. Перлз), онтопсихология (Менегетти), психоделическая школа (С. Гроф, Э. Бон- ни и другие), дианетика и саентология (Р. Хаббард), психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.).
Учитывая вышеизложенное, предположим, что психологическое поведение предпринимателя управля-ется как сознательными, так и бессознательными регуляторами. Таким образом, регуляция поведения полностью не подчинена воле человека.
Предпринимательское поведение является социально-экономическим.
Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступ-ков человека, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 35
Можно предположить, что предпринимательское поведение обусловлено уста-новками, вызывающими состояние готовности к совершению поступков предпри-нимательского характера в случае наличия потребности и удовлетворяющей ее си-туации.
По данным Р. Хизрича и М. Питерса, в 50-72 % случаев у основателей компаний хотя бы один из родителей имел свободную профессию. Следовательно, при воспи-тании будущих предпринимателей эти родители заложили в своих детях установки или готовность совершать поступки, характерные для предпринимательского типа поведения. Гибсон Джеймс. Л., Иванцевич Джон, Доннелли Джеймс Х. Организации: поведение, структура, процессы. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 265 с.
Степень свободы выбора, которую позволяют себе успешные предприниматели, заставляет предположить, что данный тип людей обладает значительно меньшим количеством фрустрирующих Состояние фрустрации возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствую-щей достижению цели. личность установок, чем другие. Область созна-тельного представлена здесь значительно в более широком диапазоне. Известно, что невозможно добиться успеха, если поведение неадекватно ситуации. Чтобы быть «везучим», необходимо четко реагировать на изменение окружающей дей-ствительности. Особенно часто такие изменения происходят при занятиях пред-принимательством, где «неопределенность» является главной психологической «средой обитания». В подсознании предпринимателей может содержаться готовность быть гибким, оптимальным, успешным, творческим, обеспеченным и другие регуляторы, способству-ющие «победе» в этой жизни. Данные установки довольно легко можно вывести в область социального. Следовательно, есть шанс признать свое поведение или отка-заться от него.
Установки, несовместимые с предпринимательскими поступками, прекрасно сформулировал М. Мольц.108 Это готовность к разочарованию, неуверенности, ис-пытанию чувства одиночества, обиды, опустошенности и использованию агрессии по полезным каналам приложения. По мнению У. Джеймса, причина уныния предпринимателя «только отражение субъективного восприятия человека». Ибо потеря прибыли -- факт, а что предпри-ниматель при этом опозорен или разорен -- его личное суждение. Личность успешного предпринимателя отвергает побуждение жить предопреде-ленным образом. Она постоянно учится сталкиваться с новыми ситуациями, откры-вает новые способы мышления, переживания и реагирования. В результате такое поведение устраняет противоречие, вызванное понятиями «надо» и «хочу», так как они просто сливаются. Именно сознательное решение быть свободным, несмотря на инстинкты, побуждения, наследственность и окружающее влияние, выделяет пред-принимателей из общей социальной структуры.
К этим людям невозможно никак не относиться, так как их поведение вызывает у кого «зависть», у кого «прекрасное чувство свободы», а у некоторых желание изу-чить истоки такой нестандартности.
На поведение предпринимателей влияют не только внутренние установки, но и внешние обстоятельства, порожденные конкретной исторической обстановкой, го-сударственной идеологией, культурой нации, а также того социального слоя, из ко-торого формировался предпринимательский социум.
Живя в обществе, предприниматель знает, что любой его поступок в семье, офи-се, на улице оценивается с позиции нравственности, что в свою очередь влияет на основную цель предпринимательства -- получение прибыли. Поэтому предприни-мательские поступки должны соотноситься как с национальной культурой обще-ства, так и с предпринимательской культурой -- созидаемыми и передаваемыми социальной группой предпринимателей системами ценностей, идей и символов. Именно поведение человека выявляет его отношение к социальным ценностям и определяет специфику образа жизни. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 57
Итак, людей, имеющих предпринимательское поведение, объединяет одна суб-культура, являющаяся составным элементом общей национальной культуры. Эта субкультура проявляется в явных или неявных правилах поведения, спонтанно воз-никающих в ходе эволюции предпринимательского социума и группирующихся в определенных культурных традициях, поступках, ритуалах, обычаях, нравах или «ко-дексах поведения». Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 45
Развитие предпринимательской культуры или «кодекса предпринимательского поведения», его смена, появление и исчезновение, выдвижение на главенство и оттеснение на второй план различных норм и правил происходит по принципу естественно-го отбора. Выживают культурные традиции, наилучшим образом обеспечивающие жизненные цели общества, а не прошедшие эволюционные фильтры -- отсеиваются.
В России «кодекс предпринимательского поведения» менялся несколько раз. Частая смена предпринимательской субкультуры происходила, видимо, из-за несо-ответствия ее цели основным целям русской национальной культуры. Получение «барыша» большего, чем у основной массы населения, живущего по законам общины, не поощрялось русским самосознанием, склонным к уравнитель-ному (общинному) распределению доходов.
Уравнительность в доходах рассматривалась как элемент особой программы по-ведения членов общины. Это отразилось в их обрядах, обычаях, этикете, трудовых навыках, играх, моде, отдыхе, праздниках, способах воспитания, ухаживания, ос-корблениях, наказании и т. п.
Предпринимательское поведение всегда обусловлено предпринимательской куль-турой. Рассмотрим факторы, определяющие отечественную предпринимательскую культуру как основной регулятор поведения российского предпринимателя. На наш взгляд, их три: социально-экономические, духовные и собственно культурные.
Чтобы создавать ситуации, развивающие предпринимательские способности, нужно осознать не только то, что они представляют из себя континуум, в котором люди представлены в виде субъектов с ярко выраженными способностями и без таковых. Необходимо также разбить область применения данного вида деятельно-сти по сложности предпринимательства от крупных фирм, занимающихся «высо-кой технологией», до мелких предприятий, у которых новаторская функция прояв-ляется лишь на стадии зарождения и эпизодически в процессе работы. Тем, кто обладает яркими предпринимательскими способностями, надо создавать соци-альные и экономические условия. Ведь талантливые предприниматели, как и твор-ческая интеллигенция, «представляют один из редких ресурсов нации». Дж. Деллан и Е. Лидсей подчеркивают важность государственных мероприятий, стимулирую-щих инновационные предпринимательские процессы, так как указывают на прямую связь между ними и развитием предпринимательства.
Важная задача психологии -- дать описание личности предпринимателя -- его психологический портрет, а также ответить на вопросы, насколь-ко он совпадает в различных социокультурных средах и на различных уровнях раз-вития экономики. Важно также выяснить, изменился ли портрет российского предпринимателя за время реформ, насколько он привлекателен для соотечествен-ников и от каких факторов зависят те или иные его характеристики. Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства -- одна из со-ставляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократич-ностью.
Предприниматель должен обладать следующими качествами:
* завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);
* организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их рабо-тать, координируя их действия);
* торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).
Мещанину требуются другие качества:
* хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной эконо-мией и бережливостью;
* деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим ведением отчетности.
Третья составляющая капиталистического духа -- бюрократия. Черты бюрокра-та: преданность корпорации, работа ради ее прибыли -- способ личного карьерного продвижения и благополучия, коллективный интерес, дисциплина, потребность в четкой инструкции, наличие закрепленных функций. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 56 Примечательно, что при столь разносторонней характеристике капиталистиче-ского духа В. Зомбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из дан-ной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад. Поэтому неудивительно, насколько часто правительство России, стремясь к тотали-таризму, боролось с предпринимательством, устраняя этим малейшую возможность проявления элементов капитализма.
Согласно мнению знаменитого психолога Г. Юнга, наибольшая предрасположен-ность, склонность к предпринимательству -- у экстравертов.
В рамках социально-психологической теории депривации Депривация -- процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных по-требностей индивидов или групп было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных мень-шинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.
Существует проблема восприятия налогообложения предпринимателями: их по-ведение в условиях разного уровня налогов, причины и факторы уклонения от упла-ты налогов. Актуальны исследования кросскультурного уровня, устанавливающие корреляции между предпринимательской деятельностью и национальными, этни-ческими, культурными и другими особенностями индивидов и социальных групп. Так, было установлено, что в отличие от населения США и Японии, видящего в предпринимателе человека, обслуживающего его нужды и создающего рабочие мес-та, в Европе образ предпринимателя в целом мало позитивен. Во-первых, это связа-но с некоторой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности. Во-вторых, с определенными стереотипами восприятия предпринимателя как спе-кулянта, дельца, эксплуататора (особенно в условиях идеологизированной совет-ской экономики). В-третьих, с некоторой категоричностью поведения и общения предпринимателей в интересах дела и в связи с экономической необходимостью.
В четвертых, с завистью по поводу его прибыли и доходов.
К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся (в интеллектуальном блоке) компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление; (в ком-муникативном блоке) талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умеение идти против течения; (в мотивационно-волевом блоке) склонность к риску, ;внуутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Предприниматель ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое). Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 43
По мнению К. Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предпринимателей и не предпринимателей. Различия в том, как много предпринимательской активности они проявляют, и в уровне предприимчивости, заключенной в этой активности. Тогда правомерно говорить и о парапредпринимательстве как форме деятельности, осуществляемой параллельно бюджетной либо на ее базе. В настоящее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С такой позиции объяснима и фигура интрапренера -- человека, работающего в организации, но обладающего наклонностями и способностями предпринимателя.
Есть ли специфические особенности в портрете российского предпринимателя по сравнению с зарубежным?
Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же иссле-дования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социаль-ного неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и по-следовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.
Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве глав-ного стремления человека тягу к успеху. Успех -- это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предпринима-тель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и мно-гообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вслед-ствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин, и быть результатом достаточно разных форм поведения. Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.- 1993. Т.14 - №5, с. 98 - 99. На достижение предприниматель-ского успеха могут повлиять:
* простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте, но при этом сумел не упустить шанс);
* активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием ме-тода проб и ошибок;
* компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального вариан-та на основе теоретических изысканий;
* получение и использование в благоприятное время конфиденциальной ин-формации или ресурса другого вида;
* использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентно-сти в качестве товара, дающего доход.
Предпринимательское поведение может иметь и период пассивности, но обычно предприниматель активен, хотя бы на стадии «уторговывания» цены за нечто, чем он обладает.
Из определения понятия следует, что предприниматель должен иметь представ-ление о рыночной конъюнктуре и уметь ею пользоваться. Говорить о наличии общих для всех предпринимателей черт, задатков, способностей можно только в случае, если сравнение происходит в соответствии с теми или иными формами и направле-ниями реализации множества моделей предпринимательского поведения. На Запа-де их несколько.
* Инвестиционная модель -- разработка и внедрение «на свой страх и риск» венчурных инвестиционных проектов, что в наше время в России не кажется оправданным.
* Инвенторная модель -- продвижение или продажа «ноу-хау» (собственного или клиента).
* Организационная модель -- организация осуществления каких-либо идей, не-стандартных решений, обеспечение проекта нужными видами ресурсов, обес-печение коммуникаций, взаимодействия.
* Посредническая модель -- выступление в роли арбитра, посредника с получе-нием комиссионных (на основе уникальной информации о потребностях и возможностях сторон).
* Аквизиционная модель -- аккумуляция и концентрация каких-либо ресурсов для запуска в оборот в благоприятное время.
* Коммерческая модель -- создание новых каналов обмена для товаров, услуг, информации.
* Консалтинговая модель -- обеспечение профессиональной поддержкой по широкому кругу проблем.
* Конъюнктурно-игровая модель -- манипулирование, комбинирование цено-вой и иной конфиденциальной информацией.
Рекомендуем тем, кто обдумывает возможность начать свое дело, внимательно перечитать строки, относящиеся к предпринимательскому поведению, и определить свои ресурсы и возможные направления активности. Добавим к этому совместную точку зрения российского и американского специалистов в сфере бизнеса на моти-вы и набор профессиональных качеств предпринимателя. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 65 Мотивы:
* желание быть хозяином своей судьбы;
* стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от ос-тальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;
* желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно, улучшить свое материальное положение.
Приведем качества предпринимателя, отмеченные Б. Карлоф: Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.- 1993. Т.14 - №5, с. 127.
1. Предпочитает принимать решения самостоятельно.
2. Восприимчив к новому, нацелен на получение результатов.
3. Открыт для конструктивной критики и похвал.
4. Стремится принимать активное участие в бизнесе, а поэтому безмерно счаст-лив в небольшой организации.
5. Любит быстрое развитие и нововведения.
6. В деловом окружении, при расширении бизнеса чувствует себя как рыба в воде.
7. Крайне требователен к себе и к способностям своих компаньонов.
В условиях современного постиндустриального общества, когда каждый является реальным или потенциальным участником процессов, существенно влияющих на жизнь других людей, а иногда и человечества в целом, когда благодаря достижениям цивилизации любой человек может оказаться в ситуации, где от его поведения зависит благополучие или даже судьба многих, возрастает роль нравственности. Предприниматели по своему статусу определяют благополучие нанимаемых ими людей и окружающих организаций, входящих в сферу их деятельности. Нравственная составляющая деятельности -- это критерий, согласно которому общество отделяет приемлемые действия от неприемлемых. По нравственной составляющей потенциа-ла предпринимателей их можно разделить на «акул» и «дельфинов». Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. - 2001. Т. 19 - №1, с.167. На основе комбинации двух параметров -- энергии и нравственной ориентации -- можно получить классификацию типов поведения в жизни. В социологии труда рассматривается категория трудового потенциала человека, определяющая возможности и эффективность его участия в экономической дея-тельности. По сути, потенциал включает несколько профессиональных и личностных характеристик работника, состав которых определяется требованиями участия в производственном процессе. Параметрическое определение потенциала можно считать укрупненным профессиональным и личностным профилем работника. В этом смысле определение потенциала работников следует рассматривать в ряду других методов построения их профилей
Соцориентация Альтруизм Эгоизм |
«рыба»
|
«дельфин»
|
|
«рак» |
«акула» |
||
Min Max |
|||
Рис. 1.
Классификация типов поведения на основании энергии и нравственности -- социальная ориентация
Попытка создать развернутый формализованный портрет предпринимателя при-надлежит А. И. Агееву Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.- 1993. Т.14 - №5, с. 154. (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2.
Личностный портрет зарубежного предпринимателя
Качества
|
Индикаторы проявления качества
|
|
1. |
2. |
|
1. Поиск возможностей и инициативность
|
а) видит и использует необычные деловые возможности; 6) действует до того, как его вынудят к этому обстоятельства
|
|
2. Упорство и настойчивость |
а) готов к неоднократным усилиям, чтобы преодолеть препятствие; б) меняет стратегии, чтобы достичь цели
|
|
Продолжение таблицы 1.2
1. |
2. |
|
3. Готовность к риску
|
а) предпочитает ситуации «вызова» или умеренного риска; б) предпочитает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результат
|
|
4. Ориентация на эффективность
|
а) находит пути делать вещи лучше, дешевле, быстрее; б) стремится достигать совершенства, улучшать стандарты эффективности
|
|
5. Вовлеченность в рабочие контакты
|
а) принимает на себя ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы; б) берется за дело вместе с работниками или вместо них
|
|
6. Целеустремленность
|
а) ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение; б) постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи
|
|
7. Стремление быть информированным
|
а) лично собирает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах; б) использует личные и деловые контакты для своей информированности
|
|
8. Систематическое планирование и наблюдение
|
а) планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи; б) разрабатывает или использует процедуры слежения за выполнением работ
|
|
9. Способность убеждать и устанавливать связи
|
а) использует осторожные стратегии для влияния и убеждения люден; б) использует личные и деловые контакты как средство достижения целей
|
|
1О. Независимость и самоуверенность
|
а) стремится к независимости от правил и контроля других людей; б) полагается лишь на себя перед лицом противостояния и при отсутствии успеха; в) верит в свою способность выполнять трудные задачи
|
|
Приведенные индикаторы проявления качеств позволяют говорить о типологии стратегий поведения, реализующих то или иное качество.
Значительный интерес представляют современные исследования, позволяющие сравнение выполненных по стандартным методикам измерения тестовых наборов качеств.
Таблица 1.3.
Личностные портреты предпринимателей, имеющих различную степень включенности в предпринимательство
№ пп |
Обозначение и название факторов |
Среднегрупповые значения (стены)
|
||
Потенциальные .предприниматели |
Реальные предприниматели |
|||
1.
|
Общительность
|
6,6
|
8,1 |
|
2.
|
Абстрактность мышления
|
4,4
|
5,5
|
|
3.
|
Эмоциональная стабильность
|
7,2
|
8,7
|
|
4.
|
Е -- доминантность
|
5,5
|
4.4
|
|
5.
|
Р -- беспечность
|
5,8
|
4,2
|
|
6.
|
С -- моральная нормативность
|
6,4
|
7,2
|
|
7.
|
Н -- смелость
|
6,7
|
8,5
|
|
8.
|
I -- чувствительность
|
3,4
|
3,5
|
|
9.
|
Подозрительность
|
5,1
|
3,8
|
|
10.
|
Мечтательность
|
3,7
|
3,4
|
|
11.
|
Гибкость поведения
|
4,7
|
5,5
|
|
12.
|
Тревожность
|
4,4
|
2,6
|
|
13.
|
Радикализм
|
5,6
|
5,4
|
|
14.
|
Самостоятельность
|
4,0
|
4,1
|
|
15.
|
Дисциплинированность
|
5,8
|
7,4
|
|
16.
|
Напряженность
|
4,1
|
1,7
|
|
Из приведенных в таблице данных видно, что имеется определенное различие в качествах реальных и потенциальных предпринимателей. Это подтверждает извест-ные представления, будто предприниматели -- особый тип людей.
В качестве гипотезы выделено два вида культурных факторов, определяющих развитие предпри-нимательства в России. Первый вид имеет сквозной исторический характер, так как наблюдается практически на всех этапах развития, а второй проявля-ется только на отдельных этапах. Это можно объяснить следующим образом. Существуют как общенациональные черты характера, присущие представите-лям всех сословий, независимо от социального статуса, так и черты характера отдельных сословий, проявляющиеся в их культурных особенностях. В раз-ные периоды развития предпринимательства менялись как сословные черты, так и соответствующие социокультурные стереотипы.
Начиная с возникновения социальной группы предпринимателей, их занятия (с позиции других сословий и их собственных) оставались делом малопре-стижным.
Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она содержит цели -- будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность, потребности, мотивы, по-буждающие к деятельности, предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели, знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а также условия деятельности. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 76
Отличительные черты предпринимательства, направленные на получение при-были как главной цели, это самостоятельность, ответственность, неопределен-ность, рискованность, творчество, новаторство, инициативность.
Предпринимательство -- новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обла-дают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличи-тельных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. - 2001. Т. 19 - №1, с.167.
Поскольку предпринимательская деятельность является массовой, поиско-вая активность становится фактором выживания системы, особенно ярко проявляющейся в периоды запретов на ее существование. Согласно мнению А, Г. Щедровицкого, любая деятельность не может исчезнуть по желанию от-дельного человека или группы людей, если является объективно существую-щей, необходимой для общества. Любая система функционирует по своим законам, традициям, нормам, которые нужно знать и соблюдать для достиже-ния желаемых и общественно полезных результатов.
Для восстановления предпринимательской деятельности, особенно в ситуа-циях нарушения принципа непрерывности традиций, необходимо пользовать-ся ее особыми средствами, называемыми образцами-эталонами. Ими могут быть орудия труда, предметы, люди и организации людей. Предпринимательство -- это особая деятельность, где главными средствами ее воспроизводства служат люди.
Когда культура подвергается уничтожению, она остается «жить» в «сверну-том» опыте. Этот опыт запечатлен в мифах, сказках, символах, языке, сохра-няющих в латентном (спящем) состоянии обряды, обычаи, ритуалы, тради-ции, нормы, ценности данной культуры.
Имеется два вида безболезненного контакта с предпринимательством. Пер-вый заключается в налаживании партнерских отношений между государ-ственными и предпринимательскими институтами, а второй -- в создании условий для развития этой деятельности.
Предпринимательское поведение является социально-экономическим. Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступ-ков, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в про-цессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей Можно предположить, что предпринимательское поведение обусловлен установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступке предпринимательского характера в случае наличия потребности и ситуации ее удовлетворяющей. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. - 2001. Т. 19 - №1, с.167.
Изменение установок, препятствующих предпринимательскому поведении дело крайне трудное. Современные психологи придают смене установок большое значение.
Психологический портрет предпринимателя выделяет личностные черты, отличающие его от других людей. Зарубежные и отечественные авторы един душны относительно ряда черт, характерных для предпринимателя. Это творческая экономическая активность, принятие риска, общительность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость и др. Имеется и ряд отличий, позволяющих выделить особенности отечественного предпринимателя в сравнении зарубежным. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности своей деятельности со стороны социума, невысокие нравственные качества т. п. Подобная информация может быть полезна, во-первых, для профессиональной ориентации -- сравнения собственных качеств, полученных с помощью теста Р. Кеттелла, с приведенными выше. Это близость собственных параметров к рамкам типового портрета, которая может укрепить в мысли заняты предпринимательством. Во-вторых, для получения представления о психичес-ких особенностях современного российского предпринимателя. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 46
Опыт малого бизнеса в различных странах мира показывает, что открыть свое дело легче, чем закрепиться на рынке и обеспечить устойчивое развитие предприятия. Даже там, где созданы благоприятные условия для предпринимательства, по данным Всемирного банка, около 50% вновь создаваемых малых предприятий становятся банкротами в течение первого года работы. В России, где условия для бизнеса более жесткие, созданному малому предприятию выжить еще труднее. В то же время, практически в любом регионе и в любой отрасли существуют малые предприятия, которые успешно преодолевают трудности, стабильно функционируют и даже развиваются.
Исследования причин прекращения деятельности малых предприятий свидетельствуют о том, что: 44% банкротств происходит вследствие общей некомпетентности предпринимателей (нечеткая предпринимательская идея, слабое владение навыками ее реализации, незнание основ предпринимательской деятельности, неготовность к самостоятельному ведению дел и т.п.); 17% предприятий прекращают свою деятельность из-за управленческой некомпетентности предпринимателей (неумение организовать деятельность предприятия, незнание основ менеджмента, неготовность выполнять управленческие функции и т.п.); 16% фирм губит дисбаланс компетентности предпринимателей (хорошая осведомленность в некоторых областях бизнеса при недостатке знаний в области финансового менеджмента, маркетинга и др.); 10% предприятий закрылись по тому, что предприниматели уделяли им недостаточно времени. Только в 6% случаев банкротств их причинами были объективные внешние факторы.
Среда малого предпринимательства в нашей стране становится все более благоприятной, поэтому для эффективности каждого предприятия решающим фактором будет что и как делают их руководители.
Одна из главных особенностей малого бизнеса состоит в том, что здесь неизбежен низкий уровень специализации управленческих функций. В отличие от руководителей крупных предприятий, предприниматель вынужден принимать на себя исполнение всех основных управленческих функций. Но подавляющее большинство начинающих предпринимателей в прошлом не были управленцами и оказываются слабо подготовленными к решению связанных с этой работой задач. Более того, они не осознают своих слабостей и, терпя неудачи, объясняют их внешними причинами.
№п/п |
Позиция |
Оценка |
|
1 |
Критически оцениваю партнера |
1 2 3 4 5 |
|
2 |
Приписываю ему низменные или плохие намерения |
1 2 3 4 5 |
|
3 |
Демонстрирую знаки превосходства |
1 2 3 4 5 |
|
4 |
Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру |
1 2 3 4 5 |
|
5 |
Игнорирую интересы соперника |
1 2 3 4 5 |
|
6 |
Вижу все только со своей позиции |
1 2 3 4 5 |
|
7 |
Уменьшаю заслуги партнера |
1 2 3 4 5 |
|
8 |
Преувеличиваю свои заслуги |
1 2 3 4 5 |
|
9 |
Задеваю “больные точки” и уязвимые места партнера |
1 2 3 4 5 |
|
10 |
Выдвигаю перед партнером множество претензий |
1 2 3 4 5 |
|
11 |
Раздражаюсь, перехожу на крик, повышение голоса |
1 2 3 4 5 |
|
Суммарное число баллов |
Уровень Вашей стрессоустойчивости |
|
51-5453-5049-4645-4241-3837-3433-3029-2618-22 |
1 - очень низкий2 - низкий3 - ниже среднего4 - чуть ниже среднего5 - средний6 - чуть выше среднего7 - выше среднего8 - высокий9 - очень высокий |
|
В ходе работы было выявлено, что предпринимательство -- является новаторской деятельностью людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обла-дают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличи-тельных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли.
В заключении дипломной работы подведем итоги по выявлению психологических критериев, необходимых для обучения предпринимательскому делу, проводимых на наших курсах «Успех»
1. Соответствие общих целевых ориентаций требованиям предпринимательской деятельности То, что движет поступками людей, что определяет направленность их поведения сильно различается. Для руководителя особенно важно, чтобы он четко сознавал свои ценности и цели. Чрезмерная рискованность при ориентации на успех делает предприятие не надежным. Но чрезмерная ориентация на избегание неудач, излишняя осторожность также не способствует успеху.
2. Готовность стать стратегическим лидером. Люди различаются не только тем, к чему они стремятся, но и тем насколько далеко во времени они склонны простирать свои планы. Одни - не считают нужным заглядывать даже в завтрашний день, другие - стремятся предвидеть так далеко, что само это предвидение лишается всякого смысла, поскольку ничего не дает для принятия сегодняшних решений. Нужно обратится к рекомендованной литературе, освоить основные идеи стратегического планирования и соединить их со своей интуицией и своим опытом.
3. Готовность к выполнению функций руководителя, Предприниматель, открывающий предприятие в сфере малого бизнеса, должен быть готов к тому, что ему придется в той или иной форме выполнять функции руководителя по отношению к его сотрудникам, даже если их не более двух-трех человек, и все они - близкие родственники. Каждому предпринимателю важно уметь руководить людьми.
4 Умение рационально разрешать конфликты. Начальным шагом по формированию способа управления конфликтом должно стать изучение своих собственных эмоций, их причин и возможности их преодоления. В конфликтологии это называется "освобождение от эмоций".
5. Обладание достаточной стрессоустойчивостью. Способом избавления от негативных эмоций может стать прямое высказывание своих претензий, что называется "выпустить пар". Однако сделать это необходимо таким образом, чтобы не усугубить и без того напряженную ситуацию, не вызвать со стороны оппонента или случайного собеседника реакции защиты или агрессии.
6. Необходимо обладание достаточной коммуникативной компетентностью
Руководителю следует овладеть умением слушать оппонента, не перебивая его, не выражая враждебности, даже в случае несогласия.
Сегодня уже разработаны эффективные техники делового общения, с которыми можно ознакомится в рекомендованной литературе. Задача лишь в том, чтобы осваивать эти техники на практике.
3. Брушлинский А.В. «Общая психология» Москва , Просвещение , 2000
4. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 28
5. Веренко И.С. «Конфликтология» Москва , концерн Swiss ,1999
6. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента Издательство Московского Университета ,2002
7. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта//Со-циологические исследования, 2002, №5.
8. Дебольский М. Психология делового общения. - М., 2001
9. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1999.
10. Гибсон Джеймс. Л., Иванцевич Джон, Доннелли Джеймс Х. Организации: поведение, структура, процессы. - М.: ИНФРА-М, 2000.
11. Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху. - М., 1995.
12. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М. 1990.
13. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Психологический словарь. М.: Педагогика - Пресс, 2001, с. 72.
14. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиаг-ностика личности. Псков: Изд-во ПИУУ, 2000. С. 89-91.
15. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - С-Пб., 2001.
16. Ершов А.А. Личность и коллектив. - М.1999.
17. Каверин С.Б. Мотивация труда. - М., 1998.
18. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям/Под редакцией В.Е. Хруцкого. - М.: Политиздат, 2001.
19. Конфликт и пути его разрешения. Методическое пособие. - Куйбышев. 1990.
20. Корнелиус Х.,Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. - М. 2002.
21. Кричевский Р.Д., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 2001.
22. Кричевский P. Л., Дубовская Е..М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении. -- В кн.:Психология межличностного познания. Под ред. А. А. Бодалева. - М., 2000.
23. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель. - М.: Дело, 2001, с. 345.
24. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. - Вильнюс,1999.
25. Кулиев Т.А., Мамедов В.Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие.- М. 2000.
26. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петроза-водск: Изд-во «Петроком», 2000. С. 97-112;
27. Лютенс Ф. Организационное поведение. - М., 1999.
28. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - Москва - Новосибирск, 1999.
29. Миримский Л.Ю., Мозговой А. М., Пашкевич Е. К. Деловые отношения в предпринимательской деятельности. Курс деловой этики. - Симферополь, 1996
30. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. - М., 1998.
31. Мургулец В. М. Социально-психологическая диагности-ка личности. - СПб, 2000;
32. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. - Воронеж, 2001
33. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1999
34. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский дом «Бахрай», 1998, с. 631 - 632
35. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,2001.
36. Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.- 2002. Т.14 - №5, с. 98 - 99.
37. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.,2001.
38. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу “Менеджмент”. - М. 2000.
39. Скотт Д. Способы разрешения конфликтов. - Киев. 2001.
40. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. - С-Пб., 2000.
41. Сирополис Николас К.. Управление малым бизнесом. - М.: ДЕЛО, 2000.
42. Сперанский В. И. Основные виды конфликтов; проблемы клас-сификации.//Социально-политический журнал, 1998, № 4.
43. Сухарев В. А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 1999
44. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. - М. 2002.
45. ШейновВ.П. Управление конфликтными ситуациями. - Минск.2001.
46. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 2000.
47. Честара Дж. Деловой этикет. - М., 2001
48. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпри-нимателя. Психологический журнал. - 2001. Т. 19 - №1, с.167.
49. Энкельман Н.Б. Власть мотивации. Харизма. Личность. Успех. - М., 1999.
50. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. Под ред. А Карелина., М.,2000.
Вопросы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Когда необходимо принимать важные решения о моей жизни, я действую решительно |
|
|
|
|
|
|
2. Если бы меня спросили, я, безусловно, смог бы описать, что я хочу сделать в своей жизни |
|
|
|
|
|
|
3. Моя работа и личные цели во многом взаимно дополняют друг друга |
|
|
|
|
|
|
4. При первой возможности я стараюсь объективно оценить свои достижения |
|
|
|
|
|
|
5. Моя работа вносит важный вклад в получение удовольствия от жизни |
|
|
|
|
|
|
6. Для меня важно чувство успеха |
|
|
|
|
|
|
7. У меня хорошее взамопонимание с коллегами по работе |
|
|
|
|
|
|
8. У меня есть четкое представление о том, чего я хочу добиться в своей работе |
|
|
|
|
|
|
9. Я обсуждаю с сотрудниками свои долгосрочные планы |
|
|
|
|
|
|
10. Обычно я достигаю того, к чему стремлюсь |
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
|
1. смелый |
бдительный |
предприимчивый |
|
2. кроткий |
робкий |
упрямый |
|
3. осторожный |
решительный |
пессимистичный |
|
4. непостоянный |
бесцеремонный |
внимательный |
|
5. неумный |
трусливый |
недумающий |
|
6. ловкий |
бойкий |
предусмотрительный |
|
7. хладнокровный |
колеблющийся |
удалой |
|
8. стремительный |
легкомысленный |
боязливый |
|
9. незадумывающийся |
жеманный |
непредусмотрительный |
|
10. оптимистичный |
добросовестный |
чуткий |
|
11. меланхоличный |
сомневающийся |
неустойчивый |
|
12. трусливый |
небрежный |
взволнованный |
|
13. опрометчивый |
тихий |
боязливый |
|
14. внимательный |
неблагоразумный |
смелый |
|
15. рассудительный |
быстрый |
мужественный |
|
16. предприимчивый |
осторожный |
предусмотрительный |
|
17. взволнованный |
рассеянный |
робкий |
|
18. малодушный |
неосторожный |
бесцеремонный |
|
19. пугливый |
нерешительный |
Нервный |
|
20. исполнительный |
преданный |
авантюрный |
|
21.предусмотрительный |
бойкий |
отчаянный |
|
22. укрощенный |
безразличный |
небрежный |
|
23. осторожный |
беззаботный |
терпеливый |
|
24. разумный |
заботливый |
Храбрый |
|
25. предвидящий |
неустрашимый |
добросовестный |
|
26. поспешный |
пугливый |
беззаботный |
|
27. рассеянный |
опрометчивый |
пессимистичный |
|
28. осмотрительный |
рассудительный |
предприимчивый |
|
29. тихий |
неорганизованный |
боязливый |
|
30. оптимистичный |
бдительный |
беззаботный |
|
Вопросы теста |
Редко |
Иногда |
Часто |
|
1 |
2 |
3 |
||
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров3. Я постоянно переживаю за качество своей работы4. Я бываю настроен агрессивно5. Я не терплю критики в свой адрес6. Я бываю раздражителен7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно8. Меня считают человеком настойчивым и напористым9. Я страдаю бессонницей10. Своим недругам я могу дать отпор11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность12. У меня не хватает времени на отдых13. У меня возникают конфликтные ситуации14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом16. Я все делаю быстро17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт (или потеряю работу)18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки |
|
|
|
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |