2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о роли эмоциональных процессов в ситуации межличностного конфликта остается малоизученным, между тем он является важным для работы практических психологов, так как позволяет наиболее верно оказать психологическую помощь, лицам, нуждающимся в ней.
Исследования показывают, что неадекватные эмоции могут сопровождаться переживанием дискомфорта, напряженности и тревоги. Они могут препятствовать полноценному общению между людьми и это, в первую очередь, приводит к нарушениям межличностного взаимодействия.
Правильное понимание взаимосвязи между эмоциями и межличностным конфликтом является важным условием эффективности оказания психологической помощи людям с эмоционально-личностными трудностями в общении. В этом мы видим актуальность и практическую значимость проблемы нашего исследования.
Объект исследования: межличностный конфликт.
Предмет исследования: эмоциональные процессы в межличностном конфликте.
Теоретическая разработка проблемы позволила обобщить и классифицировать материал, относящийся к данной теме. Анализ научной литературы и эмпирические наблюдения позволили сформулировать ряд идей о возможных связях человеческих чувств и развитии межличностных конфликтов. Взаимозависимость этих явлений представляется несомненной, если исходить из житейского опыта, но не является научно обоснованной. Формулируя проблему исследования, мы исходили из следующих представлений:
природа конфликта всегда эмоциональна, негативные эмоции сопровождают любую личность в конфликте;
с исчезновением конфликтных взаимоотношений негативные эмоции значительно ослабевают;
напряженность конфликта и сила эмоциональных переживаний, связанных с ним находятся в прямой зависимости;
одна и та же личность в конфликтах различного происхождения и характера склонна вести себя примерно одинаковым образом;
личность характеризуется устойчивыми эмоциональными особенностями;
доказанным является возникновение эмоциональных реакций негативного характера на фрустрирующие воздействия из внешней среды;
теоретически обоснованным является представление о мотивирующей и направляющей силе эмоциональных процессов;
Проблему, центральный вопрос можно сформулировать следующим образом: существует ли специфика эмоционального обусловливания конфликтного поведения? И если существует, то какова она?
Гипотеза исследования: Эмоциональные процессы личности обусловливают проявление конфликтных реакций определенного типа, направленности и интенсивности.
Цель исследования: выявить характер зависимости факторов конфликтного поведения и устойчивого доминирующего реагирования личности.
Задачи исследования:
Изучение и анализ научных работ о межличностных конфликтах и эмоциональных процессах личности.
выявление реального соотношения и взаимодействия исследуемых факторов;
поскольку много в нашей работе зависит не столько от оригинального замысла или метода, сколько от творческого осмысления данных, отметим особо задачу глубокой и многосторонней интерпретации результатов;
определение путей и средств снижения остроты конфликтов в межличностных отношениях, исходя из результатов исследования.
Новизна работы обусловлена нашими представлениями о предмете исследования. Наш взгляд на проблему предполагает не столько учет характера и силы эмоций, чувств и аффектов, проявляемых в межличностных конфликтах, сколько факторов устойчивого эмоционального реагирования, влияющих на содержание и силу переживаемого «веера» эмоций и являющихся составляющими неповторимой, но наличествующей у всех эмоциональности личности, ее постоянного аффективного фона восприятия окружающей действительности. Во многом мы исходили из научных представлений Г.Айзенка, создавшего методику измерения психических состояний личности, отличающихся постоянством проявления своей эмоциональной природы. Фактически речь идет об эмоциональных личностных особенностях. В экспериментальной части исследования мы воспользовались также представлениями Розенцвейга, заложенными в методике исследования реагирования в содержательно различных ситуациях конфликта.
В Главе 1 обзорной части работы рассматриваются современные социально-психологические, конфликтологические и, отчасти, социологические научные представления. В Главе 2 раскрывается суть эмоциональных процессов и их роли в межличностном конфликте. Глава 3 включает обоснование методов исследования, описание организации и хода исследования, представление результатов в графической и текстовой форме, предлагается констатация и интерпретация результатов, намечаются пути дальнейшего практического воздействия на исследуемый объект.
1.1. Сущность межличностных конфликтов
Тип межличностного конфликта, в противовес внутриличностному, организационному, межгрупповому, межнациональному, возможно, самый распространенный. Межличностный конфликт проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами, позициями, интересами, целями и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.
Межличностные конфликты можно рассматривать как нарушение нормальных взаимоотношений и взаимодействий между людьми. Индикаторами таких нарушений выступают, прежде всего, негативные переживания личности в ситуации межличностного конфликта. Ф.Е.Василюк характеризуя конфликт, как критическую ситуацию, утверждает, что субъективно конфликт переживается как «невозможность», в которой оказалась жизнедеятельность субъекта. «Невозможность же эта, в свою очередь определяется тем, какая жизненная необходимость оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности». Ф.Е.Василюк. Психология переживания. М., 1984. С.32.
Таким образом, Ф.Е. Василюк утверждает, что в основе субъективного переживания конфликта лежит противоречие между привычными для субъекта способами поведения и создавшейся ситуацией, в том числе и внешней. Кроме того, эта цитата выражает еще одно возможное понимание конфликта - через фрустрированные потребности. По своей сути конфликт является фрустрирующей ситуацией, в нем можно выделить фрустратор-причину, вызывающую конфликт и идентифицировать фрустрационную реакцию. Фрустрация сопровождается негативными эмоциями, так же атипичным поведением: регрессией, агрессией, активизацией других защитных механизмов, эмоционально-физиологической стрессовой реакцией. Проективная сущность конфликта выражается в том, что в сферу внешнего взаимодействия может выноситься внутриличностный конфликт, а таковые есть у всех.
Нельзя не отметить стрессогенную сторону межличностного конфликта. Под стрессом понимается неспецифический ответ организма на действие стрессора, заключающийся не столько в эмоционально-чувственном реагировании, сколько в достаточно ярких физиологических реакциях и отличающемся от обычного поведении. «Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. При этом различные его формы приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения». Стресс/ Психология. Словарь. М., 1990.
В любом конфликте можно выделить не только деструктивное и конструктивное зерно. Это означает, что последствия переживания конфликтов могут сделать человека опытнее, сильнее, а преодоленные, разрешенные им в конфликтном процессе проблемы перед ним больше не встанут. По большому счету, межличностные конфликты перестраивают «устаревшие» отношения.
1.2. Факторы и механизмы конфликтного поведения личности
Факторы конфликта можно подразделить на объективные и субъективные. Объективные факторы, проявляющиеся как во внешней среде по отношению к личности, так и внутриличностными моментами, создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками конфликта, например, их статусно-ролевые позиции. Являясь элементами общественного порядка, роли и статусы, во многом определяют психологию их исполнителей. Это, в частности сказывается на уровне притязаний и самоотношении. «Во многих бытовых и лабораторных ситуациях люди, получившие более высокий статус, начинают рассматривать себя как лиц, заслуживающих более хорошего отношения к себе, или как более способных к руководящей работе... Сходным образом, исполнение роли подчиненного может вызывать эффект подавления... исполнение роли подчиненного подрывает самостоятельность». Д.Майерс. Социальная психология. СПб., 1998., С.258.
Наиболее изученным является ролевой конфликт. В его основу положена теория ролей. Согласно Р. Линтону, А. Радклифф-Брауну, Т. Парсонсу и др., в своих межличностных взаимодействиях каждый конкретный индивид выступает во множестве ролей, сама же социальная роль предстает в качестве отдельно взятого компонента или аспекта целостного поведения. Она является динамическим аспектом социального статуса личности и определяется как нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение инди-вида. В межличностных взаимодействиях ролевое поведение зависит не только от социального статуса данного индивида, но и от индивидуальных особенностей участников взаимодействия, их чувств, стремлений и предпочтений, а также от экспектаций (взаимных ожиданий). Ролевые конфликты возникают чаще всего тогда, когда взаимные ожидания всту-пают в противоречие друг с другом. Особенно драматично протекают такие конфликты в тех случаях, когда сталкиваются друг с другом экспектации, требующие от индивида противоположных поступков.
Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, характерологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личности. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия. В частности, конфликты могут возникать при нарушении механизмов взаимопонимания и сопровождаться негативными межличностными установками. К механизмам взаимопонимания Г.М. Андреева относит рефлексию, эмпатию и идентификацию.
« В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению... Это знание, как другой понимает меня». Г.М.Андреева. Социальная психология. М., 1980. С.145.
В социальной психологии процесс рефлексии предполагает как минимум три позиции, характеризующие взаимное отображение субъектов:
сам субъект, каков он есть в действительности;
субъект, каким он видит самого себя;
субъект, каким он видится другому.
Во взаимоотношениях субъектов мы имеем те же самые три позиции и со стороны другого субъекта рефлексии. В результате получается процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга. Малейшее нарушение правильного понимания друг друга чревато конфликтом в различных формах, начиная от недоумения и недопонимания, сопровождающихся «неприятным эмоциональным осадком» и заканчивая скандалом и дракой.
Механизм эмпатии позволяет сопереживать, разделяя чувства другого человека. «...Эмпатия есть аффективное понимание. Эмоциональная ее природа проявляется в том, что ситуация другого человека не столько продумывается, сколько «прочувствуется». Там же. С.144.
С механизмом эмпатии тесно связан механизм идентификации. Она формируется как отождествление человека с человека, позволяющее непосредственно пережить то, что эмоционально открыто другому. Благодаря идентификации происходит распознавание состояний и намерений. Принятие социальных ролей также возникает на основе идентификации.
Адекватному восприятию человека другим человеком нередко мешают уже сложившиеся стереотипы, когда взаимодействуют не столько личности, сколько упрощенно-шаблонные представления друг о друге. Стереотипы складываются в условиях дефицита информации, как обобщения личного опыта и предвзятых представлений, принятых в обществе или в определенной социальной среде. Стереотипическую природу имеют и предубеждения, которые чрезвычайно стойки. Сформировавшийся возможно ложный образ другого может серьезно деформировать процесс межличностного взаимодействия и способствовать возникновению конфликта.
Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. В конфликтных ситуациях негативная установка углубляет раскол между оппонентами и затрудняет урегулирование и разрешение межличностных конфликтов.
Значительную роль в развитии межличностных конфликтов играют эффекты межличностного восприятия, обусловленные, в частности атрибуцией. «В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения... возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции)». Там же. С.148.
В этом смысле развитие стереотипов, предубеждений, эффекта ореола, эффектов контрастных представлений и новизны являются продуктом атрибуции. Приписанные черты и мотивы, причины поведения могут стать серьезным источником конфликта, так как чреваты неадекватными взаимоотношениями сторон.
Действие защитных механизмов личности может усугублять межличностный конфликт, становясь механизмом конфликтного взаимодействия. Эта интересная точка зрения, свойственная психоаналитическому направлению в психологии. Многие психические явления рассматриваются психоаналитиками с точки зрения действия механизма проекции внутреннего бессознательного содержания личностных структур и мотивов. «Проекция - защитный механизм, при котором индивид приписывает свои собственные неприемлемые для него качества и стремления другим людям; возникает особенно часто, когда у человека отсутствует проницательность в отношении себя». Гуманистическая и трансперсональная психология. М., 2000., С.53.
Хорошо изученным фактором конфликтного поведения личности, придающем специфический характер протеканию самого конфликта и переживаниям личности по поводу конфликта является характер человека. Характер, являясь инструментом взаимодействия человека с миром, может проявляться в достижения значимых целей через конфликт. Как правило, люди с разными акцентуациями характера в различной степени конфликтны и, вступая в конфликт, по-разному проявляют себя. А.Е.Личко создал типологическую модель и акцентуаций характера, в которую включил 12 типов. «В итоге далее нами описываются следующие типы психопатий и акцентуаций:
1) гипертимный
2) циклоидный
3)лабильный
4)астено-невротический
5) сензитивный
6) психастенический
7)шизоидный
8) эпилептоидный
9) истероидный
10) неустойчивый
11) конформный
12) паранойяльный». Психология и психоанализ характера. Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара., 1998., С.423.
Особенности поведения в конфликте людей с разными характерами можно описать следующим образом:
гипертимный тип в принципе не решает свои проблемы путем конфликта. Вступает в него при ущемлении самостоятельности или ограничении интересов. Обладает светлым взглядом на мир и не в состоянии долго переживать;
циклоидный тип в фазе эмоционального подъема ведет себя как гипертим, всячески не поддаваясь конфликтным взаимоотношениям, в депрессивной фазе реагирует на стресс самообвинением, тягостными и длительными переживаниями по поводу отношений;
лабильный тип не выносит стрессов, любит, чтобы все было по-хорошему, так как в конфликте теряет эмоциональное равновесие, готов идти на уступки даже сверх меры;
астено-невротический тип, как правило не обладает хорошим здоровьем и большим запасом энергии, предпочитает от конфликтов уклоняться;
сензитивный тип очень чувствителен к внешним воздействиям, обидчив, не любит навязываться, действие стрессора на него максимально; там где другие типы не расценивают взаимодействие как конфликтное, у него уже проявляются конфликтные реакции в виде обиды, вины, разнообразных сильных негативных переживаний, которые он таит в себе;
психастенический тип может вступить в конфликт на почве поддержания однообразия и порядка;
шизоидный тип сам не конфликтует открыто, но глубоко переживает конфликтные реакции особенно в поведении не проявляются; возникновение конфликта возможно из-за особенностей мышления этого типа и эмоционально «уплощенности»;
истероидный тип вступает в конфликты часто на почве понимания себя как исключительного создания, требующего особого внимания;
неустойчивый тип не конфликтует, так как имеет мало позитивных интересов, не обладает развитой системой ценностей, предпочитает праздный образ жизни; ему просто нечего отстаивать; единственный конфликт, в котором он постоянно пребывает - это конфликт с обществом, а, часто, и с законом;
конформный тип сам не конфликтует, так не имеет своих убеждений, а живет чужими; все, в том числе и конфликтность у этого типа зависит от того, с кем он поддерживает отношения; это идеальный для управления тип;
паранойяльный тип порождает много сверхценных идей и всю жизнь их отстаивает; отличается высокой ригидностью, настойчивостью.
При действии этого фактора обычно возникает формулировка «не сошлись характерами».
Кроме того, к субъективным факторам можно отнести темперамент человека, его самооценку и уровень притязаний, уровень субъективного контроля, наличие у него психических заболеваний, предполагающих неадекватное реагирование и многие другие личностные особенности. Но, еще раз подчеркнем, что должна сложиться определенная ситуация, для того, чтобы возник конфликт.
1.3. Конфликтное взаимодействие в эмоционально-динамическом аспекте
На какой бы почве не возник конфликт, он всегда протекает «в следующей последовательности:
а) Постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;
б) Увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
в) Повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта, в сторону его ужесточения, вовлечения в конфликт новых лиц;
г) Нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта;
д) Изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом». Конфликт. Психология. Словарь. М., 1990.
В основе различных типологий и классификаций конфликтного взаимодействия лежат различные основания.
Но любая типология дает возможность «развернуть» эмоциональную динамику участников конфликта по напряженности повторяющую сам конфликт. Приводим типологию, в которой как раз развитие эмоций выступает системообразующим фактором.
На основе социально-психологических описаний различных конфликтов, возникающих между разными людьми в специфических ситуациях их взаимодействия, можно выделить в качестве наиболее распространенных, чаще встречающихся, следующие типы межлич-ностных конфликтов. А.В.Дмитриев. Конфликтология. М., 2000
. Наиболее распространенным является чувственно-аффективный тип межличностного конфликта. Он характеризуется тем, что конфликтное взаимодействие между двумя субъектами начинается с довольно острого, эмоционально окрашенного и неприятного для партнера вопроса, обращенного одним из них к другому. Второй партнер, испытывая неприязненные, а порой и враждебные чувства к первому, стремится игнорировать все, что связано с мнениями, оценками, вкусами, предпочтениями первого из них, не отвечает на его вопросы, игнорируя его, избегает дружеского взаимопонимания с партнером, сводя свое общение с ним до минимума, необходимого и формального. В возникающем вследствие этого конфликте выявляются две особенности. Первая из них заключается в том, что конфликтная ситуация разворачивается постепенно, раздражение и озлобленность нагнетаются как бы исподволь, не сразу приводя к конфликтному взаимодействию. Вторая особенность состоит в том, что конфликтное взаимодействие в данном случае выражает разную направленность позиций соперников. Первый из них, стремящийся получить ответы на свои вопросы и не получающий их, начинает раздражаться, злиться и выражать все более неприязненные отношения ко второму, вступает в состояние, не позволяющее ему контролировать свои слова и поступки. Второй же, напротив, стремится всячески уйти от непосредственного взаимодействия с первым, игнорируя его слова, чувства, эмоции. Его игнорирующая позиция усиливает отрицательную эмоциональную реакцию партнера и провоцирует тем самым возникновение межличностного конфликтного взаимодействия.
Бескомпромиссный тип межличностного конфликта характеризуется тем, что он начинается со взаимных замечаний, упреков, претензий друг к другу. В ходе перерастания конфликтной ситуации в реальное конфликтное взаимодействие обе стороны в данном случае продолжают высказывать друг другу свое недовольство, выдвигают все новые претензии и обвинения в адрес партнера. В таком конфликте его деструктивная функция, как правило, по мере развертывания взаимодействия между враждующими партнерами усиливается, а соперники делают все назло друг другу.
Эмоционально невыдержанный тип межличностных конфликтов начинается с эмоциональной агрессивности одного из субъектов взаимодействия. Для него характерно эмоциональное недовольство и неудовлетворенность партнеров друг другом, высказываемые откровенно, порой в резкой форме в процессе конфликтного общения. Начинающийся конфликт характеризуется, как правило, отсутствием стремления спокойно разобраться в причинах возникшего недоброжелательства и нежеланием понять своего партнера. Его стремление обидеть, унизить партнера проявляется в демонстративном и деструктивном поведении, которое, к тому же, часто не контролируется с его стороны. Для его партнера, вступившего с ним в конфликтное взаимодействие, свойственно непонимание причин конфликта и оценка поведения другого как неправильного. Такой конфликт носит затяжной характер и приводит к взаимной формализации межличностного взаимодействия, которое характеризуется свернутостью процесса общения до минимально необходимого.
Вежливо-обидчивый тип межличностного конфликта характеризуется тем, что начинается он с выражения одним из партнеров несогласия с точкой зрения другого или же с оценкой последним того или иного явления, человека, его поступков и т.п. Для него специфично использование вежливой формы обращения к сопернику (иногда даже подчеркнуто вежливого), а также чувства недовольства собой за вступление в конфликтное взаимодействие. В таком случае у обоих партнеров чаще всего проявляется обоюдная готовность к примирению, которая может без труда реализоваться, нередко со взаимными извинениями.
Агрессивный тип межличностного конфликтного взаимодействия отличается тем, что для обоих его участников характерно деструктивное поведение, в котором эмоции подавляют рассудок. В связи с тем, что один из конфликтующих не в состоянии контролировать свои слова и поступки, а другого переполняют отрицательные эмоции, их взаимодействие нередко сопровождается взаимными оскорблениями, доходящими до острой стычки - в форме словесной перебранки, истерики, а иногда и драки.
Интересные объяснения конфликтного взаимодействия предлагает трансактный анализ. Согласно его теоретическим положениям, человек пребывает в одном из трех эго-состояний: либо Ребенка, либо Родителя, либо Взрослого. Партнер по общению также пребывает в одном из этих состояний. При возникновении между партнерами перекрестных трансакций (перекрестного общения) возникает ситуация конфликта. Конфликт, в принципе, не может возникнуть, если партнеры общаются на уровне «Взрослый-Взрослый», «Ребенок-Ребенок», «Родитель-Родитель», и т.д., то есть учитывается то эго-состояние, в котором пребывают партнеры. При обращении трансакций к неактуальному эго-состоянию партнера возникает конфликтное взаимодействие. «К позитивному завершению общения ведут параллельные трансакции. Пересекающиеся трансакции чаще всего приводят к ссорам и конфликтам, негативному завершению общения и вызывают впоследствии массу скрытых трансакций». Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара., 1996., С.304.
Обзор научных работ о конфликте и конфликтных взаимоотношениях позволяет нам сделать следующие выводы:
в основе межличностного конфликта лежат глубинные противоречия между смыслами, ценностями, целями конфликтующих сторон;
конфликтное взаимодействие имеет свою динамику;
Любой конфликт регулируется объективными и субъективными факторами;
Объективную сторону конфликта отражает сложившаяся внешняя по отношению к субъекту ситуация;
К субъективным, наиболее важным сторонам конфликта можно отнести темпераментальные, характерологические, мотивационные, ценностные мировоззренческие особенности личности, обусловливающие уникальность переживания личностью конфликта;
В основе механизмов конфликтного взаимодействия лежат нарушения конструктивных взаимоотношений и взаимодействий;
Конфликт обладает фрустрационным воздействием и стрессогенной природой;
Любой конфликт в смысле человеческого опыта содержит конструктивное зерно;
Конфликтная ситуация представляет собой эмоциональную среду;
Субъективно конфликт - это, прежде всего, переживания.
2.1. Эмоциональные процессы и переживания личности
Для понимания эмоциональной специфики конфликтных взаимоотношений будет полезным определить эмоции и их функции в человеческой деятельности и общении, так как конфликт затрагивает жизненно важные процессы человека, деформируя или нарушая их течение и вызывая у человека особые эмоциональные состояния.
Эмоциональные процессы отражают в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процессам и результатам его деятельности. К эмоциональным процессам относятся настроения, чувства, аффекты, страсти и т.д. Они включены во все психические процессы и состояния. Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Как известно любому человеку на основании собственного жизненного опыта, эмоциональные процессы чаще всего окрашены позитивно или негативно. Это имеет прямое отношение к вопросу реализации человеческих потребностей. «Основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, - с другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия». С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. Т.2., М., 1989. С.141.
Таким образом, эмоции выполняют, прежде всего, роль индикатора правильности, с точки зрения организма, хода событий. Правильный ход событий для любого живого организма - это приближение к реализации собственных потребностей. Эмоция в этом смысле выражает активность человека в мире. Если понимать конфликт как фрустрацию потребностей, то, очевидно, что фрустрированное состояние должно быть для человека эмоционально крайне неприятным. Эмоции будут «кричать» ему о том, что он далек от удовлетворения собственных потребностей.
Эмоциональные процессы выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую функцию. Кроме того, можно отметить, что эмоциональные процессы связаны с деятельностью и общением человека по типу обусловливания. «Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от нее». С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. М.,1989. С 149.
«...Ход собственной деятельности породит у субъекта положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием». Там же. С.149.
Кроме того, в деятельности каждого человека бывают предвидимые им критические пункты. При приближении к ним нарастает напряжение, по минованию такого пункта происходит разрядка. Деятельность также может характеризоваться разной степенью противоречивости и, соответственно, протекать более или менее спокойно или на фоне эмоционального возбуждения. Эти три измерения эмоциональных процессов зафиксированы в теории эмоций В.Вундта. Проиллюстрируем это графической Схемой 1.
Эмоции функционируют особенным образом, отражая не объективное состояние внешней реальности, а, скорее внутреннее состояние личности и ее отношение к окружающему. При проявлении личностью пассивности - эмоции отражают состояние, при проявлении активности - отношение. «В эмоциях отношение к окружающему, так же как и выражение состояния, дано в непосредственной форме переживания».Там же. С.164.
Не всякая эмоция - переживание, но всякое переживание имеет эмоциональную сущность. Любой человек, прежде чем принять важное решение, изменить что-то в жизни проходит путь более-менее интенсивных переживаний, и жизненные события вспоминает, восстанавливает именно как свои переживания по поводу. Выбор человека изменить себя или окружающее связан с ростом и развитием личности и индивидуальности человека. «Эмоциональность... в той или иной мере входит с ними [событиями] в построение личности» Там же. С.165.
Стресс и эмоции выполняют разные функции». Г.Г.Аракелов. Стресс и его механизмы//Вестник МГУ, сер.14,Психология. № 14,1995.
Эмоциональные процессы проявляют себя, прежде всего, в важнейшей сфере человеческой жизни - общении. Хорошо известно, что люди способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга. Это возможно потому, что качество эмоционального переживания неизменно, независимо от пола, возраста, национальности человека, хотя в последнем случае имеются некоторые национально-культурные различия. «Ассоциации между чувствами и мыслями, действительно, подвержены изменениям. Они меняются по мере взросления и становления человека, под влиянием тех или иных событий и зависят от множества причин, но само переживание конкретной эмоции, будь то эмоция радости, печали или гнева, остается неизменным». К.Изард. Психология эмоций. СПб, 2002. С.93.
К. Изард, анализируя эмоциональный мир человека, пришел к заключению о существовании базовых эмоций, протекающих в именно как эмоции, а не чувства или комплексы чувств. Многие из этих эмоций являются врожденными. Базовые эмоции, в основном, отрицательные. Из положительных можно назвать интерес и радость. Имеет парадоксальную окраску удивление. Остальные эмоции, проявляющиеся в конфликте и поддерживающие проявляются в негативных переживаниях: См подробнее: К.Изард. Эмоции человека. М., 1980.
страдание - негативное эмоциональное состояние, связанное с информацией о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, которое до этого представлялось более или менее вероятным. Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызывается внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с принципами и установками личности. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях, порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами, поведением объекта чувства. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации об угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся из-за несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих и собственным представлениям. Характер эмоции открывается человеку в непосредственном переживании. Каждая из эмоций лежит в основе спектра состояний, различающихся по степени выраженности. К.Изард считал, что из сочетаний эмоций возникают комплексы переживаний. Примером такого комплекса может выступать тревожность, возникающая при сочетании гнева и страха. Такая трактовка тревожности не единственная. Многие авторы заостряют внимание на том, что тревожность возникает и производит свою, часто разрушительную работу на организмическом уровне, характеризуют характер тревожного человека как застенчивый или опасливо-боязливый. Кроме того, замечено пристрастие тревожных людей ценить, придавать большое значение и смысл безопасности. Все это наталкивает на соображения, что тревожность, выступая, с одной стороны, эмоциональным процессом, с другой является в качестве черты личности, обусловливающей постоянство «веера» проявления определенного класса эмоций и чувств. Говоря о черте личности, мы имеем в виду «описательную переменную, фиксирующую интегральную диспозиционную стратегию поведения человека». Общая психодиагностика/ под ред А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987. С 28.
Каждый конфликтующий человек, так или иначе, пытается понять причины конфликта, объяснить его, чтобы защитить себя от эмоциональных разрушений. Это происходит не в силу особенной активности ума или сознания отдельных индивидов, а в силу, прежде всего, работы механизма эмоционального переключения на причину. «Существенные изменения в протекание эмоционального процесса способно внести познание причинной обусловленности непосредственного эмоциогенного воздействия. Одна и та же физическая боль, например, может вызвать досаду, если мы ее причинили сами себе, возмущение - если она была вызвана чьим-то неосторожным движением, гнев - если мы убеждены, что она была доставлена нам по сознательному намерению. Во всех случаях предметом вторичного эмоционального переживания становится причина воздействия, вызвавшего исходное переживание боли». В.К.Вилюнас. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. С.62.
Развитие эмоционального отношения к человеку зависит от представлений о немеренности его действий по отношению к нам. «Определенное влияние на протекание эмоционального процесса оказывает также признание справедливости, оправданности действий...». Там же. С.66.
Но дело в том, что при сильных душевных переживаниях обнаруживается пристрастность мышления. «Пристрастность процессов мышления, неизбежно наступающая в эмоциональном состоянии, проявляется здесь в том, что мысли о намеренности и законности действий на фоне причиняемого этими действиями зла, поглощающего все внимание, представляются не имеющими значения». Там же.
Еще один интересный эмоциональный механизм, несомненно, включается в межличностном конфликте: ответные эмоциональные переживания. В.К. Вилюнас описывает его следующим образом: «В результате переключения...переживаний на целостный образ человека, доставившего нам удовольствие - неудовольствие своим эмоциональным отношением, по отношению к нему возникает «ответное» положительное или отрицательное эмоциональное переживание». Там же.С.68.
Прогрессирующим накоплением взаимообусловливающих «ответных» переживаний объясняются неожиданные негативные «вспышки» в отношениях людей. В.К. Вилюнас считает, что самым эффективным средством предупреждения конфликта служит готовность одной стороны подавлять «ответные» реакции, однако так, чтобы это не выглядело пренебрежением. Эмоциональное переключение через аффективные следы и настроения также играют большую роль в создании «логики чувств», ничего общего не имеющей с формальной логикой. Но, тем не менее, при работе таких механизмов у человека есть свои представления, отдаленно напоминающие причинность. «Способность эмоционального процесса вносить специфические изменения в восприятие субъектом причинных связей действительности обнаруживается в проявлениях, так называемой «логики чувств». Там же. С.70.
3.1. Методика и ход исследования
Построение и методическое обеспечение обусловлено выдвинутой нами гипотезой. Они служат целям ее верификации. Для получения первичных данных, которые можно классифицировать и обобщать, нами были использованы Методика диагностики самооценки психических состояний личности Г. Айзенка и Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Практическая психодиагностика. Ред.-сост- Д.Я.Райгородский.Самара. 1998.
Выбор такого методического материала нуждается в обосновании и пояснении.
Методика Г. Айзенка позволяет диагностировать у испытуемых основные, по мнению Г. Айзенка, психические состояния, которые он называет тревожностью, фрустрацией, агрессивностью и ригидностью, на основе самоотчета испытуемых. Очевидно, что эти свойства имеют темпераментальную основу. Вопросы опросника построены таким образом, чтобы выявить обычное, преобладающее, в некотором смысле, неизменное для испытуемого психическое состояние. На наш взгляд, оно является индикатором более глубоких эмоциональных процессов, отличающихся высокой устойчивостью и доминированием, которые, в свою очередь, являются слагаемыми живой и одновременно устойчивой эмоциональности человека. «Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций». Эмоциональность//Психология.Словарь. Составитель Л.А.Карпенко. М.1990. Эмпирические наблюдения также обусловили выбор данной методики. Известно, что в конфликтных отношениях преобладают негативные эмоции, высокое напряжение, до некоторой степени сужается сознание, проявляется стресс, как неспецифическая ответная реакция организма. Факторы, исследуемые методикой Айзенка, в высокой степени отвечают нашей гипотезе об эмоциональной стороне конфликта. Тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность являются, скорее, личностными факторами эмоционального реагирования, нежели собственно эмоциональными процессами или психическими состояниями. Эти эмоционально-личностные факторы проявляют себя целым рядом характеристик, находящих отражение в связанных с ними чувствах и эмоциях.
Тревожность как личностный фактор имеет много, в первую очередь, эмоциональных проявлений: страха, застенчивости, стыда, вины, робости. Тревожные испытывают мучительные колебания самооценки и чувства одиночества и подавленности. «Застенчивый человек может быть уверен, что никто не посчитает его навязчивым, сверхагрессивным, претенциозным. Он может легко избежать межличностных конфликтов, его также ценят, как умеющего слушать». Ф.Зимбардо. Застенчивость. М. 1991. С.24. Личность с повышенной тревожностью скорее причинит вред себе, чем другим.
Агрессивность как в психологической литературе трактуется как личностная черта, теснейшим образом связанная с агрессией. «Агрессия: физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо». Д.Майерс. Социальная психология. СПб.1998.С.485. Из-за трудности разделения личностного и поведенческого в этом явлении возникла непрекращающаяся понятийная путаница. Заметим, что это говорит о высокой связи личностной черты и ее поведенческого проявления. Д. Майерс рассматривает враждебную агрессию как побуждаемую злостью и являющейся самоцелью. Проявлением и побудителем агрессии можно назвать гнев, злобу, ненависть.
Фрустрация в методике Г. Айзенка выступает синонимом психического состояния нереализованных побуждений. При наличии мотивов внешней или внутренней активности личность в силу разных причин не может их осуществить. В связи с этим возникает особое состояние эмоционального напряжения. Постоянно фрустрированные личности характеризуются, прежде всего, состоянием стресса. Фрустрация/Психология.Словарь. Составитель Л.А.Карпенко. М.1990 Фактически фрустрация и есть одна из форм стресса. Фрустрационная реакция порождает целую гамму негативных эмоций: раздражение, гнев, чувство вины. Важным является понятие фрустрационной толерантности, являющейся иным выражением эмоциональной устойчивости.
Ригидность как личностный фактор предполагает жесткую направленность поведения и вязкость эмоций. Аффективная ригидность выражается в косности эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Ригидность. Там же. Ригидные личности как бы все время «опаздывают» реагировать на наличную ситуацию, продолжая «гнуть» свою линию поведения.
Методика Айзенка в нашем исследовании помогает выявить как содержательную сторону эмоционального реагирования, так и степени его устойчивости, гибкости и интенсивности. В зависимости от того, какая сторона эмоциональных процессов испытуемого представляется наиболее важной.
Методика С. Розенцвейга позволяет исследовать, прежде всего, направленность реакций субъекта в ситуации стресса, каковой без сомнения является межличностный конфликт. Методика также выявляет тип реагирования, до некоторой степени, вскрывающий ценности личности. Тип реагирования отвечает на вопрос, в какой сфере кроется наиболее уязвимое место испытуемого, с чем, прежде всего, будут связаны его эмоции: будет ли он сконцентрирован на препятствии, изучая его свойства, и, стараясь его преодолеть; будет ли он защищать себя, являясь слабой уязвимой личностью; либо он сосредоточится на путях получения желаемого. Розенцвейг использует следующие понятия:
экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию);
интропунитивные реакции (реакция направлена на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации);
импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать);
Реакции по Розенцвейгу различаются также с точки зрения их типов:
тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие, или описывается как не имеющее серьезного значения);
тип реакции «с фиксацией на самозащите» (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана);
тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за решение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).
Кроме того, Розенцвейг приводит смысловое содержание факторов, образуемых при сочетании типов и направлений фрустрационных реакций.
Поскольку методика является проективной, хотя получаемые данные и стандартизируются, нелишними будут психоаналитические трактовки. Представления, использованные С.Розенцвейгом о защите собственной личности, восходят к концепции защитных механизмов З.Фрейда.
В нашем исследовании необходимо получение данных по методике С.Розенцвейга, касающихся только направления, типа реагирования и содержания образуемого ими нового фактора.
Методика Айзенка снабжена опросником, бланком для работы испытуемого и ключами ответов. Методика Розенцвейга снабжена большим по объему стимульным материалом в виде рисунков, стандартным бланком для обработки данных, описанием способов подсчета данных .
Ход исследования:
1. Нашими испытуемыми стали студенты разных ВУЗов г.Волжского и г.Волгограда. Всем испытуемым от 18 до 20 лет. Все испытуемые представляются нам социально адаптированными личностями, имеющими позитивные интересы и планы. Небольшое число испытуемых страдает от постоянных конфликтов. В основном, ни у кого из обследованных конфликт в жизни не составляет серьезной проблемы, но никто не характеризует себя как бесконфликтную личность, не способную к противоборству. Величина выборки 20 человек.
Каждый испытуемый проходил инструктирование и следовал установке серьезного отношения к исследованию. Диагностика методиками Айзенка и Розенцвейга.
2. Этап обработки данных включал стандартные расчеты, предполагаемые методиками, перегруппировку данных, а также сопоставление «сырых» данных, полученных двумя методиками и математическую обработку, в том числе и компьютерную, а также графическое и табличное представление данных.
3. На этапе получения и интерпретации результатов мы исследовали выявленные нами взаимосвязи и тенденции, сделали достоверные и вероятностные выводы, наметили новые тенденции исследовательской работы и пути применения на практике полученных в данной работе результатов.
3.2. Психологические факты, выявленные в настоящем исследовании
1. На данном этапе исследования верифицировались рабочие гипотезы
О взаимосвязи агрессивности и экстрапунитивных реакций с фиксацией на самозащите;
о значимой взаимосвязи тревожности и интропунитивных реакций с фиксацией на самозащите;
о значимой связи ригидности с импунитивными реакциями с фиксацией на препятствии;
о значимой взаимосвязи фрустрации с экстрапунитивными реакциями с фиксацией на препятствии;
Данные диагностики испытуемых мы сгруппировали в нескольких таблицах, отражающих варианты группирования. Это было сделано для удобства восприятия и сопоставления результатов и последующей разносторонней интерпретации.
Данные, сгруппированные в Таблице № 1 количественно отражают ведущие тенденции реакций испытуемых. Следует отметить, что не все испытуемые показали высокий уровень агрессии, тревожности, ригидности или фрустрации. Графа «ведущие психические состояния» отражает, скорее тенденцию испытуемого, а не силу выраженности ведущего фактора эмоционального реагирования. Ведущее направление реагирования в конфликте и ведущий тип реагирования также отражают тенденцию испытуемого реагировать тем или иным образом.
Таблица № 1 Е - экстрапунитивные реакции; I - интропунитивные реакции; М - импунитивные реакции; ЕD - реакция с фиксацией на самозащите; OD - реакция с фиксацией на препятствии; NP - реакция с фиксацией на удовлетворении потребности;
Для обозначения новых факторов, возникающих при сочетании действия вышеозначенных используются обозначения:
Е* =Е ОD; Е = E ED; e = E NP;
I*=I OD; I = I ED; i = I NP;
M*=M OD; M = M ED; m=M NP
№ исп |
Ведущее психическое состояние (по методике Айзенка) |
Ведущее направление реагирование в конфликте (по Розенцвейгу) |
Ведущий тип реагирования в конфликте (по Розенцвейгу) |
Ведущая тенденция реагирования в конфликте (по Розенцвейгу) |
|
1. |
Агрессивность |
I |
ED |
I |
|
2. |
Агрессивность |
E |
ED |
E |
|
3. |
Агрессивность |
E |
OD |
E* |
|
4. |
Тревожность |
I |
ED |
I |
|
5. |
Тревожность |
I, M |
ED, OD |
I, M, I* ,M* |
|
6. |
Агрессивность |
E |
ED |
E |
|
7. |
Тревожность |
I |
NP |
i |
|
8. |
Тревожность |
I |
OD |
I |
|
9. |
Агрессивность |
E |
OD, ED, NP |
E*, E, e |
|
10. |
Ригидность |
E |
ED |
E |
|
11. |
Агрессивность |
E |
ED |
E |
|
12. |
Ригидность |
E, I, M |
ED |
E, I, M |
|
13. |
Тревожность |
I |
OD |
I* |
|
14. |
Ригидность |
M |
OD |
M* |
|
15. |
Агрессивность |
I |
OD, ED |
I*, I |
|
16. |
Ригидность |
M |
OD |
M* |
|
17. |
Ригидность |
M |
NP |
m |
|
18. |
Тревожность |
E |
OD, ED, NP |
E*, E, e |
|
19. |
Агрессивность |
E |
ED |
E |
|
20. |
Ригидность |
M |
NP |
m |
|
Наибольшую абсолютную частоту парного проявления нового фактора, возникающего при связывании «фактора эмоционального реагирования - фактора реагирования в конфликте», можно наблюдать в приведенной ниже Таблице № 2. В ней же приводится и вес нового фактора в выборке.
Таблица № 2
факторы |
агрессивность |
тревожность |
фрустрация |
ригидность |
|||
Частоты и вес |
11 8 |
11 6 |
5 3 |
3 3 |
30 20 |
||
Е |
8 6 |
5 4,33 |
1 0,33 |
2 1,33 |
0 0 |
8 6 |
|
Е* |
3 1,66 |
2 1,33 |
1 0,33 |
0 0 |
0 0 |
3 1,66 |
|
е |
2 0,66 |
1 0,33 |
1 0,33 |
0 0 |
0 0 |
2 0,66 |
|
I |
6 4,08 |
2 1,5 |
3 2,25 |
1 0,33 |
0 0 |
6 4,08 |
|
I* |
3 1,75 |
1 0,5 |
2 1,25 |
0 0 |
0 0 |
3 1,75 |
|
i |
1 1 |
0 0 |
1 1 |
0 0 |
0 0 |
1 1 |
|
М |
2 0,58 |
0 0 |
1 0,25 |
1 0,33 |
0 0 |
2 0,58 |
|
М* |
3 2,25 |
0 0 |
1 0,25 |
0 0 |
2 2 |
3 2,25 |
|
m |
2 2 |
0 0 |
0 0 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
|
30 20 |
11 8 |
11 6 |
5 3 |
3 3 |
30 20 |
||
Относительные частоты наблюдаемых проявлений можно видеть в таблице № 3
Таблица №3
факторы |
агрессивность |
тревожность |
фрустрация |
ригидность |
|||
Частоты и вес |
36,7% 40% |
36,7% 30% |
16,7% 15% |
10% 15% |
100% 100% |
||
Е |
26,7% 30% |
16,7% 21,7% |
3,3% 1,7% |
6,7% 6,7% |
0 0 |
||
Е* |
10% 8,3% |
6,7% 6,7% |
3,3% 1,7% |
0 0 |
0 0 |
||
е |
6,7% 3,3% |
3,3% 1,7% |
3,3% 1,7% |
0 0 |
0 0 |
||
I |
20% 20,4% |
6,7% 7,5% |
10% 11,3% |
3,3% 1,8% |
0 0 |
||
I* |
10% 8,8% |
3,3% 2,5% |
6,7% 6,3% |
0 0 |
0 0 |
||
i |
3,3% 5% |
0 0 |
3,3% 5% |
0 0 |
0 0 |
||
М |
6,7% 2,9% |
0 0 |
3,3% 1,3% |
3,3% 1,8% |
0 0 |
||
М* |
10% 11,2% |
0 0 |
3,3% 1,3% |
0 0 |
6,7% 10% |
||
m |
6,7% 10% |
0 0 |
0 0 |
3,3% 5% |
3,3% 5% |
||
100% 100% |
100% 100% |
||||||
Анализ частотных таблиц позволяет нам сделать некоторые выводы.
чаще всего в выборке встречаются агрессивные и тревожные тенденции, реже всего - ригидные;
по частоте проявлений факторы реагирования в конфликте (направленность и сила) расположились следующим образом:
Е-26,7%;
I - 20%;
Е*, М*, I* - по 10% соответственно;
М, е, m - по 6,7% соответственно;
3,3%
Приведенные цифры позволяют наметить тенденции, проявляемые испытуемыми в конфликтном реагировании.
исследования силы весов факторов конфликтного реагирования дает несколько иную картину:
Е - 30%; I - 20,4%; М* - 11,2%; m- 10%; I* - 8,8%; Е* - 8,3%;
5%; М - 2,9%; _е- 3,3%. Эти цифры означают, что самой большой силой в выборке обладает экстрапунитивный тип реагирования с фиксацией на самозащите. Самый малый вес имеет экстрапунитивная реакция с фиксацией на удовлетворении потребности, хотя по частоте проявления она далеко не последняя. При внимательном рассмотрении можно обнаружить, что реакцией с фиксацией на самозащите имеют наибольший вес в выборке.
По абсолютной частоте проявлений наиболее часто встречающимися являются тенденции: агрессивность Е, тревожность I. Чуть реже встречаются реакции агрессивность I, ригидность М*, тревожность I*, агрессивность Е*, фрустрация Е.
Реже встречаются реакции типа: тревожность Е, тревожность Е*, агрессивность е, тревожность е, фрустрация I, агрессивность I, тревожность i, тревожность М, фрустрация М, тревожность М, фрустрация m, ригидность m. Это говорит о предпочитаемых конфликтных реакциях.
По относительному весу превалируют факторы агрессивность Е, тревожность I, ригидность М*. Самый малый относительный вес имеют факторы тревожность М и тревожность М*. Это говорит о том, что в выборке наибольшее число испытуемых предпочитает решать конфликтные проблемы через агрессию с экстрапунитивными реакциями с фиксацией на самозащите, либо через тревожность с интропунитивными реакциями с фиксацией на самозащите, либо через ригидность с импунитивными реакциями с фиксацией на препятствии. Самой «слабой» стратегией следует признать тревожность с импунитивными реакциями с фиксацией на самозащите и тревожность с импунитивными реакциями с фиксацией на препятствии.
По относительной частоте встречаемости: агрессивность Е, тревожность I, ригидность М, тревожность I*, агрессивность I*, агресивность Е*, остальные из 19 проявившихся ключевых вариантов - по 3,3%, что составляет невысокий относительный процент. Весьма показательна Таблица №4.
Таблица № 4
Фактор эмоционального реагирования |
№ исп |
Частота парных проявлений факторов эмоционального реагирования-факторов реагирования в конфликте ( % в подвыборках «агрессивность», «тревожность», «ригидность», «фрустрация») |
|
Агрессивность |
1; 2; 3; 6; 9; 11; 15; 19 |
I, E, E*, E, E*, E, e, E, I, I, E E = 45% |
|
Тревожность |
4; 5; 7; 8; 13; 18 |
I, I, M, I*, M*, i, I, I*, E*, E, e I = 30% |
|
Ригидность |
14; 16; 20 |
M*, M*, m M* = 67% |
|
Фрустрация |
10; 12; 17 |
E, E, I, M, m E = 40% |
|
Таблица дает возможность сравнить ведущие тенденции испытуемых и примерно оценить их выраженность не во всей выборке, а в подвыборках соответствующих эмоциональным факторам. Наибольшей частотой характеризуются импунитивные реакции с фиксацией препятствии. Наименьшей - импунитивные реакции с фиксацией на самозащите.
2. Второй вид данных позволяет нам оценить силу наиболее часто встречающихся «новых» факторов. С целью исследовать такие возможности произведена уровневая перегруппировка данных и расчет частоты встречаемости факторов направленности реагирования в конфликте и типа такого реагирования.
Надо отметить, что уровневое перегруппирование нам позволяют сделать структуры методик, а так же прямые указания авторов методов на возможность трехуровневого рассмотрения данных. При этом факторы направленности реагирования и типа реагирования в конфликте в методике С.Розенцвейга рассматриваются отдельно. Кроме того, методика Розенцвейга, допуская трехуровневое распределение данных, не дает информации о том, что такое высокий, средний и низкий уровень проявления факторов. Поэтому, исходя из нашего опыта, мы приняли за высокий уровень - свыше 33,3% (что соответствует 8 «сырым баллам»), а за низкий - менее 12,5% (что соответствует 3 «сырым баллам») частоты (интенсивности) проявления. При таком подходе результаты почти всех испытуемых можно разделить по уровням. Ввиду вспомогательного характера таблицы приводим ее в Приложении 1.
Теперь мы можем рассчитать процентное содержание частоты появления ответов на уровне яркого (высокого, или наоборот, чрезмерно низкого) выражения факторов конфликтного реагирования. Такой расчет даст нам информацию о наполненности верхних и нижних уровневых интервалов по некоторым параметрам. Результаты представлены в Таблице № 5, Таблице № 6, Таблице № 7, Таблице № 8.
Таблица № 5
Относительная частота фактора направленности реагирования в конфликте в подвыборках (уровень 3) В связи с тем, что у некоторых испытуемых проявились по два ведущих фактора, общий процент ответов составляет более 100%
экстрапунитивные |
интропунитивные |
импунитивные |
факторы |
|
2,3,6,9,10,11,18,19 |
1,4,5,7,8,13,15 |
5,6,14,16,17,20 |
№ анкет исп |
|
8 |
7 |
6 |
частота |
|
40% |
35% |
30% |
% содержание частот |
|
Таблица №6
Относительная частота типа фиксации реагирования в конфликте в подвыборках (уровень 3)
Фиксация на препятствии |
Фиксация на самозащите |
Фиксация на удовлетворении потребности |
Тип реагирования |
|
3,5,6,8,10,13,14,15,16 |
1,2,3,4,5,6,10,11,12,19 |
7,17,20 |
№ анкет исп |
|
9 |
10 |
3 |
частота |
|
45% |
50% |
15% |
% содержание частот |
|
Таблица № 7
Относительная частота типа фиксации реагирования в конфликте в подвыборках (уровень 1)
Фиксация на препятствии |
Фиксация на самозащите |
Фиксация на удовлетворении потребности |
Тип реагирования |
|
11,17 |
13,14,16 |
2,3,4,5,5,6,8,9,10,12,16,19 |
№ анкет исп |
|
2 |
3 |
11 |
частота |
|
10% |
15% |
55% |
% содержание частот |
|
Таблица № 8
Относительная частота проявления факторов эмоционального реагирования (психических состояний) в подвыборках (уровень 3)
тревожность |
агрессивность |
фрустрация |
ригидность |
Тип реагирования |
|
3,4,5,8,13 |
1,2,3,6,11,9,10, 15,16 |
2,4,6,10,13,17,19 |
5,8,14,16,20 |
№ анкет исп |
|
5 |
9 |
7 |
5 |
частота |
|
25% |
45% |
35% |
25% |
% содержание частот |
|
Обратившись к этим таблицам, ориентируясь на относительные частоты можно увидеть, что ведущей тенденцией можно считать экстрапунитивную (40%), ведущим типом реагирования в конфликте - самозащиту (до 50%) испытуемых, самым «малоиспользуемым» типом реагирования в конфликте является фиксация на удовлетворении потребностей. Преобладающим психическим состоянием является агрессивность.
3. Корреляционные данные. В поисках наиболее тесно связанных интервалов мы воспользовались компьютерной программой для обработки статистических данных. Небольшой размер выборки не позволяет нам установить все значимые связи в полном объеме. О каких-то важных тенденциях мы только догадываемся, исходя из анализа вышеприведенного материала. Статистически значимая связь (критерий Пирсона, уровни значимости 0.01 и 0.05) прослеживается только между следующими факторами:
Положительная:
тревожность с преодолением препятствий;
агрессивность с экстрапунитивностьюю;
ригидность с импунитивностью;
экстрапунитивность с самозащитными реакциями;
Отрицательная:
тревожность с удовлетворением потребностей;
агрессивность с интропутинивностью;
фрустрация с ригидностью;
ригидность с самозащитными реакциями;
экстрапунитивность с интропунитивностью;
Таким образом, агрессивность оказалась положительно связанной с фактором Е за счет связи с экстрапунитивностью. Иными словами агрессивность влияет на выбор только направленности реакции в виде экстрапунитивности, но никак сама не связана с типом самозащиты;
Тревожность связана с удовлетворением потребностей, а не с интропунитивностью, как мы полагали, и не проявляет связи в отношении самозащитных реакций;
Ригидность действительно связана с импунитивностью значимо и не связана с фиксацией на преодолении препятствий;
Фрустрация вообще, не проявляет ни с каким типом и направлением конфликтного реагирования значимой связи;
Но, все же мы не будем сбрасывать со счетов выявленные нами тенденции, так как корреляционное исследование является лишь одной из возможностей обработки данных, дополняющее другие методы исследования.
3.3.Результаты и их обсуждение
Интересным результатом нашего исследования явился характер связи между эмоциональными процессами и направлением и типом реагирования личности в ситуации межличностного конфликта. Выбор методики Розенцвейга представляется весьма удачным, так как затруднительно моделировать действительный конфликт или опрашивать испытуемых на месте «накала страстей». В методике Розенцвейга испытуемому предлагается спроецировать свои представления и эмоциональные реакции на изображенную ситуацию. Каждая картинка-стимул содержит в себе «эмоциональный» накал разгорающегося конфликта. Испытуемый невольно становится в ситуацию, когда он реагирует первым, очень естественным для него способом. Наиболее важным является результат о характере связи факторов эмоционального реагирования в конфликте (оно задается четырьмя факторами: агрессивность, тревожность, фрустрация и ригидность). Выявилась статистически значимая связь между тревожностью и конфликтной реакцией по типу фиксации на препятствии; между агрессивностью с экстрапунитивностью; ригидностью и импунитивными реакциями; экстрапунитивностью с самозащитными реакциями. Рассматривая эти, во многом непредсказанные результаты, заметим, что теоретическое исследование позволяет нам утверждать, что связи носят характер обусловливания, т.е. без эмоциональных «поводырей», которыми являются факторы эмоционального реагирования в конфликте, человек, вряд ли смог бы вообще как-то отреагировать на конфликтную ситуацию. Агрессивность однозначно определяет экстрапунитивную реакцию и отметает интропунитивную. Агрессивные люди видят источник и причину конфликта вне себя. Единственный испытуемый, отреагировавший аутоагрессивным способом, вызвал тяжелые размышления о детском воспитании. Связь экстрапунитивных реакций в конфликте с фиксацией на самозащите (в основном, по типу обвинения других) говорит о ярко выраженной проективной окраске конфликта испытуемых, проявивших черту агрессивности. Агрессивность находится в отрицательной зависимости с интропунитивными реакциями. Агрессивный, скорее всего, не станет заниматься самообвинениями или брать на себя лишнюю ответственность. Экстрапунитивная реакция отрицательно коррелирует с интропунитивной, что не является удивительным. По всей видимости, такая связь близка к полярным проявлениям одного фактора. Ориентируясь на частотные данные, можно отметить, что ведущим фактором эмоционального реагирования в конфликте является агрессивность, связанная с экстрапунитивностью, но не связанная с самозащитой, как предполагалось ранее. В свою очередь экстрапунитивность связана с самозащитой значимой связью. Таким образом эмоциональное влияние на конфликтную реакцию происходит, скорее, через выбор направленности реагирования, а не через ее тип. Интересно, что, выдвигая гипотезу о связи тревожности с интропунитивными реакциями по типу самозащиты, мы рассчитывали на некоторую очевидную житейскому сознанию агрессивности и тревожности, гнева и страха. Но исследование дало в отношении тревожности другие результаты: тревожность связана преимущественно с фиксацией на препятствии. Это объяснимо с точки зрения преобладающей мотивации тревожных людей. Они ориентированы, чаще всего, на избежание неудач, а не на достижения. Тревожные часто производят впечатление беззащитных. Не выявлено никакой значимой связи между тревожностью и направленностью реагирования в конфликте, хотя исследование частот и весов факторов тревожности и направленности реагирования в конфликте все же показывает некоторые важные результаты: тревожность, связанная с интропунитивными реакциями по типу фиксации на препятствии и фиксации на самозащите встречается в выборке достаточно часто. Все же, думаем, имеется некоторая связь между тревожностью личности и направленностью конфликтных реакций внутрь, а не во вне. Во всяком случае, частотные распределения позволяют так утверждать. Связь ригидности с импунитивными реакциями предполагалась нами при планировании исследования и теоретической разработке проблемы. Ригидность, как показал частотный анализ, связана только с двумя видами импунитивных реакций: по типу удовлетворения потребностей и фиксации на препятствии. Ригидные, скорее всего, не ставят вопрос, о чьей-либо вине в конфликте. Возможно, просто не успевают перестроить реакцию на быстро меняющиеся конфликтные события. Отметим, что, по нашему мнению такая направленность реакции является в конфликте самой миролюбивой. У личностей, проявляющих фрустрационные черты, по существу склонных находиться в стрессовом состоянии, вообще не прослеживается значимой связи между фрустрацией и направлением и типом реагирования в конфликте. Фрустрация значимо отрицательно коррелирует с ригидностью, что, по видимому, говорит о некоторой полярности этих черт. Возможно, их делает полярными степень возбуждения эмоционального реагирования.
Ориентируясь на разнообразные частотные данные, можно считать экстрапунитивную направленность, ведущим типом реакции в конфликте - самозащиту, самым «малоиспользуемым» типом реагирования в конфликте является фиксация на удовлетворении потребностей. Преобладающим психическим состоянием является агрессивность. Таким образом, в «конфликтном хоре» «солирует» агрессивно-обвиняющий голос. Меньше всего в конфликте испытуемые хотели удовлетворить свои потребности.
3.4.Результаты исследования и практические рекомендации
Исходя из теоретических и практических результатов исследования, можно наметить эффективные пути изменения конфликтных отношений на позитивно-конструктивные. Должно строиться по типу управления своими эмоциями в конфликте. Этому может способствовать социально-психологический тренинг, участники которого могут обучиться важнейшим навыкам самоконтроля и понимания другого человека. Умение поддерживать механизмы взаимопонимания и взаимодействия «в рабочем состоянии» приходит только с опытом и тренировкой. К важнейшим умениям и навыкам поддержания эмоционального баланса в отношениях будут относиться: умение выслушать, умение высказаться, умение сопереживать, не быть равнодушным. Сопереживание вообще лечит, обеспечивает нормальный жизненный тонус, чувство включенности в людскую жизнь. Оно враг одиночества и отчаяния.
Человеческий характер также может явиться конфликтогеном, но это для тех, кто плохо с собой знаком. Изучение собственного характера как инструмента взаимодействия также помогает снизить конфликтность. Особенно тяжело приходится людям с эпилептоидными чертами характера, так как их эмоциональные процессы обусловлены легкими органическим повреждениями, проявляющимися в характере, в общении с миром. Путь снижения конфликтности во взаимоотношениях и здесь лежит через самопознание и самосовершенствоание.
«Невозможно справляться с чем-то неясным, невидимым. Поэтому одним из важнейших элементов умения разрешать межличностные конфликты является способность полностью осознавать масштабы и детали разногласий, и открыто обсуждать их с партнером». Основы конструктивного общения./сост. Т.Г.Григорьева и Т.П.Усольцева. М., 1997.
Поэтому умение конфронтировать - это одно из важнейших умений, позволяющих разрешать конфликты, «приводя в порядок» свою эмоциональную сферу. Здесь действует общее правило: высказанное скорее осознается и быстрее угаснет.
Построение коррекционного воздействия, на наш взгляд, должно отличаться многообразием обратной связи с агрессивными, тревожными и ригидными личностями. Это поможет осознанию собственных черт личности, собственных эмоциональных процессов и самопринятию. Для агрессивных подойдет обучение принятию на себя ответственности за эмоциональный исход отношений и конфликтного столкновения, в частности. Тревожным личностям следует скорректировать установки страха и избежания неудач, обучению поведению, при котором препятствия не кажутся столь значительными. Личности, проявляющие ригидность, тяжело меняют поведение, привержены шаблонам и стереотипам. Им стоит обучиться видеть противоречия в отношениях с людьми, своевременно принимать их в расчет.
Основными выводами нашей работы следует считать:
Любой конфликт регулируется объективными и субъективными факторами, т.е. у человека всегда есть возможность повлиять на возникновение, развитие и угасание конфликтных взаимоотношений. К субъективным, наиболее важным сторонам конфликта можно отнести темпераментальные, характерологические, мотивационные, ценностные мировоззренческие особенности личности, ее эмоциональность, обусловливающие уникальность переживания личностью конфликта;
Конфликтная ситуация представляет собой эмоциональную среду. Конфликт обладает фрустрационным воздействием и стрессогенной природой. Субъективно конфликт - это, прежде всего, переживания.
Характер переживаний человека в межличностном конфликте определяется его эмоциональностью, включающей доминирующий тип реагирования, связанного с устойчивыми личностными чертами; Выбор типа и направления реагирования в конфликте до некоторой степени обусловлен особенностями эмоциональных процессов человека;
В конфликте действуют особые эмоциональные механизмы. Характер переживаний человека в межличностном конфликте определяется его эмоциональностью, включающей доминирующий тип реагирования, связанного с устойчивыми личностными чертами;
Вся личность человека, его мотивационные, познавательные процессы, воля начинают функционировать в режиме конфликта. Эмоциональные процессы регулируют эту перестройку и функционирование с точки зрения полезности-вредности для человека на организмическом, социальном и мировоззренческом уровнях.
Любой конфликт в смысле человеческого опыта содержит конструктивное зерно;
Основные психологические пути превращения конфликтных отношений в неконфликтные заключаются в возможностях самовоспитания, в том числе и собственных чувств, и само- и взаимопонимания, развитие миролюбивых, конструктивных установок;
В ходе исследования было выявлено реальное соотношение и взаимодействие факторов эмоционального реагирования в конфликте и выбора личностью направленности и типа реагирования. Основной вывод, который можно сделать - эмоциональные процессы влияют, главным образом на выбор человеком направленности реакции, и, в гораздо меньшей степени типа реагирования. Фрустрация как эмоциональный фактор конфликта статистически значимо не связана ни с направленностью реакции, ни с ее типом.
Интерпретация данных представляла трудности, так как в гипотезе заложено психологическое содержание принципиально не верифицируемое только математическими методами. Именно теоретическое исследование связи эмоциональных процессов и факторов реагирования в конфликте позволило сформулировать нашу гипотезу такой, какой она представлена в исследовании. А психологическая интерпретация - оценить возможность подтверждения.
Исходя из результатов исследования, были определены магистральные пути и средства снижения остроты конфликтов в межличностных отношениях. К основным путям можно отнести установление доверительных отношений в консультировании, способствующих более открытому переживанию конфликтных взаимоотношений клиента; тренинговые методы, позволяющие нивелировать такие источники конфликта как отсутствие навыков конструктивного общения, переговоров и умения идти на компромисс. Поскольку большинство межличностных конфликтов имеют ценностно-мировоззренческую окраску, то умение принимать конфликтные отношения как одну из возможностей личностного роста можно считать бесценной, но вполне развиваемой.
Каждый специалист в области практической психологии, так или иначе, работает над проблемой конфликта в межличностных отношениях. Надеемся, что добытое нами психологическое знание в области эмоциональных отношений в конфликте поможет людям лучше понимать, более внимательно и сочувственно относиться друг к другу.
Приложение 1 1 - слабая выраженность фактора, низкий уровень его проявления;
2 - средняя выраженность действия фактора, средний уровень его проявления;
3 - ярко выраженное действие фактора.
№ исп |
Факторы эмоционального реагирования (психического состояния) по Айзенку |
Факторы реагирования в конфликтной ситуации (по Розенцвейгу) |
|||||||||
Направление реакции |
Тип реакции |
||||||||||
тревожность |
агрессивность |
фрустрация |
ригидность |
экстрапунитивные |
интропунитивные |
импунитивные |
На препятствии |
На самозащите |
На удовлетворении |
||
1. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
|
2. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
|
3. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
|
4. |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
|
5. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
|
6. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
|
7. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|
8. |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
|
9. |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
10. |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
|
11. |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
|
12. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
|
13. |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
|
14. |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
|
15. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
|
16. |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
|
17. |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
18. |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
19. |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
|
20. |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
|
Приложение 2
корреляции
ТРЕВ |
АГРЕСС |
ФРУСТР |
РИГИД |
ЭКСТРА |
ИНТРО |
ИМПУН |
ПРЕП |
САМОЗАЩ |
УДОВЛ |
|||
ТРЕВ |
Pearson Correlation |
1 |
-,157 |
-,064 |
-,026 |
-,364 |
,408 |
-,282 |
,527(*) |
,143 |
-,458(*) |
|
Sig. (2-tailed) |
. |
,509 |
,788 |
,915 |
,115 |
,074 |
,229 |
,017 |
,547 |
,042 |
||
N |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
||
АГРЕСС |
Pearson Correlation |
-,157 |
1 |
-,026 |
-,157 |
,697(**) |
-,516(*) |
-,075 |
,125 |
,382 |
-,266 |
|
Sig. (2-tailed) |
,509 |
. |
,913 |
,509 |
,001 |
,020 |
,754 |
,600 |
,097 |
,256 |
||
N |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
||
ФРУСТР |
Pearson Correlation |
-,064 |
-,026 |
1 |
-,707(**) |
,215 |
-,415 |
,031 |
-,215 |
,359 |
,000 |
|
Sig. (2-tailed) |
,788 |
,913 |
. |
,000 |
,363 |
,069 |
,898 |
,363 |
,120 |
1,000 |
||
N |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
||
РИГИД |
Pearson Correlation |
-,026 |
-,157 |
-,707(**) |
1 |
-,364 |
,298 |
,453(*) |
,282 |
-,518(*) |
,196 |
|
Sig. (2-tailed) |
,915 |
,509 |
,000 |
. |
,115 |
,202 |
,045 |
,229 |
,019 |
,407 |
||
N |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
||
ЭКСТРА |
Pearson Correlation |
-,364 |
,697(**) |
,215 |
-,364 |
1 |
-,699(**) |
-,061 |
-,245 |
,515(*) |
-,218 |
|
Sig. (2-tailed) |
,115 |
,001 |
,363 |
,115 |
. |
,001 |
,797 |
,297 |
,020 |
,355 |
||
N |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
||
ИНТРО |
Pearson Correlation |
,408 |
-,516(*) |
-,415 |
,298 |
-,699(**) |
1 |
-,153 |
,100 |
-,289 |
,300 |
|
Sig. (2-tailed) |
,074 |
,020 |
,069 |
,202 |
,001 |
. |
,520 |
,675 |
,216 |
,199 |
||
N |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
||
ИМПУН |
Pearson Correlation |
-,282 |
-,075 |
,031 |
,453(*) |
-,061 |
-,153 |
1 |
-,123 |
-,216 |
,229 |
|
Sig. (2-tailed) |
,229 |
,754 |
,898 |
,045 |
,797 |
,520 |
. |
,606 |
,361 |
,332 |
||
N |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
||
ПРЕП |
Pearson Correlation |
,527(*) |
,125 |
-,215 |
,282 |
-,245 |
,100 |
-,123 |
1 |
-,258 |
-,437 |
|
Sig. (2-tailed) |
,017 |
,600 |
,363 |
,229 |
,297 |
,675 |
,606 |
. |
,272 |
,054 |
||
N |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
||
САМОЗАЩ |
Pearson Correlation |
,143 |
,382 |
,359 |
-,518(*) |
,515(*) |
-,289 |
-,216 |
-,258 |
1 |
-,393 |
|
Sig. (2-tailed) |
,547 |
,097 |
,120 |
,019 |
,020 |
,216 |
,361 |
,272 |
. |
,086 |
||
N |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
||
УДОВЛ |
Pearson Correlation |
-,458(*) |
-,266 |
,000 |
,196 |
-,218 |
,300 |
,229 |
-,437 |
-,393 |
1 |
|
Sig. (2-tailed) |
,042 |
,256 |
1,000 |
,407 |
,355 |
,199 |
,332 |
,054 |
,086 |
. |
||
N |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
||
* критерий Пирсона. Значимость на уровне 0.05
** значимость на уровне 0.01
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |