1
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
Факультет психологии
Кафедра психологии личности
КУРСОВАЯ РАБОТА
Изменения ценностных ориентаций членов сект
как результат психологического влияния.
Работу выполнила: студентка 5 курса,
ХХ группы, д/о
ХХХХХХХХХХ
Преподаватель: Насиновская Е. Е.
Москва, 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
В настоящее время методы психологического влияния используются во многих областях человеческой жизнедеятельности. Это такие популярные области, как реклама, презентации товаров и услуг, воспитание детей и другие области человеческой деятельности. Одной из областей является применение методов психологического влияния религиозными культами и сектами для привлечения и удержания людей в своей организации. Учитывая широкое распространение такого рода воздействий и большое количество сект, существующих в мире, последствия этих воздействий можно наблюдать весьма часто. Исходя из этого, мы считаем важным изучить следующие вопросы:
- что же именно происходит с людьми после целенаправленного длительного применения к ним различных методов воздействия,
- какого рода происходят изменения, связанные с перестройкой индивидуальной системы ценностей человека, что важно для лучшего понимания смысла его действий или поступков,
- как происходит взаимодействие с обществом, в частности, например, какие изменения происходят в их социально-психологической адаптации, от которой зависит самосознание, ролевое поведение в обществе, адекватность связей с окружающими.
Кроме того, не менее важным является систематизация и рассмотрение самих методов психологического воздействия, применяемых в сектах. Все эти вопросы мы и решили рассмотреть в этой работе.
Таким образом, целью работы является рассмотрение методов психологического влияния, на примере их использования сектами, и изучение последствий воздействия этих методов на социальную адаптацию и ценностные ориентации членов сект.
Объектом работы является социальная адаптация и ценностные ориентации членов сект.
Предметом работы являются особенности социальной адаптации и ценностных ориентаций членов сект, в сравнении с другими исследуемыми группами.
Задачи работы:
1. Рассмотрение методов психологического влияния в целом.
2. Описание методов воздействия и контроля сект за своими членами.
3. Описание причин вступления людей в секты.
4. Подбор методик для проведения тестирования исследуемых групп и их краткое описание.
5. Предполагаемая математическая и статистическая обработка и качественный анализ полученных результатов.
Глава 1. Методы влияния
На протяжении жизни каждого человека на него неоднократно оказывается психологическое влияние окружающими. Это и так называемая манипуляция (11), и способы убеждения, психологического давления. На человека влияет реклама, его убеждают родители и сослуживцы, государственные и общественные контролирующие организации. Не вступая в популярные сейчас дискуссии о том, положительным или отрицательным является сам факт оказания психологического влияния на личность (1, 2, 6), в данной работе мы остановимся на методах психологического влияния, которые используются приверженцами различных тоталитарных сект для привлечения новых и удержания существующих членов.
В настоящее время довольно много исследуется феномен манипулирования - под манипуляцией понимают - один из видов воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями (11). Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании. Предлагаемый ниже обзор таких средств дает приблизительное представление об их многообразии. Следует подчеркнуть, что манипуляция подвергалась детальному рассмотрению преимущественно в политологических работах. Подавляющее число собственно психологических исследований по данной проблеме посвящено прикладным или частным аспектам манипулятивного воздействия.
При этом нам хотелось бы предостеречь от постановки знака тождества между психологическим влиянием и манипулированием. Понятие психологического влияния является более широким, и не всякое психологическое воздействие является манипуляцией. Для иллюстрации этого мы приведем список различных видов психологического влияния, как его представляет Чалдини (33)
1. Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношений, намерения или решения.
2. Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора другими, назначении на должность и др.
3. Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.
4. Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно; усваиваться - также непроизвольно или произвольно.
5. Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным.
6. Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.
7. Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.
8. Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности - это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом - как давление со стороны инициатора или “обстоятельств”.
9. Деструктивная критика. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и / или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики - в том, что она не позволяет человеку “сохранить лицо”, отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.
10. Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и / или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
Данный список иллюстрирует, что интерес к исследованиям манипуляции, проявленный в последнее время (8, 9, 11, 12) неоправданно сужает область исследования проблем, связанных с психологическим влиянием. В то же время, невозможно отрицать, что широкое использование методов психологического влияния для привлечения членов тоталитарных сект в настоящее время представляет действительно значимую проблему для общества и требует исследования и разработки способов противодействия влиянию (5,6, 29).
Методы влияния, используемые сектантами для привлечения новообращенных, хорошо укладываются в традиционные подходы к методам влияния вообще, и отличаются только повышенным давлением на принятие решения человеком, по сравнению со многими другими ситуациями, где они используются. Первичное привлечение людей в секты можно рассматривать как частный случай презентации с некоторой спецификой. Поэтому, мы считаем важным рассмотреть методы влияния, применяемые в процессе презентации.
Существуют вспомогательные методы опосредованного влияния (которые можно использовать на презентации), которые, по сути, позволят, как можно больше расположить человека к тому, что происходит, сделать его более восприимчивым к тому, что хотят предложить.
Повлиять на поведение и изменить или сформировать стереотипы (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следующими способами:
использовать автоматические реакции, основанные на стереотипах поведения. Таким образом, можно заставить человека поступить так, как нам нужно (например, поучаствовать в чем-либо), или сделать то, что может повлечь за собой изменение существующих мнений и стереотипов, или хотя бы пошатнет старые.
актуализировать позитивные стереотипы, либо дать возможность о них забыть, если они являются негативными.
провоцировать ситуативное поведение (слова, поступки и т д).
Противоречащее обычным стереотипам поведения
Подтверждающее обычные стереотипы поведения
Формирующее стереотипы поведения
в зависимости от того, какие они.
Мы предполагаем, что в большинстве своем люди, являющиеся объектом презентации, не относятся категорически плохо к предмету презентации, а значит, в ее процессе нет задачи изменить стереотипы поведения. Скорее мы будем иметь дело с людьми, которые относятся к предмету презентации в той или иной степени либо настороженно, либо доброжелательно - в таком случае нужно активизировать положительные стереотипы, акцентируя на них внимание и наоборот отвлечь от негативных. Возможно, что человек не имеет никакого мнения относительно того, о чем ему рассказывают или предлагают, тогда перед человеком, проводящим презентацию, стоит задача сформировать нужный положительный стереотип. Вернее сказать, сделать так, чтобы вся ситуация поддерживала то, что будут говорить и делать, и ориентировала человека определенным образом.
Далее будут предложены конкретные методы влияния на поведение и стереотипы людей во время презентации.
«…люди более мотивированы избежать известных потерь, чем добиться эквивалентного этим потерям выигрыша» (24).
Итак, если есть ситуация, где человеку приходиться выбирать делать ли ему что-то или нет, то скорее его можно заставить сделать желаемое действие, показав ему, что он потеряет, поступив по-другому, вместо того, чтобы описывать возможные выгоды.
Этот принцип можно использовать, если создать иллюзию дефицита. Сначала описывать достоинства чего-либо, а потом с сожалением сообщить, что именно этого у вас сейчас нет. В этот момент человеку начинает казаться, что именно это ему и надо было, именно тогда и наступает время случайно найти то, что нужно.
Можно так же создать эффект очереди. У нас есть то, о чем мы вам рассказали, но немного. Никто не захочет оказаться обделенным, даже если ему вовсе не нужно то, что вы ему предлагаете (ситуативное поведение не соответствует стереотипам, что может повлечь за собой изменение последних), не говоря о тех, кому это действительно полезно. Такая ситуация поможет ему принять окончательное решение (поведение соответствующее стереотипам делает ситуацию более устойчивой).
Зафиксировать, существует ли эффект от того, что мы построим ситуацию именно таким образом, можно благодаря простому подсчету того, сколько было совершено покупок или заключено контрактов, в зависимости от того, что именно мы подобным образом предлагали, и сравнения результата с тем количеством покупок или свершившихся сделок, в ситуации когда мы не пытались воспользоваться предложенным методом.
Последовательность.
Человек склонен действовать последовательно. Если он выбирает «определенную позицию, то потом, скорее всего, согласится с требованиями, которые соответствуют данному обязательству» (33). Кроме того, такие обязательства не должны противоречить внутренним стереотипам поведения. Наиболее эффективны публичные обязательства. Итак, если мы заставим в начале презентации гостей дать такого рода обязательства или другими словами публично занять определенную позицию, то высока вероятность того, что в дальнейшем, во всяком случае, во время презентации они будут себя вести так, как следует, по их мнению, вести себя человеку с подобными убеждениями.
Один из способов заставить принять на себя такие обязательства, это провести опрос в начале презентации. Объясняя его необходимостью провести социологическое исследование. Вопросы должны быть сформулированы таким образом, что человеку, отвечая на них, пришлось произносить утвердительные предложения, выражающие позицию, в соответствии с которой, нам нужно, чтобы он себя вел в дальнейшем.
Такой метод будет эффективным для того, чтобы заставить людей вести себя в соответствии с существующими, но не ярко выраженными стереотипами. Например, если человек в принципе не против брать на работу студентов, но, заявив об этом интервьюеру в начале мероприятия, где ему представится такая возможность он, скорее всего, действительно предложит кому-то работу. Или сказав, что студентов стоит поощрять денежными вознаграждениями, то когда ему предложат сделать соответствующий разумный взнос вероятно ответ будет положительным.
Возможно, если у человека нет мнения относительно того, что вы ему предлагаете, то при правильно сформулированном вопросе, будет выбрана социально одобряемая позиция, что в результате вызовет соответствующее поведение.
Причем такой опрос нужно проводить публично, то есть не с глазу на глаз, а в месте, где много народа.
Проверить действенность можно следующим образом: разделить гостей презентации на две части случайным образом, и с половиной провести соответствующий предлагаемый опрос. В момент, когда человек должен совершить определенное требуемое действие, например работодатель должен предложить студенту работу фиксировать, к какой группе он принадлежит. Потом сравнить где результат был выше.
Иллюзия выбора.
Многие люди чувствуют себя комфортно, если они считают, что они контролируют ситуацию, таким людям необходимо существование выбора, что делать куда пойти, тогда они не чувствуют себя объектами влияния и у них нет необходимости сопротивляться тому, что с ним происходит. Именно в это время он сам будет восприимчив к влиянию. Предоставив человеку в рамках одной презентации возможность выбирать между двумя, одновременно проходящими акциями даст ему возможность удовлетворить свою потребность в независимости. Помимо этого, когда человек приходит, то это вы его пригласили, а когда выбрал куда идти, то он сам почему-то пошел именно сюда.
Выше были предложены некоторые способы, проверки того, действительно влияют на поведение предложенные мной методы.
Однако нас интересует также изменение стереотипов, которое могло произойти благодаря использованию всей совокупности «инструментов». Самым лучшим показателем изменения отношения к объекту презентации это согласие на то действие, которое вам предлагают сделать: купить предлагаемый товар, заключить контракт о сотрудничестве и так далее. Еще одним критерием, может служить согласие участвовать в дальнейших мероприятиях проводимых организатором или посещение следующей презентации (если проводится целая серия взаимосвязанных презентаций, или они проводятся регулярно, например, раз в год). Но, на презентации далеко не всегда вам предлагают что-то сделать. Иногда она проводится именно для того, чтобы создать об организации определенное мнение, сформировать по отношению к ней положительный стереотип, завязать нужные знакомства, сделать анонс товару, который, вот-вот должен будет выйти на рынок и т.д. В таком случае, нам особенно необходимо узнать, изменился ли стереотип у гостей презентации после ее проведения, и в какую сторону.
Это можно измерить сравнением результатов двух опросов (в начале и в конце презентаций) по шкале Лайкерта. В данном случае мы не сможем определить, какой из методов, в какой степени был эффективен, и действительно ли ими была предопределена степень эффективности той или иной презентации. Однако если провести целую серию замеров изменения стереотипов после посещения презентаций там, где будут использоваться методы, о которых шла речь в данной работе, и презентаций, на которых их не использовали. Если в результате выяснится, что в среднем в первом случае стереотипы изменялись сильнее в положительную сторону по отношению к предмету презентации, то можно будет сделать вывод о том, что такие методы действительно стоит использовать.
Метод измерения, предложенный Лайкертом называют «методом суммарных оценок» (28). Респондентам предлагают список суждений на определенную тему, с которыми те должны выразить свою степень согласия или несогласия (как правило, им на выбор предлагают следующие ответы: Вполне согласен, согласен, затрудняюсь ответить, не согласен, совершенно не согласен).
Оценкой установки человека служит сумма выставленных им оценок по всем пунктам. Разница между суммарной оценкой перед презентацией и после нее будет показателем разности или изменения установки.
Суждений должно быть не очень много, чтобы людям было не сложно отвечать и не занимало много времени.
Если мы будем предлагать людям в начале и в конце презентации один и тот же вопросник, то, скорее всего не увидим никакой разницы в оценках, люди вспомнят, что они писали в начале, и просто продублируют свои ответы либо вообще откажутся делать одну и ту же работу два раза. Чтобы избежать этой ситуации и все же измерить изменение установки, можно составить два похожих списка суждений (наблюдаемых признаков), относительно предмета нашей презентации и организации его представляющей. Один из них предлагать в начале, другой в конце, кроме того, участие в опросе должно поощряться.
Глава 2. Методы влияния религиозных культов
Религия является непосредственной, то есть эмоциональной, формой отношения людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным. Это и определяет значение религиозного культа. В нем получают свое выражение, прежде всего, эмоциональные моменты. Все современные богословы связывают крепость веры, прежде всего, с интенсивностью религиозно-эмоциональной жизни. Они понимают, что регулярное систематическое повторение культовых действий, вызывающих, а затем закрепляющих в сознании верующего определенный строй чувств, эмоций, мыслей, идей, оставляет в центральной нервной системе человека глубокие и устойчивые системы очагов возбуждения и торможения, создают своеобразную привычку. И когда такой религиозный стереотип поведения, чувств и мыслей формируется не у одного человека, а у целого коллектива, в действие вступают законы коллективной психологии.
Культ порождает у верующих определенные чувства, поддерживает эмоциональную жизнь людей в определенном привычном направлении. Участие в молитвенных собраниях делается для верующих необходимостью.
Вот почему руководители сект уделяют такое внимание обрядовой стороне. Вот почему они проявляют заботу о том, чтобы верующие строго соблюдали обряды, пытаются с помощью специфической организации закрепить определенный образ религиозной жизни членов сект. (5)
Эстетика сектантов
Упрощение культа в ряде христианских сект не означает отказа от обрядности. Напротив, в этих сектах делается все возможное, чтобы усилить психологическое воздействие обрядов и богослужений. Этой цели служит и чтение проповедей, и пение, и музыка, и сам порядок богослужения. Широко используя разнообразные средства эстетического воздействия на верующих, вожаки сект превратили богослужение в своего рода театрализованные представления.
Эстетическое чувство верующего во время богослужения получает особую направленность, оно выступает как один из путей, с помощью которых человек приобщается к религиозным представлениям и образам. Эстетические чувства, эстетические восприятия поддерживают и укрепляют религиозную веру, вовлекают людей в сферу идейного воздействия проповедников. Это понимала и верхушка сект, которая в большинстве своем сознательно использовала это могущественное средство влияния на души.
Музыка и пение, чтение стихотворений и рассказов используются отнюдь не для облагораживания человека, не для воспитания общечеловеческих эстетических чувств, а во вред ему, для культивирования религиозных чувств и, прежде всего, рабской покорности и страха. Культовые действия, практикуемые в большинстве сект во время богослужений, являются одним из средств создания общих настроений, общих чувств, внушения общих идей. Коллективное пение заключительных гимнов закрепляет результаты собрания. В таких гимнах обычно говорится о радости взаимного общения верующих, о том, что такие встречи дают «ободрение... в господних словах», «чтобы с силою новой идти». С помощью подобных культовых действий в секте создаются широкие возможности для влияния на верующих. Здесь вступает в действие коллективная психология, коллективное внушение.
Наряду с этим используется коллективная молитва-исповедь, которая является своего рода апофеозом молитвенного собрания. С ее помощью руководители общин достигают высшего обострения переживаний верующих, огромного воздействия на их психику.
Мнимая коллективность
Сектантам мало, чтобы человек посещал молитвенный дом и исполнял обряды. В сектах ярко проявляется стремление сделать религию внутренним миром каждого верующего, превратить его в религиозного фанатика, ставящего религию на первое место в своей жизни. Целью сектантского воспитания является, чтобы человек никогда, нигде, ни на одно мгновение не забывал о Боге, чтобы вся его жизнь была проникнута верой. Особенно ярко это выражено у баптистов. Внутренняя жизнь общин ЕХБ характерна показным демократизмом. Члены общины называют друг друга братьями и сестрами, им вменяется в обязанность принимать деятельное участие во внутренней жизни общины. Они выполняют различные поручения: заботятся о чистоте молитвенного дома, наблюдают за порядком во время собраний, собирают пожертвования, посещают верующих на дому, работают с группами молодежи ЕХБ, в отличие от православной церкви, религиозная организация с прямым членством. Всякий вступающий в ЕХБ предварительно проходит испытательный срок. По прошествии этого срока приближенный, если его рекомендуют два члена секты, на закрытом собрании принимается в организацию. После этого над ним совершается обряд крещения, знаменующий окончательное принятие в секту. Собрания могут также исключать из членов секты за те или иные проступки. Формально община управляется избираемым на общем собрании церковным советом, состоящим обычно из трех человек. Выбираются также ревизионная комиссия, обычно состоящая из трех человек, и проповедники (благовестники). Фактически же управление общиной сосредоточено в руках пресвитера, одновременно являющегося председателем совета. Пресвитеры, как правило, профессиональные священнослужители, полностью живущие за счет рядовых верующих и извлекающие из своего положения немалые материальные выгоды. Их избрание не зависит от массы рядовых верующих, так как решение собрания утверждается вышестоящими пресвитерами. Таким образом, в секте существует институт священников-профессионалов и религиозная иерархия, которая по существу не отличается от православной. Показной демократизм все более выветривается. Это выражается хотя бы в отправлении рукоположения в пресвитеры у баптистов. Отвергая профессиональное жречество, священство, утверждая, что ни у одной группы верующих не может быть монополии на общение с Богом, признавая право толкования священных книг и проповеди за каждым верующим, баптисты, с другой стороны, считают, что обряды могут совершать только особо выделенные люди -- пресвитеры, причем в пресвитеры человек может быть посвящен только другим пресвитером, и некем иным. Обряд рукоположения в пресвитеры и есть возведение в сан пресвитера. Фактически у баптистов в явном противоречии с основными положениями их вероучения введен институт профессиональных служителей культа, не зависящих от массы верующих и стоящих над ними.
Нетрудно видеть, что демократизм сект носит показной характер, как и коллективизм, о котором так много говорят сектантские руководители. Многие секты находятся в плену религиозной иерархии, во многом напоминая те церкви, которые сектанты осуждали и продолжают осуждать в своих проповедях и писаниях.
Искусство проповеди
Проповедники играют важную роль во всех религиозных культах тоталитарного толка. В их обязанность входит в основном миссионерская работа. «Главная цель евангельской работы -- приобретение душ» -- такую основную задачу ставит перед проповедником адвентистская инструкция «Служителям евангелия». А для того, чтобы уметь вливать души, нужно овладеть искусством проповеди. Проповедь должна быть огнем, а не дымом»,-- говорится в одном из адвентистских «Уроков ответственной деятельности проповедника». Чтобы не отталкивать от себя верующих, проповедник должен выполнять множество правил произнесения проповеди: «Не стоять за кафедрой напряженным. Не присваивать местных привычек изнуренных старушек. Выходить за кафедру свободно, мужественно, смело и благородно, вызывая этот же дух в аудитории». Так проповеднику рекомендуется вести себя на кафедре. Столь же много внимания уделяется голосу, интонации, языку: «Голос -- это инструмент для произведения мыслей. Так мыслей множество, то и голос должен быть гибок, послушен и выразителен.
Говорить своим, а не чужим голосом. Никогда не следует запоминать интонацию -- это сделает механической, но нужно уметь восстанавливать психическую причину ее возникновения -- это ее оживит». Особенное внимание уделяется «психологической паузе» речи: «Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической -- она безжизненна. Логическая пауза служит уму; психологическая -- чувству».
Важную роль в деятельности проповедника играют глаза, их игра.
«При словесном общении,-- рекомендуют ему авторы «Уроков»,-- говорите не столько уху, сколько глазу... В творческом общении с аудиторией основную, решающую роль играют глаза исполнителя, его взгляд, в котором отражаются малейшие оттенки его внутреннего состояния... Глаза слушателя, как термометр, определяют степень нашего мастерства...»
Серьезные требования предъявляются к содержанию проповеди. От проповедников прямо требуют приспосабливаться к уровню развития своих слушателей, их интересам, настроениям: «Проповедник должен возбудить интерес; чтобы материал был всегда свежий, мы должны приспособиться к требованию времени... должен понимать способы мышления мужчин, женщин и детей; их восприятия и способы воздействия на них», должен читать не только религиозные книги: «история церкви, философия, этика, психология -- это хорошие книги», должен «иметь библейские примеры к следующим примерам: для крестьянина, для строителя, для портного, для домашней хозяйки, для детей, которые не хотят слушаться», по журналам, газетам должен ежедневно знакомиться со всеми событиями, «чтобы разумно беседовать».
Очень детально разработана методика проповедничества у свидетелей Иеговы. Особое внимание они обращают на методику проповеди там, где люди не хотят слушать их «слово Божье». «В проповедническом служении,-- говорится в методическом пособии «Как успешно представить благую весть»,-- почти у каждой двери наталкиваемся на возражения. Цель наша заключается в том, чтобы дать отпор этим, выдвигаемым людьми, возражениям».
В секте пятидесятников разработано специальное методическое пособие «Отражение возражений при дверях», где дается по нескольку вариантов на возможные попытки «домочадца» прогнать нежелательного, навязчивого проповедника Иеговы. Например, если ему скажут: «Я католик и не интересуюсь вашей работой»,-- надо отвечать: «Я радуюсь, что вы католик», ...и приступить к проповеди «Только одна истинная религия». Если ему скажут: «Не имею времени...», надо ответить: «Да, это правда, сегодня существует много проблем для решения...» И начать соответствующую проповедь. Проповедники должны по этим указаниям лишиться всякой стеснительности, быть гибкими, как змеи, не гнушаться никакими уловками, лишь бы заставить слушать себя.
Повышению качества проповедей всегда большое внимание уделяли вожаки пятидесятников. Штат проповедников обычно являет собой большую группу искусных ораторов. Им даются советы, как влиять на массы, как заставить аудиторию слушать проповедь, подчинить ее своей воле и т. д. Вот что писал журнал «Атеист» об одном из проповедников пятидесятников, некоем Воропаеве И. Е.» пытавшемся всячески активизировать проповедническую деятельность: «Почему так мало приведено ко Христу душ? -- вот вопрос... Или уже не стало на земле ни трудящихся, ни обремененных грехами и беззакониями? О нет! Вина в самих проповедниках. Как часто, будучи занятыми другими делами, они не вкладывают своего сердца, не вкладывают любви в это великое дело -- спасение душ! Сердца их холодны и не горят должной любовью к тому, кого они проповедуют, нет любви и к тем, кому проповедуют. Этим объясняется их сухость в проповедях и молитве, а пустота сердца отталкивает слушателей, ибо к засохшему роднику не заставишь нагнуться жаждущего». В другом его писании говорится: «Мы должны быть энергичными и плодотворными работниками на ниве Господней, чтобы успех наш был для всех очевиден... На нас лежит долг евангелизировать и реформировать весь мир, подобно первым христианам и великим реформаторам: Джону Виклифу в Англии, Иоанну Гусу в Чехословакии, Мартину Лютеру в Германии». Ограждая верующих от влияния внешнего мира, руководители сект всегда создавали крайне благоприятные условия для поддержания и развития религиозного фанатизма. В этих условиях искусный проповедник действует не столько путем убеждения, сколько силой внушения. В особенности это характерно для баптизма, пятидесятничества и других евангельских сект.
Молитва
Очень важное значение придается в культе буквально всех сектантских организаций молитве. Ежедневная молитва -- непременное требование ко всем членам общин. Руководство общин понимает, что человек, ежедневно возносящий молитвы Богу, вырабатывает в себе внутреннюю потребность в ней, а следовательно, самопроизвольно углубляет религиозность. «Жизнь христианина,-- поучают баптистские проповедники,-- должна быть жизнью непрестанной молитвы». Адвентистские проповедники повторяют слова Елены Уайт, которые она приводит в своей книге «Путь ко Христу»: «Мы должны ежедневно молиться, ежедневно возрастать в вере и познании... Старайтесь всеми силами сохранять общение с Христом, держа свои сердца открытыми перед ним. Пользуйтесь всяким случаем для молитвы».
В многочисленных наставлениях для членов сектантских общин подчеркивается, что молитвы не должны иметь автоматического характера, что человек должен вкладывать в них все свои чувства, ощущать связь с божеством. Практически речь идет о том, чтобы молитвы не были формальными, своего рода служебным исполнением религиозных обязанностей. Молитвы совершаются верующими и на богослужебных собраниях, и в домашних условиях. И руководители общин зорко следят за тем, чтобы никто из верующих не уклонялся от домашних молитв. Понимая эффективность обрядности в эмоционально-психологическом воздействии на людей, некоторые руководители общин евангельских христиан-баптистов и адвентистов седьмого дня в настоящее время заявляют о желательности приглашать на молитвенные собрания и нечленов церкви. Так, например, в адвентистских инструкциях рекомендуется допускать к «вечере господней» и неадвентистов. Расчет прост: новичков может увлечь торжественная служба, а это может оказаться побудительным толчком для принятия ими впоследствии адвентистской веры. Большое значение придается музыкальному и хоровому сопровождению богослужебных собраний, пению духовных песен.
Накатывание духа или экстатическое состояние
Довольно ясное представление об экстатическом состоянии и условиях его возникновения во время молитв можно получить, познакомившись с рассказом члена хлыстовской секты «Богомольский союз» Андрея Зотова: «Мне самому случалось после долгого воздержания от плотского греха и строгого поста на собраниях плакать, как никогда не плакивал, просил сперва у Филиппика (Копылова), а потом у братии и сестер одного с нами союза прощения, каялся в грехах, и, когда мне прощали, я начинал смеяться и так становилось на душе легко и радостно, что я прыгал до изнеможения». Он рассказывает о том, что в секту «принимали следующим порядком: когда человек уже прослушивал несколько раз основы вероучения и изъявлял желание вступить в общину, его заставляли несколько дней кряду поститься и молиться, потом он приходил в собрание и его испытывали. Сумеет ли он довести себя до состояния экстаза? Под влиянием песнопений человек зачастую начинал рыдать, рыдание сменялось буйной радостью и т. п. Это истерическое состояние считалось предзнаменованием того, что вновь посвященный обретает дар пророчества». Указанный обряд сами сектанты называли «хождением в духе», «накатыванием духа», «восхищением духом», «духовной радостью». В нем, как это видно, сочетаются два рода явлений: физиологические (смех, слезы) и психические (чувство легкости, радости, умиления). Правда, нередко обряд доводил верующего до прямого расстройства сознания (беспамятство, галлюцинации). В развитии экстаза наблюдается определенная последовательность. Первые проявления экстаза обнаруживаются у человека в таких факторах, как возбуждение, учащение работы сердца, изменение цвета и выражения лица, необычный блеск глаз, изменение температурных ощущений, а также в плаче, рыданиях и т. п. Слезы непременно сопутствуют экстатической молитве. Сцены со слезами, воплями, рыданиями постоянно происходят на хлыстовских, пятидесятнических, скопческих молениях. Не только пение, молитва, но даже одна мысль о страданиях Христа часто приводит сектантов в состояние экстаза. Слезы сплошь и рядом переходят в смех, непроизвольные гримасы, кривлянье, воздыхания, стоны, крики, вызываемые дыхательными спазмами. Все эти явления постепенно переходят в непроизвольные судорожные движения мышц. Человека начинает трясти. Под влиянием этих движений люди один за другим начинают принимать неестественные позы, дергаться, бить себя в грудь, рвать на себе волосы. Все более и более входя в экстаз, они занимаются настоящим самоистязанием. От притоптывания сектанты переходят к подпрыгиваниям, которые продолжаются по нескольку часов кряду, Они искренне верят, что ими в этот момент владеет сам Дух Святой. Правда, имеются случаи притворного хождения в духе и духовного крещения. Иногда опытные вожаки секты, не желающие подвергать свою психику потрясениям, связанным с экстатическими состояниями, попросту играют роль. Однако большинство верующих действительно доводит себя до исступления. «Толпа всегда готова слушать человека, одаренного сильной волей и умеющего действовать на нее внушительным образом. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил» (18).
После радения устраивается общая трапеза: угощение чаем и закуской. В современной хлыстовской общине, носившей конспиративное название «Сад», подобные трапезы совершались и в начале собрания для придания радению видимости семейных и дружеских встреч. Собрание обычно начиналось с обеда: за накрытым столом с разнообразной закуской рассаживались мужчины и женщины в белых рубашках. Пророк поднимался с места и начинал читать проповедь, говоря о мирской суете, о спасении души, о бренности земного существования, о грехе. После проповеди все присутствующие рассаживались вдоль стен и начинали петь, сначала медленно, тихо, протяжно, затем громче и громче. Пение постепенно вводило присутствующих в состояние духовного веселья. В ритм песен верующие пристукивали ногами, хлопали руками. С ускорением ритма начиналась всеобщая пляска -- хождение в духе. Как бы сам собой образовывался круг, в середину которого входил пророк. Постепенно темп движения нарастал. Иные приходили в исступление, другие падали в обморок: на них якобы снизошла благодать. Такие обеды устраивались по самым разным поводам. То по случаю смерти родственника, то по случаю дня рождения члена семьи и т. п. Весной проводилось главное, так называемое годовое, радение.
О том, какие чувства приходится переживать верующему-пятидесятнику во время молений и после них, подробно рассказала журналистка В. Шапошникова в рассказе «Вырвалась»: «Сначала все слушают проповедь, молятся, а потом начинают вскрикивать, трястись и биться об пол. Рвут на себе одежду, стенают, теряют человеческий облик. И что страшно, гляжу я на них и чувствую, как сознание мое мутнеет, неведомая сила кружит, захватывает, и страх, и волнение, и куда-то несет, несет. И кричишь от ужаса. А потом уже ничего не сознаешь, только кружит и кружит, и бьешься об пол, о стенку, хочется еще сильнее биться, чтобы заглушить стыд и ужас. А потом, когда проходит это состояние, чувствуешь, как внутри все выжали, вытоптали. Пустота. И сил нет ни думать, ни двигаться. Всю неделю живешь, как в тумане, а потом опять начинаешь готовиться и уже ждешь этого дня, как свидания»,
Главную роль здесь играет взаимовнушение. Взаимовнушение во время коллективных молений поднимает экзальтированные чувства верующих до необычайного напряжения, никогда не испытываемого при иных условиях. В результате верующие в общей молитве как бы сливаются в одно целое, имеющее одни и те же чувства, переживания, живущее одними мыслями, произносящее одни и те же возгласы, повторяющее одни и те же жесты и телодвижения. Все это непонятно для рядовых верующих и часто представляется им действительным общением с Богом. Полученные во время собраний иллюзорные радости и наслаждения в последующем становятся столь притягательными для отдельных членов общин, что они готовы преодолевать любые препятствия и расстояния, чтобы попасть на моления, где они могут снова испытать подобные переживания.
Все обряды секты хлыстов имеют строгое назначение: внушать верующим страх Божий. «В страхе, трепете, молчании надо жизнь проводить» -- такова одна из заповедей, определяющих поведение каждого верующего. Для осуществления этой цели разработана целая система мер психического воздействия на членов секты: прежде всего это -- постоянное физическое и психическое истощение членов общин, достигаемое с помощью постов, аскетического отказа от нормальной человеческой жизни, обеспечивающей культурный отдых, укрепляющей здоровье человека. Более того, обряды секты зачастую доводят верующих до такого психического состояния, когда у людей появляются слуховые и зрительные галлюцинации, которые под влиянием мистических проповедей и обрядов воспринимаются человеком как непосредственное общение со Святым Духом. Все направлено на то, чтобы специально культивировать и поддерживать особую психологическую обстановку постоянного страха, недоверия по отношению к миру, обстановку общей нервной напряженности.
Многие члены секты хлыстов связаны семейным родством. Руководители стремятся разорвать и эти узы. Они делают все возможное, чтобы лишить людей таких чувств, как чувство любви к родителям и детям. Члены секты воспитываются в духе недоверия и подозрительности не только к окружающему миру, но и к своим родственникам, родителям, детям. Родители до определенного времени должны скрывать от детей свою принадлежность к секте. Вовлекать детей в секту рекомендуется постепенно и в высшей степени осторожно. После вовлечения в секту своих детей их «не надо держать в уме», а поскорее «отдать на престол богу-отцу», т. е. полностью поручить их воспитание и судьбу вожакам секты. Дети приносят только вред для души, убеждают руководители секты верующих, а поэтому «порвите связь с ними и не вкладывайте сердце свое в них! В секте широко применяются жестокие меры наказания, вплоть до изгнания из общины, а порой до принесения жизни в жертву Богу. «Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет ей подчиняться» (18). Одним из главных средств психологического воздействия на верующих является своеобразный бойкот со стороны общины провинившегося члена секты -- духовный арест. Человек, оторванный от внешнего мира самой сектой, лишается и последн его -- возможности общения с людьми. Такие наказания оказывают сильное воздействие на членов секты.
Жертвоприношения
Нервные, истерические срывы, возникающие в результате такой обстановки, нередко используются вожаками секты для самого крайнего изуверства. Атмосфера всеобщего помешательства благоприятствует всякого рода изуверству, жертвоприношениям, которые совершаются и добровольно, и принудительно. Жертвоприношение рассматривается многими сектами как наиболее достойное искупление грехов. «Беззакония и преступления ничем нельзя больше смыть, невинно пролитою кровью искупление можно свершить»,-- говорят новоизраильтяне, рассматривая принесенного в жертву как небесного ходатая за всю секту. Тайна покрывает немало страшных дел, лежащих на совести руководителей хлыстовства и лидеров многих других сект. Например, в 1955 году покончила с собой девушка по имени Галина. Даже по признанию сектантов видно, что это была не жертва Богу, а жертва мести, наказание за отход от секты. Первоначально назначенное на 1954 г. жертвоприношение не состоялось. Только 7 сентября 1955 г. «решилась дева юна за народ всю жизнь отдать». Под давлением матери Екатерины она уморила себя голодом. Смерть эта была использована в целях возбуждения религиозных чувств. Были сочинены специальные стихи, проведены беседы и проповеди, прославляющие эту смерть как образец борьбы с плотью. «Показала она на примере, как... убивать свою плоть постом». День смерти Галины ежегодно 7 декабря отмечается постом для всей секты.
Другое жертвоприношение стало готовиться с августа 1954 г. в связи с тем, что «Израиль погряз в грехах» и «без невинно пролитой крови дело нельзя начинать». В качестве жертвы намечалась некая девица Лена из ново-сергиевской общины. Жила она в доме сектанток Пелагеи и Насти, которые взяли над нею опеку, «чтобы вынести его (страдание) до конца». Неизвестно, удалось ли сектантам осуществить свой замысел. О дальнейшей судьбе девушки они умалчивают. 13 июля 1954 г. было совершено жертвоприношение некоей Салмониды, «решившейся неложно отдать жизнь свою». Она, по словам сектантов, «заложила душу в жертву за Израиль». Так, под религиозным покровом расцветают дикие суеверия и мистика, создающие благоприятную атмосферу для преступлений. Еще для примера можно привести несколько недавних случаев, широко освещавшихся в мировой печати. Так, несколько лет назад очередное человеческое жертвоприношение произошло в северо-восточном индийском штате Орисса. В округе Суренд-ранагар на алтаре одного из храмов богине Мелди, которой поклоняются местные жители, были «переданы» сразу три ребенка -- самому старшему из них было всего шесть лет. Ритуальное убийство совершил отец, кровью собственных детей начертавший на стене одного из домов свое обращение к небесам. Потеряв работу и не имея возможности прокормить семью, он решил принести дочь и двух сыновей в жертву богине. На следующий день после содеянного он покончил жизнь самоубийством. По данным полицейских властей Ориссы, за последние шесть месяцев в этом отдаленном штате, где люди все еще продолжают жить по древним правилам и обычаям, это уже третий случай человеческих жертвоприношений.
В конце 1990-х годов по меньшей мере 15 жителей деревень в окрестностях столицы Замбии Лусака скончались после участия в ритуалах по «изгнанию нечистой силы», которые регулярно устраивает с одобрения традиционных вождей знахарь по прозвищу Чака. После проведенного расследования выяснилось, что жертвы умерли, отведав снадобья, приготовленного этим «специалистом» по борьбе со злыми духами. Правда, Чаку ничуть не смущает летальный исход. По его словам, смерть как раз доказывает правильность его метода. «Если бы подвергшиеся испытанию были чисты, они остались бы в живых,-- убежденно заявляет он.-- К тому же подозреваемые могут отказаться от испытания»,-- говорит Чака. Однако такой вариант возможен только теоретически. Нежелание участвовать в ритуале рассматривается как признание вины и неизбежно приводит к изгнанию «нечистого» соплеменника из деревни. Одной из первых жертв «охотника на ведьм» стала его собственная жена. Вернее, одна из 12 жен. Когда подруги заподозрили ее в насылании порчи, Чака приготовил снадобье и отправил вредную супругу в мир иной. «Сразу после кончины жены один за другим умерли ее мать, отец, дед и некоторые менее близкие родственники -- еще одно бесспорное доказательство того, что она была ведьмой»,-- удовлетворенно констатировал он. Приглашение вождями специалистов по изгнанию злых чар из своих подданных -- дело в африканской глубинке обычное. Но на сей раз даже привычные к подобным ритуалам заказчики начали выражать беспокойство в связи с количеством смертей. Вместе с тем отказаться от института магов не позволяет традиция. У Чаки даже имеется выданная властями лицензия.
Наркотики и медитация
К сектантству можно отнести такие движения, поборники которых провозглашают своей целью познание божества через осмысление опыта применения наркотиков или через медитацию (внутреннее духовное сосредоточение). В 1958 г, в США возникло общество «Трансцендентальной медитации». Оно практикует сеансы выхода за пределы сознания с помощью ежедневного и многократного повторения мистического слова на санскрите. Основатель этого движения Махариши Махеш Йоги, бывший физик, полагает, что опыты такого рода могут привести к истинному духовному обновлению людей. С этой целью он переехал в 1959 г, в Америку, где стал рекламировать медитацию, с одной стороны, как средство приобщения к божеству, а с другой -- как способ избавиться от перенапряжения, тревоги, повышенного кровяного давления и других психосоматических заболеваний о Таким образом, движения такого типа не являются чисто религиозными. Они содержат в себе переплетение религиозных мистико-магических мотивов и терапевтической (психотерапевтической) практики. С помощью медитации, аутотренинга действительно можно избавиться от тех или иных заболеваний, нормализовать давление. Однако данное движение рассматривает терапию как чудо, как движение к божеству, что и позволяет отнести его к мистическим культам. «Механический путь приобщения к Богу, то есть трансцендентальная медитация,-- говорит Махариши,-- настолько прост и универсален, что он привлекает внимание всех, кто любит Бога и ищет истину». Махариши трактует медитацию как прекрасную форму молитвы, способной приблизить верующих к Творцу, к источнику творения, к Богу. Махариши объясняет в своих рекламных листках и проповедях, что современное человечество погрязло в неразрешимых противоречиях. В обществе царят непослушание, анархия. Люди перестали выполнять свои обязанности, власти не могут терпеливо и мудро управлять массами. Где же спасение? Оно, поучает этот гуру, в овладении методами трансцендентальной медитации. Если все научатся приемам духовного сосредоточения, воцарятся порядок и взаимопонимание. Даже если один процент населения получит необходимые навыки, все изменится коренным образом. Однако речь идет о том, чтобы «пропустить» через медитацию все человечество. Создан весьма обширный план, позволяющий внедрить трансцендентальную медитацию в политику, экономику, в другие области общественной жизни. Для этой цели, как полагает Махариши, на каждую тысячу жителей Земли надо подготовить по одному инструктору, который владеет методикой трансцендентальной медитации. Чтобы «знатоков» хватило, предполагается создать 3600 центров по обучению, в каждом из которых будет подготовлено по одной тысяче инструкторов. Махариши широко использует все средства рекламы. Он выпускает книги, в которых «научно», доказывает, как можно решить все мировые проблемы с помощью медитации. Он создал также «Объединение немецких врачей для содействия здоровью через трансцендентальную медитацию». Реклама изображает Махариши в образе босого индусского монаха, который держит в руках цветы, символизирующие счастье человечества.
Босой монах, однако, вовсе не бредет по миру под дырявым зонтиком. Он руководит мультиконцерном, который формально возглавляет Исполнительный комитет по всемирному планированию. Организация опирается на множество групп из различных слоев населения, особенно представителей молодежи и творческой интеллигенции. Махариши не скупится на обещания. Он уверяет в своих рекламных листках, что за приличную сумму каждый посетитель студии может парить в воздухе, не имея никаких специальных приспособлений. Однако эти опыты проводятся в большом секрете, посторонних на «свободные полеты» не допускают. О жизни концерна можно судить по некоторым свидетельствам журналистов. Так, один из фотографов журнала «Штерн» проник на ежедневно проводящиеся конференции Махариши. Он рассказывает: «После того, как я снял обувь и перевязал, как предписано, галстук, меня провели в Золотой зал. Махариши сидел на софе, которая стояла на возвышении. Справа и слева от него в роскошных креслах расположились его ближайшие советники. Стены были завешены дорогими тканями, весь зал погружен в мягкий свет. Основные реквизиты -- глобус и телефон». О чем же толковало высокое собрание? Ни о какой медитации, ни о какой философии вообще на протяжении трех часов не было и речи. Обсуждали вопросы, связанные с возможностью купить 100 гектаров земли в Венесуэле. Гуру согласился приобрести этот участок, а заодно и реактивный самолет, которым надлежало отправить инструкторов по медитации. Аналогичная тема возникла при телефонном разговоре с Таиландом. Одновременно обсуждался вопрос о реставрации замка, купленного в Англии. Постановили в расходах не стесняться, немедленно заняться приведением замка в блистательное состояние. Послушав эти речи, фотограф пришел к убеждению, что гуру купается в роскоши, которую получает от массы простофиль, мечтающих о немедленном разрешении всех проблем своего бытия.
Членство в деструктивном культе является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать культистов, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вербовщики культа, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т.п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей.
Особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся к «полной и абсолютной Истине» (часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы), а также индивиды с художественным складом мышления. Эта группа частично совпадает с категорией лиц, которых на Западе называют «true believers» («истинно верующие») и которые характеризуются преобладанием внешнего локуса контроля в поведении и сознании. В целом же можно сказать, что при некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны деструктивных культов может оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек.
Тактики вербовки
В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:
* Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.
* Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.
* Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т.п.
* Тот, у кого есть все ответы на все вопросы. Коль скоро предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующими средствами:
* показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента, выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: «Итак, ты был в дороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?»;
* демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: «О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...»;
* удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, «нападая» сексуально (в психологическом смысле);
* извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: «что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?» или «Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?» или «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?».
Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт. Когда вербуемые клиенты считаются готовыми, -- а это может быть после пятнадцати минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить присоединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в «духовную дискуссионную группу», в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на «семинар по человеческому потенциалу». Для наивного или неинформированного наблюдателя вербовщики культов кажутся очень озабоченными благополучием тех, с кем они вступают в разговор. Однако их истинное намерение гораздо менее привлекательно -- быстро оценить, будет ли вербуемый клиент ценным приобретением для группы, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если его считают заслуживающим «вложения», на вербуемого будет обрушиваться ливень внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. В этот момент первоначальная забота вербовщика перемещается на других вероятных кандидатов. К несчастью, новый рекрут часто слишком охвачен энтузиазмом своей новой преданности, чтобы заметить, что этот хороший приятель и вербовщик покинул его для кого-то другого.
«Чемпионами» по методичности вербовки являются, видимо, члены секты «Свидетели Иеговы», которые обходят квартал за кварталом, квартиру за квартирой, иногда по несколько раз, вооружившись подробной инструкцией, содержащей 86 способов завязывания контакта и вступления в беседу с вербуемыми. От их назойливости спасает только специальная табличка на двери с надписью «Свидетелей Иеговы просят не беспокоить».
Обратите внимание: Различные культы используют разные методики вербовки, в то время как некоторые культы уделяют вербовке мало внимания. Указанное выше является очень общим и довольно эскизным описанием. Также, пожалуйста, заметьте, что многие популярные терапии и даже некоторые традиционные религии предлагают обещания свершения, сходные с деструктивными культами. Однако, деструктивные культы можно отличить по их тоталитарной структуре, бессовестной манипуляции и по вытекающему из них вреду, наносимому последователям. Согласно определению Е.Н.Волкова «Деструктивные культы - это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, имеют тенденцию или прямо осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы» (5). Стивен Хассен определяет деструктивный культ таким образом: Деструктивный культ - это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая), которая практикует:
1. обманную вербовку;
2. прибегает к использованию контроля сознания, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине (30).
Обращение в полного приверженца
Цель обращения в деструктивных культах заключается в том, чтобы вербуемый безусловно принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые культы пытаются совершить полное обращение в течение интенсивного уикэнда; другие имеют более смягченный подход, раззадоривая аппетиты потенциальных новообращенных в течение недель или месяцев перед тем, как позволить им формально быть принятыми в группу. Некоторые индивиды так полностью до конца и не обращаются. Эти люди остаются на краях группы, считаются временными и никогда не достигают высокого статуса среди культистов. частичное или неудачное обращение может возникнуть из-за неспособности подчиниться ожиданиям группы, необычайной способности сопротивляться давлению группы, скуки или внекультовых обязательств и ответственности, которые оказались слишком привлекательными и/иди настоятельными даже для высокого давления религиозных убеждений группы.
Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращенных, когда они принимают на себя идеальную культовую личность (соглашаются с требованием культа, чтобы они «стали как дети», «стали полностью спокойными», «были отделенными от материального мира» и тому подобное), и заменяют свой прежний жизненный стиль, словарный запас, интересы, друзей и ценности тем, что предписано культом. Этот разительный разрыв с прошлым может первоначально вызывать мощные стрессы у новообращенных, которые часто чувствуют разорванность своей прежней и теперешней жизни, притягиваемые противоположными привязанно-стями и сбитые с толку в отношении своей истинной сущности. Непрерывное подчинение практике и верованиям культов, однако, часто ослабляет эти стрессы, и, в конце концов, прежние убеждения, стили жизни и даже прошлый жизненный опыт выглядят отдаленными, частично забытыми и существенно отделенными (диссоциированными) от сегодняшнего сознания.
Хотя специфические средства могут варьироваться от группы к группе, существует ряд общих тактических приемов, используемых деструктивными культами, чтобы добиться обращения. Некоторые из них включают:
Контроль времени и деятельности (поведения), то есть подчинение потенциальных новообращенных рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления. Такой график может включать: лекционный марафон, длительные заседания -- встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов (визуализация), медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недостаточные сон и еда.
Результаты: пониженная психологическая защита, уменьшившееся внимание, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, трансоподобные состояния, которые часто являются отвлекающими и делают человека в высшей степени поддающимся внушению.
Информационный контроль, например, отсечение или клевета на внешние источники информации, такие как телевидение, радио, газеты, связь, с людьми за пределами группы; «бомбардировка» вербуемых культовой литературой, записями и лекциями по идеологической обработке; классифицирование определенной информации о культе как «секретной» (например, кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательстве требуются от культистов; на что уходят деньги);
искажение («Мы собираем деньги для детей, лишенных благоприятных условий») и открытая ложь («Никто из наших последователей не дает деньги лидеру», «Мы не верим, что наш гуру -- Бог»).
Результаты: Информационный контроль мешает информированному принятию решений и таким образом предотвращает критическую оценку культа.
Манипуляция языком. Это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Например, в Миссии Божественного Света слово «знание» означает четыре методики медитации, которым учат в течение начального занятия, что предположительно дает человеку знание Бога; слово «разум» синонимично дурным мыслям и силам внутри людей, которые уводят их от Бога и от Истины; «мир» относится к тому, что находится за пределами Миссии Божественного Света и поэтому является непросвещенным.
Дополнительная тактика включает: использование особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка(ов) в разговор и пение; стремление отбить охоту к «банальному» разговору о некультовой деятельности, интересах и идеях; ограничение выражения личных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем.
Результаты: Вербуемые чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с культистами, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их повседневной речи, чувствуют себя заторможено в общении с людьми вне культа, которые явно не могут этого понять. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет «мы-они», причем потенциальные новообращенные начинают больше отождествлять себя с культом и меньше -- с некультовым миром.
Отучивание от критического, рационального мышления. Например, многие культы отделываются от сомнений, критики и вопросов культистов утверждениями типа «Все станет ясно со временем» или угрозами типа «В корне всякого сомнения Сатана», или увещеваниями вроде «Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности».
Результаты. Вербуемые испытывают чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа. Многие даже начинают рассматривать свой разум как нарушителя спокойствия, генератор ядовитых сомнений, оружие Сатаны и тому подобное.
Обучение методикам, вызывающим транс. Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (глоссолалия, т.е. произнесение бессвязных и бессмысленных звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).
Результаты. Эти методики, особенно если они раскрываются перед новообращенным в ходе напряженных особых церемоний посвящения, часто заставляют вербуемых чувствовать себя причастными особенным и/или божественным силам. Стимуляция трансов и тому подобное может быть очень действенно в подавлении сомнений и возрастании внушаемости к дальнейшей идеологической обработке. У некоторых особенно уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим срывам.
Исповедальные сессии, во время которых культистов принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых.
Результаты. Вербуемые, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Они могут даже стать зависимыми от этой самоопорочивающей деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть культ, часто боятся, что культ может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.
Групповое давление, то есть предложение позитивного подкрепления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда культис-ты соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки культовым предписаниям.
Результат: Вербуемые могут поддаться групповому давлению, несмотря на устойчиво удерживающиеся убеждения, противоречащие культовым верованиям и практике.
Поддержание верности новообращенных
Деструктивные культы осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если только они не подвергаются интенсивной и постоянной программе поддержки. Поэтому много времени и усилий вкладывается в поддержание верности обращенных, путем использования тактик, подобных описанным ниже.
Убедить обращенного придерживаться сурового стиля жизни, который отражает культовые ценности. Многие культы содержат своего рода общежития («монастыри», «ашрамы» и т.п.), где вся деятельность концентрируется вокруг культовых целей. На культистов часто оказывается давление посредством обещаний более высокого статуса с целью заставить их жить в этих домах, например: «Гуру любит всех своих детей, но он особенно любит тех, кто присоединяется к его монашескому дому и посвящает ему всю свою жизнь.»
Результаты. Строгое следование культовому стилю жизни служит подчинению и усилению преданности обращенного верованиям культа. Кроме того, энергичные программы добывания средств, вербовки и другой ориентированной на культ деятельности истощает обращенных, не оставляя времени или энергии на то, чтобы подвергать сомнению культовые верования.
Обучение и чрезмерное использование методик, вызывающих транс, таких, как медитация, молитва, монотонное пение, самогипноз и говорение на языках.
Результаты: Подобные методики могут иметь своим результатом: подавление мыслей, чувств и сомнений; ослабленную интеллектуальную и критическую способность; подчас психопатологию.
Обратите внимание: Эти методики сами по себе не вредны при умеренном, уместном и строго контролируемом (профессиональным врачом или психологом) применении. Они причиняют вред в деструктивных культах потому, что используются для подавления самостоятельного здравого мышления, а не для понимания и «проработки» умственных затруднений.
Публичное заявление о верности, такое как: поощрение новых обращенных вербовать других (некоторые культы предлагают более высокий статус и, другое вознаграждение преуспевающим вербовщикам), делать торжественные заявления на публичных встречах, подписывать заявления о верности.
Результаты: Публичное заявление усиливает преданность обращенных культу и заставляет уходящих казаться предающими доверие.
Повторяющиеся угрозы санкций за уход, такие как:
«Если ты уйдешь, твоя жизнь развалится на куски»;
или «твоя душа сгниет»; или «ты отправишься в ад»;
или «пострадают твои родственники»; или «твоя жизнь будет в опасности».
Результат: Обращенные боятся покинуть культ.
Обещание немедленного осуществления, мира, спасения, например, говоря обращенным, что если они «только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше» себя, они достигнут любого обещанного культом вознаграждения.
Результаты: Обращенные постоянно стремятся достичь утопических идеалов и обвиняют себя самих за то, что стараются недостаточно усердно.
Ограниченный доступ к внешним источникам информации или его отсутствие.
Результат: Нет противоположных точек зрения, чтобы стимулировать критическое мышление о культе. Укрепление представления, что сомнения относительно группы отражают недостатки сомневающегося, но не группы.
Отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки.
Результаты. Обращенные становятся зависимыми от культа в дружбе, близости и эмоциональной поддержке; чувства отчуждения, враждебности и паранойи в отношении некультового мира все более усиливаются.
Контроль сексуальной близости и интимных отношений внутри культа; например, лидер может диктовать, стоит ли, когда и на ком жениться, нужно ли и когда иметь сексуальные отношения, детей, стерилизацию, аборты.
Результаты: У обращенных может развиться искаженный, обезличенный взгляд на сексуальность и половые сношения. Лидеры защищены от возможности того, что близкие друзья поделятся сомнениями относительно группы и укрепят их.
Постоянная исповедь и самоопорочивание.
Результаты: Обращенные испытывают стыд, затем облегчение, затем чувствуют себя в долгу перед культом за спасение от их «дурной натуры».
Чрезмерные финансовые обязательства, часто требующие передачи в пользу культа наследства, банковских счетов, платежных чеков и другого материального имущества (дома, машины, аудио и видеотехника и т.п.).
Результаты: Культисты остаются фактически без гроша и в финансовом плане зависят от группы. Также, если было пожертвовано много денег, обращенные могут оправдывать свои вложения, закрывая глаза на деструктивные элементы группы.
Глава 3. Модель будущего эмпирического исследования
Анализ литературы, проведенный нами в теоретической части, позволяет предположить, что в качестве основных негативных результатов воздействия сект на своих членов можно выделить социальную дезадаптацию, изменение личности и системы ценностей. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Мы считаем важным увидеть существование изменений в ценностных ориентациях людей, являющихся членами сект, а также их сущность. Выяснить это возможно путем изучения корреляции результатов тестирования сектантов и людей, не являющихся членами сект. Кроме того, мы предлагаем ввести также третью группу исследуемых, служителей любой из традиционных религий, либо активных верующих этих религий. Под активными верующими мы подразумеваем людей, постоянно уделяющих религии значительную часть своего времени. Эта группа, предположительно, должна быть наиболее близка по многим показателям к группе сектантов, но не является таковой, тем интереснее увидеть, в чем именно состоят эти различия. Данное исследование предполагается провести в рамках дипломной работы.
Далее, интересно провести факторный анализ для ценностей, имеющих отрицательную корреляцию для 1 и 2, 1и 3 групп, для того, чтобы увидеть, какие именно факторы отличают эти группы, и, таким образом, понять, доминирование или наоборот, низкий ранг каких ценностей отличает группу сектантов от двух других.
Кроме того, предполагается провести качественный анализ полученных результатов, что даст наибольшее количество информации по интересующей нас теме.
Заключение
Не имея аналогичной животным заданной программы жизнедеятельности, единственный способ человека выжить - опереться на социальную реальность, которая является специфической природной нишей, созданной самими людьми. С помощью процесса социализации, а также постоянного процесса получения и переработки информации, у человека складываются определённые паттерны поведения, стереотипы, на более высоком уровне: идеологические, философские и религиозные системы, мировоззрения. Так, человек приобретает программу жизнедеятельности, которая по природе своей является внешне детерминированной.
Это обуславливает с одной стороны свободу выбора человека и колоссальное поле для творчества и самореализации, с другой стороны - гибкость и подвижность программы жизнедеятельности. Психика и восприятие человека также являются подвижными системами. Однако чрезвычайная подвижность мировоззрения человека, поставило бы под угрозу его существование. Поэтому он сохраняет устойчивость поведения, следуя правилам и нормам, принятым в социуме, посредством стереотипного повторения определённых реакций на социально значимые стимулы. В силу подвижности психики и того, что самым мощным средством воздействия на человека является другой человек, возникает возможность при определённых условиях (социальная изоляция и т. д.), кардинально менять структуру ценностей человека, в короткие временные сроки.
Если конструирование социальной реальности, создание искусственной среды, производится деструктивной группой в манипулятивных эксплуатационных целях, у человека появляются психические и психологические качества, социальные навыки, а далее - идеология и мировоззрение, свойственное зависимому типу личности (при сохранении иллюзии самостоятельности жизнедеятельности). Наиболее типичным примером, иллюстрирующий данный феномен, являются группы, именуемые тоталитарными сектами, деструктивными культами.
В данной работе была предпринята попытка определить методы влияния на поведение и установки людей, на примере сект. Мы выяснили, что повлиять на поведение и изменить или сформировать установки (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следующими способами:
1. использовать автоматические реакции основанных на стереотипах поведения.
2. актуализировать позитивные стереотипы, либо дать возможность о них забыть, если они негативные.
3. провоцировать ситуативное поведение (слова, поступки и т.д.).
Для каждого варианта были предложены конкретные методы влияния, благодаря которым можно достичь поставленных заранее целей (определенного поведения, или изменения установки). Выдвинутые предположения были сделаны на основе определенных теоретических знаний, не подкрепленных пока, к сожалению, практикой, в связи с чем, могут иметь определенные недостатки.
Кроме того, была разработана схема и подобраны методики для проведения исследования, целью которого является изучение изменений социально-психологической адаптации и ценностных ориентаций членов сект как результата целенаправленного воздействия методами психологического влияния.
Проведение проверки предположений, выдвинутых в данной работе, предполагается в рамках выполнения дипломного проекта.
Литература
1. Аронсон Э., Праткинс Э. Эпоха пропаганды. - СпБ, 2002
2. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления- М.,1971г.
3. Бехтерев В. М. «Внушение и его роль в общественной жизни». - СПб.: Питер, 2001
4. Блумер Г. Коллективное поведение // сб. Психология масс- Самара, 1998
5. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. -- М., 1996 №6
6. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. -- М., 1996 №5
7. Волков Е. Н. Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и контроль сознания // Журнал практического психолога. 2000. № 1-2
8. Гужов В. Основные способы зомбирования. - Интернет-ресурс
9. Домовец О.С. Манипуляция в рекламном дискурсе.// Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград, 1999
10. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1993.N 4
11. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М., 1996
12. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.- Екатеринбург. 1995
13. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние, «Питер» 2000
14. Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал практического психолога. 2000. № 1-2
15. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. - М.: Педагогическое общество России, 2000
16. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000
17. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия, Новосибирск, 1999
18. Лебон Г. Психология народов и масс. -- СПб., 1995
19. Мачкарина О.Д. Социальная адаптация как высшая форма отражения действительности, МГТУ, 2001
20. Массовое сознание и массовые действия- М.,1994 г.
21. Морозов А.М. Психологическая война. Киев, 1996 год
22. Орел Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости, М., 2001
23. Пратканис Э., Аронсон Э. Эпоха пропаганды: повседневное использование и злоупотребление убеждением. - СПб.: прайм-Еврознак, 2001
24. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. - М.: Аспект Пресс
25. Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Журнал практического психолога, 1999, № 9
26. Тадески Дж.С., Неслер М.С. Основы социальной власти и социального влияния. (Иностранная психология. т.2 №2(4), 1994
27. Таранов П. С. Приемы влияния на людей. - Симферополь: Таврия, 1995
28. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. М., 1998
29. Уфаев К. Психологическое давление, «Вечерний Петербург» 7 августа 1996
30. Хассен С. Контроль сознания и феномен культа, М., 2000
31. Хрестоматия по психологии влияния. - СПб.: “Питер”, 1999
32. Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы- М.,1999
33. Чалдини Р. Психология влияния, Питер 2000
34. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000
35. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980
36. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - Мн., 1992
37. Под ред. В. Н. Куликова «Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия». - Иваново: 1982
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |