1
51
28
Развитие техники, возрастание скоростей всех видов транспорта, изменение масс и габаритов многих машин связаны с резким увеличением мощности, поглощаемой тормозными и фрикционными устройствами, передаваемой сцепными муфтами и т.д. В связи с этим к фрикционным материалам предъявляются все более высокие требования относительно: термоустойчивости в условиях длительного нагружения, стабильного коэффициента трения, а также износостойкости.
Применение фрикционных полимерных материалов позволяет во многих случаях повысить сроки службы машин и механизмов и, как следствие этого, увеличить межремонтные сроки и снизить затраты на ремонтные работы, значительно снизить трудоемкость изготовления узлов и деталей трения благодаря более высокой эффективности переработки пластмасс в изделия по сравнению с механической обработкой металлов.
Использование полимерных материалов дает возможность уменьшить массу и габаритные размеры машин. Расширение сферы применения полимерных материалов в узлах трения позволяет упростить конструкцию узлов трения, повысить надежность и долговечность их работы, а также высвободить большое количество цветных металлов и легированных сталей.
Для теплонагруженных изделий и конструкций (к которым относятся такие детали как автомобильные тормозные колодки) традиционные типы полимерных материалов не пригодны, так как они как правило утрачивают деформационную устойчивость при температурах выше 200С.
Однако, известно, что для теплонагруженных деталей и конструкций, работоспособных при температурах выше 300 С, наиболее пригодны полимерные материалы на основе сетчатых жескоцепных имидных матриц - имидопласты.
Поэтому целью данного проекта является:
1. Разработка состава фрикционного полимерного материала для тормозных колодок автомобиля на основе термоустойчивой полиимидной матрицы и фрикционного наполнителя
2. Разработка технологии формования тормозных колодок из данного материала.
Объектом производства является изделие: тормозная колодка для дисковых тормозов автомобиля, эскиз которой представлен на рисунке 1.
Тормозная колодка представляет собой изделие состоящие из двух частей, это фрикционная накладка изготовленная из полимерного композиционного материала конструкционного назначения, которая запрессовывается в металлическую пластину. Толщина такой накладки порядка 6-7 мм, а ее геометрическая форма определяется условиями работы тормозной системы.
При работе тормозной системы, под действием давления жидкости в гидравлическом приводе поршни перемещают тормозную колодку и прижимают ее к тормозному диску. В результате в тормозной колодке возникают напряжения сжатия и сдвига при трении колодки о диск. Также, из-за неоднородности материала и неравномерного нагрева в условиях эксплуатации в материале возникают термические напряжения.
Со временем эксплуатации фрикционные накладки изнашиваются и в дальнейшем необходимо производить их замену. Минимально допустимая толщина фрикционной накладки - 1,5 мм./1/
Таблица 1. Физико-механические показатели фрикционной накладки армированной трикотажным наполнителем
Плотность, г/см3 |
1,9 |
|
Предел прочности при сдвиге в направлении трения, МПа |
30,06,9 |
|
Предел прочности при сжатии в направлении перпердикулярном плоскости фрикционной накладки, МПа |
180,525,0 |
|
Предел прочности при растяжении в направлении трения, МПа |
5,70,4 |
|
Относительное разрывное удлинение при растяжении в направлении трения, % |
2,50,3 |
|
Разрушающее напряжение при изгибе, МПа |
58,44,0 |
|
Фрикционные характеристики накладки
Фрикционные показатели качества накладки определяются «динамическим» коэффициентом трения накладки по стали или чугуну (материал контртела трения - тормозного диска или барабана автомобиля) при сухом контакте и после намокания в воде.
Динамический коэффициент трения (c) накладки при сухом контакте с контртелом трения по определению вычисляется по величине момента трения (Мт) при заданной силе (F) нормального давления и скорости скольжения после установления постоянной температуры на контакте.
где R - расстояние средней линии площадки контакта от оси диска.
Этот показатель можно установить с помощью машины трения.
Условия эксплуатации изделия: Скорость трения до 20 м/c. Максимальная нагрузка на поверхности до 6 МПа. Кратковременная температура при торможении (Ткр) = 500С. Длительная температура при торможении (Тдл)= 350С. |
Технические требования к качеству изделия: 1. Коэффициент трения 0.38-0.45. 2. Износ в пределах 0.12-0.28 см3 на кВт в час. 3. Фрикционная теплостойкость Ткр до 500 С и Ткр до 350 С. 4. Соответствие европейским требованиям по экологии. |
|
Как было показано при анализе конструкции изделия, технических требований к изделию, условий эксплуатации, и требований к материалу изделия для его изготовления, необходим полимерный материал, который должен сочетать высокие фрикционные свойства, термические нагрузки, т.е. оставаться работоспособным вплоть до 300С в течении длительного времени, воспринимать достаточно высокие механические нагрузки, быть технологичным, т.е. для изготовления изделия из него не должно предъявляться особых жестких условий по технологии формования. Кроме того при получении и переработке материала в изделие и при его эксплуатации не должно выделятся вредных для человека и окружающей среды веществ /2/.
Применение данных материалов дает высокий технический и экономический эффект в результате значительного упрощения конструкций устройств, повышения надежности работы узлов трения и увеличения срока службы машин, снижает затраты на ремонт, увеличивает сроки между ремонтами, позволяет экономить значительное количество металлов. Кроме того, освобождаются производственные площади, большое количество металлорежущих станков, улучшаются условия труда.
Широкое применение ФПМ обусловлено их достаточно хорошими эксплуатационными свойствами (высокое и стабильное значение коэффициента трения в интервале эксплуатационных давлений, скоростей и температур, удовлетворительная износостойкость), доступной стоимостью и простотой изготовления. Недостатком изделий из ФПМ является их относительно невысокая теплостойкость, которая определяется термостойкостью полимерной матрицы. Это ограничивает применение фрикционных изделий в условиях трения, когда температура достигает 400С, а давление 6 МПа. / 3 /
Основное требование к материалам такого рода - высокая износостойкость, которая зависит от сочетания в данном материале определенных физико-химических, физико-механических, теплофизических и трибометрических свойств, а также от особенностей нагружения и кинематики узлов трения.
Термопласты в качестве материалов для тормозных устройств применения не нашли, главным образом вследствие недостаточной фрикционной теплостойкости.
В отношении фрикционных термореактивных материалов дело обстоит иначе. Здесь в качестве одного из видов олигомерного связующего используются резольные фенолформальдегидные и реже - амидоальдегидные смолы.
Известно, что наилучшей теплостойкостью обладают материалы на основе гетероциклических полимеров - полиимидов /4/.
В настоящее время триботехническое материаловедение развивается ускоренными темпами. Проблема создания и применения новых полимерных материалов, предназначенных для узлов трения, приобретает весьма актуальное значение для повышения качества, надежности и долговечности машин и агрегатов и значительного снижения затрат, связанных с их ремонтом.
Наиболее распространенным армирующим компонентом для ФПМ ранее являлось асбестовое волокно. Обладая высокой прочностью (до 3 ГПа), оно обеспечивает высокие механические свойства и теплостойкость. При температуре 400С прочность асбестового волокна снижается лишь на 20%, полное разрушение наступает при 700…800С. Фрикционные изделия в тормозах и муфтах сцепления работают в условиях знакопеременных тепловых нагрузок (периодические нагревы и охлаждения). Армирование асбестом в этом случае повышает стойкость изделий к растрескиванию. Асбест обладает способностью очищать поверхности трения от загрязнений, что обеспечивает высокие значения коэффициента трения (до 0,8).
Из-за вредных воздействий на окружающую среду и здоровье человека применение асбеста во многих узлах трения запрещено решением ЮНЕСКО. Это создало очень серьезную научно-техническую проблему замены асбеста во фрикционных материалах другими экологически чистыми материалами.
В качестве армирующих компонентов, наряду с асбестом, используют минеральную (шлаковую) вату. Минеральная вата не разрушается при температуре до 700єС, но в связи с хрупкостью и наличием в составе твердых включений («корольков»), повреждающих поверхность фрикционного контртела, имеет ограниченное применение. В качестве армирующих компонентов применяют также стеклянные, базальтовые, углеродные и другие волокна /7/.
Использование базальтовых волокон (БВ) для армирования с повышенным коэффициентом трения ФПМ является одним из альтернативных путей решения проблемы создания безасбестовых изделий фрикционного назначения. Сопоставительные испытания показали, что полимерные композиции, содержащие базальтоволокнистые наполнители, по износостойкости находятся на уровне композитов, армированных асбестом, а по коэффициенту трения превосходят их. Так как БВ обладают по сравнению с асбестовым существенным преимуществом по жаростойксти и жаропрочности, то армирование ими взамен армирования асбестом позволяет композиту работать в более высоком температурном интервале, что улучшает эксплуатационные характеристики.
Помимо вышесказанного базальт является экологически чистым и не выделяет вредных веществ, в том числе и при повышенных температурах.
Отечественными учеными разработаны базальтовые волокна, получаемые из расплавов базальтовых горных пород, и технология производства изделий из них. Основными преимуществами этих перспективных материалов являются: 1) превосходство над широко используемыми другими видами по температуростойкости, теплозвукоизоляционным свойствам, виброустойчивости, долговечности;
2) экологическая безопасность, негорючесть, взрывобезопасность;
3) химическая инертность (не выделяет и не образует токсичных веществ в воздушной и химически активных средах);
4) невысокая стоимость изделий из них по сравнению со стоимостью изделий из стеклянных волокон;
неограниченность сырьевых запасов базальта (от 25 до 38% площади, занимаемой на Земле всеми магматическими породами).
Из таблиц представленных ниже видно что, статистические параметры распределения упруго - прочностных и деформационных характеристик базальтовых волокон находятся в тех же пределах, что и для углеродных, обладающих заведомо однородным химическим составом и полученных непрерывным способом
Таблица 2.3. Механические свойства БВ
Определяемые параметры волокон |
Вид волокна, способ его получения |
||||||
Ровинг |
«Дуп-лекс - процесс» |
раздув |
|||||
РБН (б) 23 - 1200 |
РБ 10 - 1000 |
РБК - 600 |
Горячим воздухом |
Воздухом при нормальной температуре |
|||
Количество моноволокон |
20 |
20 |
25 |
23 |
9 |
26 |
|
Среднее значение диаметра волокна, d, мкм |
10,1 |
10,5 |
9,5 |
12,2 |
6,3 |
14,8 |
|
Коэффициент вариации Vd значений di, % |
9,1 |
13,5 |
19,2 |
37,7 |
47,6 |
48,0 |
|
Среднее значение прочности у, МПа |
2880,0 |
1760 |
3470 |
731,8 |
840,3 |
656,3 |
|
Коэффициент вариации Vу значений уi, % |
44,5 |
29,5 |
25,6 |
102,0 |
40,4 |
90,9 |
|
Среднее значение модуля упругости E, ГПа |
91,9 |
87,5 |
86,1 |
66,8 |
71,9 |
34,6 |
|
Коэффициент вариации VE значений Ei, % |
7,0 |
9,5 |
12,7 |
120,3 |
27,3 |
93,4 |
|
Среднее значение предельной деформации епред, % |
3,29 |
2,13 |
4,36 |
1,12 |
1,17 |
1,90 |
|
Коэффициент вариации Vе значений епред, % |
44,2 |
32,7 |
24,3 |
26,8 |
29,8 |
29,5 |
|
Дискретные БВ, полученные с помощью «дуплекс - процесса», а также с использованием индукционных высокочастотных установок с раздувом воздухом при нормальной и повышенной температурах, сильно отличаются по всем параметрам от волокон, изготовленных непрерывным способом (см. табл. 2.3.):их прочность в 2,1 - 5,3 раза уступает прочности ровинга, а модуль упругости - в 1,2 - 2,7 раза.
Рис. Диаграмма растяжения углеродных и базальтовых волокон: 1 - РБН (б) 13 - 1200; 2 - РБ - 10 - 1000; 3 - РБК - 600; 4 - раздув горячим воздухом; 5 - фильерный способ; 6 - раздув воздухом при нормальной температуре; 7,8 - УКН - 5000. |
||
Табл 2.4. Механические свойства углеродных волокон УКН - 5000 (круглое сечение)
№ партии (катушки) |
d |
Vd |
у |
Vу |
E |
VE |
епред |
Vе |
|
мкм |
% |
МПа |
% |
ГПа |
% |
% |
|||
1 |
6,9 |
9,0 |
3779,8 |
26,6 |
218,8 |
11,0 |
1,72 |
25,5 |
|
2 |
6,9 |
8,1 |
3816,1 |
22,1 |
226,7 |
14,0 |
1,68 |
22,5 |
|
3 |
6,7 |
7,2 |
3929,9 |
26,2 |
226,0 |
9,5 |
1,72 |
23,8 |
|
Для сравнения были также исследованы углеродные волокна типа УКН - 5000 круглого поперечного сечения, отобранные из трех партий по одной катушке от партии (табл. 2.4.). /8/
Таким образом базальтовый волокнистый наполнитель выбран в качестве основного наполнителя в фрикционном полимерном материале, так как обеспечивает необходимые фрикционные и прочностные свойства изделия и не выделяет вредных для человека и окружающей среды в отличии от асбестового наполнителя.
Как было показано выше для получения термоустойчивого фрикционного ПМ целесообразно использовать в качестве связующего имидный состав АПИ-3, а в качестве основного наполнителя, обеспечивающего фрикционные показатели и несущую способность базальтовый волокнистый наполнитель.
Для обеспечения быстрого отвода тепла, выделяющегося при трении в состав материала необходимо ввести компоненты с высокой теплопроводностью. В качестве таких компонентов можно использовать углеродный, графит, медный порошок, латунныю стружку /2/.
Таблица 2.5. Составы для фрикционных ПМ
№ |
Базальтовый наполнитель, %. масс |
Связующее, %. масс |
Углеродные волокна, %. масс |
Графит, %. масс |
Медный порошок, %. масс |
Латунная стружка, %. масс |
ПАВ, %. масс |
|
1 |
45 |
35 |
5 |
- |
- |
15 |
0,2 |
|
2 |
50 |
37 |
- |
5 |
8 |
- |
0,2 |
|
3 |
50 |
35 |
- |
5 |
4 |
6 |
0,2 |
|
Исходя из конфигурации изделия и условий его формования полуфабрикат ФПМ должен представлять собой дозирующийся прессматериал (типа ФСВ): гранулы игольчатого типа, в которых волокнистый наполнитель конечной длинны (размер от 5 до 20 мм) покрытый оболочкой связующего, содержащего все остальные компоненты материала. Таким образом связующие представляет собой суспензию. Для того чтобы эта суспензия была устойчивой ее компоненты должны быть мелкодисперсными. Исходя из этого мы выбираем состав №3 который содержит медный порошок и графит. Гранулы прессматериала не должны слипаться при хранении.
Для обеспечения оптимальных условий прессования фрикционной накладки прессматериал - дозирующийся базальтоволокнит на основе имидного связующего АПИ - 3 (ДБВ-ФИ) должен удовлетворять следующим требованиям:
-вязкость при температуре формования 300С. |
106-107 Па*с. |
|
-время вязкотекучего состояния |
6 мин |
|
время отверждения |
20 мин. |
|
-содержание летучих |
не более 10% масс. |
|
Прессматериал ДБВ-ФИ должен сохранять свои свойства, т.е. иметь срок хранения не менее 1 года./6/.
Полуфабрикаты такого типа традиционно получают путем совмещения длинномерного волокнистого наполнителя со связующим по растворенной технологии, используя метод окунания. Такая технология реализуется на пропиточных установках, которые позволяют обеспечить заданную степень наполнения. Далее необходимо удалить растворитель и низкомолекулярные продукты из связующего, обеспечить заданную длинну гранул и сохранить механические свойства наполнителя./9/.
Для получения ДВБ-ФИ используют наполнитель в виде нитей, жгутов, лент, тканей, в зависимости от сочетания требований по эксплуатационным свойствам материала в изделии и производительности процесса в целом.
Для оценки пригодности выбранных типов связующего и наполнителя и для обработки технологии получения и прессования термоустойчивого фрикционного ПМ в лабораторных условиях был получен прессматериал, содержащий имидное связующее АПИ-3, базальтовые волокна в качестве основного наполнителя и углеродные волокна для увеличения теплопроводности материала.
Состав материала:
- связующее АПИ-3………………………30% об.
- базальтовый наполнитель………………50% об.
- углеродный наполнитель……………….20% об.
Материал получили таким образом:
Отрезали базальтовую ткань размером 400*400 мм, улажили на полиэтиленновую (ПЭ) пленку, нанесли из стеклянной емкости рассчитанное количество имидного связующего АПИ-3.
Далее накрыли ПЭ пленкой и равномерно с легким нажимом распределили связующее шпателем по всей площади ткани. Для обеспечения пропитки наполнителя ткань со связующим выдержали между пленками в свободном состоянии не менее двух часов. Пропитанную ткань перенесли на решетчатый поддон, предварительно удалив полиэтиленовые пленки и загружали в термошкаф для проведения процесса синтеза олигоимида на поверхности наполнителя.
Режим термообработки полуфабриката определялся из условий образования олигоимида из смеси имидообразующих мономеров АПИ-3/ /:
- нагрев от 20С до 180С со скоростью 4-6 С в/мин.
- выдержка при 180 С в течении 1-го часа.
- свободное охлаждение вне термошкафа.
Жесткий лист пропитанной ткани разрезали ножницами на отрезки размерами 15*1,5 мм. Для получения полуфабриката готового к формованию смешали пропитанный базальтовый и углеродный наполнитель исходя из заданного соотношения. Поместили их в стеклянную емкость и перемешали до состояния статистического смешения.
Затем пессматериал загрузили в прессформу и провели прессование на лабороторном ручном прессе.
Режим прессования:
- загрузка полуфабриката в прессформы при Т=20С.
- устанавка прессформы под пресс разогретый до Т=300 С.
- создание давления 20 кg/cм2 (по барометру пресса).
- выдержка в течении 25 минут.
- снятие прессформы и свободное охлаждение.
- разборка прессфомы и выемка образца.
Получаемые образцы имели вид таблеток с радиусом R=1,25 и толщиной 6 мм.
Отработку режима прессования проводили в основном по давлению прессования (Рпр). Для выбора температурновременных показателей использовались рекоменда-ции/11/. Технологические свойства оценивали пластометрическим методом (метод ротационной выскозиметрии) на приборе пластомер «Полимер Р-1».
Таблица 3.1. Характеристика раствора связующего АПИ-3 /20/
Концентрация, % |
Температура, оС |
Вязкость по ВЗ-4, сек |
Плотность, г/м3 |
|
40 |
20 |
17 |
1,161 |
|
60 |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |