65
СОДЕРЖАНИЕ
Все организации или учреждения без исключения, независимо от формы собственности, должны хранить денежные средства в банках. Но для расчетов наличными за покупку материальных ценностей, предметов для хозяйственных нужд им разрешается в определенных размерах иметь деньги и использовать их на текущие расходы.
С этой целью в организациях или учреждениях образуют кассу - место для приема, выдачи и хранения наличных денежных средств и денежных документов.
Для кассы в организации или в учреждении должно быть выделено изолированное помещение, куда запрещается доступ лицам, не имеющим отношения к работе кассы. Двери в помещение кассы должны быть снабжены устройством для их блокировки, то есть во время проведения операций они должны закрываться с внутренней стороны.
Для ведения операций обращения с денежными наличными средствами предусматривается должность в штате организаций или учреждений - кассир.
Прием кассира на работу оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации или учреждения. После издания приказа о назначении кассира на работу руководитель организации или учреждения обязан под расписку ознакомить его с должностной инструкцией, указанным выше Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее по тексту РФ) и заключить с кассиром договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
В настоящее время приказы о приеме кассира оформляются с использованием унифицированных форм первичной учетной документации по учету кадров.
В организациях - субъектах малого предпринимательства не имеющих в штате должности кассира, обязанности последнего могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности.
В настоящее время приказы о приеме работников на работу (в том числе кассира) оформляются с использованием унифицированных форм первичной учетной документации по учету кадров.
Примерное содержание расписки кассира об ознакомлении с Порядком ведения кассовых операций в РФ может быть следующим:
Для надлежащего выполнения должностных обязанностей кассир должен знать:
· руководящие и нормативные документы (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т.п.), касающиеся ведения кассовых операций;
· формы кассовых и банковских документов; правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств;
· порядок оформления приходных и расходных документов;
· лимиты остатков кассовой наличности, установленной для организации, и правила обеспечения их сохранности;
· порядок ведения кассовой книги и составления кассовой отчетности;
· правила эксплуатации электронно-вычислительной техники;
· основы организации труда, правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Должностная инструкция предусматривает следующие основные обязанности кассира:
· осуществление операций по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность;
· сдача в учреждение банка денежной наличности сверх установленных лимитов;
· ведение на основе приходных и расходных документов кассовой книги;
· оформление документов и получение в соответствии с установленным порядком денежных средств в учреждениях банка для выплаты заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов;
· сверка фактического наличия денежных сумм с книжным остатком;
· составление кассовой отчетности.
Кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены организацией с работниками, достигшими 18-летнего возраста и занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.
Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовые формы договоров о полной материальной ответственности утверждены Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 г. №85.
В соответствии с указанным постановлением с кассиром должен заключаться договор с полной индивидуальной материальной ответственности.
В организациях, имеющих, большое количество подразделений или обслуживаемых централизованными бухгалтериями, оплата труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий могут производиться по письменному приказу руководителя организации другими, кроме кассиров, лицами, с которыми также заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности, и на которых распространяются все права и обязанности, установленные для кассиров.
Деньги и другие ценности должны храниться в несгораемых металлических шкафах или в отдельных случаях - в обычных металлических. По окончании работы кассы они закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи и печать запрещается оставлять без присмотра, передавать посторонним лицам и изготавливать неучтенные их дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассиром пакетах хранятся у руководителя предприятия.
В соответствии с законодательством все организации и учреждения без исключения, независимо от формы собственности, должны хранить денежные средства в банках. Но им разрешается в определенных размерах иметь деньги в кассе и использовать их на текущие расходы -- например, для расчетов наличными за покупку материальных ценностей, предметов для хозяйственных нужд. С этой целью обслуживающий банк устанавливает организациям и учреждениям по согласованию с их руководителями лимит остатка наличных денег в кассе.
Для установления лимита организация представляет в банк специальный расчет по установленной форме. Лимит устанавливается с учетом особенностей хозяйственной деятельности организации и учреждения, сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков и условий их хранения. Так, для организаций и учреждений, имеющих денежную выручку наличными деньгами и сдающих денежные средства в банки ежедневно в конце рабочего дня, лимит устанавливается в размерах, которые могут обеспечить нормальную их работу с утра следующего дня. А для тех организаций и учреждений, которые имеют денежную выручку, но сдают денежные средства в банки на следующий день, лимит определяется в размере среднедневной выручки наличными деньгами. Если же организация или учреждение, имеющие денежную выручку в наличных деньгах, сдают их в банк не ежедневно, то размер лимита устанавливается в зависимости от суммы выручки и сроков сдачи. Организациям и учреждениям, не имеющим наличной денежной выручки, лимит определяется в пределах среднедневного расхода наличных денег.
Лимит остатка наличных денежных средств в кассе означает, что остаток на конец каждого дня не может превышать установленный размер. Однако обороты по кассе, то есть размер поступивших и выданных в течение дня денежных средств, не ограничивается этим лимитом. Но все суммы наличных денег, превышающие установленный лимит остатка, должны быть сданы в банк. Следует иметь в виду, что в установленный лимит остатка по кассе не включаются те денежные средства, которые получены организацией из банка на выплату заработной платы, стипендий, пособий по социальному страхованию, командировочные расходы. Эти сверхлимитные средства выдаются из банка целевым назначением. То есть они могут быть израсходованы только на те цели, которые указаны в чеке при получении денег в банке). Для них установлены свои сроки хранения - не более трех рабочих дней, включая день получения денег в банке, а для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - пять дней. Если полученные денежные средства не выданы в установленные сроки, на следующий день они должны быть сданы в банк.
В течение года лимит остатка по кассе может быть пересмотрен по просьбе организации или учреждения с учетом изменившихся условий работы.
Наличные денежные средства, поступающие в кассу организации или учреждения, должны быть своевременно оприходованы и в последующем подлежат сдаче в банк для зачисления на банковские счета данной организации или учреждения.
При осуществлении наличных расчетов, связанных с продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг) юридическим и физическим лицам, прием наличных денег всеми организациями и учреждениями (кроме кредитных организаций) должен производиться с обязательным применением контрольно-кассовых машин техники (далее - ККМ).
Сфера применения ККМ, требования к ней и обязанности организаций, применяющих контрольно-кассовую технику, регламентированы Федеральным законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Организации или учреждения не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц - владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет. За несоблюдение этого порядка на организацию или учреждение налагается штраф в 2-кратном размере суммы произведенного взноса.
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются банками по согласованию с руководителями организаций или учреждений исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банков.
При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи организациями или учреждениями наличных денежных средств:
· для организаций, учреждений расположенных в населенном пункте, где имеются банки или предприятия Государственного комитета связи РФ, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассу;
· для организаций, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в банки или предприятия Государственного комитета связи - на следующий день;
· для организаций или учреждений расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Государственного комитета связи РФ, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, -1 раз в несколько дней.
Организации или учреждения имеют право на получение наличных денежных средств со своих счетов в банке в размере, необходимом на оплату труда, хозяйственные нужды, а также на командировочные расходы.
Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.
Выдача наличных денег из кассы организации или учреждения производится по расходно-кассовым ордерам, платежным или расчетно-платежным ведомостям и другим надлежащим образом, оформленным документам (счетам, заявлениям на выдачу денег) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера.
Расчеты наличными денежными средствами за приобретаемые материальные ценности между юридическими лицами, а также между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (т.е. физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей без образования юридического лица) осуществляются с учетом лимита, устанавливаемого Центральным банком России как органом, регулирующим денежное обращение в РФ. В настоящее время он составляет 60 000 руб. по одному платежу. При этом под одним платежом, согласно разъяснению Банка России, нужно понимать расчеты одного юридического лица с другим в течение одного дня по одному или нескольким денежным документам. Например, при лимите 60 000 руб. по одному платежу покупатель - юридическое лицо может платить другому юридическому лицу наличными деньгами ежедневно не более 60 000 руб., при этом денежных документов может быть один или несколько.
Расчеты между юридическими лицами, в том числе и индивидуальными предпринимателями, могут осуществляться только на основании заключенных с ними договоров. Представитель юридического лица, с которым производится расчет, должен предъявить доверенность - документ, удостоверяющий право лица, его предъявляющего, совершать от имени организации или учреждения определенную операцию.
Кассир должен проверить наличие на этой доверенности подписи руководителя, печати и всех обязательных реквизитов. Обязательными реквизитами являются: наименование предприятия, номер его расчетного счета и наименование банка, в котором этот счет находится; срок действия доверенности; указание лица, которому доверяется получение материальных ценностей, их наименование и количество; образец подписи лица, получившего доверенность.
Таким образом, в результате изучения теоретических основоположений организации кассы установлено, что цель, порядок, правила организации кассы в надежном порядке хранения и целесообразном использовании наличных денег.
Бухгалтерский учет в Российской Федерации регламентируется правовыми и нормативными документами. Государство в лице Правительства, Министерства финансов, Центрального Банка, Государственного комитета по статистике России при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующих табл. 1.1.
Таблица 1.1
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
1 уровень |
|
Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета и проведения аудита в организации |
|
2 уровень |
|
Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности |
|
3 уровень |
|
Методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств |
|
4 уровень |
|
Рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и т.п.) |
|
Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, прямо или косвенно регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета и проведения аудита кассовых операций в организации обязательны к применению.
Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности, методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств носят рекомендательный характер.
Указания, инструкции, положения приказы и иные подобные документы по постановке, ведению бухгалтерского учета, создаются непосредственно в организации и являющиеся внутрифирменными документами.
Нормативным регулированием ведения денежных расчетов занимается Центральный банк РФ, применяя разработанные им следующие нормативные документы:
1. «Положение о порядке ведения кассовых операций в РФ».
2. «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».
3. Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям».
4. Инструкция «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях банков»
5. Указание «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке»
Краткая характеристика основных нормативных актов и документов регулирования бухгалтерского учета денежных средств в РФ приведена в табл.1.2.
Таблица 1.2
Краткая характеристика других основных нормативных актов и документов регулирования бухгалтерского учета в РФ
№ |
Название нормативного документа |
Краткое содержание |
|
1 |
2 |
5 |
|
1. |
Гражданский кодекс Российской Федерации. |
Определяет основания приобретения и перехода права собственности на денежные средства, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера. |
|
2. |
Налоговый кодекс Российской Федерации. |
Определяет налогообложение операций по движению денежных средств. |
|
3. |
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ. |
Определяет правовые основы бухгалтерского учета денежных средств, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составление отчетности. |
|
4. |
Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» |
Определяет правовые основы проведения операций с валютными денежными средствами. |
|
5. |
Положение по бухгалтерскому учету 1/98 «Учетная политика организации» № 60н. |
Устанавливает основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, требование к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности, методологические основы организации учета денежных средств. |
|
6. |
Положение по бухгалтерскому учету 3/2000 «Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте» |
Устанавливает основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств выраженных иностранной валюте. |
|
7. |
Положение по бухгалтерскому учету 4/99 № 43н. «Бухгалтерская отчетность организации» |
Устанавливают состав и формы бухгалтерской отчетности. |
|
8. |
Положение по бухгалтерскому учету 9/99 |
Определяет понятие доходов, классификацию, принцип формирования, критерии признания дохода в отчетности |
|
9. |
Положение по бухгалтерскому учету 10/99 |
Определяет понятие расходов, классификацию, принцип формирования, критерии признания расхода в отчетности |
|
10. |
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49. |
Порядок проверки фактического наличия денежных средств. |
|
11. |
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению № 94н. |
Содержит схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете денежных средств Систематизирует перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета денежных средств. |
|
12. |
О формах бухгалтерской отчетности организаций № 67н. |
Содержит образцы форм бухгалтерской отчетности по денежным средствам в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств. |
|
13. |
Рабочие документы конкретной организации (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и т.п.) |
Определяют правила и порядок ведения бухгалтерского учета денежных средств в конкретной организации. |
|
Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета разработаны в разное время, в силу чего некоторые из них вступают в противоречие друг другу. В этой связи, при использовании данных нормативных актов в практической деятельности хозяйствующие субъекты должны руководствоваться следующими правилами:
1. В случае наличия противоречий между нормативными актами иерархического уровня приоритет имеет нормативный документ более высокого уровня независимо от даты его утверждения (вступления в силу).
2. В случае наличия противоречий между нормативными актами иерархического уровня приоритет имеет нормативный документ с более поздней датой его утверждения (вступления в силу) (основание: письмо Министерства Финансов РФ от 23.08.2001 г. №16-00-12/15).
Таким образом, обзор нормативной базы позволяет сделать вывод о том, что она обширна, довольно сложна и в условиях рыночной экономики динамична, вследствие чего от бухгалтеров на участке учета денежных средств требуется не только внимательность, скрупулезность и хорошая память, но и ее знание. А соблюдение законодательства может обеспечить правильную постановку бухгалтерского учета кассовых операций.
Общество с Ограниченной Ответственностью « Муромский лесопромышленный комплекс» (далее ООО « Муромский ЛПК») было зарегистрировано распоряжением главы администрации округа Муром. Общество образовано в соответствии с правилами ГК РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» на основании Учредительного договора и Устава предприятия. Учредителями ООО «Муромский лесопромышленный комплекс» являются физические и юридическое лица.
Высшим органом управления Общества является Общее собрание, состоящее из членов учредителей. Общее собрание правомочно принимать решение по любым вопросам деятельности Общества, может пересмотреть и изменить любое решение генерального директора. Генеральный директор избирается Общим собранием и осуществляет оперативное руководство работой Общества в соответствии с решением Общего собрания и действующим законодательством. Наиболее наглядно структура управления ООО «Муромский лесопромышленный комплекс» выглядит так:
Общее собрание учредителей |
||||||||
Генеральный директор |
||||||||
Главный бухгалтер |
Главный инженер |
Мастер леса |
Мастер цеха деревопереработки |
|||||
Старший бухгалтер |
Бухгалтер-кассир |
|||||||
Рис. 2.1 Организационная структура управления ООО «Муромский ЛПК»
На балансе предприятия числится столярный цех, в котором занимаются производством столярных изделий (оконные и дверные блоки, косяки оконные и дверные, плинтус, штапик и так далее), цех деревопереработки, осуществляющий переработку деловой древесины на пиломатериал обрезной и не обрезной, а так же имеются 3 лесозаготовительные бригады, которые производят заготовку хлыстовой древесины, разделочная площадка древесины, на которой раскряжевывают хлыстовую древесину на деловую, дрова и баланс.
ООО «Муромский лесопромышленный комплекс» расположен в округе Муром Владимирской области. Удаленность его от областного центра составляет 130 км, ближайшая железнодорожная станция - «Муром» ГЖД, расположена в 8 км, ближайший речной порт - «Муром» - в 7 км.
ООО «Муромский лесопромышленный комплекс» специализируется на переработке и реализации древесины, производстве и сбыте леса и пиломатериала, а также оказывает услуги по заготовке древесины. Фактическое направление предприятия, его специализация характеризуется структурой выручки.
Анализируя деятельность ООО «Муромский лесопромышленный комплекс» за последние три года видно, что ведущей отраслью на предприятии является производство
Однако производство пиломатериала и заготовка древесины взаимосвязаны между собой и связывают отдельные звенья производственного процесса. Заготовка древесины необходима для производства пиломатериала, так как древесина является незаменимым сырьем для выпуска пиломатериала.
Важнейшим условием производства является наличие основных факторов производства: труд, основные средства и лесной фонд. В деревоперерабатывающем производстве главным и незаменим средством производства является участки лесного фонда. ООО «Муромский ЛПК» арендует участки лесного фонда площадью 8600 га ежегодно.
Таким образом, предприятие обладает достаточным количеством лесного фонда, необходимым для развития деревоперерабатывающего производства. Однако для того, чтобы эти площади использовались с наибольшей пользой необходимы трудовые ресурсы. Воспроизводство на предприятии предполагает прежде всего рост валовой продукции, который возможен только на основе увеличения средств производства и рабочей силы, причем более квалифицированной. Однако в последние годы на большинстве предприятий наблюдается сокращение численности работников и ухудшение обеспеченности трудовыми ресурсами, не является исключением и ООО «Муромский ЛПК».
Так, среднесписочная численность работников ООО «Муромский ЛПК» в 2006 году составила 124 человек, против 103 человек в 2007 г
Труд и лесной фонд являются определяющим фактором в процессе производства, однако процесс деревоперерабатывающего производства не осуществим без наличия материально-технической базы, т.е. без оснащения производственных процессов необходимой техникой. Своих транспортных средств предприятие не имеет. Автомобильный транспорт арендуется у ООО «Меленковский ЛПК».
ООО «Муромский ЛПК» имеет несколько постоянных партнеров -покупателей лесопродукции, а именно: ООО «Демидовский фанерный комбинат», ОАО «Муромский фанерный комбинат» с которыми сотрудничает с 2004 года.
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе основных экономических показателей результатов деятельности предприятия.
Информация об основных экономических показателей результатов деятельности ООО « Муромский ЛПК» отражается в Отчете о прибылях и убытках (форма №2) (прил. 1-2).
Анализ основных экономических показателей ООО « Муромский ЛПК» приведен в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Основные экономические показатели деятельности ООО « Муромский ЛПК» в динамике за 2006-2007гг.
№ п/п |
Показатели |
2006 год |
2007 год |
Отклонение |
Темп изменения, % |
|
1. |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
149233 |
193582 |
44349 |
29,72 |
|
2. |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
133786 |
174007 |
40221 |
30,06 |
|
3. |
Удельная себестоимость (себестоимость, приходящаяся на один рубль выручки), руб./руб. |
0,90 |
0,90 |
0,00 |
0,27 |
|
4. |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
8411 |
13244 |
4833 |
57,46 |
|
5. |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
7036 |
6331 |
-705 |
-10,02 |
|
6. |
Рентабельность продаж, % |
4,71 |
3,27 |
-1,44 |
-30,63 |
|
7. |
Процент к уплате, тыс. руб. |
1091 |
1201 |
110 |
10,08 |
|
8. |
Доходы от участия в других организациях, тыс. руб. |
|
|
|
|
|
9. |
Сальдо операционных доходов и расходов, тыс. руб. |
-198 |
-870 |
-672 |
339,39 |
|
10. |
Сальдо внереализационных доходов и расходов, тыс. руб. |
476 |
98 |
-378 |
-79,41 |
|
11. |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
6223 |
4358 |
-1865 |
-29,97 |
|
Анализ основных экономических показателей результатов хозяйственной деятельности в табл. 2.1 показывает, что в ООО « Муромский ЛПК» в 2007 году увеличили объем реализации собственного производства, выручка увеличилась на 29,72%, составила в 2006 году 193582 тыс. руб. против 149233 в 2006 году. Затраты соответственно тоже увеличились на 30,06%.
В связи с возросшим объемом реализации увеличились в 2007 году в полтора раза (57,46%) коммерческие расходы. Возросшие операционные и внереализационных расходы «съели» прибыль, но все же она немного была увеличена внереализационными доходами. Ее значение в 2007 году снизилось, и составила 4358 тыс. руб. в против 6223 тыс. руб. в 2006 году.
Таким образом, основными причинами, вызвавшими снижение финансового результата деятельности предприятия, являются более высокие темпы роста себестоимости по сравнению с ростом выручки, возросшие в 2007 году на 79,41% операционные расходы, а поскольку рентабельность объема продаж (табл.2.2) сократилась на 1,62% вывод, напрашивается следующий - происходит сокращение спроса на его продукцию. Последнее обстоятельство можно объяснить неэффективным управлением организацией и в подтверждение этому приведем таблицу 2.3 - оценки эффективности управления.
Таблица 2.2
Расчет и оценка рентабельности объема продаж ООО « Муромский ЛПК»
Показатели |
2006 |
2007 |
отклонение |
|
1. Выручка от реализации продукции, продукции, работ услуг (Врп) тыс. руб. |
149233 |
193582 |
44349 |
|
2. Себестоимость реализации товаров, работ, услуг (С) тыс. руб. |
133786 |
174007 |
40221 |
|
3. Прибыль от реализации (Прп) тыс. руб. |
15447 |
19575 |
4128 |
|
4. Рентабельность объема продаж (Р = Прп/С) тыс. руб. |
11,55 |
11,25 |
-0,3 |
|
Таблица 2.3
Оценка эффективности управления ООО « Муромский ЛПК».
Показатели |
2006 год |
2007 год |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Выручка от реализации продукции (В) |
149233 |
193582 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Чистая прибыль (ЧП) |
4775 |
3289 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Прибыль от реализации продукции (Прп) |
7036 |
6331 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Прибыль от всей реализации |
7036 |
6331 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Балансовая прибыль (БП) |
6223 |
4358 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Чистая прибыль на 1 руб. оборота. %(п.2:п.1)х100% |
3,2
В табл.2.3 видно, что снизились почти все показатели. В целом основные экономические показатели результатов хозяйственной деятельности ООО « Муромский ЛПК» удовлетворительные, его задача - в дальнейшей своей деятельности постараться их еще больше улучшить. 2.2 Учет кассовых операцийДля осуществления расчетов наличными деньгами в ООО « Муромский ЛПК» образована касса. В кассе предприятие хранит определенную (ограниченную) сумму наличных денег (лимит) для использования на текущие расходы. Лимит остатка кассы определен исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности.Для установления лимита остатка наличных денег в кассе, ООО « Муромский ЛПК» представила в банк специальный расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы» (прил. 3) и оформила разрешение на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу. Расчет оформлен в двух экземплярах и передан в банк. Сверх лимита наличные деньги в кассе хранятся только для выплаты заработной платы и пособий, но не более 3 рабочих дней (включая день получения денег в банке). Всю денежную наличность сверх лимита предприятие сдает в банк.Все хозяйственные операции, связанные с движением наличных денежных средств, проводимые в ООО « Муромский ЛПК», оформляются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.Первичные документы оформляются согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н и содержат следующие реквизиты:· наименование документа (формы);· код формы;· дата составления документа;· наименование организации, от имени которой составлен документ;· содержание хозяйственной операции;· измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);· наименование должностей работников, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;· личные подписи этих работников и их расшифровки.Документы заполняются в одном экземпляре, четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или на компьютере.Печатью заверяются документы, для которых это предусмотрено законодательством.Первичные документы в ООО « Муромский ЛПК» оформляются в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете, применяется перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов, утвержденный руководителем организации и согласованный с главным бухгалтером.Прием наличных денег в кассу ООО « Муромский ЛПК» оформляют приходным кассовым ордером (ф. №КО-1) (прил. 4), в котором указывают: от кого поступают деньги, на какие цели или за что их вносят, сумму, дату. Приходный кассовый ордер заполняется в бухгалтерии и поступает в кассу при оформлении приема денег. После приема денег в кассу плательщику выдают квитанцию за подписью главного (старшего) бухгалтера и кассира. Квитанция удостоверяет, что деньги действительно внесены в кассу. При получении денег из банка квитанцию к ордеру не выписывают.Выдачу наличных денег из кассы оформляют расходным кассовым ордером (ф. № КО-2) (прил. 5). В нем указывают: кому, на какие цели или за что выданы деньги, сумму, дату. Расходный кассовый ордер выписывает бухгалтерия, как правило, на основании заявления получателя, которое заполняется на оборотной стороне ордера. Заявление визирует, т. е. делает разрешительную надпись, руководитель предприятия. Выдачу денег по ордеру кассир удостоверяет своей подписью. Лицо, получившее деньги, также расписывается в ордере. Деньги по расходному кассовому ордеру выдают только в день его выписки. Не разрешается выдача расходного кассового ордера для получения денег из кассы на руки непосредственно получателю.При выдаче денег по расходному кассовому ордеру кассир тщательно проверяет правильность его оформления, наличие и подлинность подписей руководителя хозяйства и главного бухгалтера, наличие перечисленных в документе приложений. При несоблюдении хотя бы одного из этих требований ордер к оплате не принимается. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру кассир требует от получателя предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Номер документа, место и дату его выдачи отмечают в расходном кассовом ордере. Если деньги выплачивают по доверенности, то в тексте расходного кассового ордера бухгалтерия указывает фамилию, имя и отчество лица, через которое производится выдача. Доверенность остается у кассира и прикладывается к расходному кассовому ордеруВсе кассовые документы заполняют четко, ясно, без каких-либо исправлений. Исправления (даже оговоренные) в кассовых документах не допускаются. Приходные и расходные кассовые ордера нумеруют раздельно в порядковой последовательности от начала до конца года.Все приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до подачи в кассу регистрируют в бухгалтерии в специальном журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. № КО-3) (прил.6). Журнал открыт раздельно на приходные и расходные кассовые документы.На все кассовые документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, после их исполнения кассир ставит специальный штамп или надпись: "Получено" - на приходных документах и "Оплачено" -- на расходных документах с указанием даты (число, месяц, год).Деньги из кассы выдают также на основании платежных ведомостей при выплате заработной платы (оплаты труда). Расходный кассовый ордер оформляют (или наложение штампа) на фактически выплаченную по ведомости общую сумму заработной платы (оплаты труда). Против фамилий лиц, не получивших деньги, кассир ставит штамп или делает отметку от руки "Депонировано". На титульном листе платежной ведомости делают надпись о фактически выплаченной сумме, а также о сумме, оставшейся неполученной и подлежащей депонированию.Движение денег в кассе кассир учитывает в кассовой книге типовой формы (прил.7). В ней ежедневно регистрируются все операции по поступлению и расходованию денег. По каждой операции записывают номер документа, от кого получены или кому выданы деньги и в какой сумме. По окончании рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги оборотов по приходу и расходу и выводит остаток денег по кассе на следующий день.Поскольку в ООО « Муромский ЛПК» применяется автоматизированная форма учета кассовых операций кассовая книга ведется и в автоматическом режиме. Оттуда все данные автоматически регистрируются в журнале учета хозяйственных операций.Пример. ООО « Муромский ЛПК» в течение одного рабочего дня (05.02.2007 г.):· получила по чеку из банка наличные деньги в сумме 25 000 руб. на выплату заработной платы в сумме 20 000 руб. и на хозяйственные нужды в сумме 5 000 руб.· Полученные наличные деньги оприходованы по приходному кассовому ордеру № 19;· из этой суммы 20 000 руб. по расходному кассовому ордеру № 25 (на основании платежной ведомости № 2 за январь 2007 г.) выдана заработная плата сотрудникам организации за 2 половину января 2007 года;· одному из сотрудников (Серову Р.В.) выдана под отчет по расходному кассовому ордеру № 26 сумма в размере 3 500 руб. на приобретение канцелярских товаров.Остаток денег в кассе организации на начало дня составлял 450 руб. Лимит остатка кассы для организации установлен в сумме 3 000 руб.Бухгалтерские проводки по совершенным кассовым операциям отражаются в журнале учета хозяйственных операций следующим образом (табл. 2.4):Таблица 2.4Журнал хозяйственных операций ООО « Муромский ЛПК» за январь 2007 года
Не реже одного раза в месяц в ООО « Муромский ЛПК» проводят ревизию (инвентаризацию) кассы с обязательным полным пересчетом всех денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.В ООО « Муромский ЛПК» инвентаризацию кассы проводит ревизионная комиссия. При инвентаризации присутствие кассира обязательно. В случае обнаружения недостачи в кассе кассир несет полную материальную ответственность за причиненный хозяйству ущерб. Обнаруженные в кассе излишки ценностей оприходуются. Одновременно выясняются причины их возникновения.Для оформления инвентаризации применяют формы первичной учетной документации, к ним относятся: · ИНВ - 15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств»; · ИНВ - 16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков до- кументов строгой отчетности»; · КМ - 9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы». Результат инвентаризации оформляется Актом инвентаризации наличных денежных средств в двух экземплярах, и подписывается всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй - остается у материально ответственного лица. При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий - в бухгалтерию. Соблюдение кассовой дисциплины в ООО « Муромский ЛПК» проверяет обслуживающий банк. Нарушениями кассовой дисциплины считаются расходование полученных в банке наличных денег не по назначению, несоблюдение правил о расчетах наличными деньгами, несдача в банк денежной наличности в установленные сроки и использование выручки не по назначению, выдача наличных денег из кассы взаймы другим предприятиям, учреждениям и организациям. Основные корреспонденции счетов по учету кассовых операций, результатов инвентаризации кассы в ООО « Муромский ЛПК» приведены в табл. 2.5. Таблица 2.5 Корреспонденции счетов по учету кассовых операций
Таким образом, проведенное исследование организации кассы и учета кассовых операций позволяет сделать вывод о том, что в ООО « Муромский ЛПК» бухгалтерский учет кассовых операций ведется в соответствии с требуемыми нормами и правилами российского законодательства. Недостатков в документальном оформлении визуально не выявлено. РАЗДЕЛ 3. АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ3.1 Цель, задачи, информационная база аудита денежных средств и нормативно-правовое регулирование аудита денежных средствПереход России к рыночным отношениям выявил необходимость формирования в стране новой формы финансового контроля - аудита. Потребность же в финансовом контроле возникла еще с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений.Аудит - независимый контроль, и он не заменяет функций органов государственного контроля над работой предприятий, учреждений и организаций.Аудиторство - это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности во всех существенных отношениях.Таким образом, аудит - это внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными специалистами (аудиторами), не работающими в данной фирме (компании).Целью аудита кассовых операций является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения их бухгалтерского учета законодательству РФ.Место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента определяет основной и обязательный «Закон об аудиторской деятельности в России».Вопросы аудиторской деятельности разъясняют постановления, приказы Правительства РФ, такие как:· постановление Правительства РФ «О лицензировании аудиторской деятельности»;· постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»;· приказ Министерства финансов РФ «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности» и др.Нормы аудита, однозначно интерпретируемые всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и, прежде всего арбитражным судом представлены Федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности. Стандарты аудита регулируют взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе. Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки. Стандарты носят обязательный характер. В табл.3.1 приведен следующий перечень действующих федеральных стандартов аудиторской деятельности.Таблица 3.1Перечень действующих федеральных стандартов аудиторской деятельности
Порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям регламентируются методиками аудиторской деятельности, внутренними стандартами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов.Сведения по применению стандартов представляют нормативные документы.Несмотря на то, что многие вопросы, возникающие при проведении аудиторских проверок, регулируются либо нормативными документами, либо уже действующими стандартами, в практике их применения различными аудиторскими фирмами зачастую возникает необходимость в их дополнении, объяснении, расшифровке или обобщении применительно к конкретной аудиторской фирме.Таким образом, можно сделать вывод о том, что бухгалтерский учет денежных средств имеет большое значение. Еще учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия, в связи с этими значениями очень важен контроль над соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств.Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств, действующим в РФ в проверяемом периоде, нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.Источниками информации для проверки кассовых операций являются:· кассовая книга (ф. № КО-4);· книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (ф. № КО-5);· журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. № КО-3);· журнал регистрации депонентов;· отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходными кассовыми ордерами (форма № КО-1), расходными кассовыми ордерами (ф. № КО-2), расчетно-платежными ведомостями (ф. № 49), платежными ведомостями (ф. № 53), квитанциями и др.);· чековые денежные книжки;· акты инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ-15);· инвентаризационные описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. № ИКВ-16) и др.;· учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 50, 51, 52, 55, 57 и др.;· Главная книга;· Положение об учетной политике, баланс предприятия (форма № 1);· отчет о прибылях и убытках (форма № 2);· отчет о движении денежных средств (форма № 4) и др.3.2 Планирование аудиторской проверки денежных средств объекта исследованияЕдиные требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, определены Федеральным стандартом аудиторской деятельности «Планирование аудита» №3.Аудитор планирует свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование в аудиторской проверке необходимо в связи с тем, что:· оно способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно;· планирование эффективно распределяет работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координирует такую работу;· планирование организует внутренний контроль за качеством выполнения аудиторских работ.При подготовке общего плана аудита кассовых операций проводятся процедуры, результаты которых детально документируются. В общем плане аудита определяет роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита, предусматриваются сроки проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству) и аудиторского заключения.План служит руководством в осуществлении аудита и поэтому оформляется документально. Форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от сложности проверки.В процессе планирования затрат времени аудиторы учитывают:· затраты времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;· уровень существенности;· проведенные оценки рисков аудита.· вид деятельности организации, в том числе.Принимается во внимание системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:· учетная политика, принятая организацией, и ее изменения;· влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности организации;· планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;· аудиторские риски и уровень существенность;· характер, временные рамки и объем процедур;· координация и направление работы;· текущий контроль;· проверку выполненной работы;· прочие аспекты.В общем плане предусматривается:· формирование аудиторской группы, численности и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;· распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;· инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;· контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;· разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов связанных с практической реализацией аудиторских процедур;· документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновение разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.План аудита кассовых операций имеет следующий вид (табл.3.2):Таблица 3.2План аудита кассовых операций
Программа аудита кассовых операций составляется и документально оформляется для осуществления общего плана аудита. Она определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур и представляет собой набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работ. В программу аудита включаются проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита. В процессе подготовки программы аудита аудитор принимает во внимание:· оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;· требуемый уровень существенности, который обеспечивает при процедурах проверки по существу;· временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;· координацию любой помощи, которую предлагается получить организации;· привлечение других аудиторов или экспертов.Аудиторскую программу составляют в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.Программа тестов средств контроля (прил.8) представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам, а также аналитические процедуры. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитор определяет, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составляет программу аудита по каждому разделу.Аналитическая процедура - разновидность аудиторской процедуры, представляющая собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансово-экономических показателей отчетности с целью выявления неверно отраженных в учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснения причин ошибок.Программа аудита кассовых операций по мере необходимости уточняется и пересматривается в ходе аудита, т.к. планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в программу аудита фиксируются документально.Программа аудита кассовых операций имеет следующий вид (табл. 3.3)Таблица 3.3 Программа аудита денежных средств
Единые требования к пониманию аудиторского риска и его составных частей содержатся в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Пункт 3 данного стандарта определяет, что под термином «аудиторский риск» понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения. 1. Внутрихозяйственный риск (чистый риск или неотъемлемый риск). 2. Риск средств контроля (контрольный риск). 3. Риск необнаружения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности (процедурный риск). Аудиторский риск (АР) показывает серьезность опасности, что аудитор на основании выполненных им процедур может иметь неправильное суждение о достоверности и правильности финансовой отчетности (ввиду субъективности его действий). Аудиторский риск оценивается качественно и количественно. Качественно аудиторский риск оценивается как низкий, средний и высокий. Количественно по следующей упрощенной предварительной модели: АР = ВХР * РК * РН (3.1) где АР - аудиторский риск (относительная величина); ВХР -- неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск; РК -- риск средств контроля; РН -- риск необнаружения. Аудитор не может гарантировать полную уверенность в аккуратности внешней отчетности, поэтому АР оценивает между 0 и 100%. Нулевой риск будет означать абсолютную уверенность в достоверности информации, а 100-процентный - полное отсутствие таковой. В современных условиях России величина АР, превышающая 20%, является критической, при которой вероятность выдачи неправильного суждения очень велика, поэтому обычно аудитором планируется низкий процент АР. Оценка неотъемлемого риска проводится на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности. Оценка неотъемлемого риска соотносится с существенными остатками по счетам бухгалтерского учета и группами однотипных операций на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности или предполагается, что неотъемлемый риск в отношении данной предпосылки является высоким. В Российской Федерации обычно неотъемлемый риск устанавливается на уровне 50% и выше. На уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждому существенному остатку на счете бухгалтерского учета или группе однотипных операций проводится предварительная оценка риска средств контроля. Риск средств контроля (РК) показывает опасность того, что внутренний контроль не предотвратит или не выявит имеющихся ошибок. Чем эффективнее СВК, тем ниже фактор ее риска. Между РК и информационной базой аудита существует прямая зависимость. Если внутрихозяйственный контроль клиента признан аудитором эффективным, объемы информации для тестирования могут быть уменьшены. Риск необнаружения (РН) - субъективно определяемая аудитором вероятность того, что применяемые в ходе аудиторской проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие ошибки и искажения в бухгалтерском учете и отчетности, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности. РН - это риск, который аудитор хочет определить на тот случай, если он не сумеет найти материальные ошибки и пропуски во внешней отчетности при проведении им аудита. При этом предполагается, что СВК не смогла выявить и исправить эти ошибки. Этот показатель качества работы аудитора в большей мере зависит от его уровня квалификации и стажа работы, нежели от специфичности деятельности клиента. Аудиторский риск как важный элемент планирования аудита представляет собой синтетическую величину, изменяющуюся под воздействием трех видов риска. Таблица 3.4 Таблица зависимости между компонентами аудиторского риска
Примечание. Заштрихованные клетки таблицы относятся к риску необнаружения. Единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля содержатся в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Под «…системой бухгалтерского учета» в стандарте понимают упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Термин «…система внутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду. Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля. К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся: · подотчетность одних работников другим; · внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности; · сравнение результатов подсчета денежных средстс, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация); · сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации; · проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей; · осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы; · ограничение доступа к активам и записям; · сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями. В процессе аудита финансовой отчетности аудитор уделяет внимание только тем основным целям и конкретным процедурам в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые имеют отношение к процессу подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Характер, временные рамки и объем процедур получения понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля могут изменяться в зависимости от многих факторов. Аудитор на основе своего профессионального суждения самостоятельно принимает решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. 3.3 Сбор аудиторских доказательств
Единые требования к количеству и качеству доказательств, которые ему необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения
доказательств определяет федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства». Количество информации, необходимой для аудиторск их оценок, стандартом жестко не регламентируется.
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников |
Курсовая работа | Оптимизация численности персонала |
Курсовая работа | Оценка финансового состояния предприятия |
Курсовая работа | Аудит расчетов с персоналом по оплате труда |
Курсовая работа | Договор аренды предприятия |
Курсовая работа | Место и проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве |
Курсовая работа | Стили управления |
Курсовая работа | Производственная и общая структура предприятия |
Курсовая работа | Договор международных перевозок |
Курсовая работа | Правовое регулирование трудового договора |
Курсовая работа | Нравственное воспитание младших школьников |
Курсовая работа | Учет и анализ наличных и безналичных денежных потоков |
Курсовая работа | Сертификация по стандартам системы менеджмента качества |
Курсовая работа | Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ |
Курсовая работа | Семья как основа развития личности |