35
Содержание
Введение
1 Аудиторские доказательства
1.1 Сущность аудиторских доказательств
1.2 Виды аудиторских доказательств
2 Источники и процедуры получения аудиторских доказательств
2.1 Источники получения аудиторских доказательств
2.2 Процедуры получения аудиторских доказательств
3 Порядок документирования аудиторских доказательств
Заключение
Глоссарий
Список используемой литературы
Список сокращений
Приложения
Введение
В конце 20 века Россия перешла к рыночной экономике. Вследствие этого возникли новые экономические проблемы, которые, в свою очередь, обусловили появление новых теоретических, практических дисциплин, экономических специальностей (например, аудит).
История аудита началась в 14 веке (в суде учетные книги стали фигурировать в качестве вещественных доказательств). Термин «аудитор» для обозначения людей, занимающихся проверкой учетных записей, стал использоваться с 16 века.
Великобритания считается породительницей аудита. Впервые упоминается о нем, как о одном из виде профессиональной деятельности в начале 14 века. Более широкое развитие аудит получил в 18-19 веках, когда разделились интересы управляющих предприятием и лиц, вкладывающих в него деньги (к примеру, инвесторы).
Еще одной предпосылкой образования аудита можно считать волну банкротств, после которой был установлен контроль за составлением отчетности предприятия, чтобы своевременно узнать о его банкротстве.
Разработаны стандарты (правила) аудиторской деятельности. Развивается система профессионального контроля качества работы аудита, чтобы аудиторы уделяли больше внимания таким вопросам, как аудиторский риск, документирование аудита, разработка внутрифирменных методик и стандартов последнего.
Вначале аудиторские стандарты разрабатывались в национальных рамках, затем в международном масштабе - так называемые МСА ( Международные стандарты аудита). Они определяют единые требования к порядку подготовки аудиторов, оформлению и оценке качества аудита.
Российская практика применяет «Правила (стандарты) аудиторской деятельности» (ПСАД), которые разрабатывались с середины 90-х годов 20 века. В их основы положены МСА с учетом российской специфики.
Федеральные стандарты (правила) аудиторской деятельности обязательны как для индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, так и для аудируемых лиц, за исключением тех, в отношение которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
Роль аудита в России постоянно возрастает. Аудиторы стали незаменимыми помощниками для бухгалтеров и финансистов. Пример этого: на начальном этапе становления аудита в России аудиторские проверки были обязательными, сейчас же возросло число инициативных заказов. Организации стремятся получить и формальное подтверждение отчетности, и реальную оценку правильности управления капиталом. Учредители-собственники, банки при выдаче кредитов, страховщики предъявляют повышенное требование к аудиторским заключениям.
Аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ [текст]
Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующим стандартам России.
Чтобы выполнить поставленную цель необходимо выполнить следующие задачи:
- составить план и программу проведения аудита;
- сформулировать принципы документирования аудита;
- определение порядка составления и хранения рабочей документации;
- выявить видов источников и методов получения аудиторских доказательств;
- провести аудиторскую проверку клиента аудита;
- выразить мнение о достоверности отчетности клиента аудита.
Исходя из этого, аудитор должен определить правильное отражение экономических событий за проверяемый период.
В данной курсовой работе будет рассмотрена следующая тема: аудиторские доказательства, источники их получения и порядок документирования.
1 Аудиторские доказательства
1.1 Сущность аудиторских доказательств
Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. Подольский В. И. Аудит [текст]- М.: Экономистъ, 2004 г. 193 стр.
Аудитор в процессе проверки должен получить достаточную и достоверную информацию (свидетельства, доказательства), которая подтвердит, что бухгалтерская (финансовая) отчетность отражает финансовое положение предприятия, а также, что она составлена в соответствии стандартов и законодательству РФ.
Отнести к аудиторским доказательствам можно:
- первичные документы;
- бухгалтерские записи;
- полученная из других источников информация.
Очень важно определить достаточность и надлежащий характер аудиторских доказательств.
Достаточность - это количественная мера аудиторских доказательств.
Надлежащий характер, в свою очередь, качественная оценка, определяющая совпадение доказательств с конкретными утверждениями и их достоверность.
Некоторые факторы влияют на мнение аудитора о достаточности и надлежащим характером аудиторских доказательств:
- источник, достоверность информации;
- существенность проверяемой статьи бухгалтерской отчетности;
- характер систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета, оценка риска применения средств внутреннего контроля;
- аудиторская оценка величины и характера аудиторского риска на уровне остатка средств на счетах бухгалтерского учета и на уровне финансовой отчетности;
- опыт, приобретенный в ходе проведения прошлых аудиторских проверок.
Оценить количественную меру доказательств (достаточность) и качественную меру смысловой нагрузки доказательства к конкретным утверждениям (надлежащий характер) аудитор может с помощью следующих процедур:
- тестирование средств внутреннего контроля;
- проверка по существу.
При проверке по существу аудитор должен оценить следующие принципы полученных доказательств для проверки утверждений, на основе которых подготовлена финансовая отчетность:
- существование - обязательство или актив существуют на определенную дату;
- раскрытие и представление - статья раскрывается, классифицируется и характеризуется в соответствии с основами финансовой отчетности;
- возникновение - в течение отчетного периода были осуществлены операции или произошли события, которые непосредственным образом имеют отношение к аудиту;
- точное измерение - доход или расход относится к соответствующему периоду, а событие или операция учитываются по соответствующей сумме;
- полнота - не имеется нераскрытых статей, неучтенных операций, активов, обязательств;
- стоимостная оценка - обязательство или актив отражаются на соответствующей балансовой стоимости.
При тестирование средств внутреннего контроля аудитор рассматривает достаточность и надлежащий характер аудиторских доказательств с целью подтверждения оценки уровня риска применения средств внутреннего контроля.
Аудиторские доказательства, как правило, собирают, принимая во внимание каждый принцип, на основе которого подготовлена финансовая отчетность. Если доказательство относится к одному принципу (например, существование товарно-материальных запасов), оно не может компенсировать отсутствие доказательства относительно другого принципа (например, стоимостной оценки).
1.2 Виды аудиторских доказательств
Аудиторские доказательства классифицируются по ряду признаков. По источникам доказательства делятся на:
- внутренние;
- внешние;
- смешанные.
Внутренние - доказательства, включающие в себя информацию, полученную от аудируемого лица в письменной или устной форме.
Внешние аудиторские доказательства - это доказательства, включающие в себя информацию из других источников (третьего стороны), представленную в письменной форме обычно по запросу аудиторской организации.
В свою очередь, смешанные аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от аудируемой стороны в устной или письменной форме, подтвержденную третьей стороной в письменном виде.
По характеру различают:
- устные доказательства, полученные в форме заявлений руководства или при опросах персонала;
- визуальные - результаты наблюдения;
- документальные - информация, которая получена из бумажных, электронных и других носителей.
На рисунке 1 изображены виды аудиторских доказательств.
Наиболее ценными являются внешние доказательства, т. к. данный вид доказательств являются более достоверными. В свою очередь, доказательства, представленные в письменной форме, достовернее тех, что представлены устно.
Когда аудиторские доказательства, полученные из разных источников, противоречат друг другу, аудитор должен провести дополнительные процедуры.
35
Рисунок 1 - Виды аудиторских доказательств
2 Источники и процедуры получения аудиторских доказательств
2.1 Источники получения аудиторских доказательств
Источники получения аудиторских доказательств (рисунок 2):
- первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
- регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
- результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
-устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
- сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
- результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;
- бухгалтерская отчетность. Стандарты аудиторской деятельности [текст] - М., 2004 г. 112 стр.
Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.
Аудиторский риск уменьшается за счет использования аудитором разных источников аудиторских доказательств. Как написано выше, если аудиторские доказательства, полученные из разных источников, противоречат друг другу, аудитор должен провести дополнительные процедуры.
Информация, полученная из вышеперечисленных источников, должна быть полезной для организации при выполнении задач аудиторской проверки. Также она должна подтверждать факты, вскрытые в ходе аудиторской проверки.
В ситуации, когда экономический субъект не представил в полном объеме все документы аудиторской организации, также не собрал достаточные аудиторские доказательства, аудитор, в свою очередь, должен выразить свое мнение с оговоркой или же отказаться от его выражения.
Рисунок 2 - Источники получения аудиторских доказательств
2.2 Процедуры получения аудиторских доказательств
Собирая аудиторские доказательства, аудитор применяет одну или несколько следующих процедур (рисунок 3):
- пересчет документов клиента;
- экспертная проверка;
- инспектирование;
- инвентаризация;
- проверка соблюдения правил учета хозяйственных операций;
- подтверждение;
- наблюдение;
- прослеживание;
- проверка документов;
- составление альтернативного баланса;
- устный опрос;
- сканирование;
- аналитические процедуры.
Все аудиторские процедуры разрабатываются по следующей схеме:
- наименование процедуры;
- цели проведения процедуры;
- перечень документов (источников информации), которые необходимы для выполнения процедуры;
- перечень нормативных документов, нарушения которых могут быть выявлены при проведении процедуры;
- справочная информация (нормы, нормативы), которая должна быть использована при проведении процедуры;
- описание техники выполнения процедуры;
- описание формы представления результатов проведенной процедуры (бухгалтерская проводка, аналитическая таблица и др.)
Рассмотрим каждую процедуру отдельно.
Пересчет документов клиента (арифметическая проверка) - процедура, при которой проверяется точность независимых подсчетов, вычислений и других арифметических действий.
Данный тип проверки выполняется чаще всего выборочно, при этом аудиторы (аудиторские организации) должны следовать стандарту аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».
Если субъект аудита ведет документацию на компьютере, есть возможность проверки расчетов аудитором, используя также ЭВМ.
Следующая процедура - экспертная проверка, позволяющая подтвердить подлинность документов. Проверяется подлинность подписей должностных лиц, отсутствие дописок текста, букв, зачеркивание, соответствие составления документов датам отражения в них операций.
Инспектирование - проверка записей, документов или материальных активов. Макальская М. А., Мельник М. В., Пирожкова Н. А. Основы аудита [текст] - М.: Дело и сервис, 2008 г. 147 стр.
В ходе данной проверки аудитор получает доказательства различной степени надежности (зависит от источника, характера, эффективности средств внутреннего контроля). Результат инспектирования материальных активов - достоверные аудиторские доказательства относительно их существования, при этом необязательно относительно их стоимостной оценки или права собственности на них.
Документальные аудиторские доказательства, полученные в результате инспектирования:
- созданные третьими лицами и находящиеся у них;
- созданные третьими лицами, но находящиеся у аудируемого лица;
- созданные аудируемым лицом и находящиеся у него.
Инвентаризация - проверка хозяйственных средств путем пересчета, обмера, взвешивания и осмотра. Эта процедура позволяет получить точную информацию о наличии и ориентировочных стоимости и состоянии имущества экономического субъекта.
Данные наличия хозяйственных средств заносятся в инвентаризационные описи и сличительные ведомости. С целью установления недостач или излишков сводятся с данными бухгалтерского учета.
Аудитор (аудиторская организация) до начала инвентаризации должна выяснить некоторые вопросы:
- частота инвентаризаций имущества и финансовых обязательств;
- по ранее проводившейся инвентаризации проверить бухгалтерскую документацию;
- ознакомиться с количеством товарно-материальных ценностей;
- выявить дорогостоящие товарно-материальные ценности;
- проанализировать систему внутреннего контроля и систему учета товарно-материальных ценностей.
Аудитор (аудиторская организация) может наблюдать за процессом инвентаризации. При этом он обязан:
- для проверки надежности средств контроля принять участие в контрольных измерениях (пересчет, взвешивание);
- изучить имеются ли устаревшие товарно-материальные ценности;
- выяснить, имеются ли товарные запасы третьих лиц, и учитываются ли они в забалансовых счетах бухгалтерского учета и в складском учете;
- выяснить реальность дебиторской и кредиторской задолженности.
Проверка соблюдения правил учета хозяйственных операций - процедура, позволяющая аудиторам (аудиторским фирмам) контролировать учетные работы, выполняемые бухгалтерией.
Полученная информация при проведении данной процедуры достоверна, если она получена в момент исследования этих операций.
Подтверждение - аудиторская организация получает подтверждение в письменной форме от независимой третьей стороны о реальности счетов дебиторской и кредиторской задолженностей, остатков на счетах.
Запрос на подтверждение готовится от имени руководства в виде документа в адрес независимой стороны с требованием предоставить необходимую информацию аудиторской организации. Также при необходимости аудиторская организация может напрямую связаться с третьей стороной.
Если информация, полученная от третьей стороны, и информация в учетных записях расходятся, нужно сделать дополнительные процедуры для выяснения причины.
Наблюдение - полезная процедура для оценки системы внутреннего контроля.
Изучаются процессы, выполняемые другими лицами (наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществляемым аудиторской фирмой).
Прослеживание - аудитор проверяет некоторые первичные документы, правильное отражение соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Позволяет изучить нетипичные ситуации, отраженные в документах клиента.
Проверка документов - аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Выбирается определенная запись бухгалтерского учета и отслеживается отражение операции до первичного документа, подтверждающего реальность ее (операции) выполнения. Также изучаются результаты данной операции и влияние ее на конечный финансовый результат.
Составление альтернативного баланса - расширенный пересчет документов.
Данная процедура используется для получения доказательств о полноте отражения и реальности в учете готовой продукции (выполненных услуг) путем составления баланса израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ). Это позволяет аудиторам выявить отклонения от нормативного расхода материалов и выхода продукции и убедиться в достоверности исчисления финансового результата.
По результатам деятельности предприятия за квартал, полугодие, год возможно получить сальдовый или оборотный балансы.
Работа трудоемкая, но она позволяет проверить ведение учета в целом.
Следующая процедура - устный опрос руководства и персонала экономического субъекта и независимой (третьей) стороны. Может проводиться на всех этапах аудиторской проверки, дополняет любые другие процедуры. Заранее могут быть приготовлены бланки с перечнем вопросов в целях фиксирования ответов опрашиваемых.
Результаты устного опроса записываются в виде краткого конспекта или протокола, с указанием данных (фамилия, имя, отчество) аудитора, проводившего опрос, и опрашиваемого лица. Все это приобщается к другим рабочим документам аудиторской проверки.
Сканирование применяют по конкретному направлению для изучения нетипичных операций в документации аудируемого лица. Например, сканирование кредитовых записей счетов расходов и подтверждение их данными первичных документов.
Рисунок 3 - Процедуры получения аудиторских доказательств
Аналитические процедуры - это оценка и анализ полученной информации, исследование показателей (экономических и финансовых) аудируемого лица, чтобы выявить искажения, их причины в бухгалтерском учете хозяйственных операций.
Аналитические процедуры выполняются на протяжении всего этапа аудиторской проверки, что повышает ее качество и сокращает трудозатарты. Их можно сочетать с другими процедурами на этапе исследования.
Процесс реализации аналитических процедур:
- определение цели процедуры;
- выбор вида и метода;
- выполнение процедуры;
- анализ результатов.
Типичные виды аналитических процедур (рисунок 4):
-сравнение показателей клиента со среднеотраслевыми данными - аудитор должен учитывать различия возможности специфичности продукции, учетной политике, экономических условиях разных предприятий;
- сравнение фактических показателей с плановыми - применяется клиентом для установления отсутствия факта изменения бухгалтерских показателей отчетного периода в соответствии с плановыми показателями;
- сопоставление изменений нескольких видов коэффициентов - аудитор на их основ делает вывод о жизнеспособности клиента;
- сравнение фактических показателей отчетного периода с показателями предыдущего периода - резкие колебания, связанные с погрешностями финансовой отчетности или изменением экономических условий, должны привлечь аудитора;
- сравнение фактических финансовых показателей с прогнозными, определенными аудитором.
Рисунок 4 - Типичные виды аналитических процедур
Доверие аудитора к результатам проведенных аналитических процедур зависит от:
- существенности анализируемых статей отчетности;
- результатов других процедур, направленных на эти же цели;
- величин отклонений показателей, используемых при выполнении аналитических процедур;
- применение небухгалтерских данных.
Аналитические процедуры позволяют улучшить качество проведенной аудиторской проверки:
- на этапе планирования аудита содействуют пониманию деятельности клиента аудита, более точному определению аудиторского риска;
- на этапе проведения проверки аналитические процедуры используются аудитором для обнаружения и исследования необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности;
- в процессе завершения аудита применяют для окончательной проверки наличия в отчетности искажений или проблем, в результате чего выделяются области, требующие дополнительных аудиторских процедур.
3 Порядок документирования аудиторских доказательств
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение.
Документация - рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.Подольский В. И. Аудит[текст] - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2004 г. 210 стр.
Рабочие документы применяются для:
- планирования и проведения аудита;
- осуществления текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
- фиксирования результатов и выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств.
Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита. Он должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с его выводами по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, известные аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.
Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым.
Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыт работы по этому заданию, он смог исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов.
Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами как:
- характер и сложность деятельности аудируемого лица;
- характер аудиторского задания;
- требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
- необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
- характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
- конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.
Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации. Такая стандартизация документирования облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой ими работы.
Рабочие документы обычно содержат:
- информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
- выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений, протоколов;
- информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
- информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
- доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и любые корректировки этих оценок;
- доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
- анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
- анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
- сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
- доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;
- сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
- подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и (или) дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
- выводы, сделанные аудитором, по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;
- копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения и т. п.
Документы, входящие в состав рабочей документации, должны иметь:
- заголовок с указанием наименования проверяемой организации;
- назначение рабочего документа;
- дату срок выполнение аудиторской проверки;
- ссылку на источник сведений;
- порядковый номер;
- подпись аудитора, дату.
Сведения в рабочей документации строго конфиденциальны и не подлежат разглашению. Рабочие документы - собственность аудитора (аудиторской организации). Однако, часть документов и выдержки из них могут быть предоставлены по усмотрению аудитора аудируемому лицу. Они не могут заменить бухгалтерские записи.
Рабочая документация комплектуется в папки и хранится в архиве не менее пяти лет. При ее гибели назначается служебное расследование с последующим составлением акта.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены аудиторские доказательства, источники их получения, порядок ведения документации.
Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.
Отнести к аудиторским доказательствам можно:
- первичные документы;
- бухгалтерские записи;
- полученная из других источников информация.
Очень важно определить достаточность и надлежащий характер аудиторских доказательств.
Достаточность - это количественная мера аудиторских доказательств.
Надлежащий характер, в свою очередь, качественная оценка, определяющая совпадение доказательств с конкретными утверждениями и их достоверность.
Оценить количественную меру доказательств (достаточность) и качественную меру смысловой нагрузки доказательства к конкретным утверждениям (надлежащий характер) аудитор может с помощью следующих процедур:
- тестирование средств внутреннего контроля;
- проверка по существу.
По источникам доказательства делятся на:
- внутренние - доказательства, включающие в себя информацию, полученную от аудируемого лица в письменной или устной форме;
- внешние аудиторские доказательства - это доказательства, включающие в себя информацию из других источников (третьего стороны), представленную в письменной форме обычно по запросу аудиторской организации;
- смешанные аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от аудируемой стороны в устной или письменной форме, подтвержденную третьей стороной в письменном виде.
По характеру различают:
- устные доказательства, полученные в форме заявлений руководства или при опросах персонала;
- визуальные - результаты наблюдения;
- документальные - информация, которая получена из бумажных, электронных и других носителей.
Источники получения аудиторских доказательств:
- первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
- регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
- результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
-устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
- сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
- результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;
- бухгалтерская отчетность.
Процедуры получения аудиторских доказательств:
- пересчет документов клиента;
- экспертная проверка;
- инспектирование;
- инвентаризация;
- проверка соблюдения правил учета хозяйственных операций;
- подтверждение;
- наблюдение;
- прослеживание;
- проверка документов;
- составление альтернативного баланса;
- устный опрос;
- сканирование;
- аналитические процедуры.
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение.
Документация - рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
Документация должна систематизироваться и оформляться в соответствии с требованиями стандартов. Хранится в течении пяти лет.
Глоссарий
№ п/п |
Понятия |
Содержание |
|
1 |
Аудиторская деятельность, аудит |
предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. |
|
2 |
Аудиторские доказательства |
информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. |
|
3 |
Внутренние аудиторские доказательства |
включают в себя информацию, полученную от аудируемого лица в письменной или устной форме |
|
4 |
Внешние аудиторские доказательства |
доказательства, включающие в себя информацию из других источников (третьего стороны), представленную в письменной форме обычно по запросу аудиторской организации. |
|
5 |
Смешанные аудиторские доказательства |
включают в себя информацию, полученную от аудируемой стороны в устной или письменной форме, подтвержденную третьей стороной в письменном виде. |
|
6 |
Пересчет документов клиента (арифметическая проверка) |
процедура, при которой проверяется точность независимых подсчетов, вычислений и других арифметических действий. |
|
7 |
Экспертная проверка |
процедура, при которой, проверяется подлинность подписей должностных лиц, отсутствие дописок текста, букв, зачеркивание, соответствие составления документов датам отражения в них операций |
|
8 |
Инвентаризация |
проверка хозяйственных средств путем пересчета, обмера, взвешивания и осмотра. |
|
9 |
Подтверждение |
аудиторская организация получает подтверждение в письменной форме от независимой третьей стороны о реальности счетов дебиторской и кредиторской задолженностей, остатков на счетах |
|
10 |
Наблюдение |
Изучаются процессы, выполняемые другими лицами (наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществляемым аудиторской фирмой) |
|
11 |
Прослеживание |
аудитор проверяет некоторые первичные документы, правильное отражение соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете |
|
12 |
Аналитические процедуры |
оценка и анализ полученной информации, исследование показателей (экономических и финансовых) аудируемого лица, чтобы выявить искажения, их причины в бухгалтерском учете хозяйственных операций |
|
13 |
Документация |
||
Список используемой литературы
1.Стандарты аудиторской деятельности [текст]. - М.: Книга сервис, 2004 г.
2. Аудит в России. Законодательство. Стандарты [текст]. - М.: «ИнвестФонд», 2001
3. Андреев В.Д. Внутренний аудит. - М.: Финансы и статистика, 2003 г.
4. Безруких П. С., Кондраков Н. П., Палий В. Ф. Бухгалтерский учет [текст]. - М.: Бухгалтерский учет, 2000 г.
5. Битюкова Т.А., Ерофеева В.А., Пискунов В.А. Аудит [текст]. - М.:Высшее образование, 2008 г.
6. Богомолов А. М., Голощапов Н. А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения [текст]. - М.: Экзамен, 1999 г.
7. Воронина Л.И. Аудиторская деятельность. Основы организации [текст] - М.: Эксмо, 2007 г.
8. Газарян А.В., Соболева Г.В. Практика организации процесса аудита: Практическое пособие [текст]. - М.: Бухгалтерский учет, 2007 г
9. Ендовицкий С.В. Аудит [текст]. - М.: Ин-Фолио, 2008 г
10. Иванова В.А., Кувекина О.А, Шимаханская Т.В. Аудит [текст]. - М.: Экзамен, 2009 г
11. Калистратов Л. М. Аудит [текст]. - М.: Дашков и Ко, 2009 г.
12. Ковалева О. В., Константинов Ю. П. Аудит: Учебное пособие [текст]. - М.: ПРИОР, 2000 г.
13. Кузьмин Г. И., Полисюк Г. Б., Суханова Г. И. удит предприятия: Учебное пособие [текст]. - М.: Экзамен, 2001 г.
14. Лабынцев Н.Т. Аудит: теория и практика: учебное пособие [текст]. - М.: ПРИОР, 2008 г.
15. Макальская А. К. Внутренний аудит: Учебно-практическое пособие [текст]. - М.: Дело и сервис, 2002 г.
16. Макальская М. А., Мельник М. В., Пирожкова Н. А. Основы аудита [текст]. - М.: Дело и сервис, 2009 г.
17. Миргородская Т. В. Аудит [текст] - М.: Кнорус, 2007 г.
18. Подольский В.И Аудит: Учебник [текст] - М.: Аудит, Юнити, 2001 г.
19. Сотникова Л. В. Внутренний контроль и аудит [текст] - М.: Финстатинформ, 2000 г.
20. Терехов А.А. Аудит [текст]. - М.: Финансы и статистика, 2002 г.
21. Терехов А.А. Терехов М.А. Контроль и аудит [текст]. - М.: Финансы и статистика, 2000 г.
22. Хаханова Н.Н. Аудит: Учебное пособие [текст]. - М.: Эксмо, 2007 г.
23. Черных М.Н., Юдина Г.А. Основы аудита [текст]. - М.: Кнорус, 2009 г.
Список сокращений
г. - год
др. - другое
МСА - Международные стандарты аудита
ПСАД - Правила (стандарты) аудиторской деятельности
РФ - Российская Федерация
стр. - страница
ФЗ - федеральный закон
ЭВМ - электронно-вычислительная машина
Приложение 1
Выдержки из федеральных правил (стандартов)
Аудиторской деятельности
(Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 696)
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 5.
АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств.
2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) должны получить достаточные надлежащие доказательства с целью формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора.
3. Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.
4. Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
5. При получении аудиторских доказательств с использованием аудиторских процедур по существу аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств наряду с доказательствами, полученными в результате тестов средств внутреннего контроля, с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.
6. Надежность аудиторских доказательств зависит от их источника (внутреннего или внешнего), а также от формы их предоставления (визуальной, документальной или устной). При оценке надежности аудиторских доказательств, зависящей от конкретной ситуации, исходят из следующего:
- аудиторские доказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц), более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников;
- аудиторские доказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, если существующие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются эффективными;
- аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудитором, более надежны, чем доказательства, полученные от аудируемого лица;
- аудиторские доказательства в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме.
7. Аудитор должен сопоставлять расходы, связанные с получением аудиторских доказательств, и полезность получаемой при этом информации. Однако сложность работы и расходы не являются достаточным основанием для отказа от выполнения необходимой процедуры.
8. Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) и аналитические процедуры. Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного на получение аудиторских доказательств.
Приложение 2
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 года N 696
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
(с изменениями на 19 ноября 2008 года)
Правило (стандарт) N 2. Документирование аудита
Введение
1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
3. Под термином "документация" понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
5. Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.
6. Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.
7. Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.
8. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т. п.). Такая стандартизация документирования облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать ре зультаты выполняемой ими работы.
9. Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Договор международных перевозок |
Курсовая работа | Правовое регулирование трудового договора |
Курсовая работа | Нравственное воспитание младших школьников |
Курсовая работа | Учет и анализ наличных и безналичных денежных потоков |
Курсовая работа | Семья как основа развития личности |
Курсовая работа | Сертификация по стандартам системы менеджмента качества |
Курсовая работа | Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ |
Курсовая работа | Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона |
Курсовая работа | Бюджетирование на предприятии |
Курсовая работа | Этика и морально-нравственные основы гражданской службы |
Курсовая работа | Инвестиционная деятельность коммерческих банков |
Курсовая работа | Туберкулез |
Курсовая работа | Учет материально-производственных запасов |
Курсовая работа | Доказывание в гражданском процессе |
Курсовая работа | Стимулирование труда персонала |