3
3
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
2004 в % к2002 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Среднесписочная численность работников, чел. |
6,0 |
8,0 |
9,0 |
150,0 |
|
Фонд заработной платы |
10,0 |
15,0 |
19,0 |
190,0 |
|
Выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) без НДС |
2669,0 |
8496,0 |
13120,0 |
4,9 раза |
|
Выручка, приходящаяся на 1 работника |
444,8 |
1062 |
1457,7 |
3,3 раза |
|
Среднемесячная оплата труда 1 работника |
1,6 |
1,9 |
2,1 |
131,3 |
|
Элементызатрат |
2002 |
2003 |
2004 |
2004в % к 2002 |
||||
Сумма |
уд.вес., % |
Сумма |
уд.вес., % |
Сумма |
уд.вес., % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Материальные затраты |
2026,5 |
99,3 |
7714,7 |
99,7 |
10345,2 |
99,6 |
5,1 раза |
|
Затраты на оплату труда |
10,0 |
0,5 |
15,0 |
0,2 |
19,0 |
0,2 |
190,0 |
|
Отчисления на социальные нужды |
3,5 |
0,2 |
5,3 |
0,1 |
6,8 |
0,1 |
194,3 |
|
Амортизация основных средств |
- |
- |
1,0 |
- |
15,0 |
0,1 |
- |
|
Всего затрат |
2040,0 |
100,0 |
7736,0 |
100,0 |
10386,0 |
100,0 |
5,1 раза |
|
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
2004 в % к 2002 |
||||
Сумма |
уд.вес., % |
Сумма |
уд.вес., % |
Сумма |
уд.вес., % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Кредиторская задолженность - всего |
365,0 |
100,0 |
1318,0 |
100,0 |
1460,0 |
100,0 |
4,0 раза |
|
в т.ч.- поставщикам |
312,0 |
85,5 |
656,0 |
49,8 |
1410,0 |
96,6 |
4,5 раза |
|
- перед внебюджетными фондами |
8,0 |
2,2 |
3,0 |
0,2 |
- |
- |
- |
|
- перед бюджетом |
17,0 |
4,7 |
2,0 |
0,2 |
50,0 |
3,4 |
2,9 раза |
|
- прочим кредиторам |
28,0 |
7,6 |
657,0 |
49,8 |
- |
- |
- |
|
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
2004 в % к2002 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Выручка от продажи товаров, работ, услуг без НДС |
2669,0 |
8496,0 |
13120,0 |
4,9 раза |
|
Себестоимость проданной продукции товаров, работ, услуг |
2040,0 |
7736,0 |
10386,0 |
5,1раза |
|
Коммерческие расходы |
209,0 |
- |
- |
- |
|
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
|
Прибыль (+), убыток (-) от продаж |
420,0 |
760,0 |
2734,0 |
6,5 раза |
|
Операционные доходы |
- |
- |
267,0 |
- |
|
Операционные расходы |
- |
- |
405,0 |
- |
|
Внереализационные доходы |
- |
- |
- |
- |
|
Внереализационные расходы |
35,0 |
- |
- |
- |
|
Прибыль (+), убыток (-) до налогообложения |
385,0 |
760,0 |
2596,0 |
6,7 раза |
|
Налог на прибыль и иные аналогичные платежи |
76,0 |
43,0 |
50,0 |
65,8 |
|
Прибыль (+), убыток (-) от обычной деятельности |
309,0 |
717,0 |
2546,0 |
8,2 раза |
|
Чистая прибыль (+) (нераспределенная прибыль), убыток (-) (непокрытый убыток) отчетного периода |
309,0 |
717,0 |
2546,0 |
8,2 раза |
|
Собирая аудиторские доказательства, аудитор может применить одну или несколько процедур вне зависимости от того, проверяется одна или группа хозяйственных операций. Ниже приведены наиболее распространенные способы получения аудиторских доказательств, которые аудиторские организации могут применять на конкретных участках аудита.
1. Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) - пересчет заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов.
Пересчет, как правило, осуществляется выборочно. При проведении аудиторской выборки аудиторские организации обязаны следовать установленным Правилом (Стандартом) аудиторской деятельности "Аудиторская выборка" требованиям.
Если экономический субъект ведет бухгалтерский учет с применением компьютерных средств, аудиторская организация может осуществлять проверку расчетов, применяя ЭВМ.
2. Инвентаризация - прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и получить ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежит имущество клиента и его финансовые обязательства.
В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской организации правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля. Если аудиторская организация оценит надежность системы внутреннего контроля в целом или надежность отдельных средств контроля как высокую, она вправе разумным образом снизить количество элементов учета, проверяемых в ходе аудиторской выборки.
До начала проведения инвентаризации экономическим субъектом аудиторская организация обязана:
а) выяснить, как часто проводилась инвентаризация имущества и финансовых обязательств;
б) проверить бухгалтерскую документацию по ранее проводившимся экономическим субъектом инвентаризациям;
в) ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей;
г) выявить дорогостоящие товарно-материальные ценности;
д) проанализировать систему учета товарно-материальных ценностей и систему контроля экономического субъекта, выявить слабые и сильные стороны таких систем.
В случае наблюдения за проведением инвентаризации экономическим субъектом аудиторской организации следует:
а) принять участие в проведении контрольных измерений (взвешивание, пересчет) с целью проверки надежности средств контроля;
б) изучить, имеются ли устаревшие, неиспользуемые или мало используемые товарно-материальные ценности;
в) проверить, хранятся ли отдельно запасы, принадлежащие третьим лицам, и учитываются ли они отдельно в складском учете и в бухгалтерии на забалансовых счетах;
г) изучить реальность дебиторской и кредиторской задолженности.
Для повышения точности получаемых данных аудиторской организации рекомендуется провести проверки в двух направлениях:
а) сверить учетные данные с фактическим наличием товарно-материальных ценностей;
б) сверить фактические запасы товарно-материальных ценностей с данными учетных записей.
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций
Этот метод позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией.
Полученная информация считается достоверной только в том случае, если она получена непосредственно в момент исследования этих операций.
3. Подтверждение - для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.
Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде документа от имени руководства экономического субъекта в адрес независимой (третьей) стороны. В них должно содержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации.
При необходимости аудиторская организация может самостоятельно установить непосредственный контакт с независимой (третьей) стороной, которой был направлен запрос на подтверждение.
В случае, если аудиторская организация получила от независимой (третьей) стороны информацию, которая расходится с учетными данными экономического субъекта, она должна применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения.
Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны
Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны может проводиться на всех этапах аудиторской проверки.
Результаты устных опросов должны записываться в виде протокола или краткого конспекта, в котором обязательно должны быть указаны фамилия того аудитора, который проводил опрос, а также фамилия, имя, отчество лица, которое было опрошено.
Для проведения типовых опросов аудиторская организация может готовить бланки с перечнями вопросов. В этих бланках могут отмечаться ответы опрошенных лиц.
Письменная информация по итогам устных опросов должна приобщаться аудиторской организацией к другим рабочим документам аудиторской проверки.
4. Проверка документов - документальная информация может быть внутренней, внешней, либо внутренней и внешней одновременно. Документы, подготовленные и обработанные внутри экономического субъекта, являются внутренними. Степень доверия аудиторской организации зависит от надежности средств внутреннего контроля за подготовкой и обработкой таких документов. Более убедительными, чем внутренние, являются внешние документы - документы, подготовленные и отправленные экономическому субъекту третьими лицами.
Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.
5. Прослеживание - процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно или неправильно отражены в бухгалтерском учете.
Прослеживание позволяет изучить нетипичные статьи и события, отраженные в документах клиента.
При определении категории операций, в отношении которых следует применить процедуру прослеживания, аудитору рекомендуется изучить кредитовые обороты по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
При проведении прослеживания следует выполнять требования Правила (Стандарта) аудиторской деятельности "Аудиторская выборка".
6. Аналитические процедуры - подразумеваются анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений.
Типичными видами аналитических процедур являются:
а) сопоставление остатков по счетам за различные периоды;
б) сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями;
в) оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;
г) сопоставление финансовых показателей деятельности экономического субъекта со средними показателями соответствующей отрасли экономики;
д) сопоставление финансовой информации и нефинансовой (сведений о деятельности экономического субъекта, не отражаемой напрямую в системе его бухгалтерского учета).
Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор обязан грамотно спланировать, какие аналитические процедуры, в каком количестве и объеме необходимо выполнить для сбора нужных данных.
7. Подготовка альтернативного баланса - для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) аудиторская организация может составить баланс из расходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг).
Баланс сырья, материалов и выхода продукции позволяет аудиторской организации выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг) и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.
4.1 Документальные способы
Полнота аудиторского контроля для объективной оценки до-стоверности данных бухгалтерского учета и отчетности достига-ется путем проведения документальных проверок. Поэтому ауди-торы с целью установления сущности, законности, целесооб-разности и оценки достоверности совершаемых хозяйственных операций могут использовать различные методические приемы проверки документов и регистров бухгалтерского учета.
Среди них следует выделить: проверку документов (формаль-ную проверку и проверку по существу), арифметическую, или счетную, проверку документов, сопоставление (сверку) доку-ментов, письменный запрос и экономический анализ.
Проверка документов означает, что документ изучается в пер-вую очередь с формальной стороны, чтобы установить: состав-лен ли он по утвержденной форме, имеет ли все необходимые подписи должностных лиц, заполнены ли другие обязатель-ные реквизиты (наименование документа, дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители операции в натуральном и денежном выражении), нет ли в нем подчи-сток и неоговоренных исправлений, имеются ли надлежаще оформленные приложения, на которые дана ссылка в доку-менте, и др.
Подлинность документов устанавливается путем проверки реальности имеющихся в них подписей должностных лиц и со-ответствия составления документов датам отражения в них опе-раций.
При чтении документов, после установления их подлинно-сти, проверяют документы по существу, то есть с точки зре-ния достоверности, законности и экономической целесообраз-ности отраженных в них хозяйственных операций.
Достоверность операций, зафиксированных в документах, проверяется изучением этих и взаимосвязанных с ними докумен-тов, опросом соответствующих должностных лиц, непосредствен-ным осмотром объектов и т.д. Законность отраженных в докумен-тах операций устанавливается путем проверки их соответствия действующему законодательству. Достоверность и ценность ин-формации, полученной в ходе такой проверки, во многом зави-сит от качества системы внутреннего контроля клиента. Арифме-тическая (счетная) проверка сводится к проверке правильности подсчетов в документах приведенных наценок (скидок, накидок), выделения сумм налогов и т.д.
Арифметическая (счетная) проверка дополняется аналитичес-кой проверкой регистров бухгалтерского учета, балансов и от-четности.
Изучаются соответствие показателей отчетности данным ана-литического и синтетического учета, согласованность показа-телей в отдельных формах бухгалтерской отчетности и баланса, в учетных регистрах и первичных документах.
Арифметической проверке подвергаются также данные спра-вок и расчетов бухгалтерии, составление которых связано с исправлением ошибок, расчетами по распределению фонда оплаты труда, начислению амортизации по основным сред-ствам, распределению косвенных расходов, калькулированию себестоимости продукции и т.д.
В зависимости от плана проверки, оценки системы внутрен-него контроля и аудиторского риска она может быть выбороч-ной или сплошной. Если клиент использует программное обес-печение бухгалтерского учета, то проверка расчетов должна соответствовать специальному стандарту.
Сопоставление документов заключается в том, что достовер-ность и правильность отраженных в документах хозяйственных операций проверяется путем сопоставления данных разных до-кументов, относящихся к одним и тем же или различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям. Оно может про-изводиться по документам, находящимся в бухгалтерии орга-низации или организаций, с которыми проверяемый эконо-мический субъект вступил в хозяйственную связь.
Встречной проверкой документальных данных или сопос-тавлением документов вскрываются случаи хищения, которые скрываются путем исправления данных в отдельных докумен-тах, составления новых, подложных документов и замены ими настоящих, подлинных документов, неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций или не отражения их в бухгалтерском учете.
Необходимо в указанных случаях применять сопоставле-ние плановых и учетных, учетных и нормативных, внутрен-них и внешних, разовых и накопительных, первичных и сводных документов, что обеспечивает наиболее глубокое изучения объекта контроля.
Письменный запрос представляет собой получение необходи-мых сведений по проверяемому вопросу от соответствующих организаций и отдельных лиц в письменном виде путем запроса. Данный методический прием широко используется для по-лучения исчерпывающих аудиторских документов от соот-ветствующих специалистов и должностных лиц организации в ходе проведения аудиторской проверки. По всем фактам нару-шений, хищений, растрат, недостач, излишков ресурсов орга-низации, а также выявленным существенным ошибкам в бух-галтерском учете имущества, обязательств и хозяйственных операций соответствующие ответственные лица обязаны по запросу аудитора давать не только устные, но и письменные объяснения. Лишь при наличии таких письменных доказательств можно точно установить причины и объективно оценить об-стоятельства тех или иных нарушений и недостатков в хозяй-ственно-финансовой деятельности организации, а также сте-пень их влияния на достоверность показателей финансовой от-четности. Письменные представления клиента должны быть составлены на бланках и заверены подписями руководителей организации.
Аудиторы, при проверке достоверности отдельных статей отчетности, остатков по счетам и реальности хозяйственных операций, могут получать письменные подтверждения от тре-тьих лиц. Письменное подтверждение должна получать ауди-торская фирма, а не клиент, хотя с просьбой о таком под-тверждении к третьей стороне должен по согласованию с ауди-тором обращаться клиент.
Экономический анализ -- один из наиболее широко применя-емых методов в аудиторской деятельности. При помощи при-емов экономического анализа аудиторы устанавливают финан-совое и рейтинговое состояние, а также платежеспособность организации, выявляют влияние различных факториальных признаков на результативные показатели производства, реали-зации продукции (работ, услуг) и т.д., определяют резервы повышения экономической эффективности и направления раз-вития деятельности организации, стратегию и тактику уп-равления ее финансовыми ресурсами и финансовыми отно-шениями.
Анализ и оценка полученной аудитором информации, иссле-дование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления различных факторов и показателей, а также исследования причин их возникновения достигаются путем ис-пользования в аудиторской деятельности различных аналитичес-ких процедур: сопоставления остатков по счетам за различные учетные периоды; сопоставления показателей учета финансовой отчетности с плановыми показателями; оценки соотношений между различными статьями отчетности и сопоставления их с данными предыдущих периодов; сопоставления финансовых по-казателей деятельности организации со среднеотраслевыми; со-поставления финансовой и нефинансовой информации и др. Здесь необходимо руководствоваться требованиями российско-го правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аналитичес-кие процедуры».
Полезной процедурой проверки может стать также абстрак-тно-логический метод исследования отдельных операций кли-ента. Логический анализ может быть использован, если, на-пример, нормативная база не дает ответа на вопрос о законно-сти проведения какой-либо операции, то есть с точки зрения буквы закона, -- тогда аудитор должен обдумать целесообраз-ность данной операции с точки зрения здравого смысла. Однако логическому анализу в данном случае должен предшествовать нормативный и научный анализ.
Кроме вышеперечисленных методов и приемов в аудиторс-кой практике могут быть использованы другие способы получе-ния аудиторских доказательств. К ним относятся: пересчет (про-верка арифметических расчетов клиента); проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственный операций; прослежива-ние; сканирование; подготовка альтернативного баланса.
Пересчет заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполне-нии независимых подсчетов. Пересчет, как правило, осуществ-ляется выборочно в соответствии с требованиями российского аудиторского правила (стандарта) «Аудиторская выборка».
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций означает контроль за учетными работами, выполняе-мыми бухгалтерией. Информация считается достоверной только в том случае, если она получена непосредственно в момент ис-следования операций.
Прослеживание (трассирование) представляет собой про-цедуру, в ходе которой аудитор проверяет некоторые пер-вичные документы, проверяет отражение данных первич-ных документов в регистрах синтетического и аналитического
учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные опе-рации правильно или неправильно отражены в бухгалтера-ком учете.
Сканирование означает изучение нетипичных операций, от-раженных в документации клиента. Сканирование в аудиторс-кой практике применяется по конкретному направлению -- на-пример, сканировать кредитовые записи счетов расходов и под-твердить их данными первичных документов. Цель сканирова-ния -- найти что-либо нетипичное.
Подготовка альтернативного баланса используется для полу-чения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции (работ, услуг) путем составления баланса израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (работ, услуг). Это позволяет аудиторской организации выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продук-ции (работ, услуг) и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.
В процессе аудиторской проверки для получения аудитор-ских свидетельств и доказательств аудиторского заключения целесообразно осуществлять процедуры с использованием независимых тестов и тестов на соответствие. Эти тесты могут быть разработаны заранее или установлены в стандартной форме.
Независимые тесты предназначены для проверки операций и остатков на счетах, а также для осуществления других проце-дур с целью получения сведений о полноте, правильности и законности операций, содержащихся в бухгалтерских записях и финансовой отчетности.
Тесты на соответствие применяются для проведения про-верки с целью выявления соответствия процедур внутреннего контроля установленным нормам.
Абсолютно все аудиторские тесты классифицируются в со-ответствии с процедурой их осуществления.
Ротационные тесты представляют собой процедуры, в со-ответствии с которыми объекты, подлежащие аудиторской про-верке, выбираются аудитором поочередно, на принципах рота-ции. Выборка, как правило, осуществляется произвольно.
Глубинные тесты представляют собой определенную выбор-ку операций, проверяемых на всех стадиях соответствующего учетного цикла.
Тесты слабых мест (по «болевым» местам) предназначены для проверки конкретного аспекта внутреннего контроля, где предполагаются ошибки. При установлении несостоятельности внутреннего контроля базу проверки следует расширить.
Направленные тесты применяются с целью последователь-ного контроля за осуществлением операции.
Сквозные тесты -- это ограниченная форма глубинного те-ста, используемая, например, для характеристики системы учета.
Большое значение для получения аудиторских свидетельств имеет выборочный метод исследования (обследования). Оно может быть статистическим, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой их части, отобран-ной случайно. При этом для определения размеров выборки, оценки выборочного обследования и размеров возможного риска используются теория вероятности и методы математической статистики. Здесь могут быть использованы также экономико-математические методы исследования.
Практикуется также оценочное обследование, то есть не-статистический метод выборочной проверки. Здесь выборка может быть как случайной, так и неслучайной (систематичес-кий отбор, комбинированный отбор), но при этом дальней-шая обработка выборки с применением теории вероятности не производится.
Различают два вида выборочных проверок: выборочные про-верки для тестирования процедур внутреннего контроля и выбо-рочные проверки оборотов и сальдо-счетов.
Проверки первого вида по своей сути относятся к проверкам по качественным признакам, а проверки второго вида -- к про-веркам по количественным, стоимостным признакам. Общим для обоих видов проверок является наличие генеральной совокупно-сти, представляющей собой набор всех элементов проверяемого счета, из которых в определенном порядке осуществляется вы-борка. Генеральная совокупность и выборка из нее должны соот-ветствовать конкретным (контрольным) направлениям провер-ки. Важное значение имеет также определение необходимого и достаточного количества элементов выборки. Аудиторское выбо-рочное обследование необходимо проводить последовательно: планирование выборки, отбор объектов для тестирования, про-верка объектов, оценка результатов тестирования.
Результаты выборочного обследования отражаются в специ-альных таблицах (регистрах), где указываются: цель аудита; способы определения генеральной совокупности и единицы вы-борки, размеры выборки, выявления ошибок, использованный метод отбора объектов для обследования; характеристики отобранных объектов, проведенные тесты, заключение по резуль-татам выборки и дальнейшие действия (по мере необходимости). Выборку данных из проверяемой совокупности и оценку резуль-татов полученной информации необходимо осуществлять в со-ответствии с требованиями российского правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».
Для получения аудиторских свидетельств большое значение имеет методика проведения аудита с использованием компью-теров. Относительно недавно в практику компьютерного аудита вошли два новых понятия: «аудиторская проверка без использо-вания компьютерной техники» и «аудиторская проверка с ис-пользованием компьютера». Аудиторский подход в соответствии с первым понятием базируется на визуально воспринимаемом фактическом материале, таком как исходные данные, распе-чатки отчетов об ошибках, сведения по этапам контроля и под-робные распечатки выходных данных. Второе понятие связано с аудиторской проверкой простых компьютерных систем, при которой используют аппаратные и программные средства про-веряемой организации. При этом необходимо иметь компьютер-ные программы, используемые для проверки содержания фай-лов клиента; контрольные данные, применяемые аудитором с целью проверки функционирования компьютерных программ клиента. Процедуры сбора информационного материала вклю-чают: наблюдение за проводимым клиентом контролем; про-верку его документальных свидетельств; повторный контроль; проверку отдельных частей программы; проверку общего конт-роля.
Особенно эффективно использование компьютеров и про-граммного обеспечения аудита при выборочном обследовании и аналитической проверке.
Эффективным приемом для получения аудиторских свиде-тельств является использование ПК с пакетами прикладных программ. Особую роль среди этих программ играют табличные процессоры, в основе которых лежит электронная модель обыч-ной таблицы, разделенной на столбцы (колонки), строки и клет-ки. Применение электронных таблиц создает возможность со-ставления программ проверок. Для этого аудитору следует выбрать нужные клетки таблицы, определить необходимые дан-ные, ввести их, провести редактирование, форматирование и другие действия, которые должны быть выполнены для получе-ния выходной информации. В модели табличные данные могут быть представлены числами и текстами, формулами, функция-ми и другими операциями с данными.
Табличный процессор не только позволяет быстро пересчи-тывать данные таблицы, выполняя довольно сложные расчеты, но и дает возможность аудитору анализировать проблемы и де-лать соответствующие выводы.
В настоящее время многие аудиторы используют при прове-дении контроля экспертные системы. Экспертные системы представляют собой компьютерные программы, в которых ис-пользованы уникальные методы программирования с целью представления информации пользователю. Они применяются при планировании аудита, проведении проверок и подготовке заключений финансовых отчетов.
Экспертные системы оказывают воздействие при изучении системы внутреннего контроля, сборе фактических данных о системе контроля, деталях хозяйственных операций, остатках средств на счетах, помогают оценить риск аудита, уточнить его данные, с их помощью осуществляется экономический анализ. Системы подтверждают аудитору, что все его требования были удовлетворены.
Экспертная система решает следующие задачи: интерпрета-ция, оценка ситуации, прогнозирование, выдача инструкции, контроль и наблюдение, планирование.
Основными компонентами экспертной системы являются информационная база и механизм выдачи рекомендаций пользо-вателю. Информационная база содержит правила и информа-цию, используемую при решении проблем и оказании помощи пользователям ЭВМ в достижении поставленных целей. Другим компонентом системы является механизм выдачи рекоменда-ций пользователю, представляющий собой компьютерную про-грамму, выдающую советы пользователю.
В экспертных системах используются интерфейс пользова-теля и механизм объяснений. Интерфейс пользователя обеспе-чивает сопровождение между механизмом компьютерных про-грамм и системой пользователя. Механизм выдачи рекоменда-ции пользователю применяет интерфейс пользователя для доступа к базе данных, поиска заключений в соответствии с механизмом объяснений, который, в свою очередь, помогает пользователю понять причины задаваемых вопросов и опреде-ленных выводов.
При использовании экспертных систем стратегия поиска зак-лючается в описании требуемого решения, а также целей и набора возможных мер, ведущих от начальных условий к конечной цели. Поиск осуществляется через набор определенных решений, удовлетворяющих поставленной цели.
Экспертные системы облегчают труд аудитора на стадиях планирования, оценки аудиторского риска, определения на-бора статистических данных для проведения аудита, осуществ-ления аналитических процедур. Они используются для оценки структуры расходов с помощью тестов контроля, оценки рис-ка, проверки сведений о производственных операциях и рас-четных балансах, для оказания помощи аудитору в определе-нии производственного потенциала организации путем пост-роения модели документооборота и контроля за осущест-вляемыми процедурами.
Экспертные системы сокращают затраты труда аудитора по проверке данных на стадии оценки дебиторской задолженнос-ти, анализа обоснованности краткосрочных и долгосрочных обязательств. На заключительной стадии проверки экспертные системы помогают определить оценку, которая должна быть дана в заключении аудитора.
Они могут быть использованы для финансового прогнози-рования, определения стратегии и тактики управления фи-нансами, надежности и точности обработки информации в компьютерных системах, выявления финансовых нарушений в сделках.
За последние годы в аудиторской деятельности широкое ис-пользование получают микрокомпьютеры -- например, для под-готовки пробных балансов, отправки входных сообщений о кор-ректировке данных, группировки учетных записей по раз-делам финансового отчета в электронных таблицах, составления сравнительных таблиц финансовых отчетов за ряд лет и расчета относительных показателей для анализа, а также составления проектов финансовых отчетов. Многие крупные аудиторские фирмы применяют микрокомпьютеры для оценки риска неэф-фективности контроля, выполнения сложных аналитичес-ких функций, получения доступа к базе данных в случае не-стандартных проблем аудита и бухгалтерского учета и, кроме того, для программной поддержки процесса принятия решений в ходе комплексной оценки.
В ближайшее время можно ожидать появления мощных высоко-интегрированных аудиторских систем на базе микрокомпьютеров, которые позволят в будущем проводить и документировать ауди-торские проверки -- начиная со стадии подготовки письма с обя-зательствами и кончая аудиторским заключением с сопровожда-ющей его финансовой отчетностью. Однако внедрение и исполь-зование любых аудиторских систем в практике проведения аудита зависят от состояния информационной базы бухгалтерского уче-та. Поэтому требуется дальнейшее совершенствование бухгалтер-ского учета как информационной базы аудита. Использование аудиторских систем зависит также от условий систем компьютер-ной обработки данных (КОД), функционирующих у проверяе-мого экономического субъекта.
Компьютерная обработка данных экономического субъекта оказывает воздействие на следующие основные аспекты ауди-та: планирование и проведение аудита; оценку рисков, свя-занных с проведением аудита; сбор фактических данных и оценку состояния систем бухгалтерского учета и внутренне-го контроля.
Поэтому уровень подготовки аудитора должен быть доста-точно высоким для достижения основных целей проверки, ко-торую он может проводить вместе со специалистом (экспер-том) в области компьютерного аудита (или информационных технологий) в условиях компьютерной обработки данных про-веряемого экономического субъекта. Здесь следует пользовать-ся требованиями российского правила (стандарта) аудиторс-кой деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных».
Так, компьютерная обработка данных экономического субъекта имеет место в случаях, когда с помощью компьютер-ной технологии осуществляется обработка значительных объе-мов учетной информации независимо от следующих факторов:
компьютер используется экономическим субъектом самостоятельно или по договору с третьей стороной;
компьютер используется экономическим субъектом для
обработки экономической информации во всех аспектах
хозяйственной деятельности и ее учета или только для
автоматизации обработки информации по отдельным видам фактов хозяйственной жизни, отдельным участкам учета.
Экономический субъект обязан предоставить аудиторской организации необходимый доступ к системе КОД. При назначе-нии эксперта он должен оказать помощь аудитору при проведе-нии проверки: оценке надежности системы КОД в целом; оценке законности приобретения и лицензионной чистоты бухгалтерского программного обеспечения; проверке алгорит-мов расчетов; формировании на компьютере необходимых ауди-тору регистров бухгалтерского учета и отчетности.
Аудитор должен изучить и оформить в виде рабочего доку-мента все существенные вопросы организации учетных данных в системе КОД экономического субъекта.
Организация данных бухгалтерского учета у клиента в среде КОД оказывает влияние на профессиональный риск аудитора. Поэтому необходимо учитывать факторы, влияющие на про-фессиональный риск и оценить надежность системы внутрихо-зяйственного контроля.
Основные аспекты и характер выполнения аудиторских про-цедур с использованием КОД должны быть отражены в доку-ментах по планированию аудита.
В условиях КОД аудит может проводиться с использованием машинно-ориентированных и ручных процедур. Машинно-ори-ентированные процедуры должны включать: программные сред-ства, используемые аудиторами для проверки содержания ком-пьютерных файлов экономического субъекта; контрольные при-меры, используемые аудитором для тестирования алгоритмов КОД.
Аудитор может проводить машинно-ориентированные про-цедуры в отношении компьютерных файлов, полученных от третьего лица, осуществляющего по договору КОД экономи-ческого субъекта.
Таким образом, использование в практике проведения аудита различных методических приемов и технических способов или процедур зависит в основном от действующих организацион-ных, методологических и технических аспектов бухгалтерского учета в проверяемом экономическом субъекте. В отдельных слу-чаях при проведении аудита могут быть использованы: статис-тико-экономический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый и экономико-математический методы ис-следования.
4.2 Фактические методы
В зависимости от поставленной цели аудита, полноты охвата им проверяемых объектов и необходимости получения разнооб-разной, доказательной информации о хозяйственно-финансо-вой деятельности проверяемого субъекта аудиторы при прове-дении проверок могут использовать различные методические приемы и технические способы аудирования. Так, например, при выполнении процедур контроля аудиторы могут пользоваться приемами фактического контроля, к которым относятся инвен-таризация, лабораторный анализ, экспертная оценка, конт-рольные проверки и устный опрос.
Инвентаризация означает непосредственную проверку объек-тов органолептическим путем. Сущность этого приема состоит в том, что наличие тех или иных объектов контроля устанавлива-ется с помощью их визуального изучения путем осмотра, обме-ра, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные на-личия хозяйственных средств фиксируются в инвентаризацион-ных описях и в сличительных ведомостях, сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления недостач или из-лишков средств. При помощи инвентаризации устанавливают также состояние и правильность оценки имущества и обяза-тельств экономического субъекта.
Аудитор может наблюдать или участвовать в инвентаризации различных активов клиента, в результате которой получает ценные и достоверные доказательства о реальности и точности активных статей баланса
и фактов совершения хозяйственных
операций.
Участие в инвентаризации или наблюдение за ее проведе-нием помогут правильно оценить организацию бухгалтерско-го учета и системы внутрихозяйственного контроля в орга-низации. Порядок проведения инвентаризации регламенти-руется Методическими указаниями по инвентаризации имуще-ства и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г., № 49.
Лабораторный анализ представляет собой выявление необ-ходимых показателей качества тех или иных объектов контроля путем соответствующего (физического, химического или био-логического) анализа в лабораторных условиях. Например, ла-бораторным анализом проверяются влажность зерна, жирность молока, качество заготовленных и используемых кормов и т.д. Данный прием может быть использован также при проведении судебно-бухгалтерских экспертиз с целью установления под-линности документов.
Экспертная оценка применяется для получения квалифици-рованного заключения по какому-либо вопросу -- например, для выявления профессионального уровня и ценности выпол-няемых работ путем их фактической экспертизы соответствую-щими высококвалифицированными аудиторами (специалиста-ми). Экспертизе могут подвергаться выполненные (разработан-ные) отдельными лицами или организациями различные проекты, схемы, бизнес-планы, изделия, строительные, ремон-тные и другие работы, а также бухгалтерские документы, дого-воры, документы внутренней регламентации.
Устный опрос означает фактическую проверку объектов кон-троля путем опроса соответствующих лиц, располагающих теми или иными сведениями об этих объектах. Устный опрос в ауди-торских проверках используется путем проведения устного те-стирования персонала, руководства организации и независи-мой (третьей) стороны по принципу «вопрос -- ответ -- ре-зультат». Как правило, эта процедура используется на начальной стадии аудита, когда аудитор, аудиторская организация (фир-ма) знакомится с проверяемым субъектом и планирует про-верку. Для проведения устного опроса могут быть предвари-тельно подготовлены вопросники по различным проблемам (на-пример, по оценке учета движения материалов, учета движения и амортизации стоимости основных средств и т.п.), в которых аудиторы могут отмечать ответы опрошенных лиц. Проведение устных опросов рекомендуется также на других этапах аудитор-ской проверки.
В ходе аудиторско-ревизионных процедур широко использу-ют обследование, контрольный обмер, контрольные дойки (сбор яиц, стрижка овец), контрольную уборку урожая, контрольный запуск сырья и основных материалов в производство, наблю-дение за выполнением отдельных хозяйственных и бухгалтерс-кий операций.
Обследование объектов контроля обычно проводится в на-чале аудита, в результате чего можно выявить недостатки в организационно-производственной деятельности и по обеспе-чению сохранности имущества непосредственно на производ-ственных участках. При необходимости обследование может включать: наблюдение за процессами выполнения работ, фотохранометраж, анкетирование работников отдельных рабочих мест и участков организации.
Контрольный обмер чаще всего применяется для определе-ния массы грубых и сочных кормов (в буртах, стогах, скирдах, траншеях, башнях), объема выполненных работ с целью про-верки обоснованности предъявленных к оплате документов по строительным, ремонтным и другим работам. В ходе проверки устанавливается и качество выполнения работ.
Контрольные дойки (сбор яиц, стрижка овец) используются для проверки полноты оприходования продукции собственно-го производства и для наблюдения за полнотой скармливания и соблюдения рациона кормления. Чаще применяются во внут-рихозяйственном аудите (контроле), но эффективны и в ходе проведения внешних проверок.
Контрольная уборка урожая применяется во многих органи-зациях при проведении внутрихозяйственного аудита (контро-ля) для установления реальной урожайности данной сельско-хозяйственной культуры, а также для определения количества пастбищных кормов, скормленных на корню. При помощи кон-трольной уборки урожая могут быть определены причины низ-кого качества уборки, а также установлены факты хищения готовой продукции.
Контрольный запуск сырья и основных материалов в производ-ство используется для проверки правильности применения норм удельного расхода сырья и материалов на производство опре-деленного вида продукции (в промышленных производствах,
цехах по переработке кормов, овощей, фруктов, столовых и др.). Это дает возможность проверить также фактический выход го-товой продукции при соблюдении технологических норм использования сырья, материалов и других компонентов.
Полезны также наблюдения за выполнением отдельных хозяйственных и бухгалтерских операций. Эта процедура важна, прежде всего, для оценки организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.
Заключение
2. Методика получения аудиторских доказательств, в которой были характеризованы основные методы получения аудиторских доказательств. Собирая аудиторские доказательства, аудитор может применить одну или несколько процедур вне зависимости от того, проверяется одна или группа хозяйственных операций, таких как:
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |