Курсовая работа по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит в условиях компьютерной обработки данных (КОД)



15

Министерство общего образования РФ

Кемеровский технологический институт пищевой

промышленности

Кафедра: Учет и аудит на предприятиях

пищевой промышленности

Курсовая работа

по аудиту на тему:

Аудит в условиях компьютерной

обработки данных (КОД)

Выполнила: ст. гр. ЭУ-63

Кравченко М.Е.

Проверила: Закамская Л.Л.

Кемерово, 2000 г.

Содержание:

1. Аудит в условиях компьютерной обработки данных. . . .3

2. Аудит операций с поставщиками и подрядчиками. . . . .11

3. Аудиторское заключение. . . . . . . .18

4. Литература. . . . . . . . . .22

5. Документы.

1. Аудит в условиях компьютерной обработки данных.

Для регламентации аудиторской деятельности в РФ установлены Временные правила (стандарт), утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2263.

Целью правила (стандарта) является определение действий аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, при осуществлении аудита в условиях систем КОД, функционирующих у проверяемого экономического субъекта.

Задачами правила являются:

формулировка основных требований, предъявляемых к аудиторской организации при проведении ими аудита в условиях систем КОД;

определение основных требований, предъявляемых к специалистам, привлекаемым аудиторской организацией для оценки используемой проверяемым экономическим субъектом системы КОД;

описание особенностей планирования аудита в среде КОД;

описание особенностей проведения аудита в среде КОД;

определение основных источников и процедур получения аудиторских доказательств при изучении системы КОД проверяемого экономического субъекта.

Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций пи осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер. Т. е. они носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

Общие требования к проведению аудита в условиях КОД.

Компьютерная обработка данных экономического субъекта имеет место в случаях, когда с помощью компьютерной техники осуществляется обработка значительных объемов учетной информации независимо от следующих факторов;

компьютер используется экономическим субъектом самостоятельно или по договору с третьей стороной:

компьютер используется экономическим субъектом для обработки экономической информации во всех аспектах хозяйственной деятельности и ее учета или только для автоматизации обработки информации по отдельным видам фактов хозяйственной жизни, отдельным участкам учета.

При проведении аудита в системе КОД сохраняются цель аудита и основные элементы его методологии. Наличие среды КОД существенно влияет на процесс изучения аудитором системы учета экономического субъекта и сопутствующих ему средств внутреннего контроля.

Использование технических средств приводит к изменению отдельных элементов организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля:

для проверки хозяйственных операций наряду с традиционными первичными учетными документами используется и первичные учетные документы на машинном носителе;

постоянные нормативно-справочные показатели могут быть проверены по данным, хранящимся в памяти компьютера или на машиночитаемых носителях информации;

вместо традиционных ручных форм счетоводства может применяться форма учета, ориентированная на прогрессивные методы формирования выходной информации и обеспечения ее достоверности, совмещение синтетического учета с аналитическими систематического с хронологическим, а также повышение оперативности и удобства использования учетной и отчетной информации.

Аудитор не должен принуждать (прямо или косвенно) проверяемого экономического субъекта к применения системы КОД, известной аудитору. Рекомендация аудитора в части использования той или иной системы КОД возможна только в случае, когда аудитор оказывает экономическому субъекту сопутствующую аудиту услугу по организации системы КОД по просьбе последнего.

Экономический субъект обязан предоставить аудиторской организации необходимый доступ к системе КОД. Невыполнение (неполное выполнение) этого условия является ограничением объема аудита в системе КОД, вследствие чего аудиторская организация может потребовать предоставления необходимых ей документов на бумажных носителях информации.

Компетентность аудитора в вопросах КОД и использование работы эксперта.

Аудитору желательно иметь представление о техническом, программном, математическом и других видах обеспечения компьютерной техники, а также систем обработки экономической информации. В случае отсутствия у аудитора указанных знаний, следует использовать работу эксперта в области информационной технологии.

Аудитор должен быть способен определить, какое влияние на организацию, планирование и проведение аудита оказывают условия использования системы Код у проверяемого экономического субъекта, в т. ч. на изучение систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, на оценку рисков, связанных с проведением аудита.

Аудиторской организации целесообразно иметь библиотеку наиболее распространенных систем КОД и прилагать усилия к изучению особенностей их практического применения.

В случае использования работы эксперта для оценки применяемой системы КОД:

назначение эксперта, оформление и использование результатов его работы должно полностью отвечать требованиям правила (стандарта) “Использование работы эксперта”;

аудитор должен иметь достаточное представление о компьютерной системе клиента в целом с тем, чтобы планировать, регулировать и контролировать работу эксперта, сохраняя при этом главенствующее положение.

Главенствующее положение аудитора по отношению к эксперту состоит в том, что эксперт оценивает только систему обработки информации, в то время как аудитор --достоверность формируемой с помощью этой системы отчетности. Аудиторская организация не может ни передавать, ни разделять с кем-либо ( в т.ч. с экспертом) своя ответственность за выражение мнения об отчетности проверяемого экономического субъекта и составленного на его основе аудиторского заключения.

Основной задачей эксперта является оказание помощи аудитору при проведении проверки в части:

оценки надежности системы КОД в целом;

оценки закономерности приобретения и лицензионной чистоты бухгалтерского программного обеспечения, функционировавшего в системе КОД проверяемого экономического субъекта;

проверки алгоритмов расчетов;

формирования на компьютере необходимых аудитору регистров аналитического, синтетического учета и отчетности.

Эти и другие конкретные вопросы, в отношении которых аудиторская организация ожидает получить заключение и помощь эксперта, должны быть указаны в договоре оказания услуг эксперта в соответствии с подпунктом “б” п. 2.8. правила (стандарта) “Использование работы эксперта”.

Действия аудитора в среде КОД.

Аудитор должен изучить и оформить в виде рабочего документа все существенные вопросы организации обработки учетных данных в системе КОД экономического субъекта, отразив в нем следующие положения:

организационная фирма обработки данных, например: осуществляет ли обработку специальных подразделений (вычислительный центр, информационно-вычислительный центр, отдел автоматизированного управления предприятием) или компьютеры установлены на рабочих местах бухгалтерского персонала и обработка данных осуществляется непосредственно бухгалтерами; ведется ли обработка данных экономическим субъектом самостоятельно или ведется по договору с третьей стороной;

форма бухгалтерского учета;

разделы и участки учета, функционирующие в среде КОД;

система КОД размещена на одном или на нескольких компьютерах;

обработка учетных данных ведется локально на каждом компьютере или применяется сетевой вариант;

обеспечение архивирования и хранения данных;

передача данных производится: с использованием каналов связи, через внешние носители (например, дискеты) или производит ввод данных с клавиатуры.

Аудитор должен изучить и оформить рабочим документом используемое проверяемым экономическим субъектом:

обеспечение КОД техническими средствами;

программное обеспечение КОД (составляется краткая характеристика, в частности, кем разработано, когда внедрено программное обеспечение КОД, частота и метод его обновления в соответствии с изменением действующего законодательства);

технологическое обеспечение; рекомендуется оформлять в виде схемы0 состоящей из отдельных блоков технологического процесса обработки данных (ввод данных, их верификация и т.п.);

другие виды обеспечения КОД (следует дать краткое описание иных видов обеспечения).

В рабочем документе по бухгалтерскому программному обеспечению должно быть указано наличие лицензий на каждый из его элементов.

Аудитор должен оценить и оформить рабочим документом возможности компьютерной системы в части:

гибкого регулирования на изменения хозяйственного, налогового или иного законодательства с точки зрения настройки программного обеспечения;

формирование бухгалтерской и внутренней управленческой отчетности;

осуществления аналитических процедур;

расширения функций компьютерной системы.

Аудитор должен оценить квалификацию бухгалтерского персонала в области КОД, в частности: имеют ли специалисты соответствующее высшее или среднее специальное образование, или прошли курс обучения в области информационных технологий, или изучение системы КОД происходило самостоятельно.

При составлении общего плана аудиторской проверки в соответствии с правило (стандартом) “Планирование аудита” каждый этап планирования должен быть уточнен, с учетом влияния на процесс аудита применяемых экономическим субъектом информационных технологий и системы КОД. Уровень автоматизации обработки учетной информации должен быть учтен при определении объема и характера аудиторских процедур.

В документах по планированию аудита должны быть отражены следующие вопросы:

характер выполнения аудиторских процедур с использованием КОД (вывод подготовленных в среде КОД документов на печать, работа в среде КОД экономического субъекта);

привлечение независимого эксперта с целью изучения компьютерной системы экономического субъекта, описание вынесенных для оценки экспертом вопросов;

дата начала аудиторской проверки должна соответствовать дате представления аудитору данных в виде, согласованном с экономическом субъектом в договоре на проведение аудита.

Организация данных бухгалтерского учета у клиента в среде КОД оказывает влияние на профессиональный риск аудитора.

Риск аудитора повышается в том случае, если:

компьютеризованная среда децентрализована;

существует географическая разбросанность компьютерных установок;

уровень знаний бухгалтерского персонала в области информационных технологий недостаточен;

внутренний контроль за функционированием среды КОД отсутствует;

отсутствуют необходимые меры по ограничению несанкционированного доступа в систему КОД.

Риск аудитора снижается в случае, если:

системы автоматизации являются лицензированными;

существует возможность углубить некоторые виды контроля благодаря программному обеспечению, специально разработанному для аудиторов;

существует специальный контроль программного обеспечения;

информационная политика экономического субъекта квалифицированно определяется его руководством;

все подразделения, филиалы и другие обособленные подразделения, дочерние общества работают в единой среде КОД, применяют единое программное обеспечение;

информационная политика экономического субъекта согласована с основными пользователями системы КОД;

имеется долгосрочный план развития системы КОД экономического субъекта.

Аудитор должен оценить надежность системы внутреннего контроля проверяемого экономического субъекта в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита” и влияние на эту надежность функционирующей системы КОД:

контроль подготовки данных как на уровне пользователя, так и на уровне компьютерной службы;

контроль предотвращения ошибок и фальсификаций во время работы;

контроль работы с данными (доступ, правильность, полнота), особенно с данными постоянными (нормативно-справочного характера);

возможность изменения программного обеспечения, особенно в части методов регистрации первичной информации;

степень координации и взаимодействия между службой информации и пользователями системы КОД.

При оценке КОД аудитор должен охарактеризовать:

соответствие применяемой формы учета используемой системы обработки данных;

соответствие алгоритмов обработки бухгалтерских данных действующему законодательству и возможность их изменения в случае изменения порядка ведения бухгалтерского учета, хозяйственного, налогового и иного законодательства;

способ организации, хранения и обновления данных;

возможность настройки внешней отчетности на изменение ее форм;

возможность вывода на печать данных о хозяйственных операциях.

Аудитор обязан проверять соответствие проверяемых алгоритмов требованиям нормативной документации по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности по основным автоматизированным расчетам экономического субъекта.

Аудитору необходимо убедиться в том, что информационная база внутри компьютера обеспечивает сохранность информации, ее архивирование, простоту доступа, кодирование и декодирование информации, ограничение несанкционированного доступа к ней. Актуальность данных (т.е. их соответствие изменившимся условиям хозяйственной жизни) обеспечивается регламентированием источников и потребителей информации, периодичностью и условиями ее обновления.

Аудиторские доказательства и документирование в условиях КОД.

Собирая аудиторские доказательства об организации обработки данных в среде КОД, аудиторские организации обязаны следовать требованиям, установленным правилом (стандартом) “Аудиторские доказательства”. Источниками получения аудиторских доказательств при проведении аудиторских процедур являются данные, подготовленные с системы КОД экономического субъекта в виде таблиц, ведомостей, регистров бухгалтерского учета экономического субъекта. Аудитор имеет возможность применять их, их копии, в т.ч. фотокопии, в качестве рабочей документации аудита, сопровождая обработку этих документов ссылками, пометками, специальными символами.

В случае работы аудитора непосредственно с системы КОД экономического субъекта (без вывода данных на печать) рабочие документы, подтверждающие факт сбора аудиторских доказательств, составляется аудитором самостоятельно.

Рабочие документы, формирующиеся в процессе аудита в условиях системы КОД и существенно отличающиеся от обычных рабочих документов (например, документы, подготовленные на машинных носителях), могут храниться в аудиторской организации обособленно в архиве аудиторских файлов на машинных носителях.

Аудиторская организация в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Документирование аудита” должна обеспечить сохранность аудиторских файлов на машинных носителях, их формирование и сдачу в архив. Системы идентификации рабочих документов в аудиторском файле на машинном носителе устанавливается аудиторской организацией. Целесообразно хранить аудиторские файлы по каждому экономическому субъекту аудиторской организации на отдельном машинном носителе.

В условиях использования экономическим субъектом системы КОД повышается эффективность и надежность такой аудиторской процедуры, как проверка его арифметических расчетов.

Аудитору необходимо убедиться в том, что:

регистры учета, формируемые системой КОД, соответствуют данным первичного учета; наличие системы КОД не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни;

отсутствуют несанкционированные изменения программного обеспечения; изменения, вносимые в программное обеспечение экономическим субъектом в связи с изменением хозяйственного или налогового законодательства, должны быть документированы и, как правило, согласованы, одобрены и проверены разработчиком программного обеспечения.

Процедуры аудита в условиях КОД.

В условиях КОД аудит может проводиться с использованием машинно-ориентированных и (или) ручных процедур.

Машинно-ориентированные процедуры должны включать:

программные средства, используемые аудитором для проверки содержания компьютерных файлов экономического субъекта;

контрольные примеры, используемые аудитором для тестирования алгоритмов КОД.

При применении машинно-ориентированных процедур руководитель аудиторской проверки, или лицо, которому он это поручил, должен обеспечить контроль за работой, выполняемой персоналом, имеющим специальные знания и навыки в условиях работы КОД, и другим персоналом, занятым в аудите.

Проведение аудитором машинно-ориентированных процедур в отношении копий компьютерных файлов допускается при условиях, что аудитор имеет достаточную уверенность в том, что они действительно полностью соответствуют оригиналам файлов экономического субъекта.

Аудитор может проводить машинно-ориентированные процедуры в отношении компьютерных файлов, полученных от третьего лица, осуществляющего по договору КОД экономического субъекта.

2. Аудит операций с поставщиками и подрядчиками.

Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции экономического субъекта различными приемами и методами контроля.

Основные нормативные документы:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №14);

О порядке отражения в учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе (Минфин РФ от 30 октября 1992 г. № 16-05/4);

Положение о безналичных расчетах в РФ (ЦБ РСФСР от 09 июля 1992 г. №14);

О переводном и простом векселе (Закон РФ от 11 марта 1997 г. №48-ФЗ);

О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве (Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. №1005);

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательствах (Минфин РФ от 13 июня 1995 г. №49);

Положение по бухгалтерскому учету и учету имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте (Минфин РФ от 13 июня 1995 г. №50);

О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между предприятиями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги (Минфин РФ от 13 октября 1994 г. №12 с изменениями).

Проверка по счетам (60, 70) расчетов с поставщиками и подрядчиками должна осуществляться согласно программе по следующим основным направлениям:

наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке товарно-материальных ценностей (работ, услуг) (ТМЦ);

правильность по оплате сумм за полученные ТМЦ;

правильность оценки полученных и отгруженных ТМЦ при бартерных сделках;

достоверность, реальность и правильность учета расчетов с поставщиками и подрядчиками с использованием векселей;

полнота оприходования полученных ценностей или учета выполненных работ и услуг.

Учет полученных у поставщика или подрядчика материальных ценностей в организации ведется следующим образом.

Все выписываемые документы фиксируются в бухгалтерии в журнале учета выданных доверенностей, за полученную доверенность материально ответственное лицо расписывается в этом журнале.

После получения груза у поставщика материально ответственное лицо привозит его на склад предприятия, где происходит передача материальных ценностей заведующему складом. Заведующий складом, приняв на хранение ТМЦ, сверяет их количество с сопроводительными документами, имеющимися у экспедитора, после чего выписывает приходной ордер, или акт о приемке материалов, или в сельскохозяйственных предприятиях - накладную внутрихозяйственного назначения, которые будут являться основанием для оприходования материальных ценностей на склад. После этого заведующий складом производит соответствующие записи по приходу ТМЦ в карточки учета материалов и делает пометки в сопроводительных документах поставщика о фактическом количестве принятого груза по наименованиям ТМЦ, указывает дату приема и номер приходных документов, которые были составлены на прием ценностей на склад и затем ставит свою подпись.

Основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками и подрядчиками, является счет-фактура.

Счет-фактура составляется поставщиком (подрядчиком) на имя покупателя или заказчика в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса) представляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм НДС в порядке, установленном ФЗ.

Второй экземпляр счета-фактуры остается у поставщика в книге продаж и начисления НДС при реализации товаров (работ, услуг).

В счете-фактуры должны быть указаны:

Порядковый номер счета-фактуры;

Наименование и регистрационный номер поставщика товаров (работ, услуг);

Наименование получателя товара (работы, услуги);

Наименование товара (работы, услуги);

Стоимость (цена) товара (работы, услуги);

Сумма налога на добавленную стоимость;

Дата представления счета-фактуры.

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ, услуг), и скрепляется печатью организации.

При получении товаров (работ, услуг) счет-фактура подписывается покупателем или его уполномоченным представителем.

Счета-фактуры в журналах учета должны быть подшиты и пронумерованы.

При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), не облагаемых НДС, в счете-фактуре сумма налога не указывается и делается надпись или ставиться штамп “Без налога (НДС)”.

При реализации товара за наличный расчет предприятиями розничной торговли и общественного питания выдается покупателю кассовый чек, содержащий следующие реквизиты:

Наименование организации - продавца, его код ИНН;

Номер кассового аппарата;

Номер и дата выдачи чека;

Стоимость (цена) продаваемого товара с НДС.

Поставщики ведут журнал учета выдаваемых счетов-фактур и книгу продаж. Книга продаж предназначена для регистрации счетов-фактур (лент контрольно-кассовых аппаратов), составляемых поставщиком в целях определения суммы НДС по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам).

По счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” может иметь место следующая корреспонденция счетов:

Поступление ТМЦ от поставщиков, а также выполнение ими работ, услуг: Д 10, 12, 08, 20, 23, 25, 26, 31, 41 - К 60.

Уплачен НДС по приобретенным ТМЦ (работам, услугам): Д 19 - К 60;

Оплата поставщикам за ТМЦ, работы и услуги:

Д 60 - К 50, 51, 55, 90, 52,и др.

Произведены расчеты с поставщиками при приеме от них ТМЦ на бартерной основе: Д 10, 12, 41, 20, 23 - К 60;

На сумму уплаченного НДС: Д 19 - К 60;

На фактическую себестоимость отгруженной готовой продукции (работ, услуг): Д 46 - К 40, 20, 23;

На сумму начисленного НДС: Д 46 - К 68;

Отражение взаимозачетов: Д 60 - К 46 или 62

(при использовании счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” следует прежде всего составить корреспонденцию счетов:

Д 62 - К 46);

Уплаченный НДС подлежит зачету в бюджет: Д 68 - К 19;

Зачет по расчетам с поставщиками и подрядчиками согласно ранее оплаченным им авансам отражается: Д 60 - К 61.

При проверке аудитор должен обратить особое внимание на следующие вопросы:

Имеются ли договоры по проведенным операциям с поставщиками и подрядчиками и правильность оформления договоров;

Основным документом, определяющим правовой режим расчетных взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками по поставкам материальных ресурсов, а также по выполненным работам и оказанным услугам, является договор, заключенный между организацией-заказчиком и поставщиком (подрядчиком). Договоры должны отвечать требованиям норм ГК РФ. Однако на практике формулировки предметов проверяемых договоров часто не отвечают их названиям и нормам в соответствии с ГК РФ (договор о совместной деятельности, договор на опционные, фьючерсные сделки, договор о сотрудничестве, трастовый договор и т.д.). Поэтому аудитор должен тщательно проанализировать содержание этих договоров и определить законность (или незаконность) проведенных по ним операций.

При наличии задолженностей необходимо установить дату возникновения и причину образования задолженности;

Имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента РФ от 20 декабря 1994 года № 2204 установлено, что к важнейшим требованиям при осуществлении сделок на поставку товаров, услуг относятся соблюдение форм договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от сроков. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными).

Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам по договорам равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (работ, услуг). Сумма неистребованной кредитом задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками, подлежит списанию по истечении 4-х месяцев со дня фактического получения предприятием - должником товаров, услуг как безнадежная дебиторская задолженность на убытки организации-кредитора, кроме случаев, когда в ее действиях отсутствует умысел. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает налогооблагаемую прибыль;

Затем аудитор должен проверить непосредственно расчетные операции с каждым поставщиком, а затем с каждым подрядчиком.

Для этого путем проверки записей по журналу-ордеру № 6 - АПК и в реестрах операций (приложение к журналу-ордеру № 6 - АПК) или ведомости (при автоматизации учета) к счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, а также расчетно-платежных документов аудитор должен определить дату возникновения и характер каждой операции, поставок, правильность применения цен для оценки, наценок (скидок), своевременность и полноту оприходования полученных ценностей, обоснованность предъявления претензий, выделения на счете 19 “Налог на добавленную стоимость” НДС.

При поступлении ТМЦ, на которые не получены расчетные документы (неотфрактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность);

Необходимо также установить: проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;

При необходимости можно провести контрольную инвентаризацию ценностей и расчетов, встречную сверку документов и регистров учета в проверяемой организации и у поставщика, устный опрос специалистов и материально-ответственных лиц по указанным вопросам;

Предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств, а также обоснованность начисленных или полученных сумм штрафных санкций; правильность списания сомнительных долгов;

Полнота оприходования материальных ценностей. Следует сопоставить данные о количестве и стоимости по платежным документам с данными документов на их оприходование (счетов, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета расчетов с поставщиками, книгами складского учета, отчетов движения продуктов и материалов;

Проверяя операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен установить правильность сумм и сверку записей счета 60 в журнале-ордере № 6 - АПК с другими регистрами следующим образом. Кредитовые записи счета 60 в журнале-ордере № 6 - АПК сверяют:

по счетам 10, 12 - данными журнала-ордера № 10 - АПК и ведомости № 46 - АПК;

по счету 11 - журнала-ордера № 14 - АПК и ведомости № 73 - АПК;

по счету 20 - с данными сводных лицевых счетов (производственных отчетов) по растениеводству, животноводству и др.

Дебетовые записи счета 60 в журнале-ордере сверяют:

по счету 51 - с данными журнала-ордера № 2 - АПК;

по счету 55 - с данными соответствующего раздела журнала-ордера № 3 - АПК;

по счету 76 - журнала-ордера № 8 - АПК;

по счету 90 - журнала-ордера № 4 - АПК и т.д.

Итоговые данные журнала-ордера № 6 - АПК по оборотам по счету 60 и остаток на этом счете необходимо сверить также с соответствующими данными в Главной книге и в отчете организации;

Правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;

По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо выявить соблюдение срока исковой давности. В случае его пропуска или нереальности она подлежит зачислению на счет 80 “Прибыли и убытки”. При проведении проверки следует обратить внимание на списание с кредита счета 60 на себестоимость сумм, не относящихся к производственной деятельности организации.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя предприятия о относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на результаты хозяйственной деятельности, если в период предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались, или на уменьшение финансирования (фондов). Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Сумма кредиторской и депонентской задолженности, по которым исковая давность истекла, подлежат отнесению на результаты хозяйственной деятельности или на увеличение финансирования (фондов);

Необходимо особое внимание обратить на отражение операций на счетах при расчетах с использованием векселей, т.к. в них обычно кроется множество ошибок, влияющих на себестоимость продукции и финансовые результаты организации, а также на правильность списания (возмещения) НДС по приобретенным ресурсам.

При расчетах с векселями могут использоваться простые и переводные векселя.

Простой вексель - это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму по наступлении срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или уплатить за выполненные работы (услуги).

Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (трассату) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функцию универсального кредитно-расчетного документа.

При проверке расчетов с подрядчиками следует установить, обеспечены ли объекты строительства (ремонта) источниками финансирования.

Аудитор должен помнить также то, что основанием для расчетов с подрядчиками являются договоры, проектно-сметная документация на стоящиеся объекты, акты выполненных работ, счета-фактуры. Здесь необходимо также обратить внимание: на реальность числящейся кредиторской или дебиторской задолженности на счете 60, ее соответствие данным Главной книги и отчетности, нет ли приписок объемов выполненных работ (для чего можно провести контрольный обмер выполненных работ);

Предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок в счетах; при обнаружении несоответствия качества стандартам или техническим условиям; за недостачу груза в пути сверх норм естественной убыли; за брак и простои, возникшие по вине поставщиков и подрядчиков;

Особое внимание аудитора должно быть обращено на то, что зачастую предварительную оплату в организациях ошибочно отражают на счете 60 (погашение задолженности) или скрытый товар списывают на счет 63 “ Расчеты по претензиям”. В последнем случае необходимо установить реальность сумм претензии, а также то, обусловлены ли претензии; выявленными арифметическими ошибками на счетах; несоответствием качества товара (услуг) стандартам или техническим условиям; недостачей груза в пути сверх норм естественной убыли; браком по вине поставщиков и подрядчиков;

Правильность ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками в иностранной валюте.

Синтетический учет расчетов с поставщиками в СКВ ведется обычным порядком. Аудитор должен знать, что аналитический учет ведется по каждому поставщику (подрядчику) раздельно в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ на дату возникновения обязательств. Порядок учета имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, подробно изложен в Приказе Минфина РФ от 13 июня 1995 года №50. Основанием отражения операций в установленные сроки (по дате получения груза на таможне, по дате окончания оказания услуг) являются счета с приложенными первичными документами (фактура, акт, таможенная декларация и т.д.). Курсовая разница между днем оплаты и днем возникновения задолженности (оказания услуг, получения товаров) отражается:

положительная --- Д 60 - К 80 или 83;

отрицательная --- Д 80 или 83 - К 60 (в зависимости от принятого в учетной политике варианта).

Кроме того, в конце месяца все неоплаченные счета поставщиков в иностранной валюте в обязательном порядке пересчитываются в рубли по курсу ЦБ и возникшую курсовую разницу списывают (при повышении курса валюты) Д 80 или 83 - К 60 и наоборот;

правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 60;

правильность составления бухгалтерских проводок по счетам расчетов.

Аудиторское заключение

Мной, в соответствии со специальным аудиторским заданием, полученным от исполнительного органа ГУООРП “Книга” проведена проверка расчетов с поставщиками упомянутой организации по состоянию на период с 30.08.2000г. по 21.11.2000г.

Ответственность за достоверность документов, подтверждающих расчеты с поставщиками, предоставленных для проверки, несет руководство ГУООРП “Книга”.

В мою обязанность входило выражение мнения о состоянии расчетов с поставщиками, основанное на результатах проверки.

Работа проводилась в соответствии с российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

В соответствии с вышеназванными правилами (стандартами) я провела аудиторскую проверку согласно специальному аудиторскому заданию с целью получения достаточного уровня уверенности в том, что расчеты с поставщиками не содержат искажений.

Аудиторская проверка включала изучение:

ь наличия и правильности оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке товаров;

ь правильности оплаты за поставленный товар;

ь полноты оприходования и списания полученных товаров.

Аудиторская проверка проводилась выборочно по трем поставщикам.

1. ЗАО Торговый Дом “МаксЪ - Аванта +”. Генеральный директор Кисличенко М. В. С данным поставщиком был заключен договор № 32 на поставку книжной продукции. Договор составлен правильно и содержит все необходимые реквизиты. Срок действия договора - 31.12.2000г.

По данной поставке была выписана счет-фактура № 3577 от 30.08.2000г. к платежно-расчетному документу № 3577 от 30.08.2000г. от покупателя. Счет-фактура выписана на сумму 12798-00 руб. (счет-фактура представлена).

На основании данной счет-фактуры была выписана поставщиком накладная № 2895 от 31.08.2000г. на сумму 12798-00 руб. (отдел сбыта).

При получении товара была произведена его оплата. Представлено платежное поручение № 367 от 08.09.2000г. на сумму 12798-00 руб. оплата произведена за учебную литературу по договору № 32 и счет-фактуре 3 3577 от 30.08.2000г. Имеется отметка, что данный товар НДС не облагается.

Также был представлен реестр на добавленную стоимость товара . торговая наценка составляет 40 %. Реестр составлен на основании полученного от ЗАО “МаксЪ - Аванта +” (Москва) по накладной № 2895 от 31.08.2000г.

2. ООО “Топ-книга”. Генеральный директор Лямин Г.А.

Представлен договор печатной продукции № ФК - 004. Договор составлен правильно и содержит все необходимые реквизиты.

Представлена от поставщика счет-фактура 2 1016/043 от 16.10.2000г. на сумму 570-45 руб.

По данной счет-фактуре произведена оплата за полученный товар: платежное поручение № 464 от 20.10.2000г. на сумму 570-45 руб. Основание: оплата за журналы по счет-фактуре № 1016/043. НДС не облагается. Поручение содержит отметки банка.

Также по полученной счет фактуре № 1016/043 составлен реестр на добавленную стоимость товара. Торговая наценка составляет 40%.

Издательская фирма “ЭКОР”.

Генеральный директор Иванова Т.С.

Представлен договор купли-продажи. Содержит все реквизиты.

По поставке товара была выписана счет-фактура № 1558 от 04.10.2000г. на сумму 10952-00 руб. Но т.к. в договоре предусмотрено предоставление скидок, то покупателю была предоставлена скидка в размере 8%. Всего к оплате по счет-фактуре составило, с учетом скидки, 10075-80 руб.

После поставки товара была произведена его оплата. Представлены 2 платежных поручения:

1) Платежное поручение № 496 от 16.11.2000г. на сумму 7075-80 руб. по счет-фактуре № 1558 от 04.10.2000г. НДС не облагается;

2) Платежное поручение № 500 от 21.11.2000г. на сумму 3000-00руб. НДС не облагается по счет-фактуре № 1558 от 04.10.2000г.

Данные платежные поручения содержат отметки банка.

По счет-фактуре был составлен реестр на добавленную стоимость товара; торговая наценка - 40%.

По данным поставщикам товаров были произведены следующие проводки:

1. Кредит счетов по поставщикам сч. 60

41 - 60 -- поступление товара от поставщиков;

60 - 51 -- оплата за поставленный товар

2. Реализация товара сч. 46

46 - 41 -- реализация товара по учетной стоимости

46 - 42 -- сторнирование сумм накидок, относящихся к реализованным товарам

50 - 46 -- полученные денежные средства за реализованный товар

44 - 46 -- суммы произведенных предприятием расходов по реализации товара

46 - 80 -- отражается прибыль от реализации товара.

Проведя проверку по данным поставщикам, можно сказать, что первичные документы составлены правильно и не содержат искажений:

1. Счет-фактуры были составлены в соответствии с требованием, предъявляемым к данному документу. Счет-фактуры содержат следующие необходимые реквизиты:

§ порядковый номер документа и дату представления счет-фактуры;

§ наименование поставщика;

§ регистрационный номер поставщика;

§ наименование получателя;

§ наименование товара и его стоимость.

Счет-фактуры подписаны руководителем организации и главным бухгалтером, скреплены печатью. На всех счет-фактурах имеется надпись “НДС не облагается”, предусмотренной в случаях, когда товар не подлежит НДС.

2. Накладная содержит следующие реквизиты:

· порядковый номер и дату представления документа;

· наименование и регистрационный номер поставщика;

· наименование получателя;

· основание для выписки накладной;

· наименование и стоимость товара.

Накладная подписана отпускающим и скреплена печатью отдела сбыта.

Имеется надпись “НДС не облагается”.

Счет-фактура и накладная по количеству и наименованию товара полностью совпадают.

3. Платежные поручения также содержат все необходимые реквизиты:

o порядковый номер документа;

o наименование банка плательщика, наименование плательщика, номер его счета;

o наименование банка получателя, наименование получателя, номер его счета;

o назначение платежа;

o отметки банка и подпись.

Суммы по платежным поручениям соответствуют суммам по счет-фактурам.

Договора по поставщикам составлены правильно, содержат все необходимые реквизиты. Обязанности сторон по поставке продукции и ее оплате выполняются соответственно условиям предусмотренным в данных договорах. Поставка и оплата товаров производилась сторонами своевременно и не содержит каких-либо нарушений.

Синтетический учет расчетов с поставщиками проведен правильно и не содержит искажений. Все операции, которые производились по поставке, оплате и реализации товара, нашли отражение в отчетности и соответствуют требованиям бухгалтерского учета по данным операциям расчетов.

В данном случае нельзя было провести проверку правильности сумм и сверку записей счета 60 в журнале - ордере №6 - АПК с другими регистрами, т.к. проверка делалась выборочно по трем поставщикам при периоде поставки 1 день. В журнале - ордере отражены суммы в период 1 месяц. По этой же причине нельзя было провести проверку и в кассовом, товарном отчете и в главной книге.

Проведя проверку, можно сделать заключение, что в данной организации расчеты с поставщиками были проведены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду расчетов. Все документы были составлены правильно, не содержат никаких искажений и неточностей.

Список литературы:

1.Алборов Р. А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. М.: Дело и сервис, 2000г.

2.Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Информационно-издательский дом “ФилинЪ”, 2000г.

3. Жминько С. И. Финансовый учет на предприятиях. - Ростов н/Д:

изд-во “Феникс”, 1998г.

4. Новые правила аудиторской деятельности (30 стандартов). - М.: Издательство “Дело и Сервис”, 1999г.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Операции коммерческого банка с пластиковыми картами
Курсовая работа Управление закупками в торговой фирме (на примере ООО "Орио")
Курсовая работа Политический лидер в современной России
Курсовая работа Особенностьи проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа Виды и составы преступлений
Курсовая работа Организация банкета-чая на 20 человек
Курсовая работа Оценка стоимости предприятия
Курсовая работа Социальная защита инвалидов
Курсовая работа Организация административно-хозяйственной службы гостиницы
Курсовая работа Цех разлива пива под давлением
Курсовая работа Педагогические условия развития детей раннего возраста
Курсовая работа Анализ себестоимости продукции
Курсовая работа Социальная работа с малоимущими
Курсовая работа Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (на примере ООО "МПС системы")
Курсовая работа Конкурентоспособность организации и методы ее оценки