Курсовая работа по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Анализ финансово-хозяйственной деятельности на основе баланса предприятия ОАО "Новошип"


5

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Теоретическая часть
    • 1.1 Характеристика предприятия ОАО "Новошип"
    • 1.2 Понятие финансового анализа
    • 1.3 Задачи и источники экономической информации
    • Глава 2 Аналитическая (Расчётная) часть по данным бухгалтерского баланса (см. приложение 1)
    • 2.1 Построить аналитический баланс. Оформить в виде табл.2.
    • 2.2 По данным аналитического баланса определить изменение в сумме и по удельному весу следующих показателей:
    • 2.3 Сделать анализ ликвидности баланса, сформулировать выводы. Анализ ликвидности выполнить в виде табл.3
    • 2.4 Рассчитать коэффициенты, характеризующие платежеспособность предприятия. Дать оценку устойчивости финансового состояния предприятия. Данные для расчета коэффициентов взять из задание
    • 2.5 Исходя из данных сравнительного баланса сделать анализ финансовой устойчивости предприятия. Сформулировать выводы.
    • 2.6 Определить тип финансовой ситуации. Сделать предложения по восстановлению маневренности капитала. Расчеты представить в виде табл.6.
    • 2.7 Сделать анализ деловой активности предприятия. По результатам расчетов сформулировать выводы. Расчеты оформить в виде табл.7.
    • 2.8 Сделать анализ показателей управления активами. По результатам расчетов сформулировать выводы. Расчеты оформить в виде табл.8.
    • Заключение
    • Литература

Введение

Основным источником информации об устойчивости финансового состояния является бухгалтерская отчетность. В рыночной экономике отчетность предприятия базируется на обобщении данных и является информационным звеном, связывающим предприятия с обществом и их партнерами, которые являются пользователями информации о деятельности предприятия.

При вступлении в рынок неизмеримо возрастает количество пользователей бухгалтерской информации.Если раньше она предназначалась довольно узкому кругу лиц (вышестоящей организации, финансовому органу, банку и территориальному органу статистики), то в настоящее время ее пользователями становятся практически все участники рыночных отношений: лица, непосредственно связанные с предпринимательством (бизнесом), т.е. менеджеры и самые различные работники управления, включая, естественно, бухгалтеров; лица, непосредственно не работающие на предприятиях (фирмах), но имеющие прямой финансовый интерес - акционеры, инвесторы, различные кредиторы, покупатели и продавцы продукции (услуг) и т.д.; третью группу составляют лица, имеющие косвенный финансовый интерес - различные финансовые институты (биржи, ассоциации и т.п.), , органы статистики, профсоюзы и др.

И все пользователи бухгалтерской информации прежде всего ставят себе задачу провести анализ бухгалтерской отчетности, чтобы на его основе сделать выводы о направлениях деятельности.

Анализ бухгалтерского отчета имеет свои источники, свою цель и свою методику. Источниками информации являются формы отчета, включая приложения к ним, а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри предприятия.

Источниками информации для анализа финансового состояния являются официальные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности -

форма № 1 "Баланс предприятия",

форма № 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании",

форма № 4 "Отчет о движении денежных средств".

Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта. Из баланса ясно, чем собственник владеет, т.е. каков в количественном и качественном отношении тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться и кто принимал участие в создании этого запаса.

По балансу определяют, сумеет ли предприятие в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др., или ему угрожают финансовые затруднения.

В связи с тем, что анализ финансового состояния предприятия на основе данных бухгалтерской финансовой отчетности (и, в частности, на основе бухгалтерского баланса) становится условием цивилизованных отношений в бизнесе, основой надежности и всесторонней обоснованности финансовых решений на всех уровнях и во всех субъектах хозяйствования, актуальность темы данной курсовой работы "Анализ финансового состояния по данным баланса предприятия на примере ОАО "Новошип"" несомненна.

Цель данной курсовой работы - анализ бухгалтерского баланса и оценка финансового состояния, которая даст возможность глубже заглянуть во внутренние и внешние отношения хозяйствующего субъекта, выявить его финансовое положение, его платежеспособность и доходность.

Для реализации поставленной цели в данной курсовой работе решаются следующие задачи:

по данным бухгалтерского баланса построить аналитический баланс;

по данным аналитического баланса определить изменение в сумме и по удельному весу:

общей стоимости имущества;

стоимости иммобилизованных (необоротных средств);

стоимости мобильных (оборотных) активов;

стоимости материальных оборотных средств;

величины собственного капитала;

величины заемного капитала;

величины собственных средств в обороте;

рабочего капитала. По результатам расчетов сформулировать выводы;

сделать анализ ликвидности баланса;

рассчитать коэффициенты, характеризующие платежеспособность предприятия;

исходя из данных сравнительного баланса сделать анализ финансовой устойчивости предприятия;

определить тип финансовой ситуации;

сделать анализ деловой активности предприятия;

сделать анализ показателей управления активами;

по результатам анализа бухгалтерского баланса составить аналитическую записку о финансовом состоянии предприятия на примере ОАО "Новошип".

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Характеристика предприятия ОАО "Новошип"

ОАО "Новошип" является открытым акционерным обществом, уставный капитал которого разделён на опредёленное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления Общества и проводится ежегодно.

На годовом общем собрании акционеров (на основании действующего Устава ОДА "Новошип") решаются вопросы:

об избрании Совета директоров Общества;

об избрании ревизионной комиссии Общества; об утверждении аудитора Общества;

об утверждении представляемого Советом директоров Общества годового отчета Общества;

об утверждении бухгалтерской отчетности Общества. в том числе отчета о прибылях и убытках Общества;

о распределении прибыли, в том числе выплате (объявлении) дивидендов и убытков Общества по результатам финансового года.

На международном фрахтовом рынке ОАО "Новошип" занимает одну из ведущих позиций. По статистике "ИНТЕРТАНКО", лишь 11% танкерных компаний - членов Ассоциации владеют флотом от 20 танкеров и более, ОАО "Новошип" является одной из них.

Пароходство специализируется в сфере перевозок нефти и нефтепродуктов, предлагая свои услуги в широком диапазоне грузовых партий - от 15 до 115 тыс. тонн.

По тоннажу tahkepob-продуктовозов устойчиво входит в первую пятерку крупнейших судоходных компаний мира. С марта 2006 года ОАО "Новошип" вошло в тройку компаний, владеющих крупнейшим флотом танкеров типа "Афрамакс".

Компания действует в общемировом масштабе, концентрируя свои усилия на ведущих мировых фрахтовых рынках, в первую очередь - на российском, европейском, американском, а также в бассейнах Средиземного, Черного и Балтийского морей.

ОАО "Новошип" конкурентоспособно на мировом фрахтовом рынке, пользуется репутацией надежного, добросовестного, квалифицированного перевозчика. Танкеры Компании работают в чартере у таких крупных нефтяных компаний, как "Total", "Chevron", "Яерsоl", "Сопосо" и др. Танкеры Общества успешно проходят инспекции нефтяных компаний и портовых властей, получают стабильную работу у фрахтователей.

ОАО "Новошип", выполняя "Программу обновления флота" и следуя избранной стратегии, повышает свою конкурентоспособность на рынке морских перевозок. Развивая бизнес на перспективных секторах рынка и при этом, уже имея накопленный опыт работы в данных секторах, увеличивая тоннаж и снижая возраст флота, Компания приобретает долгосрочную перспективу роста. Стоимость активов Общества и капитализация растут, что отражается как на процветании самого Общества, так и на благосостоянии акционеров.

Флот группы ОДО "Новошип" состоит из 53 судов суммарным дедвейтом 3,037 млн. тонн (на конец 2004 г. - 3,395 млн. тонн) и средним возрастом 11,6 лет (на конец 2007 г. - 13,5 лет), при этом 96% тоннажа флота - танкеры со средним возрастом 10 лет (на конец 2008 г. доля танкерного флота составляла 87% со средним возрастом 11,9 лет). (Таблица 1)

Таблица 1

Вид флота

Количество судов

Суммарный дедвейт, тыс. тонн

2005

2006

2007

2008

2005

2006

2007

2008

Наливной

54

47

47

47

2602

2977

2955

2916

ОБО

6

4

4

458

306

305

Сухогрузный.

9

7

6

5

159

148

134

120

вт. ч. РО-РО

Пассажирский

1

1

Всего

70

59

58

53

3220

3432

3395

3037

На рынке перевозок сырой нефти ОДО "Новошип" прочно закрепилось в перспективной тоннажной группе "Дфрамакс" (80-120 тыс. тонн дедвейта), где эффективно эксплуатируются 6 танкеров типа "Москва", 4 танкера типа "Краснодар" и 5 новых судов. Общий дедвейт флота типа "Дфрамакс" составляет 1,63 млн. тонн. В секторе танкеров класса "Панамакс" в течение отчетного периода ОДО "Новошип" эксплуатировало 5 танкеров суммарным дедвейтом 339,9 тыс. тонн.

На рынке перевозок светлых нефтепродуктов основная ставка делается на перспективную тоннажную группу "Хэндимакс", где Компания занимает лидирующие позиции на протяжении нескольких последних лет. В течение 2008 года флот крупнотоннажных танкеров-продуктовозов состоял и3 12 танкеров типа "Трогир", двух продуктовозов "Памир" и "Эльбрус" и новых "не СиЛЬВер" И "НС Стелла" дедвейтом 676,1 тыс. тонн. В классе "ХэндисаЙз", продолжалась эксплуатация еще 11 танкеров-продуктовозов суммарным дедвейтом 268,4 тыс. тонн.

Осуществление международных морских перевозок нефти и нефтепродуктов было и остается приоритетным направлением в деятельности Общества. Для реализации поставленных целей в 2004 году Советом директоров были одобрены Стратегия развития ОДО "Новошип" на 2004-2009 годы ("Стратеrия-2001,,) и Программа обновления флота ОДО "Новошип" на 2004-2009 годы. Цель Программы состояла в том, чтобы Компания заняла лидирующее положение в нише "Дфрамаксов" и укрепила взаимовыгодное сотрудничество с крупнейшими российскими и международными нефтяными компаниями. На протяжении периода, определенного Программой, происходило списание устаревшего, неконкурентоспособного тоннажа и приобретение нового, отвечающего требованиям современного рынка.

В течение 2008 года прoизoшли cлeдyющие изменения в составе флота группы ОДО "Новошип:

списано 12 судов суммарным дедвейтом 981,5 тыс. тонн, реализация которых произошла строго в соответствии с утвержденной Программой и решениями Совета директоров Общества;

введено в состав флота 7 новых судов, суммарным дедвейтом 624,0 тыс. тонн.

Введенные в эксплуатацию танкеры типа "Дфрамакс" были построены на судоверфи компании "Хюндай Хеви Индастриз Оффшор". Республика Корея. Данная компания является пионером в применении нового технологического метода в мировой судостроительной индустрии. Суда "НС Сильвер" и "НС Стела" построены на судоверфи "Бродотрогир" в Хорватии. Все принятые ОдО "Новошип" новострои - двухкорпусные современные суда, по своим техническим характеристикам отвечающие всем последним международным требованиям в отношении безопасности и охраны окружающей среды. Новые танкеры оснащены передовыми техническими средствами, которые позволяют надежно и эффективно использовать их в районах интенсивного судоходства, а применение системы ECDIS (электронные навигационные карты) позволит повысить точность и безопасность судовождения.

В 2005 году ода "Новошип" в полном соответствии с Международным кодексом по управлению безопасностью (МКУБ) системно проводилась комплексная работа по обеспечению выполнения требований важнейших стандартов безопасности мореплавания, предупреждения загрязнения окружающей среды и охраны человеческой жизни на море, что способствовало укреплению репутации надежного морского перевозчика и повышению конкурентоспособности.

В отчетном периоде "Система управления безопасностью" (СУБ) и "Система менеджмента качества" (СМК) успешно прошли очередные освидетельствования, проведенные классификационными обществами Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС) и DNV, Норвегия. По результатам освидетельствований Компания подтвердила действие выданных сертификатов. Обе системы СУБ/СМК работают взаимосвязано на единой документальной базе, которая постоянно совершенствуется.

Результаты коммерческой и эксплуатационной деятельности, достигнутые экономические показатели подтверждают, что СУБ/СМК "Новошип" отвечают современным национальным и международным требованиям, находятся на уровне стандартов, принятых мировыми судоходными компаниями, и функционируют достаточно эффективно.

На протяжении года в Компании и на судах совершенствовалась профилактическая комплексная работа, направленная на сохранение положительной тенденции в сокращении аварийности судов и инцидентов на море. Как результат, в 2008 году удалось повысить уровень безопасности мореплавания и снизить статистические показатели аварийности. Катастроф, аварий и аварийных происшествий по стандартам классификации не происходило. Все инциденты на море с судами, относящиеся к классу эксплуатационных повреждений, расследованы и учтены.

На 31.12.08 г. суммарный дедвейт флота более трех млн. тонн при общей численности судов 53 единицы. С учетом портфеля заказов, размещенных на судостроительных верфях, во исполнение "Программы обновления флота", утвержденной Советом директоров Компании, к 2010 году в собственности "Новошип" будет современный, конкурентоспособный, молодой флот суммарным дедвейтом около 4 млн. тонн, при этом суммарная численность флота "дфрамакс" составит 27 единиц, суммарная численность флота "Хзндимакс" составит 20 единиц.

1.2 Понятие финансового анализа

Финансовый анализ - это наука о сфере человеческой деятельности, направленной на изучение, теоретическую систематизацию, объяснение и прогнозирование процессов, которые происходят с финансовыми ресурсами и их потоками, через оценку финансового состояния и выявленных возможностей совершенствования функционирования и эффективного управления ими как на отдельном предприятии, так и в государстве в целом.

Анализ изучает финансовые ресурсы и их потоки на государственном уровне, т.е. макроуровне; являясь одним из основных инструментов управления финансами отдельного предприятия (финансового менеджмента современного предприятия), наука "финансовый анализ" изучает финансовые ресурсы на каждом отдельном предприятии, т.е. микроуровне.

По сути "финансовый анализ" состоит из двух взаимосвязанных частей:

анализа (от греч. analysis - разложение, расчленение) изучаемого объекта на составные части, чтобы таким образом сделать его познание ясным в полном объеме. В нашем случае - это разложение финансовых ресурсов и их потоков по показателям образования и использования;

синтеза (от греч. synthesis - соединение ранее разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое). В нашем случае - это соединение (обобщение) отдельных показателей для выявления наиболее существенных количественных и качественных характеристик (обобщающих показателей), определяющих финансовое состояние предприятия.

На основе анализа финансовых ресурсов и их потоков вырабатываются либо отдельные мероприятия, либо финансовая стратегия, направленная на достижение целей финансовой политики в следующий за анализируемым период функционирования предприятия. То есть можно утверждать, что финансовый анализ выполняет аналитическую, синтетическую (обобщающую), экономическую, прогнозную и контрольную функции.

Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки. Основная цель финансового анализа заключается в оценке финансового состояния предприятия для выявления возможностей повышения эффективности его функционирования. Основная задача состоит в эффективном управлении финансовыми ресурсами предприятия.

Информационная база финансового анализа содержит основную информацию - годовую, полугодовую или квартальную бухгалтерскую отчетность предприятия (баланс предприятия - форма № 1, отчет о прибылях и убытках - форма № 2) и дополнительную информацию - другие формы бухгалтерской и статистической отчетности, данные управленческого учета и т.д.

Под анализом финансовой отчетности предприятия понимается выявление взаимосвязей и взаимозависимостей различных показателей его финансово-хозяйственной деятельности, включенных в отчетность.

Анализ финансовой отчетности может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации.

По субъектам проведения различают два вида финансового анализа - внешний и внутренний.

Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (как правило, аудиторскими фирмами), не имеющими доступ внутренней информационной базе, поэтому такой анализ менее детализирован и более формализован.

Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа, но внутренний анализ более субъективен и проводится работниками предприятия, зачастую не подготовленными к этой работе.

Результаты финансового анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принимать управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности предприятия за предшествующие годы. Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения. Информацию, получаемую в ходе финансового анализа, вне предприятия используют:

акционеры - для оценки текущего состояния и перспектив развития предприятия, в том числе по выплате дивидендов и возможному повышению/понижению цены акций;

инвесторы - для оценки прибыльности;

кредиторы - для оценки возможностей своевременной выплаты процентов и погашения основной суммы долга;

государство (налоговые и статистические органы) - для обобщения информации о финансовом состоянии предприятий по отраслям, регионам и стране в целом;

страховые компании - для оценки страховых рисков и определения величины страховых взносов;

банки - для оценки надежности интересующего их предприятия в качестве клиента и заемщика;

инвестиционные компании - для оценки надежности и прибыльности вложения капитала.

Информацию, получаемую в ходе финансового анализа, на самом предприятии используют:

администрация предприятия - в управлении предприятием и при выводе его из кризисного или неустойчивого финансового состояния;

финансово-экономические службы - для оперативного управления финансовыми ресурсами и выработки финансовой стратегии предприятия;

служба маркетинга - для получения объективной картины финансового состояния предприятия, месте, занимаемом им среди партнеров и конкурентов;

работники предприятия - для оценки возможностей предприятия по выплате заработной платы и стабильности функционирования (обеспечения предприятием гарантий занятости).

1.3 Задачи и источники экономической информации

На основе данных баланса определяют конечный финансовый результат работы предприятия в виде наращения собственного капитала за отчетный период и который отражается в виде чистой прибыли в пассиве или убытка в активе баланса.

В отечественной практике баланс обычно представляется в виде двусторонней таблицы, левая сторона которой называется активом, правая - пассивом. Равновесие (равенство актива и пассива) - важнейший внешний признак баланса.

Любой бухгалтерский баланс представляет состояние имущественной массы как группировку разнородных имущественных средств (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов (предпринимателей, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке, в России - в рублях. Строение баланса представлено в приложении 1.

В актив баланса отечественных предприятий включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенных в зависимости от стадий кругооборота средств. Так, в разделе I "Основные средства и прочие внеоборотные активы" отражаются:

здания, сооружения, машины, оборудование, земельные участки, находящиеся в собственности, и т.д.;

долгосрочная финансовая аренда, инвестиции в дочерние и другие предприятия;

долгосрочные Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.;

нематериальные активы.

Раздел II "Запасы и затраты" и раздел III "Денежные средства, расчеты и прочие активы" актива баланса объединяют статьи, включающие оборотные средства (текущие активы).

Статьи баланса располагаются по определенной системе, в основе которой лежит степень ликвидности, т.е. в прямой зависимости от того, как быстро данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму. В отечественном балансе актив строится в порядке возрастающей ликвидности, т.е. в разделе I баланса показывается недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму (так называемые срочные вложения). Здесь же показывается оборотное имущество предприятия -

запасы сырья;

материалов;

топлива и энергии;

незавершенное производство;

расходы будущих периодов;

готовая продукция;

чужие обязательства;

денежные средства (так называемые текущие активы).

Пассив баланса показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность предприятия и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущественной массы предприятия. Пассив баланса определяется как обязательства за полученные ценности (услуги) или требования (обязательства) за полученные предприятием ресурсы (активы).

Важной является группировка обязательств, которые различаются по субъектам: один из них - обязательства перед собственниками хозяйства, другие - перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Такое деление в балансе имеет большое значение при определении срочности погашения обязательств. Обязательства перед собственником составляют практически постоянную часть баланса, не подлежащую погашению во время деятельности хозяйствующего субъекта, заемные же средства имеют ту или иную срочность своего погашения, и периодически бывает известна часть средств, имеющих своим источником эти обязательства.

Обязательства перед собственниками могут быть двух видов. Одни возникают в момент первоначального взноса собственника при открытии предприятия и последующих дополнительных взносах, но не связанных с внутренними процессами хозяйства; такие источники называют уставным капиталом. Другие обязательства перед собственником - те, что являются накоплением средств в результате оставления в хозяйстве части полученной прибыли. Эта часть обязательств отражается в таких статьях пассива баланса, как

"Резервные фонды";

"Фонды накопления";

"Нераспределенная прибыль".

Оба вида обязательств перед собственником объединяются общим понятием

"собственный капитал".

Внешние обязательства (долги) подразделяются на долгосрочные и краткосрочные, их принято называть заемным капиталом. С хозяйственной точки зрения внешние обязательства - это источник имущества (актива), с юридической - хозяйствующего субъекта. Статьи пассива баланса группируются, как и в активе, по определенной системе, а именно по степени срочности возврата обязательств. В отечественной практике статьи пассива располагаются по возрастающей срочности возврата. Первое место занимает уставный капитал, за ним следуют остальные статьи.

Определение стоимости чистых активов. В связи с введением в Гражданском Кодексе РФ показателя стоимости чистых активов для оценки степени ликвидности организаций отдельных организационно-правовых форм установлен порядок определения стоимости чистых активов.

Чистые активы - это величина, определяемая вычитанием из суммы активов организации, принимаемых к расчету, суммы ее обязательств, принимаемых к расчету.

К активам, действующим в расчете, относятся:

основные средства и иные внеоборотные активы, отражаемые в разделе I актива баланса, кроме задолженности учредителей по их вкладам в уставный капитал;

запасы и затраты, отражаемые в разделе II актива баланса;

денежные средства, расчеты и прочие активы, показываемые в разделе III актива баланса.

К пассивам, участвующим в расчете, относятся:

статьи раздела I - пассива баланса, характеризующие обязательства организации (целевые финансирование и поступления; арендные обязательства);

статьи раздела II пассива баланса - долгосрочные и краткосрочные обязательства банкам и иным юридическим и физическим лицам; расчеты и прочие пассивы, кроме статей "Резервы по сомнительным долгам" и "Доходы будущих периодов".

В последнее время внесены существенные изменения в содержание как баланса, так и Отчета о финансовых результатах; они в большой мере приближены к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета. Соответственно изменилась и методика анализа финансового состояния по сравнению с ранее действующей. Рыночная экономика предъявила требования к анализу целой системы новых показателей финансового состояния и доходности предприятий.

Важной и начальной стадией проведения анализа является определение целей. Цель анализа в широком смысле - изучить баланс с точки зрения экономического содержания протекающих хозяйственных процессов, отражением которых он и является. Для понимания этих процессов в ходе анализа привлекается дополнительная информация (приложения к балансу, учетная политика, информация о состоянии экономики и отрасли, к которой относится анализируемое предприятие).

При проведении анализа баланса преследуются две основные цели:

получение информации о способности предприятия зарабатывать прибыль;

получение информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия, т.е. о его обеспеченности источниками для получения прибыли.

К основным задачам анализа баланса следует отнести:

оценку имущественного положения анализируемого предприятия;

анализ ликвидности отдельных групп активов;

изучение состава и структуры источников формирования активов;

характеристику обеспеченности обязательств активами;

анализ взаимосвязи отдельных групп активов и пассивов;

анализ способности генерировать денежные средства;

оценку возможности сохранения и наращивания капитала.

При проведении анализа баланса следует придерживаться определенных целевых установок.

При анализе активов необходимо:

выделить основные аналитические группы: оборотные и внеоборотные;

оценить значимость отдельных статей актива;

сопоставить динамику изменения отдельных статей активов;

сравнить динамику изменения оборотных активов и краткосрочных обязательств.

При анализе обязательств необходимо:

выделить аналитические группы: краткосрочные и долгосрочные; срочные и просроченные; обеспеченные и необеспеченные;

оценить значимость краткосрочных и долгосрочных источников заемного финансирования для формирования активов.

При анализе капитала необходимо:

оценить структуру капитала, выделив ту его часть, которая сформирована за счет взносов (вкладов) собственников, и ту часть, которая создана за счет эффективности деятельности (прибыли) организации;

проанализировать причины изменения капитала;

оценить наличие резервного капитала как запаса финансовой прочности организации.

При анализе свойств баланса, определяемых структурой активов и пассивов, а также их соотношением, необходимо:

оценить ликвидность баланса путем группировки активов по срокам их оборачиваемости (реализуемости), пассивов - по срочности их погашения и сопоставления соответствующих групп активов и пассивов;

охарактеризовать соотношение собственного капитала и обязательств

оценить долю долгосрочных источников финансирования - собственного капитала и долгосрочных обязательств - в общей величине источников финансирования;

сопоставить условия образования и погашения дебиторской и кредиторской задолженности.

Бухгалтерский баланс должен представлять данные в денежном выражении о наличии у организации активов (имущества) и их источников на начало и конец отчетного периода. Чтобы информация бухгалтерского баланса была достоверной и сопоставимой, при его составлении помимо общих требований к бухгалтерской отчетности, таких как полнота, существенность, нейтральность, последовательность от одного отчетного периода к другому.

Анализ бухгалтерского баланса проводится с помощью совокупности методов и рабочих приемов (методологий), позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями.

Чтение баланса является начальным этапом анализа, в ходе которого пользователь предварительно знакомится с предприятием. Чтение баланса обычно начинают с исследования изменения валюты баланса за анализируемый период путем сравнения итогов баланса на начало и конец периода. Одновременно анализ абсолютных показателей - это изучение данных, представленных в отчете: состав имущества, размер финансовых вложений, источники формирования собственного капитала, структура заемных средств, размер прибыли и др.

Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста (прироста).

Вертикальный (структурный) анализ - проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе (выявление влияния каждой позиции на результат в целом).

Горизонтальный и вертикальный анализы баланса дополняют друг друга, на их основе можно построить сравнительный аналитический баланс путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей. Аналитический баланс полезен тем, что охватывает много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации, и сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом.

Трендовый (динамический) анализ - основан на сравнении каждой позиции отчетности за ряд лет и определении тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя без учета случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда проводится перспективный, прогнозный анализ.

Ведущим методом анализа является расчет финансовых (аналитических) коэффициентов - расчет соотношений между отдельными позициями отчета и определение их взаимосвязей:

В общем виде программа проведения анализа бухгалтерского баланса выглядит следующим образом:

по данным бухгалтерского баланса построить аналитический баланс и оформить его в виде таблицы;

по данным аналитического баланса определить изменение в сумме и по удельному весу следующих показателей:

общей стоимости имущества;

стоимости иммобилизованных (необоротных средств);

стоимости мобильных (оборотных) активов;

стоимости материальных оборотных средств;

величины собственного капитала;

величины заемного капитала;

величины собственных средств в обороте;

рабочего капитала;

сделать анализ ликвидности баланса;

рассчитать коэффициенты, характеризующие платежеспособность предприятия. Дать оценку устойчивости финансового состояния предприятия. По результатам сделать выводы:

1) какая часть краткосрочной задолженности может быть погашена в ближайшее время за счет денежных средств;

2) какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам;

3) какая часть текущих обязательств по кредитам и расчетам может быть погашена за счет мобилизации всех оборотных средств;

4) какая часть функционального капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности;

5) охарактеризовать наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости.

исходя из данных сравнительного баланса сделать анализ финансовой устойчивости предприятия. Сформулировать выводы. В выводах указать:

1) сколько заемных средств предприятие привлекло на 1 рубль вложенных в активы собственных средств;

2) какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников;

3) какая часть активов финансируется за счет устойчивых пассивов;

4) какая часть актива финансируется за счет заемных средств;

определить тип финансовой ситуации. Сделать предложения по восстановлению маневренности капитала;

сделать анализ деловой активности предприятия. По результатам расчетов сформулировать выводы. В выводах указать:

1) насколько эффективно используется имущество;

2) какова скорость оборота всех оборотных средств предприятия (как материальных, так и денежных);

3) насколько эффективно используются основные средства предприятия;

4) сколько рублей выручки приходится на 1 рубль вложенного капитала;

сделать анализ показателей управления активами. По результатам расчетов сформулировать выводы. В выводах указать:

1) изменение числа оборотов запасов и затрат;

2) изменение скорости оборота денежных средств;

3) изменение суммы коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Рассчитать средний срок погашения дебиторской задолженности и средний срок возврата долгов предприятию по текущим обязательствам;

по результатам анализа бухгалтерского баланса составить аналитическую записку о финансовом состоянии предприятия.

Глава 2 Аналитическая (Расчётная) часть по данным бухгалтерского баланса (см. приложение 1)

2.1 Построить аналитический баланс. Оформить в виде табл.2.

Актив на начало года, тыс. руб.: Пассив на начало года, тыс. руб.:

А1 = 1 676 548 П 1 = 320 207

А2 =156 381 П2 = 7 293

А3 = 173 601 П3 = 0

А4 = 2 423 005 П4 = 4 102 035

Актив на конец года, тыс. руб.: Пассив на конец года, тыс. руб.:

А1 = 1 525 872 П 1 = 136 219

А2 =315 464 П2 = 9 318

А3 = 94 742 П3 = 0

А4 = 3 464 181 П4 = 5 254 722,

где

А1 - наиболее ликвидные активы, к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения;

А2 - быстро реализуемые активы: дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес;

А3 - медленно реализуемые активы, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты, и прочие оборотные активы;

А4 - труднореализуемые активы: необоротные активы.

П 1 - наиболее срочные обязательства: кредиторская задолженность;

П2 - краткосрочные пассивы - краткосрочно заемные средства, краткосрочные пассивы, расчеты по дивидендам;

П3 - долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты и займы, а также доходы будущих периодов, фонды потребления и резервы предстоящих расходов и платежей;

П4 - постоянные пассивы: устойчивые статьи (капитал, резервы). Если есть убытки, то они вычитаются.

Таблица 2

Наименование статей

Абсолютные величины

Относительные величины

Изменения

на начало года, тыс. руб.

на конец года, тыс. руб.

на начало года,%

на конец года,%

в абсолютных величинах, тыс. руб.

в структуре,%

в%к величине на начало года

в%к изменению итога баланса

1

2

3

4

5

6=3-2

7=5-4

8=

6/2*100

9=

6/3*100

Актив

А1

1 676 548

1 525 872

37,48

28,25

-150 676

-9,23

-8,98

-9,87

А2

156 381

315 464

3,53

5,84

+ 159 083

+ 2,31

+ 101,72

+ 50,42

А3

173 601

94 742

3,91

1,75

-78 859

-2,16

-45,42

-83,23

А4

2 423 005

3 464 181

54,70

64,14

+ 1 041 176

+ 9,44

+ 4,97

+ 30,05

Итого

активов

4 429 535

5 400 259

Пассив

П1

320 207

136 219

7,22

2,52

-183 988

-4,70

-57,45

-1,35

П2

7 293

9 318

0,16

0,17

+ 2 025

+ 0,01

+ 27,76

+ 21,73

П3

-

-

-

-

-

-

-

-

П4

4 102 035

5 254 722

92,60

97,30

+ 1 152 687

+ 4,70

+ 28,10

+ 21,93

Итого пассивов

4 429 535

5 400 259

Относительные величины:

УДА1 = А1/Б * 100

УДА1 (0) = 1 676 548/4 429 535 * 100 = 37,48%

УДА1 (1) = 1 525 872/5 400 259 * 100 = 28,25%

УДА2 = А2/Б * 100

УДА2 (0) = 156 381/4 429 535 * 100 = 3,53%

УДА2 (1) = 315 464/5 400 259 * 100 = 5,84%

УДА3 = А3/Б * 100

УДА3 (0) = 173 601/4 429 535 * 100 = 3,91%

УДА3 (1) = 94 742/5 400 259 * 100 = 1,75%

УДА4 = А4/Б * 100

УДА4 (0) = 2 423 005/4 429 535 * 100 = 54,70%

УДА4 (1) = 3 464 181/5 400 259 * 100 = 64,14%

УДП 1 = П1/Б * 100

УДП1 (0) = 320 207/4 429 535 * 100 = 7,22%

УДП1 (1) = 136 219/5 400 259 * 100 = 2,52%

УДП2 = П2/Б * 100

УДП2 (0) = 7 293/4 429 535 * 100 = 0,16%

УДП2 (1) = 3 318/5 400 259 * 100 = 0,17%

УДП4 = П3/Б * 100

УДП4 (0) = 4 102 035/4 429 535 * 100 = 92,60%

УДП4 (1) = 5 254 722/5 400 259 * 100 = 97,30%

где Б - баланс (тыс. руб)

Изменения в абсолютных величинах:

А1 = 1 525 872 - 1 675 548 = - 150 676 тыс. руб.

А2 = 315 464 - 156 381 = + 159 083 тыс. руб.

А3 = 94 742 - 173 601 = - 78 859 тыс. руб.

А4 = 3 464 181 - 2 423 005 = + 1 041 176 тыс. руб.





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Организация деятельности торгового предприятия на примере магазина "DENIM"
Курсовая работа Методика патриотического воспитания в начальной школе
Курсовая работа Формы обеспечения возвратности банковского кредита 2
Курсовая работа Управление затратами
Курсовая работа Романский и готический стили западноевропейского средневековья
Курсовая работа Право собственности
Курсовая работа Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов
Курсовая работа Современные формы и системы организации оплаты труда в организации
Курсовая работа Условия предоставления международного банковского кредита
Курсовая работа Усыновление (удочерение)
Курсовая работа Учет и анализ готовой продукции (на примере ЗАО "Рабочий")
Курсовая работа Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников
Курсовая работа Оптимизация численности персонала
Курсовая работа Оценка финансового состояния предприятия
Курсовая работа Аудит расчетов с персоналом по оплате труда