Введение
Коммерческие банки являются одним из центральных элементов рыночной системы. Эффективность банковской деятельности – необходимое развитие поступательного развития любой национальной экономики, ведь банковские услуги постоянно используют в своей деятельности и домашние хозяйства, и предприятия, и государственные структуры. Нет ни одного экономического субъекта, не потребляющего услуг коммерческих банков. Ассортимент таких услуг достаточно широк, и тем не менее постоянно появляются новые, происходит модификация традиционных банковских продуктов. Вряд ли можно назвать такую отрасль народного хозяйства, в которой не было бы экономических интересов коммерческих банков.
В период перестройки в России считалось, что коммерческие банки – это банки, основной целью которых является получение максимальной прибыли. Данный тезис был продекларирован даже в законе «О банках и банковской деятельности». Однако, дальнейшее развитие банковской системы показало, что в условиях рыночной экономики банки должны не только стремиться к получению максимально возможных доходов, но и минимизировать риски, обеспечить ликвидность, надежность и стабильность функционирования, планировать свою деятельность с учетом интересов всего общества, в том числе участвовать в реализации социально ориентированных проектов и программ, поддерживать свой имидж, развивать филиальную сеть,предоставлять более широкий спектр услуг большему числу клиентов.
Анализ деятельности коммерческого банка имеет большое значение, прежде всего для самого банка. При анализе выявляются сильные и слабые стороны, рассчитываются все финансовые показатели, на основе которых принимаются управленческие решения.
Целью данной курсовой работы является рассмотреть банковские продукты и услуги и проанализировать деятельность одного из коммерческих банков, выявить его слабые стороны и определить меры по улучшению деятельности данного банка.
1. Характеристика современных банковских услуг
Банковская услуга — это результат отдельных технических, технологических, интеллектуальных, профессиональных и других действий, направленных на удовлетворение потребностей клиентов банка.
Отдельные услуги банка всегда складываются в комплекс услуг, предоставленных в определенной последовательности. Только комплекс банковских услуг способен удовлетворить конкретную финансовую потребность клиента, а значит, его и следует называть банковским продуктом. Таким образом, банковский продукт — это взаимосвязанный комплекс специфических банковских услуг, предоставленных клиенту в определенной последовательности и удовлетворяющих его конкретную финансовую потребность. Например, полученная клиентом информация о предоставляемом банком кредите, оформленный кредитный договор, открытый ссудный счет и т. д. — это банковские услуги, а их совокупность, имеющая своим следствием для клиента возможность воспользоваться заемными средствами, — это банковский продукт.
Распространено определение банковских услуг как «массовых операций». О банковских услугах речь может идти лишь в рамках взаимоотношений «клиент-банк». Именно наличие клиента и позволяет говорить об операции банка в качестве его услуги.
Услуги коммерческих банков можно определить как проведение банковских операций по поручению клиента в его пользу за определенную плату.
Рассмотрим виды банковских услуг:
1.Учредительная деятельность банка, или долевое участие в собственности.
К учредительной деятельности относится долевое участие средствами банка или путем приобретения акций и других ценных бумаг в учреждении и деятельности российских и иностранных организаций, осуществлении на долевых началах совместной деятельности по реализации целевых программ и научно-технических проектов, созданию, тиражированию и применению отдельных видов продукции (с разделением на долевых началах стоимостного эффекта).
Государство может поощрять совместную деятельность банков посредством использования экономических регуляторов: льгот в налогообложении, сокращения обязательных резервов, предоставления кредитов Банка России на льготных условиях и т.д. Подобное экономическое принуждение может привести коммерческие банки к необходимости выступать совместно, и таким образом может быть достигнут максимальный результат.
К указанной деятельности можно отнести: организацию или вхождение в финансово-кредитные и небанковские ассоциации, консорциумы, объединения и другие виды крупных структур экономического и организационного характера на территории СНГ и за границей; учреждение или участие в учреждении целевых денежных фондов (при осуществлении на основании договора поручения аккумуляции средств этих фондов и управления ими).
Расширение масштабов указанной деятельности коммерческих банков определяется их стремлением гарантировать свою устойчивость на базе вхождения в крупные организационные структуры, диверсифицировать свои активы на основе долевого участия в создании предприятий с участием иностранного капитала, совершении сделок по производству пользующейся спросом продукции, в том числе продукции научно-технического характера.
В качестве примера можно привести осуществление банком финансовой поддержки и экономических экспериментов, организацию и апробирование с участием научных организаций и других банков теоретических и прикладных разработок в области совершенствования хозяйственного и денежно-кредитного механизма, включая новые виды банковских технологий, услуг и операций. Для решения этих задач могут утверждаться целевые денежные фонды. Источниками финансирования могут быть отчисления от прибыли учредителей-банков и научных организаций, выручка от реализации научно-технической продукции, принадлежащей фондам, добровольные взносы и другие средства.
2.Прием банком на себя поручительства и выдача гарантий
Поручительство выполняется банком от имени и за счет другой стороны (доверителя), на возмездной основе, если это предусмотрено действующим законодательством или установлено в договоре поручения по согласованию сторон.
Деятельность банка, связанная с поручительством и гарантией обязательств клиентов (юридических и физических лиц), регулируется соответствующими нормами гражданского права. В частности, по договору поручительства банк-поручитель обязуется перед кредитором своего клиента отвечать за исполнение последним своего обязательства полностью или частично. Банк выполняет данные услуги под соответствующее обеспечение.
Объектами услуг по поручению могут быть все виды сделок, в том числе сделки купли-продажи, договоры поставки и другие. В товарно-комиссионных операциях банку при заключении им сделки купли-продажи от своего имени и по поручению комитента часто выгодно не указывать конечного покупателя, а покупателю продавца, иначе роль банка как посредника может быть быстро утрачена. В операциях по поручению это невозможно, поскольку банк заключает сделку не от своего имени, а от имени доверителя. Это может служить сдерживающим фактором развития услуг по поручению.
3.Трастовые услуги банка
Трастовые, или доверительные, услуги выполняются банком от имени и за счет другой стороны (доверителя), на возмездной основе, если это предусмотрено действующим законодательством или установлено в договоре поручения по согласованию сторон.
Трастовые услуги носят посреднический характер и всегда конкретны. Их суть заключается в передаче клиентами банкам своего имущества для последующего инвестирования этих средств от имени владельцев и по их поручению на различных финансовых рынках с целью получения прибыли для клиентов, с которой банки взимают определенную плату в виде банковской комиссии. Доверительные операции отражают сущность банковской деятельности вообще - ее пассивно-активный характер, заключающийся в привлечении средств и их последующем размещении для извлечения прибыли.
Сущность трастовых операций заключается в том, что доверенное лицо на основании заключенного между заинтересованными сторонами договора либо по завещанию приобретает соответствующие права и выступает распорядителем имущества, включая остатки средств на банковских счетах.
В процессе выполнения услуг по поручению банк выступает в роли представителя интересов доверителя и никаких прав и обязанностей, вытекающих из существа сделок, совершенных от имени клиента, не приобретает. Все расходы, необходимые для выполнения поручения, несет доверитель, поэтому вознаграждение по договору поручения полностью относится на доходы банка. Как и по договору комиссии, банк не несет ответственности за убытки, возникшие не по его вине. Вместе с тем доверительные услуги представляют и значимую степень риска для банка, поскольку он распоряжается не собственными средствами, а средствами (имуществом) своих клиентов, что повышает и ответственность банковских работников, осуществляющих управление доверенными банку инвестиционными портфелями.
4. Товарно-комиссионные операции
Приобретение и продажа по поручению, а также за свой счет различных ценностей, товаров, имущества, информации и научно-технической продукции – эти и другие операции банка, которые согласно действующему законодательству могут быть предметом комиссии, выполняют коммерческие банки.
Товарно-комиссионные операции банков регулируются действующими в настоящее время нормами гражданского права, регламентирующими содержание и порядок исполнения договоров комиссии.
Основные формы товарно-комиссионных операций: простые сделки по приобретению или реализации на комиссионных началах отдельных партий товаров; крупные комиссионные договоры, по которым банк принимает на себя обязанность производить всю реализацию продукции какого-либо предприятия или осуществлять его гарантированное снабжение. Объектом товарно-комиссионной операции может быть любой вид продукции, не подлежащий фондированному распределению.
Комиссионное поручение дает право банку-комиссионеру заключать сделки купли-продажи от своего имени за счет и в интересах комитента (юридического или физического лица). При заключении договора комиссии банк-комиссионер и комитент согласовывают количественные и качественные требования к товару – объекту сделки , сроки и условия его поставки, требования по страхованию товара, размеры комиссионного вознаграждения, размеры и порядок участия кредита в сделке, условия оплаты товара и др.
По условиям комиссионной сделки клиент банка обычно оплачивает все дополнительные расходы связанные с куплей-продажей товара: транспортные и страховые затраты, расходы на оплату услуг связи, складские, рекламные расходы и т.п. Таким образом, комиссионное вознаграждение банку, если договором не предусмотрен иной порядок распределения расходов, полностью относится на доходы банка. При невыполнении поручения банком по независящим от него причинам комитент обязан возместить банку все расходы, связанные с поручением.
Банк не несет ответственности за утрату товара, если товар не был застрахован, а также, если это произошло по независящим от банка причинам.
В последние годы в мире спрос на комиссионные услуги растет в связи с приобретением научно-технической продукцией и основными фондами товарной формы, а также в результате роста количества самостоятельных субъектов хозяйствования, выступающих на рынке и базирующихся на разных формах собственности. Увеличение объема товарных операций коммерческих банков обусловливается также все более частой реализацией залогового права банков. Вложения в легкореализуемые ценности, принятые на комиссию, могут быть при дефицитном рынке более ликвидными активами, чем вложения банка в краткосрочные ссуды и фондовые ценности.
Повышение доли материальных активов является средством страхования активов банка от обеспечения в условиях инфляционной экономики.
Разновидности товарно-комиссионных операций банка:
5.Факторинговые операции банка
Факторинг (от лат. Factor- агент, посредник) представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Основой факторинговой операции являются покупка банком (или факторинговой фирмой) счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку (или факторинговой фирме) права требования платежа с дебитора.
Банки покупают счета-фактуры поставщика на условиях немедленной оплаты 80% стоимости этих счетов-фактур. Оставшиеся 20% выплачиваются банком (за вычетом процентов за кредит и комиссии за услуги) после получения платежа от дебитора или независимо от поступления платежа от дебитора.
Цель факторингового обслуживания – своевременное инкассирование долгов для минимизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появления безнадежных долгов, предоставление (по желанию клиента) кредита в форме предварительной оплаты, помощь в управлении кредитом и ведении бухгалтерского учета, создание условий для производственной деятельности, соответственно помощь в увеличении оборота и прибыли предпринимателя.
Факторинговые операции осуществляются на основании договоров, причем могут заключаться как договоры о полном обслуживании клиента банка, так и договоры о предварительной оплате требований.
Договор о полном обслуживании клиента заключается при постоянных, длительных контактах поставщика и банка. В этом договоре предусматриваются: переуступка поставщиком всех счетов на своих покупателей, защита от появления сомнительных долгов (договор без права регресса), ведение дебиторского учета и управление кредитом, обеспечение гарантированного притока средств.
Договор о предварительной оплате требований предполагает переуступку части счетов-фактур на покупателей, частичную оплату счетов-фактуры (80%) и ведение дебиторского учета.
Факторинг позволяет ускорить получение платежей поставщиком от своих контрагентов, гарантирует оплату счетов, снижает расходы по учету счетов-фактур у поставщика, обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при финансовых затруднениях у покупателя, улучшает финансовые показатели поставщика. Подобные преимущества факторинга особенно важны в России, когда неплатежи предприятий достигают существенных размеров. Вместе с тем факторинг не лишен недостатков. Во-первых, это наличие кредитного риска по факторинговым операциям. Для минимизации негативного влияния кредитного риска банки определяют лимиты задолженности плательщика, устанавливают лимиты отгрузки товаров поставщику, проводят страхование по отдельным сделкам. Во-вторых, это сложности применения факторинга в условиях инфляционной экономики, когда происходит постоянное обесценение рубля и соответственно суммы платежа.
6.Форфейтинг
Форфейтинг (от фр.aforfeit) – это покупка долга, выраженного в оборотном документе, таком, как, например, переводной или простой вексель, у кредитора на безвозвратной основе.
Покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе (форфейтинге) от своего права на обращение регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит со скидкой.
Механизм форфейтинга используется в сделках двух видов:
· В финансовых сделках – в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;
· В экспортных сделках – для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.
Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг (например, аккредитивы). Важно, чтобы эти бумаги были «чистыми» (содержащими абстрактное обязательство).
Привлекательность форфейтинга увеличивается в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, недостатком валюты для оплаты импортируемых товаров (во многих развивающихся странах), усилением политических рисков и по некоторым иным обстоятельствам.
В последние годы расширение сферы форфейтинговых услуг в странах с развитой рыночной экономикой шло по линии инвестиций в форфейтинговые активы.
Покупая активы, форфейтер осуществляет инвестирование. Возможно, он не хочет держать свои средства в подобной форме в течение длительного времени, а наоборот, стремится к перепродаже инвестиций другому лицу, также становящемуся форфейтером. В результате последующей перепродажи долгов возникает вторичный форфейтинговый рынок.
Форфейтер может перепродать часть активов, находящихся в его собственности, поскольку природа сделки позволяет дробить долг на любое количество частей, на каждую из которых оформляется вексель со своим сроком погашения. Один или несколько таких векселей могут быть проданы.
Развитие рынка форфейтинговых услуг в последние годы шло по линии синдицирования – объединения покупателей в синдикаты. Эта тенденция соответствует процессу объединения банков как кредиторов. Сам процесс объединения происходит обычным образом: форфейтеры договариваются друг с другом о том, какую часть форфейтинговых бумаг приобретет каждый из них. Как правило, разные бумаги покупают разные форфейтеры. Но если суммы велики, то даже отдельные бумаги могут быть разделены между форфейтерами по договору участия. Правда, данный способ усложняет обращение бумаг, что в свою очередь снижает потенциальную возможность их попадания на вторичный рынок. Поэтому на практике к такому способу прибегают редко.
7.Лизинговые операции банка
Лизинг (от англ. Leasing – сдавать в наем) – долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения.
В зависимости от срока различают следующие виды аренды:
· краткосрочная аренда (рентинг) – сроком от одного дня до одного года,
· среднесрочная аренда (хайринг) – сроком от одного года до трех лет,
· долгосрочная аренда (лизинг) – сроком от трех до 20 лет и более.
В зависимости от арендуемого объекта различают лизинг движимого имущества и лизинг недвижимого имущества.
В зависимости от вида лизинговой сделки различают следующие виды лизинга.
Оперативный лизинг – это арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду объектов, не покрываются арендными платежами от одного контракта. Иногда оперативный лизинг определяют как переуступку оборудования (имущества) на срок меньший, чем период жизни этого оборудования. Заказчик получает в распоряжение имущество на определенный срок или на один производственный цикл. При этом лизинговый договор заключают обычно на два-пять лет. К истечению срока действия договора арендатор может:
· завершить арендные платежи и вернуть имущество банку;
· возобновить договор на новых условиях;
· закупить имущество по согласованной к моменту заключения договора цене.
Финансовый лизинг – это соглашение, предусматривающее в течение периода своего действия выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую её часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя.
При возвратном лизинге банк заключает договор на закупку имущества с целью его переуступки продавцу. Например, при лизинге недвижимости объектом сделки служат здания, сооружения, которые после окончания срока аренды (до 20лет) могут быть проданы арендатору. Этот вид лизинга требует больших инвестиций и осуществляется банковским консорциумом.
Международный лизинг – это финансовый лизинг, при котором одна из сторон принадлежит другой стране.
Различают следующие виды лизинговых операций в зависимости от взаимоотношений субъектов сделки – заемщика и арендодателя. Прямой лизинг предполагает, что арендодателем выступает изготовитель или владелец имущества; косвенный лизинг – это сдача в аренду имущества через посредника.
По типу финансирования различают срочный лизинг (одноразовая аренда) и револьверный (возобновляемый) лизинг, когда по истечении первого срока договор продлевается.
По отношению к арендуемому имуществу лизинг подразделяется на чистый лизинг (дополнительные расходы берет на себя арендатор) и полный лизинг (арендодатель берет на себя техническое обслуживание имущества и другие расходы).
Составление лизингового договора и оформление необходимых документов требуют от работников банка специальных знаний и опыта. При расчете платежей по лизинговому договору необходимо, например, учитывать следующие факторы: процентную ставку по кредитам, нормы и порядок начисления амортизационных отчислений, срок службы имущества, предполагаемую остаточную стоимость имущества, операционные расходы лизингового отдела банка, ставки подоходного налога для потенциального арендатора, сумму кредитов других банков и процент по ним в случае необходимости.
Проведение лизинговой операции связано с рисками: с риском наложения ареста на имущество, изъятия в доход бюджета; риском плохого обслуживания оборудования или имущества; риском невыгодной перепродажи имущества на рынке подержанных товаров; риском больших денежных временных расходов на возврат и перепродажу имущества. Поэтому участники сделки страхуются от подобного рода рисков. При этом используют различные методы преодоления риска невозврата имущества, включая страхование его остаточной стоимости и обязательства арендатора по продаже имущества.
8. Складские операции банка
Передача заложенных ценностей на хранение в банк как один из возможных режимов залога, развитие товарно-комиссионных операций предполагают совершение банками складских операций. Для этого банки создают соответствующую инфраструктуру.
Одной из подобных операций в настоящее время является прием банком на хранение вещевых вкладов. Эта операция широко применяется в коммерческих банках Запада. В зарубежной практике она выполняется банками в двух формах: предоставление сейфов для хранения ценностей и хранение ценных бумаг в стальной камере.
Сейфы для хранения ценностей сдаются клиентам в аренду. По договору клиент в состоянии контролировать свои ценности в любое время. Банк лишь предоставляет сейф (ячейку) и обеспечивает оказание услуг, связанных с хранением, а также обеспечивает доступ к сейфу. Это означает гарантию банка, что только клиент, арендующий сейф, или его представитель будут допущены к сейфу. Причем в сейфе могут храниться как ценные бумаги, так и личные вещи клиента банка.
Хранение ценностей в стальной камере отличается от услуг по предоставлению сейфов в пользование гражданам: банк принимает на хранение ценные бумаги клиента и выступает в роли агента. Иногда клиент может обратиться в банк с просьбой не только хранить ценные бумаги в камере, но и во время его длительного отсутствия отрезать купоны облигаций и предъявлять их для выплаты процентов, получать дивиденды и зачислять полученные средства на его счет.
В России коммерческие банки выполняют услуги по предоставлению индивидуальных сейфов для хранения ценностей и документов граждан, гарантируя анонимность вложения и сохранность принятых ценностей и документов. Срок хранения устанавливается вкладчиком. По желанию вкладчика первоначальное вложение может сделать доверенное лицо по нотариально заверенной доверенности. Плата за аренду сейфовой ячейки взимается по договорным ценам в зависимости от емкости ячейки.
9. Осуществление банком научно-технических разработок собственными силами
Обычно банки проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с организацией производства средств автоматизации банковской деятельности и оргтехники, созданием и сопровождением соответствующего программного обеспечения, а также с внедрением новых видов банковских услуг и операций, основанных на автоматизированных технологиях.
В состав научно-технической продукции, разрабатываемой банками собственными силами, входит и создание методической, организационной документации по вопросам учреждения и организационно-технических условий деятельности юридических лиц, находящихся в различных формах собственности, их структурных подразделений и т.д. Подобная документация может касаться и общих условий деятельности, и отдельных ее сторон: совершенствования управления, внедрения новых форм хозяйствования, вопросов денежно-кредитных отношений, ценообразования, внешних связей, организации учета, финансовых нормативов и т.д. Научно-техническая продукция, разрабатываемая банками, может включать также сметную документацию по несложным объектам технического перевооружения, капитального ремонта и т.п.
10. Фондовые операции
К фондовым операциям относятся операции по выпуску и размещению ценных бумаг эмитента, выполнение банками поручений клиентов по продаже или покупке определенных ценных бумаг, их хранению, управлению ценными бумагами и т.п. В этом случае банки получают доходы по хранящимся ценным бумагам и извещают клиентов о всех поступлениях. Банки могут заниматься погашением бумаг с истекшим сроком, получением денег по закладным, а также покупкой и продажей, получением и доставкой ценных бумаг, их обменом, выкупом привилегированных акций и подписных сертификатов.
В нашей стране пока не сложился необходимый опыт проведения банковских операций с ценными бумагами, рынок ценных бумаг находится в стадии становления. Поэтому для определения перспектив развития банковских фондовых операций целесообразно обратиться к мировому опыту. Значение операций западных банков с ценными бумагами определяется необходимостью предоставления клиентам широкого спектра услуг по всем направлениям банковского обслуживания.
Разнообразная экономическая деятельность на рынке ценных бумаг западных стран порождает большой интерес банков и их клиентов к использованию ценных бумаг как средства обеспечения ссуд. Ценные бумаги широко применяются в банковской практике как средство залога.
В нашей стране по мере развития рыночных отношений, в частности, формирования рынка ценных бумаг, усиления конкуренции в банковской сфере, создаются реальные предпосылки для творческого осмысления опыта банков западных стран и его внедрения.
11. Прочие (дополнительные) услуги банка
· оказание информационных посреднических услуг, которые предполагают подбор учредителей, участников научно-технической разработки, участников обменных операций, продавцов и покупателей, контрагентов иных типов сделок, подбор кадров и т.п.;
· образование банков данных по материалам, ресурсам, оборудованию, возможности предоставления их в лизинг, аренду и другие формы обмена товарно-материальными ценностями;
· оказание информационно-аналитических и маркетинговых услуг;
· проведение маркетинговых исследований рынка по заказу клиента;
· оказание информационно-справочных услуг: предоставление копий документов (расчетных и др.), помощь в розыске сумм, наведение справок в архиве банка и пр.,;
· оказание консультационно-правовых услуг;
· оказание патентных услуг;
· оказание рекламно-издательских и выставочных услуг, организация научно-технических семинаров, совещаний, конференций и т.д.
· оказание услуг по оформлению и регистрации сделок и документов, в том числе по международным расчетам и другим внешнеэкономическим операциям;
· оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, кассового и финансового хозяйства предприятий и крупных организационных структур (концернов, объединений и др.), по ведению расчетно-кассовых операций клиентов в соответствии с заключенными договорами, выполнению проверок обеспечения по долговым обязательствам, проведению ревизий на основании договоров с вышестоящими организациями клиентов;
· оказание услуг по кассовому обслуживанию клиентов (предварительная подготовка и доставка клиентам наличных денег для выплаты заработной платы и других платежей);
· страхование кредитных и депозитных рисков, заложенного в российских и иностранных банках имущества организаций и граждан, выполнение других страховых операций;
· подготовка кадров для других коммерческих банков, создание банковских школ, центров подготовки и переподготовки кадров и т.п.;
· оказание других услуг и осуществление операций, не запрещенных законодательством, на проведение которых банками нет ограничений в банковском законодательстве.
12. Современные банковские продукты и технологии
Пластиковые карты.
Механизм действия системы электронных расчетов основан на применении пластиковых карт и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте.
На пластиковой карте хранится определенный набор информации. Она может служить пропуском в здание, средством доступа к компьютеру, водительским удостоверением, использоваться для оплаты телефонных переговоров и т.д.
Все карты могут подразделяться на личные (выдаются частным лицам) и корпоративные (выдаются юридическим лицам).
По функциональному признаку пластиковые карты можно подразделить:
1) магнитные карты (на них нанесены имя изготовителя, его фирменный знак, имя владельца и его идентификационный код- все это напечатано рельефно на лицевой стороне карты, на оборотной стороне есть магнитная полоса, хранящая информацию до 100 байтов):
кредитные; платежные (дебетовые); экзекьютивные (исполнительные);
чековые гарантийные; с фиксированной покупательной способностью – телефонные и пр.
2) электронные многофункциональные карты: микропроцессорные:
( карты памяти (memorycards); интеллектуальные карты (smartcards);
суперинтеллектуальные карты (supersmartcards)); лазерные.
Положительные стороны применения пластиковых карт: снижение риска (можно не носить с собой большие суммы денег), возможность моментально оплатить покупку, не нужно заботиться о конвертировании валюты, при утере карты достаточно сразу сообщить в банк для заблокировки карты, престижность, на внесенные в банк деньги можно получать проценты.
Отрицательные стороны: плата за удобство, карты принимают не во всех магазинах.
Банк заинтересован работать с картами исходя из следующих соображений: они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов; получение комиссионных за все операции с картами; повышается конкурентный потенциал банка.
Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях.
Важным направлением обслуживания клиентов банков с использованием новейшей электронной техники является предоставление им электронных услуг в магазинах. В системах межбанковских электронных переводов денежных средств в торговых организациях перечисляются средства со счета покупателя на счет продавца в момент покупки или в отдельных случаях с отсрочкой платежа по желанию клиента. Большая часть операций выполняется при помощи пластиковых карт, которые вышли на первое место в организации платежного оборота высокоразвитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки. В последние годы ведутся работы по внедрению многоцелевых карт, которые можно использовать как кредитные, платежные, чековые гарантийные карты.
Карты для пользования данными системами — необходимый элемент процедуры перечисления средств. Продавец пропускает карту через специальный терминал и проверяет ее покупательную способность, после чего осуществляется платеж. Вся операция занимает не более 30 секунд.
HomeBanking – банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте.
Наряду с использованием банкоматов, электронных систем расчетов и платежей ведение банковских операций на дому представляет собой самостоятельную форму банковских услуг населению, основанных на использовании электронной техники.
Пользователи систем электронных банковских услуг на дому самостоятельно приобретают необходимое оборудование, а банк консультирует клиентов по вопросам оборудования домашних терминалов и приобретения необходимого программного обеспечения. Подобные системы позволяют клиенту банка подключиться по телекоммуникационным линиям связи (телефон или видео) к банковскому компьютеру. В данном случае банковские операции могут осуществляться семь дней в неделю круглосуточно. Перед началом каждой операции владелец счета использует ключ в коде защиты от неправомочного подключения к системе. Пользование данной системой позволяет управлять текущим счетом, вкладом, расчетами клиента с бюджетом, счетами платежей и сбережений.
Аналогичные услуги предоставляют своим клиентам и коммерческие банки, работающие в тесном контакте с компаниями — разработчиками новейшего программного обеспечения и компьютерных систем.
Система «Клиент — Банк» позволяет:
• передавать в банк платежные документы;
• получать выписки со счетов клиентов;
• получать электронные копии платежных документов по зачислению средств на счета клиентов;
• обмениваться с банком электронными текстовыми сообщениями;
• получать справочную информацию (перечень выполняемых банковских операций, курсы валют и т.д.);
• осуществлять импорт (экспорт) информации с системой автоматизации предприятия клиента.
«Клиент — Банк» обладает многоуровневой системой защиты и обеспечивает достоверность, сохранность и конфиденциальность передаваемой информации. Для клиента банка сдерживающим моментом для вступления в число пользователей подобных систем остается плата за пользование услугами системы.
Практическая часть.
Проанализировать деятельность коммерческого банка «Бизнес-Сервис-Траст», рассчитать все необходимые показатели и предложить меры по улучшению деятельности банка.
Таблица 1
Анализ кредитного портфеля
Структура кредитного портфеля по срокам | Тыс. руб. | % | Структура кредитного портфеля по категории заемщиков | Тыс. руб. | % |
Кредиты до востребования и до 30 дней | 5 339 | 0,64 | Госсектор | 0 | |
Коммерческие организации | 274 215 | 32,88 | |||
Кредиты от 31 до 90 дней | 5 215 | 0,62 | Некоммерческие организации | 381 | 0,04 |
Кредиты от 91 до 180 дней | 155 540 | 18,65 | Индивидуальные предприниматели | 7 073 | 0,85 |
Кредиты от 181 до 1 года | 339 667 | 40,73 | Физ. лица – всего, в том числе потребительские ссуды | 552 346 | 66,23 |
498 523 | |||||
Кредиты от 1 до 3 лет | 211 380 | 25,34 | |||
Кредиты свыше 3 лет | 116 874 | 14,02 | МБК | - | - |
Просроченные кредиты | 29 486 | - | Учтенные векселя | 1 090 | - |
Итого | 834 015 | 100 | Итого | 834 015 | 100 |
Исходя из таблицы 1 «Анализ кредитного портфеля» общая величина размещенных кредитных средств исследуемого коммерческого банка составляет 834015 тыс. рублей. Наибольший удельный вес в кредитном портфеле занимают кредиты выданные на срок от 181 до 1 года исходя из этого можно предположить, что анализируемый коммерческий банк ориентируется на краткосрочном кредитовании физических лиц, что подтверждает вторая часть представленной таблицы согласно которой удельный вес кредитов выданных физическим лицам составляет 66,23% общего кредитного портфеля.
В составе заемщиков практически отсутствуют государственный сектор и другие коммерческие банки, незначительна доля кредитов выданных индивидуальным предпринимателям, что говорит о слабой диверсификации кредитного портфеля.
Обращает на себя внимание наличие задолженности по кредитам. На 1 рубль выданных ссуд приходится более 3 копеек (29486 / 384015 = 0,035), что является свидетельством недостаточно эффективной методики оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков. Кроме того, в работе банка практически не используется вексельная форма кредитования.
Данные по структуре кредитного портфеля представим в виде диаграмм 1 и 2, которые наглядно отражают все показатели.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Далее проанализируем степень обеспеченности выданных ссуд залогами, гарантиями, поручительствами и т.д., отраженных на внебалансовых счетах и заполним таблицу 2.
Таблица 2
Анализ просроченных ссуд и созданных резервов
Просроченные ссуды и кредиты | Тыс. руб. | % | Созданные резервы | Тыс. руб. | % |
Госсектор | - | - | Госсектор | - | - |
Коммерческие организации | 4 675 | 15,85 | Коммерческие организации | 17 000 | 43,16 |
Некоммерческие организации | - | - | Некоммерческие организации | - | - |
Индивидуальные предприниматели | - | - | Индивидуальные предприниматели | - | - |
Физические лица | 24 811 | 84,15 | Физические лица | 9 020 | 22,9 |
МБК | МБК | - | - | ||
Неоплаченные, неопротестованные векселя | - | - | Резервы на возможные потери по векселям | - | - |
Резервы на возможные потери по просроченным ссудам | 13 368 | 33,94 | |||
Итого | 29 486 | 100 | Итого | 39 388 | 100 |
Исходя из таблицы 2 можно сделать вывод, что в целом созданных банков резервов для покрытия просроченных ссуд и кредитов хватит, т.к. резервы составляют 39388 тыс. руб., что на 9902 тыс. руб. больше всей суммы просроченных ссуд и кредитов. Если рассматривать детально, то увидим, что на просроченные ссуды и кредиты коммерческих организаций банк создал резерв в 3,6 раза превышающий размер данных ссуд и кредитов, а с физическими лицами, наоборот, в 2,8 раза меньше, т.е. банк ожидал просроченные ссуды и кредиты в большей степени со стороны коммерческих организаций. Также банк создал резервы на возможные потери по просроченным ссудам и кредитам резерв в размере 13368 тыс. руб., т.е. на случай вероятности банкротства предприятия или неспособности физических лиц погасить задолженность перед банком по ссудам и кредитам.
Просроченные кредиты и ссуды, созданные резервы представим в виде диаграмм 3 и 4.
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Далее целесообразным является проанализировать инвестиционный портфель банка.
Таблица 3
Анализ инвестиционного портфеля банка
Доля инвестиций в активах банка | Тыс. руб. | % |
1. Долговые обязательства Российской Федерации, приобретенные для перепродажи и по договорам займа | 969 | 7,12 |
2. Долговые обязательства кредитных организаций, приобретенные для перепродажи и по договорам займа | 1 002 | 7,37 |
3. Прочие долговые обязательства, приобретенные для перепродажи и по договорам займа | 7 773 | 57,16 |
4. Прочие некотируемые долговые обязательства, | 1 050 | 7,72 |
5. Прочие котируемые долговые обязательства, приобретенные для инвестирования | 1 000 | 7,35 |
6. Акции кредитных организаций, приобретенные для перепродажи и по договорам займа | 111 | 0,82 |
7. Прочие акции, приобретенные для перепродажи и по договорам займа | 1 282 | 9,43 |
8. Прочие некотируемые акции | 34 | 0,25 |
9. Акции кредитных организаций, приобретенные для инвестирования | 13 | 0,1 |
10. Прочие котируемые акции, приобретенные для инвестирования | 365 | 2,68 |
Итого | 13 599 | 100 |
Исходя из таблицы 3 «Анализ инвестиционного портфеля банка» можно сделать вывод, что банк ориентируется на вложение денежных средств в прочие долговые обязательства для перепродажи и по договорам займа, доля вложений в данные обязательства составляет больше половины всех вложений, а именно 57,16%. На прочие акции, приобретенные для перепродажи и по договорам займа банк вложил 9,43%. Далее по убыванию вложенные средства приходятся на прочие некотируемые долговые обязательства, долговые обязательства кредитных организаций, приобретенные для перепродажи и по договорам займа, прочие котируемые долговые обязательства, приобретенные для инвестирования и долговые обязательства РФ, приобретенные для перепродажи и по договорам займа примерно по 7%. Менее всего банк заинтересован в следующих акциях: акции кредитных организаций, приобретенные для перепродажи и по договорам займа; прочие некотируемые акции; акции кредитных организаций и прочие котируемые акции, приобретенные для инвестирования.
Доля инвестиций в активах банка представлена диаграммой 5.
Диаграмма 5
Также необходим анализ привлеченных средств банка. Для этого составим таблицу 4.
Таблица 4
Анализ привлеченных средств банка
Структура привлеченных средств по срокам | Тыс. руб. | % | Структура привлеченных средств по категории заемщиков | Тыс. руб. | % |
Депозиты до востребования и до 30 дней | 9 902 | 1,46 | Госсектор | 12 835 | 1,89 |
Коммерческие предприятия | 48 810 | 7,20 | |||
Депозиты от 31 до 90 дней | 98 314 | 14,51 | Некоммерческие организации | 8 738 | 1,29 |
Депозиты от 91 до 180 дней | 81 449 | 12,02 | Индивидуальные предприниматели | 5 507 | 0,81 |
Депозиты от 181 до 1 года | 328 318 | 48,46 | Физические лица | 479 855 | 70,83 |
Депозиты от 1 года до 3 лет | 81 510 | 12,03 | МБК | 27 000 | 3,99 |
Выпущенные векселя и банковские акцепты | 94 772 | 13,99 | |||
Депозиты свыше 3 лет | 14 | 0,01 | |||
Расчетные счета | 78 010 | 11,51 | Итого | 677 517 | 100 |
Итого | 677 517 | 100 |
Исходя из таблицы 4 «Анализ привлеченных средств банка» следует, что наибольший процент депозитов (48,46%) составляют депозиты на срок от 181 дней до 1 года, т.е. банк ориентируется на краткосрочные привлеченные средства главным образом от физических лиц (70,83% от всех категорий заемщиков), в то время как от коммерческих организаций банк привлекает только 7,2%, т.е. в 9,8 раз меньше. На депозиты от 31 до 90 дней, от 91 до 180 дней и от 1 года до 3 лет банк ориентируется в меньшей степени, однако, каждая из этих структур привлеченных средств имеет весомое значение- более 12%. И совсем в малом объеме банк привлекает: депозиты до востребования и до 30 дней, а также депозиты свыше 3 лет. А если рассмотреть категории заемщиков, то в меньшей всего степени банк ориентируется на привлечение средств от индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций и госсектора.
Структура привлеченных средств по срокам и по категориям заемщиков представлена диаграммами 6 и 7.
Диаграмма 6
Диаграмма 7
Необходимо проанализировать состав капитала коммерческого банка. Для этого составим таблицу 5.
Таблица 5
Анализ структуры капитала банка
Показатели | Тыс. руб. | % |
1. Обыкновенные акции | 200 000 | 68,25 |
2. Привилегированные акции | 10 000 | 3,41 |
3. Эмиссионный доход | 28 | 0,1 |
4. Прирост стоимости имущества | - | |
5. Фонды банка | 6 040 | 2,06 |
6. Прибыль банка | 76 940 | 26,26 |
Итого основной капитал | 293 008 | 80 |
7. Дополнительный капитал | 73 252 | 20 |
Итого совокупный капитал банка | 366 260 | 100 |
Исходя из таблицы 5 «Анализ структуры капитала банка» следует, что наибольший удельный вес в составе капитала банка занимают обыкновенные акции (68,25%), прибыль достаточно высокая – составляет 26,26%, что говорит об эффективности производимых банком основных операций. Высока доля дополнительного капитала (20%). Эмиссионная деятельность банка приносит малый доход всего 0,1%.Прироста стоимости имущества не было. Структура капитала представлена диаграммой 8 и 9.
Диаграмма 8
Диаграмма 9
Следующим необходимым шагом является анализ структуры доходов и расходов банка.
Таблица 6
Анализ структуры доходов и расходов банка
Статьи доходов | Тыс. руб. | % |
Проценты, полученные по кредитам | 147 957 | 54,93 |
Доходы от операций с ценными бумагами | 6 445 | 2,39 |
Доходы от операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями | 19 983 | 7,42 |
Штрафы, пени, неустойки полученные | 10 687 | 3,97 |
Другие доходы | 84 274 | 31,29 |
Итого доходов | 269 346 | 100 |
Статьи расходов | Тыс. руб. | % |
Проценты, уплаченные за привлеченные кредиты | 208 | 0,11 |
Проценты, уплаченные юридическим лицами по привлеченным средствам | 6 707 | 3,44 |
Проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам | 37 750 | 19,39 |
Расходы по операциям с ценными бумагами | 7 416 | 3,81 |
Расходы по операциям с иностранной валютой и другими валютными ценностями | 19 249 | 9,89 |
Расходы на содержание аппарата управления | 35 454 | 18,21 |
Штрафы, пени, неустойки уплаченные | 306 | 0,15 |
Другие расходы | 87 633 | 45 |
Итого расходов | 194 723 | 100 |
Итого финансовый результат | 74 623 |
Исходя из таблицы 6 «Анализ структуры доходов и расходов банка» следует, что банк от своей деятельности получает прибыль в размере 74623 тыс. руб., что служит доказательством эффективности основных операций деятельности банка (депозитные и кредитные операции). В статьях доходов наибольший удельный вес занимают проценты, полученные по кредитам, т.е. доходы от основного вида деятельности и от других доходов. Операции с иностранной валютой и другими валютными ценностями приносят небольшие доходы. А операции с ценными бумагами являются убыточными, т.к. расходы превышают доходы по данным операциям на 971 тыс.руб. Анализируя статьи доходов и расходов, сопоставим проценты, уплаченные по депозитам, привлеченным кредитам и средствам, и проценты, полученные по кредитам, тогда получим, что первые меньше вторых на 31,99%. Наибольший удельный вес в расходах занимает категория «Другие расходы», которая составляет почти половину всех расходов. Расходы на штрафы, пени, неустойки составляют небольшой процент – всего 0,15.
Структура доходов и расходов банка представлены диаграммами 10 и 11.
Диаграмма 10
Диаграмма 11
На основании ранее представленных данных составим таблицу 7 «Анализ финансовых показателей».
Таблица 7
Анализ финансовых показателей
Показатели | Значение |
1. Финансовые активы банка | 847614 |
2. Финансовые обязательства банка | 677517 |
3. Кредиты | 832925 |
4. Депозиты | 477735 |
5. Чистый спрэд, % | 8,41 |
6. Чистая процентная маржа, тыс.руб. | 103292 |
7. Банковская маржа, % | 8,8 |
8. Отношение процентной маржи к финансовым активам | 0,12 |
9. Отношение процентной маржи к активам банка | 0,1 |
10. Непроцентные доходы за период | 121389 |
11. Непроцентные расходы за период | 150058 |
12. Отношение непроцентных доходов за период к активам банка | 0,12 |
13. Отношение непроцентных расходов за период к активам банка | 0,15 |
14. Соотношение непроцентной и процентной маржи | -0,28 |
15. Уровень доходности активов | 0,26 |
16. Уровень расходов на аппарат управления банка | 0,18 |
17. Уровень расходов по отношению к активам банка | 0,19 |
18. Уровень прибыльности банка | 0,07 |
19. Уровень прибыльности банка без учета доходов по ценным бумагам | 0,07 |
20. Уровень прибыльности финансовых активов банка | 0,09 |
21. Уровень прибыльности финансовых активов банка без учета доходов по ценным бумагам | 0,089 |
22. Уровень прибыльности капитала банка | 0,25 |
23. Уровень прибыльности акционерного капитала банка | 0,36 |
24. Уровень прибыльности акционерного капитала банка без учета доходов по ценным бумагам | 0,36 |
Проанализируем полученные данные таблицы 5 «Анализ финансовых показателей». Главным показателем, характеризующим эффективность деятельности банка является уровень прибыльности. Исходя из этого показателя, банк получает 7 копеек чистой прибыли с рубля вложенных средств. Уровень доходности составляет 26 копеек с рубля вложенных средств, который говорит о том, что уровень расходов достаточно высок и составляет 19 копеек. Исходя из этого, себестоимость банковских услуг значительна. Существуют резервы снижения уровня расходов. Банк может снизить расходы на аппарат управления (с 18 копеек с каждого вложенного рубля, например, до 10 копеек). В то же время существуют другие источники повышения эффективности деятельности коммерческого банка. Если обратить внимание на показатель соотношения процентной и непроцентной маржи можно отметить, что на 1 рубль процентной прибыли приходится порядка 28 копеек непроцентного убытка, который был получен в результате убыточности по операциям, связанным с ценными бумагами. Таким образом, еще одним направлением совершенствования деятельности анализируемого банка является пересмотрение структуры инвестиционного портфеля, например, в сторону увеличения пакета государственных ценных бумаг (т.к. вложения в данный вид ценных бумаг является более надежными).
Одним из основных показателей эффективности деятельности банка является чистый спрэд, который показывает сколько рублей полученных процентов по кредитам приходится на рубль выплаченных процентов по депозитам. В данном случае на каждый полученный рубль по кредитным операциям банк выплачивает 8 копеек по депозитным операциям, т.е. кредитно-депозитные операции анализируемого банка можно отметить как более чем эффективные.
Если проанализируем уровень прибыльности капитала, то увидим, что на рубль основного капитала приходится 25 копеек чистой прибыли, а уровень прибыльности акционерного капитала составил 36 копеек с рубля стоимости обыкновенных и привилегированных акций.
Положительным является то, что активы, приносящие доход, т.е. финансовые активы, превышают финансовые обязательства на 170097 тыс.руб.
Качественные показатели деятельности коммерческого банка представлены в таблице 8 «Нормативы деятельности АКБ «Бизнес-Сервис-Траст».
Таблица 8
Нормативы деятельности АКБ «Бизнес-Сервис-Траст»
Условное обозначение норматива | Наименование норматива | Допустимое значение норматива | Значение норматива |
N1 | Достаточность капитала | Миним. 10% | 28,3 |
N2 | Норматив мгновенной ликвидности | Миним. 15% | 40,8 |
N3 | Норматив текущей ликвидности | Миним. 50% | 76,6 |
N4 | Норматив долгосрочной ликвидности | Максим.120% | 99,6 |
N6 | Максимальный риск на 1 заемщика или группу связанных заемщиков | Максим. 25% | 17,4 |
N7 | Максимальный размер крупных кредитных рисков | Максим.800% | 82,6 |
N9.1 | Максимальный размер кредитов банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам | Максим. 50% | 11,2 |
N10.1 | Совокупная величина риска по инсайдерам банка | Максим. 3% | 2,3 |
N12 | Использование собственных средств для приобретения акций других юридических лиц | Максим. 25% | 0 |
Исходя из представленных данных можно говорить о том, что все показатели находятся в пределах допустимых значений. Если рассматривать в частности, то показатель достаточности капитала превышает нормативное значение более чем на 18%, что говорит об абсолютной достаточности собственного капитала коммерческого банка и о его возможности покрыть свои обязательства в случае наступления непредвиденных потерь. В то же время это может свидетельствовать о недостаточном объеме привлеченных ресурсов. Что касается нормативов ликвидности коммерческого банка, они показывают наличие значительного запаса в использовании имеющихся пассивов. О данном факте свидетельствовали таблицы 1 и 3. Одним из мероприятий повышения эффективности деятельности коммерческого банка может выступать диверсификация инвестиционного портфеля в сторону увеличения сроков совершаемых сделок.
Размер кредитного риска банка находится в пределах нормы, а вот риск по инсайдерам должен настораживать, т.к. показатель 2,3 близок к максимальному значению.
Банк не использует собственных средств для приобретения акций других юридических лиц.
Заключение
Таким образом, на основании произведенного анализа коммерческого банка «Бизнес-Сервис-Траст» можно сделать выводы. Исходя из полученных данных выявлено, что коммерческий банк ориентируется на краткосрочном кредитовании физических лиц.
В составе заемщиков практически отсутствуют государственный сектор и другие коммерческие банки, незначительна доля кредитов выданных индивидуальным предпринимателям, что говорит о слабой диверсификации кредитного портфеля. Поэтому одним из направлений совершенствования деятельности анализируемого банка является диверсификация кредитного портфеля в сторону увеличения кредитов долгосрочного характера.
В ходе анализа резервов банка выявлено, что в целом созданных банков резервов для покрытия просроченных ссуд и кредитов хватит.
При анализе привлеченных средств банка выявлено, что банк ориентируется на краткосрочные привлеченные средства. В меньшей всего степени банк ориентируется на привлечение средств от индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций и госсектора.
Таким образом, и кредитная и депозитная политика имеют краткосрочный характер.
Анализируя состав капитала банка, следует отметить, что наибольшую долю составляют обыкновенные акции, прибыль в составе капитала достаточно высокая. Эмиссионная деятельность банка приносит малый доход.
При анализе структуры доходов и расходов банка можно отметить, что банк в результате своей деятельности получает прибыль в размере 74623 тыс. руб., что служит доказательством эффективности осуществления основных операций банка (кредиты, депозиты), которые являются прибыльными.
Проанализировав прибыльность деятельности банка, установлено, что уровень расходов достаточно высок, поэтому себестоимость банковских услуг значительна. Для более эффективной деятельности банка необходимо снизить уровень расходов. Банк может снизить расходы на аппарат управления. Еще одним направлением совершенствования деятельности анализируемого банка является пересмотрение структуры инвестиционного портфеля, например, в сторону увеличения пакета государственных ценных бумаг.
Одним из основных показателей эффективности деятельности банка является чистый спрэд, в ходе расчета которого выявлено, что кредитно-депозитные операции анализируемого банка более чем эффективные.
Качественные показатели деятельности коммерческого банка находятся в пределах допустимых значений.
Таким образом, деятельность банка «Бизнес-Сервис-Траст» характеризуется как удовлетворительная при эффективных финансовых результатах. При грамотном менеджменте можно будет только улучшить деятельность банка. А на данный период уровень банковского менеджмента недостаточно высок, т.к. имеются просроченные задолженности, руководство банка имеет направленность деятельности на краткосрочное кредитование. Поэтому с целью улучшения деятельности банка в течение ближайшего времени необходимо провести следующие мероприятия:
1. диверсификация кредитного портфеля в сторону увеличения кредитов долгосрочного характера;
2. снизить уровень расходов, путем снижения расходов на аппарат управления;
3. пересмотрение структуры инвестиционного портфеля, например, в сторону увеличения пакета государственных ценных бумаг;
4. отказ банка от осуществления убыточных операций (операций с ценными бумагами).
Список использованной литературы:
1. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др.; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. Наук, проф. О.И. Лаврушина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007.-768с.
2. Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. засл. деят. науки РФ д-ра экон.наук, проф. О.И. Лаврушина.-3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006.- 560с.
3. Деньги, кредит, банки: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.-848с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |