2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Анализ предметной области
1.1. Описание предметной области
1.2. Инфологическое моделирование
2. Инфологическое проектирование
2.1. Модель «сущность-связь»
2.2. Связи между сущностями
1.1. Описание предметной области
В базе "Абитуриент" отражаются личные данные абитуриентов в которых хранятся данные об аттестате, сведения о сдаче вступительных экзаменах, форма обучения а также некоторые дополнительные данные (информация о поданных заявлениях, сведения о родителях, воинский учет, увлечения). Формируются списки на зачисление согласно результатам вступительных экзаменов.
Широкое применение компьютерных технологий в учебном процессе выдвинуло перед работниками приемной комиссии АГПК задачу автоматизировать работу приемной комиссии от момента заполнения личной карточки абитуриента до выполнения различного рода отчетов.
Для работы приемной комиссии была создана программа «Абитуриент АГПК», включающая в себя базу данных в СУБД MS Access.
Спроектированная база данных содержит полную систему взаимосвязанных сведений о поступающих в колледж.
Программа «Абитуриент АГПК» основана на реляционной модели управления БД, т.е. каждая запись в БД содержит информацию, относящуюся к одному конкретному абитуриенту. Разработка пользовательского интерфейса программы «Абитуриент АГПК» делается для создания достаточно реальных форм и отчетов, с возможностью переключения в режим предварительного просмотра, что позволяет легко продемонстрировать пользователю внешний вид приложений.
Для связи таблиц создаётся ключевое поле, которое позволяет закрепить за абитуриентом выбранную им специальность, не вводя повторяющиеся данные, а по одному коду или символу обратиться к нужной таблице и прочесть из нее данные. Для эффективного поиска данных используют индексы, которые незамедлительно позволяют отыскать нужного нам абитуриента из общего списка.
Результатом работы программы «Абитуриент АГПК» являются отчеты, формы, запросы, а на более высоком уровне - макросы (описание объединения нескольких заданий, выполняющихся автоматически).
1.2. Инфологическое моделирование
Пусть необходимо построить базу данных, содержащую информацию об учебном процессе текущего семестра:
· списки студентов групп;
· перечень изучаемых предметов;
· преподавательский состав кафедр, обеспечивающих учебный процесс;
· сведения о лекционных и практических занятиях в каждой из групп;
· результаты сдачи экзаменов (зачетов) по каждому из проведенных занятий.
В результате анализа предметной области выявляются документы - источники данных для создания базы данных.
· Документы справочной информации. Справочная информация содержится в документах «Список студентов групп», «Список преподавателей кафедр», «Список изучаемых предметов». На рис. 2, 3 приведены формы справочных документов для студентов и преподавателей.
· Документы учетной информации. Учетная информация про учебному процессу может быть представлена в планах проведения занятий в группах на текущий семестр, содержащих перечень лекционных и практических занятий по предметам (рис. 4), а также в заполненных экзаменационных ведомостях (рис. 5).
Особо отметим, что документы предметной области не только дают возможность выявить структуру данных, но и являются основой для разработки форм ввода/вывода, отчетов для печати документов.
Список студентов группы № _________
Номер студента |
Фамилия И.О. |
Год рождения |
Адрес |
Балл при поступлении |
|
Количество студентов ___________________
Средний балл в группе при поступлении ___________
Рис. 2. Форма документа со списком студентов группы
Список преподавателей кафедры
Название кафедры ____________
Код кафедры ________ Телефон ______
Заведующий ____________
Таб. номер |
Фамилия И. О. |
Уч. степень |
Уч. звание |
|
Рис. 3. Форма документа со списком преподавателей кафедры
План проведения занятий в группе
группа №___________ семестр__________ /текущий/
Название предмета |
Код предмета |
ФИО преподавателя |
Таб. номер преподавателя |
Вид занятия |
Часы |
|
Рис. 4. Форма документа с перечнем занятий по предмету в группе
Экзаменационная ведомость
Название предмета ______________________ Группа ______________
Преподаватель ______________________________
Вид сдачи __________________________ Дата ____________________
№ п/п |
Фамилия И.О. студента |
Оценка |
Подпись преподавателя |
|
Рис. 5. Форма документа-бланка экзаменационной ведомости
2.1. Модель «сущность-связь»
Инфологическая модель применяется после словесного описания предметной области. На основании анализа предметной области выделим следующие сущности модели «сущность-связь» («Entity Relationship» - ER-модели): «Абитуриенты», «Специализации», «Факультеты», и изобразим их в виде графических обозначений (прямоугольник, в верхней части которого записано имя сущности, а ниже перечисляются атрибуты, причем ключевые атрибуты помечаются подчеркиванием).
Абитуриенты |
|
Код абитуриента |
|
ФИО |
|
Номер личного дела |
|
Награды |
|
Потребность в общежитии |
|
Стаж работы |
Специализации |
|
Код специализации |
|
Наименование |
|
Кафедра |
|
Количество мест |
Факультеты |
|
Код факультета |
|
Название |
Как любая модель, модель «сущность-связь» имеет несколько базовых понятий, которые образуют исходные кирпичики, из которых строятся уже более сложные объекты по заранее определенным правилам.
Сущность, с помощью которой моделируется класс однотипных объектов. Сущность имеет имя, уникальное в пределах моделируемой системы. Так как сущность соответствует некоторому классу однотипных объектов, то предполагается, что в системе существует множество экземпляров данной сущности. Объект, которому соответствует понятие сущности, имеет свой набор атрибутов - характеристик, определяющих свойства данного представителя класса. При этом набор атрибутов должен быть таким, чтобы можно было различать конкретные экземпляры сущности.
Рассмотрим сущности «Кафедра», «Абитуриент», «Преподаватель», «Предмет учебного плана», «Группа».
Определение сущности «Кафедра» в модели ER
Рис. 2. Определение сущности «Абитуриент» в модели ER
Рис. 3. Определение сущности «Преподаватель» в модели ER
Рис. 4. Определение сущности «Дисциплина» в модели ER
Рис.5. Определение сущности «Группа» в модели ER
Реляционная схема базы данных «Учебный процесс» представлена следующими таблицами:
«Группа» - содержит по одной строке для каждой из групп;
«Студенты» - содержит по одной строке для каждого из студентов;
«Кафедра» - содержит по одной строке для каждой из кафедр;
«Преподаватель» - содержит по одной строке для каждого из преподавателей;
«Предмет» - содержит по одной строке для каждого из предметов;
«Учебный план» - содержит по одной строке для каждого вида занятия по каждому предмету отдельного семестра;
«Успеваемость» - содержит по одной строке для каждого результата сдачи отдельным студентом отдельной дисциплины.
Все таблицы базы данных «Учебный процесс» находятся в третьей нормальной форме:
· каждый столбец таблицы неделим, и в рамках одной таблицы нет столбцов с одинаковыми по смыслу значениями (1НФ);
· первичные ключи однозначно определяют запись и неизбыточны, все поля каждой из таблиц зависят от ее первичного ключа (2НФ);
· значение любого поля, не входящего в первичный ключ, не зависит от значения другого поля, тоже не входящего в первичный ключ (3НФ).
В графической форме изображены перечисленные таблицы, их столбцы, первичные и внешние ключи. Задание первичных и внешних ключей сопровождается построением дополнительных структур - индексов, обеспечивающих быстрый доступ к данным через значение ключа.
Структура базы данных
2.2. Связи между сущностями
Между сущностями могут быть установлены связи - бинарные ассоциации, показывающие, каким образом сущности соотносятся или взаимодействуют между собой. Связь может существовать между двумя разными сущностями или между сущностью и ей же самой (рекурсивная связь). Она показывает, как связаны экземпляры сущностей между собой. Если связь устанавливается между двумя сущностями, то она определяет взаимосвязь между экземплярами одной и другой сущности
Связь «один-ко-многим» (1:М), один со стороны «Преподаватель» и многие со стороны «Абитуриент»
В разных нотациях мощность связи изображается по-разному. Между двумя сущностями может быть задано сколько угодно связей с разными смысловыми нагрузками. Связь любого из этих типов может быть обязательной, если в данной связи должен участвовать каждый экземпляр сущности, необязательной - если не каждый экземпляр сущности должен участвовать в данной связи. При этом связь может быть обязательной с одной стороны и необязательной с другой стороны. Обязательность связи тоже по-разному обозначается в разных нотациях. Мы снова используем нотацию POWER DESIGNER. Здесь необязательность связи обозначается пустым кружочком на конце связи, а обязательность перпендикулярной линией, перечеркивающей связь. И эта нотация имеет простую интерпретацию. Кружочек означает, что ни один экземпляр не может участвовать в этой связи. А перпендикуляр интерпретируется как то, что, по крайней мере, один экземпляр сущности участвует в этой связи.
Кроме того, в ER-модели допускается принцип категоризации сущностей. Это значит, что, как в объектно-ориентированных языках программирования, вводится понятие подтипа сущности, то есть сущность может быть представлена в виде двух или более своих подтипов - сущностей, каждая из которых может иметь общие атрибуты и отношения и/или атрибуты и отношения, которые определяются однажды на верхнем уровне и наследуются на нижнем уровне. Все подтипы одной сущности рассматриваются как взаимоисключающие, и при разделении сущности на подтипы она должна быть представлена в виде полного набора взаимоисключающих подтипов. Если на уровне анализа не удается выявить полный перечень подтипов, то вводится специальный подтип, называемый условно «Прочие», который в дальнейшем может быть уточнен. В реальных системах бывает достаточно ввести подтипизацию на двух-трех уровнях.
Сущность имеет имя, уникальное в пределах модели. При этом имя сущности - это имя типа, а не конкретного экземпляра.
Сущности подразделяются на сильные и слабые. Сущность является слабой, если ее существование зависит от другой сущности - сильной по отношению к ней.
Сущность может быть расщеплена на два или более взаимоисключающих подтипов, каждый из которых включает общие атрибуты и/или связи. Эти общие атрибуты и/или связи явно определяются один раз на более высоком уровне. В подтипах могут определяться собственные атрибуты и/или связи. В принципе выделение подтипов может продолжаться на более низких уровнях, но в большинстве случаев оказывается достаточно двух-трех уровней.
Сущность, на основе которой определяются подтипы, называется супертипом. Подтипы должны образовывать полное множество, то есть любой экземпляр супертипа должен относиться к некоторому подтипу. Иногда для полноты множества надо определять дополнительный подтип, например, «Прочие».
Представим предметную область «Учебный процесс» как взаимодействие следующих сущностей: каждый «Абитуриент» сдает экзамен или зачет по некоторому «Предмету» согласно учебному плану. В учебном процессе участвует «Преподаватель», который осуществляет чтение учебного курса и контроль знаний «Абитуриента». В учебном процессе также участвует «Кафедра», которая организовывает работу «Преподавателя». Обучение «Абитуриента» ведется в «Группе» совместно с его одногруппниками.
Следует отметить, что для каждой сущности устанавливается свой код - ключевой атрибут, однозначно характеризующий сущность. Например, обычный номер Абитуриента в группе не может выполнять роль ключа, поскольку для каждой группы эти номера могут повторяться. Для преподавателя атрибут Табельный номер нежелательно брать в качестве ключевого, поскольку все-таки возможно изменение табельного номера.
Для реализации дополнительных функций базы может потребоваться введение дополнительных атрибутов, например, номера зачетной книжки и домашнего телефона Абитуриента, домашнего адреса и домашнего телефона преподавателя, должности преподавателя, рабочей программы, даты сдачи экзамена (зачета) и т.д.
Будем считать для простоты все связи обязательными. Между выделенными сущностями можно выделить, например, следующие связи:
1. «Абитуриенты» объединены в «Группы» (связь М:1).
2. Работу «Преподавателей» организуют «Кафедры» (связь М:1).
3. «Преподаватели» преподают «Предметы учебного плана» (связь 1:М).
5. «Абитуриенты» сдают «Предметы учебного плана» (связь М:М).
Покажем теперь эти связи между всеми сущностями графически с использованием нотации POWER DESIGNER.
Будем считать для простоты, что все Абитуриенты обязательно объединены в группы.
М 1
Моделирование связи между сущностями «Абитуриент» и «Группа»
Аналогичным образом выглядит связь «Преподаватель» и «Кафедра».Для простоты предлагается считать, что каждый преподаватель обязательно работает на какой-нибудь кафедре.
М 1
Моделирование связи между сущностями «Преподаватель» и «Кафедра»
Версия полной ER-модели для базы данных «Учебный процесс».
М 1
1
М
М
1 М 1
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Аттестация муниципальных служащих |
Курсовая работа | Договорные взаимоотношения и партнерские связи в предпринимательской деятельности |
Курсовая работа | Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности |
Курсовая работа | Валютные операции коммерческого банка |
Курсовая работа | Технология изготовления сварной конструкции "Рама" |
Курсовая работа | Брачный договор как способ регулирования имущественных отношений супругов |
Курсовая работа | Типы семей и стили семейного воспитания |
Курсовая работа | Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ |
Курсовая работа | Охрана труда |
Курсовая работа | Развитие ипотечного кредитования в России |
Курсовая работа | Характеристика качеств личности руководителя |
Курсовая работа | Происхождение, сущность, функции денег |
Курсовая работа | Рынок ценных бумаг |
Курсовая работа | Номенклатура дел виды, роль и значение |
Курсовая работа | Особливості роботи соціального педагога в закладах пенітенціарної системи |