http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).
23
План
1) введение
2) влияние основных тяжелых металлов на растения:
а) кобальт;
б) молибден;
в) никель;
г) марганец;
д) медь;
е) цинк.
3) заключение
4) список использованной литературы
Введение
Тяжелые металлы(Cu, Ni, Со, Pb, Sn, Zn, Cd, Bi, Sb, Hg) относятся к микроэлементам. То есть химическим элементам, присутствующим в организмах в низких концентрациях (обычно тысячные доли процента и ниже). Изучение минерального питания растительных организмов включает в себя знакомство и с микроэлементами.
В настоящее время при помощи специальных, особо чувствительных методов удалось определить в составе организмов свыше 60 таких химических элементов. Од-нако можно утверждать, что названное число не является пределом и в состав организмов в самом деле входят все известные химические элементы и их изотопы, (как стабильные, так и радиоактивные).
Химические элементы, которые, входя в состав орга-низмов растений, животных и человека, принимают участие в процессах обмена веществ и обладают выражен-ной биологической ролью, получили название биогенных элементов. К числу биоэлементов относятся: азот, водо-род, железо, йод, калий, кальций, кислород, кобальт, кремний, магний, марганец, медь, молибден, натрий, сера, стронций, углерод, фосфор, фтор, хлор, цинк.
Указанный перечень будет, несомненно, увеличивать-ся по мере роста наших знаний. Например, биогенное значение кобальта и молибдена определилось не-давно. Некоторые элементы биогенны только по отношению к определенным классам, родам, а иногда и видам организмов. Например, бор необхо-дим для растений, но пока не может считаться биоген-ным по отношению к животным и человеку.
Значительное количество химических элементов, по-стоянно обнаруживаемых в организмах, оказывает оп-ределенное влияние на течение процессов обмена ве-ществ и на ряд физиологических функций в эксперимен-те, однако еще не известно, какую роль эти элементы играют в организмах в природных условиях, и поэтому их биогенное значение пока сомнительно. К таким эле-ментам относятся алюминий, барий, бериллий, бром, висмут, галлий, германий, кадмий, литий, мышьяк, ни-кель, олово, радий, ртуть, рубидий, свинец, серебро, сурьма, титан, уран, хром, цезий.
Количественное содержание биоэлементов, входящих в состав организмов, сильно варьирует в зависимости от среды обитания, способа питания, видовой принадлеж-ности и т. п.
Основную массу живого вещества (99,4%) состав-ляют так называемые макроэлементы: О, С, Н, Са, N, К, Р, Мg, S, Cl, Na.
К числу микроэлементов, содержание которых в организме исчисляется тысячными и даже триллионными долями процента, относятся: железо, кобальт, марганец, медь, молибден, цинк, кадмий, фтор, йод, селен, строн-ций, бериллий, литий и др.
Микроэлементам, несмотря на их малое количественное содержание в организмах, принадлежит значительная биологическая роль. Помимо общего благоприятного влияния на процессы роста и развития, установлено специфическое воздействие ряда микроэлементов на важнейшие физиологические процессы -- например, фотосинтез у растений.
Связь между ролью элемента в жи-вом организме и положением его в периодической сис-теме хорошо прослежена для многих микроэлементов, однако далеко еще не все стороны этой зависимости изучены в достаточной степени.
Обратимся теперь к сущности влияния микроэлемен-тов на живой организм. Наиболее характерна высокая биологическая активность микроэлементов, т. е. способ-ность чрезвычайно малых доз их оказывать сильное дей-ствие.
Мощное воздействие микроэлементов на физиологи-ческие процессы и организме объясняется тем, что они вступают в теснейшую связь с биологически активными органическими веществами -- гормонами, витаминами. Изучена также их связь со многими белками и фермен-тами. Именно указанными взаимоотношениями и опре-деляются основные пути вовлечения микроэлементов в биологические процессы.
В настоящее время твердо установлена связь между микроэлементами и витаминами. Показано, что марганец необходим для образования в ряде растений витамина С (аскорбиновой кислоты), предохраняющего человека и, некоторых животных от заболевания цингой. Есть данные, показывающие, что введением марганца можно вы-звать образование аскорбиновой кислоты в организме тех видов животных, которые обычно неспособны к вы-работке этого витамина. Марганец, по-видимому, нужен и для действия витамина D (антирахитного) и B1 (антиневритного). Намечается связь между микроэлементом цинком и витамином В1. Однако наиболее интересно открытие антианемического витамина B12, недо-статок которого в организме приводит к тяжелым фор-мам анемии (злокачественному малокровию). Оказа-лось, что этот витамин -- соединение микроэлемента коба-льта и сложной органической группы.
Как известно, многие металлы, преимущественно микроэлементы, в растворах обладают ярко выражен-ным каталитическим действием, т. е. способны в значительной степени, в сотни тысяч и миллионы раз, уско-рять течение химических реакций. Это каталитическое действие микроэлементы проявляют и в живом организ-ме, особенно тогда, когда они вступают во взаимо-действие с органическими веществами, содержащими азот.
Максимальную каталитическую активность металлы как таковые или, чаще, их металлоорганические (органо-минеральные) соединения приобретают, всту-пая в соединения с белками. Именно такое строение имеют многие биологические катализаторы -- ферменты. Помимо значительного повышения активности, роль белкового компонента заключается в придании таким соединениям, в основном ферментам, специфичности действия.
При взаимодействии микроэлементов с белковыми компонентами ферментов образуются металлоэнзимы. Состав большой группы металлоэнзимов характеризует-ся наличием в них металла в качестве стабильного ком-плекса (железосодержащие ферменты -- каталаза, пероксидаза, цитохромы, цитохромоксидаза и др.).
Геохимические процессы, непрерывно протекающие в земной коре, и эволюция химического состава организ-мов-- процессы сопряженные. Жизнь, по В. И. Вернад-скому, не составляет внешнего, случайного явления на земной поверхности, а теснейшим образом связана со строением земной коры.
Содержание элементов в живом веществе пропорцио-нально составу среды обитания организма с поправкой на растворимость соединений, включающих эти элементы.
С геохимическими провинциями земли тесно связаны биогеохимические провинции--области, характеризующиеся более или менее одинаковой концентрацией одно-го или нескольких элементов. В пределах биогеохимиче-ских провинций с избыточным или недостаточным содержанием определенных элементов наступает своеоб-разная биологическая реакция флоры и фауны данной области, что проявляется в эндемических заболеваниях растений и животных--биогеохимических эндемиях.
Влияние основных тяжелых металлов на растения
КОБАЛЬТ
В биосфере кобальт преимущественно рассеивается, однако на участках, где есть растения -- концентраторы кобальта, образуются кобальтовые месторождения. В верхней части земной коры наблюдается резкая дифференциация кобальта -- в глинах и сланцах в среднем содержится 2·10-3% кобальта, в песчаниках 3·10-5, в известняках 1·10-5. Наиболее бедны кобальтом песчаные почвы лесных районов. В поверхностных водах его мало, в Мировом океане его лишь 5·10-8%. Будучи слабым водным мигрантом, он легко переходит в осадки, адсорбируясь гидроокисями марганца, глинами и другими высокодисперсными минералами.
Содержание кобальта в почвах определяет количест-во этого элемента в составе растений данной местности, а от этого зависит поступление кобальта в организм травоядных животных.
Постоянно присутствуя в тканях растений, кобальт участвует в обменных процессах. В животном организме его содержание зависит от его уровня в кормовых растениях и почвах. Концентрация кобальта в растениях пастбищ и лугов в среднем составляет 2,2·10-5--4,5·10-5% на сухое вещество. Способность к накоплению этого элемента у бобовых выше, чем у злаковых и овощных растений. В связи с высокой способностью к концентрации кобальта морские водоросли по его содержанию мало отличаются от наземных растений, хотя в морской воде его значительно меньше, чем в почвах. Кобальт участвует в ферментных системах клубеньковых бактерий, осуществляющих фиксацию атмосферного азота; стимулирует рост, развитие и продуктивность бобовых и растений ряда других семейств. В микродозах кобальт является необходимым элементом для нормальной жизнедеятельности многих растений и животных. Вместе с тем повышенные концентрации соединений кобальта являются токсичными.
Кобальт применяют в сельском хозяйстве как микроудобрения - удобрения, содержащие микроэлементы (В, Cu, Mn, Zn, Со и др.), т. е. вещества, потребляемые растениями в небольших количествах.
Известкование почв снижает усвояемость растения-ми кобальта. Так же влияет избыток марганца и железа в почвах; наоборот, фосфор усиливает поступление ко-бальта в растения.
Применение кобальтовых солей (сернокислого ко-бальта) в качестве удобрений, как оказалось, способст-вует ускорению созревания ячменя, повышает урожай семян красного клевера, увеличивает содержание жи-ра в семенах льна. Под влиянием кобальта повышается урожайность сахарной свеклы.
Внесение 300 г сернокислого кобальта на 1 га значительно повышает урожай винограда: вес ягод увеличи-вается на 35%, сахаристость -- на 14%, кислотность снижается на 10%.
М. Я. Школьник предлагает вносить кобальт в ка-честве удобрений в следующих дозах: внесение в почву перед посевом -- 2--6 кг на 1 га; внесение в междурядье в виде подкормки -- 0,5 кг на 1 га; внекорневое пита-ние-- 0,1-процентный раствор; намачивание семян -- 0,1-процентный раствор. При внесении кобальтовых удобрений с самолета применяется измельченный сер-нокислый кобальт в дозе 1,415 кг на 1 га.
Помимо чистых химических соединений кобальта, в качестве удобрений могут быть также использованы продукты переработки шлаков никелевого производства и колчеданных огарков.
МОЛИБДЕН
Среднее содержание молибдена в почвах составляет 0,0003%, в изверженных породах -- 0,000154%, в осадочных породах --0,00024%. Больше всего молибдена находится в болотистых почвах и в почвах тундр. Богатство почв органическими веществами обусловливает низкий окислительный потен-циал среды.
Наиболее растворимы в воде и доступны для растений соединения Мо6 в нейтральной и слабощелочной среде. На кислых почвах молибден мало доступен растениям, поэтому в таких условиях сказывается положительно внесение молибденовых удобрений. Влияние молибдена зависит от многих факторов: на кислых почвах эффект молибдена зависит от содержания подвижного алюминия (чем больше алюминия, тем выше эффект молибдена). Между молибденом и марганцем наблюдается обратная зависимость--избыток марганца вызывает недостаток молибдена, и, наоборот, присутствие молибдена улучша-ет состояние растений (льна), болеющих на кислых почвах от избытка марганца. Антагонистическая зависи-мость наблюдается также между молибденом и медью (молибден вытесняет медь).
Молибден особенно важен для бобовых растений; он концентрируется в клубеньках бобовых, способствует их образованию и росту и стимулирует фиксацию клубень-ковыми бактериями атмосферного азота. Входя в состав фермента нитраторедуктазы (являющейся по своему строению молибдофлавопротеином), молибден восста-навливает нитраты у высших и низших растений и сти-мулирует синтез белка в них. Поэтому в условиях не-достатка молибдена в растениях накапливаются нитраты, одновременно уменьшаются азотистая раство-римая фракция и уровень азотистой белковой фракции. Молибден и марганец, по-видимому, катализируют от-дельные реакции, каждая из которых влияет на кон-центрацию аминокислот -- промежуточных продуктов белкового обмена. Молибден активирует реакцию, веду-щую от нитратов к образованию аминокислот, тогда как марганец, по-видимому, активирует дальнейшие фазы превращения аминокислот в белки.
Молибден оказывает положительное влияние не только на бобовые растения, но и на цветную капусту, томаты, сахарную свеклу, лен и др. Растениями-инди-каторами недостатка молибдена могут быть томаты, ко-чанная капуста, шпинат, салат, лимоны.
Молибден необходим не только для процесса синтеза белков в растениях, но и для синтеза витамина С и ка-ротина, синтеза и передвижения углеводов, использова-ния фосфора.
Болезни молибденовой недостаточности:
- болезнь нитевидности цветной капусты. Выражается в уменьшении листовой пластинки. Поражает растения на кислых почвах: известкование может предотвратить появление болезни. Описана преимущественно в Австра-лии и Новой Зеландии.
- желтая пятнистость цитрусовых (рис.1). Выра-жается в появлении желтых пятен на листьях, быстро опадающих. При этом значительно уменьшается количе-ство плодов. Заболевание наблюдается во Флориде (США).
Применяются различные способы внесе-ния молибдена в качестве удобрения. Так, урожай и сахаристость сахарной свеклы увеличиваются при
Рис. 1. «Желтая пятнистость» грейпфрута -- болезнь недостатка молибдена.
внесении в почву путем подкормки в междурядья на 0,5 кг с 1 га, при непосредственном внесении в почву--на 2,8 кг с 1 га. То же было установлено названным автором при изу-чении действия молибдена (молибденовокислого аммо-ния) на урожай семян красного клевера. На неизвесткованной почве эффект молибдена значительно более выражен.
Ввиду высокой стоимости молибденовых солей реко-мендуют применение предпосевной обработки семян -- 0,8 г/л. При этом методе потребность в молибденовых солях уменьшается в сотни раз. Для внекорневого питания потребность в молибдате аммония составляет 600 л 0,03--0,05-процентного раствора на 1 га.
НИКЕЛЬ
Содержание никеля в почвах составляет 0,004%, в природных поверхностных водах -- 0,000 000 34%. В растениях в среднем содер-жится 0,00005% на живой вес (в зависимости от вида растения, местности, почвы, климата и др.). Растения в районе никелевых месторождений могут накоплять в себе значительные количества никеля. При этом наблюдаются явления эндемического заболевания растений, например уродливые формы астр, что может быть биологическим и видовым индикатором в поисках никелевых месторождений. Морфологически измененные анемоны в обога-щенных никелем биогеохимических провинциях кон-центрируют никель в 30-кратном размере; повышенное содержание никеля в почвенных растворах и в почвах Южного Урала, обогащенных никелем в 50-кратном размере, является причиной появления уродливых форм у сон-травы (семейство лютиковых) и грудницы (семей-ство сложноцветных).
Критические значения концентра-ции никеля в питательном растворе--1,5 мг/кг и в сухой массе ячменя, выращенного на такой среде -- 26 мг/кг. Токсический уровень этого элемента в листьях растений начинается с превышения 1,0 мг/кг сухой массы.
При усвоении никеля растениями происходит взаимодействие с содержащимися в почве железом, кобальтом, хромом, магнием, медью, цинком, марганцем; при этом ионы марганца и магния не ингибируют, а ионы кобальта, меди, железа и цинка -- ингибируют абсорбцию никеля на 25--42%. Существуют указания на то, что растения, произрастающие на серпентиновых почвах, не про-являют признаков токсического повреждающего воздействия никеля, в случаях, если соотношение медь: никель равно или более 1, или соотношение железо: никель равно или более 5. Среди растений существует различие в чувствительности по отношению к воздействию никеля. Токсические уровни никеля в листве растений (млн -1 сухой массы): рис 20--25, ячмень 26, виды твердой дре-весины 100--150, цитрусовые 55--140, сорняки 154. Типичные симптомы повреждающего токсического действия никеля: хлороз, по-явление желтого окрашивания с последующим некрозом, оста-новка роста корней и появления молодых побегов или ростков, деформация частей растения, необычная пятнистость, в некото-рых случаях -- гибель всего растения.
МАРГАНЕЦ
Марганец находится в почвах в среднем в количестве 0,085%. Однако в отдельных случаях при высоком общем содержании марганца в почвах количество усвояемых его форм, пе-реходящих в солянокислую или солевую форму, может быть явно недостаточно. В среднем растворимая часть Мn в почве составляет 1 --10% от общего его содержа-ния.
Кислая реакция почвы (при рН ниже 6,0) благоприятствует усвоению растениями Мn2+ ; слабощелочная реакция (рН выше 7,5) стимулирует образование гидрата Мn(ОН)2, трудно усваиваемого растениями.
Подвижность марганца в пахотном слое также опре-деляется буферностью почв по отношению к кислотам, что зависит от суммы обменных оснований (преимуще-ственно Са и Mg) в них. При высокой буферности почв подвижность Мn2+ уменьшается. При низкой буфер-ной емкости почв подвижность марганца выше. Марга-нец мобилизует фосфорную кислоту почвы. Целый ряд почвенных микроорганизмов, участвующих в усвоении растениями атмосферного азота, усиливают свою актив-ность под влиянием марганца.
Сред-нее содержание марганца в растениях равно 0,001 %. Марганец служит катализатором процессов дыхания растений, принимает участие в про-цессе фотосинтеза. Исходя из высокого окислительно-восстановителыюго потенциала марганца можно думать, что марганец играет такую же роль для растительных клеток, как железо -- для животных.
Марганец входит в состав либо является активато-ром ряда ферментативных систем; регулирует отноше-ние Fe2+?Fe3+, тем самым влияя на окислительно-восстановительные процессы, совершающиеся с помощью железа.
Марганец усиливает гидролитические процессы, в ре-зультате чего нарастает количество аминокислот, способ-ствует продвижению ассимилятов, образующихся в процессе фотосинтеза от листьев к корням и другим органам. По данным П. А. Власюка, марганец при нит-ратном питании растений ведет себя как восстановитель, тогда как при аммиачном -- как окислитель. Благодаря этому с помощью марганца можно воздействовать на процессы сахарообразования и синтеза белков.
Благотворное влияние марганца на рост и развитие растений очевидно; так, И. В. Мичурин подметил, что у гибридных сеянцев миндаля под влиянием марганца срок первого плодоношения ускоряется на 6 лет. Этот факт явился первым описанным в литературе случаем замечательного ускорения роста и созревания растений под влиянием микроэлементов.
При недостатке марганца в почвах (низком содержа-нии либо неблагоприятных условиях для усвоения его растениями) возникают заболевания растений, харак-теризующиеся в общем появлением на листьях растений хлоротичных пятен, которые в дальнейшем переходят в очаги некроза (отмирания). Обычно при этом заболева-нии происходит задержка роста растений и их гибель. У различных видов растений заболевание марганцевой недостаточностью имеет свои специфические проявления и получило соответственные названия.
- cерая пятнистость злаков наблюдается у овса, ячменя, пшеницы, ржи, кукурузы. Характеризует-ся появлением на листьях узкой поперечной линии увя-дания. Листья загибаются по линии увядания и свешиваются вниз. У кукурузы на листьях появляются отдель-ные хлоротичные пятна, в дальнейшем отмирающие, что ведет к образованию отверстий на листьях. Болезнь распространена обычно на щелочных почвах при высо-ким содержании гумуса.
- болезнь сахарного тростника - на молодых листьях появляются длинные беловатые полосы хлоротичных участков, в дальнейшем краснеющие; на этих местах наступает разрыв листьев. Содержание мар-ганца в листьях резко падает; наблюдаются лишь следы (вместо 0,003% в норме). Заболевание растений развивается на щелочных и нейтральных почвах. Внесе-ние в почву серы, суперфосфатов (веществ, подкисляю-щих почву и повышающих содержание доступного мар-ганца) излечивает или предупреждает названное забо-левание.
- пятнистая желтуха сахарной свеклы, а также кормовой, столовой свеклы и шпина-та. В пространствах между жилками листьев появля-ются желтые хлоротичные участки; края листьев завора-чиваются кверху. Содержание марганца в тканях боль-ных растений резко уменьшается: в здоровом листе сахарной свеклы обычно 181 мг марганца на 1 кг сухого вещества, а в больном -- лишь 13 мг на 1 кг.
- болотная пятнистость семян гороха. По-ражаются как листья (легкий хлороз), так и, главным
образом, семена гороха. На семенах появляются корич-невые или черные пятна; на внутренней поверхности семядолей образуются полости. Рядом с больными мо-гут находиться и здоровые семена.
- болезни плодовых растений проявляются в хлорозе листьев (у главной жилки), преимущественно старых (недостаточность железа проявляется главным образом на молодых листьях). Отмирают ветви, светле-ют плоды. Сильнее всего поражается груша; вишня и яблоня -- меньше.
- пятнистость листьев тунга. Заболевание встречается преимущественно в США. При низком содержании обменного марганца в почвах, на листьях между жилками появляются хлоротичные участки, раз-растающиеся в пятна.
Встречается также серая пятнистость клуб-ники и другие заболевания.
Явление недо-статочности марганца у растений в виде приведенных выше специфических заболеваний наблюдается при значительном дефиците марганца в почвах, однако и при относительном недостатке подвижного марганца мо-гут наблюдаться «стертые» формы недостаточности, проявляющиеся в задержке роста, уменьшении урожай-ности и т. п.
Обогащение растений марганцем ведет к улучшению роста, плодоношения деревьев и урожайности многих культур, что нашло практическое использование. В качестве удобрений применяют отходы марганцеворудной промышленности, отходы производства серной кис-лоты и др.
Марганцевые отходы имеют пре-имущество перед чистыми марганцевыми солями: они используются растениями постепенно и действуют более эффективно. Доза удобрений зависит от источника по-лучения отходов и от вида растений.
Внесение марганцевых отходов в почву в качестве удобрений положительно сказывается на урожайности сахарной свеклы, озимой пшеницы, кукурузы, картофеля, овощных культур и дру-гих культур, уменьшает полегаемость растений. Помимо обычного внесения марганцевых удобрений в почву, применяют и другие методы использования марганца, при которых ис-ключаются неблагоприятные условия усвояемости мар-ганца из почв.
Избыток марганца, так же как и его недостаток, неблагоприятно сказывается на растениях.
Л. П. Виноградов отмстил значительные морфологи-ческие изменения у растений, произрастающих на бога-тых марганцем почвах (например в Чиатури).
По данным Л. Я. Леванидова, существуют растения, способные в значительной степени накапливать марганец; такие растения называют манганофилами. Способность концентрировать марганец не обязательно свойственна всем видам данного рода и не связана с систематическим положением растения. Концентраторами марганца являются лютик золотистый, полынь лекарственная, некоторые папоротники, сосна, береза, паслено-вые.
Растения-манганофилы активно извлекают марганец из почв. Если растения-манганофилы произрастают на почвах с малым содержанием легко усвояемого марган-ца, то они особенно страдают от его недостатка. Так, на черноземе, бедном доступным марганцем, могут про-израстать только такие растения-манганофилы, как бе-реза, мобилизующая марганец своими кислыми корневыми выделениями.
МЕДЬ
Общее содержание меди в почвах составляет около 0,002%, причем на долю растворимой части приходится около 1% этого ко-личества.
В почвах встречаются не-сколько форм меди, в различной степени усваиваемой растениями:
а)водоорастворимая медь, б)обменная медь, поглощенная органическими и минеральными коллоидами, в)труднорастворимые медные соли, г)медь-содержащие минералы, д)комплексные металлоорганические соединения меди.
Подвижность меди и поступление ее в ра-стения уменьшаются при известковании почв, связывании меди в виде органических соединений и закреплении почвенным гумусом. Часть меди почв прочно связана с почвенными перегнойными кислотами -- гуминовой, креновой, апокреновой; в этой форме она становится не-подвижной и неусвояемой для растений.
Медь образует также комплексные соединения с ря-дом органических кислот -- щавелевой, лимонной, малеиновой, янтарной. Важную роль в фиксации меди иг-рают микроорганизмы почвы.
Количество воднорастворимой дос-тупной меди определяет в основном условия жизни ра-стений в данной местности. Растения богатых медью почв обогащаются названным элементом, причем некото-рые виды приобретают устойчивость даже к очень вы-соким концентрациям этого металла.
Медь не-обходима для жизнедеятельности растительных организ-мов. Почти вся медь листьев сосредоточена в хлоропластах и тесно связана с процессами фотосинтеза; она участвует в синтезе таких сложных органических соеди-нений, как антоциан, железопорфирины и хлорофилл; медь стабилизирует хлорофилл, предохраняет его от разрушения.
Медь входит в качестве структурного компонента в состав соединения с белком (медьпротеида, содержаще-го 0,3% меди), образуя окислительный фермент полифенолоксидазу. Этот фермент впервые был обнаружен в клубнях картофеля, шампиньонах, а в дальнейшем в составе большинства распространенных растений.
Хотя этот фермент может окислять лишь определен-ные фенольные соединения, однако присутствие в растительных тканях наряду с оксидазой пирокатехина или ортохинона позволяет полифенолоксидазе участвовать в окислении большого количества органических соединений.
Медь способствует синтезу в растениях железосодержащих ферментов, в частности пероксидазы.
Установлено положительное влияние меди на син-тез белков в растениях и благодаря этому -- на водоудерживающую способность растительных тканей. Напротив, при недостатке меди гидрофильность коллои-дов тканей уменьшается.
Очевидно, вследствие этого медь в виде удобрений имеет значение для придания растениям засухо- и моро-зоустойчивости, а также, возможно, устойчивости к бак-терийным заболеваниям.
Болезни недостаточности меди у растений:
- экзантема, или суховершинность пло-довых деревьев. Поражает цитрусовые (рис. 2), а также яблони, груши, сливы и маслины. У цитрусовых листья достигают больших размеров, молодые побеги изгиба-ются, на них развиваются вздутия, затем трещины. По-раженные побеги теряют листья и высыхают. Крона де-ревьев приобретает кустовидную форму. Плоды мелкие с бурыми пятнами и бородавками. Листья имеют снача-ла ярко-зеленый цвет, а в дальнейшем появляется пят-нистость и хлороз.
У яблонь заболевание проявляется в отмирании вер-хушек побегов -- наступает увядание и свертывание листьев. Края листьев становятся как бы обожженны-ми. У персиков наступает гибель побегов, ухудшается цветение и завязывание плодов; на листьях появляются крупные хлоротичные пятна.
- «болезнь обработки» травянистых рас-тений проявляется в подсыхании кончиков листьев, задержке в формировании репродуктивных органов, пустозернистости колоса. При этом заболевании растения ку-стятся и, не переходя к стеблеванию, погибают.
Рис. 2. Недостаток меди у цитрусовых». Слева -- нормальный плод;
справа -- мелкие больные плоды с ржавыми пятнами и
растрескиванием.
Поражаются «болезнью обработки» главным обра-зом овес, ячмень, пшеница, свекла, бобовые, лук; мень-ше-- рожь, гречиха, клевер. «Болезнь обработки» встре-чается преимущественно на болотистых почвах и торфя-никах; это заболевание называется также «болезнью освоения», так как она поражает овес, ячмень, яровую и озимую пшеницы и другие злаки, а также лен, коноп-лю, махорку и другие культуры на мелиорированных почвах.
На некоторых торфяных почвах злаки в фазе молоч-ной спелости полегают, образуя колена. В тканях вы-пуклой части колена окис-лительные процессы (активность пероксидазы, полифенолоксидазы, цитохромоксидазы) протекают на более высоком уровне и в них содержится в 3 раза больше ме-ди, чем в противоположно расположенных тканях.
«Болезнь обработки» не возникает, если в почву вносят сернокислую медь в количестве 25 кг на 1 га, что ведет к нарастанию содержания меди в расте-ниях (пшенице, ржи, овсе и других злаках).
Применение медных удобрений не только сказыва-ется на повышении урожайности, но и на качестве сель-скохозяйственных продуктов. Так, количество белка в зерне нарастает, сахаристость сахарной свеклы увеличи-вается, так же как процент выхода каучука у кок-сагы-за, содержание витамина С и каротина в плодах и ово-щах, улучшаются технологические качества волокна конопли. Под влиянием медных удобрений повышается ус-тойчивость озимой пшеницы к полеганию.
ЦИНК
Среднее содержание цинка в почвах составляет 0,005%; из этого количества на долю растворимого цинка приходится не более 1 %.
Солончаковые и солонцеватые почвы содержат боль-ше всего подвижного цинка (0,0087--0,014%), что связа-но с высокой дисперсностью солонцеватых почв и наличием в них соединений цинка типа цинкатов натрия и калия. Промежуточное положение по количеству подвиж-ных форм цинка занимают черноземы и серые лесные почвы; меньше всего таких форм в подзолистых почвах (0,00185--0,00241%). На кислых почвах цинк более под-вижен и выносится из почв в больших количествах; по-этому на кислых почвах чаще наступает дефицит цинка, на щелочных почвах цинк наименее подвижен.
В среднем в растениях обнаруживается 0,0003% цинка. В зависимо-сти от вида, местности произрастания, климата и т. п. со-держание цинка в растениях весьма варьирует.
Цинк является компонентом ряда ферментных систем. Он необходим для образования дыхательных фермен-тов--цитохромов А и Б, цитохромоксидазы (активность которой резко падает при недостаточности цинка), вхо-дит в состав ферментов алкогольдегидразы и глицилглициндипептидазы. Цинк связан с превращением содержа-щих сульфгидрильную группу соединений, функция которых состоит в регулировании уровня окислительно-восстановительного потенциала в клетках. При недостатке цинка в вакуолях клеток накопляются полифенолы, фитостерин, лецитин как продукты неполного окисления углеводов и белков; в листьях обнаруживается больше ре-дуцирующих сахаров и фосфора и меньше сахарозы и крахмала. При отсутствии цинка нарушается процесс фосфорилирования глюкозы. Недостаток цинка ведет к значительному уменьшению в растениях ростового гор-мона -- ауксина.
Цинк является составным компонентом фермента карбоангидразы. Входя в состав карбоангидразы, цинк влияет на важнейшую фотохимическую реакцию «темновой» утилизации углекислого газа растениями и на про-цесс выделения СО2, т. е. на процесс дыхания растений. Растения, развивающиеся в условиях недостаточно-сти цинка, бедны хлорофиллом; напротив, листья, бога-тые хлорофиллом, содержат максимальные количества цинка. В зеленых листьях цинк, возможно, связан с порфиринами.
Под влиянием цинка происходит увеличение содержа-ния витамина С, каротина, углеводов и белков в ряде ви-дов растений, цинк усиливает рост корневой системы и
положительно сказывается на морозоустойчивости, а так-же жаро-, засухо- и солеустойчивости растений. Соедине-ния цинка имеют большое значение для процессов плодо-ношения.
Горох, сорго и бобы в водных культурах не дают се-мян при концентрации цинка в среде 0,005 мг на 1 л и ниже. С повышением концентрации цинка в питательной смеси соответственно число семян увеличивается.
В местностях вблизи цинковых залежей произрастает так называемая галмейская флора -- растения, обога-щенные цинком.
Болезни недостаточности цинка распространены пре-имущественно среди плодовых деревьев; могут заболе-вать также хвойные растения и кукуруза. Главнейшие из этих болезней недостаточности следующие:
- мелколистность, или розеточная бо-лезнь, листопадных деревьев. Поражает ябло-ни, груши, сливу, персики, абрикос, миндаль, виноград (рис. 3), вишню. На заболевшем растении весной образуются уко-роченные побеги с розеткой мелких скрученных листьев. На листве --явления хлороза. Плоды мелкие и дефор-мированные, часто вообще не появляются. Через 1--2 года побеги отмирают.
Рис. 3. Недостаток цинка у винограда. Справа--маленькие иско-верканные ягоды и искривленные кисти; слева -- нормальная кисть.
Заболевание излечивается непосредственно введе-нием в стволы больных деревьев сернокислого цинка в кристаллическом виде, внесением в почву соединений пинка, опрыскиванием растений раствором цинковых со-лги.
При обильном развитии ми-кроорганизмов па некоторых почвах они могут в значи-тельной мере поглощать цинк и создавать условия цинко-вого голодания для высших растений. Стерилизация почв, убивая микробы и, возможно, разрушая соединения, в виде которых цинк оказывается в связанном состоянии, ставят высшие растения в условия более полной обеспе-ченности цинком.
- пятнистость листьев цитрусовых, «крапчатость». Между жилками листьев появляются жел-тые участки, поэтому листья приобретают пятнистый вид. Зеленая окраска сохраняется лишь у основания листьев, остальная часть становится белой. Листья и корневая си-стема перестают расти, и растения погибают.
- бронзовость листьев тунговых. Листья при-обретают бронзовую окраску, отдельные участки отмира-ют. Появляющиеся взамен погибающих новые листья де-формированы. Больные деревья мало устойчивы против морозов.
- розеточная болезнь сосны. Хвоя на концах побегов приобретает бронзовую окраску.
- побеление верхушки кукурузы. Между жилками листа появляются светло-желтые полосы, развиваются некротические пятна и отверстия. Новонарастающие листья имеют бледно-желтый цвет.
Цинковые удобре-ния с успехом используются для повышения урожайно-сти ряда культур: сахарной свеклы, озимой пшеницы, ов-са, льна, клевера, подсолнечника, кукурузы, хлопчатника, цитрусовых, других плодовых, древесных и декоративных растений.
Некоторые растения особенно отзывчивы на цинко-вые удобрения. При использовании минеральных удоб-рений, содержащих 20 кг сернокислого цинка на 1 га, наблюдается больший урожай зерна кукурузы, чем от применения любой удобрительной смеси без цинка. При этом кукуруза, больная «побелением вер-хушки», полностью выздоравливает -- исчезает хлороз, появляются нормальные зеленые листья.
Заключение
Тяжелые металлы(Cu, Ni, Со, Pb, Sn, Zn, Cd, Bi, Sb, Hg) относятся к микроэлементам. То есть химическим элементам, присутствующим в организмах в низких концентрациях (обычно тысячные доли процента и ниже). Химические элементы, которые, входя в состав орга-низмов растений, животных и человека, принимают участие в процессах обмена веществ и обладают выражен-ной биологической ролью. Мощное воздействие микроэлементов на физиологи-ческие процессы и организме объясняется тем, что они вступают в теснейшую связь с биологически активными органическими веществами -- гормонами, витаминами. Изучена также их связь со многими белками и фермен-тами.
Микроэлементам, несмотря на их малое количественное содержание в организмах, принадлежит значительная биологическая роль. Помимо общего благоприятного влияния на процессы роста и развития, установлено специфическое воздействие ряда микроэлементов на важнейшие физиологические процессы -- например, фотосинтез у растений.
Многие металлы, преимущественно микроэлементы, в растворах обладают ярко выражен-ным каталитическим действием. Это каталитическое действие микроэлементы проявляют и в живом организ-ме, особенно тогда, когда они вступают во взаимо-действие с органическими веществами, содержащими азот.
Максимальную каталитическую активность металлы как таковые или, чаще, их металлоорганические (органо-минеральные) соединения приобретают, всту-пая в соединения с белками. Именно такое строение имеют многие биологические катализаторы -- ферменты. Помимо значительного повышения активности, роль белкового компонента заключается в придании таким соединениям, в основном ферментам, специфичности действия.
При взаимодействии микроэлементов с белковыми компонентами ферментов образуются металлоэнзимы.
Литература
1)Добролюбский О.К. Микроэлементы и жизнь, М., 1956.
2)Дробков А.А. Микроэлементы и естественные радиоактивные элементы в жизни растений и животных. М., 1958.
3)Пейве Я В Микроэлементы в сельском хозяйстве нечерноземной полосы СССР. М., 1954.
4)Пейве Я В Микроэлементы и ферменты, М., 1960.
5)Стайлс В. Микроэлементы в жизни растений и животных. М., 1949
6)Школьник М.Я. и Макарова Н.А. Микроэлементы в сель-ском хозяйстве. М., 1957.
7)Школьник М.Я. Значение микроэлементов в жизни растении и в земледелии. АН СССР, 1950.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Государственное регулирование занятости |
Курсовая работа | Учет и анализ материально-производственных запасов |
Курсовая работа | Наследование по завещанию |
Курсовая работа | Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних |
Курсовая работа | Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости |
Курсовая работа | Эксплуатация почтовой связи |
Курсовая работа | Аудит основных средств |
Курсовая работа | Доказательство и доказывание в уголовном процессе |
Курсовая работа | Сюжетно-ролевые игры в детском саду |
Курсовая работа | Общая характеристика законности |
Курсовая работа | Приемы работы над развитием связной речи младших школьников |
Курсовая работа | Анализ производительности труда на предприятии |
Курсовая работа | Оценка эффективности инвестиционных проектов |
Курсовая работа | Твердые токсичные отходы промышленности |
Курсовая работа | Анализ и оценка эффективности системы управления персоналом |