Курсовая работа по предмету "Биология и естествознание"


Биосфера, ноосфера, человек


25

Министерство общего и профессионального образования РФ.

Институт Экономики, Управления и Права

Набережночелнинский филиал

Курсовая работа

По предмету: «Концепции современного естествознания»

Тема: «Биосфера, ноосфера, человек»

Выполнила:---------------_______________..

Проверила:________________.

г. Набережные Челны, 2003 г.

Оглавление

  • Биосфера. Ноосфера. Человек 3
    • Биосфера 3
    • Человек и биосфера 5
    • Система: природа -- биосфера -- человек 7
      • Влияние природы на человека. Географическая среда 7
      • Окружающая среда, ее компоненты 10
      • Влияние человека на природу. Техносфера 11
      • Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере 13
      • Взаимосвязь космоса и живой природы 15
      • Противоречия в системе: природа-биосфера-человек 21
  • Список использованной литературы 26

Биосфера. Ноосфера. Человек

Жизнь как особое, очень сложное явление природы, оказывает на окружающий мир самое разнообразное воздействие. Существуя в виде различных проявлений, жизнь («живая природа») не только производит продукты своей жизнедеятельности, но и коренным образом преображает природу. В естествознании изучение жизни как целостного феномена в его тесной связи с окружающей приро-дой получило название учения о биосфере.

Биосфера

Термин "биосфера" впервые был использован в 1875 г. Австрийским геологом Э. Зюссом. Под биосферой по-нимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами.

Два главных компонента биосферы -- живые организмы и среда их обитания -- непрерывно взаимодействуют между со-бой и находятся в тесном, органическом единстве, образуя це-лостную динамическую систему. Биосфера как глобальная су-персистема в свою очередь состоит из ряда подсистем.

Многообразие живых систем поражает воображение. За все время эволюции жизни на Земле существовало колоссальное количество различных видов живых организмов (всего около 500 млн). В настоящее время насчитывается около 1,2 млн ви-дов животных и 0,5 млн видов растений.

Минеральных же ви-дов неживой материи (так называемое «косное вещество») на-считывается лишь около 10 тыс. видов.

Отдельные живые организмы не существуют изолированно. В процессе своей жизнедеятельности они соединяются в раз-личные системы (сообщества), например, в популяции. В ходе эволюции образуется другой, качественно новый уровень живых систем, так называемые биоцечозы -- совокупность растений, жи-вотных и микроорганизмов в локальной среде обитания.

Эволюция жизни постепенно приводит к росту и углубле-нию дифференциации внутри биосферы. В совокупности с ок-ружающей средой обитания, обмениваясь с ней веществом и энергией, биоценозы образуют новые системы -- биогеоценозы (термин введен академиком В.Н. Сукачевым в 1940 г.) или, как их еще называют, экосистемы (термин английского ботаника А. Тенсли, 1935 г.). Они могут быть разного масштаба: море, озеро, лес, роща и т. д. Биогеоценоз представляет собой естест-венную модель биосферы в миниатюре, включающую все зве-нья биотического круговорота: от зеленых растений, создающих органическое вещество, до их потребителей, в итоге превра-щающих его вновь в минеральные элементы. Иначе говоря, биогеоценоз является элементарной ячейкой биосферы. Таким образом, в совокупности все живые организмы, и экосистемы образуют суперсистему -- биосферу.

Одним из первых в науке комплексное учение о биосфере стал разрабатывать выдающийся русский ученый В.И. Вернадский. В отличие от предшествующих исследователей природы В.И. Вернадский не ограничивал понятие биосферы только "живым веществом ", под которым он понимал совокупность всех живых организмов планеты. В биосферу он включал и все продукты жизнедеятельности, выработанные за время существования жизни. Так называемый "культурный слой" особенно наглядно заметен в городах. На целые метры уходят в землю здания, по-строенные человеком всего каких-то 100--300 лет тому назад. Почва, богатая гумусом, другими питательными органическими веществами, дает возможность существовать и развиваться но-вым проявлениям жизни, как и кислород, вырабатываемый от-дельными растениями и лесами, которые называют "легкими планеты".

Говоря о принципах существования биосферы, В.И. Вернадский прежде всего уточняет понятие и способы функционирования живого вещества. Живой организм является неотъемлемой ча-стью земной коры и изменяющим ее агентом, а живое вещест-во--это совокупность организмов, участвующих в геохимиче-ских процессах. Организмы берут из окружающей среды хими-ческие элементы, строящие их тела, и возвращают их после смерти и в процессе жизни в ту же самую среду. Тем самым и жизнь, и косное вещество находятся в непрерывном тесном взаимодействии, в круговороте химических элементов. При этом живое вещество служит основным системообразующим фактором и связывает биосферу в единое целое.

Обладая значительно большей активностью, чем неоргани-ческая природа, живые организмы стремятся к постоянному совершенствованию и размножению соответствующих систем, включая биоценоэы. Последние в свою очередь неизбежно вхо-дят во взаимодействие между собой, что и конечном счете уравновешивает живые системы различного уровня. В результате достигается динамическая гармония всей суперсистемы жизни -- биосферы.

Современное естествознание в ходе изучения биоценозов вводит новое понятие -- "коэволюция", означающее в з а и м н о е приспособление видов. Именно коэволюция обеспечивает условия взаимного сосуществования и повышения устойчивости биоценоза как системы. Коэволюция являет-ся новой перспективной идеей естественных и социальных наук. Ведь в приспособлении (как в природе, так и в обществе) решающую роль играет не борьба за существование, а взаимопомощь, согласованность и "с о т р у д н и ч е с т в о " различ-ных видов, в том числе и не связанных между собой генетиче-скими узами.

Развитие биосферы происходит путем углубления вэаимодействия живых организмов и среды. В ходе эволюции постепенно происходит процесс планетарной и н т е г р а ц и и , т. е. усиления и развития взаимозависимости и взаимодействия живого и неживого. Процесс интеграции В. И. Вернадский считал сущностной характеристикой биосферы. Несмотря на всю свою про-тиворечивость, развитие биосферы является фактором п л а н е т а р н о г о масштаба и означает прогрессирующее овладе-ние жизнью всей планеты. Существование жизни на Земле коренньм образом изменило облик нашей планеты и его составляющие --ландшафт, климат, температуру Земли и т.д.

Человек и биосфера

Появление человека как "homo sapiens" (человека разумного) в свою очередь качественным образом изменило не только биосферу, но и результаты ее планетарного влияния. Постепенно стал происходить переход от простого биологиче-ского приспособления живых организмов к разумному поведению и целенаправленному изменению окружающей природной среды разумными существами.

Миллионы лет тому назад, на заре формирования человека как разумного существа, его воздействие на природу ничем не отличалось от влияния на окружающую среду других приматов. И лишь много позднее, фактически за последние несколько тысячелетий, все более существенным оказывается его воздей-ствие на жизнь планеты. Постепенно человек становится ре-шающим фактором преобразования органических и неорганических форм. Вот почему изучению эволюционного цроцесса и роли в нем человека сегодня придается огромное теоретическое и практическое значение.

Последствия появления человека как существа, обладаю-щего розумом, и его связь с биосферой многофункциональны. Так, для удовлетворения своих потребностей человек использовал десятки и сотни видов диких живых организмов. С одной стороны, он одомашнил или вывел огромное количество жи-вотных и культурных видов растений, тем самым значительно увеличив разнообразие органических форм в биосфере. С дру-гой стороны, многие виды растений и животных были подверг-нуты им беспощадному сознательному или неосознанному уничтожению.

В таком взаимодействии живая природа не остается ней-тральной. Если геосфера сама по себе в целом пассивно реаги-рует на вмешательство человека, то живое вещество а к т и в н о приспосабливается к новым условиям существования и присутствию в природе человека. Так, многократно возросла устойчивость и невосприимчивость многих насекомых и грызу-нов к ядам, применяемым людьми. Появляются мутационные или измененные виды и популяции, приспособленные к техногенной и загрязненной среде обитания. Многие виды живот-ных меняют формы своего существования, адаптируются к жизни по соседству с человеком (птицы, мелкие животные).

Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом, вносит принципиально новые элементы во взаимоотно-шения с природой. Он выступает как автономная целостность внутри биосферы. Живое вещество, преобразуя косное и взаимо-действуя с ним, создает биосферу. Аналогично человек, преобра-зуя биосферу, создает техносферу. Но если при формировании биосферы все биоценозы лишь, созданные человеком, в большинстве своем вписываются в общую систему природы, то этого никак нельзя сказать о дру-гих предметах, созданных им: зданиях, сооружениях, ландшаф-тах.... Кроме того, сделанное человеком, как правило, не способ-ствует созданию новых запасов энергии. Бесконечное же истреб-ление полезных ископаемых и живого вещества ставит на грань катастрофы само существование не только разумной жизни, но и жизни как таковой (изобретение ядерного оружия).

Система: природа -- биосфера -- человек

Влияние природы на человека. Географическая среда

Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением единой природы. Человек, общество неразрывно с ней связаны и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, и в первую очередь без непосредственно окружающей его природной среды.

Связь человека с окружающей средой особенно ярко выра-жена в сфере материального производства. Природные богатст-ва (прежде всего полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества в це-лом. Поэтому, даже "выйдя из природы", человечество не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в ре-зультате материального производства, "очеловечивания приро-ды". Природа является естественной основой жизне-деятельности человека и общества в целом. Вне природы и использования созданных на ее основе предметов человек не существует.

Наиболее тесно человек связан с такими составляющими природы и биосферы, как географическая и окружающая среда. Географическая среда есть та часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая вовле-чена в сферу жизни человека, в первую очередь в производст-венный процесс. Она оказывает существенное влияние на са-мые разные стороны жизни человека, и прежде всего на разви-тие материального производства. Многообразие свойств приро-ды явилось естественной основой разделения труда (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ис-копаемых и т. д.). От особенностей географической среды зави-сят конкретные направления человеческой деятельности, в ча-стности, развитие тех или иных отраслей производства в раз-личных странах и на континентах.

Влияние природы в виде конкретной географической среды на историческое развитие того или иного народа весьма раз-лично, оно проявлялось, например, как наличие или отсутствие благоприятных природных условий для производства сельско-хозяйственных продуктов, а также в других отношениях. Данное различие было особенно чувствительным для человека на ранних ступенях общества, когда преобразование предметов природы составляло лишь весьма незначительный процент по сравнению с их использованием в готовом виде.

Неблагоприятные природные условия существенно тормо-зили общественное развитие. Не случайно поэтому древние циви-лизации возникали первоначально именно у народов - южных стран -- на берегах Нила, Ефрата, Тигра, Ганга, Инда и т. д. Благоприятный климат требовал меньших затрат труда на изго-товление жилищ и одежды, на производство продуктов. На Юге открывалась лучшая возможность для развития разделения труда, возникновения прибавочного продукта, появления культуры.

Однако лучшие природные условия южных стран обеспечи-вали эти преимущества главным образом на ранних ступенях развития человечества.

Л.Н. Гумилев много сделал для утверждения концепции пассионарности. По мнению ученого, само возникновение и дальнейшее развитие этносов зависит от многих природных, в том числе и космических факторов (солнечной активности, магнитных полей и др.). Но также развитие этносов в значи-тельной степени определяется наличием в них особых людей -- пассионариев, обладающих сверхэнергией, непреодо-лимым стремлением к намеченной цели, пусть даже иллюзор-ной. Именно активностью и деятельностью пасссионариев объ-ясняются, по мнению Гумилева, главные исторические события в жизни народов. Пассионарии оказывают влияние на массы путем пассионарной индукции. Деятельность же самих пассио-нариев, их активность в свою очередь тесно связана с ланд-шафтом, историческим временем и космическими факторами.

По-разному можно оценивать теории, которые относят к географическому детерминизму. Но очевидно, что исследова-ния в данной области помогли привлечь внимание ученых к осмыслению роли окружающей природной среды в развитии человека.

В то же время неумолимая и неподкупная практика, тради-ционно используемая в качестве основного критерия истинно-сти любых теорий, свидетельствует и о значительной степени независимости общества от природы, о возможности самого человека творить свою судьбу, несмотря на превратности кли-мата, погоды и другие природные сюрпризы.

Географический детерминизм в целом мирно пропаганди-ровал свои идеи. Однако постулаты геополитики -- теории, опирающейся на выводы географического детерминизма о зна-чении природных факторов, могут носить весьма агрессивный характер. Основы геополитики разрабатывали в начале XX в. ученые Западной Европы, в том .числе Ф. Ратцель (Германия), Р. Челлеи (Швеция, автор термина "геополитика") и др. Со-гласно этой теории, политика государств (в первую очередь внешняя) во многом определяется различными географически-ми факторами (пространственным положением, климатом, природными ресурсами, темпом роста населения и т.п.). Исто-рия человеческого общества сторонниками геополитики толку-ется как постоянная борьба государств между собой. Подобно биологическим организмам страны воюют "за жизненное про-странство" (Ф. Ратцель). Это положение геополитики послужи-ло теоретическим оправданием и обоснованием агрессии Гер-мании, Японии, Италии, Израиля и других государств, якобы боровшихся за жизненное пространство из-за мнимого перена-селения. Этим же геофактором пытаются объяснить надуман-ный "антагонизм" между морскими державами Запада и конти-нентальными странами Востока, между передовым индустри-альным Севером и отсталым аграрным Югом. Сегодня очевид-ны печальные последствия геополитических установок, приме-няемых на практике.

Окружающая среда, ее компоненты

«Окружающая среда» -- более широкое понятие, чем географическая. Оно включает в себя, помимо по-верхности Земли и ее недр, часть Солнечной системы, которая попадает или может попасть в сферу деятельности человека, а также созданный им материальный мир. В структуре окружаю-щей среды выделяют две важнейшие составляющие: естествен-ную и искусственную среды обитания.

Естественная среда обитания включает в себя неживую и живую части природы -- геосферу и биосферу. Она существует и развивается без вмешательства человека, естественным обра-зом. Однако в ходе эволюции человек постепенно все больше осваивает естественную среду обитания. Первоначально это было лишь простое потребление естественных богатств (диких плодов, растений и животных). Затем человек начал использо-вать и естественные источники средств жизни (полезные иско-паемые, энергетические источники), преобразуя их в хо-де своей практической деятельности.

Для человека положительные моменты освоения и преобра-зования природных источников как составных частей естест-венной среды обитания неоспоримы. В результате этой дея-тельности человек смог не только выжить как биологический вид, но и приобрести то, что принципиально отличает его от других живых существ -- способность производить орудия тру-да, создавать и накапливать материальную и духовную культу-ру, целенаправленно преобразовывать окружающую среду.

Однако человек в ходе эволюции не остановился лишь на взятии у природы материала в непосредственном или преобразованном виде. Он перестал бы быть разумным существом, ес-ли бы не смог создать нечто свое, искусственное, чего не было до сих пор в природе. В результате им была создана искусственная среда обитания - все то, что специально сделано чело-веком: разнообразие предметов материальной и духовной куль-туры, преобразованные ландшафты, а также выведенные в ре-зультате селекции и одомашнивания растения и животные.

С развитием общества роль и значение для человека искус-ственной среды обитания непрерывно возрастают. Попробуйте сегодня представить себе хоть на минуту человеческое общество без крупных городов, дорог, предприятий, домов, автомобилей, бытовой техники и т. д. Все это создано человеком и является творением его рук, результатом деятельности его разума.

Влияние человека на природу. Техносфера

Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны. И темпы ее развития постоянно увеличиваются. В наши дни так называемая техномасса (все созданное человеком за год) уже на порядок превы-шает биомассу (вес диких живых организмов). Это тревожный сигнал, он требует вдумчивого отношения к балансу состав-ляющих системы природа--биосфера--человек.

Уровень воздействия человека на окружающую среду зави-сит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человече-ства. Однако с развитием общества, ростом его производитель-ных сил ситуация изменилась кардинальным образом. XX сто-летие -- век научно-технического прогресса. Связанный с каче-ственно новым взаимоотношением науки, техники и техноло-гии, он колоссально увеличил масштабы воздействия общества на природу и поставил перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем.

Изучение влияния техники на биосферу и природу в целом нуждается не только в прикладном, но и в глубоком теоретиче-ском осмыслении. Техника все менее остается только вспомога-тельной силой для человека. Все больше проявляется ее автоном-ность (автоматические линии, роботы, межпланетные станции, сложнейшие компьютерные самоналаживающиеся системы).

Понятие "совокупность техники и технических систем" лишь начинает обретать право на существование в науке. По анало-гии с живым веществом, лежащим в основе биосферы, мы мо-жем говорить о техновеществе как совокупности всех сущест-вующих технических устройств и систем (своеобразных техноценозов). В его состав, в частности, включают технические уст-ройства, добывающие полезные ископаемые и вырабатываю-щие энергию подобно зеленым растениям в биосфере. Выделя-ется также технический блок по переработке полученного сы-рья и производству средств производства. Далее идет техника, производящая средства потребления. Затем -- технические сис-темы по передаче, использованию и хранению средств инфор-мации. В особый блок выделяют автономные многофункцио-нальные системы (роботы, автоматические межпланетные станции и др.). В последнее время появляются также техносистемы по переработке и утилизации отходов, включенные в не-прерывный цикл безотходной технологии. Это своего рода «технические санитары», действующие подобно биологическим, природным подсистемам. Таким образом, структура техновещества (как совокупность отдельных технических устройств и целых подсистем-техноценозов) все больше воспроизводит аналогич-ную организацию естественных природных живых систем.

Другой подход к пониманию структуры и роли техновеще-ства предлагает швейцарский экономист и географ Г. Беш. Он выделяет в мировом хозяйстве три крупнейшие отрасли: пер-вичная (добыча природных ресурсов), вторичная (обработка добытой продукции) и третичная (обслуживание производства: наука, управление).

По силе своего воздействия на планету техновещество в ви-де системы техноценозов в состоянии как минимум на равных спорить с живым веществом. Дальнейшее развитие техники со всей очевидностью требует просчета оптимальных вариантов взаимодействия составных подсистем техновещества и послед-ствия их влияния на природу, и в первую очередь на биосферу.

В результате преобразования человеком естественной среды обитания можно говорить уже о реальном существовании но-вого ее состояния -- о техносфере. Понятие «техиосфера» вы-ражает совокупность технических устройств и систем вместе с об-ластью технической деятельности человека. Ее структура доста-точно сложна, так как включает в себя техногенное вещество,

технические системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу. Более того, с началом эры кос-мических полетов техносфера вышла далеко, за пределы био-сферы и охватывает уже околоземный космос.

Нет смысла современному человеку подробно говорить о роли и значении техносферы в жизни общества и природы. Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, и прежде всего опять-таки на биосферу.

Говоря о важнейшем значении техники в жизни человека, нельзя не отметить обостряющуюся сегодня проблему гума-низации техносферы. Пока что наука и техника нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой це-ной. Последствия непродуманного, некомплексного и, как следствие, антигуманного воздействия на природу удручают. Технические ландшафты из отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах, загнанная в резервации при-рода -- вот реальные плоды отрицательного влияния человека, вооруженного техникой, на окружающую среду. Все это является также следствием недостаточного взаимодействия естественных и общественных наук в осмыслении данной проблемы.

Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере

Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин "ноосфера" (гр. пооs -- разум) переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в научный оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром де Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю.

Ряд ученых предлагают употреблять вместо понятия "ноосфера" другие понятия: "техносфера", "антропосфера", "психосфера", "социосфера" или использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма спорным, так как между перечисленными понятиями и понятием "ноосфера" есть определенная разница.

Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как некое безусловное руководство к действию. Учение о ноосфере было сформулировано и в трудах одного из его основателей В.И. Вернадского. В его работах можно встре-тить разные определения и представления о ноосфере, которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х гг. после де-тальной разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, В.И. Вернадский употребляет понятие "ноосфера" в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как об-ласть активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез есте-ственных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружаю-щего среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразо-ванием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком уровне тех-ники. Для этого достаточно понятия "техносферы". Речь вдет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятель-ность человека будет основываться на строго научном и действи-тельно разумном понимании всех происходящих процессов и обя-зательно сочетаться с "интересами природы".

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимо-действия человека и природы, 9 пределах которой разумная чело-веческая деятельность становится главным определяющим факто-ром развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокуп-ность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу, основатели этого учения расходились в понимании сущности данного процесса. Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т. е. "в сферу разума, эво-люция которой подчиняется разуму и воле человека", путем по-степенного сглаживания трудностей между человеком и природой.

У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его уче-нии о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличива-ется, человечество становится основной планетарной геолого-образующей силой. Поэтому (стержень учения Вернадского о ноосфере) человек несет прямую ответственность, за эволюцию планеты. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим че-ловеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозировано разу-мом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно био-сферапреобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

В этом и заключаются непростой характер эволюции при-роды, биосферы, а также сложности появления ноосферы, оп-ределения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неод-нократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в дан-ное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить, как о том идеале, к которому следует стремиться человеку.

Взаимосвязь космоса и живой природы

Благодаря взаимосвязи всего существующего космос оказывает активное влияние на самые различные про-цессы жизни на Земле.В.И. Вернадский, говоря о факторах, влияющих на развитие биосферы, указывал среди прочих и космическое влияние. Так, он подчеркивал, что без космических светил, в частности без Солнца, жизнь на Земле не могла бы существовать. Живые организмы трансформируют космическое излучение в земную энергию (тепловую, электрическую, химическую, механиче-скую) в масштабах, определяющих существование биосферы На существенную роль космоса, в появлении жизни на Земле указывал шведский ученый. Нобелевский лауреат С. Аррениус. По его мнению, занос жизни на Землю из космоса был возмо-жен в виде бактерий благодаря космической пыли и энергии. Не исключал возможности появления жизни на Земле из кос-моса и В.И. Вернадский. Влияние космоса на происходящие на Земле процессы (например. Луны на морские приливы и отливы, солнечные за-тмения) люди подметили еще в древности. Однако многие дека связь космоса с Землей осмысливалась чаще на уровне научных гипотез и догадок или вообще вне рамок науки. Во многом это было обусловлено ограниченными возможностями человека, на-учной базы и имевшегося инструментария. В XX столетие знания о влиянии космоса на Землю существенно пополнились. И в этом есть заслуга и российских ученых, в первую очередь пред-ставителей русского космизма -- А.Л. Чижевского, К.Э. Циол-ковского, Л.Н. Гумилева, В.И. Вернадского и др. Понять, оценить и выявить масштабы влияния космоса, и прежде всего Солнца, на земную жизнь и ее проявления во многом удалось АЛ. Чижевскому. Об этом красноречиво сви-детельствуют названия его работ: "Физические факторы исто-рического процесса", "Земное эхо солнечных бурь" и т.п. Ученые давно обратили внимание на проявления активно-сти Солнца (пятна, факелы на его поверхности, протуберанцы). Эта активность в свою очередь оказалась связанной с электро-магнитными и другими колебаниями мирового пространства. А..Л. Чижевский, проведя многочисленные научные исследова-ния по астрономии, биологии и истории, пришел к выводу об очень значительном влиянии Солнца и его активности на био-логические и социальные процессы на Земле ("Физические факторы исторического процесса").

В" 1915г. 18-летний А-Л. Чижевский, самозабвенно изучав-ший астрономию, химию и физику, обратил внимание на син-хронность образования солнечных пятен и на одновременнука активизацию боевых действий на фронтах первой мировой войны. Накопленный и обобщенный статистический материал позволил ему сделать данное исследование научным и убеди-тельным.

Смысл его концепции, основанной на богатом фактическом материале, состоял в доказательстве существования космиче-ских ритмов и зависимости биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса. К..Э. Циолковский так оце-нил труд своего коллеги: "Молодой ученый пытается обнару-жить функциональную зависимость между поведением челове-чества и колебаниями в деятельности Солнца, и путем вычис-лений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая таким образом новую сферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и смелые мысли высказы-ваются Чижевским впервые, что придает им большую ценность и возбуждает интерес. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа".

Лишь через много лет высказанные АЛ. Чижевским мысли и выводы о влиянии Солнца на земные процессы были подтвержде-ны на практике. Многочисленные наблюдения показали неоспо-римую зависимость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний у людей при периодических циклах активности Солнца. Прогнозы так называемых "неблаго-приятных дней" для здоровья -- обычное дело в наши дни.

Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возму-щения на Солнце в силу единства Космоса могут серьезно ска-зываться на проблеме здоровья руководителей государств. Ведь во главе большинства правительств многих стран стоят немоло-дые люди. Происходящие на Земле и в космосе ритмы, конеч-но же, влияют и на их здоровье и самочувствие. Особенно это опасно в условиях тоталитарных, диктаторских режимов. А ес-ли во главе государства стоят аморальные или психически ущербные личности, то их патологические реакции на косми-ческие возмущения могут привести к непредсказуемым и тра-гическим последствиям как для народов своих стран, так и всего человечества в условиях, когда многие страны обладают мощным оружием уничтожения.

Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце существенно влияет не только на биологические, но и социальные процессы на Земле. Социальные конфликты (войны, бунты, революции), по убеждению АЛ. Чижевского, во многом предопределяются поведением и активностью нашего

светила. По его подсчетам, во время минимальной солнечной активности происходит минимум массовых активных социаль-ных проявлений в обществе (примерно $%). Во время же пика активности Солнца их число достигает 60%.

Многие идеи АЛ. Чижевского нашли свое применение в области космических и биологических даук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тес-ное взаимовлияние.

Весьма оригинальными были космические идеи первого представителя русского космизма Н.Ф. Федорова. Он возлагал большие надежды на будущее развитие науки. Именно она, по мнению Н.Ф. Федорова, поможет человеку продлить его жизнь, а в перспективе сделать бессмертным. Расселение людей на другие планеты из-за большого скопления станет необходимой реальностью. Космос для Федорова -- активное поприще чело-веческой деятельности. В середине XIX в. он предлагал свой вариант перемещения людей в космическом пространстве. По мнению мыслителя, для этого надо будет овладеть электромаг-нитной энергией земного шара, что позволит регулировать его движение в мировом пространстве и превратит Землю в косми-ческий корабль («земноход») для полетов в космос. В перспек-тиве, по замыслам Федорова, человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этом особенно тесно проявится единст-во человека и космоса.

Идеи Н.Ф. Федорова о расселении людей на другие плане-ты развивал гениальный ученый в области ракетостроения К.Э. Циолковский. Ему принадлежит также ряд оригинальных философских идей. Жизнь, по Циолковскому, вечна. "После каж-дой смерти получается одно и то же -- рассеяние.... Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разу-меется, без памяти о прошлом... Кусочек материи подвержен бес-численному ряду жизней, хотя и разделенных громадными про-межутками времени..." В этом мыслитель весьма близок к индус-ским учениям о переселении душ, а также к Демокриту.

На основании диалектической в своей основе идеи о все-общей жизни, везде и всегда существующей посредством пере-мещающихся и вечно живых атомов, Циолковский пытался по-строить целостный каркас "космической философии".

Ученый полагал, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. Правда, в качестве доказательства он использовал лишь утверждение о том, гго Вселенная безгра-нична, и считал это вполне достаточным. Иначе, "какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, ра-зумным, чувствующим миром?". На основании сравнительной мо-лодости Земли им делается вывод о том, что на других "старших планетах жизнь гораздо более совершенна"!. Более того, она ак-тивно влияет на другие уровни жизни, включая земную.

В своей философской этике Циолковский сугубо рациона-листичен и последователен. Возводя в абсолют идею постоян-ного совершенствования материи, Циолковский видит этот процесс следующим образом. Не имеющее границ космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития. Есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили другие. Эти "совершенные" планеты, пройдя все муки эволюции и зная свое печальное прошедшее и былое несовершенство, обладают моральным правом регулировать жизнь на других, примитив-ных пока планетах, избавлять их население от мук развития.

Именно таким образом Циолковский представляет себе технологию "гуманитарной помощи". "Совершенный мир" бе-рет все заботы на себя. На других, более низких по развитию планетах им поддерживается и поощряется "только хорошее". "Всякое уклонение ко злу или страданиям тщательно исправля-ется. Каким путем? Да, путем отбора: плохое, или уклонившее-ся к дурному, оставляется без потомства... Могущество совер-шенных проникает на все планеты, на все возможные места жизни и всюду. Эти места заселяются их собственным зрелым родом. Не подобно ли это тому, как огородник уничтожает на своей земле все негодные растения и оставляет только самые лучшие овощи!. Если и вмешательство не помогает, и ничего, кроме страданий, не предвидится, то и весь живой мир безбо-лезненно уничтожается...".

К.Э. Циолковский наиболее глубоко из современников изу-чал и освещал философские проблемы освоения космоса. Он по-лагал, что Земле во Вселенной принадлежит особая роль. Земля относится к более поздним планетам, «подающим надежду».

Лишь небольшому числу таких планет будет дано право на са-мостоятельное развитие и мучения, в том числе и Земле. В ходе эволюции со временем будет образован союз всех ра-зумных высших существ космоса. Сначала -- в виде союза насе-ляющих ближайшие солнца, затем -- союза союзов и так далее, до бесконечности, поскольку бесконечна сама Вселенная.

Нравственная, космическая задача Земли -- внести свой вклад в совершенствование космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне могут, лишь покинув Землю и выйдя в космос. Поэтому Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей Все-ленной. Он подчеркивал, что суть его космической философии заключается "в переселении с Земли и в заселении Космоса". Именно поэтому изобретение ракеты для Циолковского было отнюдь не самоцелью (как полагают некоторые, видя в нем лишь ученого-ракетостроителя), а методом проникновения в глубины космоса.

Ученый полагал, что многие миллионы лет постепенно со-вершенствуют природу человека и его общественную организа-цию. В ходе эволюции человеческий организм претерпит суще-ственные изменения, которые превратят человека, по существу, в разумное "животное-растение", искусственно перерабаты-вающее солнечную энергию. Тем самым будет достигнут пол-ный простор для его воли и независимости от среды обитания. В конце концов человечество сможет эксплуатировать все око-лосолнечное пространство и солнечную энергию. А со време-нем земное население расселится по всему околосолнечному пространству.

Идеи К.Э. Циолковского о единстве разнообразных миров космоса, его постоянном совершенствовании, в том числе и самого человека, о выходе человечества в космос заключают в себе важный мировоззренческий и гуманистический смысл.

Сегодня уже возникают и практические проблемы влияния человека на космос. Так, в связи с регулярными космическими полетами есть вероятность непреднамеренного заноса в кос-мос, в частности на другие планеты, живых организмов. Ряд земных бактерий способны подолгу выдерживать самые экс-тремальные температурные, радиационные и иные условия су-ществования. Температурная амплитуда существования у некоторых видов одноклеточных достигает 600 град. Как они себя поведут в иной неземной среде -- предсказать невозможно.В настоящее время человек начинает активно использовать космос для решения конкретных технологических задач, будь то выращивание редких кристаллов, сварка и другие работы. И уже давно получили признание космические спутники как средство сбора и передачи разнообразной информации.

Противоречия в системе: природа-биосфера-человек

Взаимоотношения природы общества нельзя рассмат-ривать вне противоречий, неизбежно возни-кающих и существующих между ними. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его произво-дительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в плане-тарном масштабе. Во-вторых, постоянно углубляются противо-речия, дисгармония между человеком и природой.

Природа, несмотря на все бесчисленное многообразие сво-их составных частей, есть единое целое. Именно поэтому воздействие человека на отдельные части внешне покорной и мирной природы одновременно оказывает влияние, причем не-зависимо от воли людей, и на другие ее составляющие. Результаты ответной реакции часто бывают непредсказуемы, они плохо под-даются прогнозированию. Человек распахивает землю, помогая росту полезных ему растений, но из-за ошибок в земледелии смы-вается плодородный слой. Вырубка лесов под сельхозугодья лиша-ет почву достаточного количества влаги, и в результате поля вско-ре делаются бесплодными. Уничтожение хищников снижает со-противляемость травоядных и ухудшает их генофонд. Подоб-ный "черный список" локальных воздействий человека и от-ветной реакции природы можно продолжать бесконечно.

Игнорирование человеком целостного диалектического ха-рактера природы приводит к отрицательным последствиям как для нее, так и для общества. Об этом в свое время прозорливо писал Ф. Энгельс: "Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую оче-редь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вто-рую и третью очередь совсем другие, непредвиденные послед-ствия, которые очень часто уничтожают последствия первых".Пробелы в общем уровне культуры, игнорирование поколе-ниями людей закономерностей и особенностей живого мира, к сожалению, печальная реальность и сегодняшнего дня. Горь-ким свидетельством тому, как упорно человечество не желает учиться на собственных ошибках, могут служить обмелевшие после вырубки лесов реки, засоленные в результате неграмот-ного орошения и ставшие непригодными для земледелия поля, высохшие моря (Аральское) и т.п.

Отрицательным как для природы, так и для общества ста-новится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия его из-за высокого уровня развития производительных сил зачастую носят уже глобальный характер и порождают глобальные экологические проблемы.

Термин "экология", впервые употребленный немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г., обозначает науку о взаимоотно-шениях живых организмов с окружающий средой. Ученый пола-гал, что новая наука будет заниматься только взаимоотноше-ниями животных и растений со средой их обитания. Однако, говоря сегодня о проблемах экологии (этот термин прочно во-шел в нашу жизнь в 70-х гг. XX столетия), мы фактически име-ем в виду социальную экологию -- науку, изучающую проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охаракте-ризовать как близкую к критической. Первая Конференция ООН по окружающей среде в 1972 г. официально констатиро-вала наличие на Земле глобального экологического кризиса всей биосферы. Сегодня налицо уже не локальные (регио-нальные), а глобальные (всемирные) экологические проблемы:

уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов расте-ний и животных; в значительной мере истреблен лесной по-кров; стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулято-ром природных процессов; атмосфера во многих местах загряз-нена до предельно допустимых норм, чистый воздух становитсят дефицитом; на Земле практически нет ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно создан-ных человеком элементов. С началом космических полетов Проблемы экологии пере-местились и в открытое космическое пространство. Не утилизи-рованные отходы от космической деятельности человека нака-пливаются в космосе, что также становится все более острой проблемой. Даже на Луне американские астронавты обнаружи-ли многочисленные обломки и остатки от искусственных спут-ников Земли, посланных туда в свое время человечеством. Можно уже сегодня говорить о проблеме космической эколо-гии. Не решен вопрос о влиянии космических полетов на по-явление озоновых дыр в атмосфере Земли.

Возникла еще одна неведомая ранее проблема -- экология и здоровье человека. Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы привели к росту и изменению структуры человеческих заболе-ваний. Появляются новые болезни, принесенные цивилизаци-ей: аллергические, лучевые, токсические. Происходят генетиче-ские изменения в организме. В связи с крайне неблагоприят-ной экологической ситуацией в крупных промышленных горо-дах во много раз увеличилось число заболеваний верхних дыха-тельных путей. Сверхвысокий ритм жизни и информационные перегрузки привели к тому, что кривая сердечно-сосудистых, нервно-психических, онкологических заболеваний сделала рез-кий скачок вверх.

Становится совершенно очевидной пагубность потребитель-ского отношения человека к природе лишь как к объекту полу-чения определенных богатств и благ. Для человечества сегодня жизненно необходимо изменение отношения к природе и в ко-нечном счете к самому себе.

Каковы же пути решения экологических проблем Прежде всего следует перейти от потребительского, технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в част-ности, необходим ряд целенаправленных мер по экологизациц производства: применение природосберегающих технологий и производств, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, а в идеале -- создание безотходных технологай замк-нутого цикла, безвредных как для природы, так и для здоровья человека. Необходим неумолимый жесткий контроль за произ-водством продуктов питания, что уже осуществляется во мно-гих цивилизованных странах.

Кроме того, нужна постоянная забота о поддержании дина-мического равновесия между природой и человеком. Человек должен не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, за-поведников и т.п.).

Однако ощутимый эффект перечисленные и другие меры могут принести лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого междуна-родного объединения была сделана в начале нашего века. В ноябре 1913 г. в Швейцарии собралось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представи-телей 18 крупнейших государств мира. Ныне межгосударствен-ные формы сотрудничества выходят на качественно новый уро-вень. Заключаются международные концепции по охране окру-жающей среды, осуществляются различные совместные разработ- ки и программы. Активна деятельность "зеленых" (общественных организаций по защите окружающей среды -- "Гринпис"). Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого Полумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы "озоновых дыр" в атмосфере Земли. Сле-дует, однако, признать, что при весьма различном уровне соци-ально-политического развития государств мира международное сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко от желаемого и необходимого уровня.

Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотноше-ний человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человечества важнейшее зна-чение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления, то запасов угля хватит на 430 лет, нефти -- на 35 лет, природного газа -- н а 50. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и боль-шой. В связи с этим необходимы разумные структурные изме-нения в мировом энергобалансе в сторону расширения приме-нения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источни-ков энергии.

Еще одним важным направлением решения экологической проблемы является формирование в обществе экологического сознания, понимания природы как другого существа, над кото-рым нельзя властвовать без ущерба для себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства. С большим трудом, совершая мучительные ошибки, челове-чество постепенно все больше начинает осознавать необходи-мость перехода от потребительского отношения к природе к гармонии с ней.

Список использованной литературы

Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание М., 1996.

Спассский Б.И. Физика для философов. - М., 1989.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., 1989.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М., 1999.

Cолопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. - М., 1998.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Общественные блага
Курсовая работа Медународная миграция и ее влияние на мировой рынок труда
Курсовая работа Анализ инвестиционной привлекательности предприятия
Курсовая работа Страхование ответственности
Курсовая работа Сахарные кондитерские изделия
Курсовая работа Обучение как фактор развития личности
Курсовая работа Сказкотерапия как условие преодоления конфликтов
Курсовая работа Организация финансов предприятия дорожного хозяйства, выявление резервов и путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов
Курсовая работа Деятельность рекрутинговых агентств
Курсовая работа Маркетинговые исследования в рекламе
Курсовая работа Организация труда персонала
Курсовая работа Разработка программы защиты информации от несанкционированного доступа на базе алгоритма шифрования методом открытого ключа
Курсовая работа Анализ финансового состояния
Курсовая работа Правовое регулирование имущества супругов
Курсовая работа Учет производственных запасов