16
Курсовая работа
КОМПЬЮТЕР И БЕЗОПАСНОСТЬ
1.1. Охрана труда на рабочем месте программиста
Охрана труда - система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в условия производственной деятельности работников умственного труда. Их труд стал более интенсивным, напряженным, требующим значительных затрат умственной, эмоциональной и физической энергии. Это потребовало комплексного решения проблем эргономики, гигиены и организации труда, регламентации режимов труда и отдыха.
Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасности условий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма составляет одну из главных забот человеческого общества. Обращается внимание на необходимость широкого применения прогрессивных форм научной организации труда, сведения к минимуму ручного, малоквалифицированного труда, создания обстановки, исключающей профессиональные заболевания и производственный травматизм.
1.2. Описание рабочего места программиста
Рабочее место - это часть пространства, в котором инженер осуществляет трудовую деятельность, и проводит большую часть рабочего времени. Рабочее место, хорошо приспособленное к трудовой деятельности инженера, правильно и целесообразно организованное, в отношении пространства, формы, размера обеспечивает ему удобное положение при работе и высокую производительность труда при наименьшем физическом и психическом напряжении.
При правильной организации рабочего места производительность труда инженера возрастает с 8 до 20 процентов.
Согласно ГОСТ 12.2.032-78 конструкция рабочего места и взаимное расположение всех его элементов должно соответствовать антропометрическим, физическим и психологическим требованиям. Большое значение имеет также характер работы. В частности, при организации рабочего места программиста должны быть соблюдены следующие основные условия:
оптимальное размещение оборудования, входящего в состав рабочего места;
достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения;
необходимо естественное и искусственное освещение для выполнения поставленных задач;
уровень акустического шума не должен превышать допустимого значения.
Главными элементами рабочего места программиста являются письменный стол и кресло. Основным рабочим положением является положение сидя. Рабочее место для выполнения работ в положении сидя организуется в соответствии с ГОСТ 12.2.032-78.
Рабочая поза сидя вызывает минимальное утомление программиста. Рациональная планировка рабочего места предусматривает четкий порядок и постоянство размещения предметов, средств труда и документации. То, что требуется для выполнения работ чаще, расположено в зоне легкой досягаемости рабочего пространства.
Моторное поле - пространство рабочего места, в котором могут осуществляться двигательные действия человека.
Максимальная зона досягаемости рук - это часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми максимально вытянутыми руками при движении их в плечевом суставе.
Оптимальная зона - часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми предплечьями при движении в локтевых суставах с опорой в точке локтя и с относительно неподвижным плечом.
1.3. Зоны досягаемости рук в горизонтальной плоскости.
«Рисунок 1. Зоны досягаемости рук в горизонтальной плоскости»
а - зона максимальной досягаемости;
б - зона досягаемости пальцев при вытянутой руке;
в - зона легкой досягаемости ладони;
г - оптимальное пространство для грубой ручной работы;
д - оптимальное пространство для тонкой ручной работы.
Рассмотрим оптимальное размещение предметов труда и документации в зонах досягаемости рук:
Дисплей размещается в зоне а (в центре);
Клавиатура - в зоне г/д;
Системный блок размещается в зоне б (слева);
Принтер находится в зоне а (справа);
Документация располагается в зоне легкой досягаемости ладони - в (слева) - литература и документация, необходимая при работе или в выдвижных ящиках стола - литература, неиспользуемая постоянно.
При проектировании письменного стола следует учитывать следующее:
высота стола должна быть выбрана с учетом возможности сидеть свободно, в удобной позе, при необходимости опираясь на подлокотники;
нижняя часть стола должна быть сконструирована так, чтобы программист мог удобно сидеть, не был вынужден поджимать ноги;
поверхность стола должна обладать свойствами, исключающими появление бликов в поле зрения программиста;
конструкция стола должна предусматривать наличие выдвижных ящиков (не менее 3 для хранения документации, листингов, канцелярских принадлежностей, личных вещей).
Параметры рабочего места выбираются в соответствии с антропометрическими характеристиками. При работе в положении сидя рекомендуются следующие параметры рабочего пространства:
ширина не менее 700 мм;
глубина не менее 400 мм;
высота рабочей поверхности стола над полом 700-750 мм.
Оптимальными размерами стола являются:
высота 710 мм;
длина стола 1300 мм;
ширина стола 650 мм.
Поверхность для письма должна иметь не менее 40 мм в глубину и не менее 600 мм в ширину.
Под рабочей поверхностью должно быть предусмотрено пространство для ног:
высота не менее 600 мм;
ширина не менее 500 мм;
глубина не менее 400 мм.
Важным элементом рабочего места программиста является кресло. Оно выполняется в соответствии с ГОСТ 21.889-76. При проектировании кресла исходят из того, что при любом рабочем положении программиста его поза должна быть физиологически правильно обоснованной, т.е. положение частей тела должно быть оптимальным. Для удовлетворения требований физиологии, вытекающих из анализа положения тела человека, в положении сидя, конструкция рабочего сидения должна удовлетворять следующим основным требованиям:
допускать возможность изменения положения тела, т.е. обеспечивать свободное перемещение корпуса и конечностей тела друг относительно друга;
допускать регулирование высоты в зависимости от роста работающего человека ( в пределах от 400 до 550 мм );
иметь слегка вогнутую поверхность,
иметь небольшой наклон назад.
Исходя из вышесказанного, приведем параметры стола программиста:
высота стола 710 мм;
длина стола 1300 мм;
ширина стола 650 мм;
глубина стола 400 мм.
Поверхность для письма:
в глубину 40 мм;
в ширину 600 мм.
Важным моментом является также рациональное размещение на рабочем месте документации, канцелярских принадлежностей, что должно обеспечить работающему удобную рабочую позу, наиболее экономичные движения и минимальные траектории перемещения работающего и предмета труда на данном рабочем месте.
Создание благоприятных условий труда и правильное эстетическое оформление рабочих мест на производстве имеет большое значение, как для облегчения труда, так и для повышения его привлекательности, положительно влияющей на производительность труда. Окраска помещений и мебели должна способствовать созданию благоприятных условий для зрительного восприятия, хорошего настроения. В служебных помещениях, в которых выполняется однообразная умственная работа, требующая значительного нервного напряжения и большого сосредоточения, окраска должна быть спокойных тонов - малонасыщенные оттенки холодного зеленого или голубого цветов.
При разработке оптимальных условий труда программиста необходимо учитывать освещенность, шум и микроклимат.
1.4. Освещенность рабочего места
Рациональное освещение рабочего места является одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность трудовой деятельности человека, предупреждающих травматизм и профессиональные заболевания. Правильно организованное освещение создает благоприятные условия труда, повышает работоспособность и производительность труда. Освещение на рабочем месте программиста должно быть таким, чтобы работник мог без напряжения зрения выполнять свою работу. Утомляемость органов зрения зависит от ряда причин:
·недостаточность освещенности;
чрезмерная освещенность;
неправильное направление света.
Недостаточность освещения приводит к напряжению зрения, ослабляет внимание, приводит к наступлению преждевременной утомленности.
Чрезмерно яркое освещение вызывает ослепление, раздражение и резь в глазах. Неправильное направление света на рабочем месте может создавать резкие тени, блики, дезориентировать работающего. Все эти причины могут привести к несчастному случаю или профзаболеваниям, поэтому столь важен правильный расчет освещенности.
Расчет освещенности рабочего места сводится к выбору системы освещения, определению необходимого числа светильников, их типа и размещения. Процесс работы программиста в таких условиях, когда естественное освещение недостаточно или отсутствует. Исходя из этого, рассчитаем параметры искусственного освещения.
Искусственное освещение выполняется посредством электрических источников света двух видов: ламп накаливания и люминесцентных ламп. Будем использовать люминесцентные лампы, которые по сравнению с лампами накаливания имеют существенные преимущества:
по спектральному составу света они близки к дневному, естественному освещению;
обладают более высоким КПД (в 1.5-2 раза выше, чем КПД ламп накаливания);
обладают повышенной светоотдачей (в 3-4 раза выше, чем у ламп накаливания);
более длительный срок службы.
Усталость органов зрения зависит от степени напряжённости процессов, сопровождающих зрительное восприятие.
Основная задача освещения в производственных помещениях состоит в обеспечении оптимальных условий для видения. Эта задача решается выбором наиболее рациональной системы освещения и источников света.
Радиоэлектронные производства в очень широкой мере в своих технологиях используют химические, термические, электрохимические, механические и др. процессы, сопровождающиеся выделением в рабочую зону производств различных веществ в виде влаги, аэрозолей и пыли, а также избытков тепла. Эти факторы могут оказать вредное влияние на здоровье работающих, поэтому задача обеспечения оптимальных параметров воздушной среды в рабочей зоне для радиоэлектронной промышленности имеет большое значение.
1.5. Параметры микроклимата на рабочем месте
Параметры микроклимата могут меняться в широких пределах, в то время как необходимым условием жизнедеятельности человека является поддержание постоянства температуры тела благодаря свойству терморегуляции, т.е. способности организма регулировать отдачу тепла в окружающую среду.
Основной принцип нормирования микроклимата - создание оптимальных условий для теплообмена тела человека с окружающей средой. В санитарных нормах СН-245/71 установлены величины параметров микроклимата, создающие комфортные условия. Эти нормы устанавливаются в зависимости от времени года, характера трудового процесса и характера производственного помещения (значительные или незначительные тепловыделения).
В настоящее время для обеспечения комфортных условий используются как организационные методы, так и технические средства. К числу организационных относятся: рациональная организация проведения работ в зависимости от времени года и суток, а также организация правильного чередования труда и отдыха. В связи с этим рекомендуется на территории предприятия организовывать зеленую зону со скамейками для отдыха и водоемом (бассейны, фонтаны). Технические средства включают вентиляцию, кондиционирование воздуха, отопительную систему.
1.6. Нормирование шума
Установлено, что шум ухудшает условия труда, оказывая вредное воздействие на организм человека. При длительном воздействии шума на человека происходят нежелательные явления: снижается острота зрения, слуха, повышается кровяное давление, понижается внимание. Сильный продолжительный шум может стать причиной функциональных изменений сердечно-сосудистой и нервной систем.
Согласно ГОСТ 12.1.003-88 ("Шум. Общие требования безопасности") характеристикой постоянного шума на рабочих местах являются среднеквадратичные уровни давлений в октавных полосах частот со среднегеометрическими стандартными частотами: 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц. В этом ГОСТе указаны значения предельно допустимых уровней шума на рабочих местах предприятий. Для помещений
конструкторских бюро, расчетчиков и программистов уровни шума не должны превышать соответственно: 71, 61, 54, 49, 45, 42, 40, 38 дБ. Эта совокупность восьми нормативных уровней звукового давления называется предельным спектром.
Методы защиты от шума
Строительно-акустические методы защиты от шума предусмотрены строительными нормами и правилами (СНиП-II-12-77). это:
звукоизоляция ограждающих конструкции, уплотнение по периметру притворов окон и дверей;
звукопоглощающие конструкции и экраны;
глушители шума, звукопоглощающие облицовки.
На рабочем месте программиста источниками шума, как правило, являются технические средства - компьютер, принтер, вентиляционное оборудование, а также внешний шум. Они издают довольно незначительный шум, поэтому в помещении достаточно использовать звукопоглощение. Уменьшение шума, проникающего в помещение извне, достигается уплотнением по периметру притворов окон и дверей. Под звукопоглощением понимают свойство акустически обработанных поверхностей уменьшать интенсивность отраженных ими волн за счет преобразования звуковой энергии в тепловую. Звукопоглощение является достаточно эффективным мероприятием по уменьшению шума. Наиболее выраженными звукопоглощающими свойствами обладают волокнисто-пористые материалы: фибролитовые плиты, стекловолокно, минеральная вата, полиуретановый поропласт, пористый поливинилхлорид и др. К звукопоглощающим материалам относятся лишь те, коэффициент звукопоглощения которых не ниже 0.2.
Звукопоглощающие облицовки из указанных материалов (например, маты из супертонкого стекловолокна с оболочкой из стеклоткани нужно разместить на потолке и верхних частях стен). Максимальное звукопоглощение будет достигнуто при облицовке не менее 60% общей площади ограждающих поверхностей помещения.
1.7. Вентиляция
Системы отопления и системы кондиционирования следует устанавливать так, чтобы ни теплый, ни холодный воздух не направлялся на людей. На производстве рекомендуется создавать динамический климат с определенными перепадами показателей. Температура воздуха у поверхности пола и на уровне головы не должна отличаться более, чем на 5 градусов. В производственных помещениях помимо естественной вентиляции предусматривают приточно-вытяжную вентиляцию. Основным параметром, определяющим характеристики вентиляционной системы, является кратность обмена, т.е. сколько раз в час сменится воздух в помещении.
2.1. Кабинет информатики в образовательном учреждении
Кабинет информатики должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний по информатике и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.
В кабинете информатики должно быть обеспечено информационное взаимодействие между учащимися и учителем, необходимое для осуществления современного учебно-воспитательного процесса.
Число рабочих мест для учащихся в кабинете информатики может быть 9, 12, или 15 в зависимости от наполняемости классов. Для проведения практических занятий на компьютерах рекомендуется организовывать индивидуальную, групповую и коллективную работу.
Рабочее место учителя должно располагаться на подиуме. Оно оборудуется столом, оснащенным аппаратурой и двумя тумбами для принтера и графопроектора.
К учительскому столу должно быть подведено электропитание для подключения компьютера, принтера и графопроектора.
В процессе занятия подключение электропитания к рабочим местам учащихся и его выключение производит преподаватель и отмечает это в журнале использования кабинета информатики на каждом занятии.
Рабочие места учащихся, оснащенные компьютером, и организация их оборудования должны соответствовать гигиеническим требованиям Санитарных правил и норм (СанПиН 2.2.2.542-96 - [5]). Кабинет информатики оборудуется одноместными столами, предназначенными для работы на компьютере со всеми необходимыми периферийными устройствами. К столам подводится электропитание и кабель локальной сети. Столы оборудуются в соответствии с требованиями безопасности и крепятся к полу. Общая электрическая схема питания для кабинета информатики включается в сопроводительную документацию, поставляемую с комплектом электрооборудования для компьютера. Все компьютеры следует заземлять.
Конструкция одноместного стола для работы с компьютером должна предусматривать:
§ Две раздельные поверхности: первая - горизонтальная для размещения компьютера с плавной регулировкой по высоте в пределах 520-760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12-15 градусов), что способствует поддерживанию правильной рабочей позы учащихся без резкого наклона головы вперед;
§ Ширину поверхности для компьютера и клавиатуры не менее 750 мм, а при наличии принтера - 1200 мм;
§ Глубину каждой из указанных поверхностей стола - не менее 550 мм;
§ Опору поверхностей стола на стояк, расположенный в центре; в стояке должны проходить провода электропитания и кабель локальной сети с обеспечением необходимых требований по электробезопасности, а основание стола необходимо оснастить подставкой для ног;
§ Отсутствие ящиков.
Высота края стола, обращенного к работающему за компьютером, а также стула должна приниматься в соответствии с ростом учащегося в обуви согласно таблице.
Таблица. 1 Высота стола и стула над полом
Рост учащегося, см |
Высота над полом, мм |
|||
Стол |
Пространство для ног, не менее |
Стул |
||
116-130 |
520 |
460 |
300 |
|
131-145 |
580 |
520 |
340 |
|
146-160 |
640 |
580 |
380 |
|
161-175 |
700 |
640 |
420 |
|
Свыше 175 |
760 |
700 |
460 |
|
Ширина и глубина пространства для ног под столом определяется конструкцией стола. Допускается ситуация, при которой стол опирается не на стояк, а не ножки, но при строгом соблюдении его соответствия ростовым особенностям учащихся в обуви.
При невозможности укомплектования учебного помещения столами с регулировкой поверхностей по высоте для различных ростовых групп учащихся, высота поверхности стола над уровнем пола для клавиатуры должна составлять 725 мм. При отсутствии стола с опорой на стояк и регулировкой поверхностей по высоте для работы с компьютером можно временно допустить:
§ расположение клавиатуры на ученическом столе, а монитора - на подставке или подвеску его на кронштейне за ученическим столом;
§ расположение на двух ученических столах, составленных вместе: на одном - монитор, на другом - клавиатура.
Поверхности стола должны иметь цвет натуральной древесины. Допускаются бледно-голубой, бледно-зеленый или бледно-серый цвета. Поверхности стола должны быть матовыми.
Сиденья и спинки стульев должны быть полумягкими, покрытыми воздухопроницаемым, не электризующимся и не скользящим материалом, легко поддающимся очистке от загрязнения. Основные размеры стула в зависимости от ростовых особенностей учащихся представлены в таблице.
Таблица 2 Основные размеры стула
Параметры стула |
Рост учащихся в обуви, см |
|||||
116-130 |
131-145 |
146-160 |
161-175 |
175 |
||
Высота сиденья над полом, мм |
300 |
340 |
380 |
420 |
460 |
|
Ширина сиденья, не менее, мм |
270 |
290 |
320 |
340 |
360 |
|
Глубина сиденья, мм |
290 |
330 |
360 |
380 |
400 |
|
высота нижнего края спинки над сиденьем, мм |
130 |
150 |
160 |
170 |
190 |
|
Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм |
280 |
310 |
330 |
360 |
400 |
|
Высота линии прогиба спинки не менее, мм |
170 |
190 |
200 |
210 |
220 |
|
Радиус изгиба переднего края сиденья, мм |
20-50 |
|||||
Угол наклона сиденья, градусы |
0-4 |
|||||
Угол наклона сиденья, градусы |
95-108 |
|||||
Радиус спинки в плане , не менее, мм |
300 |
|||||
Наличие столов и стульев в соответствии с ростовыми особенностями учащихся способствует обеспечению правильной посадки и предупреждению отклонений со стороны костно-мышечной системы.
Расстановка рабочих мест учащихся в кабинете информатики должна обеспечить электробезопасность и безопасность от электромагнитных излучений, свободный доступ учащихся и педагога во время урока к каждому рабочему месту.
В прямоугольном помещении класса рабочие места учащихся располагаются вдоль продольных стен (у окна и напротив). Расстояние между стеной, противоположной оконным проемам, и столами должно быть в пределах 5-10 см, а между стеной с окнами и столами - не менее 20 см. Столы устанавливаются под прямым углом к поверхности стен таким образом, чтобы расстояние между боковыми поверхностями мониторов было не менее 1,2 м.
В квадратном помещении класса рабочие места учащихся располагаются по периметру, при этом расстояние между двумя соседними столами, расположенными в углах, должно быть не менее 2 м, как и при наличии рядной расстановки рабочих мест.
Работа за компьютером при указанной выше расстановке рабочих мест должна осуществляться при искусственном освещении и зашторенных окнах, что позволяет обеспечить на рабочих местах постоянный уровень освещенности.
Дополнительно кабинет информатики оборудуется двухместными ученическими столами в соответствии с количеством рабочих мест учащихся при работе на компьютере. Ученические столы располагаются в центре и предназначены для проведения теоретических занятий, индивидуальной, групповой работы, не требующей использования компьютера, или для выполнения контрольных работ.
2.2. Гигиенические требования к помещениям с компьютерами
Очень важно, чтобы помещения отвечало необходимым гигиеническим требованиям, соблюдение которых способствовало бы сохранению здоровья. Помещение с компьютерами не должно располагаться в подвале и цокольных этажах, но может находиться на любом другом этаже здания.
Площадь на одно рабочее место в помещении должна быть не менее 6 кв.м, объем - 24 куб.м при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте помещения, рекомендуется увеличить площадь, приходящуюся на одно рабочее место.
Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, не скользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антисептическими свойствами.
В учебном помещении при кабинете информатики должна быть лаборантская площадью не менее 18 кв.м с двумя входами: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.
При входе в класс должны быть установлены шкафы с полками для хранения портфелей и сумок. Шкафы могут быть встроенными или пристенными.
Помещение должно иметь естественное и искусственное освещение. Ориентация оконных проемов должна быть на север или северо-восток. Основной поток естественного света должен быть слева, допускается справа. Не допускается направление основного освещения спереди и сзади.
Для окраски стен следует применять краски холодных тонов: светло-зеленого, светло-голубого, светло-серого. Допускается окраска стен светло-бежевым, светло-желтым цветом или цветом слоновой кости. При этом поверхности стен должны быть матовыми.
Для работы с компьютером следует применять систему общего равномерного освещения, выполненную потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий, с двух сторон от рабочего стола. Светильники не должны отражаться на мониторах, так же как и оконные светопроемы.
В качестве источников света рекомендуется использовать люминесцентные лампы мощность 40 Вт, 58 Вт или энергоэкономичные мощностью 36 Вт типа ЛБ, ЛХБ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального состава.
Работа на компьютере приводит к снижению концентрации кислорода, повышению содержания озона, концентрации которого могут превышать предельно допустимые значения. Нарушается ионный состав воздуха, что приводит к ухудшению самочувствия людей, появление головной боли, снижению работоспособности и пр.
При наличии учащихся в классе, воздух загрязняется антропогенными веществами органической природы и углекислым газом. Поэтому в помещениях рекомендуется иметь приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую оптимальный температурно-влажностный режим для всех климатических зон.
Таблица 3 Оптимальные и допустимые параметры температуры и влажности
Оптимальные параметры |
Допустимые параметры |
|||
Температура, ?С |
Относительная влажность, % |
Температура, ?С |
Относительная влажность, % |
|
19 |
62 |
18 |
39 |
|
20 |
58 |
22 |
31 |
|
21 |
55 |
- |
- |
|
При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров. При этом необходим расчет количества устанавливаемых кондиционеров в зависимости от их производительности, тепловыделения от машин, людей, солнечного света и источников искусственного освещения.
Кондиционеры не должны создавать шум, превышающий нормируемые значения. Устанавливать кондиционеры следует в верхней части окон. Во время работы кондиционеров, двери в помещении должны быть закрыты. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции и кондиционеров, необходимо организовывать проветривание на каждой перемене и в любую погоду. Если позволяют погодные условия, то занятия можно проводить при открытых окнах.
Рабочее или учебное помещение должно быть изолировано от помещений, в которых создаются повышенные уровни шума и вибрации, а также располагаться вдали от уличных магистралей и улиц с большим транспортным движением. Уровень шума при неработающем компьютере не должен превышать 40 дБА, а при работе систем воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха - 35 дБА.
Гигиенические исследования, проведенные в учебных помещениях, в которых были использованы различные полимерные материала, показали, что из них в воздух могут выделяться вредные химические вещества, такие как фенол, формальдегид, хлористый винил, аммиак, толуол и пр., которые даже в концентрациях, не превышающих предельно допустимые величины, могут оказывать неблагоприятное воздействие на организм, снижая его работоспособность. С увеличением температуры воздуха миграция химических веществ в воздушную среду помещения увеличивается. При наличии в воздухе различных химических веществ, ощущается неприятный запах неодинаковой степени выраженности. Концентрация этих веществ зависит не только от температуры воздушной среды помещения, но и во многом определяется погодными условиями: температурой наружного воздуха, атмосферным давлением, скоростью и направлением ветра по отношению к оконным проемам помещения и др.
По этой причине для внутренней отделки интерьера помещений не разрешается применять синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества и соединения. К их числу можно отнести древесно-стружечные плиты, слоистый бумажный пластик, моющиеся обои, рулонные синтетические ковровые покрытия и др.
2.3. Гигиенические требования к правильной посадке при работе на компьютере
Правильная посадка учащихся за рабочим столом с компьютером способствует нормальному функционированию органов и систем организма, профилактике нарушения осанки и зрения, сохранению здоровья и хорошей работоспособности. Правильная посадка обеспечивается подбором стола и стула в соответствии с ростом в обуви.
При правильной посадке нужно сидеть прямо, напротив монитора, не сутулясь. Спина должна иметь опору в области нижних углов лопаток, предплечья должны находиться под прямым углом по отношению к плечам и опираться на наклонную поверхность стола с клавиатурой; тем самым снимается статическое напряжение с мышц плечевого пояса и рук. Край сиденья стула должен заходить за край стола, обращенный к учащемуся, на 5-7 см. угол, образуемый голенью и бедром, должен составлять примерно 90-120 градусов, стопы должны опираться на пол или подставку для ног. Голова должна быть слегка наклонена вперед (не более, чем на 15 градусов). Линия взора должна быть перпендикулярна центру поверхности экрана и составлять с горизонталью в вертикальной плоскости, мысленно проведенной через середину экрана монитора небольшой угол (не более 10 градусов; оптимальное значение - 5 градусов).
Уровень глаз должен соответствовать середине высоты экрана монитора. Оптимальный обзор в горизонтальной плоскости, проходящей через центр экрана, располагается в пределах 15 градусов, допустимый - 30 градусов.
Оптимальное расстояние от глаз учащихся до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см, допустимое - не менее 50 см. при расстоянии глаз до экрана менее 50 см, работать на компьютере не рекомендуется, поскольку это будет приводить к быстрому развитию усталости глаз, их покраснению, рези и т.п., а в дальнейшем это может сказаться на развитии близорукости.
Рациональный режим занятий и работы на компьютере предусматривает соблюдение регламентированной длительности непрерывной работы и перерывов, а также соблюдение профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья.
Перерывы в работе на компьютере должны проводиться через каждые 30-40 минут по 10-15 минут каждый. Для детей перерывы должны проводиться через каждые 10-20 минут, в зависимости от возраста, по 10 минут, а для взрослых через каждый час, по 15 минут.
Не следует пренебрегать выполнением комплексов упражнений для глаз, физкультминутками физкультпаузами, т.к. их проведение улучшает функциональное состояние зрительного анализатора, центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др. систем организма, способствует ликвидации застойных явлений в нижней половине тела и ног, образующихся при работе в положении сидя, улучшает кровоснабжение мозга.
2.4. Организация рабочего места
1. Приступая к работе на компьютере, необходимо осмотреть рабочее место и убедиться в отсутствии видимых повреждений оборудования.
2. Монитор должен быть установлен прямо перед пользователем, на расстоянии 60-70 см. при работе недопустимы повороты головы или корпуса тела пользователя.
3. Не рекомендуется располагать монитор около яркого источника света; на мониторе не должно быть бликов, сильного контраста с внешнем освещением.
4. Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз пользователя находился на уровне или чуть выше центра монитора.
5. Высота стула должна быть такой, чтобы при правильной установке монитора относительно уровня глаз, ноги пользователя были на полу; при необходимости следует установить подставку. Сидеть следует свободно, без напряжения, не сутулясь и не облокачиваясь на спинку стула.
6. Туловище пользователя должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см.
7. Клавиатура должна быть расположена прямо перед пользователем и на такой высоте, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения, а угол между плечом и предплечьем составлял 100-110 градусов.
8. Во избежание чрезмерных нагрузок на кисть при длительной работе с клавиатурой желательно оборудовать рабочее место креслом с подлокотниками, уровень высоты которых, замеренный от пола, совпадает с уровнем высоты расположения клавиатуры.
9. При работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть или запястье должны иметь твердую опору. Провод мыши должен лежать свободно.
10. Все питающие провода и соединительные кабели должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо.
11. В помещении, где находится компьютер, нельзя находиться в верхней и влажной одежде.
12. В целях пожарной безопасности нельзя кушать и пить рядом с компьютером.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |