54
Содержание
Введение
Глоссарий
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Типичные ошибки семейного воспитания, способствующие формированию делинквентного поведения подростков»
1.1 Формы проявления нарушений поведения
1.2 Психологическая характеристика подростка с отклоняющимся поведением
1.3. Воздействие нарушений семейного воспитания на формирование делинквентности
1.4. Концепции работы социального педагога с неблагополучной семьей
1.5. Структура и содержание индивидуальной профилактической программы с несовершеннолетним правонарушителем
Вывод по Главе I
Глава II Опытно- исследовательская работа по теме:
«Типичные ошибки семейного воспитания, способствующие формированию делинквентного поведения подростков»
2.1 Типичные ошибки семейного воспитания, способствующие формированию делинквентного поведения подростков
2.2 Что должны знать и чему научиться родители, чтобы в полной мере содействовать развитию ребенка. Составление рекомендации для родителей
Вывод по Главе II
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
- непослушание
- детский негативизм
- девиантные формы поведения (табл. 2).
В данной части работы будет обсуждаться воздействие на делинквентность социальных сил в семье и за её пределами [35].
Воспитание детей в семье.
Складывающиеся в каждой семье методы воспитания детей представляют собой определенную совокупность вариантов родительского поведения, способствующего просоциальному развитию ребенка. Центральное внимание я буду уделять применяемым родителями дисциплинарным мерам.
«Некоторые специалисты идентифицируют способы вознаграждений и наказаний, раздаваемых при дисциплинарных конфронтациях, и проводят различие между использованием силы, лишением любви (нефизическое выражение неодобрения и воздержание от проявлений привязанности) и индукцией (разъяснением проступка и сосредоточением внимания на последствиях действий ребенка для других)»[10].
Относительная неэффективность применения силы/власти в качестве дисциплинирующего воздействия в процессе социализации объясняется его зависимостью от присутствия наказывающего и страха перед ним, а также тем, что применение силы снабжает ребенка моделью враждебного поведения (табл. 1). Лишение знаков привязанности действенно только во взаимоотношениях, которые уже являются любящими. С другой стороны, индукция лучше всего обучает правилам поведения в конкретной ситуации, вызывает реакции, несовместимые с текущей девиантной деятельностью, и извлекает выгоду из способности ребенка к эмпатии.
Согласно некоторым исследованиям [35], в делинквентных семьях чаще всего прибегают к применению силы/власти как способу добиться от ребенка соблюдения норм и правил поведения. Родители делинквентов часто использовали насмешки и физическое наказание, тогда как родители неделинквентов больше полагались на индукцию и лишение любви.
Материнское поведение по отношению к ребенку можно систематизировать на основе плоской круговой модели, в которой различные формы интеракции размещаются вокруг двух осей координат -- любви и контроля (рис.1). Комбинации этих измерений дают четыре различных родительских стиля: авторитетный (принимающий -- требовательный); потакающий (принимающий -- нетребовательный); авторитарный (отвергающий -- требовательный) и игнорирующий (отвергающий -- нетребовательный). Дисциплина, основанная на авторитете и доверии взрослого, побуждает ребенка к самоконтролю и повышает его уверенность в себе. Авторитарный стиль связан с применением силы и, скорее всего, оказывает отрицательное воздействие на ребенка, выражающееся в более низком уровне морального развития, повышенной агрессивности и пониженной самооценке. Однако недостаточная социализация может также быть результатом потакающего и игнорирующего стилей воспитания, кроме того, авторитарный и игнорирующий стили зачастую рассматриваются в качестве предпосылок делинквентности.
Данные наблюдений [35] говорят о высокой частоте принуждающего обмена реакциями между родителем и ребенком в девиантных семьях. Мать чаще уделяет внимание девиантному поведению ребенка и чаще взаимодействует с ним по поводу такого поведения, реагируя на проступки «ворчанием», содержащим угрозы, которые никогда не исполняются. Агрессивное поведение ребенка положительно подкрепляется привлечением к себе родительского внимания и вовлечением родителя во взаимодействие, а также отрицательно подкрепляется в тех случаях, когда родительское наказание прерывается контрнаступлением ребенка.
Именно применение суровых, но непоследовательных наказаний, а не сами по себе наказания, отличает девиантные семьи. Впрочем, различают два стиля дисциплинирования в семьях с антисоциальными детьми, которые соотносит с различными формами детской девиантности. «Социальные агрессоры» дразнят и задирают братьев и сестер и подвержены частым вспышкам гнева, тогда как «ловцы внимания» прибегают к целому букету прегрешений, включая ложь, неуемную активность, поджоги и мелкое воровство. Для родителей «социальных агрессоров» более вероятен вовлекающийся стиль, когда тривиальные проступки детей вызывают у них сильное раздражение, имеющее продолжение в большом числе приказов и критических замечаний, и в таких семьях особенно часто развиваются принуждающие интеракции. Родители «ловцов внимания» предпочитают не вовлекаться в занятия ребенка, демонстрируя безучастный стиль, при котором наказываются только некоторые антисоциальные проступки. Если они применяют наказание, оно часто не связано непосредственно с поступком ребенка. Оба эти стиля неэффективны в том, что касается изменения (в лучшую сторону) девиантного поведения ребенка.
Стили семейного воспитания.
Влияние семьи, семейных отношений и стиля семейного воспитания на поведение ребёнка носит системный характер. Причем семья имеет, как минимум, два уровня. Первый - это своеобразие личности и поведения каждого члена семьи по отношению к другому члену семьи и второй - это количественно-качественные характеристики межличностного взаимодействия членов семьи. Ребёнок нарушает поведение, опираясь на «родительский образец», а также в результате неблагоприятного эмоционального состояния, возникающего при неблагоприятных внутрисемейных отношениях.
Ниже представлены основные типы воспитания, ведущие к отклонениям в развитии, а также таблица (табл.6), указывающая на конкретные последствия каждого из стилей воспитания.
Авторитарная гиперпротекция - родители уделяют подростку много времени и внимания, но мало эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении. Наказание как основной метод воспитания.
Доминирующая гиперпротекция - родители уделяют подростку много времени и внимания, стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Предъявляются требования, не соответствующие его возможностям. Мелочная опека, жесткий контроль за поведением.
Требовательная гиперпротекция - родители уделяют подростку много времени и внимания. Высокая форма ответственности ребёнка перед родителями. Ребёнок имеет возможность выбирать способы поведения.
Ограничивающая гиперпротекция - родители уделяют подростку много времени и внимания. Высокая форма ответственности ребёнка перед родителями. Ребёнок НЕ имеет возможности выбирать способы поведения.
Снисходительная гиперпротекция - чрезмерное навязывание родительской воли: в выборе одежды, друзей. Неустанный надзор, высокие требования и многочисленные запреты.
Потворствующая гиперпротекция - ребёнок - «кумир семьи». Родители не столько контролируют, сколько чрезмерно покровительствуют, удовлетворяют потребности ребёнка.
Потворствующая гипопротекция - отсутствие внимания к детям. «задабривание» удовлетворением потребностей.
Скрытая гипопротекция - родители сильно заняты своими делами. Высокие требования - выше возможностей ребёнка. Выполнение обязанностей ребёнком формально из-за недостатка контроля.
Гипопротекция с жестким обращением - слабое внимание родителей по отношению к воспитанию ребёнка. Потребности ребёнка не удовлетворяются. Строгое реагирование на нарушения поведения.
Скрытая гипопротекция с жестоким обращением - отличается полной самоустранённостью родителей от решения проблем воспитания, равнодушным и безразличным отношением родителей к нуждам ребёнка, его интересам и потребностям, эмоциональной холодностью. Непомерные требования и строгие наказания за невыполнение обязанностей, непослушание и неповиновение.
Жесткая гипопротекция - ребёнок предоставлен сам себе. Чрезмерная реакция на нарушения поведения. У родителей отсутствует интерес к воспитанию ребёнка и стремление к привлечению его к делам семьи.
Жестокая гипопротекция - полная отстранённость родителей от процесса воспитания ребёнка. В семье атмосфера деспотизма и тирании со стороны родителей.
Эмоциональное отвержение - безразличие и холодность со стороны родителей. Ребёнок ощущает, что им тяготятся. Возможны два варианта воспитания: первый - ребёнку предъявляются некоторые требования, свобода и самостоятельность ограничиваются жесткой системой запретов и ограничений. Второй - преобладание вседозволенности, полная свобода в определении собственного регламента жизни, выбора друзей, пристрастий.
Повышенная моральная ответственность - Сочетание высоких требований к ребёнку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей. Ожидания от ребёнка значительно выше его возможностей.
Требовательное обращение - недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей подростка в материально-бытовой и духовной сферах. Непомерно высокие требования.
Жесткое обращение - ограничение свободы и самостоятельности ребёнка («всё нельзя»).
Жестокое обращение - вся методика воспитания построена на системе наказаний, часто телесных.
Сопутствующие факторы семейного воспитания и нарушения поведения.
Неустойчивость стиля поведения. Резкая смена стиля воспитания - от очень строгого стиля к либеральному. Неустойчивость эмоциональных отношений в семье. Формирование таких черт, как упрямство, склонность противопоставлять себя любому авторитету.
Расширение сферы родительских чувств. (Потворствующая или доминирующая протекция). Родители (родитель) хотят, чтобы ребёнок удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов. Стремление отдать ребёнку - чаще противоположного пола - «все чувства», «всю любовь».
Предпочтение во взрослеющем ребёнке детских качеств. Этот вид нарушения обусловлен потворствующей гиперпротекцеией. У родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать сохранение у них детских качеств (наивность, игривость). Сниженный уровень требований к ребёнку, что способствует развитию психического инфантилизма.
Воспитательная неуверенность родителя. Этот вид нарушения обусловлен потворствующей гиперпротекцеией либо пониженным уровнем требований. Перераспределение власти в семье между родителем и ребёнком в пользу последнего. Уступчивость родителя практически во всех вопросах.
Фобия утраты ребёнка. Обусловлен потворствующей или доминирующей гиперпротекцеией. Повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличение представления о хрупкости и болезненности ребёнка. Мелочная опека. Стремление удовлетворять любые пожелания ребёнка.
Неразвитость родительских чувств. Этот вид нарушения обусловлен нарушениями воспитания: гипопротекцией, эмоциональным отвержением, жестоким обращением, повышенной моральной ответственностью. Отсутствие каких-либо сильных мотивов (чувство долга, симпатия, любовь к ребёнку, потребность «реализовать себя» в детях) при воспитании ребёнка. Возможные причины: отклонения характера, выраженная шизоидность молодые родители, эмансипационные устремления матери.
Проекция на ребёнка своих нежелательных качеств. Чаще всего составляет основу эмоционального отвержения, жестокого обращения. «Борьба» с нежелательными качествами в ком-то другом помогает родителю верить, что у него самого этого качества нет.
Вытеснение конфликта между родителями в сферу воспитания. Как правило, является первопричиной противоречивого типа воспитания, соединяющего в себе потворствующую гиперпротекцию одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Каждого интересует не столько то, как воспитывать ребёнка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах.
Предпочтения мужских или женских качеств в ребёнке. Этот вид нарушения обусловлен нарушениями воспитания: потворствующей гиперпротекцией или эмоциональным отвержением. Нередко отношение к ребёнку определяется не действительными особенностями ребёнка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу[15].
Взаимосвязь стиля семейного воспитания и нарушений поведения отражена в табл. 6.
Семейные интеракции.
Крайние формы отвержения и безразличия, обнаруживаемые в стилях дисциплинирования, в известной степени распространяются на взаимодействия между всеми членами делинквентных семей. Конфликт между родителями, выражающийся в спорах, постоянных ссорах, враждебных позициях, жестокое физическое обращение родителей со своими детьми, а также непрочный брак или распад семьи оставляют в ранней жизни делинквентов заметный след.
Опыт физического насилия в детстве не всегда является предвестником делинквентности вообще и совершения насильственных преступлений в частности. Более значимо не жестокое обращение как таковое, а отвержение со стороны родителей. В результате наблюдения выявлено, что серьезные преступления в юном возрасте совершали 50% детей, которые были отвергнуты, 20% детей, которых родители физически наказывали или игнорировали, и 11% детей, которых любили.
Распад семьи.
Уже давно отмечено, что преступники часто происходят из распавшихся семей, в которых отсутствуют один или оба фактических родителя. Некоторые специалисты считают, что отсутствие, по крайней мере, одного биологического родителя связано только с некоторыми формами делинквентности, особенно со статусными правонарушениями несовершеннолетних, такими как прогулы или побеги. На делинквентность больше всего влияет распад семьи, который предшествует разводу или разъезду супругов либо следует за этим. Стресс, испытываемый оставшимся с ребенком родителем в результате развода или раздельного проживания, может обострить конфликты между родителем и ребенком.
Родительская девиантность.
Преступники чаще, чем непреступники, имеют криминальных родителей. Согласно одному из мнений, эта связь обусловлена генетическими факторами, общими у родителя и ребенка, хотя такое объяснение более правдоподобно для постоянного совершения преступлений, чем для кратковременной делинквентности. Второе объяснение состоит в том, что родители служат моделями антисоциального поведения. Родительская девиантность даёт наибольший эффект, когда сочетается с родительской агрессивностью и конфликтом в семье. Таким образом, неспособность девиантных родителей предоставить своим детям образцы нормативного и просоциального поведения является еще одним возможным объяснением эффектов родительской криминальности.
Размер семьи.
Большой размер семьи -- это еще один установленный стимул к развитию делинквентности. Делинквенты чаще происходят из семей с четырьмя и более детьми. Единственные дети реже становятся делинквентами, а более всего к делинквентности склонны средние по порядку рождения дети. Более того, влияние размера семьи зависит от числа братьев в семье и не зависит от числа сестер, что указывает на эффект «пагубного влияния». Связь делинквентности с большой семьей может отражать тенденцию больше полагаться на своих старших братьев, выступающих для них в качестве моделей и источников социального обучения.
Социально-экономическая депривация.
Хотя в настоящее время принято считать, что делинквентность слабо связана с принадлежностью к социальному классу, факт остается фактом: делинквенты в общем и целом чаще происходят из «обездоленных» семей, которые вследствие материальных затруднений живут в нищете, в убогих и тесных лачугах. Тесная связь этих параметров жизни с делинквентностью надежно установлена.
Жизненные условия, характерные для социально обделенных семей, могут благоприятствовать таким ценностям и стандартам, которые иллюстрируют особенности воспитания детей, приписываемые большей частью рабочему классу. К таким особенностям относят более частое применение силы как меры дисциплинарного воздействия, что, в свою очередь, может быть связано с приданием большего значения внешним правилам, чем самоуправлению, использованием «ограниченного» лингвистического стиля коммуникации, ориентацией скорее на настоящее, чем на будущее, а также стрессом из-за тяжелого экономического положения.
Оперативность и эффективность родительских дисциплинарных мер.
Неумелое родительское руководство поведением ребенка - это один из главных причинных факторов. Он связан с недостаточными умениями осуществлять текущий контроль поведения ребенка, формулировать и устанавливать правила, наказывать за проступки, сообразуясь с обстоятельствами, подкреплять соблюдение ребенком правил и преодолевать разногласия путем переговоров, в результате чего ребенок научается девиантным способам удовлетворения своих потребностей. Подобным же образом, при отсутствии участия и нарушенной коммуникации родители не могут передать своим детям нормативные ценности и навыки решения проблем. Антисоциальный ребенок не только неприятен для сверстников и учителей при поступлении в школу, ему также не хватает совершенно необходимых навыков самопомощи, установления близких отношений и совместной учебной деятельности. В результате -- плохая школьная успеваемость, дальнейшее отвержение, как семьей, так и сверстниками и низкая самооценка, и все это ускоряет дрейф к делинквентности.
Глава II Опытно- исследовательская работа по теме:
2.2 Что должны знать и чему научиться родители, чтобы в полной мере содействовать развитию ребенка. составление рекомендации для родителей
Родители должны знать, что:
- Дети выходят из под контроля, когда не получают то, что им необходимо. Без понимания потребностей ребёнка родители не в состоянии дать ему необходимое.
- Чтобы воспитать в ребёнке дух сотрудничества, уверенность в себе и отзывчивость, необходимо развивать его волю, а не ломать её.
- Чтобы сохранить контроль над ребёнком и оказывать на него влияние, необходимо постоянно беседовать о том, что происходит в его жизни. Будьте всегда в курсе: где и с кем сейчас находится ваш ребёнок.
- Позволяя ребёнку отличаться от других, совершать ошибки, вы способствуете его самопознанию и становлению. Позволяя ребёнку говорить «нет» вы развиваете его волю и помогаете подлинное чувство «я».
- Угроза наказания только настраивает детей против родителей и побуждает их к бунту. Используя наказание, вы становитесь ребёнку врагами, от которых нужно таиться, а не родителями, от которых можно ждать помощи.
- Дети внимательны к желаниям и требованиям родителей, когда родители внимательны к детям. Они учатся, прежде всего, посредством сотрудничества и подражания.
- Дети, подвергающиеся жестоким побоям и издевательствам, живущие в асоциальных условиях практически всегда оправдывают агрессивное поведение и не становятся надёжной опорой родителям в будующем. Вместо наказания лучше ввести поправки относительно предоставленных ребёнку прав.
- Методы воспитания, основанные на страхе, пробуждают в современных детях склонность к саморазрушению и уходу от реальности.
- Просите, а не приказывайте. Старайтесь, чтобы ребёнок чувствовал, что он сотрудничает с вами, а не просто подчиняется; позволяйте ему сопротивляться. Но если сопротивление необходимо подавить, то вместо слов «ты должен», используйте выражение «я хочу» - оно сводит сопротивление ребёнка к минимуму, поскольку напоминает ему, кто главный.
- Поощрение позитивного поведения намного эффективней наказания негативного. Вместо того, чтобы выискивать ошибки ребёнка и обращать внимание на них, старайтесь «ловить» его на моментах, когда он делает что-то хорошее. Ваша реакция на ошибки должна колебаться от безразличия до скуки, а по поводу успехов ребёнка следует проявлять воодушевление и одобрение.
- Родители учат детей ответственности, когда сами проявляют ответственность. Всегда выполняйте свои обещания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст - как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.
Анализируя личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от:
1. Наследственно-биологических факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды.
2. Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.
3. Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки.
4. Правосознание подростка.
Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.
В детской и подростковой психологии заключение о девиантном требует осторожности, ибо:
1. Суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития.
2. Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования (В. Коган)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.,1985
2. Антология педагогической мысли России второй половины 19 - начала 20 века. - М.,1990.
3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М.,1988.
4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М., 1999. С.88- 100, 126 - 138, 147 - 154, 168 - 175, 270 - 293, 306- 313.
5. Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М., 2000. С. 166- 192, 281-292, 294-307.
6. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. - Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 464с.
7. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. №6
8. Гребенщиков И. В. Основы семейной жизни. - М., 1991.
9. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьёй.- М.: Пед. Общество России, 2003.- 192с.- (школа в микросоциуме).
10. Перспективы: Сборник научных очерков. - М.: Флинта, 1998.- 224с.
11. Козлов А.А. Наркоманическая личность / А.А. Козлов // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2000.- N 7- (http//www.narkotiki.ru)
12. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М., 1989.
13. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте.- СПб.: Алетейя, 2001.-225с.
14. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. Семейное воспитание ребенка и его значение. -- М., 1951.--С. 215--216.
15. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. - М.,2003. С.59, 74, 77, 82, 85-86,120-121, 158 и др.
16. Макаренко А.С. Из лекции «Общие условия семейного воспитания», Педагогические соч.: В 8 т.--М., 1984.--Т. 4.--С. 60--62.
17. Макаренко А.С., Из лекций о воспитании детей. Дисциплина, Педагогические соч.: В 8 т.-- М., 1984.-- Т 4.--С. 80--86.
18. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М., 1989.
19. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 1999. С.86-93, 163
20. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М., 2005. С. 119-149, 149-161
21. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2002.
22. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.,1997.
23. Наумчик В.Н., Праздников М.А. Социальная педагогика: Проблема трудных детей. Теория. Практика. Эксперимент: Пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистрантов, аспирантов пед. Высш. Учебн. Заведений.- Мн.: Адукацыя; выхаванне, 2005.- 400с., ил.
24. Никитин В. А. Социальная педагогика. - М., 2002. С. 63 - 95,133-152.
25. Олиференко. Дети группы риска
26. Педагогическая энциклопедия в 4- х томах. - М., 1966.
27. Перешейкина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений.- М.: ТЦ Сфера, 2006.- 192с.
28. Проблемы измерения психологических характеристик девиантного поведения.- (http//www.center-razvitie.ru)
29. Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. - М., 1983.
30. Рабочая книга социального педагога / Авторы-составители Е.А.Романова, А.Б.Малюшкин.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 144с.
31. Российская педагогическая энциклопедия. - М.,1993.
32. Сухомлинский В.А. «Письмо к сыну». - М.,1979.
33. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. - М., 1974.
34. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - М.: МПСИ: Флинта, 1999. - 672с.
35. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А.Фурманов. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 351с.
36. Целуйко В.М. Психология семьи / В.М. Целуйко // Вы и ваши дети.- (http//www.azps.ru)
37. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002. С.89- 93.
38. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. Пособие. - Воронеж: изд. НПО «МОДЭК», 2003. - 928с.
Табл. 1. |
||
Содержание, стиль и последствия дисциплинирующих воздействий в семьях делинквентов: |
||
Стили и способы воспитания |
Результативность, последствия. |
|
- авторитарный стиль. Приказная, критическая форма реагирования как на девиантные, так и на недевиантные формы поведения ребенка. -частые принуждающие коммуникации. |
«Социальные агрессоры» - дразнят и задирают сверстников и подвержены частым вспышкам гнева - принуждающий стиль поведения ребенка распространяется на ситуации в семье и за ее пределами. - зависимость от присутствия, наказывающего и страх перед ним. - 20% совершают преступления в юном возрасте. |
|
- безучастный, игнорирующий стиль, при котором наказываются только некоторые антисоциальные проступки. - недостаточный надзором за детьми. |
«Ловцы внимания» - ложь, гиперактивность, поджоги и мелкое воровство. - 50% совершают преступления в юном возрасте. |
|
Табл. 3. |
|||
Нарушения поведения у подростков по А.А.Александрову. |
|||
Реактивно - обусловленные (побеги, суициды), связанные с психотравмирующей ситуацией. |
Вызванные низким моральным уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизация, правонарушения), связанные с неправильным воспитанием. |
Обусловленные с патологией влечений (садизм и др.), связанные с биологическими факторами. |
|
Табл. 4 |
|||
Нарушения поведения у подростков по А.Е.Личко |
|||
По форме проявления: Делинквентность, побеги из дома, бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальная девиация. |
По наличию причин, факторов, мотивов: |
||
- биологические основы: Генетические факторы, органические поражения мозга. |
- социально-психологические факторы: Социальная среда и психологические особенности возраста. |
||
Табл. 5. |
||
Факторы, ведущие к деформации процесса социализации (по Г.Г Шиханцову) |
||
1. |
Родители словесно и на деле утверждают аморальные или даже асоциальные образцы поведения. |
|
последствия |
Усвоение ребёнком норм асоциального поведения. |
|
2. |
Родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но противоречат этому своим поведением. |
|
последствия |
У детей воспитывается лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки. |
|
3. |
Родители словесно и на деле общепринятых нравственных норм поведения, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребёнка. |
|
последствия |
Значительные затруднения в процессе коммуникации ребёнка со сверстниками и старшими, что затрудняет процесс социализации. |
|
4. |
Родители применяют неправильные методы воспитания (на применении силы, унижении личности ребёнка) |
|
Табл. 6. |
||||
№ |
Стиль воспитания |
Виды нарушения поведения |
||
мальчики |
девочки |
|||
1 |
Авторитарная гиперпротекция |
ВА,ОА |
ОА, АДН, ААН, КА, |
|
2 |
Доминирующая гиперпротекция |
АДН |
||
3 |
Требовательная гиперпротекция |
ОА, ААН, ФА, ВА |
||
4 |
Ограничивающая гиперпротекция |
ОА, ААН |
||
5 |
Снисходительная гиперпротекция |
ФА, ВА |
АДН |
|
6 |
Потворствующая гиперпротекция |
АДН |
ААН, ВА, Н, АДН |
|
7 |
Потворствующая гипопротекция |
АДН |
||
8 |
Скрытая гипопротекция |
АДН |
ФА |
|
9 |
Гипопротекция с жестоким обращением |
ОА, Н, ААН |
||
10 |
Скрытая гипопротекция с жестоким обращением |
ФА |
||
11 |
Жесткая гипопротекция |
АДН |
КА |
|
12 |
Жестокая гипопротекция |
ФА |
||
13 |
Эмоциональное отвержение |
ААН, ОА, ААН |
ОА, ААН |
|
14 |
Повышенная моральная ответственность |
КА, Н |
ОА |
|
15 |
Требовательное обращение |
ОА, КА, АДН |
АДН |
|
16 |
Жесткое обращение |
АДН |
АДН, ААН |
|
17 |
Жестокое обращение |
ОА, ААН |
Н, ОА, ААН. |
|
Условные обозначения: ОА - общая агрессивность, АДН - агрессивность деструктивной направленности, ААН - агрессивность асоциальной направленности, ФА - физическая агрессия, ВА - вербальная агрессия, КА - косвенная агрессия, Н - негативизм. |
||||
Рис. 1 Стили воспитания. |
|
1 - авторитетный, |
|
2 - потакающий, |
|
3 - авторитарный. |
|
4 - игнорирующий, |
|
Приложение 2
КАРТА
ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ПОДРОСТКА
И ЕГО БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ
Фамилия, имя
Год рожд.
Школа, класс
Количество детей в семье ____
Состав семьи:
1 -- нет родителей;
2 -- мачеха и отец;
3 -- одна мать;
4 -- мать и отчим;
5 -- мать и отец.
Образование родителей:
1 -- родители не имеют среднего образования;
2 -- среднее у одного из родителей;
3 -- среднее у обоих;
4 -- высшее у одного;
5 -- высшее у обоих.
Степень выраженности аморальных проявлений в семье:
1 -- повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей, необходимость в лишении родительских прав и изъятии детей;
2 -- частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей;
3 -- у родителей эпизодические запои, семейные скандалы;
4 -- один из родителей склонен к выпивкам, скандалам;
5 -- семья ведет здоровый образ жизни.
Степень выраженности стяжательских взглядов в семье:
1 -- не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются любые средства достижения корыстных целей;
2 -- преобладают стяжательские настроения;
3 -- для семьи характерна духовная индифферентность;
4 -- духовные потребности недооцениваются;
5 -- разумное сочетание духовных и материальных потребностей.
Характер эмоциональных отношений в семье:
1 -- напряженно-конфликтные отношения;
2 -- эмоционально холодные отчужденные отношения;
3 -- эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность;
4 -- отношения ровные, но без эмоциональной близости;
5 -- атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки.
Здоровье:
1 -- хронические болезни;
2 -- патология;
3 -- слабое;
4 -- удовлетворительное;
5 -- хорошее.
Учеба:
1 -- неудовлетворительная;
2 -- слабая;
3 -- средняя;
4 -- хорошая;
5 -- отличная.
Поведение в школе:
1 -- состоит на учете в ИДН;
2 -- неудовлетворительное;
3 -- удовлетворительное;
4 -- хорошее;
5 -- примерное.
Отношение к учебе:
1 -- крайне неохотное;
2 -- неохотное;
3 -- равнодушное;
4 -- избирательное;
5 -- охотное.
Общественная активность:
1 -- бойкотирует коллективные мероприятия;
2 -- не участвует в общественной жизни;
3 -- пассивный участник коллективных дел;
4 -- активный участник коллективных дел;
5 -- организатор коллективных дел.
Характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками:
1 -- криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН за различные правонарушения: мелкие кражи, угоны, бродяжничество;
2 -- асоциальные группы, выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство;
3 -- общение на основе пустого времяпрепровождения;
4 -- досуговые группы с совместными формами отдыха и общения;
5 -- на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, на увлечении спортом, коллекционированием и т.д.
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА
Наличие жизненных планов и профессиональных намерений:
1 -- профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду;
2 -- планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности;
3 -- планы неопределенные, иногда нереальные;
4 -- планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии;
5 -- профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней.
Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:
1 -- отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия;
2 -- к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых;
3 -- отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради отметок;
4 -- отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам;
5 -- отношение увлеченное, сознательное, добросовестное.
Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и т.д.):
1 -- индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения;
2 -- интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера;
3 -- интересы и полезные занятия не получили самостоятельного, углубленного развития, формируются под чужим влиянием;
4 -- интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях;
5 -- глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, умений и навыков.
Отношения к педагогическим воздействиям:
1 -- резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний;
2 -- неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства;
3 -- избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера отношения с учителями;
4 -- к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения воспринимает адекватно;
5 -- чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков.
Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:
1 -- бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, общественному мнению в классе;
2 -- к общественному осуждению относится равнодушно;
3 -- внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива;
4 -- с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением;
5 -- развитое чувство товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи.
Способность критически, с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников:
1 -- открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам;
2 -- в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих;
3 -- равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, нейтральность ценностно-нормативных представлений;
4 -- способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать и одобрять их;
5 -- активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.
Самокритичность, наличие навыков самоанализа:
1 -- навыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их развить;
2 -- самоанализ иногда возникает под влиянием осуждения окружающих;
3 -- самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе;
4 -- самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию;
5 -- самоанализ и самокритичность являются основой программ самовоспитания и самосовершенствования.
Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии:
1 -- проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным;
2 -- способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других, слабо развита способность сопереживания;
3 -- черствость, невнимательность в отношении с одноклассниками, товарищами, родителями;
4 -- эмпатия, сопереживание по отношению к близким, родным, товарищам выражаются в сочувствии, в стремлении помочь;
5 -- высокоразвитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать к чужой боли и радости, чуткое реагирование на состояние других людей.
Волевые качества, невосприимчивость к дурному влиянию, способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении:
1 -- использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях;
2 -- слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения;
3 -- стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде;
4 -- хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолеть трудности внешнего и внутреннего характера;
5 -- сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные и общественно полезные действия.
Внешняя культура поведения. Внешний вид:
1 -- неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения;
2 -- безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер;
3 -- безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения;
4 -- аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения;
5 -- эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манере держаться.
Отношение к алкоголю:
1 -- злоупотребление алкоголем либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ;
2 -- эпизодическое употребление алкоголя либо токсических веществ;
3 -- нейтральное отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносит алкоголь или токсические вещества;
4 -- осознанный отказ от употребления спиртного;
5 -- активная позиция в борьбе с алкоголем и с наркоманией.
Отношение к табакокурению:
1 -- закрепившаяся привычка к курению;
2 -- эпизодическое курение;
3 -- воздержание от курения, благодаря запретам родителей, учите лей;
4 -- осознанный, самостоятельный отказ от курения;
5 -- активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих товарищей.
Отношение к наркотикам:
1 -- регулярное употребление наркотиков;
2 -- эпизодическое употребление наркотиков;
3 -- воздержание от наркотических средств, благодаря запретам родителей, друзей и др.;
4 -- осознанный отказ от употребления наркотиков;
5 -- активный противник употребления наркотических средств, пропагандирующий жизнь без наркотиков.
Культура речи, засоренность ее нецензурными выражениями:
1 -- сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах;
2 -- привычное сквернословие в кругу сверстников;
3 -- эпизодическое сквернословие «по случаю»;
4 -- осуждение сквернословия, избегание нецензурных выражений;
5 -- активное стремление к очищению речи от сквернословия.
Приложение 4
Характеристика стилей семейного воспитания и условий проживания подростков с отклоняющимся поведением в г. Рязани
Фамилия Имя |
Семейная ситуация |
Поведение |
|
Л.С. 14 лет. |
Мать: работает. Часто отсутствует дома по несколько дней. Злопотребляет спиртными напитками. Живёт на пенсию детей по потере кормильца. Антисанитария в квартире, нет условий для обучения и развития детей. Отец: нет. Воспитание в семье: Не осуществляют должного контроля за поведением и обучением ребёнка. Воспитанием ребёнка не занимается, не исполняет родительские обязанности. Ребенок предоставлен себе. |
Долго гуляет на улице. В школу приходит неопрятный, грязный. Склонен к мелким кражам. |
|
М.А. 13 лет. |
Мать и отец: В семье конфликтная ситуация. Злопотребляют спиртными напитками. Не работают. Отключены газ и электроэнергия из-за неуплаты. Часто отсутствуют продукты питания. Воспитание в семье: Не созданы условия для ребёнка. Не осуществляют должного контроля за поведением и обучением ребёнка. Ребенок предоставлен себе. |
Замечена в распитии спиртных напитков. Курит. Склонна к бродяжничеству. Дружит только с детьми из асоциальных семей. Плохая успеваемость и посещяемость в школе. |
|
М.Г. 15 лет. |
Мать живёт с сожителем. Злопотребляют спиртными напитками. Не работают. Воспитание в семье: Воспитанием ребёнка не занимаются. |
Низкая мотивация на обучение. Пассивен. Отстранён от коллектива. |
|
Р.П. 13 лет. |
Мать: нет. Отец периодически меняет сожительниц. Злопотребляет спиртными напитками. Не имеет постоянного места работы. Воспитание в семье: С ребёнком жесток, бьёт, унижает. Поощряет ребёнка в воровстве с целью завоевания авторитета. Недостаток инвентаря для обучения и жизнедеятельности ребёнка. |
Склонен к совершению краж, уходу из дома. Неоднократно просился в социальный приют на проживание. Лжив, артистичен. |
|
Т. В. 14 лет. |
Мать: злопотребляет спиртными напитками. Отец: нет. Антисанитария в квартире. Воспитание в семье: Не справляется с родительскими обязанностями. Мать исполняет все прихоти (требования) ребёнка. |
Склонен к совершению мелких краж. Как правило, ворует продукты питания. Агрессивен. Не идёт на контакт в беседе, грубит старшим. Избивает детей в школе. Конфликтные отношения с преподавателями. |
|
У. Д. |
Находится под опекой. Ранее жил в «Детском доме». Конфликтные отношения опекуна с окружающими. Воспитание в семье: Опекун мало контактирует со школой. В недостаточной степени занимается воспитанием ребёнка. Ребёнок подражает (конфликтной) модели поведения опекуна. |
Не выполняет домашние задания. Амбиции на лидерство. Часто срывает уроки, на замечания реагирует агрессивно. Курит. |
|
Х. И. |
Мать: не работает, на контакт со школой не идёт, злоупотребляет спиртными напитками. Судима. В семье конфликтная ситуация., Постоянно собираются «приятели» матери, курят, играют в азартные игры, бывают сильные ссоры, драки. (В настоящее время дети находятся в приюте. Мать ограничена в родительских правах.) Воспитание в семье: С детьми агрессивна, бьёт. В квартире антисанитария. Потребности детей не удовлетворяются. Условия для обучения и развития детей отсутствуют. |
Учебные заведения не посящяет, склонен к совершению мелких краж и административным нарушениям, попрошайничеству. Лжив. Лидер. Замечен в распитии спиртных напитков. Курит. |
|
Х. О. |
------//------//-------//-------//------// |
Учебные заведения не посящяет, склонен к совершению мелких краж и административным нарушениям попрошайничеству. Лжив. Исполнителен. Низкая самооценка. Замечен в распитии спиртных напитков. Курит. |
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |