2
Содержание
Введение……………………………………………………………………зликость.
В период юности, как и в подростковом возрасте, велика потребность в дружеском общении. Дружеские отношения становятся многоплановыми - углубляется их содержание, расширяются эмоциональные и интеллектуальные контакты друзей.
Сфера чувств молодого человека обогащается новыми переживаниями. Появляется чувство любви. Раскованность в половых взаимоотношениях между молодыми людьми вызывает тревогу в обществе и потребность в совершенствовании полового воспитания в семье и вузе. До юношеской поры человека считали существом бесполым, у взрослых же сексуальная жизнь играет важную роль. Эта контрастность детства и зрелости затрудняет процесс взросления молодого человека, вызывает у него целый ряд внешних и внутренних конфликтов.[17]
Интересы молодых людей становятся более глубокими и осознанными. Познавательные интересы перерастают в интерес к науке. Молодых людей привлекают не только факты, но и развитие природы, и общества, закономерности этого развития, вопросы теории. Широк круг читательских интересов.
Характерным для юношеского возраста является формирование системы нравственных понятий и убеждений. Молодые люди уже осознают такие сложные понятия, как «долг», «честь», «совесть». У них появляется потребность в выработке идеалов.
1.7. Выводы по главе 1
В первой главе данной курсовой работы были проанализированы теоретические основы обучения студентов методами лабораторно-практических работ по технологии, раскрыта сущность понятия лабораторно-практической работы как основополагающей составной части технологического практикума. Выявлена методика организации лабораторно-практических работ на примере программы учебной педагогической практики по методике преподавания технологии. Широко показана
структура и этапы выполнения лабораторно-практических работ по технологическому практикуму. Раскрыты и обработаны основные требования к лабораторно-практическим работам по технологическому практикуму с применением технолого-педагогических подходов к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ, а также приведены данные о возрастных особенностях студентов.
Глава 2. Разработка методики обучения студентов при изучении раздела «Лабораторно-практические работы».
2.1. Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический практикум»
Технология определяется как наука о преобразование и использование материи, энергии информации в интересах и по плану человека.
Средствами курса «Технология» предполагается, формирование у студентов качеств: творческой, думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. Они необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции; подготовка студентов к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей; формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности; развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Основной принцип реализации учебно-методического комплекса - обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности студентов.
Целями обучения являются: формирование у студентов технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений, приобретение умений в прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.
Освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии ответственного отношения к труду и результатам труда;
подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно-научное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи:
- сформировать у своих студентов социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни;
- помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой;
- стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.
Лабораторно-практические занятия - один из основных информационных компонентов учебного процесса подготовки учителей технологии.
Анализ проведения лабораторных практикумов показывает, что достижении хорошей подготовки учителей технологии и предпринимательства лабораторные работы призваны обеспечить реализацию целого комплекса целей и задач:
- развитие и воспитание у студентов навыков высокой культуры труда, умения пользоваться инструментами;
- понимание студентами теоретических основ, на которых базируется данная лабораторная работа, связи теории и практикой;
- умение анализировать и обобщать полученные результаты, делать из них логические выводы и находить им практическое применение;
- умение пользоваться учебной, научно-популярной и справочной литературой, графиками, таблицами и схемами;
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Наименование лабораторных работ |
|
1 |
2 |
3 |
|
|
|
Лабораторно-практические занятия по организационно-методическим основам преподавания технологии |
|
1 |
|
Изучение и анализ школьных программ по технологии в 5-7 классах. |
|
2 |
|
Изучение и анализ методической и учебной литературы. |
|
3 |
|
Ознакомление с организацией и оборудованием школьных мастерских. |
|
4 |
|
Перспективное планирование работы учителя. Составление перспективного календарного плана. |
|
5 |
|
Определение учебно-воспитательных задач и целей урока. |
|
6 |
|
Разработка содержания и методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей. |
|
7 |
|
Выбор оптимальных методов проведения занятий. |
|
8 |
|
Подготовка учителя к уроку. Текущее планирование занятий. Составление плана-конспекта урока. |
|
9 |
|
Составление технологических и инструкционных карт на изготовление деталей, узлов и их элементов. Разработка карточек-заданий. |
|
10 |
|
Методика анализа занятий и план-конспектов. |
|
|
Технический труд |
Лабораторно-практические занятия по ведению уроков технологии |
|
11 |
|
Проведение вводного занятия по теме «Технология обработки древесины» в 5 классе. |
|
12 |
|
Методика изучения элементов графической грамотности со школьниками 5-7 классов на занятиях технологии. |
|
13 |
|
Технология изготовления деталей при ручной обработке древесины. |
|
14 |
|
Проведение занятий по теме «Работа на токарном станке по дереву». |
|
15 |
Культура дома |
Проведение занятий по разделу «Культура дома». |
|
16 |
Элементы машиноведения |
Проведение занятий по разделу «Элементы машиноведения» с учащимися 5 класса. |
|
17 |
|
Методика изучения элементов материаловедения. |
|
18 |
|
Методика изучения вопросов стандартизации, допусков и технических измерений на занятиях по технологии. |
|
19 |
Строительные ремонтно-отде-лочные работы |
Проведение занятий по разделу «Строительные ремонтно-отделочные работы». |
|
20 |
|
Методика проведения занятий по теме «Устройство и простейший ремонт сантехники». |
|
21 |
|
Проведение занятий по теме «Технология обработки металлов» (ручные операции). |
|
22 |
|
Проведение занятий по теме «Работа на металлорежущих станках» в 7 классе. |
|
23 |
|
Методика проведения занятий по формированию у студентов 5-7 классов электротехнических понятий. |
|
24 |
|
Методика организации работы с учащимися над творческими проектами (часть 1). |
|
25 |
|
Методика организации работы с учащимися над творческими проектами (часть 2). |
|
26 |
Обслуживающий труд |
Методика проведения занятия по теме «Физиология питания» раздела кулинария с учащимися 5 класса. |
|
27 |
|
Методика проведения занятий по разделу «Кулинария» с учащимися 6 класса. |
|
28 |
|
Методика проведения занятий по разделу «Кулинария» с учащимися 7 класса. |
|
29 |
|
Методика проведения занятий по теме «Гигиена девушки. Косметика» с учащимися 5-7 классов. |
|
30 |
Интерьер жилого дома |
Методика проведения занятий по разделам «Интерьер жилого дома» с учащимися 5-7 классов. |
|
31 |
Элементы материало-ведения |
Методика проведения занятий по разделам «Элементы материаловедения» с учащимися 5-7 классов. |
|
32 |
|
Методика изучения элементов графической грамотности со школьницами 5-7 классов. |
|
33 |
|
Методика проведения занятий по разделам «Элементы материаловедения. Работа на швейной машине» с учащимися 5-7 классов. |
|
34 |
|
Методика проведения занятий по разделам «Рукоделие» с учащимися 5-7 классов. |
|
35 |
Уход за одеждой |
Методика проведения занятий по разделам «Уход за одеждой. Ремонт одежды» с учащимися 5-7 классов. |
|
36 |
Уход за ребенком |
Методика проведения занятий по разделам «Уход за ребенком» с учащимися 7 классов. |
|
37 |
Проектирование и изготовление рабочей одежды |
Методика проведения занятий по разделам «Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука)» с учащимися 7 классов. |
|
38 |
Технология обработки ткани |
Методика проведения занятий по разделам «Технология обработки ткани» с учащимися 7 классов. |
|
39 |
|
Разработка и проведение открытого урока. |
|
2.2. Тематический план дисциплины «Технологический практикум»
Цель и задачи практикума.
Цель практикума - привить студенту практические навыки по высокоэффективному использованию и технической эксплуатации станочного оборудования.
Задачи практикума.
1. Изучить устройство, рычаги управления, наладку и настройку металлорежущих станков общего назначения.
2. Освоить основные приемы установки и крепления инструмента и заготовки на металлорежущих станках.
3. Изучить влияние режима резания на шероховатость и квалитет при различных видах обработки.
Требования к уровню практического усвоения дисциплины.
В результате технологического практикума студент должен знать:
- технологический процесс изготовления обрабатываемой простой заготовки;
- марки используемых станков и материал обрабатываемой заготовки;
- применяемый режущий и СОЖ (СОВ);
- приемы удаления стружки с рабочего места и мастерской;
- безопасные приемы работы на закрепленных рабочих местах;
- влияние режима резания, геометрия режущего инструмента и его установка и крепление на качество обработки.
Студент должен уметь:
- проектировать технологический процесс механической обработки несложной детали;
- проводить все виды токарной обработки с использование резцедержателя и пеноля задней бабки;
- проводить все вида работ на сверлильных станках, включая разметку;
- проводить все виды работ с использованием насадных и концевых фрез;
- настроить делительную головку для простого, дифференциального деления и нарезания винтовой канавки;
- проводить все работ на строгальном станке;
- читать кинематические схемы станков. Определять по ним предельные обороты и число частот вращения шпинделя.
Студент должен иметь представление о:
- работе протяжных станков;
- работе шлифовальных станков;
- станках с ЧПУ;
- станках физико-химических методов обработки.
Объем практикума - 180 час.
Вид итогового контроля - зачет.
Содержание дисциплины.
1. Конструкция и настройка токарных станков. Практическое освоение работ на этих станках.
2. Конструкция фрезерных станков (с применением УДГ). Практическое освоение работ на этих станках.
3. Конструкция и настройка сверлильных и расточных станков. Практическое освоение работ на этих станках.
4. Строгальные, долбежные станки. Конструкция и их настройка для выполнения возложенных работ.
5. Шлифовальные и заточные станки. Их конструкция.
Практикум на станках.
Тип металлорежущего станка |
Наименование работ |
|
1. Токарно-винторезные станки |
5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1К62. 5.1. Практическое освоение приемов обработки конических поверхностей на этом станке. 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1А616. 5.1. Практическое освоение работ с использованием инструмента, устанавливаемого в пеноль задней бабки. 5.1. Изучение конструкции рычагов управления и приемов наладки станка 1И611П. 5.1. Практическое освоение приемов обработки цилиндрических внешних и внутренних поверхностей. 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1А62. 5.1. Практическое освоение приемов настройки станка для нарезания резьб (метрических, модульных, дюймовых). 5.1. Изучение конструкции и рычагов управления станка 1616. Сравнивая конструкцию этого станка со станком 1А616 оценить сущность модернизации станков. 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1Д62. |
|
2. Фрезерные станки. |
5.2. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки горизонтально-фрезерного станка 6П80Г. 5.2. Практическое освоение приемов обработки горизонтальных, наклонных и вертикальных поверхностей, прорезание канавок. 5.2. Изучение конструкции и рычагов управления универсального горизонтально-фрезерного станка 6Н81. 5.2. Практическое освоение наладки станка и настройка УДГ для нарезания винтовых канавок и методов деления (простое, дифференциальное). 5.2. Изучение конструкции и рычагов управления универсального вертикально-фрезерного станка 6Н12. 5.2. Практическая настройка станка 6Н12 для прорезания призматических и сегментных пазов на валах. |
|
3. Сверлильные и расточные станки. |
5.3. Изучение конструкции, рычагов управления радиально-сверлильного станка 2В56. 5.3. Практическое выполнение работ на этом станке с разметкой в соответствии с заданием. 5.3. Изучение конструкции, рычагов управления и методов настройки горизонтально-расточного станка 263. |
|
4. Строгальные и долбежные станки. |
5.4. Изучение конструкции, рычагов управления и настройки поперечно-строгального станка 736. Выполнить работу на станке по индивидуальному заданию. 5.4. Изучение кинематической схемы долбежного станка 743. Работы, выполняемые на этом станке. |
|
5. Плоскошлифовальные станки. |
5.5. Изучение конструкции, рычагов управления и настройки станков 371, 372. 5.5. Ознакомиться с гидрокинематической схемой горизонтально-протяжного станка 7510. |
|
6. Круглошлифовальные и заточные станки |
6.1. Изучение конструкции и режимов управления круглошлифовального станка 312Г. 6.2. Изучение конструкции и рычагов управления заточного станка 362и точил. |
|
7. Основы Технологии машиностроения |
7.1. основные понятия и определения. 7.2. выбор заготовки и припуска на обработку. 7.3. технологический процесс (маршрутная карта). 7.4. назначение режима резания при точении, сверления, шлифовании. |
|
Материально-техническое обеспечение практикума.
Станочное оборудование.
Наименование оборудования |
Марка, обозначение |
Кол-во шт. |
|
1. Токарно-винторезные станки |
1К62 1А62 1Д62 1И611П 1А616 1616 |
2 3 1 1 1 1 |
|
2. Фрезерные станки, Вертикально-фрезерный станок Горизонтально-фрезерный станок Универсальный горизонтально-фрезерный станок |
6Н12 6П80Г 6Н81 |
1 1 1 |
|
3. Сверлильные и расточные станки Радиально-сверлильный станок Горизонтально-расточной станок |
2В56 263 |
1 1 |
|
4. Поперечно-строгальный станок |
736 |
1 |
|
5. Плоскошлифовальный станок |
371 372 |
1 1 |
|
6. Универсальные делительные головки |
УДГ-120 УДГ-130 |
1 1 |
|
7. Заточные станки (точила) |
- |
2 |
|
8. Круглошлифолвальные станок |
362 |
1 |
|
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 030600 «Технология и предпринимательство».
2.3. Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму
Для повторения и углубления знаний студентов, их самостоятельной исследовательской работы на занятиях по технологическому практикуму используются лабораторные и лабораторно-практические работы. В ходе изучения декоративно-прикладного искусства и художественной обработки материалов таких работ пока мало. К ним, разве что, можно отнести лабораторно-практические работы по изучению свойств обрабатываемого материала (древесину, кожа, металл, береста, ткань и другие) и отдельных характеристик отделочных материалов (краски, лаки, морилка и т.д.).
Лабораторная работа «Принципы композиции» предназначена для получения более глубоких и осмысленных знаний по такому сложному вопросу теории искусства как композиция, закрепления принципов композиции, обучения умению оценивать предметы декоративно-прикладного искусства (и вообще художественного произведения) через определенные критерии, формирование умения высказывать учащимися своего личного мнения о какой-либо композиции, ориентируясь на существующие критерии (принципы).
Среди лабораторных и лабораторно-практических работ, используемых в технологических практикумах, можно выделить следующие: студенты изучают свойства различных материалов, измеряют и рассчитывают отдельные характеристики, анализируют структуру данного объекта и т.д. Работ, в которых присутствует оценочная деятельность, практически нет. Хотя сегодня в содержании образования отмечается «недостаточность историко-научных, оценочных и экологических знаний» (Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, И.К. Журавлев и др.). Поэтому разработка и внедрение в образовательную область «Технология» различных методов и форм обучения, связанных с оценкой каких-либо процессов, явлений или объектов, является необходимым и важным компонентом содержания нашего предмета.
Широко распространенная в когнитивной области таксономия Б. Блума рассматривает педагогические учебные цели как шесть основных категорий: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Категория «оценка» является самой высшей и обозначает умение оценивать значение того или иного материала для конкретных целей, причем суждения студента должны основываться на четких критериях.
Перед проведением данной работы студенты должны быть знакомы с общими теоретическими вопросами - определением композиции, тремя видами композиции (фронтальная, глубинно-пространственная и объемно-пространственная), применением различных видов композиции в действительности и особенностями данного направления декоративно-прикладного искусства, принципами композиции (целостностью, соподчинением, соразмерностью, равновесием и единством).
Для подготовки к лабораторной работе преподаватель должен выбрать изделия (желательно для каждого студента) данного направления декоративно-прикладного искусства, композицию которых будут изучать и оценивать студенты. Вместо изделий можно использовать другие наглядные образцы - схемы, чертежи, эскизы, фотографии - если это позволяет ваш вид декоративно-прикладного искусства. Например, для оценивания композиции, украшенной геометрической резьбой по дереву, можно выбрать чертеж, а для вязания или вышивки применить схемы вязания или эскизы вышивки крестом, сохраняющие общее композиционное расположение различных элементов и пропорциональные размеры изделия. При выборе изделий или заменяющих их наглядных образцов должно соблюдаться следующее правило: грамотно построенные композиций дополняются теми, у которых явно нарушен один из принципов и его можно четко оценить и выделить. Это правило поможет учителю проверить эффективность понимания всех принципов композиции по отдельности и вмести необходимые изменения в ход урока, если какой-либо из принципов понимается неправильно или неполно.
Перед выполнением лабораторной работы каждый студент должен получить изделие, которое он будет оценивать с точки зрения композиции, и схему выполнения лабораторной работы, которую можно раздать в виде отдельного листка каждому студенту или написать на доске сразу для всего класса. Данная схема имеет следующий вид.
Лабораторная работа.
Тема: «Принципы композиции».
Задание: проанализировать представленную композицию и дать ее оценку в соответствии с принципами композиции.
Оснащение: композиционно оформленное изделие, форма для оценивания композиционного решения.
Алгоритм выполнения работы:
1) повторить принципы композиции;
2) ответить на вопросы;
3) провести оценку композиции по ее принципам и занести результаты в таблицу;
4) сделать выводы по композиционному решению.
Вопросы:
1) Что подразумевается под термином «композиция»? Дайте его определение.
2) Охарактеризуйте принципы композиции: целостность, соподчинение, соразмерность, равновесие и единство. Насколько они выполняются в данном изделии.
3) Как вы думаете, какого принципа или условия не хватает для анализа и оценки данного композиционного решения?
Форма оценивания композиционного решения.
Каждый композиционный принцип оценивается одной из четырех оценок в зависимости от его выполнения: 25 баллов - отлично, 20 баллов - хорошо, 15 баллов - удовлетворительно, 5 баллов - неудовлетворительно.
Принципы композиции |
Оценка студента |
Суммарная оценка студента |
Суммарная оценка преподавателя |
Разность оценок |
|
Целостность |
|||||
Соподчинение |
|||||
Соразмерность |
|||||
Равновесие |
|||||
единство |
|||||
Выводы:
Так как композиция один из основных и самых сложных вопросов теории искусства, ее принципы различными авторами, работающими в разных областях, выделяются по-разному. В данной лабораторной работе оставлены только те, которые признаются всеми и на основе которых можно легко оценить композиционное решение изделия. Для того чтобы оценивание происходило по достаточно четким критериям, мною были выделены оценочные характеристики для каждого принципа композиции.[11]
Принцип целостности характеризуется следующими критериями: общее целостное представление композиции (когда в произведении нет ничего лишнего и не возникает желание что-либо добавить или убрать), соответствие формы и назначения изделия, соответствие стиля изделия.
Принцип соподчинение характеризуется в первую очередь наличием композиционного центра, который определяет стиль изделия и с которым должны взаимоувязываться все остальные части изделия.
Соразмерность связана с пропорцией, размерами, масштабностью и т.д. В ее оценочные характеристики входят размеры и форма изделия, соразмерность контрастных полей и поверхностей (насыщенных мест - свободному пространству, крупных форм - мелким, теплых цветов - холодным и т.д.), соразмерность геометрических элементов или фигурных форм. [11]
Равновесие достигается приемами симметрии и ритмики. В случае с асимметричными композициями рассматривается зрительное равновесие фигур, масс, цветовых и контрастных пятен.
Единство считается синтезирующим принципом композиции и в школе его можно рассматривать как комплексное выполнение всех предыдущих принципов. К тому же единство отражается субъективную личностную оценку к данному изделию, выражающее единение, согласие с автором по поводу конкретного композиционного решения.
Таким образом, выделенные оценочные характеристики помогут учителю не только познакомить студентов с принципами композиции, но и научить их применять данные критерии для выражения своего мнения и оценки изделий как декоративно-прикладного характера , так и произведений искусства. Более глубокое изучения композиции и ее принципов, на наш взгляд, нецелесообразно, так как это сложный вопрос, который должен изучаться в образовательных учреждениях с художественного профиля.
Литература
1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003г., с. 38-40.
2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества студентов М. 2004 г., с. 23-38.
3. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002 г., с.59-64.
4. Вакуленко В.А. Опорный конспект по предмету Организации и методика производственного обучения, 2003 г.
5. Губенков. С. Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах М, 2002 г., с. 16-22.
6. Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 2003 г., с. 28-45.
7. Крутецкий В.А. Психология - М., 2004 г., с. 11-28.
8. Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г., с.119-120.
9. Некрасов С.С. Обработка материалов резанием. М, Агропромиздат, 2004г., с. 336.
10. Немов Р. С. Психология - М, 2002 г., с.32-36.
11. Новоселов С.А. Технология развития изобретательства студентов в процессе сбора и анализа технологической и патентной информации, С-Пб., 2005 г., с.28-32.
12. Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М. 2002г., с.98-104.
13. Полобинкин А. И. Основы инженерного творчества. - М. 2004г., с.76.
14. Рыбакова Т.В. Метод проектов как основа инновационного подхода к преподаванию технологии// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы региональной научно-практической конференции.-Ульяновск: ИПКПРО, 2004г., с. 69-70
15. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М. 2002г.,
с. 22-27.
16. Сухарев М.И. Материаловедение. - М. 2003 г.
17. Смирнов В. И. Общая педагогика. Н-Тагил, 2002 г., с.70-72.
18. Тамарова З.Б. Образовательная область «Технология» как средство технологической подготовки студентов//Технология 2000: Тезисы докладов IV Международной конференции.- Самара, 2005г., с.106.
19. Тамарова З.Б. От трудовой подготовки студентов к технологической// Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства: Тезисы докладов VIII Международной конференции. - Москва: МИОО, 2004г., с. 27-30.
20. Фаизов А.А., Интегрированные уроки и спецкурсы при преподавании технологии// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г., с.118.
21. Федотова Т.Е. Формирование технологической культуры в начальной школе// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г., с. 119.
22. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М. 2001г., с.122-127.
Приложения.
Приложение №1.
№ |
Последовательность операций |
Эскиз |
Оборудование и инструменты |
|
Технологическая карта изготовления передней ножки скамьи |
||||
1 |
Выбрать заготовку,профуговать, заторцевать |
Фуговальный и рейсмусовый станок |
||
Линейка, угольник |
||||
2 |
Разметить и выбрать гнёзда |
Сверлильно-пазовальный станок |
||
Сверло |
||||
3 |
Разметить и зарезать шипы |
Фрезерный станок |
||
Набор фрез |
||||
Технологическая карта изготовления нижнего и среднего горизонтального бруска
1 |
Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать |
Фуговальный и рейсмусовый станок |
||
Линейка, угольник |
||||
2 |
Разметить и зарезать шипы |
Фрезерный станок |
||
Набор фрез |
||||
Технологическая карта изготовления вертикального бруска спинки скамьи
1 |
Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать |
Фуговальный и рейсмусовый станок |
||
Линейка, угольник |
||||
2 |
Разметить и зарезать шипы |
Фрезерный станок |
||
Набор фрез |
||||
Технологическая карта изготовления горизонтального среднего(несущего) бруска
1 |
Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать |
Фуговальный и рейсмусовый станок |
||
Линейка, угольник |
||||
2 |
Разметить и зарезать шипы |
Фрезерный станок |
||
Набор фрез |
||||
Технологическая карта изготовления передней горизонтальной доски сиденья скамьи
1 |
Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать |
Фуговальный и рейсмусовый станок |
||
Линейка, угольник |
||||
2 |
Выбрать два угла под передние ножки |
Ножовка |
||
Технологическая карта изготовления верхней доски спинки скамьи
1 |
Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать |
Фуговальный и рейсмусовый станок |
||
Линейка, угольник |
||||
2 |
Разметить и зарезать шипы |
Фрезерный станок |
||
Набор фрез |
||||
3 |
Обработка профиля |
Фрезерный станок |
||
Набор фрез, Копир |
||||
Технологическая карта изготовления подлокотника(ручки) скамьи
1 |
Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать |
Фуговальный и рейсмусовый станок |
||
Линейка, угольник |
||||
2 |
Разметить и выбрать гнёзда |
Сверлильно-пазовальный станок |
||
Сверло |
||||
3, 4 |
Разметить и зарезать шипы Обработка профиля |
Фрезерный станок |
||
Набор фрез |
||||
Технологическая карта изготовления нижнего бруса спинки скамьи
1 |
Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать |
Фуговальный и рейсмусовый станок |
||
Линейка, угольник |
||||
2 |
Разметить и выбрать гнёзда |
Сверлильно-пазовальный станок |
||
Сверло |
||||
3 |
Разметить и зарезать шипы |
Фрезерный станок |
||
Набор фрез |
||||
Технологическая карта изготовления
1 |
Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать |
Фуговальный и рейсмусовый станок |
||
Линейка, угольник |
||||
2 |
Обработка профиля |
Фрезерный станок |
||
Набор фрез |
||||
1 |
Собрать изделие на клею, установить шканты |
Клей, киянка, струбцины, воймы |
|
Приложение №2.
Методика проведения деловой игры в рамках темы «Формы предпринимательской деятельности».
На первых занятиях следует изучить классификацию предпринимательской деятельности, научить студентов делать сравнительный анализ форм предпринимательства в России и развитых странах.
Следующие семинарские занятия посвящаются производственному предпринимательству. Необходимо актуализировать знания о факторах производства, о результатах производственной деятельности. Целесообразно обсудить со студентами задачи предпринимателя на каждом этапе производственного процесса. С целью ознакомления с процессом производства и рыночным механизмом купли - продажи, а также развития аналитического мышления и навыков предпринимательской деятельности проводится деловая игра «Прибыльное производство.
Следующие занятия отводятся на изучение коммерческого предпринимательства. В начале изучения темы определяется различие между производственным и коммерческим предпринимательством: определяются его цели и задачи, даётся характеристика коммерческой деятельности. Следует сделать акцент на маркетинговом анализе рынка при осуществлении операции на товарной бирже. В конце этой темы целесообразно провести деловую игру «Рыночная активность».
Цель игры:
· ознакомить участников с механизмом рыночной торговли;
· сформировать установку на принятие самостоятельных решений и активные действия.
Ход игры:
Введение в деловую игру
Участников знакомят с целью проведения и правилами игры.
Правила игры:
1) Каждый участник должен выбрать не более 4-х наименований товаров для реализации.
2) Задача каждого участника - реализовать свои товары по максимально возможным ценам.
3) Все участники выступают и в роли покупателей, т.к. им необходимо купить не менее 4-х товаров у других. Принцип игры «4=4».
4) Каждый участник располагает суммой в 5 тыс. монет на первичные покупки. Остальные производятся за счёт выручки от продажи товар ов.
5) В игре запрещены бартерный обмен и организация фирм из нескольких участников.
Изучение ситуации
Каждому участнику выдаётся лист с наименованием товаров:
Товары |
Количество в партии |
||
1. |
Кроссовки |
30 |
|
2. |
Туфли женские |
20 |
|
3. |
Туфли мужские |
20 |
|
4. |
Сапоги женские |
20 |
|
5. |
Джинсы |
20 |
|
6. |
Костюмы мужские |
10 |
|
7. |
Деловые наборы |
30 |
|
8. |
Куртки кожаные |
10 |
|
9. |
Пальто |
10 |
|
10. |
Плащи кожаные |
10 |
|
11. |
Духи |
20 |
|
12. |
Наборы косметики |
30 |
|
13. |
Ювелирные украшения |
5 |
|
14. |
Часы наручные |
20 |
|
15. |
Калькуляторы |
20 |
|
Студенты выбирают по 4 товара для дальнейшей реализации.
Оформление документации
1) На каждый товар участники заводят балансовую ведомость:
Наименование товара__________________________________________
Количество товаров |
Цена за единицу |
Общая выручка |
|
2) Они также оформляют лист покупателя:
Вид товара |
Кол-во, шт. |
Цена, монеты |
Уплачено, монеты |
Подпись |
|
3) Во время игры участник ведёт ещё лицевой счёт:
№№ |
Приход, в мон. |
Расход, в мон. |
Остаток, в мон. |
|
Деловая игра
Все участники начинают активно предлагать свою продукцию, рекламируя её, вступая в переговоры, приобретая и продавая товары по максимально выгодным ценам.
Все свои сделки студенты фиксируют в балансовых ведомостях и листе покупателя, отслеживая движение денежных средств на лицевом счёте.
Итоги игры
Все участники в конце игры подсчитывают результаты:
1) Количество купленных товаров, шт.
За приобретение всех 11 видов недостающих товаров участник поощряется премиальным коэффициентом - 1,2 х количество товаров.
2) Сумму вырученных денег.
В игре выручка предпринимателя, продающего дефицитный товар, будет выше.
Обсуждение игры
Выбирается победитель (победители) игры. Они анализируют причины своего успеха. Обсуждаются особенности рыночной ситуации, возникшие в процессе игры.
Все участники получают отметки вместе с комментарием преподавателя.
На последующих семинарах изучается финансовое предпринимательство. При изучении темы необходимо определить роль финансового рынка и его субъектов в экономике. Актуализация знания о банковской системе и рынке ценных бумаг. Практические умения и навыки отрабатываются в деловой игре «Фондовая биржа».
Таким образом, при проведении деловых игр студент поставлен в условия выбора и должен самостоятельно принимать решения. Участие в игровом процессе развивает коммуникативные умения будущих специалистов, побуждает к взаимоконтролю и действию в рамках деловой этики, а именно те качества, которые необходимы цивилизованному предпринимателю.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |