30
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматри-вается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные твор-ческие способности человека. В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей.
Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей. В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей, определяются основные направления и педагогические задачи по раз-витию творческого потенциала дошкольников. Во второй главе также анализируются ре-зультаты диагностики творческих способностей дошкольников, и предлагается комплекс мер, направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных уч-реждениях.
1.1 ??????? ?????????? ? ?????????? ???????????
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде-ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо-жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творче-ство", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятель-ность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но-вое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос-производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.
1.2 ?????????? ?????????? ????????????
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю-щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно-сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, извест-ный амери-канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече-ского интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назы-ваемое дивергентное мышление Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 436. Люди, обладающие таким ти-пом мыш-ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина-ции из элемен-тов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо-бенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще-принятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему за-конченный вид.
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и му-зыкантов выделяет следующие творческие способности Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.с.6-36..
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно-шении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю-даемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль-ного замысла.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос-новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человече-ской истории Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг-ностике творческих способностей. -1995 № 9, с.54-55..
1. Релизм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как чело-век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче-ских категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно созда-вать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры-тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про-анализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого вос-питания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алго-ритм решения изобретательских задач) считают, что один из ком-понентов творческого по-тенциала человека составляют следующие способно-сти Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001..
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав-ляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на раз-личие подхо-дов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое во-ображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты твор-ческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
1.3 ???????? ??????????? ?????? ?????? ???????? ?????????? ????????????.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во-просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест-вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са-мого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анато-мических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности ра-боты уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется сре-дой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чув-ствительности и пластично-сти к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможно-стей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее на-чинается развитие. Если созре-вание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут син-хронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из воз-можных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созре-вания, не остаются неизменными. Если эти возможности не ис-пользуются, то есть со-ответствующие способности не развиваются, не функ-ционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угаса-ние возможностей к развитию - необрати-мый процесс. Борис Павлович Ники-тин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Спо-собностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на раз-витие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созре-ва-ния структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затрудне-нию их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необрати-мость про-цесса деградации возможностей развития породило мнение о врож-денности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в до-школьном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие ока-зались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способно-стей Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвар-дия, 1989. стр. 286-287..
С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри-ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом воз-расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна-вать окружаю-щий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, во-влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире-нию дет-ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо-сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь-ников более сво-бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав-лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо-димо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным пе-риодом для разви-тия творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способно-стей к творчеству. И от того, насколько были использо-ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен-циал взрос-лого человека.
2.1 ??????? ????????? ???????? ?????????? ????????????.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз-дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На ос-нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994, с.123., Б.Н. Никитина и Л.Кэррола Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. с.38-39., мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее пол-за-ние и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на-сколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствую-щий момент спо-собно наиболее эффективно развиваться. Например, еще за-долго до обучения чте-нию годовалому ребенку можно купить кубики с бук-вами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чте-нием.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности разви-ваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и по-степенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс по-знания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, зани-маться творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоя-тельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это де-лать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Роди-тели не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей за-ключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельно-сти, в чере-довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не-навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в под-сказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду-маться.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи-ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус-пешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи-ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от-крытий. Важно постоянно сти-мулировать ребенка к творчеству проявлять со-чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не-свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби-хода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре-бенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме-шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме-шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со-хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до-казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до-школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис-кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко-торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже-ние конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изуче-ния лите-ратуры по данной теме, попытались определить основные направле-ния и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов твор-ческих способностей как творческое мышление и воображение в до-школьном возрасте.
2.2 ???????? ??????? ??????????? ????????.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично-сти и сис-темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле-ние гибким, оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.
Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро из-влекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приоб-ретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специаль-ные игры, способствующие развитию этого качества.
Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппа-ра-тах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.
Диалектичность - это способность видеть в любых системах противоре-чия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать про-блемы.
Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышле-ния. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалек-тического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В част-ности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.
Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
3. Формирование умения разрешать противоречия;
И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это систем-ность.
Системность - это способность видеть предмет или явление как целост-ную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многооб-разии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явле-ниях и законах развития.
Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с дру-гими системами. Системное мышление познает закономерности при разви-тии сис-темы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к бу-дущему.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и спе-циальными уп-ражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему разви-вающеюся во времени;
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что лю-бой предмет многофункционален.
2.3 ???????? ??????????? ???????????.
Вторым направлением формирования творческих способностей дошко-льников развитие воображения.
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жиз-нен-ного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ра-нее вос-принятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно по-могает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует пред-ставление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого вообра-жения.
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития вооб-ражения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольни-ков может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображе-нии существовало в прошлом и у психологов.
Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский до-казал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобрете-ния им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы вообра-жения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатле-ниях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи вооб-ражения с действительностью заключается в том, что всякое создание вообра-жения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека" Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. с.8..
Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагоги-ческий вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, за-ключается в необходимо-сти расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные ос-новы для его творческой деятельности. Чем больше ре-бенок видел, слышал и пе-режил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продук-тивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители бе-седуют с ре-бенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет инте-реса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.
Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано на-чинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, ко-торыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любо-пытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсе-гда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность де-тей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познава-тельную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружаю-щей действительности, тем шире возможности для возник-новения и закрепле-ния у них устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникно-вения устойчи-вых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действи-тельности. У него должно возникнуть положительное эмоцио-нальное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрос-лыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-ни-будь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним люби-мую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастно-сти к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и спо-собствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих си-туациях сле-дует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно до-биться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побу-ждающие к актив-ному размышлению.
Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития твор-ческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творче-скому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение исполь-зовать накопленную информацию в своей деятельности.
Продуктивное творческое воображение характеризуется не только та-кими осо-бенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять пред-ставления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неуме-ние управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. По-этому важ-нейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направлен-ности воображения.
У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он соз-даёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ре-бенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой це-лью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллектив-ное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предло-жений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сю-жета, по-мочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочинен-ные ребен-ком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произ-ведений.
С целью определения уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте 10 декабря и 15 декабря 2002 года нами была проведена их диагностика у дошкольников д/с «Солнышко» ЮЗАО Москвы. Для исследования нами были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова (см. При-ложение 1). С помощью этих методик мы составили оперативный констатирую-щий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий для выделения оснований - вычлененные авторами универсальные творческие способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно - преобразовательный характер творческих реше-ний, детское экспериментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать значи-мые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ре-бенка.
Проведя диагностику, мы получили следующие результаты (см. Прило-жение 2). Развитие реализма воображения у 61,5% детей находится на низком уровне, и у 38,5% детей - среднем. Развитие такой способности как надситуативно-преобразова-тельный характер творческих решений у 54% детей - на низком уровне, у 8% - на среднем уровне, и 38% детей - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком. Анали-зируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложе-ния.
У детей этой группы плохо развито творческое воображение. Следует сразу же cказать, что эта группа занимается по развивающей программе "Радуга", но специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется. Однако психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспита-ния, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие дет-ского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная нами диагностика. Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специ-альную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст - сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осу-ществляться эта работа
Конечно, наилучший вариант - это введение специальной программы за-нятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось боль-шое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учре-ждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить ме-тодику развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также спе-циальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заи-кой.
Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно пред-ложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы заня-тий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, разви-тию речи нужно давать детям задания творческого характера.
Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Ог-ромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это дейст-вие с раз-личными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предостав-ляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в ко-торые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки - матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
Кроме того, для развития воображения и творческих способностей су-ществуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от за-нятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994., О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994..
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать вос-пита-тели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумы-вание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замеча-тельную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ".
Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо раз-вивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный харак-тер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ста-вить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать опти-мальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход де-тей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с фор-мированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способно-сти. Не-которые упражнения на развитие диалектичности мышления приведены в Прило-жении 4.
Результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее раз-витие способности видеть целое раньше частей. И этот результат закономе-рен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ре-бенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту спо-собность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование ана-литической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их не-умением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, за-даваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость раз-вития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми, некоторые из которых приведены в При-ложении 5.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось под-черкнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди-телей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специ-альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, по-чему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необ-хо-димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эф-фективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возмож-ностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена-правленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно су-щест-вующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направ-ленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не дости-гают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способ-ностей четырех-пятилетних дошкольников д/с «Солнышко» ЮЗАО Москвы. Самые низкие результаты дала диагностика творческого во-ображе-ния. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для раз-вития этого компонента творческих способностей. Для исправления сущест-вующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффек-тивное развитие творческих способностей дошкольников:
1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи да-вать детям задания творческого характера.
3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
4. Использование специальных игр, развивающих творческие способ-ности детей.
5. Работа с родителями.
?????????? ??????????? ????????????? ?????????? ???????????? ???????????? (? ??????)
д/с «Солнышко» ЮЗАО Москвы группа «Радость»
Фамилии детей |
Реализм воображения Min 1 балл Max 5 баллов |
Способность видеть целое раньше частей Min 5 баллов Max 15 баллов |
Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений Min 1 балл Max 3 балла |
Экспериментирование |
|
Беляева Людмила |
2 |
15 |
1 |
10 |
|
Бородай Владимир |
3 |
10 |
1 |
16 |
|
Вакулов Павел |
3 |
10 |
3 |
13 |
|
Елисеев Сергей |
2 |
12 |
3 |
16 |
|
Еремина Александра |
2 |
15 |
3 |
14 |
|
Жидких Станислав |
2 |
10 |
1 |
24 |
|
Кольцова Евгения |
3 |
15 |
1 |
6 |
|
Лапина Юлия |
1 |
15 |
1 |
10 |
|
Макарова Анна |
2 |
13 |
3 |
13 |
|
Никитин Алексей |
3 |
15 |
1 |
17 |
|
Прокопова Ксения |
1 |
14 |
3 |
8 |
|
Симакова Анастасия |
3 |
15 |
1 |
17 |
|
Уразова Анна |
2 |
10 |
2 |
10 |
|
Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей по группе
Способности |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Реализм воображения
|
61,5% |
38,5% |
0% |
|
Способность видеть целое раньше частей |
0% |
30% |
70% |
|
Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений |
54% |
8% |
38% |
|
Игры на развитие ассоциативности мышления
Игра "Что на что похоже "
3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры догова-риваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и веду-щий на-чинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадав-ший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий пред-мет для ассоциации.
"Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук)
Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого набро-ска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
"Волшебные кляксы "
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа вылива-ется не-много чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разво-рачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие пред-метные изо-бражения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто на-зовёт больше всего предметов.
Игра "Словоассоциации"
Взять любое слово, например, батон. Оно ассо-цииру-ется:
- с хлебобулочными изделиями.
- с созвучными словами: барон, бекон.
- с рифмующимися словами: кулон, салон.
Создать как можно больше ас-социа-ций по предложенной схеме.
Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на ас-фальте, ка-мушки на берегу.
Системность мышления
Игра "Теремок"
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка-стрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Сле-дующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если ска-жет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ре-бёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инстру-мент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
"Собери фигурки"
Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фи-гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав-лива-ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло-жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар-тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред-меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигу-рок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
"Нелепицы"
Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой кар-тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Проект пункта технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей с разработкой технологического процесса ТР сцепления автомобиля ГАЗ - 3110 |
Курсовая работа | Синхронный перевод |
Курсовая работа | Бухгалтерская отчетность |
Курсовая работа | Организация работы аккумуляторного участка |
Курсовая работа | Проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста |
Курсовая работа | Спрос и предложение |
Курсовая работа | Формы и виды систем оплаты труда |
Курсовая работа | Инвестиционная политика предприятия и проблемы привлечения инвестиций |
Курсовая работа | Организация работы брокерских фирм |
Курсовая работа | Romeo and Juliet - immortal tragedy of W.S. |
Курсовая работа | Анализ организации контроля исполнения документов |
Курсовая работа | Экономический рост и факторы его развития |
Курсовая работа | Место коммерческих банков на рынке ценных бумаг |
Курсовая работа | Факторы конкурентоспособности предприятия |
Курсовая работа | Амортизация основных средств фирмы |