1
Содержание
Введение ………………………………………………………………….……….2
Глава 1 Из истории вопроса…………………………………………………...…4
Глава 2 Педагогическое общение……………………………………….…...... .6
2.1 Понятия педагогического общения………………………………………….6
2.2 Стили общения …..……………………………………………………….......7
Глава 3 Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога…………………………………………………..15
3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…15
3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..18
3.3 Технология общения ………………………………………………………..18
3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21
Заключение ………………………………………………………….…….…….26
Список литературы ………………………………………………..………… …27
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………29
Введение
Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения - с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации взаимоотношений.
Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками.
Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.
Индивидуальный стиль деятельности - одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой - о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-педагогический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-педагогический компонент, т.е. педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других.
В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную "нагрузку", так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
Цели: использование современных стилей педагогического общения на практике.
Задачи: - проанализировать психолого - педагогическую литературу;
- разработать рекомендации для проведения занятий на повышение уровня коммуникативных способностей;
- определить стили педагогического общения и дать характеристики;
- выявить значение индивидуальной особенности стиля общения педагога с учащимися.
Объект исследования: - процесс общения.
Предмет исследования: - стили общения между педагогом и учащимися в современной школе.
Методы: - анализ литературы по теме исследования;
- наблюдение за учебной деятельностью учащихся.
Глава 1 Из истории вопроса
На определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто, играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса".[2; 232 с]
Несмотря на общеизвестную истину "убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса", многие, с позволения сказать "педагоги" используют в педагогическом общении самый вульгарный крик. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, посвященные учительскому крику. "Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания "распечь", "пробрать"... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать".[5; 298 с.] Не так уж редко педагогическое общение подменяется назидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться его конца. В. А. Сухомлинский по этому поводу писал: "Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и - это особенно важно - обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот - чтобы цена слова постоянно возрастала".[14; 340 с.]
Общение (в частности, педагогическое) - одно из самых модных тем современной психологии. С конца 60-х годов и по настоящее время этой тематике посвящены сотни работ. Особенно много таких работ вышло в США, ФРГ и Италии. Время от времени появляются очень солидные труды, обобщающие целые пласты исследовательских работ по проблемам общения. Одну из таких обобщающих работ американских психологов Дж. Брофи и Т. Гудда "Отношения учителя и ученика" анализирует проф. А. А. Леонтьев. Он обращает внимание на собранные авторами данные, которые касаются "субъективности" общения учителя, проявляющейся, прежде всего в избирательном отношении. [6; 98 с.]
Глава 2 Педагогическое общение
2.1 Понятия педагогического общения
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств.[3; 190 с.] На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.[17; 231 с.] Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
2.2 Стили общения
Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется?
Об этом следует поговорить подробно.
Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.
Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.[7; 323 с.]
На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы:
1. конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения;
2. конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с учащимися. [10; 9 с.]
Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:
* общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
* система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
* ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
В стиле общения находят выражение:
* особенности коммуникативных возможностей учителя;
* сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
* творческая индивидуальность педагога;
* особенности ученического коллектива. Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми - категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя. [10; 12 с.]
Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином.
Педагоги - психологи в наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.[20; 620 с.]
1. Авторитарный
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально - перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: "Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел". [4; 213 с.] Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.[18; 560 с.]
2. Попустительский
Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.[10; 15 с.]
3. Демократический
Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию "первого среди равных". Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.[10; 16 с.]
4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М.О.Кнебель заметила, что педагогическое чувство "гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней..." [9; 290 с.]
Такой стиль общения отличал деятельность В.А.Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В.Ф.Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой - соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом. [15; 24 с.]
Размышляя о вариантах взаимоотношений педагога с детьми, А.С.Макаренко отмечал: "Во всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми".[15; 27 с.]
Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения - на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.[16; 124 с.]
5. Общение-дистанция
Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально - психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
Превращение "дистанционного показателя" в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В.Петровский и В.В.Шпалинский отмечают, что "в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника". [8; 256 с.]
В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.
Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.
Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.[8; 269 с.]
6. Общение - устрашение
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.
В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.[20; 624 с.]
7. Заигрывание
Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны - отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.[11; 249 с.]
А.С.Макаренко резко осуждал такую "погоню за любовью". Он говорил: "Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением...
Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска... не должно быть в нашей жизни...
Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред..." [15; 294 с.]
Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате:
а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;
б) отсутствия навыков общения;
в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.[17; 231 с.]
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
Глава 3. Роль индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
3.1 Средства развития коммуникативности
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и "въесться" в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.
Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:
* взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;
* наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;
* ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;
* отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;
* использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;
* единством делового и личностного общения;
* включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п. [6; 164 с.]
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям следующие средства для развития коммуникативных способностей:
1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.
2) Учитель не должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.
Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.[11; 249 с.]
Сознательное формирование своего педагогического стиля возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.
Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно - индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.
В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.[3; 185 с.]
3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему
Особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность к ученикам. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении.
Устная речь учителя, как правило, речь импровизированная. В этом тоже заключается ее особенность. Учитель-профессионал говорит всегда без непосредственной опоры на текст учебника или конспект урока. Ученики, слушая его, как бы присутствуют в момент сиюминутного рождения слов, выражений. Создается впечатление, что учитель публично мыслит, впервые для себя вместе с учениками открывает истину.
Импровизированная речь- понятие неоднозначное. В одних случаях это речь, заранее подготовленная, придуманная, но умело преподнесенная учителем как "сиюминутная". Это не дословный пересказ, а действительно свободное изложение, создаваемое в момент произношения, но с учетом предварительной подготовки.[18; 423 с.]
В других случаях речь учителя - импровизация в прямом смысле этого слова, речь неподготовленная, рождающаяся, когда условия требуют немедленной реакции учителя. Именно здесь проявляется общая и педагогическая культура учителя, его опыт взаимоотношений с учениками.
3.3 Технология общения
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов( психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации.
Начинающий педагог должен формировать у себя навыки моментального включения системы коммуникативных приспособлений в каждой новой педагогической ситуации.
Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов:
1) Педагог открыто выступает как инициатор общения.
2) Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами.
Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание инициативы в общении, придании ей необходимых ситуативных форм и т.п.
Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика и т.д. Рассмотрим их более подробно.[17; 231 с.]
Мускульная мобилизированность - обязательное условие начала всякого общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры тела, в частности - в подтянутости спины. Это рабочее состояние тела, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает речевое воздействие, как бы внутренне мобилизуя и самих детей на предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу.
Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.[18; 367 с.]
Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.
Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.
Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция.
Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: "Будьте добры", мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя.
Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.
Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.
Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.[20; 523 с.]
Дети "читают" лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.
Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно соответствовать характеру речи, отношений, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали мимики- брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении - восторг.
Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать черезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз ("бегающих глаз"), а также безжизненной статичности ("каменное лицо"). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.[9; 237 с.]
3.4 Техника речи
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.
Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь вызывает скуку.
Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, который позволяет учителю донести до учеников все богатство своего слова. Рассмотрим, что надо учитывать педагогу при общении.
Дыхание.
В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.
Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхательном процессе.
Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно работает лишь верхушки легких
Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому вдох недостаточно энергичен.
Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения объема грудной клетки, вследствие сокращения диафрагмы
Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет изменения объема в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Именно это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.
В чем же отличие речевого (фонационного) дыхания от обычного? Вдох и выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи его не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. Его организация имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы.
Что бы речь учителя была более выразительной он должен умело владеть голосом, дикцией, ритмикой.[1; 321 с.]
Голос.
Каковы же особенности голоса педагога? Прежде всего это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.
Важное условие слышимости голоса - полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.
Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте. Высота - тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон - объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет.
Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр- окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса.
Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса - процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.[17; 264 с.]
Дикция.
Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция- ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.
Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.
Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для правильной отработки каждого звука. Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки не смогу. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.
Ритмика.
Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а так же пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя.
Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения: чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.
Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса.
Заключение
Одна из сложных проблем современной школы - проблема педагогического общения.
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.[18; 592 с.]
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.[12; 367 с.]
Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).
Правильное использование средств и техники поможет педагогу избежать многих трудностей при общении. Можно узнать о том, как сделать свою речь более выразительной, как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том, как управлять мимикой и жестами.
Приложение.
Диагностика «стилей педагогического общения»
Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте знаком "+", если согласны с ним, и символом "-", если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.
Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.
Модели общения |
№ вопросов |
||
Да "+" |
Нет "-" |
||
Диктаторская "Монблан" |
4, 6, 11, 15, 17, 23 |
1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24 |
|
Неконтактная "Китайская стена" |
9, 11, 13, 14, 15 |
1, 7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21. |
|
Дифференцированное внимание "Локатор " |
10, 14, 18, 20, 21 |
2, 4, 6, 13, 15, 17, 23 |
|
Гипорефлексивная "Тетерев" |
9, 11, 15, 17, 23, 24 |
8, 12, 16, 19, 20, 21, 22 |
|
Гиперрефлексивная "Гамлет» |
3,12,14,18,19,20,22,25 |
2, 5, 6, 11, 13, 23 |
|
Негибкого реагирования "Робот" |
1, 2, 5, 6, 13, 15, 23 |
7, 8, 9, 11, 16, 21, 24 |
|
Авторитарная "Я сам(а)" |
5, 10, 14, 15, 18, 24 |
2, 8, 16, 21 |
|
Активного взаимодействия «Союз» |
7, 8, 10, 16, 20, 21, 22 |
1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 23. |
|
Модель дикторская ("Монблан"). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.
Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.
Модель неконтактная ("Китайская стена") очень близка по своему содержанию к первой. Разница з том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой- либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.
Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.
Модель дифференцированного внимания ("Локатор") основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении педагог концентрирует на них свое внимание.
Следствие: нарушается целостность акта взаимо действия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
Модель гипорефлексивная ("Тетерев") заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное взаимодействие поставлено формально.
Модель гиперрефлексивная ("Гамлет") противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. Он остро реагирует на нюансы психологической атмосферы в среде обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.
Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.
Модель негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.
Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.
Модель авторитарная ("Я - сам"). Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.
Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
Модель активного взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
Бланк заполнения
№ |
шифр |
Стили педагогического общения |
||||||||
Диктаторская "Монблан" |
Неконтактная "Китайская стена" |
Дифферен цированное внимание "Локатор " |
Гипореф лексивная "Тетерев" |
Гиперреф лексивная "Гамлет» |
Негибкого реагиро вания "Робот" |
Автори тарная "Я сам(а)" |
Активного взаимо действия «Союз» |
|||
1 |
0001 |
|||||||||
2 |
0002 |
|||||||||
3 |
0003 |
|||||||||
4 |
0004 |
|||||||||
5 |
0005 |
|||||||||
6 |
0006 |
|||||||||
7 |
0007 |
|||||||||
8 |
0008 |
|||||||||
9 |
0009 |
|||||||||
10 |
0010 |
|||||||||
Приложение 2
Занятие № 1
Общение и характер
Сегодняшнее занятие мы начнем с игры в «говорящую палочку». У индейцев, коренных жителей Америк был метод слушания друг друга при помощи говорящей палочки. Сегодня мы тоже воспользуемся такой говорящей палочкой. Вот она. (В руках у учителя небольшая палочка; это может быть и не заточенный карандаш, лучше заранее подготовить «говорящую палочку»: деревянную палочку отшлифовать, вырезать узоры и раскрасить). Тому, у кого оказывается эта палочка, предоставляется право говорить, а всем другим -- слушать. Передаваться она будет по очереди. Нельзя перебивать того, у кого она в руках. Дождитесь своей очереди. Если кто-то не хочет говорить, пусть молча, передаст ее дальше. Предлагается следующая тема для обмена мнениями: «Отражают ли оценки реальные знания по учебным предметам и что вообще они отражают? В связи с этим: если двоечник, значит ли это, что его знания близки к нулю, а если человек отличник, то он знает больше других? Поскольку «говорящая палочка» сейчас у меня, выскажу свое мнение.
Учитель высказывает свое мнение, например, такое:
Я считаю, что, конечно, отличник более эрудирован; кроме того, у него лучше развиты основные виды мышления и он более трудолюбив. Пятерки только по какому-то одному предмету показывают заинтересованность ученика именно этим предметом. А вот двоечник, скорее всего, просто ленив: трудно поверить, что он совсем не способен освоить знания. Ведь в быту он, возможно, очень даже смекалистый, и его не так-то просто провести -- только там он не ленится получать знания.
А теперь Ваши рассуждения на эту тему.
Учитель передает «говорящую палочку» учащимся и выслушивает их мнения. При этом следует помнить:
возможны и неприятные для учителя мнения (о пятерочниках-«любимчиках», например), но перебивать нельзя: правила для всех одинаковы и говорит только тот, у кого в руках «говорящая палочка». Когда палочка возвращается к учителю, он продолжает разговор.
Ну вот, на сегодня эта игра закончена. Мы услышали разные мнения. Но главное -- мы приобрели весьма
интересный опыт. Кому-то иногда трудно было выдержать и промолчать, не возразить, если мнение другого было противоположным твоему. Кто-то впервые получил возможность высказаться, зная, что его никто не перебьет (это очень важно, правда?). А кто-то снова решил оставить свое мнение при себе... Почему? Чего-то боится или считает, что его мнение никого не интересует? Проанализируйте свой опыт участия в игре.
А игру эту мы затеяли не просто так. Говоря об общении людей, чаще всего мы имеем в виду диалог. А ведь иногда намного важнее суметь просто выслушать человека. И вот парадокс: умеющий внимательно слушать может не произнести в разговоре ни слова, а про него скажут: «Какой он замечательный собеседник!» А какой собеседник Вы? В конце занятия пройдите в Приложении тесты «Умеете ли Вы слушать?» и «Какой Вы со-беседник?»
Вне зависимости от того, общительный Вы человек или нет (кстати, проверьте это с помощью теста из При-ложения в конце занятия), Вы живете среди людей, и практически каждый день приходится с кем-то общаться. Более того -- у каждого из нас есть люди, мнением которых мы дорожим. Бесспорно, умение общаться очень важно для каждого человека! И немалую роль здесь играет характер. Найдите в Приложении перечень качеств характера, важных для общения. Определите, какие из них есть у Вас и каких Вам недостает. Ну, а программу воспитания нужных качеств вы уже умеете реализовывать (вспомните хотя бы упражнение из предыдущего домашнего задания).
Но и этого еще недостаточно для того, чтобы приобрести навыки общения. Каждому нужно понять, что очень часто то, как мы воспринимаем себя, совсем не совпадает с тем, как нас воспринимают другие. Откройте в Приложении тест «Какой я на самом деле?», пройдите его и Вы увидите пример такого несоответствия лично для себя. Выпишите результаты этого теста в тетрадь саморазвития. После этого теста можете приступать к другим: «Умеете ли Вы слушать?», «Какой Вы собеседник?» «Общительны ли Вы?». Запишите полученные результаты. Не торопитесь: в конце следующего занятия у Вас будет время закончить тестирование, если Вы не успеете это сделать сегодня.
Домашнее задание: Найдите в хрестоматии рекомендации по успешному общению к сегодняшнему занятию («Секреты успешного общения»). Изучите их, и с этим багажом знаний на следующем занятии мы продолжим совершенствовать искусство общения.
Занятие № 2
Совершенствуем коммуникативные способности
Сегодняшнее занятие мы начнем с небольшого наблюдения. Предположим, знакомый говорит вам такую фразу:
Учитель пишет на доске фразу: Он ударил меня
Как он может сообщить вам эту фразу?
Далее учитель произносит фразу три раза с ударением на выделенное слово и объяснением значения произнесенного.
1. Он ударил меня. И вы сразу понимаете, что это жалоба на того, кто «он», в ответ рождается вопрос «Кто-кто тебя ударил? Да как он посмел!».
2. Он ударил меня. Здесь в центре внимания -- несправедливое действие. В ответ хочется спросить «Что он тебе сделал? Ударил? Этого нельзя было делать!».
3. Он ударил меня. Здесь основной мотив -- «вред нанесен мне», поэтому ответный вопрос «Кого он ударил? Неужели тебя? Но ты заслуживаешь совсем не такого отношения!»
Одна и та же фраза, а сколько разных смыслов, разной информации, разных способов поддержать знакомого в его неприятности! А всего-то изменилось ударение на одно только слово.
Хорошо. Поиграем дальше. Вот я говорю вам фразу.
Учитель должен произнести эту фразу, показав состояние высокомерия, превосходства (поднятая голова, перстоуказующее положение руки, соответствующая интонация).
«Вы же видите, мы с вами общаемся на равных!»
И вы вдруг понимаете, что что-то не то... Какое же это на равных?.. Все верно: вы интуитивно уловили жесты превосходства и высокомерия, которые я использовал, произнося эту фразу. И не поверили моим словам, поверили жестам. Ну-ка, а теперь?
Учитель произносит туже фразу, используя улыбку, открытую, доверительную позицию, доброжелательную интонацию.
«Вы же видите, мы с вами общаемся на равных!»
А вот теперь всем ясно, что мы действительно сможем общаться на равных: слова совпали с несловесным сообщением.
Что же, продолжим наши эксперименты.
Скажите «Как вкусно!» с гримасой отвращения и брезгливой интонацией (учащиеся выполняют упражнение). Захочется ли вам есть эту еду, которой вы дали такую оценку?
А теперь с обиженным лицом и соответствующей интонацией скажите «Я тебя люблю» (учащиеся выполняют). Что это -- признание в любви или обиженная претензия? Так и ждешь продолжения: «Я тебя люблю, а ты, такой-сякой...».
Так чему же мы поверили больше -- словам? Нет? Вес правильно, интуитивно человек больше доверяет интонации, мимике, жестам. Все, что не относится к словесным способам общения -- это невербальные способы.
Учитель изображает на доске классификацию способов общения:
Способы общения:
Вербальные (словесные) |
Невербальные (несловесные) |
|
Устная речь |
Интонация |
|
Письменная речь |
Выражение лица (мимика) |
|
Жесты |
||
Взгляды |
||
Позы |
||
Так вот сегодня мы подробно остановимся на правой колонке этой таблицы. Почему? Некоторые ученые убедительно доказывают, что передача информации происходит за счет звуковых средств (топ голоса, интона-ция) на 38%, за счет других невербальных средств па 55%, а за счет вербальных -- только на 7%. Получается, что суммарно невербальная информация для человека значима на 55 + 38 = 93%! Другие ученые менее категоричны, но никто не называет значимость невербальной информации менее чем 65%. Да мы и сами сегодня убедились, что невербальным сигналам верится все-таки больше, чем словам.
Некоторые люди, особенно среди женщин, обладают врожденной способностью расшифровывать невербаль-ные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. А вот неумение понимать невербальные сообщения часто очень осложняют жизнь. Вот простейшие примеры.
1. Парню нравится девушка, но он стесняется подойти: а вдруг она посмеется над ним? А девушке тоже нравится этот парень, но и она думает также. И вот страдают два очень хороших человека, составляющих красивую пару. А если бы они хорошо понимали невербальные сообщения, они и без слов давно поняли бы, что нравятся друг другу, и парень не мучился бы сомнениями: «подойти или не подойти?»
2. Встреча с вашим кандидатом в выборные органы. «Как красиво говорит! -- думаете вы, -- уж он-то понимает своего избирателя, он непременно поможет!». Прошли выборы, и ваш кандидат мгновенно забыл все, что он наобещал. А если бы вы заметили невербальные знаки, говорящие о том, что человек этот каждое свое обещание сопровождает «жестом лжи», разве вы проголосовали бы за него?
3. У вас важный деловой разговор. Поскольку разговор только начат, вам еще сложно понять, положительно или отрицательно реагирует ваш собеседник на ваши деловые предложения. И только по невербальным сигна-лам вы сможете выяснить это без слов.
А помните в «Войне и мире», как именно невербальное общение, один только взгляд спас Пьера Безухова от смерти? Давайте вспомним эту ситуацию. Пьера привели к маршалу Даву. «Кто вы?» -- спрашивает тот и, не дождавшись ответа, «мерным, холодным голосом» произносит: «Я знаю этого человека. Это русский шпион». На самом деле он Пьера не видел никогда, но он следует созданному образу: строгий, неумолимый. А Пьер для него -- некто в роли «подозрительного человека», которого, следуя правилам, следует превратить в ничто -- расстрелять. И вот дальше:
«-- Monseigneur! -- вскрикнул Пьер не обиженным, но умоляющим голосом.
Даву поднял глаза и пристально посмотрел па Пьера. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту одну минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что оба они дети человечества, что они братья».
Да, наверное, почти каждый может привести примеры из собственной жизни, когда слов было недостаточно или они просто были лишними. «Я не знаю, как выразить это словами», -- говорили мы. Но при этом порой и без слов было понятно, что мы чувствуем: невербально мы можем выразить намного больше оттенков своего состояния, чем вербально. Нужно только суметь их прочитать. Давайте же научимся этой важнейшей составляющей человеческого общения!
Постигать эту науку мы начнем с выполнения домашнего задания. Для лучшего усвоения мы разделим его на два этапа.
1. Сейчас Вы выпишите из приложения общие признаки отрицательного или положительного отношения человека, основанные на невербалике. Для проверки своего понимания невербальных сообщений можно взять какой-нибудь фильм, который Вы не смотрели прежде (лучше в записи). Выключите звук и только по невербальным сообщениям попытайтесь определить, как собеседники относятся друг к другу: враждебно или дружелюбно. Потом включите звук (в записи повторите просмотр той же сцены) и проверьте, правы Вы или нет. Если необходимо, повторите упражнение, пользуясь сегодняшними записями.
2. Затем приступайте к более подробному изучению невербального общения. Внимательно прочитайте в хрестоматии сокращенный вариант книги о языке жестов и постарайтесь запомнить как можно больше из прочитанного. Проверьте свою наблюдательность, расшифровав рисунки с жестами в конце заданного текста. На следующем занятии вы проверите, правильно ли вы поняли невербальные сообщения. Дальнейшее совершенствование в невербалике зависит только от вашего усердия: не исключено, что со временем Вы с легкостью
Задание 3
Секреты успешного общения
Технические приемы эффективного слушания.
1. Выявите свои привычки слушания, слабые и сильные стороны, характер допускаемых ошибок. Не слишком ли быстро вы судите о людях? Часто ли вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения характерны для ваших ответов? Какие из них наиболее часто повторяются? Знание своих привычек -- это первый шаг к их совершенствованию.
2. Не уходите от ответственности за общение. Она обоюдна, поскольку в общении участвуют двое, причем в роли слушающего они выступают попеременно. Умейте указать собеседнику, что вы действительно слушаете и понимаете его. Этого можно добиться уточняющими вопросами, активными эмоциями. Как может собеседник узнать, что вы его понимаете, если вы сами не скажите ему об этом?
3. Будьте внимательны. Умейте поддерживать с собеседником визуальный контакт, но без назойливости во взгляде (что подчас принимается за враждебность). Следите, чтобы ваши позы и жесты говорили о том, что вы слушаете собеседника. Помните, что партнер хочет обращаться с внимательным, живым собеседником.
4. Умейте сосредотачиваться на том, что говорит собеседник. Это требует сознательных усилий, поскольку сосредоточенное внимание удерживается недолго (менее одной минуты). Старайтесь до минимума свести ситуационные помехи (телевизор, телефон).
5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными», в соответствии с принятыми социальными нормами.
6. Умейте быть наблюдательным. Следите за неречевыми сигналами говорящего, поскольку на эмоциональное общение приходится большая часть общения. Следить надо за выражением лица собеседника, как он смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или стоит, как ведет себя во время разговора. Соответствуют ли неречевые сигналы собеседника его речи или противоречат ей?
7. Придерживайтесь одобрительной реакции но отношению к собеседнику. Ваше одобрение помогает ему точнее выразить свои мысли. Любая отрицательная реакция с вашей стороны вызовет у говорящего защитную реакцию, чувство неуверенности, настороженность.
8. Прислушивайтесь к самому себе. Ваша озабоченность и эмоциональное возбуждение мешают слушать партнера. Если его речь и поведение затрагивают ваши чувства, постарайтесь выразить их, это прояснит ситуацию. Вам станет легче слушать собеседника.
9. Помните, что часто цель собеседника -- получить от вас что-либо реальное или изменить ваше мнение, или заставить вас сделать что-либо. В этом случае действие -- лучший ответ собеседнику.
(по материалам Интернет)
Причины ошибок при общении (по Р. С. Немову).
1. Недостаток информации о данном человеке.
В силу этой причины человек воспринимается и оценивается односторонне, например, только с положительной или же исключительно с отрицательной стороны. Естественно, сложившийся образ не будет соответ-ствовать действительности.
2. Неверная информация о данном человеке, полученная из источников, не вполне достоверных. Часто в своих отношениях к людям мы руководствуемся сведениями, полученными из третьих рук. При этом мы неоправданно доверяем этим сведениям, часто забывая о том, что их источниками могут быть люди, восприятие которых весьма субъективно, а оценки предвзяты.
Для того чтобы избежать ошибок подобного рода, необходимо всегда интересоваться точками зрения других людей о данном человеке и не спешить делать окончательные выводы о человеке без достаточного личного опыта общения с ним.
3. Неспособность правильно воспринимать и оценивать людей.
К сожалению, этим страдают практически все без исключения люди. Способность правильно воспринимать и оценивать людей не является врожденной. Соответствующие ей умения развиваются прижизненно и зависят от уровня общего интеллектуального развития человека, от имеющихся знаний и опыта, от профессии. Установлено, например, что люди, которые по роду своей профессиональной работы много общаются и должны хорошо понимать окружающих (врачи, психологи, актеры, политики, коммерсанты и т.д.), обладают более развитыми способностями правильного восприятия и оценки людей. Соответствующий жизненный опыт может приобрести каждый человек, интенсивно общаясь с разными людьми и всякий раз ставя перед собой задачу научиться их понимать.
4. Субъективная положительная или отрицательная установка на человека.
От такой установки трудно избавиться, особенно если она сложилась давно. Чтобы избавиться от этого хотя бы частично, постарайтесь ответить на вопросы: почему я отношусь к этому человеку именно так? Не потому ли, что он похож на кого-то другого из моего прошлого опыта? Заслуживает ли он такого отношения к себе?
Приемы активного слушания
(по Э. М. Александровской, Н. И. Кокуркиной, Н. В. Куренковой)
Основным приемом активного слушания является перефразирование. По своей сути оно представляет сравнение своей гипотезы с картиной внутреннего мира другого человека и, следовательно, умение понять чувства и слова собеседника. Когда человек слышит свои собственные мысли и чувства от другого, они звучат иначе, и эта разница усиливает их понимание. Существуют три основные причины перефразирования:
1. Для проверки восприятия: «Правильно ли я понял?»
Когда перефразирование здесь сделано точно, собеседник лучше понимает, как другой чувствует себя в подобной ситуации и как можно более эффективно помочь ему. Реакцией, как правило, служат фразы, подтверждающие точность или неточность сказанного: «Да, так и было», «Хорошо», «Нет, это было не так».
2. Для объяснения того, что сказал собеседник: «Ты это имел в виду?»
Такое перефразирование дает возможность для акцентирования некоторых моментов сказанного, часто оно открывает новые аспекты и позволяет посмотреть на происшедшее с другой позиции.
3. Для того, чтобы показать сопричастность.
Оно показывает, что слушающий хорошо понимает говорящего, вникает в то, что его волнует, и таким образом создает доверие.
Хорошее перефразирование:
Словно говорит «Я с тобой»;
Ухватывает сущность того, что сказал собеседник, опуская детали;
Передает общий смысл другими словами.
Правила эффективного общения по Д. Карнеги:
* Искренне интересуйтесь другими людьми.
* Улыбайтесь.
* Помните, что имя человека -- это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
* Будьте хорошим слушателем; поощряйте других говорить о самих себе.
* Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
* Начинайте разговор с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
* Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
* Указывайте на ошибки другого не прямо, а косвенно.
* Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника,
* Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы приказывать.
* Единственный способ одержать верх в споре -- это уклониться от него.
Памятка (по В.М. Лещинскому и СВ. Кульневич)
Пытаясь использовать любые рекомендации по общению, помните:
- Помогут вам не отдельные советы сами по себе, а выработанная система, философия направленности па другого человека, в основе которой правило: человек становится таким, каким его видят другие. Поэтому -- уважайте его, верьте в него, внушайте ему сознание его значительности, создавайте добрую репутацию. И человек будет стараться оправдать такое мнение о себе.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Отбор сельскохозяйственных животных |
Курсовая работа | Особенности представлений об окружающем мире умственно-отсталых детей |
Курсовая работа | Формирование и использование финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов в условиях рынка |
Курсовая работа | Разработка производственной стратегии компании |
Курсовая работа | Сравнение бухгалтерского и налогового учета |
Курсовая работа | Основы бухгалтерского учета труда и заработной платы |
Курсовая работа | Исследование мотивационной политики предприятия на примере ООО "Сфера" |
Курсовая работа | Государственное регулирование ВЭД |
Курсовая работа | Технологии профессионального обучения |
Курсовая работа | Бронхиальная астма, смешанная форма, средней степени тяжести |
Курсовая работа | Трудовые пенсии |
Курсовая работа | Платежный баланс |
Курсовая работа | Оценка бизнеса затратным подходом |
Курсовая работа | Эластичность спроса и предложения |
Курсовая работа | Организация и планирование производства в автотранспортном предприятии |