Оглавление
Введение
Глава 1. Ценностно- смысловая сфера личности как важнейший
регулятор поведения и деятельности человека
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей ценностно- смысловой
сферы у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности
Заключение
Литература
Эта тенденция не могла остаться вне поля зрения ученых разных специальностей. Оценке влияния компьютера на здоровье, развитие, социальную адаптацию человека посвящены работы медиков, педагогов, психологов. Проведение подобных исследований имеет огромную социальную значимость, поскольку крайне важно своевременно и адекватно оценить влияние того или иного явления, поддержать позитивные и остановить негативные тенденции.
Наше исследование посвящено изучению особенностей ценностно - смыcловой сферы у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности. Мы выдвинули предположение, что работа с компьютером оказывает влияние не только на психические функции человека (мышление, речь, внимание и т.д.), но и оказывает существенное воздействие на ценностно - смысловую сферу личности.
В процессе анализа содержания журнала "Вопросы психологии" за последние 15 лет, нам не удалось найти работ, в которых бы рассматривалось влияние компьютера на ценностно- смысловую сферу личности.
Гипотеза: у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности существуют различия в ценностно-смысловой сфере.
Цель исследования: изучить особенности ценностно- смысловой сферы у старшеклассников с различным уровнем компьютерной компетентности.
Задачи:
1) Изучить литературу по интересующей нас проблеме.
2) Провести эмпирическое исследование.
3) Провести сравнительный анализ результатов, полученных в группах старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности с использованием компьютерной системы SPSS-13.
Объект исследования: ценностно - смысловая сфера личности.
Предмет исследования: терминальные ценности и актуальные смысловые состояния у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности.
Методы:
1.Анкета из 11 вопросов для определения уровня компьютерной компетентности у старшеклассников. Анкета представлена в приложении №1,
2. Опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ) И.Г. Сенина,
3. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева,
4. Непараметрический критерий Манна - Уитни для определения различий и в уровне исследуемого признака
Для проведения статистического анализа нами была использована компьютерная система обработки данных SPSS-13.
Глава 1. Ценностно- смысловая сфера личности как важнейший регулятор поведения и деятельности человека
К исследованию ценностей и смыслов в разные годы обращались известные отечественные и зарубежные психологи: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.А., Леонтьев, Н.И. Непомнящая, В. Франкл, М. Рокич, К. Роджерс и др. Несмотря на различия в теоретических и методологических подходах, все исследователи сходятся во мнении о том, что ценности и смыслы играют важнейшую роль в регуляции поведения и деятельности человека.
Результатом психологического изучения ценностно - смысловой сферы явилась разработка теоретических конструктов "ценности", "смыслы", "ценностные ориентации", "направленность личности", "смысложизненные ориетации" и др., отражающих психологическую реальность, придающую жизни человека определенную направленность и структурированность, а также создание методического инструментария для исследования этой реальности.
Основными категориями нашего исследования являются понятия терминальные ценности, актуальное смысловое состояние, ценностно - смысловая сфера личности и компьютерная компетентность.
В нашем исследовании мы опирались на то понимание основных категорий, которое изложено в концепциях авторов, разработавших использованные нами методики.
Для исследования терминальных ценностей мы использовали "Опросник терминальных ценностей" И.Г. Сенина - методику, позволяющую найти ответы на вопросы:
Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного индивида?
Какая жизненная сфера наиболее значима для данного индивида?
В какой жизненной сфере преобладающая терминальная ценность реализуется в наибольшей степени, т.е. какая жизненная сфера наиболее значима для реализации преобладающей терминальной ценности?
Автор отмечает, что методика ОТЕЦ разработана на основе идей известного психолога М.Рокича. Под ценностью М. Рокич понимал либо убеждение индивида в преимуществах каких-либо целей, определенного смысла существования по сравнению с другими целями, либо убеждение индивида в преимуществах определенных типов поведения по сравнению с другими типами. Исходя из этого М. Рокич формулирует гипотезу о двух видах человеческих ценностей: ценностях-целях и ценностях-средствах. Ценности-цели он называет ТЕРМИНАЛЬНЫМИ, в них отражается приоритетность для индивида определенных жизненных целей. Ценности-средства носят название ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ, они свидетельствуют о приоритетности для индивида определенных типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей.
И.Г.Сенин, под терминальной ценностью понимает убеждение человека в преимуществах определенных жизненных целей по сравнению с другими целями. В дальнейшем мы будем опираться именно на это определение. Методика ОТЕЦ выявляет значимость для испытуемых восьми терминальных ценностей и пяти основных сфер жизни.
1. Собственный престиж, т.е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.
2. Высокое материальное положение, т. е. обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования.
3. Креативность, т. е. реализация своих творческих способностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты, т. е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Развитие себя, т. е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
6. Достижения, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
7. Духовное удовлетворение, т. е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
8. Сохранение собственной индивидуальности т. е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
И.Г. Сенин отмечает, что "… реальная жизнь человека очень неоднородна. Одному и тому же человеку приходится выполнять разнообразные функции, различные по своему содержанию виды деятельности, реализовать в них определенные социальные роли. По своему сходству все эти особенности объединяются в определенные жизненные сферы".
Наиболее типичными, с точки зрения И.Г. Сенина, для большинства людей являются следующие сферы: а) профессиональной жизни; б) обучения и образования; в) семейной жизни; г) общественной жизни; д) увлечений.
И.Г. Сенин пишет, что терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей, поэтому сферы, способствующие этой реализации в наибольшей степени, приобретают для индивида наибольшую значимость.
Для исследования смысложизеннных ориентаций мы использовали "Тест смысло-жизненных ориентаций" (СЖО), разработанный Д.А. Леонтьевым. Опросник содержит 20 пунктов, представляющих собой полярные суждения относительно "качеств жизни" испытуемого, например, "Я обычно: ужасно скучаю - полон жизни и энтузиазма". В опроснике СЖО 5 шкал:
1. "Цели в жизни". Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
2. "Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни". Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни в том, чтобы жить.
3. "Результативность жизни или удовлетворенность самоактуализацией". Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна прожитая ее часть.
4. "Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)". Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни (Я-концепция).
5. "Локус контроля - жизнь или управляемость жизни". Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь подвластна сознательному контролю.
Первые три фактора образуют смысложизненные ориентации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля как общее мировозренческое убеждение в том, что контроль возможен, и собственную способность осуществлять такой контроль.
Необходимым условием эффективной индивидуальной жизни является синхронизация временных локусов смысла. Процесс синхронизации временных локусов исследователи описывают как особое состояние личности - актуальное смысловое состояние, которое регулирует процесс интеграции личности и окружающей действительности и во многом определяет адекватность субъективного действия относительно объективной реальности.
Это смысловое отношение и определяет субъектную временную перспективу: значение (смысл) прошлого опыта, осмысленность настоящего (реальности здесь и теперь) и определяют состояние субъективной смысловой реальности индивида - ее границы, ценностные компоненты и собственно направленность личностного смысла (к ситуации, к себе, к другим, к жизни). Актуальное смысловое состояние (АСС) представляет собой совокупность актуализированных, генерализованных смыслов, размещенных во временной перспективе (опыт, реальность, цели). Это своего рода переживание ситуации, выполняющее функцию перевода смыслов индивидуальной системы с более низкого уровня на более высокий.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей ценностно- смысловой сферы у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности
В нашем исследовании приняли участие 67 старшеклассников из школ № 73 и № 75 города Лесного, из них 38 девушек и 29 юношей. Возраст испытуемых 16 -17 лет. На первом этапе с помощью анкеты мы выделили три группы испытуемых по уровню компьютерной компетентности. В таблице №1 представлены основные характеристики уровня компьютерной компетентности и количественный состав групп.
Таблица №1
Характеристики группы |
Количественный состав |
||
Группа №1 |
Компьютер используется в основном как средство развлечения и общения. Испытуемые демонстрируют высокую осведомленность в игровых и развлекательных программах. Некоторые из них проводят немало времени в Интернете, посещая чаты, музыкальные и игровые сайты. |
Всего 24 человека, из них 15 юношей 9 девушек |
|
Группа №2 |
Компьютер используется преимущественно как средство решения учебных и познавательных задач. Испытуемые владеют программами, входящими в Microsoft office, владеют навыками поиска информации в Интернете. |
Всего 23 человека, из них 8 юношей, 15 девушек |
|
Группа №3 |
Испытуемые занимаются программированием, выходящим за рамки школьной программы, создают новые информационные продукты. Проявляют большую осведомленность в использовании ресурсов Интернет, активно их используют. |
Всего 20 человек, из них 13 юношей, 7 девушек |
|
Интересным представляется факт, что старшеклассники группы №3 наиболее критично оценивают уровень своей компетентности (средняя оценка в группе 3,2 балла по 5-балльной шкале). В то время как старшеклассники, вошедшие в группу №2, чаще всего ставили себе оценки "5".
Особенности сферы терминальных ценностей у старшеклассников с разным уровнем компетентности в использовании компьютера.
Анализ результатов показал, что независимо от уровня компетентности в использовании компьютера, у всех старшеклассников ведущее место в системе ценностей занимают такие ценности, как достижения, развитие себя и высокое материальное положение. Это позволяют сделать вывод о том, что все испытуемые заинтересованы в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях, других характеристиках своей личности. Они стремятся к самосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человека почти не ограничены и что в первую очередь в жизни необходимо, добиваться наиболее полной их реализации. При этом они убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Для данных старшеклассников высокий уровень материального благосостояния часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки.
Наименее значимыми ценностями является креативность и активные социальные контакты. Это свидетельствует о том, что испытуемые в меньшей мере стремятся к реализации свои творческих способностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. Они не считают необходимым "ломать" стереотипы, тем самым, внося разнообразие в свою жизнь. Их устраивает размеренный ход жизни, и они не всегда стараются внести в нее что-то новое. В данный момент своей жизни старшеклассники не рассматривают в качестве важнейшей ценности благоприятные взаимоотношения с другими людьми. Для них, как правило, не очень значимы многие аспекты человеческих взаимоотношений, поэтому возможность общения с другими людьми они не считают самым ценным в своей жизни. Наиболее значимой сферой для всех испытуемых является сфера образования, что вполне логично, если учесть их возраст. Для старшеклассников характерно стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Самое главное для них сейчас это учиться и получать новые знания. Наименее значимой для себя считают сферу семейной жизни. Можно предположить, что создание собственной семьи - довольно далекая перспектива, а возможность реализации собственных ценностей в родительской семье несколько ограничены. Гистограммы и таблицы, иллюстрирующие особенности сферы терминальнх ценностей у испытуемых трех групп, представлены в Приложении №2.
Задачей следующего этапа была проверка гипотезы о том, что у испытуемых с разным уровнем компьютерной компетентности существуют различия в ценностно - смысловой сфере. Для оценки достоверности различий мы использовали непараметрический критерий Манна - Уитни, поскольку непарметрические критерии применимы как к выборкам, соответствующим закону нормального распределения, так и несоответствующих этому закону. Использование компьютерной программы обработки данных SPSS-13 значительно облегчило нашу работу, что позволило проанализировать различия по достаточно большому числу параметров: 53 параметрам "Опросника терминальных ценностей" (ОТЕЦ) Сенина и 5 параметрам "Теста смысложизненных ориентаций" (СЖО) Д.А. Леонтьева. Таблицы, отражающие результаты статистического анализа, представлены в приложении № 3.
В результате статистического анализа по ряду параметров были выявлены достоверные различия (р<0,01; р<0,05) между испытуемыми группы №1 и группы №3. Группа №2 занимала промежуточное положение. При сравнении результатов испытуемых группы №2 и группы №1, испытуемых группы №2 и группы №3 достоверных различий не выявлено. Группы №1 и №3 с точки зрения выделенных нами параметров выглядят наиболее контрастно по значимости для них таких терминальных ценностей как "Активные социальные контакты", "Достижения", "Духовное удовлетворение", "Сохранение собственной индивидуальности", "Престиж" и "Креативность" в разных сферах деятельности.
Таблица №2. Достоверные различия между испытуемыми групп №1 и №3 значимости терминальных ценностей в разных сферах жизни (критерий Манна - Уитни)
Сферы Терминальные ценности |
Образование |
Профессия |
Семейной жизни |
Увлечения |
Обществ. жизни |
|
"Активные социальные контакты" |
p<0,01 |
p<0,01 |
p<0,01 |
|||
"Достижения" |
p<0,05 |
|||||
"Духовное удовлетворение" |
p<0,01 |
p<0,05 |
p<0,05 |
|||
"Сохранение индивидуальности" |
p<0,01 |
p<0,01 |
p<0,01 |
|||
"Престиж" |
p<0,01 |
p<0,05 |
||||
"Креативность" |
p<0,01 |
|||||
Показатели испытуемых группы №3 достоверно выше показателей испытуемых группы №1 по значимости ценности "Активные социальные контакты" в сферах образования, профессии и увлечений. Это означает, что старшеклассники, вошедшие в группу №3, отличаются желанием достигнуть определенного уровня образования, чтобы войти в более тесные контакты с людьми, принадлежащими к референтной для себя группе. Для них большее значение, чем для испытуемых группы №1, имеют факторы социально-психологического климата в коллективе, атмосфера доверия и взаимопомощи среди одноклассников. Испытуемые группы №3 склонны увлекаться теми занятиями, которые имеют коллективный характер, в то время, как старшеклассники группы №1 не испытывают особого желания искать единомышленников и взаимодействовать с ними в своем увлечении.
Более значимой для испытуемых группы №3 представляется ценность "Достижения". Особенно отчетливы различия между испытуемыми двух групп в сфере образования. Это выражается в большем стремлении испытуемых группы №3 добиваться как конкретных результатов своего образовательного процесса, так и других жизненных целей, достижение которых зависит от уровня образования. Эти старшеклассники более тщательно планируют все этапы образовательного процесса, стремятся повысить свою самооценку за счет учебных успехов.
Значимость ценности "Духовное удовлетворение" для испытуемых группы №3 достоверно выше в сфере профессиональной деятельности, общественной жизни и в сфере увлечений. Испытуемые группы № 3 в большей мере стремятся иметь в будущем интересную, содержательную работу или профессию. Кроме того, старшеклассники группы №3 стремятся через общественную деятельность реализовать свое желание сделать жизнь общества как можно более благополучной. Их особенность заключается в готовности посвятить все свое свободное время какому-либо делу, в стремлении глубже проникнуть в сам предмет увлечения. Поэтому большее удовлетворение они получают от процесса своего занятия, нежели от его результатов. Для группы № 1, напротив характерно наибольшее удовлетворение от результатов работы и в меньшей степени ориентировка на сам процесс. Мы выяснили также, что значимость ценности "Сохранение собственной индивидуальности" в профессиональной деятельности, в сфере семьи и увлечений у испытуемых группы №1 достоверно ниже, чем у испытуемых группы №3. Старшеклассники, вошедшие в группу № 3, намного сильнее стремятся посредством своей профессиональной деятельности "выделиться из толпы". В выборе будущей профессии немаловажным фактором для них будет являться ее уникальность, возможность подчеркнуть, таким образом, своеобразие и неповторимость их личности. Они хотят строить свою жизнь, ориентируясь на собственные взгляды, желания, убеждения. Испытуемые группы № 3 в большей степени пытаются сохранить свою индивидуальность, избегая влияния даже членов своей семьи.
В оценке значимости таких ценностей, как "Престиж" и "Креативность" также выявлены достоверные различия. Испытуемые группы №3 достоверно выше оценивают значимость для себя свободного творческого самовыражения в сфере увлечений. Они в большей мере стремятся увлекаться таким занятием, которое представляет широкие возможности для творчества, внесения разнообразия в сферу своего увлечения. Они всегда стараются изменить что-либо в предмете своего увлечения, внести в него что-то новое.
Ценность престижа в профессиональной деятельности и сфере увлечений более высока для испытуемых группы №3. Это означает, что эти старшеклассники стремятся иметь работу или профессию, которая высоко ценится в обществе. Они, как правило, очень заинтересованы в мнении других людей относительно своей работы или профессии и хотят добиться признания в обществе путем выбора наиболее социально - одобряемой работы или профессии.
В целом по результатам исследования, создается впечатление, что для испытуемых группы №1 компьютер является средством "защиты" от реальности, а для испытуемых группы №3- средством ее преобразования. Напомним, что группа испытуемых вторая группа занимает промежуточное положение между первой и третьей группами. Достоверных различий между второй и первой, второй и третьей группами выявлено не было. Смысложизненные ориентации у старшеклассников с разным уровнем компетентности в использовании компьютера. Анализ смысложизненных ориентаций у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности показал следующее. У испытуемых всех групп все три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности. Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни старшеклассников направленность и временную перспективу. При этом показатели "Локус контроля - Я" и "Локус контроля - Жизнь", выше в группе испытуемых №3, что свидетельствует о большей убежденности этих испытуемых в собственной способности управлять жизнью и большей вере в собственные силы.
Заключение
В ходе проведенного нами эмпирического исследования подтвердились гипотеза о том, что в ценностно- смысловой сфере старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности существуют различия.
Мы также пришли к выводу о том, что независимо от уровня компьютерной компетентности, у всех старшеклассников ведущее место в системе ценностей старшеклассников занимают такие ценности, как достижения, развитие себя и материальное положение. Наименее значимыми ценностями является креативность и активные социальные контакты. Наиболее значимой сферой для всех испытуемых является сфера образования, что вполне логично, если учесть их возраст. Для старшеклассников характерно стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Самое главное для них сейчас это учиться и получать новые знания. Наименее значимой для себя большинство старшеклассников считают сферу семейной жизни.
Вместе с тем, выявились и достоверно значимые различия между испытуемыми двух групп.
У испытуемых всех групп все три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности. Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни старшеклассников направленность и временную перспективу. При этом показатели "Локус контроля - Я" и "Локус контроля - Жизнь", выше в группе испытуемых №3, что свидетельствует о большей убежденности этих испытуемых в собственной способности управлять жизнью и большей вере в собственные силы.
Выбранный нами подход к исследованию не дает ответа на вопрос о том. Что является причиной, а что следствием: особенности ценностно - смысловой сферы заставляют человека осваивать все новые и новые средства или эти средства формируют особенности ценностно- смысловой сферы. Возможно, верно и то и другое. Ответить на эти вопросы можно с помощью другого метода психологического исследования- эксперимента.
Другим источником повышения качества работы может быть повышение объективности оценки уровня компьютерной компетентности. В ближайшее время планируется публикация стандартизированных тестов для оценки уровня компьютерной компетентности старшеклассников. В этом мы видим перспективы нашей исследовательской работы.
Литература
1. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопр. психол. 1993. №3. С. 62
2. Братусь Б. С. Леонтьевские основания смысловых концепций личности // Вопр. психол. 2004. №4. С. 102-113
3. Будинайте Г. П., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопр. психол. 1993. №5. С. 99
4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.-СПб.: Питер Ком, 1999.- 528 с.; (Серия "Мастера психологии")
5. Васильева И. А., Пащенко Е. И., Петрова Н. Н., Осипова Е. М. Психологические факторы компьютерной тревожности // Вопр. психол. 2004. №5. С. 16
6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест,1998-800 с.
7. Гурьева Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопр. психол. 1993. №3. С. 105
8. Доронина О. В. Страх перед компьютером, природа, профилактика, преодоление страха // Вопр. психол. 1993. №1. С. 68
9. Дьяконова Н. А., Юртайкин В. В. Авторитарная личность в России и США: ценностные ориентации и локус контроля // Вопр. психол. 2000. №4. С. 51
10. Кожевникова Е. С. Читатель и Интернет // Вопр. психол. 2006. №1. С. 33-38
11. Куликов Л. В. Введение в психологическое исследование. Санкт-Петербург, 1994.
12. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - ( Серия "Психологическая энциклопедия").
13. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992.
14. Леонтьев Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол. 1989. №3. С. 11-21.
15. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
16. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопр. психол. 2004. №4. С.3-22
17. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. - СПб.: Питер, 1997. - 668 с.: ил.
18. Марцинковская Т. Д. Психология смысла // Вопр. психол. 2000. №3. С. 139
19. Мойсеенко Л. А. Психологическая готовность изобретателей к использованию компьютеров // Вопр. психол. 1993. №2. С. 122
20. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках.- СПб.: Питер,2005.-416 с ил.
21. Непомнящая Н. И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопр. психол. 2005. №1. С.116-125
22. Психологические аспекты смысла жизни и акме // Вопр. психол. 2000. №4. С. 136
23. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - ( Серия "Психологическая энциклопедия").
24. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ). Ярославль, 1991.
25. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М., 1990.
25. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с. - (Серия "Мастера психологии").
Mann-Whitney U |
Wilcoxon W |
Z |
Asymp. Sig. (2-tailed) |
||
цели |
60,500 |
105,500 |
-,158 |
,874 |
|
процесс |
61,500 |
106,500 |
-,095 |
,924 |
|
результат |
48,500 |
93,500 |
-,917 |
,359 |
|
ЛКя |
27,000 |
92,000 |
-1,013 |
,011 |
|
ЛКж |
22,000 |
97,000 |
-,697 |
,046 |
|
СЖО |
54,500 |
99,500 |
-,536 |
,592 |
|
АСКоб |
21,000 |
112,000 |
-2,855 |
,004 |
|
АСКож |
46,000 |
137,000 |
-1,208 |
,227 |
|
АСКпроф |
22,500 |
113,500 |
-2,674 |
,007 |
|
АСКсем |
52,500 |
107,500 |
-,785 |
,432 |
|
АСКувл |
15,500 |
106,500 |
-3,116 |
,002 |
|
АСК |
30,500 |
121,500 |
-2,155 |
,031 |
|
ДОСТобр |
34,000 |
125,000 |
-1,960 |
,050 |
|
ДОСТож |
58,500 |
113,500 |
-,415 |
,678 |
|
ДОСТпр |
58,500 |
149,500 |
-,415 |
,678 |
|
ДОСТсем |
53,000 |
108,000 |
-,760 |
,447 |
|
ДОСТувл |
61,500 |
116,500 |
-,222 |
,824 |
|
ДОСТ |
57,500 |
148,500 |
-,467 |
,641 |
|
ДУобр |
50,000 |
141,000 |
-,960 |
,337 |
|
ДУож |
56,500 |
147,500 |
-,542 |
,588 |
|
ДУпроф |
22,000 |
113,000 |
-2,711 |
,007 |
|
ДУсем |
47,000 |
102,000 |
-1,145 |
,252 |
|
ДУувл |
32,000 |
123,000 |
-2,075 |
,038 |
|
ДУХУД |
36,000 |
127,000 |
-1,803 |
,071 |
|
ИНДобр |
57,000 |
148,000 |
-,503 |
,615 |
|
ИНДож |
61,000 |
116,000 |
-,252 |
,801 |
|
ИНДпроф |
24,000 |
115,000 |
-2,577 |
,010 |
|
ИНДсем |
23,000 |
114,000 |
-2,640 |
,008 |
|
ИНДувл |
29,500 |
120,500 |
-2,238 |
,025 |
|
ИНД |
23,000 |
114,000 |
-2,610 |
,009 |
|
КРобр |
45,500 |
136,500 |
-1,225 |
,221 |
|
КРож |
53,500 |
144,500 |
-,725 |
,468 |
|
КРпроф |
58,500 |
149,500 |
-,414 |
,679 |
|
КРсем |
48,000 |
139,000 |
-1,069 |
,285 |
|
КРувл |
38,000 |
129,000 |
-1,696 |
,090 |
|
КРотец |
42,500 |
133,500 |
-1,405 |
,160 |
|
МПобр |
50,000 |
141,000 |
-,945 |
,345 |
|
МПож |
51,500 |
106,500 |
-,853 |
,394 |
|
МПпроф |
60,500 |
151,500 |
-,286 |
,775 |
|
МПсем |
50,500 |
141,500 |
-,917 |
,359 |
|
МПувл |
60,500 |
151,500 |
-,285 |
,776 |
|
МАТПОЛ |
51,000 |
142,000 |
-,870 |
,384 |
|
ПРЕсобр |
50,500 |
141,500 |
-,916 |
,359 |
|
ПРЕСож |
56,500 |
111,500 |
-,535 |
,592 |
|
ПРЕСпр |
10,500 |
101,500 |
-3,428 |
,001 |
|
ПРЕссем |
43,000 |
134,000 |
-1,389 |
,165 |
|
ПРЕСувл |
32,500 |
123,500 |
-2,036 |
,042 |
|
ПРЕСТИЖ |
33,500 |
124,500 |
-1,962 |
,050 |
|
РАЗВобр |
42,500 |
133,500 |
-1,429 |
,153 |
|
РАЗВож |
54,000 |
109,000 |
-,693 |
,488 |
|
РАзвпроф |
32,000 |
123,000 |
-2,121 |
,034 |
|
РАзвсем |
37,000 |
128,000 |
-1,761 |
,078 |
|
РАзвувл |
61,000 |
152,000 |
-,254 |
,800 |
|
РАЗВСЕБЯ |
41,500 |
132,500 |
-1,461 |
,144 |
|
образ |
51,000 |
142,000 |
-,874 |
,382 |
|
Общжизнь |
40,000 |
131,000 |
-1,554 |
,120 |
|
професс |
21,000 |
112,000 |
-2,737 |
,006 |
|
семья |
48,500 |
139,500 |
-1,024 |
,306 |
|
хобби |
22,500 |
113,500 |
-2,653 |
,008 |
|
Таблица №2. Уровень значимости терминальных ценностей в разных сферах жизни для испытуемых группы №2
Терминальные ценности |
Сферы жизни |
|||||
|
Образование |
ОЖ |
Профессия |
Семья |
Увлечение |
|
Активные социальные контакты |
7,67 |
6,92 |
6,17 |
6 |
6,42 |
|
Достижение |
8,42 |
8,08 |
7,08 |
7,67 |
7,33 |
|
Духовное удовлетворение |
7,92 |
7,33 |
7,67 |
6,67 |
6,42 |
|
Индивидуальность |
6,92 |
6,75 |
7,42 |
6,17 |
6,83 |
|
Креативность |
6,5 |
6,33 |
6,17 |
6,25 |
6,58 |
|
Материальное положение |
8,42 |
7,58 |
7,33 |
7,08 |
8,5 |
|
Престиж |
7,75 |
6,33 |
7,67 |
6,92 |
6,42 |
|
Саморазвитие |
7,17 |
7,42 |
7,92 |
6,58 |
7,67 |
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |