Курсовая работа по предмету "Педагогика"


Педагогическая концепция В.В. Розанова


34

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА педагогики

Курсовая работа по педагогике

Педагогическая концепция В.В. Розанова

ВЫПОЛНИЛА: студентка II курса

I группы факультета

русского языка и литературы

Шишова О. А.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

доцент кафедры педагогики

кандидат педагогических наук

Л. Э. Заварзина

Воронеж 2006

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....2

Актуальность, цель. …………………………………………………...…..3

Задачи:

· изучить литературу;

· познакомиться с жизнью и деятельностью В. В. Розанова; его взглядами;

· познакомиться с образовательной политикой России в 60- 90 годы XIX века;

· узнать отношение В. В. Розанова к системе образования конца XIX в.;

· изучить идеи, определяющие направление и характер преобразований в педагогике.

Глава I. "Самый интересный человек русской современности" ………..6

1.Основные этапы жизни и деятельности В. В. Розанова... …….………6

2.Основные направления философской мысли В. В. Розанова……… .13

Глава II. Педагогические взгляды В. В. Розанова…………………...… 17

1. Отношение В. В. Розанова к системе образования конца XIX - начала XX вв………………………………………………………………………...……17

2. Принципы образования…………………………………………..…….21

3. Воспитание человека культурногоназиста невыносимой.

Значительно прибавится света в образовании, если строить его с учетом трех главных принципов. Принцип индивидуальности требует, чтобы и в ученике, и в учебном материале сохранялось лицо, индивидуальность. К каждому ученику надо подходить как к особенному, как к личности. Каждая учебная тема должна выде-ляться своей спецификой, а не быть однообразным продолжением предыдущей.

Принцип целости требует, чтобы знания давались целым куском, не были бы слишком раздробленными. Такие зна-ния не имеют культурного, образующего, воспитывающего значе-ния. Принцип целости выступает против множественности предме-тов изучения, против чрезмерной краткости уроков, против их оби-лия в один день.

Принцип единства типа состоит в требовании, чтобы все образующие впечатления были бы одного типа, т. е. ис-ходили бы из одного источника: либо античности, либо христиан-ства, либо позитивной науки.

Задача школы -- воспитать человека культурного. Культур-ный человек окружает предметом культа, почитания все, с чем свя-зна его жизнь: родину, землю, семью, дом и т. д. Он чтит свою Историю, знает свои обычаи, поклоняется героям прошлого. К со-жалению, школа мало что делает для воспитания человека культурного. Не продуманы программы по истории и географии, мало внимания уделяется художественной литературе, язык учебников однообразен, не воссоздает колорит эпох, не дает живого представ-ления прочитанного.

Педагогическая опека не должна быть чрезмерной. Ребенок должен сам находить выходы из сложившейся ситуации, уметь от-стаивать свое мнение, постоять за себя. Иначе он вырастет безыни-циативным, робким, даже бесхарактерным. В бедных семьях, где за детьми меньше присмотра, вырастают смелые, независимые люди. Дети в таких семьях с детства приучаются к труду. Главные составляющие духовного здоровья, считает В. В. Розанов, -- труд, нужда. Труд помогает человеку выжить, не потерять своего человеческого облика и в переломные эпохи, когда кажется, что все вокруг приходит в упадок.

Не устраивало Розанова и отсутствие индивидуального подхода в образовании: казенный характер руководства школой передается и в систему обучения, где тор-жествует безличный стиль преподавания, при котором педагог никогда не обращает-ся к конкретному лицу, но всегда к толпе учащихся. "Эта непризнанная сторона их существа была в то же время самая глав-ная, потому что в отличие от животного человек именно в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл; в ней же лежит и родник всего духовно-го творчества. Почему-то, заме-чает Розанов, нами начисто забыт опыт той поры, когда превалировала вольная система образования, о которой поэт пи-сал: "Мы все учились понемногу. Чему-нибудь и как-нибудь" и которая, тем не менее, дала России плеяду блестящих умов и талантов.

Более того, согласно Розанову, "формаль-но-разрозненный" подход к образованию рождает у педагога установку, согласно которой предмет и есть воплощение под-линной науки, а у учащихся, овладевших "зубрежно-долбежным методом", появляется уверенность, что "в науку" можно войти легко. И действительно, перед всеми окон-чившими гимназию открывались двери университетов с их пресловутой автономи-ей. И вчерашние гимназисты, став студен-тами, привычно "легко", между политиче-скими сходками, овладевали "премудростя-ми избранной ими науки", не внося в нее никаких крупиц нового знания. В ре-зультате "как люди, без труда в нее уг-лубляющиеся, не приносящие ей никакого дара, имеют только подобие просвещения, так и она сама, не принимающая более никаких жертв, стала лишь подобием ког-да-то строгой, уединенной, труднодоступ-ной науки, и свет ее тускл и ложен".


Существенный недостаток системы обра-зования Розанов видел в разрыве между школой и семьей. Школа как учреждение, находящееся под эгидой государства, игно-рирует воспитательный потенциал семьи, которая, в свою очередь, не может при-знать неизменности школьных норм, по-стоянно критикуя сухость, узость "фор-мально-всеобщего" подхода. Отсюда -- таящийся всюду антагонизм между ними, несмотря на их видимый союз.

Говоря о воспитании, Розанов отмечал разобщенность культур -- традиционно-православной, которая особенно близка народу, классической, ориентированной на античность и способствующей обособле-нию "чистой публики" от народа, и со-временной, ориентированной на практиче-ское знание. Делался вывод, что до тех пор, пока школа и общество не найдут пути для взаимопроникновения этих куль-тур, воспитание подрастающего поколения будет оставаться втуне.

Глава 3. Актуализация идей В. В. Розанова в современной педагогике

Что же делать современному родителю, учителю, чтобы сохранить индивидуальность ребенка?

1. Признать индивидуальность ребенка и перестать сравнивать с другими (любимое занятие взрослых). Все дети талантливы. Только надо распознать: в чем, и поддержать. "Творит человек, т.е. приносит нечто новое в мир, всегда не общим, что есть у него с другими людьми, но исключительно, что принадлежит ему самому"

2. Выбрать (по возможности) школу поменьше. Комфортность учащихся определяется в основном "духом школы", но в большой школе ребенка приветить и защитить труднее, да и "школьная дедовщина" круче. Крупные школы непременно архитектурно должны быть расчленены на начальную и среднюю.

"Менее всего доверяйте большим, строго организованным, хорошо дисциплинированным школам: что бы они ни дали вам, они отнимут у вас драгоценнейшее, чем то, что вы получите от них" .

"Берегите маленькие школки, плодите их и недоверчиво смотрите на всякую огромную, в 2-3 этажа, педагогическую махину, со многими сотнями учеников, десятками учителей. Можно быть уверенным, все недостатки школы здесь есть в увеличенном виде, "течение всех болезней - дурно".

3. Стремиться к созданию таких учебных программ, гибкость которых позволила бы ребенку заниматься любимым предметом (где, возможно, раскроется его индивидуальность) без ущерба для его комфортности в деле обучения. Пусть у каждого ученика будет наставник, подобный лицейскому учителю математики, который, ставя очередной "ноль" будущему поэту, говорил: "Садитесь, Пушкин, и пишите свои стихи". Страшно подумать, что было бы, обойдись он с Александром по всей строгости школьных законов, иссушив его изучением полных курсов алгебры и геометрии, которых Пушкин совершенно не воспринимал.

"Едва ученик в возрасте 15-16 лет, ученик непременно даровитый, с огоньком, с искрой, начнет привязываться к чему-нибудь, полюбит особенно какой-нибудь предмет в гимназическом преподавании - как его сперва предупреждают об опасном его положении, а потом немедленно и выгоняют. Ибо кто же не понимает, что привязаться неформально, привязаться внутренне, мыслью, сердцем - это непременно значит несколько отвязаться от других, ничего общего не имеющих с любимым предметом"

Ведь и по единственному предмету чрезвычайно успеть - для этого требуется непременно ум, и даже вовсе не меньший, даже, пожалуй, больший, чем "так себе", успевать по десятку наук; чтобы полюбить хоть один вид знания, полюбить его чрезвычайно, привязаться к нему всеми, пока детскими силенками, само собою разумеется, что для этого следует иметь в себе ту "искру Божию", какой вовсе не нужно, чтобы покорно-вяло "приготовлять" уроки из пяти предметов к четвергу, из других четырех - к пятнице и снова из пяти - к субботе.

4. Сохранить индивидуальность ученика можно лишь уважая посильные ритмы его работы, колеблющиеся по многим причинам. Нельзя травмировать ребенка, работающего медленно, так же, как нельзя тормозить мысли и дела его одноклассника, двигающегося в высоком темпе. Взяв разумную сердцевину, лучше сдвинуть зафиксированные концы урока, дня, четвери или года, чем нарушить естественный ритм работы учащегося.

Мысли В. В. Розанова о развитии индивидуальности сегодня особенно актуальны. Как видим, все эти три принципа должны помочь сформировать целостное мировоззрение у молодого поколения, помочь ему в духовной и нравственной ориентации.

Мы надеемся, что изучение педагогического наследия Розанова не только дополняет наши представления о русской философской и педагогической мысли, но и позволяет обогатить современную педагогику целым рядом идей и положений.

Заключение

Застой в русской школе он связывал с нарушением трех принципов: индивидуальности, требующего от учителя сохранения и развития индивидуальных особенностей учащегося; целостности дидактического процесса, предполагающего завершенность определенной системы знания, чему про-тиворечит фрагментарность школьных про-грамм; идейного единства, согласно кото-рому весь педагогический материал дол-жен освещаться в традициях единой исто-рической культуры. Но главное, школа в России, по Розанову, нуждается в осмыс-лении целей образования и воспитания учащихся в контексте современного этапа культурно-исторического развития общества. Однако на практике "мы не имеем и не имели того, что можно было бы назвать, философией воспитания и образования, т.е. обсуждения самого образования, само-го воспитания в ряду остальных культур-ных факторов. И сегодня данную постановку вопроса вряд ли мож-но считать устаревшей.

Сейчас, спустя более 80 лет, отметим его пророческое звучание и немалое бесстрашие автора.

Литература

1. Розанов В. В. Сумерки просвещения. -- М., 1990.

2. Розанов В. В. Уединённое.-М., 1990.

3. Белозерцев Е. П. и др. Школа и семья в философско-педагогической публицистике В. В. Розанова (1890-е гг.). - Елец, 2002.

4. Голубева Л. "Смысл -- не в Вечном; смысл -- в Мгновении" // Высшее образование в России. -- 2001. -- № 6.

5. Заварзина Л. Э. Технология личностно-ориентированного образо-вания в философско-педагогическом наследии В. В. Розанова //Известия ВГПУ. - Том 250. - Воронеж, 2000.

6. .Лагун В. Школа радости //Учительская газета. - 1994. -- № 1.

7. Новикова Л. И. Повседневность и семья как воспитательное пространство //Педагогика. - 2003. - № 6.

8. Новое о жизни и педагогических взглядах В. В. Розанова /Публ. и Момент. А. Ф. Малышевского //Педагогика. -- 1993. -- № 2.

9. Осовский О. Е. "Некритические мысли" В. В. Розанова //Совы

10. Петров В. Елецкие годы Василия Розанова. - Подъем. - 1999 №11.

11. Сукач В. Жизнь Василия Васильевича Розанова "как она есть" Москва. - 1991. - № 10; 1992. - № 7/8.

12. Щербаков В. Н. Второе пришествие В. В. Розанова //Розанов В.] Сумерки просвещения.- М.,1990.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Особенности оценки кредитоспособности предприятия с точки зрения банка
Курсовая работа Страхование от несчастных случаев, как один из видов личного страхования
Курсовая работа Україна на світовому ринку послуг
Курсовая работа Оценка эффективности рекламной кампании на примере компании ООО "Центр"
Курсовая работа Разработка электронного органайзера средствами C++ Builder 6
Курсовая работа Организация производства в АПК
Курсовая работа Учет и анализ денежных средств ООО "Стрела"
Курсовая работа Фискальная политика: инструменты и эффективность
Курсовая работа Социально-экономическая основа потребительской кооперации
Курсовая работа Товарная политика компании
Курсовая работа Определение возможности получения экологически безопасной продукции растениеводства в условиях загрязнения
Курсовая работа Законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации
Курсовая работа Процессный подход к управлению
Курсовая работа Активные операции коммерческих банков и их доходность
Курсовая работа Создание кадрового резерва