34
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА педагогики
Курсовая работа по педагогике
Педагогическая концепция В.В. Розанова
ВЫПОЛНИЛА: студентка II курса
I группы факультета
русского языка и литературы
Шишова О. А.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
доцент кафедры педагогики
кандидат педагогических наук
Л. Э. Заварзина
Воронеж 2006
Оглавление
Введение…………………………………………………………………....2
Актуальность, цель. …………………………………………………...…..3
Задачи:
· изучить литературу;
· познакомиться с жизнью и деятельностью В. В. Розанова; его взглядами;
· познакомиться с образовательной политикой России в 60- 90 годы XIX века;
· узнать отношение В. В. Розанова к системе образования конца XIX в.;
· изучить идеи, определяющие направление и характер преобразований в педагогике.
Глава I. "Самый интересный человек русской современности" ………..6
1.Основные этапы жизни и деятельности В. В. Розанова... …….………6
2.Основные направления философской мысли В. В. Розанова……… .13
Глава II. Педагогические взгляды В. В. Розанова…………………...… 17
1. Отношение В. В. Розанова к системе образования конца XIX - начала XX вв………………………………………………………………………...……17
2. Принципы образования…………………………………………..…….21
3. Воспитание человека культурногоназиста невыносимой.
Значительно прибавится света в образовании, если строить его с учетом трех главных принципов. Принцип индивидуальности требует, чтобы и в ученике, и в учебном материале сохранялось лицо, индивидуальность. К каждому ученику надо подходить как к особенному, как к личности. Каждая учебная тема должна выде-ляться своей спецификой, а не быть однообразным продолжением предыдущей.
Принцип целости требует, чтобы знания давались целым куском, не были бы слишком раздробленными. Такие зна-ния не имеют культурного, образующего, воспитывающего значе-ния. Принцип целости выступает против множественности предме-тов изучения, против чрезмерной краткости уроков, против их оби-лия в один день.
Принцип единства типа состоит в требовании, чтобы все образующие впечатления были бы одного типа, т. е. ис-ходили бы из одного источника: либо античности, либо христиан-ства, либо позитивной науки.
Задача школы -- воспитать человека культурного. Культур-ный человек окружает предметом культа, почитания все, с чем свя-зна его жизнь: родину, землю, семью, дом и т. д. Он чтит свою Историю, знает свои обычаи, поклоняется героям прошлого. К со-жалению, школа мало что делает для воспитания человека культурного. Не продуманы программы по истории и географии, мало внимания уделяется художественной литературе, язык учебников однообразен, не воссоздает колорит эпох, не дает живого представ-ления прочитанного.
Педагогическая опека не должна быть чрезмерной. Ребенок должен сам находить выходы из сложившейся ситуации, уметь от-стаивать свое мнение, постоять за себя. Иначе он вырастет безыни-циативным, робким, даже бесхарактерным. В бедных семьях, где за детьми меньше присмотра, вырастают смелые, независимые люди. Дети в таких семьях с детства приучаются к труду. Главные составляющие духовного здоровья, считает В. В. Розанов, -- труд, нужда. Труд помогает человеку выжить, не потерять своего человеческого облика и в переломные эпохи, когда кажется, что все вокруг приходит в упадок.
Не устраивало Розанова и отсутствие индивидуального подхода в образовании: казенный характер руководства школой передается и в систему обучения, где тор-жествует безличный стиль преподавания, при котором педагог никогда не обращает-ся к конкретному лицу, но всегда к толпе учащихся. "Эта непризнанная сторона их существа была в то же время самая глав-ная, потому что в отличие от животного человек именно в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл; в ней же лежит и родник всего духовно-го творчества. Почему-то, заме-чает Розанов, нами начисто забыт опыт той поры, когда превалировала вольная система образования, о которой поэт пи-сал: "Мы все учились понемногу. Чему-нибудь и как-нибудь" и которая, тем не менее, дала России плеяду блестящих умов и талантов.
Более того, согласно Розанову, "формаль-но-разрозненный" подход к образованию рождает у педагога установку, согласно которой предмет и есть воплощение под-линной науки, а у учащихся, овладевших "зубрежно-долбежным методом", появляется уверенность, что "в науку" можно войти легко. И действительно, перед всеми окон-чившими гимназию открывались двери университетов с их пресловутой автономи-ей. И вчерашние гимназисты, став студен-тами, привычно "легко", между политиче-скими сходками, овладевали "премудростя-ми избранной ими науки", не внося в нее никаких крупиц нового знания. В ре-зультате "как люди, без труда в нее уг-лубляющиеся, не приносящие ей никакого дара, имеют только подобие просвещения, так и она сама, не принимающая более никаких жертв, стала лишь подобием ког-да-то строгой, уединенной, труднодоступ-ной науки, и свет ее тускл и ложен".
Существенный недостаток системы обра-зования Розанов видел в разрыве между школой и семьей. Школа как учреждение, находящееся под эгидой государства, игно-рирует воспитательный потенциал семьи, которая, в свою очередь, не может при-знать неизменности школьных норм, по-стоянно критикуя сухость, узость "фор-мально-всеобщего" подхода. Отсюда -- таящийся всюду антагонизм между ними, несмотря на их видимый союз.
Говоря о воспитании, Розанов отмечал разобщенность культур -- традиционно-православной, которая особенно близка народу, классической, ориентированной на античность и способствующей обособле-нию "чистой публики" от народа, и со-временной, ориентированной на практиче-ское знание. Делался вывод, что до тех пор, пока школа и общество не найдут пути для взаимопроникновения этих куль-тур, воспитание подрастающего поколения будет оставаться втуне.
Глава 3. Актуализация идей В. В. Розанова в современной педагогике
Что же делать современному родителю, учителю, чтобы сохранить индивидуальность ребенка?
1. Признать индивидуальность ребенка и перестать сравнивать с другими (любимое занятие взрослых). Все дети талантливы. Только надо распознать: в чем, и поддержать. "Творит человек, т.е. приносит нечто новое в мир, всегда не общим, что есть у него с другими людьми, но исключительно, что принадлежит ему самому"
2. Выбрать (по возможности) школу поменьше. Комфортность учащихся определяется в основном "духом школы", но в большой школе ребенка приветить и защитить труднее, да и "школьная дедовщина" круче. Крупные школы непременно архитектурно должны быть расчленены на начальную и среднюю.
"Менее всего доверяйте большим, строго организованным, хорошо дисциплинированным школам: что бы они ни дали вам, они отнимут у вас драгоценнейшее, чем то, что вы получите от них" .
"Берегите маленькие школки, плодите их и недоверчиво смотрите на всякую огромную, в 2-3 этажа, педагогическую махину, со многими сотнями учеников, десятками учителей. Можно быть уверенным, все недостатки школы здесь есть в увеличенном виде, "течение всех болезней - дурно".
3. Стремиться к созданию таких учебных программ, гибкость которых позволила бы ребенку заниматься любимым предметом (где, возможно, раскроется его индивидуальность) без ущерба для его комфортности в деле обучения. Пусть у каждого ученика будет наставник, подобный лицейскому учителю математики, который, ставя очередной "ноль" будущему поэту, говорил: "Садитесь, Пушкин, и пишите свои стихи". Страшно подумать, что было бы, обойдись он с Александром по всей строгости школьных законов, иссушив его изучением полных курсов алгебры и геометрии, которых Пушкин совершенно не воспринимал.
"Едва ученик в возрасте 15-16 лет, ученик непременно даровитый, с огоньком, с искрой, начнет привязываться к чему-нибудь, полюбит особенно какой-нибудь предмет в гимназическом преподавании - как его сперва предупреждают об опасном его положении, а потом немедленно и выгоняют. Ибо кто же не понимает, что привязаться неформально, привязаться внутренне, мыслью, сердцем - это непременно значит несколько отвязаться от других, ничего общего не имеющих с любимым предметом"
Ведь и по единственному предмету чрезвычайно успеть - для этого требуется непременно ум, и даже вовсе не меньший, даже, пожалуй, больший, чем "так себе", успевать по десятку наук; чтобы полюбить хоть один вид знания, полюбить его чрезвычайно, привязаться к нему всеми, пока детскими силенками, само собою разумеется, что для этого следует иметь в себе ту "искру Божию", какой вовсе не нужно, чтобы покорно-вяло "приготовлять" уроки из пяти предметов к четвергу, из других четырех - к пятнице и снова из пяти - к субботе.
4. Сохранить индивидуальность ученика можно лишь уважая посильные ритмы его работы, колеблющиеся по многим причинам. Нельзя травмировать ребенка, работающего медленно, так же, как нельзя тормозить мысли и дела его одноклассника, двигающегося в высоком темпе. Взяв разумную сердцевину, лучше сдвинуть зафиксированные концы урока, дня, четвери или года, чем нарушить естественный ритм работы учащегося.
Мысли В. В. Розанова о развитии индивидуальности сегодня особенно актуальны. Как видим, все эти три принципа должны помочь сформировать целостное мировоззрение у молодого поколения, помочь ему в духовной и нравственной ориентации.
Мы надеемся, что изучение педагогического наследия Розанова не только дополняет наши представления о русской философской и педагогической мысли, но и позволяет обогатить современную педагогику целым рядом идей и положений.
Заключение
Застой в русской школе он связывал с нарушением трех принципов: индивидуальности, требующего от учителя сохранения и развития индивидуальных особенностей учащегося; целостности дидактического процесса, предполагающего завершенность определенной системы знания, чему про-тиворечит фрагментарность школьных про-грамм; идейного единства, согласно кото-рому весь педагогический материал дол-жен освещаться в традициях единой исто-рической культуры. Но главное, школа в России, по Розанову, нуждается в осмыс-лении целей образования и воспитания учащихся в контексте современного этапа культурно-исторического развития общества. Однако на практике "мы не имеем и не имели того, что можно было бы назвать, философией воспитания и образования, т.е. обсуждения самого образования, само-го воспитания в ряду остальных культур-ных факторов. И сегодня данную постановку вопроса вряд ли мож-но считать устаревшей.
Сейчас, спустя более 80 лет, отметим его пророческое звучание и немалое бесстрашие автора.
Литература
1. Розанов В. В. Сумерки просвещения. -- М., 1990.
2. Розанов В. В. Уединённое.-М., 1990.
3. Белозерцев Е. П. и др. Школа и семья в философско-педагогической публицистике В. В. Розанова (1890-е гг.). - Елец, 2002.
4. Голубева Л. "Смысл -- не в Вечном; смысл -- в Мгновении" // Высшее образование в России. -- 2001. -- № 6.
5. Заварзина Л. Э. Технология личностно-ориентированного образо-вания в философско-педагогическом наследии В. В. Розанова //Известия ВГПУ. - Том 250. - Воронеж, 2000.
6. .Лагун В. Школа радости //Учительская газета. - 1994. -- № 1.
7. Новикова Л. И. Повседневность и семья как воспитательное пространство //Педагогика. - 2003. - № 6.
8. Новое о жизни и педагогических взглядах В. В. Розанова /Публ. и Момент. А. Ф. Малышевского //Педагогика. -- 1993. -- № 2.
9. Осовский О. Е. "Некритические мысли" В. В. Розанова //Совы
10. Петров В. Елецкие годы Василия Розанова. - Подъем. - 1999 №11.
11. Сукач В. Жизнь Василия Васильевича Розанова "как она есть" Москва. - 1991. - № 10; 1992. - № 7/8.
12. Щербаков В. Н. Второе пришествие В. В. Розанова //Розанов В.] Сумерки просвещения.- М.,1990.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |