Курсовая работа по предмету "Педагогика"


Ознакомление с окружающим умственно отсталых дошкольников


2

Содержание

Введение режде всего, необходимо возбудить у де-тей доверие, расположение своим внима-тельным, иногда даже ласковым отноше-нием. Хорошо организованная жизнь, четкий распорядок, систематическая и неуклонная, но доброжелательная требовательность наи-более эффективны. В качестве успокоительной меры вначале применяется предложение посидеть на стульчике отдельно от других детей или кратковременный перевод ребенка в другую группу.

В зависимости от того или иного варианта поведения или от ситуации бывают доста-точными ласковый или строгий, или укориз-ненный взгляд, или одобрительная улыбка, похвала или же вопрос о том, как надо себя вести, кто хорошо, кто плохо поступает или ведет себя.

Педагог является эталоном для детей; важно, чтобы своим эмоциональным, лас-ковым отношением к детям, своим примером он вызывал у них эмпатию к своим това-рищам. Для умственно отсталых детей важна похвала, одобрение за хороший по-ступок. Мало действенно простое запрещение. Важно эмоциональное разъяснение о последствиях неправильного поступка, пло-хо выполненного поручения.

Очень важно вызвать сочувствие к това-рищу, стремление помочь ему и учить по-могать. Необходимо бывает разъяснить и то, почему надо благодарить не только за полу-ченную вещь, но и за помощь.

Следует побуждать ребенка восполнить не только материальный ущерб его участием в исправлении вещи, но и моральный -- утешить обиженного, попросить извинения, привлечь к общей игре.

Важно выявлять сильные стороны у роб-ких детей, помогать им своевременно, подбадривать.

Постоянное наблюдение за детьми, выяв-ление их особенностей, мотивов, причин того или иного поступка обеспечивает индивидуальный подход и успех педагоги-ческого воздействия. Для этого необходимо изучить раннее развитие и воспитание каж-дого ребенка, его физическое и душевное состояние, планировать ближайшие и более отдаленные коррекционные задачи. Этому помогают практиковавшиеся в ряде до-школьных специальных учреждений пооче-редный глубокий анализ - характеристика детей (особенно наиболее трудных). Морозова Н.Г. Особенности поведения и развития нравственных отношений умственно отсталых дошкольников // Дефектология. 1983. № 2. С. 63-66.

2.3. Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе

Основной формой воздействия на ребенка в специальных до-школьных учреждениях являются организованные занятия, в кото-рых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педа-гогический коллектив группы. Содержание занятий определяется «Программой воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста».

Усвоение программного материала зависит от правильного вы-бора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умст-венно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необ-ходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно созда-вать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагае-мой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра -- одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра -- основной вид дея-тельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая -- игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение про-граммного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ре-бенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например, в игре «Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача -- докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием дости-жения игровой цели.


Дидактическая игра -- средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала, быть дним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каж-дый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приоб-ретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особен-но важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориенти-ровки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия тре-буется гораздо больше повторений, чем нормально развиваю-щемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмо-ционально положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

При поступлении в специальные учреждения умственно отста-лые дети с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если нормально развивающиеся дошкольники уже прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то умственно отсталых надо научить этому. Нами вы-делен особый раздел дидактических игр, который ранее в сборниках дидактических игр не выделялся,-- игры, направленные на развитие сотрудничества со взрослым.

Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чув-ственного познания окружающего. В этом периоде у детей проис-ходит становление всех видов восприятия -- зрительного, тактиль-но-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Ребенок-дошкольник, познавая мир, совершает поис-ковые способы ориентировки, т. е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в даль-нейшем сменяется перцептивными способами -- примериванием и зрительной ориентировкой. Метод проб как поисковый способ ос-нован на том, что ребенок фиксирует правильные действия и от-брасывает ошибочные варианты. Метод проб является практиче-ской ориентировкой, однако он подготавливает ребенка к ориен-тировке, происходящей во внутреннем плане, т. е. перцептивной ориентировке.

У умственно отсталых детей чувственное познание без специ-ального коррекционного воздействия развивается „медленно. Оно не достигает того уровня, когда может стать основой деятельности. Выполняя то. или иное задание, ребенок не может ориентироваться в его условиях, не знает, на какие свойства и отношения пред-метов нужно опереться, а потому не в состоянии достичь положи-тельного результата. Развитию восприятия и представлений пре-пятствует то, что умственно отсталые дети не овладевают поис-ковыми способами ориентировки. Они действуют либо хаотически, совсем не учитывая свойств предметов, пытаясь достигнуть резуль-тата силой, либо привычным, усвоенным в обучении способом, ко-торый они относят только к данной, знакомой игрушке или при-вычной бытовой ситуации, и не переносят знания на новую игрушку и даже на сходную ситуацию. Иногда кажется, что умственно от-сталый ребенок тоже действует методом проб. Но на самом деле -- это перебор вариантов. Ведь в процессе поискового опыта ребенок отбрасывает неудачные, нерезультативные варианты и больше к ним не возвращается. Он как бы фиксирует удачные пробы, стараясь их повторить. Иными словами, пробы -- это целеустремленные дейст-вия, направленные на достижение положительного результата. Пе-ребор вариантов, который встречается у умственно отсталых, носит не целенаправленный, а случайный характер и *не закрепляется в опыте детей. Поэтому один и тот же ребенок действует, как пра-вило, хаотически или силой с новыми объектами и в новых ситуациях не может сразу перейти к зрительному соотнесению на незнакомом материале. Но так же как и перебор вариантов нельзя отнести к методу проб, так и зрительное соотнесение, выполняемое умст-венно отсталым ребенком, в большинстве случаев не является под-линно зрительным соотнесением, так как при этом ребенок не может выделить существенный для данного действия признак. Например, при складывании пирамидки он не способен зрительно Оценить величину колец и нанизать их на стержень по мере уменьшения величины. Умственно отсталый ребенок просто выполняет заучен-ное действие -- нанизывает кольца подряд. Случайно замеченную ошибку он не в состоянии исправить. Поэтому заучивание действий с привычными дидактическими игрушками, со знакомым счетным материалом не ведет ни к развитию восприятия или мышления, ни к развитию деятельности умственно отсталого ребенка.

Основная задача педагога состоит в другом -- в том, чтобы сформировать у умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям пред-метов, к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке. В этом ведущая коррекционная задача при воспитании умственно отсталых детей дан-ного возраста. Примеривание в этом случае представляет собой промежуточный способ между пробами и зрительным соотнесением. Так, проталкивая геометрические формы в прорези коробки, ребенок не перебирает все отверстия в поисках той, в которую нужно опу-стить треугольную фигуру, а подносит ее к сходной -- полукругу; при сближении он сразу видит отличия и переносит фигуру к тре-угольной прорези. Примеривание производится и тогда, когда ре-бенок точно определяет нужную прорезь, но не может правильно развернуть фигуру, начинает ее поворачивать, пытаясь найти нужное положение.

Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отноше-ниям предметов, умение учитывать эти Свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие. Целостное восприятие предмета, являясь важным условием пра-вильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, лежит в основе многих видов деятельности -- предметной, игро-вой, трудовой и изобразительной. По-настоящему оно складывается только тогда, когда дети могут воспринимать окружающее не слитно, приблизительно, глобально, а видят в предмете форму, величину, могут выделить существенные части предмета, необходимые для действия с ними. Поэтому не следует путать целостное восприя-тие предмета с его узнаванием, так как узнавание предмета лишь первый шаг к его полноценному восприятию. У нормально раз-вивающихся детей целостное восприятие предметов начинает ин-тенсивно развиваться уже в раннем возрасте, а дошкольники даже без специального воспитательного воздействия со стороны взрос-лых достигают такого уровня, что могут свободно совершать раз-личные предметно-игровые, трудовые действия, в частности, по самообслуживанию. Кроме того, они способны создать в рисунке, лепке изображение предметов. У умственно отсталых детей форми-рование целостного образа задерживается, и без специального коррекционного воздействия оно фактически не происходит до конца Дошкольного возраста. Это в свою очередь влияет на возникно-вение действий по самообслуживанию, предметно-игровых дейст-вий, которые развиваются поздно и дефектно. В то же время пред-метный рисунок дети не способны создать.

Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа раз-вития целостного восприятия: первый -- узнавание, здесь умственно отсталые дети испытывают трудности; второй -- создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.).

Заключение

Представление есть психический процесс воспроизведения в сознании ранее пережитых восприятий, которые, в свою очередь, есть психический процесс отражения предметов и явлений действительности в их целостности. Адекватные представления об окружающем мире способствуют эффективной социализации детей с задержкой интеллектуального развития.

Анализ психического развития умственно отсталых детей позволяет сделать вывод о необходимости коррекционной работы с умственно отсталыми детьми по развитию их представлений об окружающем мире, так как это необходимо для их дальнейшей жизни и возможно при современных методиках.

Первоначальные представления о себе являются основой приобщения ребенка к социальному миру и стимулом познавательной деятельности в отношении окружающего. У детей с нарушениями интел-лекта первое проявление самосознания, отделение своего «Я», которое обычно находит выражение в негативных реак-циях на замечания, порицания, на не-удачу, возникает лишь после 4-х лет. У детей умственно отсталых, приходящих в детское учреждение, поступки бывают обычно импульсивными, необдуманными или же диктуются непосредственным желанием получить для себя тот или иной предмет, игрушку, не считаясь с другими детьми. Поэтому задача воспитания правильного (нравственного) поведения состоит в привитии умения думать о другом, читаясь с ним, сочувствовать ему. Следовательно, необходимо не только развить представления ребенка о собственном Я, но и о Я другого человека, пробудить понимание других и соответствующее эмпатийное поведение.

Все процессы окружающего мира имеют пространственно-временную направленность. Поэтому представления умственно отсталых детей об окружающем мире не могут быть адекватными без представлений о социальном времени. Представления о времени и ориентиров-ка в переживаемом, временном пространстве формируются в дошкольном возрасте при восприятии последовательности событий и длительности временных интервалов. Необходимо совершенствование методик развития представлений умственно отсталых детей о социальном времени.

Одним из важнейших направле-ний коррекционно-развивающей ра-боты психолога является формирова-ние представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нару-шениями интеллектуального разви-тия общеизвестны. Улучшение ка-чества таких представлений -- одна из предпосылок успешной социали-зации. При этом необходимо обратить особое внимание на учет закономерности становления познавательной деятельности (ПД) детей с нарушениями интеллектуального развития. Возможны несколько путей их совершенствования. Первый -- расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, что-бы активизировать мыслительные операции. Второй -- использо-вать при формировании представ-лений информационные технологии. Представления об окружающем мире улучшаются постепенно, по мере совершенствования ПД.

Усвоенные знания еще не могут служить основой для интеллектуаль-ного развития ребенка и лечь в основу более высокой организации его деятельно-сти. Между тем такая задача, безусловно, должна быть поставлена перед дошкольной олигофренопедагогикой.

Список использованной литературы

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.

2. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.5. М., 1983.

3. Домашкевич С.А. Функционально-уровневый подход к психодиагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии //Дефектология. 2005. № 4.

4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. 1999. № 6.

5. Ералиева С.Г. Особенности временных представлений у детей с нарушениями умственного развития старшего дошкольного возраста //Дефектология. 1983. № 2.

6. Ералиева С.Г. Особенности временных представлений и ориентации во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. 1989. № 1.

7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М., 1986. Т.1.

8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Владос, 1998.

9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1991.

10. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образа Я у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста //Дефектология. 1995. № 1.

11. Козлова С.А., Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. М.: Линка-Пресс, 2000.

12. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5.

13. Краевский В.В. Воспитание или образование? //Педагогика. 2001. № 3.

14. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог-ребенок-родители» //Педагогика. 2002. № 9.

15. Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. О работе по развитию временных представлений умственно отсталого ребенка /Учебно-воспитательная работа вспомогательной школы. М., 1939. № 2 (5).

16. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире //Дефектология. 2006. № 2.

17. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.

18. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.

19. Морозова Н.Г. Особенности поведения и развития нравственных отношений умственно отсталых дошкольников // Дефектология. 1983. № 2.

20. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста /Сост. Н.А.Ноткина, Л.И.Кузьмина, Н.Н. Бойнович. СПб., 1995.

21. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

22. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968.

23. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника //Дошкольное воспитание. 2004. № 1.

24. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1999.

25. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью /Под ред. М. Пишчек. СПб.: Речь, 2006.

26. Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования //Экономист. 2007. № 1.

27. Сорокотягин И.Н. Общая психология. Екатеринбург, 1993.

28. Специальная дошкольная педагогика и психология. /Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Владос, 2001.

29. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С.Ю. Циркина. СПб., 1999.

30. Финкельштейн И.И. Представления и понятия о времени у детей-олигофренов /Известия АПН РСФСР, 1961. вып. 114.

31. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принципы дифференциации. М., 1997.

32. Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников //Дефектология. 1994. № 4.

33. Шевченко С.Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005. № 2.

34. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1991.

35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1995.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Операционные системы
Курсовая работа Исследование конкурентной среды фирмы на примере ООО "Темп-Авто"
Курсовая работа Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения
Курсовая работа Программа финансового оздоровления предприятия
Курсовая работа Формирование ассортимента товаров в различных типах торговых предприятий
Курсовая работа Анализ факторов повышения объема производства и реализации ОАО "Биомашприбор"
Курсовая работа Место России в мировой экономике
Курсовая работа Организационная структура коммерческих банков
Курсовая работа Учет расчетов по налогу на прибыль, нераспределенной прибыли и анализ прибыли и рентабельности на примере предприятия Шарканского райпо
Курсовая работа Прибыль, ее экономическая сущность
Курсовая работа Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении
Курсовая работа Финансовое планирование на предприятии (на примере ОАО "Северное сияние")
Курсовая работа Проектирование севооборотов система обработки почвы и мер борьбы с сорными растениями в хозяйстве
Курсовая работа Геофизические методы исследования скважин
Курсовая работа Молода сімя в Україні: соціологічний аналіз