39
1.1 Содержание и задачи нравственного воспитания педагогически запущенных подростков
Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis -- мораль. «Нравы -- это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность -- это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[7, c.10]
«Нравственные нормы -- это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.» [7, c.12]
Нравственное воспитание школьников относится к числу традиционных педагогических проблем. Еще Я.А. Коменский считал, что каждое поколение решает ее по-своему, исходя из определенного круга вопросов.
Суть проблемы нравственного воспитания школьников не только в том, какие ценности в данное время пропагандируются и служат основой целенаправленного воздействия на них с целью вызвать изменение самой мотивации их поведения, но и в том, какие педагогические принципы при этом используются.
Нравственное воспитание -- относительно самостоятельные направления воспитательной работы. Оно решает свои специфические задачи, имеет собственные средства и методы. Главным фактором нравственного воспитания является воспитание чувств подрастающего поколения. В.А. Сухомлинский писал: «Нравственные убеждения, взгляды, привычки -- все это связано с чувствами. Чувство -- это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди. Чуткость, впечатлительность души формируется в детские годы -- упущенного никогда не наверстаешь».
Нравственные чувства разнообразны по своему содержанию и направленности. Объектом этих чувств являются люди, их социальное поведение, взаимоотношения, помыслы. Нравственные чувства рождаются и развиваются в процессе общения людей.
Процесс формирования нравственных чувств осуществляется как стихийно, по подражанию (ребенок, не отдавая себе отчета, перенимает поведение окружающих), так и сознательно (под руководством старших). Формировать нравственные чувства -- значит воспитывать человека в целом. Нравственные чувства возникают и развиваются на основе потребностей личности, синтеза знаний и переживаний: Процесс формирования общественных потребностей личности, ее социальных установок, убеждений и привычек являются вместе с тем формированием чувств. Однако такое представление слишком общее. Дело в том, что чувства не возникают сами по себе, а под воздействием внешней среды, условий, организации и деятельности человека.[7, с.18]
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Обострение всех этих жизненных противоречий ведет к появлению педагогической запущенности школьников. Что же представляет собой педагогическая запущенность учащихся? Социально-педагогическая запущенность -- это состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок; с одной стороны, он должен обладать социальной активностью, с другой -- воспитательное окружение сдерживает его.
Социальная запущенность формируется под влиянием определенного фактора, проявляющегося в конкретной ситуации развития ребенка и деформирующего его как личность. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, дисгармония мотивов поведения. Социальная запущенность противоположна воспитанности, она становится основой трудновоспитуемости учащихся.[1, с.4]
Педагогическая запущенность -- это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности) и воспитанности, характеризующееся отсутствием необходимого запаса знаний, слабым владением способами и приемами их приобретения и неразвитостью учебно-познавательных мотивов. Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и слабо выраженную индивидуальность ребенка в учебно-познавательной деятельности.
В педагогике наряду с термином «педагогически запущенный» используется и термин «трудный» ребенок. Рассмотрим сущность этих понятий. Педагогическая запущенность демонстрирует отсутствие необходимого внимания к ребенку со стороны взрослых и характеризует историю его воспитания. Трудный -- это уже результат такого воспитания. Педагогически запущенные дети с течением времени, как правило, становятся трудными. Труднообучаемость и трудновоспитуемость же не всегда являются следствием педагогической запущенности. Иногда это результат проявления индивидуально-психологических особенностей ребенка. Тем не менее, оба эти термина часто используются в педагогической практике как синонимы, означающие учащегося с большим отставанием в учебно-познавательной деятельности и демонстрирующего отклоняющееся поведение (систематическое нарушение общепринятых норм поведения).
Позиция многих педагогов -- ученых и практиков, строится на том, что эффективность работы с педагогически запущенными учениками зависит от правильности определения причин и факторов, вызывающих данную проблему, и своевременности их устранения.[1, с.11]
1.2 Психологическая характеристика педагогически запущенных подростков
Подростковый возраст часто называют «переходным», «критическим», «трудным», «кризисным».
В этот период происходит качественная перестройка всей психической деятельности подростка, кардинальные физиологические, нейрогуморальные изменения всего организма. Все это сказывается на ломке старых форм поведения и формировании новых.
В этот период меняется отношение подростка к учебе. Он может относиться к учению и ответственно, и безразлично; то заботится о расширении своего кругозора, то ничем не интересоваться; то самостоятельно выполнять задания, то готов списать их у товарищей. Он может с удовольствием выполнять поручения педагога и одновременно шалить и озорничать.[12, с.22]
Противоречивость личности подростка, своеобразие его отношения к воспитательным воздействиям, непредсказуемость его поведения и делает данный возраст педагогически трудным.
Общение подростка со сверстниками - один из ведущих факторов формирования его личности. Удовлетворяя потребность в общении с товарищами, пытаясь заслужить их уважения, признания в ближайшем микроокружении, подросток стремится обеспечить себе благоприятную позицию в коллективе класса, эмоциональное благополучие. И наоборот, неблагополучное положение среди сверстников, чувство одиночества и дискомфорта, сопровождающиеся тяжелыми эмоциональными переживаниями, толкают на поиск товарищей и друзей в другой среде.
Стремление привлечь внимание товарищей, заслужить их симпатии побуждает подростка нередко к нарушению дисциплины, толкает на грубость по отношению к учителям и родителям, даже к правонарушениям.[12, с.38]
Общение для подростка является особой формой и сферой деятельности, которой они отдают предпочтение.
Учебная деятельность, занимающая большую часть времени в жизни подростка, не является для него ведущей, поскольку не влияет на изменение его социальной позиции.
Подростковый возраст -- это возраст закладки основ системы поведения, мировоззрения, формирования нравственных идеалов. Но у части подростков существует разрыв между стремлением к высоким нравственным идеалам. Это происходит потому, что мотивы его поведения еще неустойчивы, он не способен полностью управлять своим поведением: действует по линии наименьшего сопротивления, ищет опору в окружающих.
В подростковом возрасте проявляется достаточно осознанная потребность к самовоспитанию. Так, стремясь развить в себе волю и различные качества, учащиеся нередко прибегают к методам, опасным для здоровья (например, использование болевых приемов для проверки стойкости).
При вышесказанных особенностях и трудностях подросткового возраста не обязательно возникновение педагогической запущенности. Большинство подростков, благодаря правильному воспитанию, благополучно минует этот возрастной период без значительных срывов в поведении и отклонений в развитии. Однако в ряде случаев (при семейном неблагополучии, бесконтрольности за поведением учащихся и его безнадзорности, и др.), подростковый возраст может стать благоприятной почвой для возникновения и развития педагогической запущенности.[9, с.18]
Педагогическая запущенность -- следствие и результат изолированности подростка в первичном учебном коллективе. Такие подростки, в ответ на изоляцию, стремятся противопоставить себя коллективу, завоевать и удержать авторитет среди учащихся физической силой.
Девиантное (отклоняющееся) поведение детей и подростков подразделяется на две категории:
– патологическое поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии;
– антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные, культурные и правовые нормы. При незначительности нарушений их классифицируют как правонарушения, при значительной степени - как преступления.
Как правило, для детей, демонстрирующих тот или иной тип поведения характерны недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентаций, этических норм и эстетических вкусов, примитивные интересы. В то же время существует ряд характеристик, которые показывают специфичность каждого из представленных типов.
Так для детей, демонстрирующих патологическое поведение характерно отставание от сверстников в физическом, психическом и половом развитии. Часто эти дети обладают медицинским диагнозом «задержка психического развития», «нервно-психическое расстройство», «умственная отсталость». У них низкая работоспособность, рассеянное внимание. Они внушаемы, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. Эти учащиеся показывают плохую успеваемость, дефекты интеллекта, педагогическую запущенность. Такие дети демонстрируют ощущение собственной ненужности, заниженную самооценку, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплину, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, предвидеть последствия своих поступков и поступков других людей.
Учащиеся, демонстрирующие антисоциальный тип поведения, физически здоровы, но они не воспитаны, интеллектуально не развиты, как следствие отстают от благополучных сверстников в учебе. Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям. Учиться не хотят, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями; проявляют незнание и неприятие социальных норм и ценностей, бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, совершают правонарушения и преступления.[10, с.18]
Многие авторы и педагоги-практики выделяют и такой вид поведения учащихся, как осложненное, при этом связывают его с особенностями половозрастного развития подростков и наблюдающимся в этом возрасте кризисом ценностей, вызванным бурным ростом организма, половым созреванием и противоречиями между возросшими физическими возможностями,, духовным самосознанием подростка и незнанием способов социального удовлетворения своих потребностей в мире взрослых.
Так, например, Г.Я. Бархерит выделяет следующие типы подростков с осложненным поведением, для которых характерны определенные акцентуации -- чрезмерные усиления отдельных черт характера, уязвимость отношений и эмоционально-волевой сферы личности, появление «комплексов» при росте нервно-психических нагрузок:
· агрессивно-защитный -- упрямый, эгоцентричный, повышенно честолюбивый, подозрительный, враждебный к окружающим, болезненно обидчивый, резко завышена самооценка, постоянно жалуется на неудачи, придирки к нему других людей (параноик);
· конфликтный -- крайне раздражительный, с приступами вспыльчивости, страхов и тоски, неуправляемый, педантичный, неспособный бороться со своими влечениями (эпилептоид);
· независимый -- постоянно уходит от контактов, замкнутый, скрытный, эмоционально холодный, не склонен к сопереживанию и состраданию (шизоид);
· демонстративный -- демонстративное, манерное поведение, стремится любой ценой обратить на себя внимание, искажает факты и события жизни в свою пользу, лживый, авантюрный, притворщик, отсутствие чувства долга, сопереживания, сострадания (истероид);
· примыкающий -- робкий, неуверенный в себе, боязливый стеснительный, мнительный, поддающийся влиянию других (психастеник);
· пассивно-обидчивый -- серьезный, ответственный, сосредоточенный на мрачных мыслях и переживаниях, слабо активный в деятельности, нерешительный, робкий, с устойчиво положительной позицией в отношении поручений, социальных ролей, чувствителен к происходящим событиям, легко раним (дистимик);
· неадаптированный -- тревожный, подавленный, нерешительный, раздражительный, с повышенной утомляемостью, быстрой истощаемостью психических сил (астеник);
· утверждающийся -- ярко выраженные лидерские качества, стремится подавлять других и командовать, используя при этом все дозволенные и недозволенные меры, эгоистичен, равнодушен, жесток;
· противоречивый -- склонен к резкой, непредсказуемой смене настроения, в зависимости от внешней ситуации или внутреннего биоритма, имеет циклично меняющееся настроение, которое держится от нескольких часов до нескольких дней, независимо от разных событий, в которые он включен (циклотимик).
Представленные акцентуации имеют в жизни смешанные формы (могут проявляться в разных типах), в чистом виде встречаются редко. Взаимодействие с различными типами подростков педагогам следует осуществлять на основе индивидуального подхода с учетом специфики психологического типа.[12, с.87]
1.3 Особенности нравственного воспитания педагогически запущенных подростков
Так называемые «трудные» дети есть в каждом из возрастных периодов. Это дети, педагогически запущенные в результате неправильного воспитания в семье или нездоровых отношений в ней. Не случайно В.А. Сухомлинский, подчеркивая причину появления «трудных» детей именно в отрицательном влиянии микросреды, говорил: «Причины, в силу которых ребенок становится «трудным», неуспевающим, отстающим в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства».
Однако, наиболее рельефно типичные особенности « трудного» подростка проявляются именно в подростковом возрасте; не случайно этот возраст называют « трудным».
Термином « трудный ребенок» в сложившейся педагогической практике обозначают подростка, требующего коррекции его личности. К « трудным» относятся и непослушные, капризные, упрямые дети, проявляющие сопротивление требованиям, советам взрослых. Выяснение реальных причин подобных отклонений, внимание к интересам ребенка при одновременной требовательности к нему и включении в коллективные формы деятельности являются основным путем предупреждения и преодоления капризов, упрямств, непослушания.
Некоторые подростки отличаются озорством, недисциплинированностью, грубостью. К ним особенно необходим индивидуальный подход и прежде всего установление истоков их недисциплинированности. Работа с этими подростками предполагает целенаправленную организацию их активности, инициативы, уважение достоинства, прав на определенную самостоятельность.
Определенную группу составляют дети, поведение которых характеризуется отсутствием желания и привычки к трудовому усилию - ленью. Родителям и учителям необходимо подмечать и поощрять проявляющиеся стремления, усилия такого ребенка, пробуждая в нем потребность, трудиться, приучая находить радость в разнообразной деятельности.
Выявляются и подростки, для которых наиболее характерным отрицательным качеством является лживость. Борясь против такого недостатка, следует различать фантазирование и сознательное искажение истины. Ложь может быть следствием страха перед наказанием, стремления скрыть неблаговидный поступок, желания самоутвердиться, вызвать внимания окружающих. Типичны случаи лжи и как своеобразного понимания подростками товарищества, средства сокрытия проступка товарища. Необходима кропотливая работа, чтобы, во-первых, выяснить причины детской лжи, во-вторых, создать обстановку правдивости, доверия, взаимного уважения и требовательности при тактичном наказе всей неблаговидной лжи, ее взаимосвязь с трусостью, лицемерием.
У части подростков из-за длительного неудовлетворения какой-либо существенной потребности возникают аффективные формы поведения: или заносчивость, агрессивность, бравада, или повышенная обидчивость, легкая ранимость. В результате возникают своеобразные конфликты между уровнем притязаний и фактическим положением ребенка в коллективе.
Длительное сохранение аффективных переживаний и форм поведения приводит к формированию соответствующего отношения подростков к другим людям, к себе, к делу. Требуется своевременное вмешательство взрослых в целях разрешения внутреннего конфликта и предупреждения развития у детей аффективных форм поведения. При этом работа с «трудными» подростками обуславливает необходимость особенно корректного индивидуального подхода, предполагающего внимательное, доброжелательное отношения к ребенку, опору на его положительные качества, подчеркнутое доверие к его нравственным силам, потенциальным возможностям.[13, с.34]
Наиболее сложна воспитательная работа с глубоко педагогически запущенными детьми. Их характеризуют приемущественно импульсивное поведение, отрицательные потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге, чести.
Понятие выправить «трудновоспитуемость» подростков лишь путем словесных воздействий бесплодно. Добиться результата можно лишь путем вовлечения их в разнообразную деятельность, вызывающую у них интерес и напряжение всех сил.
Предлагаемая ниже вниманию педагогов и родителей типизация «трудных» подростков опирается на разработанную в нашей психологической науке ориентировочную классификацию подростков - правонарушителей.
Первую группу «трудных» подростков характеризует устойчивый комплекс общественно -- отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система анти - общественных взглядов. У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, весьма ослаблено чувство стыда. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпрепровождению являются их типичными особенностями.
Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, низменными устремлениями, стремящиеся подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, которые отличаются устойчивым комплексом аморальных потребностей и откровенно антиобщественной направленностью отношений и взглядов. Отличаясь обостренным индивидуализмом, неуживчивостью, эти подростки стремятся к привилегированному положению, притесняя слабых, младших.
Для третьей группы «трудных» подростков характерен конфликт между деформированными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки этой группы осознают недостойность совершаемых ими проступков. Однако, имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не стали убеждениями, и эгоистические устремления к получению удовольствий, либо неумение противостоять ситуации вызывают антиобщественные поступки, приводя к накоплению опыта аморального поведения.
Четвертую группу составляют подростки со слабо деформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед волевыми товарищами.
В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушений случайно. Они безвольны и поддаются различным влияниям.[13, с.54]
Типология «трудных» подростков позволяет не только эффективно использовать методы воспитательного воздействия в целом, но и осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, находящемуся в острой, конфликтной ситуации.
2.1 Программа индивидуальной работы с «трудными» учащимися в процессе нравственного воспитания
Зная причины, усугубляющие личностные недостатки «трудного» ученика, можно использовать специальную программу изучения его личности и перевоспитания.
- уровень направленности ученика, ее основное содержание, ведущие интересы, ценностные ориентации (что нравится делать, что нет, почему; как учится, трудится);
- причины возникновения трудновоспитуемости, ранее оказавшие влияние на подростка и действующие поныне;
- основные и сопутствующие недостатки, определяющие отклонения в поведении (в какой мере они связаны между собой, насколько устойчивы, в каких видах деятельности чаще всего проявляются);
- взаимоотношения ученика с педагогами, родителями, коллективом класса (кто пользуется авторитетом, с кем дружит, с кем конфликтует);
- положительные качества, которые могут стать основой для преодоления недостатков;
- самосознание и самооценка подростка (какие свои недостатки и достоинства он осознает, какие не замечает и почему);
- воспитательные возможности семьи в развитии положительных качеств подростка и преодоление недостатков.
На основании полученных данных намечается, как изменить отношения ученика с родителями, затем с педагогом и коллективом; в чем должна заключатся индивидуальная работа с подростком по преодолению основного недостатка.[3, с.17]
Работа с семьей педагогически запущенного подростка требует особого внимания педагогов. В семьях, где сложились конфликтные отношения родителей и ребенка, неправильные педагогические установки взрослых, следует основное усилие направлять на их педагогическое просвещение и формирование ответственных и доброжелательных отношений. Практическая помощь родителей школе, работа в кружках, совместный труд с детьми, участие в туристических походах способствуют взаимопониманию детей и взрослых, снимает напряженность в их отношениях.
В семье, где неблагополучная обстановка связана с ее распадом, алкоголизмом одного из родителей, основную воспитательную работу проводит родительский коллектив. Родителям напоминают об их обязанностях по воспитанию ребенка, разъясняют причины возникновения данной ситуации и действия педагогов по отношению к ним, к их дочери или сыну.[4, с.25]
Отношения «трудных» учеников с коллективом нормализуются в общей деятельности. Организация активной деятельности подростка предусматривает набор нескольких, следующих друг за другом, ответственных поручений, при выполнении которых устраняются те или иные недостатки, или по крайней мере элементы основного недостатка. В процессе работы по установлению контакта ребенка с одноклассниками обращается внимание на то, что собой представляют поступки воспитуемого, как воспринимает коллектив результаты его деятельности, как реагирует на успехи и неудачи.
Индивидуальные беседы с подростком об особенностях проявления его личностных качеств в процессе деятельности и общения, беседы с коллективом о значительных и незначительных положительных изменениях в его поведении, поощрения этих изменений способствуют сближению коллектива и «трудного» ребенка.[3, с.14]
Активность подростка проявляется тогда, когда он составил объективное представление о себе, своих возможностях и понял свои недостатки. В этот момент наиболее эффективно стимулирование волевых усилий, направленных на достижение качественных показателей в труде и учении. Оно начинается с индивидуальных консультаций и применения следующих приемов работы:
- Мобилизация внутренних сил на выполнение задания. Перед учеником раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него, перспективы его усилий, содержание конкретных видов труда.
- Активация целевой установки. Поставленную учеником цель следует глубже мотивировать, а затем разработать с ним правила повседневного эффективного труда (начатое дело доводить до конца, не браться за несколько дел сразу, прилежно выполнять любого рода работу, оценивать ее результаты, анализировать ошибки).
- Одобрение первых успехов в деятельности. Учитель несколько завышает оценку положительных результатов деятельности подростка с ним, чтобы у него возникло желание совершенствовать выработанные навыки учения и труда.
- Щажение самолюбия. Подростки с проявлением лености очень болезненно реагируют на обнажение их недостатков перед другими. Они отнюдь не равнодушны к своим неудачам, как это принято считать, напротив, они осознают и очень тяжело переживают то, что из-за недостатка воли не могут добиться успехов ни в одной области. Они остро нуждаются в повседневной помощи взрослых, но если вместо нее выслушивают упреки и наставления, то постепенно озлобляются, отказываются делать то, что не получается. Целесообразно поэтому давать таким ученикам специальные задания, опрашивать их отдельно, сообщая классу только положительные результаты до тех пор, пока подростки не почувствуют уверенности в своих силах.
- Подчеркивание неизбежности выполнения задания. Часто ленивый ученик пользуется однотипными мотивами оправдания: «Забыл», «Не знал», «Не успел» и т.д. Обычно учитель на это реагирует так: «Вчера ты не знал, сегодня забыл, завтра еще что-нибудь придумаешь, лишь бы только не работать» и выставляет неудовлетворительную оценку по предмету или поведению. Такая реакция не только не стимулирует волевые усилия, но и надолго подавляет их. Прием подчеркивания неизбежности выполнения задания предполагает точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться по выполненной работе. Более того, благодаря этому методу реализуется принцип сочетания требовательности и доверия.
- Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля. Используя этот прием, учитель стремиться помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их: «Подумай, прочитай вот это правило. Ошибка здесь. Постарайся ее не повторить в следующий раз».
- Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания. Известно, что леность в учении или общественно полезном труде ученик оправдывает рядом мотивов, причем ведущим является мотив самоутешения: «Если захочу, сделаю все, как нужно», «Когда придет время, буду работать не хуже других». Данный прием необходимо направить на перестройку мотива, побуждение выполнить задание тотчас же.[3, с.48]
2.2 Модель воспитательной деятельности учителя с педагогически запущенными учащимися в процессе нравственного воспитания
Педагог, осуществляющий перевоспитание педагогически запущенных школьников, выполняет следующие функции:
Ш диагностическая изучение всего контингента учащихся, выявление лиц, которых можно отнести к педагогически запущенным, определение их психологического типа, степени педагогической запущенности, ее причин; выявление индивидуальных особенностей таких учащихся, степени их воспитанности и отзывчивости на воспитательное воздействие;
Ш целевой ориентации (правильное определение воспитательных целей и задач перевоспитания, способов и средств воздействия на воспитанников; определение качеств личности каждого ученика, которые необходимо развить или устранить);
Ш планирования (проектирование поэтапного процесса формирования личности, постановка ближних, средних и дальних перспектив для учащихся);
Ш мобилизационно-побудительная (стимулирование учащихся к
самосовершенствованию, побуждение их к достижению поставленных целей
и реализацию задуманных планов);
Ш коммуникативная (установление и поддержание оптимальных в воспитательном отношении межличностных контактов социального педагога и «трудных» учащихся);
Ш организаторская (организация индивидуально-повседневных планов учащихся, их учебного режима и режима жизнедеятельности, обеспечивающего навыки законопослушного поведения);
Ш формирующая (формирование социально активной жизненной
позиции, системы нравственно-правовых знаний);
Ш коррекционная (устранение изъянов в нравственном и правовом
сознании «трудных» учащихся, искоренение привычек асоциального и
противоправного поведения);
Ш координирующая (согласование по основным направлениям, месту и
времени работы воспитательных усилий учителей, родителей учащихся и др.
социальных институтов, причастных к перевоспитанию школьников);
Ш контрольно-оценочная (контроль процесса воспитания и перевоспитания педагогически запущенных учащихся, анализ и оценка результатов проделанной работы);
Ш совершенствования (непрерывное совершенствование процесса воспитательно-профилактической работы с учащимися, форм и методов воспитания и перевоспитания с учетом достижений педагогической науки и практики).[1, с.56]
2.3 Система работы педагога по устранению отклонений в поведении учащихся
Работа педагога по устранению отклонений в поведении учащихся основывается на методе реконструкции характера, т.е. перевоспитании, которое трактуется как комплекс мер, система социально-воспитательных действий, направленных на преодоление отклонений от социальных норм в нравственном развитии и поведении личности.
Основные функции перевоспитания:
Ш восстановление положительных перспектив, смыслов, ценностей человека;
Ш компенсация недостающих качеств успехами человека в других сферах;
Ш стимулирование индивидуальных творческих сил, нравственных устремлений личности в условиях групповой деятельности и общения;
Ш специальная помощь в индивидуальном осознании проблем (сопереживание, поддержка, содействие в решении проблем и др.);
Ш изменение социальной ситуации развития перевоспитуемого (образовательной коммуникативной среды);
Ш содействие в созидании человеком собственного нового опыта отношений к себе, окружающим людям, обществу в целом, деятельности.[10, с.63]
Перевоспитание осуществляется в соответствии с определенными этапами.
1 этап - (для педагогов, изначально приступивших к работе с классом) выявление в классном коллективе учащихся, склонных к нарушению нравственных норм общения и поведения, систематически отстающих в учебной деятельности.
Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо:
- проанализировать школьную документацию:
а) классный журнал (с целью выяснения успеваемости учащихся по предметам, посещаемость ими занятий, занятость во внеклассных кружках, клубах, секциях);
б) индивидуальные характеристики учащихся, составленные предыдущим классным руководителем;
- побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе, с целью получения информации об особенностях поведения и учебной деятельности детей, демонстрирующих отклонения в поведении;
2 этап - изучение личностных и поведенческих характеристик школьников, демонстрирующих отклонения в поведении и отставание в учебе; изучение среды, окружающей ребенка.
Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо пронаблюдать за каждым педагогически запущенным учащимся, побеседовать с ним, познакомиться с семьей ученика, проанализировать ближайшее окружение ребенка. При выполнении данной работы педагогом заполняется карта изучения педагогически запущенного учащегося (приложение 1), а также карта изучения условий и проблем семейного воспитания (приложение 2), которую родители могут заполнить сами во время родительского собрания.
3 этап - выявление причин, приведших к педагогической запущенности учащегося и определение степени его педагогической запущенности (латентная степень - легкая, средняя степень, высокая степень).
С этой целью классный руководитель (социальный педагог) анализирует всю полученную им информацию, отраженную в заполненных картах, представленных выше.
4 этап - составление педагогом программы коррекции личности воспитанника и устранения отклонений в поведении. Данная программа составляется индивидуально для каждого педагогически запущенного учащегося и дает ответы на следующие вопросы:
а) какие качества необходимо устранить или воспитать в ученике;
б) что для этого необходимо сделать; в) кто и как может помочь в этой работе на различных этапах перевоспитания.
Как правило, программа состоит из трех разделов:
1) психолого-педагогическая характеристика учащегося (см. приложение 3);
2) социально-педагогическая коррекция (формы и методы работы с учащимся) (см. приложение 4);
3) психологическая коррекция.
Психологическая коррекция предполагает проведение психологической диагностики личности (акцентуация характера, карта развития психических процессов и т.д.): проведение с учащимся психологических тренингов с целью его овладения самосозидающими приемами; проведение бесед с целью разъяснения особенностей механизма поведения подростков с соответствующей акцентуацией характера; консультативная работа с учителями, у которых сложились с учеником конфликтные отношения.
На этом этапе осуществляется также обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. С этой целью педагог входит в доверие к ребенку, устанавливает с ним эмоциональный контакт во время бесед, пробуждает интерес к личностно и социально полезным видам деятельности.
5 этап - реализация индивидуальной программы перевоспитания школьника, накопление учеником нравственно положительных качеств, поступков. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.
Профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей и подростков будет успешной при реализации следующих условий:
Ш комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;
Ш учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка;
Ш профессиональная компетентность педагога;
Ш опора на положительные качества личности ребенка и ориентация на гармоничное ее развитие;
Ш единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов воздействия на воспитанника;
Ш дифференцированный подход в процессе обучения;
Ш выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
Ш научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми отклоняющегося поведения.[10, с.36]
В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики социально-педагогической запущенности детей и подростков.
1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой
деятельности:
Ш познавательные игры;
Ш создание ситуаций эмоционального переживания;
Ш создание ситуаций занимательности;
Ш создание ситуаций опоры на жизненный опыт;
Ш создание ситуаций успеха, в учебно-познавательной и игровой деятельности.
2. Организация жизни и деятельности детского коллектива:
Ш создание ситуаций личностной и групповой перспективы;
Ш коллективные и творческие игры;
Ш коллективные соревнования.
3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
Ш уважение;
Ш педагогическое требование;
Ш убеждение:
Ш понимание;
Ш доверие;
Ш педагогическое предостережение;
Ш анализ поступка;
Ш решение конфликтной ситуации.
4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование
активности ребенка:
Ш пример, разъяснение;
Ш ожидание радости;
Ш снятие напряжение;
Ш обращение к самолюбию, самоуважению;
Ш требование;
Ш внушение.[20, с.44]
Основными средствами педагогической коррекции дисгармонии развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей.
Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, выявление реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.
В связи со структурой воспитательного процесса педагог должен в совершенстве владеть четырьмя группами методов:
- связаным с подготовкой педагога к решению воспитательных задач: диагностики, целевой ориентации, планирования и организации воспитательной работы;
- педагогического воздействия: убеждением, организацией жизнедеятельности учащихся, созданием воспитательных ситуаций, стимулирования процесса воспитания;
- координационно- корректирующими: выработка единых требований, контрольными, аналитическими и оценочными методами;
- совершенствования процесса воспитания и перевоспитания: методами повышения педагогического мастерства, совершенствования воспитательной работы.[13, с.92]
Для профилактики и преодоления педагогической запущенности учащихся педагог должен овладеть методикой воспитательной деятельности, хорошо знать особенности объекта педагогических воздействий, уметь устанавливать и поддерживать наиболее оптимальные контакты с этими учащимися, наиболее эффективно применять каждый из методов воспитания и перевоспитания. Только владея всеми этими особенностями можно добиться наиболее лучшего результата.[1, с.46]
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |